Древние столицы Японии в наши дни! Древние столицы Японии: Киото и Нара

Город Токио является не только политическим, но и крупным культурным и научным центром страны. Это один из самых крупных в нем проживает более 13 миллионов человек. Современная столица Японии за последние десятилетия превратилась в международный финансовый и экономический центр, и продолжает развиваться.

Свою историю город начинает с возведения форта в 12 веке. Несколько раз он подвергался сильным разрушениям от мощных землетрясений, в период Второй мировой бомбардировками была уничтожена большая его часть. Но уже к середине прошлого века столица Японии была полностью восстановлена, заработали промышленные предприятия и научные учреждения. Сегодня почти все крупные предприятия перенесены за городскую черту, оставлены только наукоемкие и высокотехнологические производства.

Достопримечательности Токио

Самой известной достопримечательностью города считается Императорский дворец, возведение которого было начато еще в 16-ом веке. В нем и сегодня проживает император Японии со своей семьей. Территорию дворца украшает великолепный сад, обустроенный в национальном стиле.

Столица Японии славится многочисленными религиозными комплексами, только насчитывают 2953. Одним их самых известных является синтоистский храм Мэйдзи, окруженный великолепным парком.

Красивыми видами города можно полюбоваться со смотровых площадок телебашни, при хорошей погоде отсюда видна гора Фудзи - символ Японии. Самыми популярными объектами у туристов считаются: парк Диснейси с водными аттракционами, японский зоопарк Тама, электронный городок Акихабара.

Древние столицы страны

В настоящее время Токио - столица Японии, а за всю историю страны их было четыре. Сначала политическими центрами японского государства были Камакура и Нара, потом им стал город Киото. С 1896 года этот статус перешел к Эдо, как раньше назывался Токио.

Город Нара - единственная древняя столица Японии, сумевшая сохранить свой первозданный облик. Находящиеся здесь древние монастыри позволяют увидеть святыни раннего буддизма. Самым знаменитым из них является монастырь Хорюдзи. В храмовом комплексе Тодайдзи находится грандиозная бронзовая статуя Будды.

Еще одна бывшая столица страны - город Камакура, расположенный на побережье океана, стал курортным центром с многочисленными ресторанами и гостиницами. Его украшают двести храмов. Основная достопримечательность древнего города - величественная бронзовая под открытым небом, отлитая в 13 веке.

Город Киото, в прошлом столица Японии, теперь превратился в административный центр одноименной префектуры. В 13 веке известен был как крупный культурный и религиозный центр. Прославился искусными ремесленниками, изготовлявшими фарфоровые и керамические изделия, принадлежности для храмов и чайных церемоний, изделия из шелка, высококачественную бумагу и многое другое. Высокая репутация товаров из Киото сохраняется по сегодняшний день.


Киото и Нара . Две древние столицы — хранительницы бесценных и непревзойденных шедевров, пронесли свой неизменный облик через многие века. Освященные временем храмы и тихие традиционные улочки отражают тот образ Японии, о котором вы так давно мечтали.

Киото — культурная столица Японии

На протяжении 1200 лет Киото являлся столицей Японского государства и его основным культурным центром . Благодаря тому, что во время Второй мировой войны почти не пострадал от бомбардировок, ему удалось сохранить атмосферу «старой Японии» гораздо лучше, чем многим другим городам. Старинные виллы, дворцы, древние святыни и храмы здесь запросто соседствуют с маленькими деревушками, уютно расположившимися на склонах окружающих город холмов. Наслаждаясь удивительным пейзажем, в Киото также приобщаешься и к богатейшему историческому прошлому Японии.

В старом квартале Гион до сих пор можно увидеть , в районе Камигё-ку — мастеров по изготовлению изделий из традиционного текстиля (фирмы Нисидзин ори), а в Фусими — тех, кто делает . Многочисленные ремесленники и владельцы маленьких магазинчиков свято чтят традиции прошлого, не давая исконной совсем исчезнуть под натиском времени и прогресса. Хотя, конечно, нельзя сказать, что в Киото все старое, или устаревшее: современность неумолимо добирается и сюда, и многие кварталы в процессе строительства полностью преображаются, теряя свое «историческое» лицо. Однако, здесь по-прежнему можно найти и (матия ) — деревянные постройки с черепичными крышами и красивыми, особым образом отделанными, фасадами.


Квартал Гион

Местные жители говорят: «Чтобы узнать и понять Киото, здесь надо прожить всю жизнь». Однако, большинство туристов обычно приезжает сюда всего на несколько дней. Идеальный вариант – неделя, особенно если добавить экскурсии в города Охара, Кумано, Удзи или . Но если больше времени нет, основные можно посмотреть и за пару дней.

Добраться в Киото из Токио можно поездом Японской железной дороги (JR) по линии Токайдо, который идет два часа пятнадцать минут. Из Осаки до Киото есть специальный скоростной поезд, который также идет по линии Токайдо с платформы «Син-Осака» всего 25 минут.

История Киото

В 794 г. Киото стал резиденцией японского императора, которая до этого располагалась в окрестностях Нары. Новое место было выбрано скорее из культовых, нежели из стратегических соображений: с трех сторон город окружен горами, но открыт с юга, а с севера через него текут две реки. Первоначально Киото носил название Хэйан-кё – «Столица мира и спокойствия» , а его строительство велось по классической китайской модели – с регулярной, строгой планировкой всех проспектов и улиц.

С течением времени город стали называть просто «Киото», что в переводе с японского означает «столица». Помимо эпицентра политической жизни, он был также важным религиозным центром и ареной борьбы различных буддийских сект. Важнейшие храмы Киото являются живым наследием каждой из них: — Энрякудзи (секта Тэндай), Тодзи (секта Сингон), Нандзендзи, Тэнрюдзи, Дайтокудзи (секта Дзен) и Ниси-Хонгандзи (секта Дзёдо Синсю).

Нара

Нара - одна из нескольких древних столиц Японии (710–794), но единственная, в целом сохранившая свой первоначальный облик . Едва ли не все древние монастыри с их бесчисленными бесценными художественными сокровищами находятся в Наре или ее окрестностях. Только здесь можно полностью понять и почувствовать дух раннего буддизма, ибо в Китае и Корее от этого времени сохранились лишь разрозненные памятники, и именно японские произведения дают ключ к реконструкции некогда вдохновившего их континентального искусства. Конечно, местные постройки тоже горели и перестраивались, но при ремонтах их, как древние святыни, всегда воспроизводили в древнем облике. Наиболее активное обновление - после упадка и разорений конца эпохи Хэйан - пришлось на начало эпохи Камакура (кон. XII – нач. XIII вв.); недаром искусство этого времени во многом вернулось к традициям эпохи Нара.

Расположена на равнине и достаточно обширна, хотя, кончено, невелика по сравнению с Киото и Осакой, находящимися к северу и западу. Хэйдзё , как первоначально назывался город, был распланирован по образцу Чанъаня, столицы китайской династии Тан (618–907), и сохранил правильную «решетку» планировки до наших дней. Центр Нары - обширный парк с музеем, растянувшийся между двумя великими монастырями, Тодайдзи и Кофукудзи . Самые древние монастыри - знаменитейший Хорюдзи и другие - находятся на западных окраинах города.


Дайбуцу (Великий Будда)

К середине 730-х гг. Японию охватила череда неурожаев, эпидемий и восстаний, заставивших даже несколько раз переносить столицу. Император Сёму, благочестивый буддист, издал в эдикт о строительстве буддистских храмов в центрах всех провинций, а также инициировал сооружение грандиозной бронзовой статуи Будды в Наре. Вокруг нее был сооружен храмовый комплекс Тодайдзи (Великий восточный монастырь) ; в 749 г. император объявил себя рабом Будды и вскоре стал монахом, сохранив, однако, влияние на управление страной. Изготовление Великого Будды (Дайбуцу) - высота статуи 15 м, вес 500 тонн - длилось с 743 по 752 г. Над статуей был построен огромный деревянный храм-реликварий (Дайбуцуден), площадью 73 х 50 м и высотой 48 м. Несмотря на то, что позднее - современный облик здание приобрело в 1705–1709 гг. - храм был уменьшен почти на 30%, он остается самым большим деревянным сооружением в мире. Перед ним были поставлены две 100-метровые пагоды, не дошедшие до наших дней. Считается, что над отливкой Будды и строительством монастыря работало не менее 10% населения Японии и что запасы казны были почти полностью истощены. Великий Будда и его храм часто ремонтировались, но и сейчас производят совершенно ошеломительное впечатление.


Дайбуцуден

Тодайдзи - огромный комплекс, в котором, помимо Дайбуцудена, сохранились десятки построек. Одна из самых внушительных - главные Южные ворота (кон. XII в.), охраняемые двумя огромными (более 8 м) статуями стражников. Вдалеке за Дайбуцуденом находится уникальное здание сокровищницы (сёсоин), построенное в 756 г. для хранения драгоценного дара Комьё, вдовы императора Сёму, Будде и его храму. Собрание из 9000 предметов, включающее и более поздние дарения, недоступно для обозрения, но каждую осень некоторая часть его экспонатов показывается в музее Нара. Помимо коллекции, сёсоин уникален и как произведение архитектуры: это древнейшее бревенчатое сооружение в мире. К востоку от основного комплекса расположен Нигацу-до, старейшее здание которого Хоккэдо (740-747) содержит великолепные скульптуры VIII в. Соседний храм, пристроенный к высокому склону горы, является местом проведения знаменитой церемонии сюни-э (1-15 марта), посвященной хранящейся здесь статуе Каннон. Помимо сугубых молений, проводящихся закрыто, в каждый из упомянутых дней 10 монахов пробегают по лестнице и галерее храма с огромными факелами и осыпают паломников морем искр. В 2 часа утра последнего дня совершается ритуал Омидзутори: монахи с факелами спускаются в колодец под храмом и приносят священную воду в дар бодхисатве, а потом раздают всем желающим.


Кофукудзи

Кофукудзи - семейный храм рода Фудзивара, на протяжении столетий управлявшего Японией. Этот обширный ансамбль часто перестраивался; из древних сооружений интересны две пагоды (пяти- и трехъярусная) и два небольших восьмигранных храма. Главный кондо («золотой зал») - их, против обыкновения, было здесь целых три - не сохранился, в 2010 г. начнется его восстановление. После этого в него вернутся потрясающие скульптуры, выполненные в 734 г. по заказу императрицы Комьё - трехглавая асура и другие фантастические персонажи, а также поражающие портретными характеристиками 10 великих учеников Будды. Займут свое место и огромные скульптуры 1189 г., сияющие золотом и яркими красками - два будды (более 3.5 м) и четыре небесных стража (2 м).


Касуга-Тайся

На протяжении своей истории Кофукудзи был тесно связан с синтоистским святилищем Касуга-Тайся , расположенном на лесистом склоне горы на востоке города. Семейное святилище тех же Фудзивара, оно было основано в 768 г. и словно бы поручало весь находящийся у его подножия город (с его огромными буддистскими храмами) под защиту древних ками, синтоистских божеств. До 1863 г. оно - как символ очищения - разбиралось и отстраивалось заново каждые 20 лет, но по всегда по древнему образцу. Святилище представляет собой несколько дворов, застроенных многочисленными галереями и избушками¸ преимущественно оранжевыми. Касуга-Тайся знаменито своими глициниями («Фудзивара» может означать «поле глициний») и фонариками (2000 каменных и 1000 бронзовых), которые одновременно зажигаются 3 февраля и 14-15 августа в 18.00.


Олень:)

По преданию, один из 4 богов-хранителей Нары прибыл сюда на белом олене, и с тех пор пятнистый олень (сика) стал в Наре священным животным . По средневековому закону оленей нельзя было убивать под страхом смертной казни, их священность была официально отменена только после Второй мировой войны. Сейчас в Наре около 1200 ленивых упитанных оленей, которые стадами бродят по улицам города и нахально тычутся мордами (или копытами) в туристов, ожидая подачки: для оленей повсюду продаются специальные крекеры.

Замечателен Национальный музей Нара , расположенный в двух зданиях в центре города. В нем собрана одна из лучших в стране коллекций скульптур периодов Нара (710–794) и Камакура (1185–1333), постоянно выставляются многочисленные скульптуры из коллекций храмов, также хорошо представлено древнее китайское искусство, особенно бронзовые сосуды.


Син-Якусидзи

Из нескольких небольших храмов Нары следует упомянуть Син-Якусидзи (к югу от Касуга-Тайся) - небольшой храмик с уникальной двускатной конструкцией кровли и отличными скульптурами небесных стражей, окружающими Будду со всех сторон, по кругу (способ расстановки, известный только здесь).


Тосёдайдзи

Монастырь Тосёдайдзи находится на западной окраине Нары, среди небольших деревянных домиков и рисовых полей. Как и другие обители города, он имеет четкую геометрическую планировку, но при этом вся его территория заросла деревьями, что создает особую задумчивую, умиротворяющую атмосферу, близкую более поздним дзенским монастырям. Особенно замечателен Тосёдайдзи зимой, когда его старинные деревянные постройки - кондо (золотой зал) и кодо (зал проповедей) сохранились с VIII в. - покрыты снегом. Стоит наведаться в монастырь и в начале лета, ибо лишь 5-7 июня можно увидеть поражающую живоподобностью статую основателя монастыря, китайского монаха Гандзина, созданную вскоре после его смерти в 763 г. Другие сокровища Тосёдайдзи выставлены в храмах и небольшом музее. Среди них прекрасны две величественные статуи сидящих Будд (VIII в.), главные храмовые образы кондо и кодо, а также огромная (5.5 м) статуя 1000-рукой Каннон.


Храм Якуси-дзи

Неподалеку находится еще один великий монастырь, Якусидзи . До него можно прогуляться пешком. Если боитесь заблудиться, что в принципе без особого старания невозможно, можете заранее еще в гостинице виртуально пройти тот же маршрут с какой-нибудь интерактивной картой. Если есть выход в интернет, найти карту местности Нара очень просто. Любой доступный сайт-навигатор покажет что к чему. Раз, и перед вами карта и Киото и Нара или

Будучи в то время в соседней Южной Корее и размышляя какую часть Японии посмотреть за неполные 5 дней, долго не мог принять решение. Приходилось исходить как минимум из стоимости билета и при таком раскладе дешевых вариантов было два: рейс Air Asia из Сеула в Токио и Peach Airlines из Сеула в Осаку. Каждый из вариантов стоил около $100 в обе стороны, а любой другой в разы дороже. К примеру, я бы предпочел слетать куда-то в не туристический Саппоро, взять в аэропорту машину в прокат и покататься по Хоккайдо. Но билет туда стоил около $400 и вариант отпал. Поймите правильно, я уже почти полтора месяца на тот момент катался по Азии и порядком исчерпал бюджет. От больших мегаполисов я устал еще в Китае, поэтому от Токио отказался сразу и выбрал Осаку. Чем вариант с Осакой был удобен? Во-первых тем, что в часе езды от нее расположены сразу две древние столицы Японии — Киото и Нара, а во-вторых тем, что между Осакой и близлежащими городами курсируют недорогие пригородные поезда.

Как вы знаете, транспорт в Японии не просто дорог, он уникально дорогой! И если у вас нет Japan rail pass, то держите карман шире: средняя стоимость проезда по стране составляет примерно $1 за километр, что выражается в стоимости поездки из той же Осаки в Токио примерно в $150-200, а до Саппоро и вовсе 250-300. Вы спросите, а почему я не купил упомянутый проездной? Ответ прост — для столь краткого пребывания в Японии жаль инвестировать почти 500 долларов в проездной. Если бы приехал на пару недель — другое дело.

Изначально была мысль сразу же из осакского аэропорта Kensai поехать в Киото и сделать Киото базой для путешествий по региону. Но потом решил посвятить день собственно прилегающей к аэропорту Осаке, так что в Киото приехал несколько позже. Что еще важно упомянуть из логистики? В посте про особенности японского общественного транспорта рассказывал, что чем более тщательно вы заранее спланируете пребывание в Японии, тем дешевле оно вам выйдет. Заметьте, я не говорю «комфортнее», а именно что «дешевле». Комфортным оно будет в любом случае, это очень цивилизованное государство и решить все вопросы можно и на месте. Вопрос только в цене. Вы можете ехать из точки А в точку Б как за $5, так и за $50. Это могут быть два разных поезда стоящих на соседних перронах и отправляющихся одновременно. О транспорте читайте в предыдущей ссылке, сейчас повторяться не буду.

В 1,5 миллионном Киото 5 ж.д вокзалов разбросанных в разных концах города, на центральный вокзал прибывают самые дорогие поезда (экспрессы), а на другие вокзалы — пригородные дешевые. Я приехал на вокзал Omiya, что примерно в 3 км к северу от центрального вокзала и оттуда отправился в свой отель, который как раз ближе к главному вокзалу —

Отель бронировал через expedia.co.jp (подчеркну, что не просто expedia.com, а именно что японская версия, там цены другие), вот такой вполне приличный отель «Tokyu» обошелся в районе $50 в сутки за одноместный номер. Если вспомнить, что народ за $40-45 жил в капсулах размером метр на два с удобствами в коридоре, то выбор очевиден —

Знакомство с Киото началось с деловой части города. Ничего особо интересного здесь нет, просто японский город —

Вам нравятся японские девушки? Про них есть отдельный пост —

Лавки со всякими странными сувенирами —

Рынок с не менее странными продуктами питания —

Выглядит неоднозначно, но как показала практика — несколько вкуснее корейской кухни от которой я устал еще в Сеуле —

Теперь самое время перейти к тому, что можно посмотреть в этом городе.

Несколько слов про достопримечательности Киото

Две новости, одна хорошая, а другая плохая (с). Хорошая новость в том, что Киото битком набит древними храмами, а плохая — храмы и дворцы хаотично разбросаны по всему городу. Здесь нет привычного нам с вами «Old City» где все достопримечательности, тут порядка полутора сотен (не шучу) храмов, из которых примерно треть достойны посещения. От одного к другому может быть от километра до нескольких километров. Практичнее всего взять в прокат велосипед. На день прокат стоит порядка $15 и себя окупает.

Еще один нюанс: храмы бесплатны, а вот дворцы стоят денег. В среднем входной билет варьируется от 5 до 15 долларов за каждый. Есть какие-то туристические пассы на день, три дня и так далее. Если ваша цель обойти прямо все храмы города (мы помним, что их только основных больше 150) то вам нужен такой билет. Но я с трудом представляю человека в здравом уме и памяти, который за пару-тройку дней сможет обойти 150 храмов. Это что, гонка за «галочками»? Лично я выделил для себя примерно 15 объектов которые хотел посетить, из которых примерно 11 — бесплатны. И все, хватит, не нужно сходить с ума. Дворцы похожи друг на друга, храмы тоже. После десятого храма вы поймете, что общая идея вам понятна, после тридцатого начнете отчаянно зевать, а после сотого будете кидаться на людей с криками «Товарищ Бендер, товарищ Бендер!» и вас изолируют от общества 🙂

Собственно, это к тому, что для в меру вменяемого туриста льготный билет на ВСЕ храмы Киото никогда себя не окупит, ну а выводы делать вам. Ходить (или ездить) придется много, будьте к этому готовы.

Вы знаете как выглядит японское кладбище? Вот так —

А еще рядом с Киото есть маленькая деревушка, или точнее даже пригород — Сагано. Туда курсирует забавный трамвайчик «Кейфуку» которому больше 100 лет. О трамвайчике есть отдельный пост —

А идет трамвайчик в живописный Сагано (о нем отдельный пост), вот сюда —


Сейчас столица Японии - мегаполис Токио, который до этого назывался Эдо, а до него столицей был город Киото, а до них - Камакура и Нара, а перед ними и вовсе государства не было. За тысячу с лишним лет всего четыре столицы – много или мало? Москва вот тоже не сразу… попробуйте вспомнить сколько столиц государства перечисляют в учебниках истории. Впрочем, это на тысячи километров западней, а сейчас речь пойдет о приморском городе, бывшем столицей Японии в тринадцатом веке.

И не в приморском, а в приокеанском. И не в тринадцатом, а с конца двенадцатого по почти середину четырнадцатого. Да и не столицей империи, а столицей сегуната, но тогда уж стоит и иероглифами писать или насыщать короткую статью тяжеловесными ссылками на исторические источники.

В двенадцатом веке японскую жизнь нельзя было назвать спокойной. Различные группы военных боролись за власть, императорский двор пребывал в Киото и серьезно опасался за свои жизни. Неудивительно, что вышедший из очередной внутренней войны победителем сёгун Минамото-но Ёритомо выбрал для своей резиденции удачно стратегически расположенную рыбацкую деревушку Камакуру. С трех сторон она окружена высокими лесистыми горами, с четвертой - море, климат мягкий. А поселились там самураи, суровые воины, закаленные походами и битвами. Это нашло отражение в старинной архитектуре города - простой, суровой и на удивление спокойной.

Военная и политическая судьба переменчивы, и после полутора веков власти удача отвернулась от Камакуры и ее правителей, а город снова превратился в глухую рыбацкую деревушку с храмами, напоминающими о прошлом величии. В конце девятнадцатого века Камакура снова наполнилась людьми – теперь ее посещает до двадцати миллионов человек в год, прельщенных ее мягким климатом, обилием достопримечательностей и всего часом езды на электричке от Токио.

Сейчас Камакура - город-курорт, в котором множество лавочек, ресторанов, гостиниц, океанское побережье и почти двести храмов - старых и поновее, знаменитых на весь мир и практически безвестных. Рядом почти с каждым храмом - парк, кладбище и умиротворяющая тишина. В когда-то неприступных горах проложены удобные тропы для пеших прогулок, а в некоторых местах разбиты парки.

Наверное, самая известная достопримечательность Камакуры – вторая по величине статуя Будды, Дайбуцу, находящаяся под открытым небом. Бронзовый исполин, отлитый в тринадцатом веке, виден уже издалека и вблизи поражает своими размерами. Статуя полая и в нее даже можно зайти простому туристу.

История и особенности поклонения в нескольких десятках других храмов получили известность по всей стране. Например, источник, в котором нужно омыть деньги для увеличения богатства, храм, посвященный богу-покровителю обучения, храм разводов, где могли получить убежище женщины, пострадавшие от жестокости мужей…

Камакура, древняя столица суровых воинов-самураев, теперь стала курортом для отдыха на любой вкус.

Для созерцателей и ценителей истории - парки и храмы, кладбища и статуи.

Для современной молодежи и любителей активного образа жизни - песчаные пляжи, дельфинарий и круглогодичный виндсерфинг. И для всех приехавших - гигантский Будда, уже столетия взирающий на людей и океан.

Помните Киплинга?

"На Страшный суд идти и вам.
Чужой не презирайте храм,
Где Будде курят фимиам
Язычники в Камакуре"

Сегодня продолжим путешествие по Японии и посетим старую ее столицу, город Киото.

Киото основан в 792—794, в 794—1192 назывался Хэйан. До 1868 (на протяжении 1074 лет) Киото официально считался столицей и резиденцией императоров.
Из культовых соображений императорскую резиденцию переносили на другое место с каждым новым правителем. В 784 император Камму (781—806) и ставший у власти могущественный род Фудзивара задумали перенос столицы страны в район современного Киото из соседнего города Нара, первой столицы Японии. Для строительства новой столицы была выбрана деревня Уда в уезде Кадоно.
Первоначально это место называли Хэйан-ке — «Столица Мира и Спокойствия». В 793 здесь начали возводить новый город по китайским образцам градостроительного искусства. Город имел форму строго ориентированного по сторонам света прямоугольника. В центре находился императорский дворец, от которого тянулся проспект шириной 80 м, деля столицу на восточную и западную половины. Прямые как стрелы проспекты пересекали под прямым углом широкие улицы. Улицам не давали никакого названия, их просто нумеровали, начав отсчет с севера, где располагался обширный дворцовый квартал. Полностью осуществить грандиозный проект не удалось.
Город постепенно расширялся и застраивался дворцами, храмами, монастырями, ремесленными мастерскими и лавками. Монастыри вокруг Хэйан превратили его в крупный религиозный центр. Город оставался центром духовной и политической жизни в 794—1185 (период Хэйан). 11 век, который называют золотым, особо выделяется в истории Киото: именно в то время написаны известные во всем мире произведения японской классической литературы — «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу и «Записки у изголовья» Сэй Сенагон.
В 1177 Хэйан сгорел дотла и был отстроен заново, а вскоре переименован в Киото («Столичный город»). Но резиденция сегунов из клана Минамото переместилась в Камакура (еще один город, побывавший столицей). В 1333 Асикага перенесли столицу вновь в Киото (к северу от старого центра Хэйана, в район Муромати), наступил период Муромати (1333—1573).
Город неоднократно становился жертвой нескончаемых междоусобных распрей различных княжеских кланов. В 1569 его завоевал Ода Нобунага. Нобунага и его преемник Тоетоми Хидэеси не пожалели средств на восстановление города. В 1868 столица Японии официально была перенесена из Киото в Токио.

В Киото находится около 2000 храмов (17 из которых находятся под защитой ЮНЕСКО), сотни парков, десятки старинных дворцов. Особое очарование Киото придает неповторимая гармония всех его многочисленных сооружений с окружающим ландшафтом. Храмы и дворцы как бы вырастают из вод озер и склонов холмов, лишь подчеркивая собой естественную красоту пейзажа. Эти места считаются высшей фазой развития японского мастерства «слияния с природой».

Храм Кинкакудзи - Золотой павильон




Золотой павильон был построен в 1397 г. по велению сёгуна Ёсимицу из династии Асикага, здесь он провел последние годы своей жизни, утратив всякий интерес к политической жизни страны. Уединившись с ближайшими друзьями в этой ""золотой башне" он предавался философским размышлениям, наслаждался чайной церемонией и приобщался к тайнам буддийской религии.

После смерти сёгуна Ёсимицу его сын превратил Кинкакудзи в буддийский храм — такова была воля отца. От богатого дворцового комплекса остался только один Золотой павильон - ныне Национальное достояние Японии.

Храм Кёмизудера - Храм чистой воды


Главной достопримечательностью храма является огромная веранда, которая выступает на 12 метров над краем скалы, где находится храм. Опорой ей служат громадные столбы, скрепленные без единого гвоздя. Это прекрасная обзорная площадка, где всегда многолюдно. Когда-то она использовалась как сцена для танцев.

Ни один человек, пришедший в храм, не минует ритуальный водопад, прозрачной воде которого храм и обязан своим именем. Водопад охраняет божество Фудо мёо, которое своим отталкивающим обликом отпугивает злых духов. Многие совершают обряд омовения этой водой, вознося молитвы Фудо мёо. Этот ритуал очищения сулит просветление душе, и добрый дух богини Каннон принесет чувство покоя и умиротворения, ощущение единения с ней.

Замок Нидзё-дзё

Замок Нидзё-дзё начал строиться в 1603 г. как официальная резиденция сёгунов династии Токугава во время их посещений Киото. Замок Нидзё был воздвигнут неподалеку от императорского дворца, что было сделано умышленно. Нидзё своей монументальностью демонстрировал власть и могущество дома Токугава, он превосходил императорский дворец и по занимаемой площади, и по красоте. Своим величием он должен был развеять всякие сомнения в незыблемости власти сёгунов дома Токугава.


Весь дворец отделан в классическом японском стиле: пол устлан татами, каждая комната имеет лишь три стены, четвертой, которая должна отделять помещение от коридора, нет. Точнее, это не стена, а легкие раздвижные двери. Расстояние между потолком и верхним косяком двери украшено богатыми резными орнаментами с павлинами, разными животными и растениями. Назойливый блеск золота смягчен временем и беловатыми сумерками, в которые превращает дневной свет белая японская бумага. Эта бумага натянута на деревянные раздвижные рамы, составляющие одну длинную стену коридора и одновременно внешнюю стену дворца. В жаркие летние дни можно широко раздвинуть эти двери, и тогда закрытое помещение превращается в веранду, с которой открывается вид на один из прекраснейших садов Японии — сад Ниномару.

Храм Гинкакудзи - Серебряный павильон

В истории японской культуры Серебряному павильону принадлежит исключительное место. Его архитектура, принципы организации жилого пространства, соединение дома и сада, связанные с философско-эстетическими представлениями дзэн-буддизма, знаменуют новый этап в развитии японского искусства.


Серебряный павильон, одна из величайших сокровищниц Японии. Павильон поражает своей красотой, но не сверкающей, а затаенной, глубинной, восхищает своими мягкими и в то же время четкими очертаниями, повторенными на зеркальной поверхности расположенного рядом озера.

Сад Рёандзи.

Сад камней Рёандзи создан в стиле, который называют «сухой ландшафт» — карэ-сансуй. На ухоженной площадке из выровненного граблями светло-серого гравия, разбросаны большие валуны и малые камни, окаймленные мхом. Оригинальность ситуации заключается в том, что пятнадцать черно-бурых разновеликих камней размещены так, что одновременно можно увидеть лишь четырнадцать из них. С какой стороны бы вы на них ни смотрели. Ходят слухи, что увидеть все пятнадцать камней одновременно можно только в том случае, если достигнуть просветления путём медитаций. Первое впечатление, которое появляется от созерцания – минимум предметов и монотонная цветовая гамма, кажется — всё обыденно. Но, несмотря на толпы туристов, через некоторое время в душевном состоянии человека что-то незаметно меняется. И вот уже пропадает боль и обида, приглушаются звуки, не хочется принимать никаких решений. Наступает умиротворенность и желание продлить это состояние.

Возникает масса вопросов: что заложено в этих камнях, почему они так воздействуют на людей? Почти пять столетий в сад камней Рёандзи приходят паломники из многих стран, со всего мира приезжают сюда туристы. Заложенный в них тайный смысл на протяжении многих веков помогал монахам храма в медитациях. Каждый раз сад дарит приходящим сюда людям новые ощущения и заставляет их заглянуть вглубь себя. Каждый раз здесь можно увидеть новую красоту — постоянную и в то же время ускользающую. Пытаться разгадать тайны и любоваться на сад, нужно сидя именно на веранде. Все, кто приходит в Рёандзи, безуспешно пытаются найти точку, с которой откроются взору все пятнадцать камней. Но все они, в конце-концов, вынуждены признать бессилие. В самих же камнях каждому видится свое: кому-то чудится горный пейзаж, кому-то — острова в море или плывущие облака.

Буддийский монах Соами — создатель сада дзэн дает нам хороший урок постижения себя и мира: истину познать порой невозможно, но стоит пытаться это сделать. Учёными университета Киото был проведен топографический компьютерный анализ. Он показал, что камни на площади сада располагаются вовсе не хаотично, как это предполагалось, а представляют собой невидимый на первый взгляд рисунок древесной коры. Почему же число камней равно именно цифре пятнадцать? Японцы говорят, что эта цифра символизирует у них полнолуние, и что после полнолуния наступает время распада. Может быть, это и является причиной того, что один камень все время остаётся за чертой видимости?


Сад камней Рёандзи характеризует отношение японцев к жизни, их философию, которая была выработана в седьмом веке, и которой они придерживаются до сегодняшних дней: “Один человек считает это хорошим, а другой плохим. Но один из них необязательно – мудрец, а другой – глупец. Они оба обыкновенные люди”. За невысокой глинобитной изгородью сада зеленеют пышные кроны деревьев, которые призваны подчеркнуть строгость сада камней. Выйдя из таинственного и спокойного каменного сада, можно совершить прогулку по великолепному парку, находящемуся на территории монастыря. Особенно восхитителен парк весной, во время ”сливовых дождей” и в осенние дни, когда японские клёны набрасывают оранжевые, жёлтые и красные одежды. Зайдя в храм, вы увидите каменный сосуд для омовения рук. На нем высечена надпись: ”Я знаю лишь необходимое”.

На этом сегодня закончим ознакомительную экскурсию, а завтра пройдемся по улицам современного Киото.

P.S. Рекомендую всем кто не читал, прочитать отличный рассказ о Японии, нашего журналиста Владимира Цветова, можно поискать книжку, а можно прочитать здесь - http://oldgazette.ru/lib/zvetov/reandzi/index.html