Дедал и икар в глубокой древности. Дедал и Икар древнегреческий миф — читать. Дедал и Икар

Мечта о полёте зародилась у человека в глубокой древности. Желание летать подобно птице нашло отражение в античных легендах и мифах. Со временем появились попытки реализовать этот замысел. Путь к нему, казалось, был очевиден - следует сделать из прутьев и полотна или перьев большие крылья и, подражая движениям птиц, подняться в воздух. Но в действительности всё оказалось не так просто. На таких “крыльях” экспериментаторы не могли летать и часто платили за свою смелость жизнью.
Легенда об Икаре
Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрхетея. Рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы, им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале.
У этого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал, был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никого не было кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.

Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы. Минос охотно принял его под свою защиту. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, невозможно было найти выхода. В этом дворце Минос заключил сына своей жены Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовище с телом человека и головой быка. Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпускать его царь с Крита, только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи. «Если не могу я, — воскликнул Дедал, — спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!»

Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Наконец Дедал кончил свою работу: готовы были крылья. Дедал привязал крылья на спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся в воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:

Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не поднимайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.
Отец с сыном надели крылья на руки и легко поднялись в воздух. Те, кто видел их полет высоко над землёй, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.
Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца, он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, взлетел Икар высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына:

— Икар! Икар! Где ты? Откликнись!
Нет ответа. Увидел Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!
А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое стало называться по имени погибшего Икарийским. Наконец прибили волны тело Икара к берегу острова, там нашел его Геракл и похоронил. Дедал же продолжал свой полет и прилетел, наконец, в Сицилию. Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.
Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце. Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провел он на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников.

Владимир Карташов

Галина Шилина "Икар"

Галина Шилина "Хочу летать"

Лейтон Фредерик (Leighton Frederick), (1830-1896) "Дедал и Икар"

"Падение Икара " Якоб Петер Гоуи, ок. 1636-1637 гг. Мадрид, музей Прадо

Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel the Elder) "Падение Икара"

Тамара Колесниченко "Икар. Полеты во сне и на яву" (из серии «Икар»)

Николай Москвин "Икар"


Карен Саркисов

Сергей Белов

Кузнецов В. И.

Виктор Митрошин

Мифом мы теперь называем нечто фантастическое, вымышленное, такое, чего не было в реальной исторической действительности. Наше слово «миф» происходит от древнегреческого слова «мютхос». У или эллинов, как они сами себя называли, это в переводе означало «слово, речь или разговор, намерение, пословицы, слух, ведомость, рассказы, перевод, байка, содержание рассказа». Следовательно, слово имело больше значений, чем современное «миф». Когда мы хотим сказать, что на самом деле в подтвержденной документами истории чего-то не было, то употребляем прилагательное «мифический». Например, знаменитый Геракл (или Геркулес, как его называли римляне) - это мифическая личность, герой многих древнегреческих мифов. Есть еще слово «мифология» (тоже греческого происхождения). Им мы называем как совокупность мифов того или иного народа, так и отрасль знания, науку, изучающую мифы.

Отношение к мифам в Древней Греции

Почти у любого народа с древнейших эпох хранятся предания, в которых историческое переплетается с вымышленным, действительность с фантазией. В этих сказаниях действуют не только одни люди, но и удивительные существа - плоды творчества. Это бессмертные боги и полубоги, невиданные создания. Происходят удивительные чудеса. В древние времена человек воспринимал мифы как достоверные рассказы о том, что было прежде. Но шли века, и они плавно превращались в обыкновенные бабушкины сказки. Уже лишь малые дети верили в их реальность. Сказания начинали толковать уже не в прямом, а в переносном смысле. Мифы были воплощениями человеческих мечтаний. Например, в произведении «Дедал и Икар» явно отражается стремление к полету. Однако здесь имеется и своя мораль. Миф «Дедал и Икар» учит тому, что даже с недосягаемых высот можно быть ниспровергнутым вниз.

Мифы как основа древнегреческой культуры

В Древней Греции (или Элладе) мифы были основой скульптуры, литературы, живописи, театрального искусства. Они складывались еще задолго до того, как там распространилось письмо - греческая азбука. Одно и то же сказание о каком-то боге или герое могло существовать в различных вариантах и интерпретациях: местных, временных (возникших в разное время) и авторских (все зависело от того, кто придумал или пересказал). Исключением не стало и произведение «Дедал и Икар». Похожие мифы были у разных племен и народов. Дело здесь не только в том, что одно племя могло позаимствовать у другого то или иное сказание. Чаще всего это бывало тогда, когда разные народы стояли на аналогичной степени развития, жили в похожих условиях. Порой сходство мифов различных племен объясняется первоначальным родством, общим происхождением этих общностей, например греков, римлян, кельтов, германцев, славян, иранцев, индийцев. Очень интересным является древнегреческое сказание "Дедал и Икар". Картинки и скульптуры, посвященные ему, а также краткое изложение его можно найти в данной статье.

Древнегреческий Пантеон

Между младшими богами (Зевсом, Посейдоном, Герой, Гестией, Деметрой и другими) и старшими - титанами - произошла ужасная десятилетняя война. Наконец, первые с помощью выпущенных из подземного мира сторуких и циклопа победили последних и поселились на Олимпе. Очень много было мифов о деяниях богов - полезных, а порой губительных для смертных людей. Они подобны людям с их достоинствами и недостатками.

Мифические существа

Часто в мифах действуют фантастические существа - чудовища. Например, древнегреческий миф «Дедал и Икар» рассказывает, наряду с основной сюжетной линией, и об ужасном Минотавре - звере Фантазия древних греков создала кентавров - полулюдей-полуконей, грозных Горгон со змеями вместо волос, семиглавую гидру трехглавого пса Цербера, охранявшего подземное царство Аида, и т. д.

Мифы и астрономия

Названия почти всех созвездий так или иначе связаны с древнегреческими мифами. вызывает в нашей памяти сказание о Персее, а сам он также дал имя скоплению звезд, как и родители Андромеды - Кефей и Кассиопея. Пегас - это тот крылатый конь, на котором герой Беллерофонт выступил против химер. Большая Медведица - нимфа Каллисто (мать Аркада, родоначальника аркадян), Малая Медведица - нимфа Киносура. Овен - баран, на котором Фрикс и Гелла летели в Колхиду. Геракл также превратился в Орион - охотник, который был спутником Артемиды. Лира - это кифара Орфея т. п. Даже планеты солнечной системы своими именами обязаны мифам. Далее будет рассказана легенда о Дедале и Икаре. Это поучительная история.

"Дедал и Икар": краткое содержание. Завязка событий

Когда-то, в глубокой древности, в Афинах жил талантливый художник, резчик и строитель Дедал - отпрыск царского рода. Считалось, что сама Афина научила его различным ремеслам. Дедал строил большие дворцы и храмы, которые поражали всех своей стройностью. Для них он сам вырезал из дерева фигуры бессмертных богов, такие красивые, что люди потом веками их бережно хранили.

Учеником Дедала стал его племянник Тал, еще подросток. Как-то парень взглянул на рыбью кость, внимательно присмотрелся к ней и вскоре смастерил пилу - новую вещь для людей. Он же выдумал чтобы было проще лепить посуду. Тал также изобрел циркуль.

Гибель Тала и изгнание

Афиняне узнали о чрезвычайной способности Дедалова ученика и справедливо полагали, что вскоре последний превзойдет своего учителя. И как же страшно поразила Афины весть о том, что Тал, гуляя с Дедалом по Акрополю, споткнулся и упал с высоты. В его смерти афиняне обвинили учителя и приговорили художника к изгнанию. Дедал уплыл на Крит, где царствовал Минос. Там он женился. У него родился сын Икар. Однако Дедал сильно тосковал по родным краям. Потом у царя случилась беда. Жена родила ему вместо сына чудовище - Минотавра. Мастер же построил лабиринт для монстра, чтобы скрыть его от глаз людей.

Дедал и Икар (изложение): дорога домой

Прошли годы. Дедал и Икар засобирались в Афины. Однако Минос не отпустил мастера. Дедал вышел из данного положения и сделал себе и сыну крылья, как у птиц, чтобы улететь по небу, если уж море для них закрыто. Мастер учил своего отпрыска летать и наказывал не подниматься слишком высоко, иначе солнце растопит воск (компонент конструкции крыльев). Низко над морем тоже парить было не велено, чтобы вода не намочила летательное приспособление. Мастер учил сына придерживаться золотой середины. Однако так и не нашли общий язык Дедал и Икар (картинки с крыльями можно увидеть в данной статье).

Гибель Икара

На следующий день они снялись в безоблачную лазурь. Никто во дворце правителя этого не видел. Наблюдали полет лишь пахари в поле, пастух, который гнал стадо, видел рыбак. Все они думали, что это парят бессмертные боги. Поначалу Икар послушно следовал за отцом. Однако чувство полета, неизвестное и удивительное, наполнило его невыразимой радостью. Ведь огромное счастье - взмахнуть, как огромная птица, большими крыльями и почувствовать, что они уносят тебя еще выше.

В неописуемом восторге Икар запамятовал предостережение родителя и поднялся очень высоко - до золотого солнца. Неожиданно он с великим ужасом начал ощущать, что крылья уже не так крепко держат его, как раньше. Жаркие солнечные лучи растопили их воск, и перья осыпались вниз. Теперь уже напрасно юноша пытался махать бескрылыми руками. Он призвал на помощь отца, но не услышал его Дедал. Потом долго и отчаянно искал он своего сына. Но нашел лишь перья на волнах. Поняв произошедшее, он обезумел от горя. Тело Икара было похоронено Гераклом, а море, в которое он упал, названо было Икарийским.

Сам же Дедал долго находился в Сицилии, а затем перебрался в Афины, где стал основателем рода художников Дедалидов.

«Дедал и Икар». Автор: Караваджо.

Миф об Икаре и Дедале характерен для периода поздней классической мифологии, когда популярными становятся герои, проявляющие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством.


«Икар и Дедал.

Главным героем этой древнегреческой легенды является отец Икара - Дедал, смастеривший ему крылья. И между тем он был самым искусным человеком своего времени, величайшим мастером, изобретателем столярных инструментов, искуснейшим архитектором и скульптором, его фантастические скульптуры были как живые.

Однако легендарному греческому умельцу, пришлось бежать из Афин, где в порыве зависти и злобы совершил преступление: он сбросил с крыши акрополя своего племянника Талоса, превзошедшего его в таланте и мастерстве.

12-летний мальчик, несмотря на столь юный возраст, изобрел по образцу и подобию спинного хребта рыбы столярную пилу, сконструировал гончарный круг, придумал токарный станок и циркуль. Дедал так испугался превосходства юного гения, что однажды столкнул его с крыши афинского Акрополя.

Погубив племянника, Делал постарался скрыть следы преступления, однако был пойман на горячем и осужден на смерть. Но ему удалось бежать на остров Крит, где попросил покровительство у царя Миноса. И уже живя при дворе правителя, Делалу приходилось лавировать между двух огней.


Античная вазопись. «Пасифая с сыном Минотавром».

Как гласит древнегреческая легенда: вначале он помог царице Пасифае наставить мужу рога, изменившей ему с быком, в самом буквальном смысле слова; потом помог Миносу упрятать рожденного Пасифаей Минотавра - чудовиша с головой быка и телом человека от посторонних глаз, построив знаменитый лабиринт. А спустя несколько лет помог врагу критского царя Тесею убить быкоголового Минотавра. Это Дедал придумал как не заблудиться в лабиринте с помощью нити и рассказал об этом Ариадне, которая и дала эту нить Тесею.


Античная вазопись. «Тесей убивает Минотавра».

Но это уже история из другого мифа, когда греческий герой Тесей отправился на остров Крит дабы уничтожить Минотавра, которому афиняне каждые девять лет обязаны были отправлять семь юношей и семь красивых девушек на растерзание.

Разгневанный царь Минос, прослышав о пособничестве, заточил в лабиринт и самого Дедала, и его сына Икара, родившегося уже на острове от рабыни Навкарты. К слову, сын мастера был зеркальной копией своего убиенного двоюродного брата Талоса и возраста в ту пору они были также одного. Но справедливости ради нужно отметить, что в отличие от Талоса у Икара не было совершенно никаких талантов и увлечений.


«Дедал и Икар». Рельеф.

Из лабиринта узников тайно освободила Пасифая. И, чтобы бежать с острова, гениальный мастер смастерил для себя и сына из перьев четыре огромных крыла. С неутомимым усердием Дедал связывал всевозможные птичьи перья, начиная с самых коротких и постепенно заканчивая более длинными, скрепляя их воском. И когда крылья были готовы, он, привязывая их ремнями на плечи сыну, давал наставления, что бы тот летел, не подымаясь слишком высоко, дабы воск не растаял от солнечных лучей.


«Взлет Икара».

Отца беспечный юнец не послушался и приблизился слишком близко к Солнцу, лучи которого и растопили крепления. Икар упал и утонул невдалеке от острова Самос в море, которое и получило в этой части название Икарийского моря.


«Падение Икара». Автор: Carlo Saraceni.

Делал, летевший впереди, оглянулся и не увидел за собой сына, а лишь рассыпанные перья на гребнях морских волн. И тогда старик все понял... Приземлившись, дождался пока труп сына не прибьет к берегу и похоронил на островке Долиха, названном в его честь - Икария...

Однако мифическая история на этом не закончилась. Оплакав сына, Дедал добрался в сицилийский город и попросил местного правителя Кокала об укрытии от преследований критского царя. Ибо тот, когда узнал, что его мастер сбежал на Сицилию, решил отправиться за ним с целым войском и вернуть его.

Некоторое время правитель Сицилии увиливал, однако Минос хитростью заставить выдать мастера, и Кокалу ничего не оставалось как согласиться отдать беглеца. Но перед этим, предложив гостю принять ванну с дороги, сварил того в кипятке. А Дедал провел остаток жизни на Сицилии.

Из поколения в поколение передавались предания о гениальном мастере Дедале, который смог устроить в Сицилии чудесное озеро с вытекающей рекой. А на высоком утесе скалы, где не могло удержаться ни одно дерево, построил удивительный замок. В нем и поселился правитель Кокал, там же и хранил свои сокровища. Третьим чудом, сотворенным Дедалом была глубокая пещера, в которой он устроил подземное отопление.
Кроме того, он воздвиг открытый храм Афродиты над могилой критского царя Миноса.

Воистину был великим мастером Дедал. Но со времени смерти сына он уже больше никогда не был счастлив, несмотря на все свои достижения. Он одиноко доживал старость в скорби и был похоронен в Сицилии.


Суть этого мифа в идее наказания Дедала, бесталанность и гибель Икара - также возмездие отцу за содеянное преступление. Богиням мщения нужно было устроить все так, чтобы юноша погиб точно таким же образом, каким его отец убил Талоса: именно поэтому он падает с высоты. И вовсе не нужно здесь искать геройства и смелости, это всего лишь жестокая месть богов за грех отца.


«Дедал и Икар». Автор: Фредерик Лейтон.

Именно поэтому сын, вопреки советам отца, стал подниматься к солнцу, это тоже была ребячливая игра, шалость, а не обретение свободы в гибельном полёте. Всю эту красивую историю, весьма знакомую широкому кругу общественности, придумали писатели. Это они идеализировали образ Икара как героя, символизирующего мечту человека взмыть в небо, как птица, и парить, не ощущая тяжести.

Ренессансные же моралисты использовали эту тему древнегреческого мифа, дабы научить, как опасны крайности и как хороша добродетель умеренности, а также предостеречь от человеческого высокомерия.

Дедал и Икар, судя по легендам эллинов, были реальными людьми, и сохранили свои имена в истории, благодаря своим, необычным для того времени, решениям. Миф об отце-изобретателе и смельчаке-сыне спустя столетия стал своего рода предупреждением для тех, кто не умеет реально оценивать свои силы. Но наряду с этим – и образом мечты.

Кто такие Икар и Дедал?

Как повествуют давние легенды греков, Дедал и Икар жили в эпоху расцвета страны эллинов, когда люди пытались сконструировать необычные изобретения для человечества. Сын Меция, афинянин Дедал считался одним из лучших изобретателей и строителей. Он первым в истории рискнул создать крылья, чтобы подняться в небо, и мастеру это удалось. Но за свою смелость он заплатил жизнью единственного сына. Дедал и Икар – это символы:

  • изобретательского таланта и ума;
  • безрассудной смелости;
  • стремления подняться над людьми, покорения неба.

Кто такой Дедал?

Дедал вошел в историю Греции, как талантливый художник и конструктор, создатель многих инструментов, автор скульптур, о которых говорили, что они умеют двигаться:

  • кресло Афины Паллады;
  • статуй Геракла в Коринфе и Фивах;
  • изваяний Трофония и Бритомартиды;
  • статуи Афины на Делосе.

Его имя родилось из греческого слова «дэдало» - заниматься искусством. Что изобрел Дедал? Самые известные шедевры:

  1. Минойский Лабиринт.
  2. Нить Ариадны.
  3. Корова Пасифеи из дерева.
  4. Зал Ариадны для танцев.
  5. Крылья из воска для полета.

Кто такой Икар?

Кто такой Икар в Древней Греции? Этот мальчик прославился, как первый и, на то время, единственный человек, который рискнул подняться к солнцу. Подросток был сыном изобретателя Дедала, который помогал отцу конструировать крылья из перьев и воска. Поднявшись в небо, Икар не послушался отца и решил взлететь намного выше, к солнечному светилу. Оно растопило воск, и мальчик разбился, рухнув в воду. Случилось это неподалеку от острова Самос, где море стали именовать Икарийским. Смельчака похоронил герой Геракл на острове Долиха, получившего название Икария.


Миф о Дедале и Икаре

Миф про Дедала и Икара рассказывает: взлететь на крыльях из воска смельчаки решили не ради забавы, а для побега. Талантливый конструктор решился бежать с острова Крит, где он находился на службе у царя Миноса. Воспользоваться кораблем Дедал не мог, и выбрал бегство по воздуху, создав крылья из перьев и воска. Маленький сын попросил взять его с собой, обещая слушаться во всем. Но когда поднялись в небо, мальчик захотел взлететь ближе к солнечному светилу, игнорируя предупреждения отца. Под лучами растаял воск, крылья распались, и подросток разбился о волны.

Бытует версия, что в истории об этих смельчаках греки пытались сохранить информацию про изобретенные косые паруса. Якобы Дедал и Икар бежали с Крита на корабле с такими ветрилами, которые использовались не только при попутном ветре, как у всех моряков, но и при боковом, и даже встречном. Подобное решение считалось пределом мечтаний морских путешественников того времени. А Икар погиб не в воздухе, а в воде, упав за борт во время плавания.

Чему учит миф «Дедал и Икар»?

Легенда о Дедале и Икаре анализировалась исследователями и даже психологами. Существует даже особая трактовка символов, упоминающихся в этом сказании:

  1. Дедал – олицетворение Бога-Отца; которого посмели ослушаться;
  2. Солнце, уничтожившее мальчика – растущая сила;
  3. Крылья – дар, который возвышает над простыми смертными;
  4. Падение – плата за непослушание и одновременно – уведомление, что к свершению своих стремлений надо подходить с умом.

Есть и другая трактовка, объединяющая отца и сына, которая предполагает, что Дедал и Икар - рухнувшая мечта, которую почти удалось реализовать. Ведь мастер, соблюдавший осторожность, все же добрался до берега. Этот миф породил идиому «полет Икара», который считается одновременно и положительным и нарицательным, получив несколько значений:

  1. Смелость, которая сильнее обыденных запретов.
  2. Непослушания и неумения правильно оценить свои возможности.
  3. Самоуверенность, ведущая к гибели.
  4. Новаторство идей, которое сильнее страха смерти.
  5. Тщетность дерзаний.
  6. Неудовлетворенность искателя правды, который от нее же и погибает.

Мечта о полёте зародилась у человека в глубокой древности. Желание летать подобно птице нашло отражение в античных легендах и мифах. Со временем появились попытки реализовать этот замысел. Путь к нему, казалось, был очевиден - следует сделать из прутьев и полотна или перьев большие крылья и, подражая движениям птиц, подняться в воздух. Но в действительности всё оказалось не так просто. На таких “крыльях” экспериментаторы не могли летать и часто платили за свою смелость жизнью.

Легенда об Икаре.

Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрхетея. Рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы, им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале.
У этого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал, был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никого не было кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.
Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы. Минос охотно принял его под свою защиту. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, невозможно было найти выхода. В этом дворце Минос заключил сына своей жены Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовище с телом человека и головой быка. Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпускать его царь с Крита, только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи. «Если не могу я, — воскликнул Дедал, — спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!»
Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Наконец Дедал кончил свою работу: готовы были крылья. Дедал привязал крылья на спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся в воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:
- Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не поднимайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.
Отец с сыном надели крылья на руки и легко поднялись в воздух. Те, кто видел их полет высоко над землёй, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.
Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца, он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, взлетел Икар высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына:
— Икар! Икар! Где ты? Откликнись!
Нет ответа. Увидел Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!
А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое стало называться по имени погибшего Икарийским. Наконец прибили волны тело Икара к берегу острова, там нашел его Геракл и похоронил. Дедал же продолжал свой полет и прилетел, наконец, в Сицилию. Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.
Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце. Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провел он на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников.