Бог прощает нам наши грехи. Чтобы получить прощение грехов своих, мы должны по воле Божией. Простительно ли незнание

Самые практичные вопросы на свете – это вопросы богословские. А один из самых важных из них – это вопрос о Божием прощении.

Недавний инциндент вновь заставил об этом задуматься. “Бог прощает всех” – сказала дама, демонстрировавшая за задержанных участниц панк-группы. “Нет, Бог не прощает кощунства!” – ответил молодой человек и ударил ее по щеке. После чего дама обратилась в полицию. Я ничуть не осуждаю обращения в полицию по поводу тех или иных безобразий. Полиция – великое учреждение, благодаря которому все мы наслаждаемся благоустроением и многим миром. Не верите – спросите у жителей тех стран и областей, где ее нет.

Но как же все-таки с этим “Бог прощает всех”?

Бог должен простить наших безобразниц, но вот не нашего безобразника надо сдать куда следует?

Интересна и реакция некоторых православных – за кощунниц нечего заступаться, но вот нашего-то паренька надо накормить блинами и немедленно простить, потому как довели же человека.

Чтобы запутать нас окончательно, в эти же дни некие художники-на-заборах в Иркутске нарисовали свастики на стене синагоги и на заборе мечети. Истинные арийцы редко отличаются умом и сообразительностью – вот и в этот раз они совершенно упустили из виду камеры слежения, которые их и засняли. Так что, вероятно, скоро юных художников арестуют. И что можно наверняка предсказать – мы не увидим писем, подписанных мастерами культуры, с требованием их освобождения, раз они никого не убили и ничего не украли, а нанесенный ими материальный ущерб совершенно ничтожен. Общественность и не подумает яростно требовать от лидеров Иудейской и Исламской общин ходатайствовать об их срочном освобождении, укоряя их в крайнем жестокосердии, если они не станут этого делать. Этого общественности даже и в голову не придет. Это не те безобразники, которые осквернили не те места поклонения не по тем мотивам. На них прощение не распространяется.

Так что же означает это “Бог прощает всех”? Боюсь, что обычно это означает “Бог снисходительно и с пониманием смотрит на наши безобразия и безобразия тех, кого мы считаем своими; грехи остальных подлежат справедливому суду”. Друзьям – все, врагам – закон. Наших обязаны прощать, а вот их – “не забудем, не простим”. Справедливость, как и милосердие, как и честность – чисто инструментальные понятия для обеспечения интересов нашей группы. Когда это выгодно нам – будем слезно взывать к милосердию, когда нет – будем гневно требовать справедливости.

Что же говорит Писание? Что Бог пугающе нелицеприятен. Он воздаст каждому по делам его. Принадлежность к правильной группе, правильного происхождения, или правильных убеждений, совершенно не избавляет от Его суда. “Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. (Рим.2:9-11)”.
Бог видит грехи православных, грехи либералов, грехи всех остальных – и в Его святых очах они все заслуживают осуждения. В Библии довольно много говорится о Божьем гневе на грех; надо это усвоить, перед тем как говорить о Его прощении.

Потому что одна из проблем нашего общества – это полное непонимание того, что такое прощение и милосердие. Прощать можно только согрешивших людей, заслуживающих осуждения. Милосердие можно оказать только тем, кто в нем нуждается.

Фото Александра Осокина

Если Вы не сделали ничего худого – напротив, сделали нечто доброе – а Вас посадили в тюрьму, то Вы не нуждаетесь в прощении. Вы нуждаетесь в оправдании, которое по праву Ваше, и в выплате надлежащих компенсаций со стороны Ваших обидчиков. Если через какое-то время власти скажут – ну ладно, мы добрые, мы проявляем прощение и милосердие, так уж и быть, выпустим Вас на свободу, идите и со слезами умиления нас благодарите за великую нашу доброту – это будет издевательство. (Добрейшей души люди! А ведь могли бы и расстрелять!) Несправедливо прощать того, кто не виноват. Его можно только оправдать.

В отношении людей к греху часто совмещаются две несовместимые позиции – 1)это вовсе и не грех 2)Бог же добрый, он наверняка его простит. Если это не грех, то и прощать тут нечего – а если грех, то давайте начнем с того, что признаем его грехом. Иначе бессмысленно говорить о прощении и милосердии. Фраза “Бог прощает всех”, в русском языке (и, боюсь, что в любом другом) подразумевает, что все – грешники. Фраза “Васю Пупкина надо простить” неизбежно подразумевает, что Вася согрешил.

Когда люди начинают требовать одновременно оправдания (да довели, и вообще они за правое же дело) и прощения, их требование бессмысленно – или человек с самого начала не виноват, или простить.

Итак, прощать можно только виновных; но в чем заключается Божье прощение? Часто под “прощением” подразумевается просто ленивое игнорирование, как будто Бог – это такой ленивый полицейский, который сквозь пальцы смотрит на безобразия на своем участке. Но проблема в том, что такого рода “прощение” означало бы, на самом деле, осуждение – оставить человека на самого себя значит обречь его на гибель. Ад – это ровно то место, где нераскаянные грешники предоставлены самим себе.

Прощение Божие предполагает восстановление отношений – причем не на наших, а на Его условиях. Чтобы войти в Царство Божие, мы должны покориться Царю и признать Его законы. Фраза “Бог прощает всех” верна в том отношении, что все могут обрести прощение – все, кто его захотят. Христос умер за всех людей, Его Жертва полностью достаточна для спасения всех.

Однако эта фраза неверна в том смысле, что все реально прощены. Вы не можете восстановить отношения с Богом, если Вы не хотите их восстанавливать. Вы не можете их обрести, пока ставите свои условия, а не принимаете Его. Вы должны покаяться – то есть переменить путь, признать Христа Господом в Вашей жизни, покориться Его заповедям, и веровать – то есть возложить Вашу надежду на Него. Пока Вы не сделали этого, Вы не прощены. Если вы согрешили уже после обращения, Вы должны признать грех грехом, без ссылок на “меня довели”, и еще раз принять Его прощение. Он не устает прощать – всех. Но это требует покаяния и веры. Вы не можете быть прощены без этого.

Прощение Божие – это не то же самое, что амнистия со стороны государства; преступники, покаявшиеся в тюрьмах, обычно отбывают свой срок до конца – хотя Бог их давно уже простил. Государство действует по закону, оно не видит сердца человека, подлинно он обратился или нет – хотя и может обращать внимание на изменения в его поведении.
У нас могут быть обоснованные сомнения в том, правильно ли в том или ином случае государство поступает (я, например, не считаю, что безобразниц следует так долго держать за решеткой), но это уже вопросы к государству, не к Богу и не к Церкви.

Если же говорить о Божьем прощении – то оно нам предложено на определенных условиях, и мы всегда можем его принять, если проявим немного доброй воли.

Аборт, детоубийство и отказ от детей были разрешены согласно римскому праву во времена Иисуса . Но, почему тогда аборт никогда не упоминается в библии, несмотря на то, что он практикуется с древних времён различными способами. Тем не менее ряд библейских отрывков имеют отношение к этой проблеме. Они вполне могут указать некоторые общие принципы, которые имеют значение, но ни один из них изначально не предназначался как заявление об абортах.

Библия конкретно не затрагивает эту проблему, однако, в Писании есть множество учений, которые рассказывают о том какова точка зрения Бога на этот вопрос. В Иеремии 1: 5 говорится, что бог знает нас до того, как он сформирует нас во чреве. В Псалме 139: 13–16 говорится об активной роли Бога в нашем творении и образовании в утробе матери. Исход 21: 22–25 предписывает смертную казнь - для тех, кто причиняет смерть младенцу в утробе матери. Это ясно указывает на то, что Бог считает ребёнка в матке человеком. Для христианина - это не вопрос права женщины выбирать. Это вопрос жизни или смерти человека, созданного по образу и подобию Бога (Бытие 1: 26–27, 9: 6) .

Аборт грех или нет и можно ли его искупить

Вера в то, что жизнь начинается с зачатия, не имеет явной поддержки со стороны медицинской науки, библии, религиозных традиций или правовых традиций. Некоторые ранние отцы Церкви (например, Тертуллиан) выступали против абортов. Однако ранние христиане, по-видимому, не рассматривали аборты как убийство. В тринадцатом веке католический богослов Фома Аквинский писал, что душа входит в организм мальчика через 40 дней после зачатия для и через 80 дней в организм девочек. Это стало церковной доктриной на протяжении многих веков, а аборт до этого времени не считался

Вера в то, что жизнь начинается при зачатии, по-видимому, имеет своё начало в декрете 1869 года Папы Пия IX. В нём говорится о том, что прерывание в любой момент беременности является карается отлучением от церкви.

Английский общий закон, по-видимому, терпел аборты до «оживления», первых обнаруживаемых движений плода, около пятого месяца. Аналогичным образом, аборт в значительной степени не регулировался в США до середины 1800 годов. Законы о прерывании беременности были приняты около 1900 года, но основные причины были связаны с травмами и смертями в результате работы неквалифицированных врачей и борьбой между противоборствующими группировками за контроль над медицинской практикой.

Общественное мнение

Некоторые активисты, выступающие за выбор, представляют собой другую точку зрения . Они считают, что аборты принципиально не отличаются от других форм контроля над рождаемостью, и они решительно поддерживают право женщины делать собственный выбор, без каких-либо юридических ограничений. Они отмечают, что легализованный аборт не заставляет кого-либо совершать его против её воли, а законы против составляют принуждение к религиозной доктрине людей других конфессий.

Однако позиция «про выбор» игнорирует тот факт, что многие широко принятые законы являются результатом моральных проблем и существует долгая история морального противодействия аборту и правовому регулированию его практики .

Отношение христианства сегодня

Первый аргумент, который всегда имеет место в отношении христианской позиции к абортам:

  • относительно случаев изнасилования;
  • кровосмешения.

Ребёнок, который является результатом изнасилования / кровосмешения, может быть предоставлен в усыновлении любящей семье, неспособной иметь детей самостоятельно, или ребёнок может быть воспитан его матерью. Опять же, ребёнок невиновен и почему он должен быть наказан за злые поступки своего отца?

Второй аргумент , который обычно возникает в связи с христианской позицией - «Почему нельзя делать аборт, когда жизнь матери подвергается риску?». Это самый сложный вопрос для ответа. Во-первых, давайте вспомним, что эта ситуация является причиной менее одной десятой процента. Гораздо больше женщин делают аборт для удобства, чем для того, чтобы спасти свою жизнь.

Во-вторых , Бог может сохранить жизнь матери и ребёнка, несмотря на все медицинские противопоказания. В конечном счёте этот вопрос может быть решён только между мужем, женой и Богом. Любая пара, столкнувшаяся с этой чрезвычайно трудной ситуацией, должна молиться Господу за мудрость (Иаков 1: 5) относительно того, что Бог хотел, чтобы они сделали.

Более 95 процентов выполненных сегодня прерываний беременности включают женщин, которые просто не хотят иметь ребёнка. Менее 5 процентов связаны с изнасилованиями, кровосмешением или здоровьем матери. Даже в более сложных 5 процентах случаев аборт никогда не должен быть первым вариантом. Жизнь человека в матке стоит всех усилий, чтобы позволить ребёнку родиться.

Как и общество в целом христиане разделены по этому вопросу и ​​имеют убеждения начиная от крайней «про жизни» и заканчивая крайней позицией выбора. У христиан нет общего мнения о том, какие ситуации могут оправдывать аборты.

Опросы населения обычно показывают - около 28% людей говорят, что аборт должен легализоваться при любых обстоятельствах. Ещё 17% говорят, что он должен быть незаконным при любых обстоятельствах. Большинство, 54%, предпочитают легальный аборт при некоторых обстоятельствах. Римско-католическая церковь тесно связана с движением за запрещение, но опросы на самом деле показывают, что взгляды католиков по этому вопросу не отличаются от остальной части населения .

Вот некоторые из проблем, которые вызывают озабоченность у такого большинства.

У многих людей есть глубокие и серьёзные сомнения в отношении нравственности прерываний беременности. В то же время они полагают, что в некоторых случаях аборт может быть меньшим злом. Ситуации, которые, как считается, оправдывают аборты, включают с различной степенью приемлемости:

Многие люди с моральными возражениями считают, что противодействие аборту по существу является религиозной темой. Таким образом, они считают, что неправильно использовать закон, чтобы навязывать религиозные убеждения большому сегменту населения, придерживающемуся разных убеждений.

Опасности незаконных абортов

Многие женщины, живущие в странах, где аборт не разрешался просто отправлялись в страны разрешающие аборты. Те, кто не мог позволить себе этот вариант, часто искали кого-то, чтобы выполнить процедуру незаконно. Но многие незаконные аборты выполнялись неквалифицированными специалистами-практиками, и многие женщины подверглись:

  • эксплуатации;
  • сексуальному насилию;
  • травме;
  • инфекции;
  • бесплодию и даже смерти от рук этих целителей.

Эффективность ограничений

Многие люди, которые выступают против доступности абортов в некоторых или во всех случаях, опасаются, что доступность законных абортов сделает любой религиозный запрет в значительной степени неэффективным. В то же время ограничения, скорее всего, приведут к незаконным абортам.

Ни одна из сторон не очень хорошо объяснила свои убеждения таким образом, чтобы удовлетворить большинство. Активисты с обеих сторон повторяют свои лозунги снова и снова, но они редко пытались понять и решить проблемы тех, кто с другой стороны.

Некоторые политики используют эту проблему для политической выгоды. Некоторые сторонники запрета преследовали и обманывали женщин, незаконно блокировали клиники, преследовали врачей и совершали акты насилия, включая убийство. Такие действия явно противоречат библейским учениям и не допускаются господствующими христианскими конфессиями. Тем не менее эти действия создали неблагоприятный взгляд на движение за жизнь в умах многих.

Является ли аборт грехом

Не существует общего согласия между христианами, христианскими богословами или христианскими церквями о том, какие ситуации могут привести к принудительному прекращению беременности.

Некоторые женщины, у которых были аборты или их партнёры, принимавшие участие в решении этого вопроса, могут позже сожалеть . Они могут почувствовать, что они совершили страшный грех, и Бог никогда не простит их. Однако Библия говорит, что Бог простит любой грех, который человек может искупить если он раскаивается (выражает искреннюю решимость отвернуться от греха и к Богу), а также прощает других людей, согрешивших против этого человека.

Сильные эмоции, связанные с проблемой абортов, могут привести тех, кто по обе стороны проблемы, к греху самоправедности. Но Иисус и другие новозаветные лидеры, научили словом и примером не осуждать или дискриминировать тех, кого мы считаем «грешниками» (от Матфея 7: 1–2, 9: 10–13, Луки 7: 36–48, 18: 9–14, Иоанна 8: 1–11).

«Мы никогда не должны брать на себя задачу морального суждения, которое принадлежит только Богу» (от Матфея 22: 37–40, Евреям 10:30, Римлянам 14: 10–13, 1 Коринфянам 4: 5).

«Как христиане, мы должны помнить, что мы все грешники в глазах Бога, Бог любит всех своих детей, даже тех, кто верит иначе, чем мы» (Матфея 5: 43– 48). Мы не можем позволить себе, чтобы наши сильные чувства по поводу абортов несли нас следом за словами Иисуса: «Люби ближнего своего, как самого себя» (от Матфея 22: 36–39).

Ряд церквей, в том числе Объединённая церковь Христа, 18 епископских, 19 пресвитерианских 20 и объединённый методист, не одобряют аборты как средство контроля рождаемости. Тем не менее они поддерживают право женщины, если она считает, что это лучший выбор в её обстоятельствах, и они выступают за то, чтобы аборты были законными. Другие церкви, в том числе римско-католическая, православная и южные баптисты, выступают против всех абортов и предпочитают считать их грехом.

Но для тех, кто сделал аборт, главное, нужно помнить, что этот грех такой же, как, и другие грехи. «Через веру во Христа можно простить все грехи» (Иоанн 3:16, Римлянам 8: 1, Колоссянам 1:14). Женщина, которая абортировала и человек, поощривший это (врач) может быть прощён верой в Иисуса Христа.

> "Я просто не могу себя простить. И забыть не могу. Как мне избавиться от чувства вины после этого греха?"

> "Я знаю, что мы с моим парнем слишком далеко зашли в сексуальном плане. Может ли Бог меня простить?"

> "Можно ли когда-нибудь смыть пятно этого греха?"

> "Если я грешил в прошлом, повлияет ли это на будущее?"

> "Можно ли по-настоящему восстановить нарушенную девственность?"

> "Я всегда приношу вред себе и другим, когда захожу слишком далеко в физическом плане. Я не понимаю, почему всё это делаю; ведь я же знаю, что потом мне будет плохо. Что мне делать с этим постоянным чувством вины?"

> "Что делать, если кого-то все время преследует страх и неуверенность после изнасилования?"

> "Аборты среди подростков в Ноттингеме достигли рекордного уровня... Согласно статистическим данным, еженедельно совершается два аборта у пациенток моложе 16 лет; некоторым из девушек всего 12 или 13 лет".

> Такая статистика появилась в газете "Nottingham Trader" летом 1987 г. Спустя два месяца журнал "Independent" нарисовал столь же тревожную картину: "Значительная часть наиболее образованных молодых людей Британии продолжает вести беспорядочную половую жизнь". Этот вывод был сделан на основании опроса, проведенного профессорами Эштонского университета Гаем Кумберкрэтчем и Лорной Дебни. Из 200 опрошенных студентов 33 % признались, что за прошедший год у них было больше одного сексуального партнера, у 23 % студентов были партнеры на одну ночь. "В большинстве случаев во время таких случайных сношений студенты не пользовались презервативами, хотя прекрасно знали об опасности заражения СПИДом" ("Independent", 28 августа 1987 г.).

> За два года до этого, в 1985 г., был проведен опрос среди студентов в Ливерпульском университете, который показал, что три из пяти женщин в прошлом были изнасилованы, 31 % из них — в возрасте до 14 лет. Каждая десятая женщина рассказала, что ее принудили к половому сношению еще до 14 лет. Христиане не застрахованы ни от сексуального насилия, ни от самого греха. При этой мысли мне становится страшновато, потому что (как вам скажет любой психолог-христианин) чувство вины, возникающее после подобных случаев, обычно остается с человеком надолго и наносит ему большой ущерб. Именно поэтому многие христиане просят меня ответить на преследующий их вопрос: "Может ли Бог простить сексуальный грех?"

> Мирская точка зрения

> Если вы прочитали три первые главы этой книги, вам уже ясно, как мир ответит на такой вопрос. Для неверующего человека это вообще не вопрос. В миру случайные половые сношения, эротические фильмы, порнографическая литература и сексуальные фантазии вообще считаются не грехом, а средствами приятного времяпрепровождения. Одним из рьяных защитников такого образа жизни является Ричард Невилл, редактор журнала "Oz". В прошлом его привлекали к суду в Лондоне за попытки совращения несовершеннолетних с помощью журнала "Children"s Oz". Согласно его свидетельству в Лонгфордском суде, он полагает, что некоторые из наиболее откровенных журналов с красочными описаниями группового секса и необычных сексуальных приемов оказывают на молодежь "освобождающее действие".

> "Оргия — это исключительно здоровая терапевтическая деятельность", — утверждал Невилл. "Предположим, у вас была бы пятнадцатилетняя дочь, — спросили его. — Вы разрешили бы ей читать такой журнал?" Невилл ответил, что безусловно разрешил бы. "Разве это не привело бы ее к беспорядочной сексуальной жизни?" "Конечно, привело бы, — ответил Невилл, — в этом и есть смысл всех подобных журналов..." Он считал, что через некоторое время общество должно изменить свою структуру, избавиться от ненавистной ему семьи (мама, папа и дети), которая (за редким исключением) сосредоточена исключительно на себе и, в общем и целом, является саморазрушающим образованием (цитируется в книге Джона X. Корта "Порнография: христианская критика", IVP, США, 1980 г., с. 124).

> Что говорит об этом Библия

> Взглянув на так называемый "свободный" подход к вопросу, давайте теперь посмотрим на библейское учение о сексуальной близости, грехе и прощении.

> Библия признает существующую проблему.

> Секс вне брака является тяжким грехом. Он даже оставляет неизгладимый след:

> "Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела" (1 Коринфянам 6:18).

> Грех отделяет нас от Бога. "Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать" (Исайя 59:1—2).

> Это весьма печально, и, если бы учение Библии на этом останавливалось, многим из нас грозила бы верная духовная смерть. Однажды ко мне пришли двое отчаявшихся влюбленных: они слишком много позволяли себе в своих отношениях. "Мы знаем, где надо было остановиться в сексуальном плане. Мы знаем, что правильно, а что нет. Но у нас никак не получается перевести теорию в практику. Почему мы такие недисциплинированные? Почему Бог не освобождает нас от этого сильного искушения?"

> Но Библия на этом не останавливается. В одном из самых волнующих отрывков она рассказывает о том, как Иисус отнесся к одной такой грешнице.

> "Иисус же пошел на гору Елеонскую, а утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему; Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

> ... Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

> Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоявшая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? Никто не осудил тебя?

> Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши"

(Иоанна 8:1—11).

> Служение Иисуса по отношению к роду прелюбодейному и распутному было исполнено власти, силы и сострадания. В этом служении было пять аспектов:

> 1. Он прощал.
> 2. Он исцелял.
> 3. Он освобождал.
> 4. Он восстанавливал.
> 5. Он призывал к покаянию.

> Фарисеи требовали исполнить иудейский закон и забросать женщину камнями. Однако Иисус не только отказывается осудить ее ("и Я не осуждаю тебя"), но и защищает ее от заслуженного наказания — это иесть настоящее прощение. Нет, Иисус не одобрял ее греха. Он никогда не поощряет грех. Однако Он любит грешников. Настолько любит, что освобождает женщину от ее падения, от ее вины, от ее прошлого, чтобы она могла начать новую, полезную жизнь. Но Он на этом не останавливается. Он призывает ее покаяться, жить по-другому, отвернуться от прежней греховной жизни: "иди и впредь не греши".

> Как Иисус служил "падшим"

> <...> Иисус всё Тот же — вчера, сегодня и вовеки. А значит, если когда-то Его служение освободило падшую женщину, то и сегодня оно может освободить тех, кто совершил грех в сексуальном отношении. Давайте посмотрим, что для этого нужно.

> 1. Покаяться

> Я помню, как ко мне пришла девушка, чтобы рассказать о своей беде. Уже некоторое время она грешила в своем сердце, регулярно занимаясь мастурбацией, при этом воображая, что занимается сексом с человеком, в которого была влюблена.

> "Я так хотела его. Я хотела почувствовать, как его тело входит в мое. Я хотела, чтобы он доказал мне, что он — мужчина моей мечты, совершенный в любви. Поэтому вместо того чтобы привести свою волю в согласие с Божьей волей, я поступала как раз наоборот. Я смотрела на своего любимого с вожделением и воображала, как он приходит ко мне и мы занимаемся сексом. Наверно, в физическом плане это было только самовозбуждением, но для меня это стало прелюбодеянием. Да. Прелюбодеянием. В Божьих глазах я блудница, а Его Слово ясно говорит, что прелюбодейцы не наследуют Царствия Божьего (см. 1 Коринфянам 6:9)".

> Эта девушка прямо при мне произнесла простые слова покаяния:

> "Дорогой Господь, со стыдом и страхом я думаю о том, что делала. О том, что часть меня жаждет освобождения, но другая часть меня хочет и дальше следовать за манящими огнями греха. Я на самом деле хочу освободиться. Помоги мне освободиться по-настоящему, освободиться внутренне, быть свободной пред лицом искушения. Ты дал мне свободу, Господи Иисус, помоги же мне принять ее и пользоваться ею. Сегодня я отдаю этого человека в Твои руки и прошу Тебя простить и очистить меня".

> В тот вечер не произошло ничего необычного. Девушка отправилась домой, не чувствуя никакого освобождения, без всякого ощущения эйфории. Но в ту ночь она спала спокойно. И проснулась утром с особенным чувством того, что Бог услышал ее молитву и ответил ей. Вот что она написала Богу:

> "Господи, спасибо Тебе за освежающий сон. Спасибо Тебе за то, что я проснулась и чувствую, что бремени больше нет. Я свободна. Свободна от прошлого, свободна любить Тебя и принимать Твою любовь, свободна снова служить Тебе всеми силами. Храни меня в чистоте. Помоги мне любить Твоей чистой, преданной любовью, а не моей собственной, которая только оскверняет и искажает все, к чему прикасается. Спасибо за ту свежесть, которая приходит с Твоим прощением".

> Через несколько дней она рассказала мне, что с тех пор как она решила прекратить свои греховные фантазии, ее дружба с молодым человеком стала намного глубже. Она училась любить его за то, каким он был — чудесным человеком, жаждущим служить живому Богу, — а не за то, какие сексуальные восторги могла принести ей физическая близость с ним. Он всё так же привлекал ее в сексуальном смысле. Время от времени к ней еще приходили мысли о близости с ним, но всякий раз, когда подступали фантазии и желания, она беспощадно выбрасывала их вон.

> Такое безусловное прощение, силу и решительность может получить каждый, кто знает, что его жизнь осквернена и запачкана прелюбодеянием — в словах, мыслях или делах. Слова Иоанна всё так же истинны сегодня, как и в первом столетии, когда он впервые их написал:

> "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, топредставляем Его лживым, и слова Его нет в нас" (1 Иоанна 1:9-10).

> 2. Принять Божье прощение

> Каждый, кого преследует чувство вины и вопрос "Может ли Бог простить сексуальный грех?", знает, что это чувство вины иногда вызывает настоящее мучение. Одна девушка записала свои переживания после такого греха, память о котором преследовала ее повсюду:

> "Отец, я ни о чем не могу думать, кроме того, насколько я недостойна. Я стою пред Тобой в разодранных лохмотьях — в стыде, страхе и смятении. Неужели все это действительно со мной происходит? Да. Это со мной происходит. Я стою перед Тобой — уродливая, обнищавшая, в полном смятении. Как я могла так огорчить Тебя? Как я могла увлечься этими манящими огнями, отвернуться от Твоей любви и последовать за ними?

> Мне так больно, я ничего не понимаю, я полна гнева и очень несчастна. Я хочу попробовать расчистить с пути мусор и придти к Тебе, чтобы найти и принять прощение,очищение и покой, но я не знаю, как это сделать.

> Я предстаю сегодня перед Тобой как свернувшийся, твердый клубок, который невозможно простить. Я только могу сказать: "Выйди от меня, Господи, ибо я грешница". Прости меня, прости меня!"

> Девять месяцев спустя:

> "Я прихожу к Тебе потрясенная этим новым напоминанием о том, как страшно мое падение и как долго живет память о нем. Я прихожу к Тебе с тупой болью в незаживших ранах и шрамах. Неужели ничем нельзя утешить эту боль и никак нельзя избавиться от тяжкого бремени вины?

> Ты видел, к каким ужасным результатам привело хождение по тонкому льду. Ты видишь, как я разбита. Какой глупой я была! Прости меня за эту глупость. Обман не приносит удовлетворения.

> Я не могу служить Тебе, пока я в таком состоянии. Я чувствую, что должна отказаться от всего, чем занимаюсь. Я так недостойна".

> Больше года эта девушка была погружена в жалость к себе, отчаяние и страх того, чтоей никогда не освободиться от этого греха, постоянно разъедавшего ее душу. Но однажды она решила покончить с этим внутренним смятением, пришла ко мне и спросила: "Как вы думаете, Бог может меня простить?"

> Из своего опыта работы с христианами я знаю, что, когда чувство вины уходит корнями глубоко в прошлое, мало будет просто поговорить о прощении или привести несколько отрывков Писания. Таким отчаявшимся людям нужно, чтобы на раны, которые всё еще кровоточат у них внутри, пролился бальзам Божьей любви.

> "Давай спросим Бога, что Он о тебе думает", — предложила я после того, как мы поговорили о совершенном ею грехе. Мы помолились. И я попросила Бога коснуться воображения этой девушки, помочь ей увидеть, услышать, почувствовать и самой узнать, насколько истинна и реальна сила Божьей любви, несущей освобождение.

> В течение нескольких минут мы молчали пред Господом. Потом я попросила ее рассказать, о чём она думает. "Странно, — сказала она, — я вижу себя и Иисуса. Он показал мне, что все это время я тащила на себе огромную ношу, слишком тяжелую и громоздкую для меня. Он показал мне Свои сильные руки и попросил меня отдать эту ношу Ему. Я так и сделала. Он взял ношу на Себя. А потом сказал: "Ну что ж, пойдем погуляем". Мы пошли рядом по тропинке к озеру. Мы немного постояли на берегу, посмотрели на озеро, а потом Иисус сказал: "Смотри!" И швырнул мою ношу в озеро. Я услышала всплеск, увидела круги, бегущие по воде, — и всё.

> "Всё!" Он так и сказал. "Бремени твоего греха больше нет. Я никогда о нем не вспомню. Ты свободна". Это было такое облегчение! Я знала, что это произошло на самом деле. Я почувствовала огромную благодарность. Я бы что угодно для Него сделала — что угодно! Но это был не просто разговор с обычным человеком. Он был такой святой. Я знаю, что моя жизнь теперь будет совсем иной".

> Девушка ушла, прощенная, исцеленная, освобожденная, возрожденная к жизни и осознающая необходимость перемен. Это было прекрасно. Такие встречи со Христом вовсе не являются редкостью, они происходят часто. Иисус всё еще страдает вместе с теми, кого мучает грех прелюбодеяния. Он всё еще хочет освободить их. Он даже способен восстановить утерянную девственность.

> Если вам или близкому вам человеку необходимо, чтобы Святой Дух произвел в вашей жизни такие глубокие перемены, нужно найти человека, который мог бы оказать вам квалифицированную помощь. Практиковаться на чьей-то жизни неразумно и недобро. Лучше попросить уважаемого члена церкви или старейшину дать мудрый и тактичный совет и служить вам молитвой.

> Призыв к переменам

> — Если кто-нибудь и может предстать перед Асланом без дрожи в коленках, этот человек либо смелее всех остальных, либо просто глуп.

> — Значит, он опасен? — спросила Люси.

> — Конечно, опасен. Но он благ. Говорю же я тебе, он — царь.

> 3. Принять Его <исцеление>

> А как быть тем, против кого согрешили, — жертвам изнасилования и кровосмешения? Всё возрастающее число христиан может свидетельствовать о том, что способность Иисуса исцелять не исчезла в момент Его вознесения. Его исцеляющая любовь всё еще изливается на те раны сердца, которые приводят к глубоко сидящему страху перед людьми противоположного пола или к страху перед даром сексуальной близости, данным нам Богом. Я помню, как, приехав на христианскую конференцию, одна девушка отчаянно испугалась, узнав, что я буду говорить на тему о половой близости. Ее изнасиловали, когда ей было шесть лет, и она не могла даже думать ни о чём, связанном с сексом и сексуальностью.

> Полная страха, она написала такое стихотворение:

> Страх,
напряженность в мозгу,
силюсь вдохнуть,
бежать,
убежать и спрятаться
в яму позора,
выключить
смех,
тянусь к свободе,
боюсь потеряться,

Кошмары
в моем сознании
бьются, как великаны,
в полночь фантазии,
обиды,
боли,
что просачиваются
в здание,
сокрушая его
в прах
миллиона грехов

Отцов
против своих детей...

Спрятаться,
спрятаться за маску
оправданий,
которые рассыпаются,
если к ним прикасается
боль
маленького человека
в слезах...

> Она пришла на собрание. Потом она попросила меня помочь ей справиться с воспоминаниями и страхами, которые мучили ее уже долгие годы. И Иисус пришел к ней, исцелил ее и освободил от прошлого. Она вернулась в свою комнату и закончила стихотворение:

> Я взглянула в Твое лицо
и воззвала к Тебе.

Ты услышал меня,
поймал меня, когда я убегала,
протянул руки
с нежностью.

Ты растопил страх
Своей любовью
и прижал меня к Себе.

Ты больше, чем слезы,
больше, чем годы
неотступной боли.
Ты Господь.
"Элизабет"

> Этот случай говорит нам, что надежда есть и для тех, кто совершил грех, и для тех, кто стал жертвой чужого греха. И тем и другим, скорее всего, понадобится помощь опытного психолога для того, чтобы почувствовать Божье очищающее, прощающее, исцеляющее прикосновение. Но в этом прикосновении все еще заключена его древняя сила. Мы с радостью узнаем, что сексуальный грех может быть прощен. Более того, многие сегодняшние христиане радуются, потому что знают, что благодаря Иисусу и Его служению с их прошлым покончено. Они свободны.

Бог прощает грехи человека. Нужна ли исповедь священнику?

Сегодня в некоторых христианских церквях с исповеданием грехов принято идти к священникам. В католичестве и православии покаяние даже является одним из таинств. Согласно их вероучению, неисповеданный в церкви грех может остаться не прощенным на небесах. Власть священства принимать исповедь и прощать от имени Бога грехи теологи исторически распространенных конфессий основывают на следующих стихах Нового Завета:

«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23).

«Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18 , см. также Мф. 16:19).

С этими словами Иисус обращался к апостолам. Давайте теперь разберемся, о чем именно здесь говорил Христос своим ученикам. Мы уже отмечали, что для верного понимания Библии нельзя рассматривать отдельные стихи с их отрывом от контекста. В значительной части случаев каждый текст нужно толковать исключительно в свете повествования всей главы или даже всего послания. Если это сложно, то нужно искать в Священном Писании места, где более полно изложена та же мысль. И конечно, всегда нужно помнить, что ни один текст Библии не может противоречить остальному Ее учению.

С первого взгляда, кажется, что Христос в приведенных стихах разрешил своим ученикам прощать грехи простых людей и устанавливать для них правила духовной жизни. Однако, кроме этих текстов о власти апостолов над паствой Иисус больше никогда не говорил. Более того, как мы увидели в предыдущей главе, Христос призывал всех обращаться с молитвами напрямую к Богу Отцу. Этому же учили пророки и апостолы. В чем же дело? О чем тогда говорят данные тексты?

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе » (Мф. 18:15-18).

Иисус здесь обращается к ученикам, как к представителям Его церкви на земле. Он говорит о необходимости внимательного отношения к каждому из ее членов в отдельности. Христос объясняет им подробно, как нужно вразумлять согрешающих христиан: прежде всего – лично, затем с помощью двух-трех братьев, ну а после прибегать к авторитету церкви. При этом, при разбирательстве каждого конфликтного случая христиане должны искать Божьей воли, так как принятое ими решение может оказать влияние , как на их земное существова¬ние, так и на небесное . То есть в рассматриваемых текстах говорится о внутрицерковном разрешении спорных вопросов между братьями .

Впоследствии апостол Павел не раз говорил о необходимости применения справедливого христианского суда. Он учил все конфликты и моральные проступки братьев рассматривать внутри церкви, не прибегая к помощи мирской власти:

«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых ? … Вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными » (1 Кор. 6:1,4-6).

Так было и во времена Ветхого Завета. Дела среди народа Божьего открыто судили начальники в народе, священники и специально поставляемые судьи: «Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить … и будут несогласные мнения … приди к священникам левитам и к судье , который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить» (Втор. 17:8,9 , см. также Исх. 18:19-22 , 2 Пар. 19:8). Суд, производимый в соответствии с законом Божьим, благословлялся Создателем: «Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их» (Суд. 2:18).

Но право разрешать спорные ситуации между людьми никоим образом не позволяло ранее и не позволяет сегодня духовным учителям вносить изменения в закон Божий и отпускать от имени Творца грехи людей. К сожалению, популярные церкви словами Господа о разрешении, связываении и прощении, пользуются для подтверждения Богоугодности и законности принимаемых ими различных решений. Христианские священники даже не хотят задуматься, что на всем протяжении Священного Писания Бог никогда и никому не давал похожих полномочий. Наоборот, Творец всегда ждал от Своих служителей поиска и исполнения Его воли . Так, Моисей и Аарон не вошли в Землю обетованную за неверное выполнение Божьего повеления у вод Меривы (см. Чис. 20:11,12,24). Практически все герои веры ошибались (см. главу «Понятия святости и праведности» ), за что получали воздаяние, потому что являлись лишь людьми. Весь Божий народ, включая священство (см. главу «Обманчивость времен» ), периодически наказывался Творцом за отступление от Его закона, и в конце концов не признал и казнил Его Сына. Апостолы тоже оступались. Таким образом, Библия нам показывает, что в значительной части случаев избранные Богом люди нарушали Его волю, всегда не без последствий для себя и окружающих:

«От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут » (Лук. 12:48).

Естественно, просто невозможно, чтобы неизменный, мудрый, справедливый Бог, вдруг забыл об этом, и передал христианским служителям столь весомые права действовать от Его имени: прощать или не прощать грехи людей, да еще и руководить небесами. Наоборот, в Новом Завете Бог акцентирует внимание на том, что судия всех - только Он:

«Посему не судите никак прежде времени , пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).

«Един Законодатель и Судия , могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:12).

Желание руководить Богом и небесами, видимо было почерпнуто христианской церковью из язычества после смешения с ним. В большинстве языческих религий считается, что жрецы, знахари и шаманы могут навязывать богам свою волю. При хорошем посреднике и щедрой оплате языческие боги послушно идут на поводу у заказчиков. Видимо плохое знание Библии, но высокое самомнение церкви, ведь она стала государственной религией Римской империи - огромнейшего государства на земле, сыграло свою роль. Христианские священники, видя в Новом Завете упомянутые тексты, действительно поверили в исключительность и безгрешность церкви и авансовое благословление Богом всего, чтобы ни делали ее представители. В католичестве это выразилось в учении о непогрешимости Папы, а в православии – о непогрешимости их церкви. Однако такая вероучительная система предрасполагает к заблуждениям. Ошибки ряда Пап относительно проводимой ими в церкви и в мире политики для многих людей стали теперь очевидны. И в православии, с главенством Соборов, ситуация не менее проблематична. Ведь если ошибался один уважаемый христианин и находил поддержку своих современников, то введенная теологическая концепция, «прижившись» в церкви, воспринималась последующими поколениями уже как канон «святой» церкви, который нельзя было поставить под сомнение, так как это означало бы подвержение сомнению учение о непогрешимости церкви. То есть заблуждение, однажды войдя в православную церковь, уже не могло покинуть ее лоно. Поэтому ошибки со временем могли только множиться.

Библейский Создатель неба, Земли и Вселенной не таков, как Его хотят Себе представить многие верующие, – послушно внимающий гласу своих служителей. Творец всегда исполняет только то, что является справедливым и необходимым в данном конкретном случае, не внимая даже просьбам великих пророков:

Несмотря на самовозвышение и кажущуюся силу власть имущих людей, и на то, что они вроде добиваются своих целей, как бы получая благословение Свыше своим деяниям, в конце концов, рано или поздно во всех случаях на Земле свершается воля Божья:

«Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших » (Ис. 55:8,9).

«С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - и кто отвратит ее?» (Ис. 14:24,27 , см. также Пс. 32:16 , Пс. 36:12-15 , Пр. 16:9 , Пр. 19:21).

Поэтому Творец желает, чтобы Его дети всегда во всех своих делах искали именно Его волю:

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:9,10).

«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

«Научи меня исполнять волю Твою , потому что Ты Бог мой» (Пс. 142:10 , см. также Ин. 7:17 , Ин. 9:31 , Кол. 1:9,10 , Мф. 7:21 , Ездр. 10:11 , Пс. 39:9).

Как мы уже говорили в предыдущей главе, согласно Священному Писанию, человеку не нужны посредники для общения с Богом. Поэтому Библия никогда не учила за прощением грехов и с исповедью обращаться к Божьим служителям. С исповедью и раскаянием в своих грехах Священное Писание всегда направляло людей напрямую к Творцу, ведь только у Него прощение.

Ветхий Завет:

«Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего » (Пс. 31:5).

«Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть» (Пс. 64:3).

«Обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:3).

«Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас» (Мал. 1:9).

«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу , и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7).

«Господи! услышь голос мой… у Тебя прощение , да благоговеют пред Тобою» (Пс. 129:2,4 , см. также Ездр. 10:11 , Пс. 41:9 , Пс. 50:3-6,11 , Пс. 78:10 , Пс. 102:12 , Ис. 1:18 , Иез. 18:30 , Иов 33:26 , Мих. 7:18,19).

Новый Завет:

«Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне … прости нам долги (в Лук. 11:4 - грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:6,12).

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

«Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу : может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 8:22).

«Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом » (Филип. 4:6).

«Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося , но от Бога милующего » (Рим. 9:16 , см. также Деян. 20:21 , Еф. 1:16 , Иак. 1:5 , 1 Тим. 5:5 , 2 Тим. 1:3 , Филип. 1:4).

В Писании имеется масса примеров покаянных молитв и других просьб Господу. Все они были обращены напрямую к Создателю: Ездра (Ездр. 9:5,6), Неемея (Неем. 1:4-6 , Неем. 4:9), Давид (2 Цар. 24:10 , Пс. 24:12), Даниил (Дан. 9:4,19), Маной (Суд. 13:8,9), Исаия (Ис. 33:2), Иеремия (Иер. 14:7,20), Манассия (2 Пар. 33:13 , 2 Пар. 36:24), Мардохей и Есфирь (Есф. 4:17), Анна (1 Цар. 1:10,27), Иов (Иов 7:20) и др.

При этом, в Священном Писании не описывается, что евреи по одному или группами ходили бы с исповедью, покаянием или за молитвенной поддержкой к какому-нибудь патриарху, пророку или священнику. Хотя, читатели, знакомые с Библией могут в виде возражения привести тексты Писания, где одни люди заступались перед Богом за других. Действительно, в Библии есть примеры, когда герои веры, впрочем, как и простые верующие, молились за других людей: Авраам просил за царя Авимелеха, пожелавшего его жену Сарру (см. Быт. 20:7), фараон через Моисея и Аарона взывал к Богу об избавлении Египта от язв (см. Исх. 8:8), Моисей просил Бога пощадить народ, когда тот после заключения завета вновь впал в идолопоклонство (см. Исх. 32:11), Иов молился за своих друзей (см. Иов 42:8), царь Езекия молился за свой народ (см. 2 Пар. 30:18-20), по слову Илии пошел дождь на землю (см. 3 Цар. 17:1 , 3 Цар. 18:41-45) и несколько других. Однако все эти примеры объединяют общие черты: во всех этих случаях, молящиеся не были постоянными просителями Бога за людей и они на момент обращения к ним были живы (вопрос о состоянии человека после смерти мы рассмотрим позднее). Описанные ситуации являются частными всегда абсолютно индивидуальными примерами, как просьб, так и ответов Творца на молитвы верующих.

Выше мы уже упомянули, что Создатель не всегда удовлетворяет просьбы даже Своих избранников (см. выше Иер. 15:1), будь их молитвы за себя или за кого-то другого. Ведь Создатель в отличие от просящего видит всю ситуацию как изнутри, так и снаружи. Поэтому если необходимо человека вразумить, то Господь это сделает в интересах самого человека:

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо , а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11 , см. также Ис. 48:17,18).

Если же человека нужно наказать, то наказания нельзя полностью избегнуть. Конечно, благодаря искренним молитвам, при условии наступившего раскаяния, наказание может существенно смягчиться, но грех не пройдет бесследно (см. Евр. 9:22). Как мы уже отмечали в главе «История грехопадения. Если можно изменить закон» , любой грех всегда будет иметь последствия. Посмотрите, Создатель по молитве Моисея отменил истребление народа Израилева, роптавшего на Него множество раз, но все же не дал войти отступникам в Землю обетованную (см. Чис. 14:11-23). Создатель, как врач, иногда вынужден удалять очаг заражения, чтобы обезопасить остальное тело. Творец, являясь любящим Отцом, хочет воспитать нас - своих детей - праведными и, главное, спасти для вечной жизни, поэтому зачастую Он просто вынужден вразумлять нас через наказания:

«Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячиродов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания » (Исх. 34:6,7).

«Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя . Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились » (Иер. 30:11,15).

«Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания » (Наум. 1:3).

«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему » (

Что есть прощение в христианском понимании этого слова? Прощение – это не просто акт проявления добродетели милосердия, это, прежде всего, великое свойство Самого Господа Бога, которое он дарует верному Ему роду человеческому. Бог не только прощает нам грехи наши, он и в расплату за них был распят на кресте.

Все люди созданы по образу Божьему, а значит, каждый из нас должен учиться прощению у Него. Мы все по воле Бога должны уметь прощать друг друга, как Он простил во Христе всех грешных.

Любая обида несет собой не только силу разрушительную для души человеческой, но и является серьезной преградой на пути к воссоединению с Создателем нашим. Ибо не будет прощения Божьего человеку, не способному прощать другим людям их согрешения.

Что поистине является прощением?

Человек, живущий в современном мире, не всегда понимает истинное значение слова «прощение» и часто пребывает в заблуждении о том, как и чем оно выражается.

Нет истинного прощения:

— в равнодушии и безбрачии к тому, кто умышленно или же случайно нанес обиду;

— в выжидании или же в желании забыть об обиде к тому, кто ее содеял;

— в безмолвии;

— в неосознанном произнесении слов «я прощаю тебя»;

— в попытке оправдать человека и его поступки обидные.

Прощение не может выражаться чувствами, оно выступает их оборотной стороной. Прощение позволяет принять и освободиться от тех чувств, которые сопровождают обиду.

Истинное прощение:

— вверение сложившихся обстоятельств Спасителю нашему;

— отречение от своих прав и греховных амбиций во имя Спасителя;

— оставление «долга»;

— нежелание судить и осуждать деяния того, кто обидел;

— проявление милосердия к тому, кто нанес обиду;

— отсутствие обидных чувств.

Истинное прощение должно быть осознанным решением, а не ответной реакцией на извинения обидевшей стороны. Прощать необходимо всех людей и при любых обстоятельствах, независимо от того, пожелает ли обидевший попросить прощения или нет. Ибо в первую очередь в прощении нуждается не сам обидчик, а тот, кому была нанесена обида. При этом важно прощать не сам поступок, а обидчика, его совершившего, так как не зло нуждается в прощении, а человек.

Бог вопреки любви к грешному, ненавидит сам грех и наказывает его по всей строгости. И поэтому, прощение есть дар Божий. Так как грех карается великим наказанием, то и плата за него должна быть немалой. В Священном Писании есть строки о том, что лишь кровь способна покрыть безмерную цену греха. Так и безгрешный Христос стал расплатой за грех наш, ибо был подвергнут распятью во имя прощения нашего. Через смерть на кресте Он понес наказание за грех всего мира. Христос взял на Себя все грехи наши, и ответил за них вместо нас. Но при этом смерть Его не причисляет каждого из нас к ряду прощенных, она дает нам лишь возможность искупить свои согрешения.

Чтобы получить прощение грехов своих, мы должны по воле Божией:

— Исповедаться в грехах своих. Примирение с Создателем нашим возможно только тогда, когда человек признает свою греховность и исповедает Богу все грехи свои. Ибо, неисповеданный грех есть стена, разделяющая с Богом.

— Покаяться. Каждому верующему нужно не только осознать свои грехи, но и принять непоколебимое решение отвернуться от них. Преодолеть себя и обратиться от греха – путь непростой, но если выбран он с чистым сердцем и желанием неистовым, то будут силы дарованы Самим Господом для преодоления всех его тягот и сложностей. Искреннее покаяние привнесет в душу человека серьезные изменения, проявление которых найдет отражение в его поступках, помыслах и деяниях.

После покаяния верующий, по собственной воле и желанию своему и в качестве мер нравственно-исправительных, может также исполнить Епитимью – наказ духовника о деянии благочестивых поступков с целью искоренения навыка греховного. В качестве дел благочестия может быть назначено: соблюдение строжайшего поста, духовное чтение, ежедневная и продолжительная молитва о прощении грехов (в том числе и молитва Иисусова), милостыня, паломничество и прочее.

— Простить окружающих. В Священном Писании сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Библия также гласит и о том, что все люди должны быть сострадательны и добры друг к другу, уметь прощать друг друга, как Творец во Христе простил каждого. А значит, не будет Божьего прощения тому, кто не будет любить и прощать других.

Прощать нельзя частично, неполно и не до конца, ибо истинное прощение, что любовь Христа к человеку, не определяется границами и избирательностью.

Нельзя сомневаться в прощении Божьем, мы должны быть тверды в вере своей как в Самого Творца, так и в Его прощение. Если человек искренне покаялся в своих согрешениях и попросил Господа о прощении, Он простит, ибо Слово Его обладает наивысшей силой. Поэтому доверять нужно не чувствам своим обманчивым и сомнениям внутренним, а Библии.