Безумная евдокия брифли. Безумная евдокия

Меню статьи:

Повесть Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» затрагивает сразу несколько неразрешенных проблем социума. Автору хочется заставить читателя разобраться и дать самостоятельную оценку таким вопросам как:

  • Является ли благом самоотречение во имя ребенка;
  • Совместима ли творческая одарённость и эмпатия у детей;
  • Способно ли одиночество деформировать личность человека;
  • Взрослые и дети: взаимное воспитание и манипулирование;

Главные роли отведены четырём действующим лицам: безымянный повествователь от первого лица, его жена Надя, дочь Оля и учитель истории Евдокия Савельевна. На втором плане не менее важные люди – Боря, влюблённый в Олю одноклассник и «Люси», лучшая подруга.

Краткая сюжетная линия повести

Знакомство супругов происходит в рабочей обстановке. «Милая детская непосредственность» взрослой женщины влюбляет в неё будущего мужа с первых дней знакомства. Молодая семья мечтает о рождении дочери, и вопреки пороку сердца и предостережениям врачей, Надя принимает судьбоносное решение – она становится матерью. Бессонные внутренние монологи приводят главного героя к пониманию, что дочь стала причиной их с Надей отчуждения друг от друга.

На время страшного события Оля была шестнадцатилетней девушкой, одарённой талантом скульптора и художницы. Уйдя на сутки в поход с компанией одноклассников и школьной учительницей истории Евдокией Савельевной, девочка исчезает.

Мать, находясь в опасном для неё состоянии потери самообладания, не вовремя подходит к телефону, когда из участка милиции звонят и предлагают опознать тело неизвестной девушки. В этот момент героиня теряет рассудок, а в квартиру заходит радостная Оля.

Характеристика главных действующих лиц

«Родители Оленьки» – так характеризует повествователь их с женой потерянные годы. Начало представлено ретроспекцией главного героя в далёкое прошлое, и его размышлениями о том, что упущенные детали могут иметь катастрофические последствия. Неумолкающие внутренние диалоги с женой приводят к мысли о том, что увлёкшись единой целью и глядя в одном направлении, можно забыть о самих себе.

Вначале автор хочет сказать о том, что влюблённые в равной степени были наделены эмоциональным интеллектом и без труда нашли общие цели в жизни. Не раз упоминается способность Нади к самоиронии, ведь «на это способны только хорошие и умные люди» – думает муж, не переставая восхищаться своей избранницей. Женщина обладает такими главными человеческими качествами, как духовная чистота и мудрость в сочетании с самоотдачей.

Героине отведена роль доброго наставника мужа, а он в свою очередь высоко ценит способности супруги тонко чувствовать людей и ситуацию. Часто она заставляет задуматься о том, что во время веселья в одном месте, где то раздаётся плачь других людей. Идею автор подкрепляет неугомонным весёлым радио, звуки которого сопровождает трагическую ситуацию.

Образ Нади и её болезнь сердца показывает, что рождение ребёнка является ценным даром. Мать полностью растворяется в чаде, забыв с годами о том, что сама была некогда наделена хорошим голосом и могла петь.

Анатолий Алексин задаёт вопросы читателю:

  • Жертвенность родителей – полезна ли она для ребёнка.
  • Способен ли он по достоинству оценить ежедневный подвиг взрослых, отрекающихся от себя и своих амбиций.

На то время такими критериями мыслить не разрешалось, но можно предположить, что излишняя увлечённость жизнью сына или дочки способна негативно отразиться на всей семье.

Повествователь хочет сказать, что родители, излишней заботой воспитали молодую эгоистичную дочь, которая легко и с налётом небрежности переступает через родных и друзей. Девочка владеет даром не только скульптора, но и мастера слова, на ходу придумывая рифмованные ответы в повседневных диалогах. В школе она отличается от серой массы, но не находит признания. Отец видит в ней родственную душу – талант, который стараются не замечать посредственности, и начинает ещё больше жалеть дочь.

Девочка-подросток во всём винит Евдокию, странную учительницу, которая пытается всех уравнять и выделить любимчиков среди бесполезных в классе учеников. Рассказы дома о странном поведении преподавателя не умолкают: «- Наша безумная Евдокия! - сказала о ней Оля». Так произошло единогласное клеймление личности.

Алексин хочет донести, что ребёнок с ранних лет стал неосознанно практиковаться в манипулировании людьми. Родители видят несуразную учительницу предвзято, с подачи Оли она выглядит так:

  • Одинокая нелепая женщина, которая старается подавить в детях творческое начало.
  • Необъективных холерик, который «хватает из толпы» себе фаворитов среди бездарных учеников.
  • Взбалмошный и волевой характер держит сплочённым весь класс, порицая каждого, кто не хочет принимать участия в коллективной деятельности.

Гротескная персона Евдокии выстроена ею лично, и создаётся впечатление, будто она тщательно следит за этим, специально надевая несуразную мужскую и женскую одежду вместе. Однако безумство её всё же относительно, она под стать родителям Оли, растворилась в чужих детях. Не имея своих, всей душой хочет научить их дружить и приносить пользу обществу, подтверждая свои слова яркими примерами.
Только после потери рассудка жены главный герой осознает, что за шестнадцать лет они воспитали умного манипулятора, неспособного сочувствовать.

Картина показывает, как растворяясь в жизни талантливых, или бесталанных детей родители теряют способность мыслить критически, поддаваясь умелому плетению интриг детьми. Читатель обязан задуматься, насколько самостоятельно даётся оценка людям, или она кем-то запланирована и просчитана в корыстных целях.

Одиночество губительно для человека

Автор хочет показать, что с «духовной тишиной» карикатурная Евдокия и ей подобные стараются справиться тем, что громко «шумят» вокруг, не желая оставаться наедине с собой. Такое энергичное поведение способно заряжать энтузиазмом, но в равной степени может мешать людям более тонкого склада ума, одиночкам, которые хотят дистанцироваться от толпы.

В семье случилось горе. Его жена Наденька лишилась рассудка, а может быть и жизни. И виной тому стала их любимая дочь Оленька, вернее ее эгоизм.

Когда же была допущена ошибка, почему дочь выросла такой, ведь вся любовь родителей была ей отдана?

Когда-то давно они поженились. У Наденьки больное сердце и она не должна была становиться матерью. Но девочка родилась вопреки запретам. Вот тогда они и положили свои жизни к ногам дочери – безумная родительская любовь не только дарит счастье, но может и погубить совесть.

Оленька росла способной девочкой. Рисовала, занималась лепкой и была просто красавицей. Она считала себя особенной и раздражалась по поводу того, что ее учительница Евдокия Савельевна умаляет ее достоинства, что старается весь класс подогнать под свои стандарты.

Рассказывая дома о выходках Безумной Евдокии, как прозвала учительницу Оленька, девочка искала у родителей поддержку. И она ее находила – может быть не такую активную, как хотела, но тихое согласие уж точно.

Не замечали родители и того, что девочка теряет друзей, обвиняя их в предательстве, хотя если бы они были бы более внимательны, то стало бы понятно, что их дочь не безгрешна. Но увы, этого не произошло.

Однажды Евдокия Савельевна организовала поход по местам, где совершил подвиг во время войны ее бывший любимый ученик. Дети должны были пройти путь смелого мальчика. В этот поход пошла и Оля.

Когда ранним утром учительница пришла и сообщила о пропаже девочки, Наденька держалась до последнего. Но услышав слова, что девочка якобы найдена и ее нужно опознать, разум матери не выдержал.

Все присутствующие были шокированы, когда в квартиру вбежала девочка. Она была в прекрасном настроении, принесла маме букет цветов и стала рассказывать, что первая дошла до того места, к которому стремился весь класс.

Оленька говорила это маме, делилась своей радостью, пыталась достучаться до родного сердечка, но та больше ничего не хотела слышать, вернее не могла. Горе лишило ее счастья понимать слова.

Отец и дочь остались у разбитого семейного очага.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. А. Алексин – повесть “Раздел имущества”. В этой пове­сти писатель поднимает проблему душевной черствости, от­чуждения в семейных отношениях, неблагодарности детей...
  2. В 1964 году на экраны СССР вышел фильм «Девочка и эхо». Можно и сейчас посмотреть его, используя источники из интернета....
  3. Александр Иванович Куприн в 1900 году написал рассказ «Тапер». Краткое содержание произведения позволит читателю сэкономить время и ознакомиться с сюжетом...

Добру и любви, взаимопониманию и сочувствию посвящены произведения, который создал Анатолий Алексин. «Безумная Евдокия», краткое содержание которой изложено в этой статье, - одно из самых проникновенных произведений этого автора.

Родительская любовь

Создателем огромного количества рассказов и повестей для детей и подростков является Алексин. «Безумная Евдокия», краткое содержание которой представлено ниже, - повесть о том, как безмерная любовь превратила девочку-подростка в эгоистичного человека. Звали ее Олей, и у нее были безумно любящие родители. Она настолько внимательно и ласково к ней относились, что забывали порою друг о друге. Поступки ее повлекли за собой вовсе не детские последствия. Начинается повесть с воспоминаний ее отца.

Отец Оли - он же рассказчик. Жизнь этого человека вращалась вокруг любимой дочери. То же самое можно сказать и о матери Оли - женщине, о первой встречи с которой вспоминает рассказчик в начала произведения. В своей повести идеальный образ родителей предоставил Алексин. «безумная Евдокия», краткое содержание которой говорит о том, что произведение это весьма трагично, создает впечатление, что для того, чтобы воспитать из своего ребенка доброго и порядочного человека, недостаточно его безмерно любить.

Огни прошлого

Главный герой предается воспоминаниям. Читателю пока не известно, что случилось с его семьей. Но уже с первых строк понятно, что произошло нечто непоправимое.

Со своей женой Надей он познакомился в конструкторском бюро, где они когда-то работали. Она была мила и непосредственна. И в нее невозможно было не влюбиться. Однако была одна проблема, о которой Надежда, не тая, сказала уже после первого свидания. У нее, как она сама выразилась, было приданое: сердечная недостаточность и невозможность иметь детей. Вот о чем пишет Анатолий Алексин. «Безумная Евдокия» - краткое содержание этой повести - может рассказать о любви и самопожертвовании. О чувствах, на которые способна, пожалуй, лишь мать.

Прошло немного времени, и они поженились. У них родилась дочь, которую назвали Ольгой. О запрете врачей Надя благополучно забыла, как, впрочем, и ее муж. Слишком велико было родительское счастье, чтобы отвлекаться на такие мелочи. Обо всем этом вспоминал муж Нади, возвращаясь домой. Откуда он шел, расскажет лишь в последней главе Алексин. «Безумная Евдокия» - история с печальным и неожиданным концом.

Оля дома?

Прошли годы. Оля выросла. Действие повести приходится на то время, когда ей уже пятнадцать. Она очень способная ученица и у нее необыкновенный художественный талант. А еще она умеет подтрунивать над людьми. Например, своей классной руководительнице она дала прозвище - безумная Евдокия. Краткое содержание повести следует продолжить описанием события, которое явилось здесь кульминацией.

Однажды учительница, активность которой чрезвычайно раздражала Олю, организовала поездку всем классом. Пропустить это мероприятие девочке не удалось, несмотря на все старания. Родители ждали ее возвращения на следующий день. И вдруг раздался звонок в дверь. На пороге стояли два ее одноклассника и Евдокия Савельвна. И прозвучал вопрос: «Оля дома?». Более суток ее не было ни дома, ни на школьных сборах.

Евдокия Савельевна

В этой повести очень яркие образы создал Алексин. Безумная Евдокия - классная руководительница. Эта дама всегда любила, чтобы все были вместе. Вместе в театр, вместе на экскурсию. Еще она любила непосредственность. Но Оля была другой. Ее работы красовались на выставках. Преподаватели в художественной школе пророчили ее большое будущее. И Евдокии Савельевне это жутко не нравилось. Такое представление об учительнице имели родители. Создано оно было, правда, большей частью со слов их дочери.

Люси

У обожаемой родителями дочери была подруга. Звали ее Люся. Но Оле больше нравилось называть ее на французский манер. Люси была необыкновенно преданным другом. Она таскала за талантливой Олей ее многочисленные папки с рисунками, восхищалась ее даром и ее саму обожала. У самой Люси судьба была нелегкая. Мать ее тяжело болела, и отец, хотя давно и любил другую женщину, оставался в семье исключительно из-за чувства долга. Об этом не знал никто: ни мать, ни знакомые, ни соседи, ни безумная Евдокия. Краткое содержание повести следует продолжить воспоминаниями отца, которому была известна горькая тайна семьи Люси со слов дочери. Только ей одной девочка доверилась.

Ссора

Но неожиданно все переменилось. В художественной школе состоялась встреча со знаменитым живописцем. Люся мечтала на нее попасть. Но простояла у окна весь вечер, поскольку Оля не смогла ее провести в зал. Это событие и стало разладом в девичьей дружбе. А затем, во время классного часа, Оля, желая заступиться за подругу, хотя и за бывшую, открыла всем семейную тайну Люси... Она полагала, что это ее оградит от нападок классной руководительницы, вызванных плохой успеваемостью.

Безответная любовь

Произведение, которое написал - «Безумная Евдокия» - повествование о том, насколько любящие люди способны не видеть, не замечать недостатков. Безумная Евдокия однажды процитировала по этому поводу русского поэта: «Лицом к лицу - лица не увидать», намекая на то, что родители плохо знают свою дочь. Отец был несогласен. Ведь Есенин имел в виду исключительно временные расстояния. Но потом, в тот злополучный день, он осознал правдивость слов учительницы.

В тот момент в дверях стояли трое: безумная Евдокия, Люся и Боря. Последний также относился к тем, кто безумно любил Олю. Но она этого не замечала потому, что она вообще ничего не могла видеть кроме себя и своего таланта.

Митя Калягин

Классная руководительница любила ставить детям в пример своих лучших учеников. Самый необыкновенный из них был Митя Калягин. Он не сделал карьеру, не был великим художником или музыкантом. Он был просто человеком, который во время войны совершил подвиг. Митя отвез доктору инструменты, которые необходимы были для спасения русских солдат.

Цель мероприятия, с которого не вернулась Оля, - найти тот самый маршрут, по которому Митя в войну пробрался к дому врача и спас жизнь красноармейцам. Это должен был быть самый короткий путь.

Многогранные и сложные образы изобразил Алексин. «Безумная Евдокия», анализ которой предполагает сопоставление таких человеческих качеств, как человечность и талант, является историей о том, насколько мнение о человеке может быть обманчивым и как сильно любовь родительская застилает глаза.

Развязка

Оля не пропала. Она лишь хотела преодолеть путь быстрее всех. Девочка привыкла быть во всем лучшей. Но у нее не была развита способность думать о других, даже о своих родителях. Евдокия Савельевна обзвонила все больницы и обратилась в милицию. В тот момент, когда Оля возвращалась с удачно совершенного похода, зазвонил телефон. Надя взяла трубку и услышала слова: "Приезжайте, нужно опознать".

У матери Оли был порок сердца, но оно выдержало. Не выдержала душа. После страшного звонка пришлось вызвать психиатра.

Обо всем этом рассказчик вспоминает тогда, когда все участники этих событий возвращаются из психиатрической лечебницы, из которой, возможно, Надя уже не вернется. И еще, в разговоре с безумной Евдокией, которая оказалась не такой уж сумасшедшей, он узнает многое, что позволяет взглянуть ему на свою дочь другими глазами. О том, как Оля предала свою подругу, о том, что не видела ничего и никого вокруг себя. И о том, что учительница ее никогда не была против таланта. Она лишь хотела, чтобы к нему прилагалась человечность.

Евдокия Савельвна корила себя за все, что произошло, и пообещала, что поддержит Олю, поскольку чувство вины может оказаться невыносимой для нее. Отец никого не винил. Он пытался вспомнить о том, когда и в какой момент в воспитании дочери они с Надей ошиблись.

«Безумная Евдокия» - повесть для детей и родителей. В ней и взрослый, и ребенок может найти что-то близкое для себя, а быть может, с помощью этого произведения удастся избежать ошибки, которую совершить можно даже из-за большой любви.

Меню статьи:

Повесть Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» затрагивает сразу несколько неразрешенных проблем социума. Автору хочется заставить читателя разобраться и дать самостоятельную оценку таким вопросам как:

  • Является ли благом самоотречение во имя ребенка;
  • Совместима ли творческая одарённость и эмпатия у детей;
  • Способно ли одиночество деформировать личность человека;
  • Взрослые и дети: взаимное воспитание и манипулирование;

Главные роли отведены четырём действующим лицам: безымянный повествователь от первого лица, его жена Надя, дочь Оля и учитель истории Евдокия Савельевна. На втором плане не менее важные люди – Боря, влюблённый в Олю одноклассник и «Люси», лучшая подруга.

Краткая сюжетная линия повести

Знакомство супругов происходит в рабочей обстановке. «Милая детская непосредственность» взрослой женщины влюбляет в неё будущего мужа с первых дней знакомства. Молодая семья мечтает о рождении дочери, и вопреки пороку сердца и предостережениям врачей, Надя принимает судьбоносное решение – она становится матерью. Бессонные внутренние монологи приводят главного героя к пониманию, что дочь стала причиной их с Надей отчуждения друг от друга.

На время страшного события Оля была шестнадцатилетней девушкой, одарённой талантом скульптора и художницы. Уйдя на сутки в поход с компанией одноклассников и школьной учительницей истории Евдокией Савельевной, девочка исчезает.

Мать, находясь в опасном для неё состоянии потери самообладания, не вовремя подходит к телефону, когда из участка милиции звонят и предлагают опознать тело неизвестной девушки. В этот момент героиня теряет рассудок, а в квартиру заходит радостная Оля.

Характеристика главных действующих лиц

«Родители Оленьки» – так характеризует повествователь их с женой потерянные годы. Начало представлено ретроспекцией главного героя в далёкое прошлое, и его размышлениями о том, что упущенные детали могут иметь катастрофические последствия. Неумолкающие внутренние диалоги с женой приводят к мысли о том, что увлёкшись единой целью и глядя в одном направлении, можно забыть о самих себе.

Вначале автор хочет сказать о том, что влюблённые в равной степени были наделены эмоциональным интеллектом и без труда нашли общие цели в жизни. Не раз упоминается способность Нади к самоиронии, ведь «на это способны только хорошие и умные люди» – думает муж, не переставая восхищаться своей избранницей. Женщина обладает такими главными человеческими качествами, как духовная чистота и мудрость в сочетании с самоотдачей.

Героине отведена роль доброго наставника мужа, а он в свою очередь высоко ценит способности супруги тонко чувствовать людей и ситуацию. Часто она заставляет задуматься о том, что во время веселья в одном месте, где то раздаётся плачь других людей. Идею автор подкрепляет неугомонным весёлым радио, звуки которого сопровождает трагическую ситуацию.

Образ Нади и её болезнь сердца показывает, что рождение ребёнка является ценным даром. Мать полностью растворяется в чаде, забыв с годами о том, что сама была некогда наделена хорошим голосом и могла петь.

Анатолий Алексин задаёт вопросы читателю:

  • Жертвенность родителей – полезна ли она для ребёнка.
  • Способен ли он по достоинству оценить ежедневный подвиг взрослых, отрекающихся от себя и своих амбиций.

На то время такими критериями мыслить не разрешалось, но можно предположить, что излишняя увлечённость жизнью сына или дочки способна негативно отразиться на всей семье.

Повествователь хочет сказать, что родители, излишней заботой воспитали молодую эгоистичную дочь, которая легко и с налётом небрежности переступает через родных и друзей. Девочка владеет даром не только скульптора, но и мастера слова, на ходу придумывая рифмованные ответы в повседневных диалогах. В школе она отличается от серой массы, но не находит признания. Отец видит в ней родственную душу – талант, который стараются не замечать посредственности, и начинает ещё больше жалеть дочь.

Девочка-подросток во всём винит Евдокию, странную учительницу, которая пытается всех уравнять и выделить любимчиков среди бесполезных в классе учеников. Рассказы дома о странном поведении преподавателя не умолкают: «- Наша безумная Евдокия! - сказала о ней Оля». Так произошло единогласное клеймление личности.

Алексин хочет донести, что ребёнок с ранних лет стал неосознанно практиковаться в манипулировании людьми. Родители видят несуразную учительницу предвзято, с подачи Оли она выглядит так:

  • Одинокая нелепая женщина, которая старается подавить в детях творческое начало.
  • Необъективных холерик, который «хватает из толпы» себе фаворитов среди бездарных учеников.
  • Взбалмошный и волевой характер держит сплочённым весь класс, порицая каждого, кто не хочет принимать участия в коллективной деятельности.

Гротескная персона Евдокии выстроена ею лично, и создаётся впечатление, будто она тщательно следит за этим, специально надевая несуразную мужскую и женскую одежду вместе. Однако безумство её всё же относительно, она под стать родителям Оли, растворилась в чужих детях. Не имея своих, всей душой хочет научить их дружить и приносить пользу обществу, подтверждая свои слова яркими примерами.
Только после потери рассудка жены главный герой осознает, что за шестнадцать лет они воспитали умного манипулятора, неспособного сочувствовать.

Картина показывает, как растворяясь в жизни талантливых, или бесталанных детей родители теряют способность мыслить критически, поддаваясь умелому плетению интриг детьми. Читатель обязан задуматься, насколько самостоятельно даётся оценка людям, или она кем-то запланирована и просчитана в корыстных целях.

Одиночество губительно для человека

Автор хочет показать, что с «духовной тишиной» карикатурная Евдокия и ей подобные стараются справиться тем, что громко «шумят» вокруг, не желая оставаться наедине с собой. Такое энергичное поведение способно заряжать энтузиазмом, но в равной степени может мешать людям более тонкого склада ума, одиночкам, которые хотят дистанцироваться от толпы.

Рассказчик вспоминает свою жизнь, сравнивая её с дорогой. Он пытается понять, где именно на его жизненной дороге тот поворот, за которым скрылось начало пути. Мысленно он готовится к разговору с женой, бессонными ночами вспоминает детали, подробности, строит из них мост к тому роковому дню.

Со своей будущей женой Надей рассказчик познакомился в конструкторском бюро, где в то время они оба работали. Надя покорила его своим чувством юмора и непосредственностью.

Самой яркой чертой Надиного характера была честность. Она сразу сообщила рассказчику, что у неё порок сердца, и врачи запрещают ей иметь детей. С этого дня иметь дочь стало главным их желанием.

Вопреки запретам врачей Надя родила ребёнка. Когда девочка, названная Олей, родилась, Надя написала мужу записку: «Разве она могла обмануть мои и твои ожидания? Спасибо ей!». Теперь рассказчик считает эту фразу их первой ошибкой.

Прошло шестнадцать лет. Однажды Оленька ушла в поход, организованный классной Евдокией Савельевной, и родители спокойно ждали её дома. В то воскресное утро рассказчик впервые за много лет заметил, что и он, и Надя давно отказались от своих увлечений. Теперь «центром семьи, её лицом» стала Оля.

Размышления рассказчика прервал звонок в дверь. На пороге стояла Евдокия Савельевна, за ней робко переминались Люся и Боря. Классная сообщила, что Оля пропала, и рассказчик поспешил обвинить во всём её.

Евдокии Савельевне было 54 года, но она казалась женщиной без возраста. За невнимание к собственной внешности и странную манеру одеваться Оленька прозвала её «безумной Евдокией». Следом за ней стали так называть классную и родители.

Главной её целью стало объединить 9 «Б» класс, «чтобы все были вместе». В классе она замечала и выделяла самых незаметных, а Оленьку, которая училась лепке в элитной художественной школе, классная практически не замечала.

Девочку раздражало стремление безумной Евдокии выдвигать посредственностей на первый план, организовывать встречи со своими бывшими учениками - поварами, сантехниками, слесарями, бухгалтерами. Родители Оли были уверены, что классная любит только усреднённую серость и ненавидит талант в любом проявлении. Евдокия приблизила к себе самых незаметных учеников, которые вслед за ней «не желали замечать того, что было для них непривычным».

Надя жалела одинокую Евдокию и просила дочь не идти на конфликт. Та соглашалась, но дома часто острила насчёт классной и сочиняла смешные четверостишья о своих одноклассниках.

Рассказчик вспомнил обо всём этом и решил, что в походе Оленьку унизили и оскорбили, девочка не выдержала, сбежала и где-то пропадает уже целую ночь. Обвинял рассказчик и Люсю Катушкину, которая когда-то была лучшей подругой Оленьки, преклонялась перед её талантом, таскала тяжёлую папку с рисунками и мыла кисточки. Рассказчик знал, что Люсина мама тяжело больна, а её отец любит другую женщину. Эту тайну в классе знала только Оля.

Их дружба окончилась в тот день, когда в художественной школе проводилась встреча со знаменитым художником. Оля обещала провести Люсю на эту встречу, но так и не провела. Родителям Оленька объяснила, что в зале не было места. Чуть позже Люсю из-за двоек «прорабатывали» на классном собрании. Оленька хотела поддержать её, но Люся отказалась от её помощи. Олины родители решили, что Люся слишком горда, а Евдокия начала её опекать и сделала старостой класса.

Рассказчик посчитал поступок Люси предательством. Теперь Люся пряталась за широкой спиной Евдокии, и рассказчику казалось, что девочка чувствует свою вину. Винил отец Оленьки и Борю Антохина, самого высокого и красивого мальчика не только в 9 «Б», но и во всей школе.

Вместо романтических похождений Боря, ужасно стеснявшийся своей внешности, посвятил себя общественной деятельности и стал «главным проводником в жизнь всех замыслов и идей Евдокии Савельевны». Рассказчик считал, что классная поручила Боре вовлечь Оленьку в жизнь класса, и тот старался вовсю, подстерегал девочку возле художественной школы, чтобы отвести её на очередное классное мероприятие.

Как и Евдокия, Боря пытался воспитывать Оленьку на примере лучших учеников классной, чаще всего ставя ей в пример Митю Калягина. В детстве, во время войны, Митя не побоялся отвезти своему дяде-врачу инструменты и лекарства для двух раненных красноармейцев, которых тот прятал у себя в подвале. Несмотря на высокую температуру, мальчик сумел выбрать самый короткий путь и избежать встречи с врагом. Митей Калягиным Евдокия гордилась больше всего.

Поход, во время которого пропала Оленька, Евдокия решила устроить «по следам славы» Мити Калягина. Два девятых класса должны были найти тот самый короткий путь. Победителей ожидал сюрприз. Добравшись до нужной станции, ребята расположились на ночлег, а через несколько часов Оленька исчезла.

Войдя в квартиру рассказчика, Евдокия Савельевна начала обзванивать больницы, позвонила Мите Калягину, а Надя тем временем ходила от окна к окну и ни на что не реагировала.

Евдокии Савельевне понадобились фотографии Оленьки, и Боря тут же осторожно достал из кармана пять новеньких снимков. Люся бегала за Надей с пузырьком лекарства и стаканом воды в руках. Рассказчик смотрел на эту суету и «был уверен, что они искупают вину».

Приехал Митя Калягин, и Евдокия отправила его вместе с Борей за город искать Оленьку, а сама «вновь установила пост возле телефонного аппарата». Минут через сорок позвонили из милиции и попросили приехать, опознать... Услышав это, Надя оцепенела и опустилась на пол, повторяя: «Я её не узнаю...».

И тут в прихожей хлопнула дверь, и раздался весёлый голос Оленьки. С порога она начала рассказывать, как перехитрила всех и первой нашла короткую дорогу к Митиному дяде. Оленька привезла букет ромашек и приз - фотографию молодой Евдокии, которая скрывала у себя вылеченных солдат.

Только через несколько минут Оленька заметила, в каком состоянии находится Надя - та снова ни на что не реагировала и даже не понимала, что её дочь вернулась домой. Приехал Митин дядя, оказавшийся невропатологом. Осмотрев Надю, он посоветовал обратиться к психиатру.

Все вместе они отвезли Надю в психиатрическую клинику. На обратном пути Евдокия Савельевна обвиняла в случившемся себя - именно она подняла переполох. Рассказчик тоже попытался оправдать дочь, упомянул о ссоре Оли и Люси, о плохом отношении к ней Бори. Тут Евдокия Семёновна не выдержала, и рассказчику пришлось взглянуть на поведение дочери с другой стороны.

Оказалось, Оля и не думала вести Люсю на встречу с художником. Войдя в зал, девочка просто забыла о лучшей подруге. Люся стояла на улице, слышала через открытое окно бойкий голос Оленьки и даже не могла уйти - в руках у неё была тяжёлая папка с Олиными рисунками. Евдокия считала, что Оля сделала это нарочно. Люся любила Олю, а та решила, что «любовь отбирает у людей гордость и самолюбие». И на классном собрании Люся отвергла помощь Оленьки вовсе не из-за гордости, просто Оля при всём классе намекнула на тяжёлые семейные обстоятельства подруги, попыталась «небрежно, одной рукой» развести её беду.

Оленька всегда была занята только собой, ей некогда было вникнуть в чужие чувства. Не хотела она замечать и любовь Бори Антохина - недаром у мальчика оказалось столько Олиных снимков. Рассказчик всегда был рад, что Оля пока не в кого ни влюбилась, но теперь он подумал, что её любви хватало только на себя. Рассказчик попытался представить последний поступок дочери как протест против одиночества в классе, но Евдокия Савельевна резко возразила: «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество».

Евдокия не была против талантливых и одарённых, она лишь хотела, чтобы к таланту прилагалась человечность. Именно этому она пыталась научить 9 «Б», устраивая встречи со своими бывшими учениками, у каждого из которых был дар человечности. В том, что произошло, Евдокия винила не одну Олю. Виноваты были все, кто окружал девочку и не смог привить ей этот дар. Она взялась поддержать Оленьку, ведь без поддержки «эта ноша окажется для неё непосильной».

На пути к дому, в котором они с Олей теперь будут жить одни, рассказчик начал переосмысливать свою жизнь и искать момент, где они с Надей ошиблись в первый раз.