Еще об одном купце-меценате. А. Бахрушин и его Музей. для пополнения разделов по истории западноев. ными благотворителями. Будущий

Алексей Александрович Бахрушин (31 января (12 февраля) 1865 года, Москва – 7 июня 1929 года Апрелевка, Московская область) – потомственный почетный гражданин Москвы, купец, промышленник, гласный Московской Городской Думы, почетный член Императорской Академии Наук, основатель первого театрального музея в России, носящего его имя, меценат.
Алексей Александрович Бахрушин родился в семье купца Александра Алексеевича Бахрушина, совладельца Товарищества кожевенной и суконных мануфактур Алексея Бахрушина сыновей в Москве.
Дед Алексея Александровича Алексей Федорович Бахрушин приехал в Москву из Зарайска в 1821 году. Один из сыновей всю дорогу ехал в корзинке из-под кур. В Москве старший Бахрушин организовал кожевенное производство. Со временем семья стала заниматься еще и суконным и ткацким производствами.
Семья Бахрушиных была известна не только большим и современным производством, умением вести дела, но и любовью к благотворительности. Братья построили больницу, родильный дом, дом презрения для неизлечимо больных, дом с бесплатными квартирами для вдов и учащихся девушек и колонию для беспризорников. Семейными чертами Бахрушиных были патриотизм, скромность, громадная энергия и целеустремленность.
Мать Алексея Александровича, Елена Михайлова Бахрушина, в девичестве Постникова, была тоже из купеческой семьи. Она любила театр и музыку. Елена Михайловна часто посещала Большой и Малый театры, и, чтобы не было скучно, брала с собой детей. Маленький Алеша выезжал с матерью в театры с шести лет. Из этих поездок и выросла его любовь к искусству Мельпомены.
В 1876-1879 годах Алексей Александрович учился в гимназии Креймана (ул. Петровка 25). Учился он вместе с братьями. Впоследствии он рассказывал сыну о проделках и шалостях, которыми он и его товарищи донимали учителей и задирали друг друга. При этом признавался, что были дураками, и сейчас он бы так не поступил. Из 7 класса гимназии А.А. Бахрушин ушел.
В 1888 году Алексей Александрович Бахрушин начал работать на семейном предприятии. До пяти часов дня он был на производстве, а вечером чаще всего посещал театр. Он любил оперу, балет и особенно постановки Малого театра. Он участвовал в любительских спектаклях.
К созданию музея Алексея Александровича подтолкнуло пари, заключенное с неким молодым человеком по фамилии Куприянов. Этот молодой человек собирал афиши, программки и фотокарточки актеров, а затем хвастался ими перед товарищами. Алексей Александрович раздражался, когда слышал такое пустое бахвальство, и поспорил, что он в течение месяца соберет коллекцию ничуть не хуже. Так и получилось. Он выиграл пари. Но при этом он нашел свое призвание и дело всей жизни. Эти первые находки положили начало будущему первому литературно-театральному музею в России.
Алексей Александрович Бахрушин собирал все, что имело отношение к театру: программки, афиши, фотокарточки, сценические костюмы, маски, автографы, письма, портреты, личные вещи актеров, подарки зрителей и многое другое. Будущие экспонаты музея он находил в лавках антикваров, у старьевщиков, многое приносили сами актеры, что-то удавалось выкупить у родственников. Он неоднократно ездил в Европу и находил там интересные экспонаты для своего музея (например, коллекцию итальянских масок, редкие музыкальные инструменты).
30 мая 1894 года Алексей Александрович впервые показал свою коллекцию самым близким друзьям.
29 октября 1894 года музей был открыт для театральной общественности г. Москвы.
Большую помощь в создании и ведении музейных дел оказывала верная помощница Алексея Александровича Вера Васильевна Носова. Они поженились 17 апреля1895 году спустя несколько месяцев после знакомства. Предложение руки и сердца для Веры Васильевны было очень неожиданным. Жених ей сначала не понравился. Но все вокруг советовали ей принять это предложение и говорили о будущем женихе исключительно хорошее. Вера Васильевна, подумав, согласилась. Их брак оказался счастливым. Она полюбила мужа и его увлечение и во всем помогала ему. У них родилось трое детей. Старший сын, Юрий Алексеевич Бахрушин, пошел по стопам отца и стал очень известным историком русского балета и театральным критиком. Его труд “История русского балета” является классическим учебником по данной теме.
Сам музей сначала помещался в подвале дома Бахрушина на Лужнецкой набережной (ныне улица Бахрушина д. 31/12). Дом был построен архитектором К. К. Гиппиус в 1896 году. Но экспонатов становилось так много, что не только полуподвал, но и жилые помещения превратились в музейные залы. Сын А.А. Бахрушина Юрий Алексеевич вспоминал, что вскоре и коридор, и буфетная, и детские были заняты экспонатами музея. В 1913 году дед коллекционера отдал ему соседний дом, но и он скоро был заполонен театральными сокровищами.
Помимо музейной деятельности Алексей Александрович активно участвовал в общественной жизни Москвы.
В 1900 году Алексей Александрович был избран гласным Московской Городской Думы. К этой должности он относился очень серьезно и стремился всеми силами творить добро на благо родного города и его жителей.
В 1901 году Московская Городская Дума приняла решение построить десять народных театров на окраинах города. Первым таким театром стал Введенский народный дом, построенный в 1902 году на Площади Журавлева. С 1906 года его бессменным попечителем был Алексей Александрович Бахрушин.
Кроме этого, Алексей Александрович Бахрушин заведовал театральным бюро Всероссийского театрального общества, был постоянным членом ряда научных обществ, заседал в комиссиях и комитетах по сооружению памятников, организации музее и выставок.
В ноябре 1910 года именно ему было поручено представлять Московскую Городскую Думу на похоронах Льва Толстого.
Коллекция музея разрасталась. Все больше посетителей приходило посмотреть на интересные экспонаты. Актеры с удовольствием жертвовали свои вещи для музея, прекрасно понимая, что так сохраняют историю и память о себе и русском театре. Алексей Александрович придумал организовывать временные витрины, в которых размещал экспонаты, относившиеся к ожидаемым гостям-актерам. При этом приговаривал, что именно о нынешнем посетителе собрать много материалов не удалось, а вот о его коллегах рассказывают намного больше вещей. Будучи уязвленным, гость через некоторое время присылал свои личные вещи в дар музею.
Ради музея Алексей Александрович был готов на все. Особенно этому проявилось, когда он обратился к Московской Городской Думе с предложением передать музей в собственность города. Но при этом он просил соблюсти два условия: музей должен быть открытым для всех и бесплатным. Городские депутаты отказались, сославшись на то, что уже намучились с даром Третьяковых.
В 1909 году Алексей Александрович был избран в состав комитета по постройке Пушкинского дома при Академии наук. На первых же заседаниях академики очень заинтересовались идеей А.А. Бахрушина передать музей государству. Их даже не остановило, что Алексей Александрович настаивал, что музей должен остаться в Москве. При большой поддержке ряда академиков и великого князя Константина Константиновича Романова соглашение о передаче музея Академии Наук было достигнуто.
25 ноября 1913 года музей был передан Академии. Алексей Александрович стал почетным пожизненным попечителем музея.
Когда великий князь поинтересовался у Алексея Александровича, что он хочет взамен за передачу музея, то Алексей Александрович ответил, что он передает музей не для того, чтобы что-то получить, а чтобы сохранить музей. Ответ великому князю понравился.
В качестве благодарности от государства А.А. Бахрушина был предоставлена аудиенция у императора Николая II. А чуть позже Алексею Александровичу был пожалован Бахрушин орден Святого Владимира 4-й степени. Это был своеобразный подарок великого князя основателю музея.
После революции 1917 года Алексей Александрович остался в России. Его чувство долга перед Родиной не давало ему морального права уехать заграницу. Первые два года после революции были особенно сложными для музея и его владельца. Музей неоднократно пытались разворовать, доказывая, что сам музей и его попечитель классово чужды новому государству. Но А.А. Бахрушин сумел доказать необходимость существования музея.
1 февраля 1919 года музей перешел в состав учреждений Наркомпроса, а Алексей Александрович был назначен его директором.
Несмотря на трудные и голодные годы, в музее продолжалась собирательская, научная и экскурсионная деятельность. Алексей Александрович Бахрушин находил возможности для пополнения коллекции.
В 1924 году было отмечено 30-летие музея по инициативе Государственной Академии Художественных Наук. Но нападки на музей и обвинения его в ненужности рабочим и крестьянам продолжались. До конца своей жизни Алексей Александрович боролся за сохранение музея.
Алексей Александрович Бахрушин умер 7 июня 1929 года в деревне Апрелевка Московской области и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Но дело всей его жизни – Литературно-театральный музей им. А.А. Бахрушина (переименованный впоследствии в Театральный музей им. А.А. Бахрушина) - живет и сегодня.
Сейчас в собрании музея находится более 1,5 миллиона экспонатов. В музее работают 245 сотрудников. Кроме главного издания, у музея есть 10 филиалов. В 2014 году открылось постоянное представительство музея в г. Ульяновске. Планируется открытие музея в г. Зарайске, на родине предков А.А. Бахрушина.
Именно благодаря своей энергии, энтузиазму, преданности делу музея Алексею Александровичу удалось не только сохранить музей, но и передать нам, его потомкам, удивительную и уникальную коллекцию, которая рассказывает нам историю русского и зарубежного театрального искусства и историю жизни актеров, посвятивших свою жизнь театру и нам, зрителям.

Слыли в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом - поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка.

Известно, что в 1876-1879 годах Алексей Бахрушин учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 году включился в семейное дело - «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 года активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему все больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавить, до 1917 года, семейное дело. За свои промышленные достижения он удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.

Важной стороной его деятельности была также общественная: членом Московского биржевого общества, членом Совета Русского театрального общества, почётным членом Совета Якиманского городского попечительства о бедных, членом Совета больницы и родильного приюта имени братьев Бахрушиных.

Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов , заведовать которыми в 1915 году был уполномочен А. А. Бахрушин. Первым народным домом, открывшемся в декабре 1904 года - Введенским , - Бахрушин заведовал ещё с 1906 года; его усилиями в нём был создан постоянный театральный коллектив, в котором работал Иван Мозжухин .

В 1904-1913 годах семья Бахрушина снимала дачу Н. Д. Телешова в Малаховке , где по инициативе и при финансовом участии А. А. Бахрушина была создана гимназия. В мае 1913 года Бахрушин стал владельцем собственного подмосковного имения: была куплена благоустроенная усадьба Афинеево в Верейском уезде . Перестройкой усадебного дома в ней занимался И. Е. Бондаренко . В 1916 году дом сгорел и Бахрушины снимали дачу рядом - в деревне Малые горки .

Семья

Жена: Вера Васильевна Носова (1875-1942), дочь купца В. Д. Носова . Венчание состоялось 19 апреля 1895 года в храме Троицы Живоначальной в Кожевниках .

30 мая 1894 года владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея.

Музей

Среди многочисленных коллекционеров своего времени Алексей Александрович Бахрушин отличался самостоятельностью в поисках. Он не довольствовался тем, что предлагали торговцы или другие собиратели раритетов. «Коллекционировать только через антикваров, - говорил он, - не выискивая самому, не интересуясь глубоко, - занятие пустое, неинтересное, а если собирать старину, то только при условии глубокого личного интереса к ней». Таким личным глубоким интересом к реликвиям театральной жизни Бахрушин обладал в самой высокой мере. Он целенаправленно вел поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности.

Собиратель раз в неделю обязательно бывал на Сухаревке , часто наведывался в антикварные лавки Н. Г. Африканова и В. И. Лекатто, регулярно переписывался с петербургским антикваром М. М. Савостиным. Благодаря Савостину он приобрел много реликвий деятелей петербургских театров, в частности, получил архив актёра и театрального собирателя И. Ф. Горбунова .

В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.

Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привез личные вещи французской актрисы Марс , коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.

Одним из основных источников пополнения коллекции были дары. «Лицедействующей братии», по словам антиквара М. М. Савостина, идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонек» к Бахрушину собирались известные актеры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин , А. Л. Ленский , М. Н. Ермолова , Г. Н. Федотова , Ф. И. Шаляпин , Л. В. Собинов , К. С. Станиславский , В. И. Немирович-Данченко . По сложившейся традиции сюда являлись не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.

Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела - литературный, драматический и музыкальный.

В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина , А. П. Сумарокова , А. С. Пушкина , А. С. Грибоедова , Н. В. Гоголя , А. Н. Островского . Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова , И. И. Лажечникова , М. М. Хераскова , Н. В. Гоголя , А. Н. Верстовского , А. Ф. Писемского , П. А. Каратыгина , Н. Г. Помяловского . Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.

В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX - начала XX в. - К. А. Коровина и А. Я. Головина . Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».

Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актеров, в частности В. Н. Асенковой , А. П. Ленского , М. С. Щепкина , знаменитого антрепренёра и актёра П. М. Медведева . У Бахрушина была полная обстановка кабинета В. Ф. Комиссаржевской , гримерная К. А. Варламова . Изюминка собрания - коллекция балетных туфелек со времен Тальони до Павловой . А также подношения актерам: юбилейные венки, поздравительные ленты, адреса, бенефисные подарки. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причем не только отдельные портреты актеров, но и большое число запечатленных фотографами сцен из спектаклей.

Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе - уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времен и народов: славянские гусли , румынская кобза , европейская мандолина , китайская флейта и даже африканские трубы .

Бахрушинское собрание приобрело широкую известность. К нему обращались ученые, историки театра, издатели, режиссёры. И все получали здесь необходимые материалы и советы. Свою коллекцию Алексей Александрович не раз представлял на выставках - к юбилею П. С. Мочалова (Москва, 1896), Всемирной выставке в Париже (1900), Первой русской театральной выставке в Петербурге (1908), Второй русской театральной выставке в Москве (1909). Когда в 1899 г. в Ярославле отмечалось 150-летие русского театра, выставка, подготовленная к этому юбилею, почти на треть состояла из экспонатов бахрушинского собрания.

Музей размещался в особняке владельца на Лужнецкой улице , построенном в 1896 году по проекту архитектора К. К. Гиппиуса . Еще при закладке дома хозяин предусмотрел для размещения коллекций три полуподвальные большие комнаты. Однако когда строительство было завершено и музейные комнаты заполнились экспонатами, то вскоре и все остальные помещения полуподвала оказались переполненными театральной стариной. «Затем дело дошло до жилого верха, постепенно превращавшегося в музей, - вспоминал сын коллекционера, - потом начали сворачиваться служебно-хозяйственные комнаты, за ними последовали детские апартаменты, был занят коридор, буфетная и, наконец, даже конюшня и каретный сарай. Не надо забывать при этом, что с 1913 года дед отдал в распоряжение отца соседний дом, в котором когда то я родился, и он был также забит вещами, книгами и прочими материалами».

Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.

Собрание Бахрушина стало столь обширным, что владелец начал задумываться о его дальнейшей судьбе. Алексею Александровичу хотелось сделать его достоянием Москвы. «Как гласный Думы он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления. Но маститые отцы города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться от этой напасти. „Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы еще с вашим! Увольте, Христа ради!..“ Отец был в отчаянии - огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным. Сломить чиновничью косность оказалось невозможным», - вспоминал Ю. А. Бахрушин .

К счастью, в 1909 году бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук . 25 ноября 1913 года состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 году жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени.

Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней.

Смерть

Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 года , до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище .

Напишите отзыв о статье "Бахрушин, Алексей Александрович"

Литература

  • Бахрушин Ю. А. Воспоминания. - М., 1994

Ссылки

  • , okipr.ru (Проверено 15 августа 2016)
  • , cultcalend.ru (Проверено 16 марта 2009)

Отрывок, характеризующий Бахрушин, Алексей Александрович

Последнее пребывание в Богучарове князя Андрея, с его нововведениями – больницами, школами и облегчением оброка, – не смягчило их нравов, а, напротив, усилило в них те черты характера, которые старый князь называл дикостью. Между ними всегда ходили какие нибудь неясные толки, то о перечислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких то, то о присяге Павлу Петровичу в 1797 году (про которую говорили, что тогда еще воля выходила, да господа отняли), то об имеющем через семь лет воцариться Петре Феодоровиче, при котором все будет вольно и так будет просто, что ничего не будет. Слухи о войне в Бонапарте и его нашествии соединились для них с такими же неясными представлениями об антихристе, конце света и чистой воле.
В окрестности Богучарова были всё большие села, казенные и оброчные помещичьи. Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых и грамотных, и в жизни крестьян этой местности были заметнее и сильнее, чем в других, те таинственные струи народной русской жизни, причины и значение которых бывают необъяснимы для современников. Одно из таких явлений было проявившееся лет двадцать тому назад движение между крестьянами этой местности к переселению на какие то теплые реки. Сотни крестьян, в том числе и богучаровские, стали вдруг распродавать свой скот и уезжать с семействами куда то на юго восток. Как птицы летят куда то за моря, стремились эти люди с женами и детьми туда, на юго восток, где никто из них не был. Они поднимались караванами, поодиночке выкупались, бежали, и ехали, и шли туда, на теплые реки. Многие были наказаны, сосланы в Сибирь, многие с холода и голода умерли по дороге, многие вернулись сами, и движение затихло само собой так же, как оно и началось без очевидной причины. Но подводные струи не переставали течь в этом народе и собирались для какой то новой силы, имеющей проявиться так же странно, неожиданно и вместе с тем просто, естественно и сильно. Теперь, в 1812 м году, для человека, близко жившего с народом, заметно было, что эти подводные струи производили сильную работу и были близки к проявлению.
Алпатыч, приехав в Богучарово несколько времени перед кончиной старого князя, заметил, что между народом происходило волнение и что, противно тому, что происходило в полосе Лысых Гор на шестидесятиверстном радиусе, где все крестьяне уходили (предоставляя казакам разорять свои деревни), в полосе степной, в богучаровской, крестьяне, как слышно было, имели сношения с французами, получали какие то бумаги, ходившие между ними, и оставались на местах. Он знал через преданных ему дворовых людей, что ездивший на днях с казенной подводой мужик Карп, имевший большое влияние на мир, возвратился с известием, что казаки разоряют деревни, из которых выходят жители, но что французы их не трогают. Он знал, что другой мужик вчера привез даже из села Вислоухова – где стояли французы – бумагу от генерала французского, в которой жителям объявлялось, что им не будет сделано никакого вреда и за все, что у них возьмут, заплатят, если они останутся. В доказательство того мужик привез из Вислоухова сто рублей ассигнациями (он не знал, что они были фальшивые), выданные ему вперед за сено.
Наконец, важнее всего, Алпатыч знал, что в тот самый день, как он приказал старосте собрать подводы для вывоза обоза княжны из Богучарова, поутру была на деревне сходка, на которой положено было не вывозиться и ждать. А между тем время не терпело. Предводитель, в день смерти князя, 15 го августа, настаивал у княжны Марьи на том, чтобы она уехала в тот же день, так как становилось опасно. Он говорил, что после 16 го он не отвечает ни за что. В день же смерти князя он уехал вечером, но обещал приехать на похороны на другой день. Но на другой день он не мог приехать, так как, по полученным им самим известиям, французы неожиданно подвинулись, и он только успел увезти из своего имения свое семейство и все ценное.
Лет тридцать Богучаровым управлял староста Дрон, которого старый князь звал Дронушкой.
Дрон был один из тех крепких физически и нравственно мужиков, которые, как только войдут в года, обрастут бородой, так, не изменяясь, живут до шестидесяти – семидесяти лет, без одного седого волоса или недостатка зуба, такие же прямые и сильные в шестьдесят лет, как и в тридцать.
Дрон, вскоре после переселения на теплые реки, в котором он участвовал, как и другие, был сделан старостой бурмистром в Богучарове и с тех пор двадцать три года безупречно пробыл в этой должности. Мужики боялись его больше, чем барина. Господа, и старый князь, и молодой, и управляющий, уважали его и в шутку называли министром. Во все время своей службы Дрон нн разу не был ни пьян, ни болен; никогда, ни после бессонных ночей, ни после каких бы то ни было трудов, не выказывал ни малейшей усталости и, не зная грамоте, никогда не забывал ни одного счета денег и пудов муки по огромным обозам, которые он продавал, и ни одной копны ужи на хлеба на каждой десятине богучаровских полей.
Этого то Дрона Алпатыч, приехавший из разоренных Лысых Гор, призвал к себе в день похорон князя и приказал ему приготовить двенадцать лошадей под экипажи княжны и восемнадцать подвод под обоз, который должен был быть поднят из Богучарова. Хотя мужики и были оброчные, исполнение приказания этого не могло встретить затруднения, по мнению Алпатыча, так как в Богучарове было двести тридцать тягол и мужики были зажиточные. Но староста Дрон, выслушав приказание, молча опустил глаза. Алпатыч назвал ему мужиков, которых он знал и с которых он приказывал взять подводы.
Дрон отвечал, что лошади у этих мужиков в извозе. Алпатыч назвал других мужиков, и у тех лошадей не было, по словам Дрона, одни были под казенными подводами, другие бессильны, у третьих подохли лошади от бескормицы. Лошадей, по мнению Дрона, нельзя было собрать не только под обоз, но и под экипажи.
Алпатыч внимательно посмотрел на Дрона и нахмурился. Как Дрон был образцовым старостой мужиком, так и Алпатыч недаром управлял двадцать лет имениями князя и был образцовым управляющим. Он в высшей степени способен был понимать чутьем потребности и инстинкты народа, с которым имел дело, и потому он был превосходным управляющим. Взглянув на Дрона, он тотчас понял, что ответы Дрона не были выражением мысли Дрона, но выражением того общего настроения богучаровского мира, которым староста уже был захвачен. Но вместе с тем он знал, что нажившийся и ненавидимый миром Дрон должен был колебаться между двумя лагерями – господским и крестьянским. Это колебание он заметил в его взгляде, и потому Алпатыч, нахмурившись, придвинулся к Дрону.
– Ты, Дронушка, слушай! – сказал он. – Ты мне пустого не говори. Его сиятельство князь Андрей Николаич сами мне приказали, чтобы весь народ отправить и с неприятелем не оставаться, и царский на то приказ есть. А кто останется, тот царю изменник. Слышишь?
– Слушаю, – отвечал Дрон, не поднимая глаз.
Алпатыч не удовлетворился этим ответом.
– Эй, Дрон, худо будет! – сказал Алпатыч, покачав головой.
– Власть ваша! – сказал Дрон печально.
– Эй, Дрон, оставь! – повторил Алпатыч, вынимая руку из за пазухи и торжественным жестом указывая ею на пол под ноги Дрона. – Я не то, что тебя насквозь, я под тобой на три аршина все насквозь вижу, – сказал он, вглядываясь в пол под ноги Дрона.
Дрон смутился, бегло взглянул на Алпатыча и опять опустил глаза.
– Ты вздор то оставь и народу скажи, чтобы собирались из домов идти в Москву и готовили подводы завтра к утру под княжнин обоз, да сам на сходку не ходи. Слышишь?
Дрон вдруг упал в ноги.
– Яков Алпатыч, уволь! Возьми от меня ключи, уволь ради Христа.
– Оставь! – сказал Алпатыч строго. – Под тобой насквозь на три аршина вижу, – повторил он, зная, что его мастерство ходить за пчелами, знание того, когда сеять овес, и то, что он двадцать лет умел угодить старому князю, давно приобрели ему славу колдуна и что способность видеть на три аршина под человеком приписывается колдунам.
Дрон встал и хотел что то сказать, но Алпатыч перебил его:
– Что вы это вздумали? А?.. Что ж вы думаете? А?
– Что мне с народом делать? – сказал Дрон. – Взбуровило совсем. Я и то им говорю…
– То то говорю, – сказал Алпатыч. – Пьют? – коротко спросил он.
– Весь взбуровился, Яков Алпатыч: другую бочку привезли.
– Так ты слушай. Я к исправнику поеду, а ты народу повести, и чтоб они это бросили, и чтоб подводы были.
– Слушаю, – отвечал Дрон.
Больше Яков Алпатыч не настаивал. Он долго управлял народом и знал, что главное средство для того, чтобы люди повиновались, состоит в том, чтобы не показывать им сомнения в том, что они могут не повиноваться. Добившись от Дрона покорного «слушаю с», Яков Алпатыч удовлетворился этим, хотя он не только сомневался, но почти был уверен в том, что подводы без помощи воинской команды не будут доставлены.
И действительно, к вечеру подводы не были собраны. На деревне у кабака была опять сходка, и на сходке положено было угнать лошадей в лес и не выдавать подвод. Ничего не говоря об этом княжне, Алпатыч велел сложить с пришедших из Лысых Гор свою собственную кладь и приготовить этих лошадей под кареты княжны, а сам поехал к начальству.

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.
Солнце зашло на другую сторону дома и косыми вечерними лучами в открытые окна осветило комнату и часть сафьянной подушки, на которую смотрела княжна Марья. Ход мыслей ее вдруг приостановился. Она бессознательно приподнялась, оправила волоса, встала и подошла к окну, невольно вдыхая в себя прохладу ясного, но ветреного вечера.
«Да, теперь тебе удобно любоваться вечером! Его уж нет, и никто тебе не помешает», – сказала она себе, и, опустившись на стул, она упала головой на подоконник.
Кто то нежным и тихим голосом назвал ее со стороны сада и поцеловал в голову. Она оглянулась. Это была m lle Bourienne, в черном платье и плерезах. Она тихо подошла к княжне Марье, со вздохом поцеловала ее и тотчас же заплакала. Княжна Марья оглянулась на нее. Все прежние столкновения с нею, ревность к ней, вспомнились княжне Марье; вспомнилось и то, как он последнее время изменился к m lle Bourienne, не мог ее видеть, и, стало быть, как несправедливы были те упреки, которые княжна Марья в душе своей делала ей. «Да и мне ли, мне ли, желавшей его смерти, осуждать кого нибудь! – подумала она.
Княжне Марье живо представилось положение m lle Bourienne, в последнее время отдаленной от ее общества, но вместе с тем зависящей от нее и живущей в чужом доме. И ей стало жалко ее. Она кротко вопросительно посмотрела на нее и протянула ей руку. M lle Bourienne тотчас заплакала, стала целовать ее руку и говорить о горе, постигшем княжну, делая себя участницей этого горя. Она говорила о том, что единственное утешение в ее горе есть то, что княжна позволила ей разделить его с нею. Она говорила, что все бывшие недоразумения должны уничтожиться перед великим горем, что она чувствует себя чистой перед всеми и что он оттуда видит ее любовь и благодарность. Княжна слушала ее, не понимая ее слов, но изредка взглядывая на нее и вслушиваясь в звуки ее голоса.
– Ваше положение вдвойне ужасно, милая княжна, – помолчав немного, сказала m lle Bourienne. – Я понимаю, что вы не могли и не можете думать о себе; но я моей любовью к вам обязана это сделать… Алпатыч был у вас? Говорил он с вами об отъезде? – спросила она.
Княжна Марья не отвечала. Она не понимала, куда и кто должен был ехать. «Разве можно было что нибудь предпринимать теперь, думать о чем нибудь? Разве не все равно? Она не отвечала.
– Вы знаете ли, chere Marie, – сказала m lle Bourienne, – знаете ли, что мы в опасности, что мы окружены французами; ехать теперь опасно. Ежели мы поедем, мы почти наверное попадем в плен, и бог знает…
Княжна Марья смотрела на свою подругу, не понимая того, что она говорила.
– Ах, ежели бы кто нибудь знал, как мне все все равно теперь, – сказала она. – Разумеется, я ни за что не желала бы уехать от него… Алпатыч мне говорил что то об отъезде… Поговорите с ним, я ничего, ничего не могу и не хочу…
– Я говорила с ним. Он надеется, что мы успеем уехать завтра; но я думаю, что теперь лучше бы было остаться здесь, – сказала m lle Bourienne. – Потому что, согласитесь, chere Marie, попасть в руки солдат или бунтующих мужиков на дороге – было бы ужасно. – M lle Bourienne достала из ридикюля объявление на нерусской необыкновенной бумаге французского генерала Рамо о том, чтобы жители не покидали своих домов, что им оказано будет должное покровительство французскими властями, и подала ее княжне.
– Я думаю, что лучше обратиться к этому генералу, – сказала m lle Bourienne, – и я уверена, что вам будет оказано должное уважение.
Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо.
– Через кого вы получили это? – сказала она.
– Вероятно, узнали, что я француженка по имени, – краснея, сказала m lle Bourienne.
Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея.
– Дуняша, позовите ко мне Алпатыча, Дронушку, кого нибудь, – сказала княжна Марья, – и скажите Амалье Карловне, чтобы она не входила ко мне, – прибавила она, услыхав голос m lle Bourienne. – Поскорее ехать! Ехать скорее! – говорила княжна Марья, ужасаясь мысли о том, что она могла остаться во власти французов.

Наталья Касьяненко :

Еще об одном купце-меценате. А. Бахрушин и его Музей.

31 января 1865 года в семье купца-фабриканта, родился основатель Театрапльного музея имени Алексея Базрушина, сам Алексей Александрович Бахрушин.
()

Юон К., Портрет А.А. Бахрушина. 1920 г.

Мимо его дома недалеко от Павелецкой я часто проходила в молодости- работала недалеко, правдо недолго - пару лет. Но “дом” этот считала “своей территорией”.



А вот таким этот дом выглядит на акварели автора его проекта К.Гиппиуса. В нем А.А. Бахрушин жил в начале 20-го века, в этом же особняке и был открыт знаменитый и интереснейший московский музей с коллекцией хозяина.


"Когда во мне утвердилось, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами единолично я счел себя не вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа ". А.А.Бахрушин

Экскурсия по музею:

Еще о музее и из музея:

Ну и о самом главном.


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ имени

Алексея Александровича БАРУШИНА


В Москве, на самом деле, не так много зданий, мимо которых нельзя просто пройти мимо, не вспыхнув желанием непременно оказаться внутри. Одно из них – это театральный музей имени Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929) – известного предпринимателя, московского мецената и коллекционера театральной старины. Снаружи - то ли русский терем, то ли готический дворец - дом словно подтверждает высказывание классика: «Весь мир театр». Такой разный. Эклектичный.


17 апреля 1895 года состоялась свадьба Алексея Бахрушина. И в качестве свадебного подарка Бахрушин-отец подарил сыну участок земли в Замоскворечье на углу Лужнецкой улицы (теперь ул. Бахрушина) и Зацепского вала. На этом участке вскоре и был построен роскошный псевдоготический одноэтажный особняк по проекту московского архитектора Карла Гиппиуса (ученика Романа Клейна), известного мастера эклектики и модерна. В архитектуре усадебного дома Бахрушиных переплелись и русский шатровый стиль, и готика – тема рыцарства, служения театру (самого Алексея Бахрушина, кстати, называли рыцарем театра), и что-то восточное – в мавританском стиле. Этот гостеприимный дом в московских кругах называли театральный «Версаль на Зацепе». Наружное убранство дома, за исключением отдельных деталей, хорошо сохранилось, но невероятные интерьеры, производившие на современников большое впечатление, понесли большие потери.


До наших дней дошел только декор вестибюля, в котором оказываешься сразу за входной дверью, и он мгновенно поражает своим убранством. Сначала кажется, что ты внутри католического собора: тяжелый темно-коричневый цвет дерева, многочисленные резные элементы, цветные витражи на арочном окне с фальш-балконом, словно для уединенной молитвы. Оглядываешься и обращаешь внимание на два массивных кресла-трона, которые странным образом спрятались по обе стороны от парадной лестницы, и которые до пристального взгляда казались лишь причудливым декором. И вдруг готическая идиллия рушится. Ты поднимаешь голову и… Роспись потолка – это отчасти и боярские палаты, и восточная мечеть.



Здесь в вестибюле сохранились две старинные витрины, в которых теперь располагаются экспонаты, рассказывающие о знаменитом роде Бахрушиных и о времени создания музея. Есть у этих витрин маленький секрет: это бывшие буфеты, которые сам Бахрушин приспособил таким оригинальным способом для музейной экспозиции. После вестибюля вы попадаете в кабинет Алексея Александровича Бахрушина.



В этом зале экспонаты, которые рассказывают и о музыкальном, и о драматическом театре. Это живопись (Брюллов, Кипренский, Репин, Головин), фотографии, карикатуры, афиши, балетные туфли, театральные бинокли, личные вещи актеров: например, рукописная роль с личными пометками актера - словом, все, что собирал А. А. Бахрушин и что, по мнению многих его современников, не представляло особой ценности. Злые языки по началу даже называли коллекцию Бахрушина «чулочно-башмачно-табакерочной » и предлагали собирателю купить, например, пуговицу от брюк артиста Мочалова.



У Бахрушина был принцип: не прибегать к посредникам, стараться все найти самому. Основным источником будущих музейных экспонатов являлся знаменитый Сухаревский рынок, где в лавке антиквара, среди гор никому не нужных вещей можно было найти что-то действительно ценное, допустим, автограф самого Крылова. Бахрушин не был скуп, но он не любил переплачивать. Были у него своя тактика в погоне за желанным экспонатом. Например, он видел вещь, которую очень хотел бы иметь, но делал вид, что его интересует то, что лежит рядом. Затем долго торговался, и, в конце концов, сожалел, что не может сойтись в цене для этой вещи и в качестве одолжения и компенсации за потраченное время: покупал именно то, что и было ему нужно, уходя с желанной покупкой. Недаром неформальным гербом Бахрушиных, который придумал сам глава семейства, был цветок чертополоха. Именно его изображение вы встретите повсюду в доме. Чертополох – символ хитрости.


Его домашние вспоминали, что он всегда жалел о тех деньгах, которые шли на приемы и которые, по его разумению, лучше было бы пустить в дело - на музей. Все знали еще об одном принципе Бахрушина-коллекционера, который он не уставал повторять всем и каждому: «Несите все – там разберемся». Про него говорили, что если умирает какой-нибудь деятель театра, то сначала появляется гробовщик, а потом сразу Бахрушин.



Из кабинета вы попадаете в помещение бахрушинской библиотеки, где сейчас располагается экспозиция, посвященная истокам русского национального театра и истории его возникновения (портреты первых русских актеров, гравюры). Дальше столовая – музейный зал, рассказывающий о театре первой половины 19-го века. В свое время это было роскошное помещение с каминами.



Следующий зал – это гостиная, где вы узнаете все о русском театре второй половины 19-го- начала 20 века и, наконец, Лужнецкий зал дома Бахрушиных - выставочный зал музея. Здесь расположились две замечательные выставки. Первая - «За кулисами: актёры на фотографиях Саймона Аннанда». На протяжении 35 лет Саймон Аннанд фотографировал финальные полчаса волнения и напряжения актеров перед началом спектакля. Удивительные роли, удивительные лица, среди которых немало актеров, которых мы привыкли видеть в большом кино. И вторая выставка - «Фотографируя Шекспира: 150 лет сценической фотосъёмки» В экспозиции представлены 97 фотофрагментов постановок шекспировского театра «Глобус» и значимых кадров из театрального архива Музея Виктории и Альберта (Великобритания).



Идея создания театрального музея возникла у Бахрушина в связи с увлечением сценическим искусством. Многие не верили, что Бахрушин сможет создать музей, посвященный театру. Сценическое искусство особенное: оно не поддается запечатлению. Мы можем читать книгу, которая была написана несколько веков назад, мы можем слушать музыку Моцарта, но о театре даже недавнего прошлого мы знаем очень мало. Это искусство живое, действенное. Это, как сказал классик, «краткая летопись своего времени», но оно вместе с тем и быстротечно. Актер Михаил Казаков говорил о театре, что это «рисунки на песке». Но Бахрушин сумел создать свою особенную коллекцию, где стоптанная балетная туфелька имеет такую же ценность, как и рукописный экземпляр комедии «Горе от ума», где театральная программка соседствует в витрине с личными вещами великого Шаляпина. И еще много-много интересных и, возможно, неожиданных экспонатов, которые абсолютно точно увлекут вас в мир театра.


Подробнее биография АП.А. Бахрушина:

http://www.calend.ru/person...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%85%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://enc.vkarp.com/2012/02/06/%D0%B1-%D0%B1%D0%B0%D1%85%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87/
Подробнее о работе музея:
http://www.museum.ru/m306
http://fiestino.ru/publ/vokrug_sveta/muzei/teatralnyj_muzej_imeni_a_a_bakhrushina_istorija_foto_i_video/8-1-0-213

Интересный музей! И в настоящее время продолжается расширение территории, т.к.музей ежегодно пополнялся и продолжает пополняться за счет переданных в дар или приобретенных экспонатов...
Некоторые объекты готовы к открытию уже в этом году. Замдиректора Государственного центрального театрального музея (ГЦТМ) имени Бахрушина Ирина Смирнова сообщила, что планируется, в частности, строительство фондохранилища с лекционным и выставочным залами, комплексная реставрация и приспособлению тех исторических памятников, в которых в настоящее время располагаются музейные коллекции и читальные зал. Например, каретный сарай, которое недавно выведен из аварийного состояния, станет многофункциональным выставочно-концертным залом площадью 180 кв.м. Его открытие планируется на 12 февраля, когда будет отмечаться 150-летие Алексея Бахрушина, купца, который основал музей в 1894 году.
http://www.cnrpm.ru/index.p...

В настоящее время и до 21.02.2016 в Театральном музее имени А.А.АБахрушина работает выставка, посвящённая 70-летию со дня рождения выдающегося российского дирижёра Евгения Владимировича Колобова (1946-2003). Экспозиция, рассказывающая о главных этапах жизни и творчества дирижёра, основана на воспоминаниях маэстро и его современников.
Посетители увидят материалы из семейного архива Колобовых: фотографии, большая часть которых демонстрируется впервые, афиши, программы спектаклей и концертов, рукописные партитуры с уникальными оркестровками, личные вещи маэстро, аудио- и видеозаписи выступлений, репетиций и интервью.
http://tvkultura.ru/article...

БАХРУШИН Алексей Александрович (1865-1929), российский театральный деятель, коллекционер. На основе своих коллекций создал частный литературно-театральный музей (1894), с 1918 Театральный музей имени Бахрушина в Москве. * * * БАХРУШИН Алексей Александрович (31 января 1865, Москва - 7 июня 1929, усадьба Горки, близ станции Апрелевка Московской области), российский купец, меценат, создатель частного литературно-театрального музея, ныне Театральный музей им. А. А. Бахрушина. Происходит из купеческой семьи Бахрушиных, известной своей благотворительностью в Москве и Зарайске. До 1917 занимался семейным делом, был директором ""Товарищества кожевенной и суконной мануфактуры А. Бахрушин и сыновья"", был попечителем больницы и дома призрения братьев Бахрушиных, руководил московским городским Народным домом на Введенской площади. В 1901-06 годах он избирался гласным Московской городской думы. С детства Алексей Бахрушин увлекался театром, с 1880-х годов стал страстным коллекционером афиш, программ спектаклей, фотографий актеров в ролях, эскизов костюмов, личных вещей актеров. В этом ему помогали известные актрисы М. Г. Савина, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, режиссер Малого театра А. М. Кондратьев. Актеры присылали Бахрушину в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Большой популярностью пользовались в театральных кругах Москвы ""Бахрушинские субботы"", на которых собирались известные актеры и режиссеры. Федотова передала Бахрушину все свои подарки и реликвии, полученные за годы сценической деятельности. В обширном и многообразном собрании выделялись три раздела: литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники, а также письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований. Драматический раздел составляли декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актеров и драматургов, предметы театрального быта. Были здесь работы крупнейших театральных художников начала 20 века - К. А. Коровина и А. Я. Головина. Особую ценность представляли личные вещи прославленных актеров. Среди них - коллекция балетных туфелек со времен знаменитой парижской балерины Тальони до Анны Павловой. В музее находилась и уникальная коллекция зрительских трубочек и биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времен и народов. В коллекции также были представлены предметы декоративно-прикладного искусства, мебель, старинная утварь, материалы по истории европейского театра, проекты и чертежи театральных зданий, режиссерские чертежи и монтировки. 30 мая 1894 считается датой открытия первого московского литературно-театрального музея. В этот день Бахрушин впервые показал общественности свое собрание. К нему обращались ученые, издатели, историки театра, режиссеры. Свою коллекцию Бахрушин не раз представлял на выставках, в том числе в 1900 на Всемирной выставке в Париже. Музей размещался на Лужнецкой улице в доме владельца. Желая сделать музей достоянием москвичей, Алексей Александрович предложил передать его в собственность Московского городского самоуправления, но не встретил поддержки со стороны властей. В 1909 музеем Бахрушина заинтересовалась Петербургская академия наук, и 25 ноября 1913 состоялся торжественный акт передачи ей музея. Было создано правление музея во главе с Бахрушиным, который стал его пожизненным почетным попечителем. В 1896-1924 Бахрушин также был членом совета Русского театрального общества, в 1910-29 деятельным сотрудником общества ""Старая Москва"". Бахрушин оставался во главе музея и после 1917, в 1918-21 он был председателем музейно-архивной секции Театрального отдела Наркомпроса, в 1921-27 он заведовал подсекцией истории театра в Государственной академии художественных наук (ГАХН).

А.А. Бахрушин
(1823-1916)

«Богатые обязаны творить благо» — этому девизу на протяжении тринадцати поколений следовали зарайские купцы Бахрушины, крупные предприниматели и благотворители, меценаты и коллекционеры; на их средства возводились образовательные и просветительные учреждения, приюты и больницы, монастыри и православные храмы.

Одного из создателей московской ветви династии Бахрушиных, купца первой гильдии, Потомственного Почетного гражданина г. Москвы и г. Зарайска, волновало то обстоятельство, что в родном городе нет хорошей бесплатной больницы. И Александр Алексеевич в предсмертном завещании объявил о решении выделить 200 тысяч рублей на постройку в Зарайске больницы, родильного дома и амбулатории. Он сам заказал архитектурные проекты больничного комплекса и церкви в честь иконы Смоленской Божией Матери, обеспечив объекты соответствующим капиталом, на проценты с которого учреждения могли бы действовать, ни в чем не нуждаясь, все последнее время.

Закладка капсулы в фундамент здания больницы,
сооружаемой на средства Александра Алексеевича Бахрушина.
В центре снимка — Алексей Александрович Бахрушин и
его сын Юрий Алексеевич.

20 июня в Зарайске произошло зн аменатель ное событие — торжественная закладка больничного здания. Городские власти пригласили на общегородской праздник благотворителей.

Я присутствовал на тех торжествах, — вспоминал несколько десятилетий спустя один из представителей семьи купцов-меценатов — Юрий Алексеевич Бахрушин (1896-1973). — Что тогда поразило меня: нас, Бахрушиных, встречали колокольным звоном всех зарайских церквей... Мой дед, Александр Алексеевич (1823-1916), до конца своих дней — он умер 93-х лет от роду — радел к судьбе своего родного Зарайска и всегда искал способ обласкать земляков.

http://in-zaraysk.ru/letopis/22-23.html



Бахрушин Алексей Александрович (31.01.1865-7.06.1929), русский предприниматель, театральный деятель, меценат и коллекционер произведений искусства - родился в Москве . Из рода московских кожевенников и суконщиков. Разбогатевшие на казенных поставках во время Русско-турецкой войны, Бахрушины получили известность своей благотворительностью (бахрушинская больница, дома для бедняков и престарелых, приют для детей-сирот, «дом бесплатных квартир» для нуждающихся вдов и учащихся девиц, церкви...). На основе своих коллекций А. А. Бахрушин создал первый в России литературно-театральный музей (1894). В 1913 передал этот музей Академии наук. С 1918 года Бахрушин заведует Театральным музеем, носящим его имя.



Aлексей Александрович Бахрушин принадлежал к той когорте русских купцов-миллионеров (Третьяков, Морозов...), чьи капиталы, художественный вкус и любовь к искусству обеспечили расцвет культуры в России рубежа XIX - XX веков. В 1880 - 1917 годах он занимался семейным торгово-промышленным бизнесом и одновременно собирал предметы театрального искусства. На «бахрушинские субботы» в его московском доме собирались крупнейшие деятели искусства: Ермолова, Немирович-Данченко, Станиславский, Собинов, Шаляпин... Благодаря им Бахрушину удалось создать крупнейшую в России коллекцию по истории русского и западно-европейского театра.



В 1884 году Бахрушин открыл частный литературно-театральный музей, 12 тысяч экспонатов которого в 1913 году даровал Российской Академии художеств. Он был назначен его пожизненным попечителем. Коллекционер был избран членом Русского театрального общества (1896-1924) и общества «Старая Москва» (1910-1929) После Октябрьской революции Бахрушин в 1918 г. стал пожизненным директором Театрального музея своего имени, оказавшись одним из немногих меценатов, продолживших свое дело в невероятных трудных условиях становления новой власти. Умер в Горках (под Москвой). Его именем в Москве названа улица, на которой находится уникальный музеи.

http://www.hrono.info/

Вот так мы "преумножаем" наследие благотворительных предков...