Евгений базаров и аркадий кирсанов сравнительная характеристика сочинение. Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)

"Вся сложность вопросов, на которые не может найти
ответа философия, заключается в том, что они
должны быть иначе поставлены" Артур Шопенгауэр.
Реальность зла. Эту истину знают все. Проблема лишь в том, как с ней поступить, как действовать, что предпринять. Сентименталисты будут упрекать мир в несправедливости, не пытаясь сделать ничего существенного для того, чтобы что-то поменять. Классицисты не обратят на нее внимания и пойдут своим догматическим путем. Романтики восстанут против реальности, как декабристы или, как обычные обыватели, будут писать стихи, эти слащавые плоды рифмоплетства, спасающие от свободного времени и несчастной любви. Внушающие неправильное отношение к миру…И, судя, по их популярности, народ либо глуп, либо слеп. А возможно просто притворяется. И именно про прошествии эпохи красивых слов и междометий, начинается эпоха реализма. Эпоха, которая, казалось, бы должна искоренить эту мягкость. Увы, этого не происходит. Про прошествии некоторого времени Русский писатель Иван Тургенев пишет свое величайшее произведение «Отцы и дети», которое сделает многое, не столько для истории русской литературы сколько для становления сознания людей…
Несмотря на название. Это книга совсем не о об извечном конфликте поколении. Это было уже сказано и пересказано много раз. Это произведение о человеке, который понимал эту злостную реальность, но которого никто не понимал. Да и ему этого не надо было. У него было свое представление о чувствах, которые и отвлекают нас от реальных проблем: «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь». Вот именно, что все выдумано, проблем как таковых не существует вообще, мы их создаем сами. Возможно, пытаясь походить на романтических героев и борцов за справедливость. У него же все иначе. Он знает. Что мир несправедлив. У нашего героя даже фамилия говорит сама за себя. Базар происходит в его душе, олицетворяя настоящий, несправедливый мир.
Рассмотрим ситуацию с Евгением Васильевичем по сюжету. Аркадий Кирсанов привозит его в имение своего отца. Базарову внимание со стороны Аркадия не нужно вообще. Как говорит сам Кирсанов, он нигилист. Вообще, Кирсанов-полный антипод Базарова. Такое впечатление создалось, что если он будет находится рядом с каким-либо человеком длительное время, он сильно привяжется к нему и расставание для него будет очень болезненным, для него привязанность к кому-либо- это долгоиграющий наркотик, необходимый как воздух. Кирсанов далеко не размазня, он просто фанатик чувств, он сильно подвержен их влиянию. В отличию от Евгения Базарова, который вообще отрицает существование каких-либо чувств, допуская лишь ощущения. На протяжении всего романа Аркадий практически постоянно сопровождает Базарова. Сентиментальным романтикам это покажется очень трогательной привязанностью, дружбой, классицисты будут убеждены, что Базаров просто подпустил Евгения к себе, держась с ним весьма высокомерно и надменно. Но на самом же деле все намного глубже. Аркадий нашел очередной объект для привязанностей, он уже не может представить своей жизни без Евгения, он постоянно ходит за ним как собака за хозяином. При чтении романа Аркадий мне представлялся улыбающимся молодым человеком с белокурыми локонами и самое главное- с фанатично горящими глазами. Базаров же, несмотря на свою нигилистическую натуру, тоже был по-своему привязан к Кирсанову. Хотя бы только потому, что тот научил его чувствовать по-настоящему. Нигилистам, конечно, покажется, что Базаров, например, не любил Одинцову, но на самом же деле все не так… Аркадий и Евгений разрушили судьбы друг друга. Один-тем, что стал объектом ненормальной привязанности, другой- что разрушил все прежние его представления о мире, о чувствах, о смысле мироздания. Вначале у Базарова «бунтующее сердце», стремящееся к разного рода конфликта с обиженными обывателями. После приключений, случившихся по воле Кирсанова, это самое «бунтующее сердце» сменилось «вечным примирением». Рассмотрим обстоятельства, которые привели к этому подробнее. Знакомство с Анной Одинцовой послужило толчком к развязке ситуации. Нужно отметить, что Одинцова предстает в образе взрослой, состоятельной, умной женщины, а не наивной глупышки восемнадцати лет, как это обычно случается в произведениях Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Байрона и верхе романтических излияний «Ромео и Джульетте» Шекспира. Одинцова больше похожа на консервативную даму классицистических времен, которой совершенно не касаются революционные идеи, так и выглядывающие в романе со всех сторон. Чувства Анны к Евгению весьма трудно назвать чем-то очень серьезных. Такое впечатление создалось, что ей просто очень интересно слушать Базарова, но любить она просто-напросто не способна. Она уже потратила все свои силы на Катюшу, почем зря. Катя стала походить на ту простушку времен элегического романтизма. В романе можно наблюдать, что Катя занимается в основном игрой на пианино. Больше ничего. Типичное серое пятно. А ведь такой ее сделала сестра. Впрочем, если бы Одинцова ничего бы для нее не сделала, было бы лучше. И для Анны Сергеевны прежде всего. Я думаю, она бы смогла полюбить Базарова и вот стало бы двумя счастливыми людьми на Земле больше. Но это домыслы романтиков. В реальности все обстоит иначе. «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете»- вот слова Базарова, диагноз врача, если можно так сказать…
«Так знайте, что я люблю вас глупо, безумно…Вот чего вы добились»-Базаров и сам не рад этому чувству. Но тут дело намного драматичнее. Скрытая причина этого-Аркадий Кирсанов, который довел его до этого. Да, да, именно довел, так как для такого человека это было трагедией всей его жизни. Многим читателям может показаться, что Аркадий любил Одинцову, но это далеко не так. Помнится, когда Евгений вернулся в комнату, где его поместила Одинцова, между ним и Аркадием произошел следующий диалог:
- Ты еще не ложился? - проговорил он как бы с досадой.
- Ты долго сидел сегодня с Анной Сергеевной, - промолвил Аркадий, не
отвечая на его вопрос.
- Да, я с ней сидел все время, пока вы с Катериной Сергеевной играли на
фортепьяно.
- Я не играл... - начал было Аркадий и умолк. Он чувствовал, что слезы
приступали к его глазам, а ему не хотелось заплакать перед своим насмешливым
другом.
Слова «Я не играл» имеют двойной смысл. Для Евгения они означают то, что Аркадий не играл на пианино, Кирсанов же подразумевает, что он не играл ни во что, он был реально по-дружески привязан к Базарову, что жизнь-это не игрушка. Я думаю, что Аркадий начал общаться с Катей не потому что Одинцова обратила внимание на Базарова, а наоборот. Потеря Евгения была для него невыносима. И слезы появились не из-за того, что он ревновал Одинцову, Кирсанов просто понял, что он потерял то, чем он жил навсегда. И Катя- это не замена Базарову, это лишь ничтожнейшая попытка заполнить образовавшуюся пустоту. Аркадий открыл для Базарова свободу и тот ею воспользовался. По прошествии времени, во время семейного ужина предложили выпить. «В память Базарова»,-шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко произнести этот тост»-видимо, он не решился бередить так и не зажившую рану. Да и Базаров-то был не очень обрадован тем, что его друг собирается женится. Это дико ударило по самолюбию Евгения Базарова, ведь его преданный «пес» решил сменить хозяина!
«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено;
так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не
было. Не обижайся, пожалуйста: ты ведь, вероятно, помнишь, какого я всегда
был мнения о Катерине Сергеевне. Иная барышня только от того и слывет умною,
что умно вздыхает, а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в
руки заберет, - ну, да это так и следует. - Он захлопнул крышку и
приподнялся с полу. - А теперь повторяю тебе на прощанье... потому что
обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь... ты
поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В
тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор;
для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного
смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы,
например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться
хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и
не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя
бранить; а нам это скучно - нам других подавай! нам других ломать надо! Ты
славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич - э волату, как
выражается мой родитель.
- Ты навсегда прощаешься со мною, Евгений? - печально промолвил
Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?
Базаров почесал у себя в затылке.
- Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу,
потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись;
да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже
потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! я вижу, лошади
готовы. Пора. Со всеми я простился... Ну что ж? обняться, что ли?
Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы
так и брызнули у него из глаз.»
По правде говоря, выписать отрывки фраз невозможно. Этот диалог-подведение итогов ситуации. Это вывод. В словах Базарова звучит некоторая ностальгия, но, поскольку жизнь с чувствами ему пришлась не по нраву, он решает вернуться к прежним суждениям. В этом отрывке можно ясно понять, что они изрядно подпортили жизнь друг другу и расставание будет правильней всего. Аркадий показал Евгению жизнь с наличием чувств, но, как известно, любые чувства делают человека слабым, не по-базаровски быть слабым, он решает оставаться холодным айсбергом. Это даже понятно, как он общается со своими родителями-как будто делает одолжение, но не как сноб, а как человек не умеющий чувствовать. Но он уже не может быть таким, каким был раньше, за это он и расплатился нелепейшей во всех отношениях смертью. И в последние минуты жизни он желает видеть не Аркадия, открывшего для него новую жизнь, а Одинцову, как символ признания поражения перед миром чувством нас губящих, лишающих сознания реальности. Вот и все.
«Какое бы страстное,
грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней,
безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном
спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной"
природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...». Почему же о жизни бесконечной? Потому что в каждом из нас живет Базаров, мы все стремимся побыть Базаровым хотя бы для того, чтобы о нас сказали: «Он так невозмутим, хотя ему так плохо».
Я думаю, что в своем величайшем произведении Иван Тургенев открыл всю безнадежность человеческого существование, слабость даже перед вялыми симпатиями и привязанностями. Ведь даже самый холодный айсберг был побежден тем, что позволил себе ненадолго всплыть на поверхность…

Цель урока: подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?

Ход урока

I. Вступительная беседа

Мы проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом. Каждый раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.

(Второй круг Базаров совершает изменившимся: жизнь заставила принять его романтику. Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это измениться Базарова в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, обстановка.)

Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым? (глава 22-23).

(В имении Кирсановых царит тот же беспорядок. Не уменьшилась неприязнь Павла Петровича к Базарову. Базаров же возвращается к Кирсановым потому, что ему там удобнее работать. Но даже без идеологических споров пребывание их вместе невозможно. Павел Петрович приходит к рыцарскому разрешению конфликта - к дуэли.)

Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы его видим после дуэли? (гл. 24)

(Павел Петрович не только ранен, но и нравственно убит на этой дуэли. Павел Петрович показан комически, подчеркивается пустота элегантно-дворянского рыцарства. После дуэли перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не идиот-дядюшка а страдающий физически и морально пожилой человек).

Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова а Аркадием? Что изменилось в их отношениях? (гл. 21, 22, 25)

(Базаров и Аркадий второй раз в Марьино, раскол начинается, когда Базаров нервничает, раздражен отношениями с Одинцовой. Аркадием овладело желание испытать свои силы в одиночку, без покровительства. Вот почему Аркадий едет в Никольское: «прежде бы он только плечами пожал, если бы кто-нибудь ему сказал, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым...» Раньше Аркадий дорожил дружбой с Базаровым, заботился о том, чтобы его хорошо приняли в Марьине, превозносил знания и простоту Базарова. Молодость всегда выбирает себе кумиров. Аркадию лестно быть приятелем такого человека. Он с удовольствием повторяет его высказывания. Притом Аркадий далеко не во всем согласен со своим другом. Он стесняется при Базарове говорить о красоте природы. Он не чувствует себя равным в дружбе, он только подчиняется влиянию Базарова, подражает ему в манере поведения, и в идеях. Поэтому не удивляет его возвращение в «лоно отцов». Стоило ему встретиться с Катей, как чувство любви вытеснило у него все следы нигилизма. Недаром Катя называет его ручным».)

Почему Базаров уверен, что они прощаются навсегда? (гл. 25)

(Еще раньше Базаров чувствовал разницу в их взглядах с Аркадием. Сцена под стогом завершается ссорой. Еще тогда он сказал ему, что он «нежная душа». Увидев Аркадия по приезде в Никольское, Базаров сразу все понял. Зачитать: «ты уже расстался со мною... либеральный барич». Этими словами Базаров подвел итог кратковременному увлечению Аркадия нигилизмом. Базарову нелегко потерять Аркадия, вот почему он с горечью произносит прощальные слова: «я ждал от тебя совсем иной дирекции». Так завершаются отношения с Аркадием и Кирсановыми вообще, так как если ручной Аркадий покидает Базарова, то с остальными у него тем более не может быть сближения.)

Задание.

Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову Тургенев? Это лучшие представители дворянства, сравните их с губернским обществом: «если сливки плохи, что же молоко?»

II. Анализ сцены смерти Базарова

Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа?

(Чувство жалости, что гибнет такой человек. А. П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано (Зачитать отрывки главы 27).

Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров - это все равно, что сделать великий подвиг»?

(В этот момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).

Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?

(В нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Базаров становится человечнее.)

Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определят фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.

Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова - от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров - представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.

Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.

Вторая причина - внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базаров у Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.)

(Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров - «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.)

III. Слово учителя

Литературные критики не раз называли отсутствие твердой почвы под ногами как основную причину смерти Базарова. В подтверждение этому приводился его разговор с мужиком, в котором Базаров оказывается «чем-то вроде шута горохового». Однако то, в чем Тургенев видит обреченность своего героя, не сводится к базаровскому неумению найти общий язык с мужиком. Разве трагическая предсмертная фраза Базарова: «...Я нужен России... Нет, видно, не нужен...» - может быть объяснима вышеназванной причиной? А главное, «история героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил», «стихийных сил - страсти и смерти».

Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит ее в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убежден, что перед лицом слепой силы, уничтожающей все, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.

Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.

С Анной Сергеевной разговаривает поэт, который, завершая свой земной путь, нашел для себя самый точный образ - «умирающей лампады», чей свет символизировал жизнь Базарова. Всегда презирающий красивую фразу, сейчас он может себе ее позволить: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»

На пороге смерти тургеневский герой как бы подводит черту и под своими спорами с Павлом Петровичем о том, нужны ли такие, как иронично заметил Кирсанов, «избавители, герои» России. «Я нужен России?» - спрашивает самого себя Базаров, один из «избавителей», и не стесняется ответить: «Нет, видно, не нужен». Может быть, он это сознавал, еще споря с Павлом Кирсановым?

Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить... Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую - судьбу.

Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою» - родители Базарова.

IV. Подготовка к написанию сочинения. Выбор темы

Примерные темы для написания домашнего сочинения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»:

Е. Базаров и П. П. Кирсанов;

- «Барчуки проклятые» (Н. П., П. П., Аркадий, Кирсановы, Одинцова);

- «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова);

Почему Базаровы нужны России?

Базаров и русский народ;

- «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев);

Смысл заглавия романа И. С Тургенева «Отцы и дети»;

Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева;

Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?

Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходиться с «детьми»?

Что делает Базарова героем своего времени?

Домашнее задание

1. Написать сочинение по одной из предложенных тем.

2. Подготовиться к проверке знаний по творчеству И. С. Тургенева.

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

17.1. Как можно истолковать слова Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете»? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Имя Алексея Степановича Молчалина, героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», стало нарицательным.

Многократно осмеяны и превратились в поговорки его афористичные высказывания, обнажающие убогую жизненную философию, мелкую душу: «Ведь надобно ж зависеть от других», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «Ваш шпиц – прелестный шпиц». Но умница Чацкий сформулировал то ли закон, то ли проблему, актуальную и сегодня: «Молчалины блаженствуют на свете!» Так ли это? Счастливы ли, блаженствуют ли люди, подобные Молчалину?

Молчалины много добиваются, но счастливыми их не назовешь. Всю жизнь приспосабливаться, угодничать, подличать, прятать свои мысли, чувства, чтобы в один прекрасный день забыть, как выглядит твое подлинное лицо под вечной маской, – разве можно таким путем добиться «блаженства»? Счастье невозможно без внутренней свободы – чувства, незнакомого и опасного для молчалиных.

17.2. Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Несмотря на то, что Базаров и Кирсанов - люди одного поколения, между ними пропасть.

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он – сам по себе, а идеи – сами по себе болтаются, как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребёнка. Даже та ребяческая радость, которая обнаруживается в мальчике, когда его шутя производят в большие, даже эта радость, заметна в юном мыслителе с чужого голоса. Аркадий щеголяет своими идеями, старается обратить на них внимание окружающих, думает про себя: «Вот какой я молодец!» и, увы, как дитя малое, неразумное, иногда провирается и доходит до явного противоречия с самим собою и со своими надуманными убеждениями. Вот почему Базаров и Аркадий неизбежно должны были расстаться.

17.3. Какую роль в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» играют обращения к историческому прошлому?

Эпиграфом к поэме «Реквием» стали строки, в которых Ахматова говорит, что вся ее жизнь была тесно связана с судьбой родной страны даже в самые страшные годы, все тяготы того времени коснулись и ее жизни. Она отказалась от эмиграции и осталась в России:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Поэма «Реквием» - это и выражение судьбы Ахматовой, сына которой арестовали и приговорили к расстрелу в годы «ежовщины», и документ трагической эпохи, эпохи репрессий и насилия, когда железный «каток сталинизма» прошелся по судьбам тысяч и тысяч людей, когда арестовывали и расстреливали без суда и следствия многих невинных людей. Прокатившаяся по стране волна арестов невиновных людей, репрессии и произвол властей стали трагедией для всей страны. Бесконечные тюремные очереди, в которых стояли родственники и близкие заключенных, стали символом того времени.

17.4. Тема прекрасного и вечного в поэзии.

Тема может быть раскрыта на произведениях любого автора. Это может быть Пушкин с его стихами о любви, о дружбе.

Это могут быть поэты серебряного века: Блок («Стихи о Прекрасной Даме»), Ахматова и Цветаева с их любовной лирикой и т.д.

Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Показать текст целиком

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, в начале романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» приезжающие в Марьино, предстают перед читателем очень близкими товарищами, даже друзьями. Однако по мере того, как развивается действие в романе, Евгений и Аркадий постепенно отдаляются друг от друга. Так почему расстаются Базаров и Кирсанов-младший? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, чем схожи и чем отличаются герои.

В первых главах романа Базаров и Аркадий кажутся не просто друзьями, но и единомышленниками. Аркадий называет себя учеником Базарова в нигилизме. Оба молодых человека придерживаются философии отрицания авторитетов и опыта предыдущих поколений, непринятия ничего на веру. В разговоре Аркадия и Базарова с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем за вечерним чаем, в диалоге-споре Базарова и Павла Петровича, раскраиваются важные для понимания нигилизма аспекты. Евгений говорит, что для нигилиста Рафаэль «гроша не стоит», природа является не храмом, а мастерской, в которой «человек-работник», отрицает существование души. Со всем этим гордо соглашается Аркадий. Любовь Базаров называет физической потребностью человека, такой же как еда и сон. К народу Евгений относится презрительно, говоря, что не хочет уважать тех, кто считает гром шумом от колесницы Ильи-пророка. Аркадий поддерживает Базарова во всех его высказываниях и, казалось бы, искренне разделяет взгляды своего «учителя».

Но довольно быстро читателю становится понятно, что Аркадий – нигилист только на словах. Кирсанов-младший ценит Пушкина и восхищается тем, как играет на рояле Катя Локтева, то есть понимает, принимает и любит искусство. Он видит красоту в природе, например, много и с охотой гуляет в окрестностях Никольского. Верит Аркадий в высокую, романтическую любовь. Рассказывая Базарову историю любви Павла Петровича к княгине Р…, Аркадий не соглашается с тем, что это «чушь», а сочувствует любовной трагедии своего дяди. Когда Аркадий делает предложение Кате, он говорит о чувстве истинной любви, родившемся в его душе.

Расходятся взгляды Аркадия и Базарова и по народному вопросу. Это противоречие обнаруживается в сцене ссоры молодых людей на сеновале, во время то

Критерии

  • 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 2 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 13 из 14

Тема дружбы - одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» - так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Арка­дий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Ба­заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий - совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче­ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьез­ных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Арка­дий пытается.доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Арка­дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его по­ступках, привычках, манерах, особенностях речи.

Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми­ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благо­родного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим». С Аркадием Базаров расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека.

Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Ар­кадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по­тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.