Где находится "тайная вечеря" леонардо да винчи - знаменитая фреска. Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" (8 фото)

– Здравствуйте, это радио «Фома». Приближается Великий Четверг – день, когда совершилась Тайная Вечеря. Это событие, которое перевернуло жизнь всех, кто находился за столом вместе со Христом и разделил Его последнюю трапезу, и жизнь всех остальных людей, которые называют себя христианами.

Возможно этим и объясняется тот факт, что к теме Тайной вечери обращались и по сей день обращаются разные мастера. Но самый известный пример – это, конечно, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Фреска, которая находится в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Как она появилась? И почему эту работу считают вехой в истории искусства? Об этом попытаемся поговорить. У нас на связи по скайпу историк, богослов Тимофей Китнис. Здравствуйте!

– Здравствуйте.

– Сначала несколько слов об авторе хотелось бы услышать. Сам Леонардо да Винчи – кто он был? Гений? Сумасшедший, как думали некоторые современники? Ведь известно, что он не завершил огромное количество работ, которые начал. Что же представлял собой этот человек?

– Леонардо да Винчи родился в 1452 году. Эта личность во всех смыслах выпадает из общепринятых рамок. Бывают люди, с детства отмеченные Господом. Таким человеком он и был. Дитя любви адвоката и крестьянки, воспитанный хорошо и получивший образование…

– Несмотря на то, что он был незаконнорожденным сыном?

– Да-да. К тому же, он был левшой, и писал иногда справа налево. Поэтому иногда его записки можно прочитать, только если обратить записную книжку к зеркалу. Он от рождения был человеком абсолютно нестандартным. Думаю, очень многое из того, что его современники считали помешательством, можно объяснить одним фактом: Леонардо стремился к совершенству. Он был очень требовательным. Даже когда мы будем говорить о фреске «Тайная вечеря», хотя в строгом смысле это не совсем фреска, там другая техника была использована, – даже ее он писал очень долго. Настолько долго, что это стоило ему неприятностей, жалоб со стороны настоятеля монастыря.

– Вы говорите, что он постоянно стремился к совершенству. Сколько лет он работал над фреской «Тайная вечеря»?

– Здесь нужно рассказать предысторию. Он был приглашен герцогом Лодовико Сфорца в Милан в 1482 году. Его уже знали тогда. Причем, что интересно, он был приглашен не в качестве живописца, а в качестве архитектора, гидротехника, инженера… И приглашен в герцогскую инженерную коллегию.

– А он всеми этими навыками тоже владел?

– Да. Надо сказать, что Леонардо далеко не ограничивался рамками живописи. Своему будущему патрону Сфорца он предложил проекты очень легких прочных мостов, пушек, вооружения и даже проекты, которые предвосхитили изобретение танков. Это такой проект повозок, легких, неуязвимых и быстро исчезающих. В Милане Леонардо многие вещи изобрел. К примеру, он считается изобретателем первого кассового аппарата. В каком-то смысле, Леонардо да Винчи – отец бухгалтерии и бухгалтерского учета.

– Вот не зря его называют человеком-универсумом. Микеланджело, да Винчи, наш Ломоносов – все это уникальные люди, которые вмещали в себя огромное количество разнообразных талантов. Но не будем отвлекаться. Что касается заказчика «Тайной вечери», им был герцог Сфорца?

– Нет, заказчиком был монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, который попросил маэстро расписать трапезную. Это был, в принципе, часто встречающийся именно в трапезных монастырей сюжет – Тайная вечеря. Поэтому в этом как раз нет ничего необычного. Необычное началось позже…

– Очевидно, в тот момент, когда Леонардо увидел, на каком фрагменте стены ему придется расположить свою фреску? Места там было мало, насколько я понимаю.

– Да, места было действительно не очень много. И Леонардо впервые опробовал здесь и воплотил идею полной, идеальной глубокой перспективы. Почему эту фреску и назовут вехой в истории ренессанса.

– Что это значит – глубокая перспектива?

– Для того, чтобы увеличить пространство, он таким образом начертил сюжет, что создается полное ощущение глубины. И не просто глубины, а такой глубины, которая выходит за пределы работы. Когда смотришь на нее, нет ощущения, что места не хватает. Это революционное достижение.

– А Вы видели эту фреску своими глазами? Правда ли, что у любого зрителя там возникает ощущение его присутствия за этим самым столом?

– Да, это правда. Тут два момента, которые это ощущение создают. Первое, что бросается в глаза, и это сделано сознательно, – это центральная фигура Христа. Взят тот момент из Евангелия, когда Господь говорит: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Собственно, эти слова обращены к Иуде. Но в этот же самый момент Господь показывает рукой на хлеб и вино. Пространство распределено так, что возникает ощущение притяжения между зрителем и центром картины.

Второе: стол так выписан, как будто он выходит из границ своего пространства. И кажется, что та трапеза действительно продолжает осуществляться ежедневно, и все за эту трапезу приглашаются.

– Но богословски это же очень верно, так?

– Думаю, он и писал ее потому так долго, что в процессе написания этой фрески сам Леонардо менялся. Эта работа стала для него чем-то большим, чем просто заказ. К каждому лицу, каждому моменту, каждому фрагменту он относился столь требовательно, что у аббата монастыря в какой-то момент стало возникать ощущение, что эту работу маэстро так же не закончит, как многие другие. И он пошел жаловаться на Леонардо герцогу Лодовико Сфорца. А к этому моменту, в принципе, было написано уже большинство фигур, не хватало только Иуды. Леонардо действительно очень долго искал его лицо. Он даже ходил по очень мрачным кварталам Милана, чтобы увидеть лицо преступника, какого-нибудь мрачного опустившегося человека. И когда аббат на него нажаловался, герцог его вызвал, пожурил, сказал: «Ну что же это такое! Деньги-то тебе уже заплатили, а ты все никак не можешь закончить». Говорят, что в ответ Леонардо вспылил и сказал, что если аббату угодно торопиться, то он может написать Иуду именно с него.

Естественно, аббат перестал досаждать ему такими просьбами.

В итоге Леонардо очень интересно решил эту тему. Он отказался от мысли сделать Иуду злобным маньяком. Он его написал человеком, который переживает очень глубокий духовный кризис. Человеком, который еще на тот момент имеет возможность все изменить. Когда Христос говорит: «Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня», – Он в то же время не называет имя предателя. Это тот самый момент, когда у Иуды есть возможность покаяться, отказаться от своего решения. Только после того, как он возьмет предложенный хлеб и промолчит, не откажется от намерения, в него войдет сатана. Но это был его сознательный выбор.

– Иными словами, Иуда не то чтобы был отъявленный злодей или родившийся с таким роковым предопределением. Это был человек, который сделал свой выбор, и по сути на его месте мог оказаться любой из нас, так?

– Конечно, не надо забывать, что Иуда был избран Христом. Что Иуда так же творил чудеса, как и другие апостолы. Он так же проповедовал, изгонял злых духов… Об этом тоже надо помнить. Но другое дело, что свобода воли до последнего дня жизни остается в руках человека. Мы должны помнить о том, что выбирая зло, мы можем дойти до такого состояния, когда это зло может стать необратимым. С другой стороны, мы можем вспоминать и апостола Петра, который тоже присутствовал на Тайной вечере и который отрекся от Христа. Но он нашел в себе силы изменить себя. И он стал Первоверховным апостолом.


– А расскажите в нескольких словах о судьбе фрески. Насколько я помню, она трагична в том плане, что Леонардо пытался экспериментировать с материалами, из-за чего краска довольно быстро начала портиться.

– Дело в том, что Леонардо написал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это обычно делается. Обычно на влажную штукатурку наносится краска, которая быстро высыхает, и изменить уже ничего нельзя. А Леонардо как раз хотел менять. Видимо, он чувствовал, что писать будет долго. Поэтому он писал темперой по сухой поверхности. То, что это не фреска, поняли достаточно поздно, уже после того, как было предпринято несколько попыток ее восстановить.

А осыпаться краска начала еще при жизни Леонардо. И это была очень большая трагедия. Перед самым своим отъездом во Францию он навестил трапезную монастыря и увидел, что его гениальная завершенная работа, очевидно, погибнет. То, что он переживал в этот момент, трудно себе даже представить. И то, что что-то сохранилось после того, как ее восстанавливали и сколько раз она подвергалась нападениям, – это действительно чудо. Солдаты Наполеона устраивали в этой трапезной склад, выковыривали глаза у апостолов, поскольку были атеистами. До этого в XVIII веке один реставратор предпринял попытку отреставрировать фреску и переписал все лица. Но он вынужден был остановиться, потому что общественность стала возмущаться. Потом, уже после Наполеона, в 1821 году за дело взялся другой реставратор, который специализировался на восстановлении фресок. Он как раз и понял, что это не фреска. Потом во время войны в трапезную попала бомба. Стена была обложена мешками с песком, но от удара фреска все равно не могла не пострадать.

Последняя и самая удачная реставрация, с использованием современных средств, продолжалась 21 год. И 28 мая 1999 года роспись была снова открыта для просмотра. Так что теперь посетители могут увидеть вариант, наиболее приближенный к работе Леонардо да Винчи.

Картина или фреска. Многие называют Тайную Вечерю картиной, но официально она называется фреской. Для тех читателей, кто плохо понимают разницу, мы расскажем точно, чем эти два вида произведений изобразительного искусства отличаются друг от друга.

Тайная вечеря на самом деле не является фреской, не смотрите на официальное название. Леонардо да Винчи писал ее по сухой поверхности, и имел для этого свои причины. Фреску нужно писать достаточно быстро, пока штукатурка не засохнет, а торопиться мастер не хотел.

Рассказывать долго о сюжете мы не будем, последняя трапеза Иисуса Христа. Иисус находится в центре картины, 12 апостолов вокруг него. Иисус сообщает своим ученикам о том, что один из них предаст его. Подробно о том, на что обратить внимание при осмотре картины мы расскажем в конце этой статьи.

Те из туристов, кто пытался найти информацию о Тайной вечере на английском или итальянском языках заметили, что называется это произведение совсем по-другому. Только в нашем языке она носит такое красивое название. В других европейских языках она называется проще – “Последний ужин”. “Last super” – по-английски или “L"Ultima Cena” – по-итальянски. Эти названия вам пригодятся для покупки билетов через интернет.

Проблема с билетами.

После выхода фильма “Код да Винчи” популярность этой достопримечательности очень сильно возросла и до сих пор не утихает. Туристов пускают внутрь строго на 15 минут и ограниченной группой в 25 человек. Не всегда билеты можно купить в кассе, в самый пик сезона летом билетов может не быть на неделю вперед. Зимой ситуация гораздо лучше, билеты, обычно, можно купить на экскурсию в текущий день.

Можно забронировать билеты заранее через интернет. Есть несколько сайтов, где это можно сделать. Все они не имеют русскоязычных версий, только итальянские и английские.

Первый сайт - vivaticket.it отличается демократичными ценами. Билет стоит всего 11,5 евро, включая услуги гида. Но на этом сайте придется зарегистрироваться для покупки билета, а процедура эта непростая.

Второй сайт - www.milan-museum.com дает возможность купить билеты без регистрации, но водить свои контактные данные и данные кредитной карты все-таки придется. Минимальная цена билета на этом сайте 23,5 евро.

Третий сайт - www.tickitaly.com еще дороже, но он и самый понятный и удобный. Билеты тут купить проще всего, но стоят они от 33 евро.

В любом случае, вам вышлют ваучер, которые нужно будет распечатать и предъявить на кассе, в обмен на него вы получите билет.

На что смотреть, когда вы попадете внутрь.

Картина Тайная вечеря изображает момент, когда Иисус сообщает своим ученикам, что один из них придаст его. Предатель Иуда Искариот находится слева от Иисуса Христа. Его легко узнать по одеждам синего и зеленого цветов. (на фото справа мы показали Иуду большим красным квадратом).

Иисус сказал: “опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня” . И действительно, вы видите, что Иуда и Иисус тянут руки к одному и тому же блюду. Этим автор показывает, что Иуда уже разоблачен, но никто за столом этого не замечает. Мы показали руки при помощи красных квадратов на фото справа.

Кстати о фото. Фотографировать внутри категорически запрещено. Хотя, многих туристов это не останавливает.

Второе, на что следует обратить внимание, это лицо самого Христа. Он знает свою судьбу, его выражение совсем не похоже на испуг. Именно над этим лицом Леонардо да Винчи работал больше всего.

И, конечно, стоит обратить внимание на лица апостолов. Они в смятении, каждый спрашивают Иисуса, не он ли предатель. У многих на лицах страх или удивление.

Еще одна интересная деталь находится внизу картины, прямо под Христом. Это часть дверного проема, который тут был проделан уже после того, как фреска сильно разрушилась от времени.

Тайных вечерей в мире три.

В монастыре Санта Мария деле Грацие в Милане находится оригинал кисти самого Леонардо да Винчи. На самом деле, от мазков самого мастера тут осталось немного. Так как художник рисовал по сухой поверхности, уже через 20 лет Тайная Вечеря начала разрушаться, а через 60 лет фигуры уже были тяжело различимы.

В Италии на их месте сделали дверной проем, но на копиях они, конечно, остались. Одна из этих копий находится в Лондоне в Королевской академии искусств. Вторую копию можно увидеть в Швейцарии в церкви святого Амброджио.

Желаем удачного посещения Милана и интересного осмотра фрески Тайная Вечеря. Читайте о других достопримечательностях Италии в наших статьях (ссылки ниже ).

Признанным шедевром мирового искусства счита-ется фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в трапезной миланской церкви Санта-Мария делла Грацие. Художник выбирает кульминационный момент Тайной вечери, когда Христос говорит ученикам: «Один из вас предаст Меня». Перед зрителем раскрывается сложный внутренний мир человека, его мысли и переживания.

Прямо посередине прямоугольного стола (именно это место считается почётным) Леонардо да Винчи рас-полагает фигуру Христа, выделяя её на фоне светлого дверного проёма. Он вслушивается в речи двенадцати апостолов, сидящих по обе стороны от него. Вгляди-тесь в лицо Иисуса, которое так долго художник не ре-шался написать. Почему оно так грустно и спокойно? Может быть, потому, что ему хорошо известна даль-нейшая судьба? И он смиренно готов принять её?..

Да, не величественный божественный образ являет фигура Спасителя, так хорошо нам знакомый по мно-гим произведениям искусства, а олицетворение люб-ви, милосердия и кротости.

А что же ученики? Каждый из них по-своему от-кликается на происходящее событие, у каждого — свой ответ на слова Христа. Их лица, позы и жесты вы-ражают почти все человеческие эмоции — от смятения до печали, от удивления до гнева, от неверия до глубо-кого потрясения. Вопреки сложившейся традиции Ле-онардо размещает Иуду среди верных и преданных ему учеников. Представленный в резком повороте, он со страхом смотрит на Христа и судорожно сжимает ко-шель с тридцатью сребрениками. Его затенённый, гру-бый, уродливый профиль контрастирует с ярко осве-щённым прекрасным лицом Иоанна.

Да, невозможно оторвать глаза от этой фрески: так она значительна и прекрасна. И становится понятным, почему Леонардо да Винчи готовился к её созданию около двадцати лет, почему сделал к ней так много на-бросков и эскизов, почему настолько медленно продви-галась его работа. Материал с сайта

На этой странице материал по темам:

  • Эволюционные учения леонардо да винчи

  • Тайная вечеря доклад

  • Доклад тайная вечеря

Вопросы по этому материалу:

  • В чём особенно-сти художественного воплощения сюжета Тайной Вечери в известных вам произведе-ниях искусства? Сравните их между собой.

  • Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

    Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

    Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

    Евхаристия. София Киевская

    Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

    Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

    Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

    Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

    Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

    Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

    Тайная Вечеря в иконах и картинах

    Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

    Дирк Баутс
    Таинство причастия
    1464-1467
    Алтарь церкви святого Петра в Лувене

    Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
    Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

    Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

    Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

    Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

    Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.

    В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров — фреска « Тайная вечеря » Леонардо да Винчи.

    Композицию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи писал по заказу герцога Лодовико Моро, который правил Миланом в то время. Сюжет «Тайной вечери» изображался флорентийскими живописцами и до Леонардо, однако среди них можно отметить только работу Джотто (или его учеников) и две фрески Доменико Гирландайо.

    Для своей фрески на стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие да Винчи выбрал тот момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Воистину говорю вам — один из вас предаст меня" и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось каждого из апостолов.

    После этих слов на их лицах выразились самые различные чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены.

    Готовый к самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми серебренниками...

    Впервые в живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение. Все в этой фреске выполнено с удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей стол, выглядят настоящими.

    У Леонардо так же, как и у Джотто, все фигуры композиции расположены на одной линии — лицом к зрителю. Христос изображен без ореола, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах.

    Игрой лиц и движением выражают они свое душевное беспокойство. « Тайная вечеря » — одно из великих творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагичной. Любой, кто видел эту фреску уже в наши дни, испытывает чувство непередаваемой скорби от вида тех страшных утрат, которые нанесли шедевру неумолимое время и варварство людское.

    А между тем сколько времени, сколько вдохновенного труда и самой пламенной любви вложил Леонардо да Винчи в создание своего произведения! Рассказывают, что часто можно было видеть, как он, внезапно бросив все дела, бежал среди дня в самую сильную жару в церковь Святой Марии, чтобы провести одну-единственную черту или поправить контур в «Тайной вечере».

    Он был так увлечен своей работой, что писал беспрестанно, сидел над ней с утра до вечера, забыв о пище и питье. Бывало, однако, что несколько дней он совсем не брался за кисть, но и в такие дни он по два-три часа оставался в трапезной, предаваясь размышлениям и рассматривая уже написанные фигуры.

    Все это весьма раздражало приора монастыря доминиканцев, которому (как пишет Вазари) «казалось странным, что Леонардо добрую половину дня стоит погруженный в раздумье и созерцание.

    Он хотел, чтобы художник не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде. Настоятель пожаловался самому герцогу, но тот, выслушав Леонардо, сказал, что художник тысячу раз прав. Как объяснил ему Леонардо, художник сначала творит в своем уме и воображении, а затем уже запечатлевает кистью свое внутреннее творчество».

    Леонардо тщательно выбирал модели для образов апостолов. Он ежедневно отправлялся в те кварталы Милана, где обитали низшие слои общества и даже преступные люди. Там он искал модель для лица Иуды, которого считал величайшим негодяем на свете.

    Вся композиция «Тайной вечери» пронизана движением, которое породили слова Христа. На стене, как бы преодолевая ее, развертывается перед зрителем древняя евангельская трагедия. Предатель Иуда сидит вместе с другими апостолами, а старые мастера изображали его сидящим отдельно.

    Но Леонардо да Винчи выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, окутав его черты тенью. Иисус Христос — центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонардо — идеал человеческой красоты, ничто не выдает в нем божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трогателен, но он остается человеком. Точно так же страх, удивление, ужас, живо изображенные жестами, движениями, выражением лиц апостолов, не превосходят обыкновенных человеческих чувств.

    Это дало французскому исследователю Шарлю Клеману основание задаться вопросом: «Превосходно выразив истинные чувства, дал ли Леонардо своему творению всю силу, какую требует такой сюжет?» Да Винчи был отнюдь не христианином и не религиозным художником, религиозная мысль не проявляется ни в одном из его произведений. Не найдено тому подтверждения и в его записях, где он последовательно записывал все свои мысли, даже самые тайные.

    Христос и двенадцать апостолов сидят на этом возвышении, замыкая четырехугольником столы монахов, и как бы вместе с ними справляют свою вечерю.

    Личности апостолов неоднократно были предметом споров,однако судя по надписям на копии картины,хранящейся в Лугано,это слева-направо:Варфоломей,Яков- младший,Андрей,Иуда,Петр,Иоанн,Фома,Яков- старший,Филипп,Матвей,Фаддей и Симон Зелот.

    От центра — Иисуса Христа — движение растекается по фигурам апостолов вширь, пока в предельном своем напряжении не упирается в края трапезной. И тогда взгляд наш снова устремляется к одинокой фигуре Спасителя. Его голова освещена как бы естественным светом трапезной.

    Свет и тень, растворяя друг друга в неуловимом движении, придавали лицу Христа особую одухотворенность. Но, создавая свою «Тайную вечерю», Леонардо никак не мог нарисовать лицо Иисуса Христа. Он тщательно написал лица всех апостолов, пейзаж за окном трапезной, посуду на столе. После долгих поисков написал Иуду. Но лицо Спасителя осталось на этой фреске единственным не завершенным.

    Казалось бы, что « Тайная вечеря » должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения.

    Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой. В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии.

    Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой картиной.

    Позже картину многократно реставрировали,но не всегда удачно. Неповторимый характер "Тайной вечере” придает то, что в отличие от прочих картин подобного рода она показывает поразительное разнообразие и богатство эмоций персонажей, вызванных словами Иисуса о том, что один из учеников предаст его.

    Никакая другая картина, написанная на сюжет Тайной вечери, не может быть даже близко сравнима с уникальной композицией и проработкой деталей в шедевре Леонардо.

    Так какие же тайны мог зашифровать в своем творении великий художник? В книге "Открытие тамплиеров” Клайв Принс и Линн Пикнетт утверждают, что несколько элементов структуры "Тайной вечери” свидетельствуют о зашифрованных в ней символах.

    Во-первых, они считают, что фигура по правую руку от Иисуса (для зрителя она находится слева) — не Иоанн, а некая женщина. На ней одеяние, цвет которого контрастирует с одеждами Христа, она наклонена в противоположную сторону от Иисуса, сидящего по центру. Пространство между этой женской фигурой и Иисусом имеет форму буквы V, а сами фигуры образуют букву М.

    Во-вторых, на картине, по их мнению, рядом с Петром видна некая рука, сжимающая нож. Принс и Пикнетт утверждают, что эта рука не принадлежит никому из персонажей картины.

    В-третьих, сидящий непосредственно слева от Иисуса (справа — для зрителей) Фома, обращаясь к Христу, поднял палец. По мнению авторов, это типичный жест Иоанна Крестителя.

    И наконец, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо.

    Недавно завершённая последняя реставрация картины позволила узнать о ней много нового.Но вопрос о тайных посланиях и забытых символах так и остаётся открытым.

    Как бы то ни было,в будущем предстоит ещё многое сделать для разгадки этих тайн.Хотелось бы хотя бы в самой малой степени постичь замыслы великого мастера.