Георгий Нисский: биография. Нисский, георгий григорьевич - биография Можно ли назвать лирического героя картин Нисского бунтарём, «героем своего времени» или «певцом индустриализации и социалистической стройки»

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета им. М. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923-1930). Перешёл на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин . Параллельно с учёбой работал в типографии, много внимания уделял спорту, в частности - волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой . В это время, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки и Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей. В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе» (ГТГ).

Конец 1930 и 1931 провел в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. В 1936 совместно с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах и на подводной лодке.

Сюжеты первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы - морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остаётся верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах всё чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой), он по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз место моря занимают подмосковные водоёмы.

Нисский много путешествует по стране; впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956-1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «Городке художников» на улице Верхняя Масловка в Москве.

Когда в 1934 году во время своего визита в СССР французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».

Нисский Георгий Григорьевич (21 (21) января 1903(19030121), Новобелица (Гомель) - 18 июня 1987, Москва) - советский художник.

Биография

Родился в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица вблизи Гомеля. По совету местного художника Зорина, увидевшего рисунки Нисского, поступил в Студию изобразительных искусств имени Михаила Врубеля. В 1921 году был направлен на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (Вхутемас, 1922-1930). Перешел на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Роберт Фальк и Александр Древин.

Примкнул к основанному в 1925 году, обществу станковистов ОСТ. Именно в эти годы, под влиянием стилистики ОСТ, а так же творчества Александра Дейнеки, Альбера Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика, необыкновенный лиризм и кажущаяся фантастичность его пейзажей. В 1930 году закончил ВХУТЕМАС, дипломная работа - «Восстание французских моряков в Одессе».

Сюжеты первых известных работ Нисского написанных в начале 30х годов ХХ века, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них доминирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 30х годов, художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 40е годы, морские батальные композиции («Маневры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остается верен морской теме: («Цусима» Новикова-Прибоя, «Морская душа» Соболева).

В послевоенные годы, Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах все чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; «Подмосковье. Февраль», 1957) Однако будучи увлеченным яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой)он, по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз, место моря занимают подмосковные водоемы.

Нисский много путешествует по стране, впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), за которую художник получил в 1964 г. серебряную медаль Академии художеств, триптих «Порт на севере», (1956-1957).

Георгий Нисский считается основателем т. н. сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел и не имел возможности заниматься творчеством.

Умер в Москве в 1987 году. Похоронен на Кунцевском кладбище. Жил в «городке художников» на улице Нижняя Масловка в Москве.

Интересные факты

Когда в 1934 году, во время своего визита в СССР, французский художник Альбер Марке, много ходивший по московским музеям, отвечая на заданный в ВОКСе вопрос, кто из московских художников ему больше всего понравился, ответил, что очень полюбил работу Нисского «Осень. Семафоры». После этого художники говорили, что у Марке вкус «нисский».

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Нисский,_Георгий_Григорьевич

Первый полноценный показ творчества художника в новейшей истории. Прижизненные экспозиции не в счет, а те, что устраивались в постсоветское время, показывали небольшие фрагменты, не давая общей картины. ИРРИ взялся это исправить - будут все творческие периоды, чтобы проследить сложение и развитие стиля Нисского, большой пласт архивных материалов, включая специально снятый документальный фильм, и исследование влияний - отдельный блок посвящен кумирам и наставникам, а также последователям художника.

«Для нас это первый опыт работы с таким большим количеством партнеров - картины для выставки дали 25 музеев и частные коллекционеры. В процессе подготовки экспозиции выяснилось, что Нисский - абсолютно музейный художник, большинство его работ сразу после написания попадали в музеи. На выставку нам удалось привезти не всё, но многое, и еще больше мы собрали в каталоге. Он не претендует на резоне, но будет максимально полным. Особенно ценно для нас, что удалось собрать триптих 1961 года, посвященный авиации, - «Подмосковная ночь», «Аэродром», «Коломенское» - в том виде, как его задумал художник и выставлял на Всесоюзной художественной выставке. Впоследствии эти работы разошлись по разным собраниям», - рассказала арт-директор ИРРИ и куратор выставки Надежда Степанова .

ARTANDHOUSES выбрал из биографии шесть фактов, которые нужно знать, отправляясь на выставку.

Георгий Нисский
Фото из архива Андрея Дзамашвали

1. В детстве влюбился в пейзаж

Георгий Нисский родился в Белоруссии, в местечке Новобелица, среди рек, лесов и озер. Его взросление пришлось на 1910–20-е годы, наиболее яркие и революционные в русском искусстве, но будущий художник об этом не знал. Его первые рисунки - паровозы на страницах книг отца, фельдшера местной железнодорожной станции, а первые художественные впечатления - репродукции пейзажей , Куинджи, Левитана. Интерес к пейзажу останется с ним на всю жизнь, но вот способ его изображения кардинально изменится. «Любить старых мастеров было позорно», - напишет Нисский после переезда в Москву и знакомства с , . «Это история, это вчерашний день, это прошлый век. Невозможно себе представить, чтобы в пейзаже Левитана приземлился наш гигант Ту-104. Там другой дух, другое настроение, другая эпоха», - станет декларировать он позже, когда на его картинах самолеты будут реальнее людей, а композиция будет выстраиваться электропроводами, лентами автострад и железных дорог.

«В пути»
1958-1964

2. Вместе с Дейнекой занимался спортом

Учеба Нисского проходила во ВХУТЕМАСе у и Роберта Фалька, ему довелось позировать , но их манера была ему не близка, и, по его собственным признаниям, в то время он больше времени проводил в спортзале, чем в мастерской. Одним из развлечений молодого атлета было выполнить стойку на руках на крыше ВХУТЕМАСа, на парапете шестиэтажного здания, сражая сокурсников (и сокурсниц). Но от искусства было не уйти - в спортзале волейболист Нисский познакомился с боксером . Они легко нашли общий язык, в том числе в своем стремлении показать на полотнах окружающую их новую действительность, и именно Дейнеку Нисский считал своим наставником.

«Прыжок с парашютом»
1930-е
Институт русского реалистического искусства

3. Увлекался яхтами и автомобилями

Одним из увлечений Нисского был парусный спорт - на собственном швертботе он не только путешествовал, но и участвовал в соревнованиях и стал чемпионом Москвы. Он также был одним из немногих в среде художников, у кого была собственная «Волга», на которой он передвигался в поисках интересной натуры.

Кураторам удалось найти в частной коллекции ретроавтомобиль той же модели ГАЗ-21, на котором ездил Нисский, в том же цвете «вишня / топленые сливки», и на один день (14 сентября) он появится перед входом в музей.

«Регата»
Курская картинная галерея имени Александра Дейнеки

4. Собирал визуальную фактуру на фронте

Работы Нисского, как правило, лаконичны и по цвету, и по композиции, они не перегружены деталями, чтобы не отвлекать глаз от основного мотива. Он часто использует в пейзажах очень низкий горизонт, который дает ощущение безграничного простора, в котором движутся самолеты, корабли или поезда, покоряющие это огромное пространство. Его колорит также лаконичен. Характерный пример - полотно «Над снегами», где в почти монохромном сине-голубом пространстве точкой притяжения становится летящий самолет. Исследователи пишут, что Нисский не переносил мотивы этюдов на холст напрямую, но «конструировал» композицию, используя накопленный зрительный опыт. В 1942 году вместе с Дейнекой и Пименовым Нисский отправился на фронт для сбора материала. Поездка длилась четыре дня, за которые он не сделал ни одного этюда, зато составил множество заметок. После возвращения в Москву работа над картинами шла быстро. На написание полотна «На защиту Москвы» понадобилось всего 50 часов.

«На защиту Москвы»
1942
Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина

5. Дипломную работу купила Третьяковка

Нисский не был обделен признанием - уже его дипломную работу «Интернационал на “Жиль-Барте”. Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году» сразу после защиты купила Третьяковская галерея. Лауреат Сталинской премии, народный художник РСФСР, академик, он был понятен и признан на международной сцене. Его работы отметил , приезжавший в Советский Союз в 1930-е годы. А картина «Севастополь. Встреча», показанная на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, получила бронзовую медаль.

Октябрь 1941 года. Москва.

Танки идут на запад. На них в белых полушубках - солдаты. Коренастые, с суровыми, обветренными лицами. На московских бульварах войска. Горят костры. На площади Свердлова в козлах винтовки. В Колонном зале идут митинги ополченцев. Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Тревоги следуют одна за другой...

«В памятную тяжелую зиму 1941-1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня». Отбор впечатлений шел очень строгий. Отбрасывалось все случайное, все комментирующие детали.




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»

В тяжелые дни обороны Москвы Нисский испытывал доселе неведомую бурю чувств, его сердце поэта было смятено и возбуждено до предела, и вот отдача - эпическое полотно «На защиту Москвы» создано за пятьдесят часов.

Критики часто упрекали художника за «быстроту» писания картин. Им, очевидно, было невдомек, какой глубокий духовный процесс предварял, подготовлял окончательный «творческий залп» мастера.

Зритель видит приготовившийся к боям город. Но не потому, что художник детально изображает атрибуты обороны. Все они сведены к одному срезанному краем картины противотанковому заграждению, сквозь просветы которого вдалеке, как в панораме, видна цепь таких же заграждений. Но этой деталью Нисский символизирует неприступность столицы. И уходящая вдаль заснеженная дорога с голыми деревьями на обочине кажется надежно охраняемой. А танки с солдатами создают ощущение готовности к защите.




1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе»


1941 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В мастерской»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Москва. Динамо»

В феврале 1942 года Дейнека и Нисский едут в действующую армию, в район Юхнова. Бесконечная русская заснеженная равнина с рваными черными ранами взрывов, обгоревшие остовы домов, искореженная техника и впаянные в снег трупы. Враг разгромлен, отброшен от Москвы.

Нисский ведет фронтовой дневник. «Только бы верно понять сердцем. На глаза надежды больше. Видят уже правильно <...> Отбирать только главное... Остальное, литературно досказывающее - убирать, убирать уверенно, безжалостно».




1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Когда немцы ушли»
Вернувшись в Москву, Нисский много работает. По заказу Центрального военно-морского музея он пишет серию из тринадцати картин, посвященных подвигам советских солдат и моряков: «Торпедирование вражеского судна подводной лодкой», «Над Баренцевым морем» и другие. Здесь совсем нет внешней героики предвоенных работ.



после 1951 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подводная лодка в Баренцевом море»



1943 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «В море. Военный корабль»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Разгром фашисткого каравана кораблями и авиацией Балтийского флота»
Полотно написано совместно со Штранихом Владимиром Федоровичем (1888–1981)



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Морской десант»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Черноморский флот»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Атака торпедных катеров»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Залп»


Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Выход в море»


1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Окно ТАСС № 588. Во славу Октября!»
автор текста Василий Лебедев-Кумач



1944 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «У причала»



Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Севастополь. Вечер»

За время войны чувство любви к Родине возмужало и наполнилось особой теплотой. За словом «Родина» вставали не только грандиозные масштабы страны, но и маленькие уголки, где человек родился, рос, где воевал. Понятие родины стало более лирическим. В той или иной степени это почувствовал каждый. А художник-пейзажист должен был проникнуться этим даже более других. Особенно художник такого острого и глубокого зрения, каким был Нисский.



1942 Нисский Григорий Григорьевич (Россия, 1903- 1987) «Перед вылетом»
гидросамолёт «Каталина»



1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Утро на аэродроме»


Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Подвиг героя Советского Союза П. А. Пологова»

Множество различных эмоциональных оттенков в его пейзажах первых послевоенных лет, но все эти работы полны большой человеческой теплоты и обращаются к сердцу зрителя. Они могут нравиться или нет, но оставить человека равнодушным они не могут.

Один из самых ранних послевоенных пейзажей Нисского «Вечер на Клязьме» (1946). Уже по нему можно судить о том, какой видит теперь родную землю художник. Тихая вода, прорезанная закатной дорожкой. Синяя полоска берега вдали. И красавицы-яхты, столь милые сердцу мастера. Теплая желто-коричневая гамма усиливает едва слышную нотку вечерней элегичности. О росте мастерства говорит и композиция картины, ее четкая построенность, где нет ничего лишнего, ни одной детали нельзя ни убрать, ни переместить. Одновременно ничего внешнего здесь нет. Художник видит проще и глубже.

Страстный яхтсмен, Нисский бесконечно влюблен в воду. Гладь озер и водохранилищ, широкое волжское раздолье, таинственные воды северных рек, бурные морские волны - ко всему этому художник постоянно возвращается в своем творчестве.




1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Вечер на Клязьме»



1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На мостках»



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В дождик. На Пестовском плесе»



1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Водный праздник»


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На взморье»


1949 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Альботрос»


1946 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «В доке»

Одна из лучших картин этого периода - «Белорусский пейзаж» (1947). Задолго до войны, в 1935 году, в своей родной Белоруссии художник написал этюд, на основе которого спустя двенадцать лет создал эту работу. «Белорусский пейзаж», по существу, широкая панорама родных художнику мест. Панорамность подчеркнута и композиционным построением: железная дорога подходит к самому срезу картины; она словно выходит из-под ног зрителя и ведет его далеко по железнодорожному полотну, мимо семафора, через мост, вдоль широкой лесистой равнины, где деревья с листьями цвета ранней осени подходят к металлическим рельсам. Благодаря низкой линии горизонта, простор кажется необъятным, а дорога - бесконечной. Но, умело вводя почти незаметные на первый взгляд детали - пасущийся скот, путевого обходчика, художник как бы приближает всю огромность пространства к человеку, делает пейзаж более интимным.



1947 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «Белорусский пейзаж»