Год основания группы машина времени. Интересные факты из биографии группы Машина времени (9 фото)

Андрей Макаревич отпразднует свой 55-летний юбилей выходом сборника песен "55", который подготовил его друг и соратник по группе "Машина Времени" Александр Кутиков.

Советская и российская рок‑группа из числа пионеров рок‑музыки СССР "Машина времени" была основана Андреем Макаревичем в 1969 году .

Еще в 1968 году Андрей Макаревич в московской спецшколе №19, где он и учился, создал со своими одноклассниками ансамбль. В ансамбле были двое гитаристов (сам Андрей Макаревич и Михаил Яшин) и две вокалистки (Лариса Кашперко и Нина Баранова). Ансамбль исполнял англо‑американские народные песни. Затем в класс, в котором учился Макаревич, пришли Юрий Борзов и Игорь Мазаев. Они также вошли в состав ансамбля.

Вскоре на основе ансамбля сформировалась группа, получившая название "The Kids". В нее входили Андрей Макаревич, Игорь Мазаев, Юрий Борзов, Александр Иванов и Павел Рубен. Еще одним участником группы был друг детства Борзова Сергей Кавагое, по настоянию которого из "The Kids" были исключены девочки. В 1969 году группа стала называться "Машины времени", в 1973 году название группы было изменено на единственное число - "Машина времени".

В 1971 году в группе появился Александр Кутиков, под влиянием которого репертуар группы пополнился песнями "Продавец счастья", "Солдат", и т.д.

В это же время состоялся первый концерт "Машины времени" на сцене Дома культуры "Энергетик" - колыбели московского рока.

В первые годы существования группы коллектив был самодеятельным, а состав его был нестабильным. В 1972 году Игоря Мазаева призвали в армию, а вскоре ушел Юрий Борзов, барабанщик "Машины". Кутиков привел в группу Макса Капитановского, однако вскоре и его призвали в армию. Барабанщиком стал Сергей Кавагое. Позже к составу присоединился Игорь Саульский, который несколько раз покидал группу и возвращался вновь.

Весной 1973 года Кутиков ушел из "Машины времени" в группу "Високосное лето". Уже через год он вернулся, и до лета 1975 года группа играла в составе Макаревич ‑ Кутиков ‑ Кавагое ‑ Алексей Романов. В 1975 году группу покинул Романов, а Кутиков ушел в Тульскую государственную филармонию.

В это же время в группе появился Евгений Маргулис, а чуть позже скрипач Николай Ларин. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алекс "Уайт" Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Игорь Саульский и многие другие.

В начале своей концертной деятельности группа исполняла кавер‑версии песен The Beatles и свои песни на английском языке, написанные в подражание.

Широкую известность и официальное признание группа получила в 1976 году после выступления на фестивале "Таллиннские песни молодежи − 76" в Эстонии, где получила первый приз.

В 1977 году в группе появились музыканты, играющие на духовых инструментах, - Евгений Легусов и Сергей Велицкий.

В 1978 году группа записала дебютный альбом "Это было так давно…" и аудиосказку "Маленький принц" по сказке Антуана де Сент-Экзюпери.

Летом 1979 года "Машина времени" распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали группу "Воскресение", а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав МВ: Александр Кутиков - бас, вокал; Валерий Ефремов - ударные, Петр Подгородецкий - клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 года стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок‑фестиваля "Весенние ритмы‑80" в Тбилиси.

"Машина времени" получила всесоюзную известность, ее стали приглашать на телевидение (программа "Музыкальный ринг"), радио, популярными стали песни "Поворот", "Свеча", "Три окна", написанные ещё в 1970‑е годы.

Гастрольно-концертное объединение Росконцерт подписало с группой договор, и в начале 1980‑х годов рок‑группа активно гастролировала по городам СССР.

Весной 1982 года против группы была развернута кампания, инспирированная статьей "Рагу из синей птицы" в "Комсомольской правде". Так и не вышел первый альбом на "Мелодии", программа МВ несколько раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Петр Подгородецкий покинул "Машину времени", присоединившись к труппе Иосифа Кобзона. Место Подгородецкого занял Александр Зайцев.

В 1986 году с изменением всей культурной политики страны группа получила возможность нормально работать. Были подготовлены новые программы "Реки и мосты" и "В круге света", послужившие основой для одноименных пластинок. Вышла также ретроспективная пластинка "10 лет спустя", на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар группы середины 1970‑х годов.

В 1987 году "Машина времени" совершила первые гастроли за рубеж .

Летом 1989 года из МВ ушел Александр Зайцев; в группу вернулись Евгений Маргулис и Петр Подгородецкий. В репертуар МВ опять вошли песни "классического" репертуара прошлых лет.

Александр Кутиков, создавший звукозаписывающую компанию Sintez records, становится продюсером группы, благодаря чему был издан двойной альбом "Это было так давно…". В 1990‑е годы выходят семь альбомов группы , самыми популярными из которых стали "Внештатный Командир Земли", "Отрываясь", "Картонные Крылья Любви" и "Часы и Знаки". Среди наиболее известных песен этого периода - "Однажды мир прогнется под нас", клип на которую транслировался по российским телеканалам.

В 1999 году "Машина времени" отметила 30‑летие. Группа была награждена орденом Почета "за заслуги в развитии музыкального искусства"; в декабре 1999 года состоялся триумфальный концерт МВ в СК "Олимпийский", посвященный 30‑летию коллектива. На следующий день после концерта произошли перемены в составе группы: был уволен клавишник Петр Подгородецкий, а на его место пришел Андрей Державин.

В 2004 году "Машина времени" отпраздновала 35‑летие. 30 мая состоялся концерт группы на Красной площади. Осенью этого же года вышла Антология "Машины времени", куда вошли 19 альбомов группы за 35 лет и DVD сборник из 22 клипов, 25 ноября 2004 года увидел свет новый альбом "Машинально".

В 2005 году группы "Машина времени" и "Воскресение" подготовили и показали программу "50 на двоих", в 2006 году две легендарные московские группы вернулись к совместным концертам и представили в Государственном Кремлевском дворце новую программу "Музыка ручной работы".

В 2007 году вышел последний альбом группы Time Machine, записанный на лондонской студии "Эбби Роуд" (Abbey Road).

Группе "Машина времени" посвящены документальные фильмы "Рок‑культ","Рок и фортуна", "Шесть писем о бите". Сама группа принимала участие в саундтреках ко многим фильмам, а в некоторых участники группы даже снялись сами: "Душа" (1981), "Скорость" (1983), "Начни сначала" (1986), "Танцор" (2004), "День выборов" (2007), "Лузер" (2007).

В современный состав группы входят: Андрей Макаревич - автор, вокал, гитары, Александр Кутиков - автор музыки, продюсер, бас-гитара, вокал (1971‑1974, с 1979), Евгений Маргулис - автор, гитары, бас-гитара (1975‑1979, с 1989), Валерий Ефремов - ударные, перкуссия (с 1979), Андрей Державин - автор, клавишные, вокал (с 1999).


Предлагаем вашему вниманию несколько интересных фактов о знаменитой группе.

1. Группа начала формироваться в стенах московской школы №19 в 1968 году. Под названием The Kids на вечерах школьной самодеятельности с народными английскими песнями выступали два гитариста - Андрей Макаревич, Михаил Яшин и две вокалистки - Лариса Кашперко, Нина Баранова. Некоторые записи сохранились до сих пор и вошли в сборник «Машины времени» «Неизданное».

2. Однажды в школу №19 приехал ВИА «Атланты», а в перерыве руководитель ансамбля разрешил участникам The Kids сыграть несколько своих композиций на «профессиональной» аппаратуре и даже подыграл на своей бас-гитаре. Школьники были под огромным впечатлением от выступления и обновили состав группы. Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубен (бас-гитара) и Сергей Кавагоэ (клавишные) выступали под новым именем - Time Machines.


3. Ранее Макаревич видел бас-гитару только на фотоснимках с Маккартни и совершенно не понимал, зачем она нужна. При выступлении «Атлантов» Макаревич услышал инструмент «живьём»и загорелся идеей его освоить, но в те годы бас-гитара была редкостью, найти ее было практически невозможно. Юноша купил обычную акустическую и переставил на неё струны с виолончели. Потом он выяснил, что в когда-то Маккартни в тайне вытаскивал струны для бас-гитары из школьного пианино.

4. Time Machines после нескольких концертов выпустили свой первый магнитоальбом, в который входили 11 песен на английском языке. Запись альбома происходила в обычной квартире: в одной из комнат по центру был расположен магнитофон с подключенным к нему микрофоном. Участники группы по очереди подходили к магнитофону и исполняли свои партии.


5. Состав группы в начале 70-х годов постоянно обновлялся. Неизменными участниками были лишь Макаревич, Кутиков и Кавагоэ. Когда-то одним из участников «Машины времени» был Алексей Романов - будущий основатель группы «Воскресение». За всю историю существования группы это был единственный «освобожденный вокалист».


6. Первое официальное упоминание о группе «Машина времени» появилось в 1973 году на виниловом диске с записью вокального трио «Зодиак» в сопровождении группы. В 1973 году название было изменено на единственное число – «Машина времени», которым и остаётся до сих пор.


7. В 1974 году «машинистов» пригласили на съемки фильма Георгия Данелия «Афоня». Режиссёр хотел показать обычных «уличных» музыкантов того времени. В окончательной версии фильма почти все кадры с группой вырезали. «Машина времени» мелькает в кадре всего несколько секунд, исполняя песню «Ты или я». В качестве выступающего коллектива на сцене была отснята группа «Аракс». За съемки «машинисты» получили первый официальный гонорар, который составлял 600 рублей. Его сразу потратили на покупку магнитофона.

8. Выступив в 1976 году на фестивале «Таллинские Песни Молодежи» в Эстонии и получив первый приз, «Машина времени» становится популярной.

9. Полулегальная запись хорошего качества большинства песен группы появилась летом 1978 года. Запись пластинки осуществлялась ночами в речевой студии ГИТИСа. Эта запись стала началом того, что творчество группы распространилось по всей стране. Альбом с этими песнями официально появился только в 1992 году и назывался «Это было давно…».


10. Первый официальный альбом «Машины времени» «В добрый час» выпустила фирма «Мелодия» в 1986 году.


11. В середине восьмидесятых коллектив отправился в совместный тур по России с группой «Наутилус Помпилиус». На одном из концертов, когда «Наутилус Помпилиус» исполняли «Скованные одной цепью», участники «Машины времени» прошлись по сцене с настоящей металлической ржавой цепью на плечах, изображая из себя бурлаков. Музыканты «Нау» от изумления перестали играть, и только Бутусов продолжал исполнять песню в полнейшей тишине (у него была привычка петь с закрытыми глазами). Спустя какое-то время инцидент подзабылся, и участники «Наутилуса» аналогично подшутили над «Машиной времени». Во время исполнения песни «Караван» на сцене неожиданно появились бедуины. Они просеменили от одной кулисы к другой, приплясывали и прихлопывали на арабский манер. Музыканты «Машины времени» находились в изумлении, а зрители сочли, что так было задумано.

Источник текста - Wikipedia
Начало биографии группы "Машина Времени ". 1968 - весна 1970.
Школа № 19 (имени Белинского) Москва, Кадашёвский 1-й пер., д.3а. Здесь образовалась группа «Машина времени»Предшественником «Машины времени» была группа под названием «The Kids», образовавшаяся в 19-й московской школе в 1968 году. В неё входили:

Андрей Макаревич - гитара
Михаил Яшин (сын поэта и писателя Александра Яшина) - гитара
Лариса Кашперко - вокал
Нина Баранова - вокал

Группа пела англо-американские народные песни, выступала на школьных вечерах. Записи не сохранились, только одну из песен того периода можно услышать на диске «Неизданное» - эта песня «This Happened to Me», в которой пелось о несложившейся любви и расставании. Группа давала концерты в московских школах, где удавалось договориться, особого успеха не имела, хотя часто выступала на вечерах школьной самодеятельности.

Переломным, по воспоминаниям Макаревича, стал день, когда в школу приехал с концертом ВИА «Атланты», руководитель которого Александр Сикорский разрешил молодым музыкантам в перерыве сыграть пару песен на их аппаратуре и даже сам подыграл школьникам на бас-гитаре, с которой те были совершенно незнакомы. После этого события в 1969 году из старшеклассников двух московских школ формируется первый состав группы, получившей название «Time Machines» (по-английски, во множественном числе, по аналогии с «Beatles», «Rolling Stones» и другими западными группами). Название группы придумал Юрий Борзов. В группу входят ученики школы № 19: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубин (бас-гитара), а также учившийся в соседней школе № 20 Сергей Кавагоэ (клавишные).

После образования группы сразу же происходит внутренний конфликт из-за репертуара: большинство хочет петь песни «Битлз», Макаревич настаивает на исполнении менее известного западного материала, мотивируя это тем, что «Битлз» слишком хорошо поют и непрофессиональное подражание им будет выглядеть жалко. Группа раскалывается, Кавагоэ, Борзов и Мазаев пытаются организовать группу в школе № 20, но попытка оказывается неудачной и вскоре происходит воссоединение «Time Machines».

В этом составе была сделана самая первая магнитофонная запись, из одиннадцати англоязычных песен, написанных участниками группы. На концертах группа исполняет кавер-версии песен английских и американских групп и свои песни на английском, написанные в подражание, но очень быстро в репертуаре появляются и собственные песни на русском языке, тексты для которых пишет Макаревич. Большое влияние на стилистику группы оказали принципы движения хиппи, ставшие популярными среди части советской молодёжи в начале 1970-х.

Оставшиеся после окончания школы участники (1970-1972):
Андрей Макаревич - гитара, вокал
Сергей Кавагоэ - клавишные
Игорь Мазаев - бас-гитара
Юрий Борзов - ударные

Андрей Макаревич и Юрий Борзов поступают в МАРХИ, где происходит знакомство с Алексеем Романовым, игравшим в институтской рок-группе. 8 марта 1971 года в МАРХИ прошёл концерт группы, на котором состоялась встреча приглашенного туда Кутикова с Макаревичем.

В 1971 году группа некоторое время базируется в ДК «Энергетик». В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив самодеятельным. Осенью 1971 года Кавагоэ приглашает на место Мазаева, призванного в армию, Александра Кутикова (первый концерт с его участием состоялся 3 ноября 1971 года), затем, уже с подачи Кутикова, Макс Капитановский, ранее игравший в группе «Второе дыхание», садится за барабаны вместо Борзова, ушедшего в группу Алексея Романова. В 1972 году Капитановского тоже призывают в армию, и Сергей Кавагоэ, чтобы не искать в группу нового человека, пересаживается за ударные. Несмотря на полное незнакомство с барабанами, он очень быстро учится играть и остаётся ударником группы вплоть до 1979 года. До середины 1970-х основной тройкой музыкантов остаются Макаревич (гитара, вокал), Кутиков (бас-гитара) и Кавагоэ (ударные); остальные участники постоянно меняются.

Летом 1972 года Кутиков и Макаревич приглашаются сессионными музыкантами в состав известной в то время группы «Лучшие годы» («The Best Years») во главе с Ренатом Зобниным; музыканты соглашаются, так как из-за занятости Кавагоэ, решившего поступать в МГУ, «Машины» всё равно не могут в это время выступать в полном составе. Группа едет на Чёрное море выступать перед отдыхающими в международном студенческом лагере «Буревестник-2». На концертах в основном исполняются «один в один» хиты западных групп (поёт Сергей Грачёв), но часть программы отводится песням из репертуара «Машин Времени» в исполнении Макаревича. По возвращении с юга совместные выступления некоторое время продолжаются, но вскоре альянс распадается. На некоторое время после развала в «Машинах» задерживается барабанщик «Лучших годов» Юрий Фокин и ещё около года на клавишных периодически играет Игорь Саульский.

В 1973 под давлением публики название группы меняется на единственное число - «Машина времени». Некоторое время в «МВ» поёт Алексей Романов, будущий основатель «Воскресения»; он становится первым и единственным «освобождённым вокалистом» группы за всю её историю. Романов задерживается ненадолго и вскоре покидает группу. Фирма «Мелодия» выпускает виниловый диск с записью вокального трио «Зодиак» (трио Дмитрия Линника) в сопровождении «Машины времени». Это становится первым упоминанием группы в официальных анналах. Как писал Макаревич, «… даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, - это уже не просто хиппари из подворотни».

С осени 1973 до начала 1975 года группа пережила «смутное время», выступала на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах и часто меняла состав. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов.

Осенью 1974 года Макаревича под формальным предлогом отчисляют из института и он устраивается на работу архитектором в «Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений» («Гипротеатр»). Происходит первый опыт киносъёмок - группу приглашают сняться в эпизоде фильма «Афоня» режиссёра Георгия Данелии в роли самодеятельной группы на танцах. Данелия официально покупает для фильма права на две песни, и после съёмок группа получает первый официальный гонорар, 600 рублей (по тем временам - зарплата типичного служащего или инженера за 4-5 месяцев), который тратится на покупку магнитофона «Грюндиг ТК-46», в последующие годы заменявший группе студию. В окончательной версии фильма почти все кадры с «Машиной времени» оказываются вырезаны - группа появляется буквально на несколько секунд, хотя песни звучат несколько дольше.

В 1974 году из-за многочисленных конфликтов с Кавагоэ Кутиков уходит в группу «Високосное лето». Через несколько месяцев он возвращается, но летом 1975 года снова уходит в ВИА при Тульской государственной филармонии. Кавагоэ и Макаревич быстро находят гитариста Евгения Маргулиса, обладающего характерным «блюзовым» голосом. Макаревич сразу же предлагает Маргулису играть на бас-гитаре, на что тот легко соглашается, хотя честно предупреждает, что никогда не держал баса в руках. Тем не менее, он быстро осваивает новый для себя инструмент; с тех пор Макаревич играет исключительно на соло-гитаре. В группе Маргулис начинает писать и исполнять песни с уклоном в блюз.

На последующие четыре года тройка Макаревич - Кавагоэ - Маргулис становится ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя сессионными музыкантами. В 1975 году Элеонора Беляева приглашает «Машину времени» записаться на ТВ в «Музыкальном киоске». За два дня в профессиональной студии звукооператор Владимир Виноградов записывает семь песен: «Солнечный остров», «Марионетки», «В круге чистой воды», «Флаг над замком», «Из конца в конец», «Черно-белый цвет» и «Летучий голландец». В телеэфир группу не допускают, но первая качественная студийная запись собственных песен «МВ» тут же тиражируется и стихийно распространяется по стране.

В 1976 году «машинисты» приезжают на фестиваль «Таллинские песни молодёжи-76» в Эстонии, где с удивлением узнают, что песни «Машины» известны за пределами Москвы. На фестивале группа получает первый приз, там же происходит знакомство с Борисом Гребенщиковым, благодаря которому начинаются периодические самодеятельные гастроли в Ленинграде. На полгода в группу приходит Юрий Ильченко (ранее - солист ленинградской группы «Мифы»). После его ухода группа играет втроём (Макаревич, Маргулис и Кавагоэ), в 1977 году снова выступает в Таллине, правда, с меньшим успехом, чем в первый раз.

Начинаются эксперименты со звуком: в группу приглашается духовая секция, первоначально в составе саксофониста Евгения Легусова и трубача Сергея Велицкого; в 1978 году Велицкого сменил Сергей Кузминюк. За звук тогда отвечал Игорь Кленов. В марте 1978 года свет увидел магнитоальбом «День рождения», собранный Андреем Тропилло из отдельных записей. Он взял записи, которые привозил Макаревич (Тропилло тогда проводил подпольные сейшены) и растиражировал эту плёнку в количестве 200 штук. Весной 1978 года Артемий Троицкий везёт «Машину» в Свердловск, где группа выступает на фестивале «Весна УПИ». Выступление получается скандальным - группа своим видом и репертуаром совершенно выбивается из общего ряда выступавших там «политически благонадёжных» ВИА.

Летом 1978 года «машинисты» узнают, что Кутиков, работавший в речевой студии ГИТИСа, нашёл возможность организовать там в нерабочее время запись группы «Високосное лето» (где он тогда играл). Макаревич просит Кутикова помочь записаться и «Машине»: тот соглашается. Примерно за две недели по ночам группа записывает 24 песни, исполняемых на этот момент на концертах. В записи использовалось наложение с перезаписью и два магнитофона с плохо настроенными трактами, звучание гитар и ритм секции на фоне голоса оказалось «тусклым». Запись тут же копируют, она расходится по стране (как утверждает Макаревич - без ведома и согласия группы) и приносит группе широкую известность. Оригинальная версия записи была утеряна, в 1992 году с копии, сохранившейся у Градского, был оцифрован и издан альбом под названием «Это было так давно…». Впоследствии в интернете не раз упоминалось о существовании более качественной копии записи в ГИТИС’е, но официально она не издавалась. Существуют также записи ряда песен «Машины времени», сделанные в той же студии, но в другое время, отличающиеся техническими особенностями.

Осенью 1978 года группе звонит тогда ещё неизвестный Ованес Мелик-Пашаев и предлагает выступить за большие деньги в стройотряде в Печоре, одновременно предложив себя в качестве клавишника. Выступления в «полевых» условиях (на лесной полянке и в маленьком сельском клубе) приносят более чем приличный доход, и Пашаев закрепляется в группе, работая на концертах как звукорежиссёр, но в основном выполняя функции администратора группы. Пользуясь своими богатыми связями, он занимается организацией выступлений. Коммерческая деятельность Мелик-Пашаева приносит плоды: по воспоминаниям Сергея Кавагоэ, в последний год подпольного существования музыканты зарабатывали концертами более тысячи рублей в месяц каждый (зарплата инженера на заводе в то время составляла около 120-150, квалифицированного рабочего - около 200 рублей в месяц).

Той же осенью 1978 года группа расстаётся с духовой секцией. Появляется Александр Воронов, играющий на синтезаторе собственного изготовления, но не приживается в команде и вскоре уходит. 28 ноября 1978 года группа участвует на открытии Первого фестиваля рок-музыки «Черноголовка-78». Первое место поделили как раз «Машина времени» и «Magnetic Band», второе заняло «Високосное лето». Самое интересное то, что «Машина времени» и «Magnetic Band» опять поделят первое место через полтора года на фестивале «Тбилиси-80».

В конце 1978 года на 1979 год создаётся программа «Маленький принц», по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, представляющая собой концерт «Машины времени», где в течение первого отделения песни перемежались с текстовыми интерлюдиями из книги, подобранными более или менее созвучно текстам исполняемых песен. Впоследствии с 1979 по 1981 год программа менялась, отличалась составом, аранжировками, в неё были включены новые прозаические и стихотворные фрагменты, в том числе и других авторов. Тексты сначала читал Андрей Макаревич, а в феврале 1979 года специально для исполнения литературной части программы в качестве чтеца в группу был приглашён Александр Бутузов («Фагот»).

В феврале 1979 года Андрей Тропилло записал «Маленького принца» во время одного из выездов «Машины Времени» в Ленинград и распространил катушки с записью. Эта запись «Маленького принца» - единственная известная запись программы в её раннем варианте и со старым составом группы. В 2000 году на компакт-дисках издан более поздний вариант.

К весне 1979 года между двумя основателями группы - Макаревичем и Кавагоэ, - вызревает конфликт. Макаревич в книге «Всё очень просто» говорит о творческом кризисе и личном конфликте между ним и Сергеем Кавагоэ. По версии Подгородецкого (пришёл в группу позже и лично свидетелем событий не был) имел место крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, кроме того, Кавагоэ и Маргулис были против стремления Макаревича вывести группу из андеграунда на профессиональную сцену. Окончательный раскол группы происходит после организованного Макаревичем, вопреки активному нежеланию Кавагоэ, концерта в помещении подвала только что образованного «Горкома графиков» - комитета художников-авангардистов на Малой Грузинской. По словам Макаревича концерт проходит отвратительно (его коллеги в своих воспоминаниях уточняют, что Кавагоэ, Маргулис и Мелик-Пашаев перед концертом явно перебрали со спиртным и откровенно дурачились на сцене). В тот же вечер после концерта группа собирается в квартире Мелик-Пашаева, где хранили аппаратуру, и Макаревич объявляет о своём уходе из группы, приглашая за собой «всех, кроме Кавагоэ». Маргулис, на которого Макаревич очень рассчитывал, уходит с Кавагоэ. В «Машине времени» с Макаревичем, единственным музыкантом, остаются Мелик-Пашаев, Бутузов и техники Короткин и Заборовский.

В мае 1979 года Кутиков, игравший тогда в «Високосном лете», предлагает Макаревичу воссоздать «Машину времени» с ним и ударником «Високосного лета» Валерием Ефремовым. На место клавишника приглашается Пётр Подгородецкий, недавно демобилизовавшийся из армии; профессиональный пианист, он производит на Макаревича огромное впечатление своей фантастической работоспособностью и умением играть всё, что угодно. Кутиков с Подгородецким были знакомы до «Машины», поскольку за 2 недели до прибытия в «Машину» он был взят в состав «Високосного лета». В этом составе группа репетирует программу, в состав которой входят новые песни «Право», «Кого ты хотел удивить», «Свеча», «Будет день», «Хрустальный город», «Поворот» и другие. Подгородецкий пишет для группы несколько песен с юмористическим уклоном, которые исполняет сам.

К концу 1979 года прессинг партийных органов и милиции делает всё более затруднительной «подпольную» концертную деятельность. К группе специально прикрепляют «куратора» из отдела культуры горкома КПСС Москвы. Макаревич вынашивает идею выхода из подполья и включения группы в состав одного из государственных творческих объединений. Ведутся переговоры, в том числе, с Театром на Таганке. В итоге группа получает предложение от «Росконцерта», и в ноябре 1979 года входит в состав труппы Московского Гастрольного Областного Театра Комедии. Забавно, что партийный куратор, довольный уходом скандальной группы из-под его опеки, даёт «Машине времени» блестящую характеристику. В театре основным занятием музыкантов становится исполнение песен, встроенных в спектакли, что даёт возможность обходить запрет на частные концерты (по словам Макаревича: «можно было спокойно заниматься своей музыкой и своими песнями, и тогда уже сейшн становился не криминально-подпольным мероприятием, а вполне легальной творческой встречей с артистами известного театра»). Театр же, получив возможность писать на афишах «с участием группы „Машина времени“», резко увеличивает сборы.

1980-е: работа в «Росконцерте»Работа «Машины времени» в составе театра продолжается всего несколько месяцев. В январе 1980 года руководство «Росконцерта» решает, что выгоднее использовать группу по прямому назначению, и предлагает представить собственную концертную программу. Программа концерта в одном отделении проходит худсовет и весной 1980 года «Машина времени» получает статус самостоятельного ансамбля при «Росконцерте» и начинает собственную гастрольную деятельность. Ованес Мелик-Пашаев официально становится «художественным руководителем» группы, а Андрей Макаревич мелким шрифтом на афишах указывается как «музыкальный руководитель».

Андрей Макаревич получает грамоту от Юрия Сергеевича Саульского на фестивале Тбилиси-80В новом составе группа триумфально 8 марта 1980 года дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года, где же получает первую премию за песни «Снег» и «Хрустальный город», опередив «Автограф» и «Аквариум».

Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. «Машину времени» постоянно крутят по радио, популярными становятся песни «Поворот», «Свеча», «Три окна». «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца» (единственный на тот момент официально существующий советский хит-парад). Крупными тиражами расходятся подпольные магнитоальбомы, одним из источников которых становится студийная запись «Машины времени» - «Москва - Ленинград», полуподпольно сделанная летом 1980 года во время гастролей группы в Ленинграде звукорежиссёром Андреем Тропилло на ленинградском филиале «Мелодии».

Во второй половине 1980 года делается попытка восстановить «Маленького принца» в качестве отдельной программы, концерт репетируется, шьются костюмы, программа успешно проходит несколько худсоветов, билеты на представление в «Театре эстрады» уже поступают в кассы и мгновенно раскупаются. Однако накануне первого концерта на утверждение программы прибывает чиновник из ЦК КПСС Иванов; по его указанию программу не принимают, концерты отменяются. До 1981 года группа продолжает использовать на концертах литературные фрагменты, зачитываемые между песнями, но осенью Бутузова увольняют из группы и эта практика прекращается. Негативная реакция ЦК приводит к тому, что «Машине времени» вплоть до 1986 года вообще не разрешают выступать с концертами в Москве. За эти шесть лет «Машина» успевает объехать с гастролями практически весь Советский Союз.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА «МАШИНЕ ВРЕМЕНИ»

Нередко случается так, что музыкальная группа или сольный исполнитель становятся для многих людей символом целой эпохи. Даже личные воспоминания как будто украшены их музыкой, и уже невозможно представить себе прошедшие десятилетия без их песен.

Таким творческим маяком стала группа «Машина времени» , чья многолетняя работа повлияла на формирование мировоззрения миллионов поклонников.

Так все начиналось

В далеком 1968 году в стенах московской школы № 19 образовалась рок-группа, которую ученики назвали The Kids. Нынешнее старшее поколение хорошо помнит, что в те годы редко встречалась школа, в которой бы не играл свой вокально-инструментальный ансамбль. Эта мода легко объяснялась всеобщим увлечением песнями западных кумиров тех лет – групп , The Rolling Stones и других музыкальных небожителей.

В группе The Kids тогда выступали с другом Михаилом Яшиным, вокальные партии исполняли Лариса Кашперо и Нина Баранова. Ребята не скрывали своей любви к англоязычной музыке, открыто подражали западным кумирам, выступали на частых школьных вечерах и концертах самодеятельных коллективов.

Вскоре судьба улыбнулась школьникам и подарила им встречу с профессиональным вокально-инструментальным ансамблем «Атланты». Музыканты приехали на школьный новогодний вечер и дали концерт. В перерыве Макаревич с друзьями подошли к гостям, чтобы посмотреть на их бас-гитары. Таких инструментов у школьного коллектива, естественно, не было. Ребята их видели только на фото с . Руководитель «Атлантов» Александр Сикорский полюбопытствовал, что юноши исполняют и подыграл им на бас-гитаре, заметив, что без этого инструмента у них вряд ли получится настоящая рок-группа. Позже Андрей Макаревич вспоминал, что, услышав впервые вживую этот невообразимый звук, юные музыканты сделали свой выбор окончательно и бесповоротно. В этот вечер ребята поверили в свои силы.

«Машинисты»

В следующем году группа The Kids немного трансформировалась – ее пополнили такие же фанатично влюбленные в битлов ученики столичной школы № 20. Это было начало долгого плодотворного пути. Не изменяя английскому языку, парни дали своей группе новое имя – Time Machines. Оно стало прообразом будущей группы «Машина времени» , но во множественном числе.

Состав «Машин» стал исключительно мужским. За гитару и вокал отвечал Андрей Макаревич. Кстати, лишь он будет бессменным участником всех последующих составов группы. Игорь Мазаев и Павел Рубин играли на бас-гитарах, Александр Иванов – на ритм-гитаре, Сергей Кавагоэ исполнял партии на клавишных, а ударником был Юрий Борзов.

В 1969 году ребятам удалось записать первые песни под брендом Time Machines. Их репертуар в основном состоял из кавер-версий известных композиций знаменитых британских и американских групп, но исполняли они и англоязычные песни собственного сочинения. Только спустя время Андрей Макаревич стал писать тексты на родном языке. Как и многие другие коллективы, «Машины» попали под влияние движения хиппи, и это не могло не отразиться как на их песнях, так и на стиле жизни.

Новое десятилетие началось для Юрия Борзова и Андрея Макаревича со значимого события. Они оба становятся студентами Московского архитектурного института. Постигая премудрости зодчества, они не оставляют занятия музыкой и продолжают карабкаться по творческой лестнице. В институте они познакомились с Алексеем Романовым, который вскоре вошел в состав «Машин». А в 1971 году членом коллектива стал Александр Кутиков. Он занял место призванного в армию Игоря Мазаева.

Рождение «Машины времени»

Несмотря на некоторую известность и зачатки популярности, коллектив все еще оставался самодеятельным. Но в это время группа Time Machines успешно выступает в бит-клубе, который был создан в Москве под эгидой горкома комсомола. Интересно, что за год до этого Макаревича и компанию туда не приняли, упрекнув музыкантов «низким исполнительским уровнем». Любопытно, что в самом начале пути группе The Beatles отказывали в записи песен по этой же причине.

Русскоязычное и известное теперь во всем мире название коллектива впервые официально прозвучало в 1973 году. С тех пор группа навсегда стала «Машиной времени» . До 1975 года коллективу приходилось выступать на танцевальных площадках и участвовать в случайных концертах. Тогда в жизни музыкантов был явно не лучший период, из-за чего состав группы неоднократно менялся.

Охотники за удачей

Всплеском популярности группа во многом была обязана знакомству в 1976 году с , которое произошло на Таллиннском фестивале. Теперь музыканты получили возможность часто приезжать с концертами в Ленинград (Санкт-Петербург). Город на Неве всегда тепло встречал «Машину времени», дав группе толчок к настоящему успеху.

В этот же период коллектив начал эксперименты со звуком. Когда в состав «Машины времени» вошли саксофонист Евгений Легусов и трубач Сергей Велицкий, это придало композициям новой выразительности.

Только в 1980 году получила статус официального коллектива и возможность выступать от «Росконцерта». Художественным руководителем группы был назначен Ованес Мелик-Пашаев, а музыкальным стал Андрей Макаревич. В этот же год коллектив ждал грандиозный успех. На первом в Советском Союзе официальном рок-фестивале в Тбилиси «Машина времени» была удостоена главной премии, а фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила ее первый альбом «В добрый час». Среди прочих песен в Грузии прозвучала ставшая впоследствии культовой песня «Пока горит свеча».

Творчество вне рамок

Успех группы на фестивале в Грузии объяснялся не просто профессиональным мастерством исполнения композиций. По большому счету, это был первый случай, когда на советской эстраде выступали музыкальные коллективы, которые резко выделялись из большой безликой, но идеологически прилежной массы. Вот почему обескураженные таким феноменальным успехом устроители концерта позаботились о том, чтобы победители покинули фестиваль еще до его полного завершения. Партийное руководство тогда сделало выводы – это был первый и последний подобный фестиваль в СССР. Люди советской эпохи хорошо помнят, насколько всеобъемлющей была идеология, она охватывала все сферы жизни, а массовое искусство находилось под особо жестким контролем. К примеру, чтобы публика увидела новую программу, фильм или спектакль, они должны были получить одобрение и утверждение различных инстанций и худсоветов, которые зачастую абсолютно ничего не смыслили в искусстве и принимали во внимание только требования главной линии коммунистической партии. Естественно, в эту линию никакие рок-группы и уж тем более рок-фестивали не вписывались, поэтому организаторы этого недельного музыкального праздника были наказаны.

Однажды мир прогнется под нас

1980-е годы стали для «Машины времени» периодом триумфа. Москва и Ленинград (Санкт-Петербург) были в объятиях «машиномании». Ажиотаж на концертах можно было сравнить только с безумной популярностью The Beatles. Автобусам приходилось привозить музыкантов во Дворец спорта окольными путями, потому что здание атаковали тысячи поклонников. Восторженная толпа готова была задавить своих кумиров в объятиях.

А когда наконец-то была отменена идеологическая цензура, настало время подводить итоги двадцатилетнего пути «Машины времени». Фронтмен группы Андрей Макаревич опубликовал книгу «Все очень просто», на страницах которой откровенно рассказал о том, что пришлось вынести коллективу за это время.

Теперь у группы появилась возможность свободно выезжать на зарубежные гастроли, участвовать в фестивалях и радовать зрителей своими новыми композициями. Несмотря на все экономические тяготы 1990-х годов и общий упадок культуры, всегда оставалась на гребне популярности. За десять лет было выпущено 8 альбомов и песен, которые стали хитами вне времени и пространства, – «Костер», «Однажды мир прогнется под нас», «Она идет по жизни, смеясь», «Он был старше ее», «Мой друг», «За тех, кто в море», «Поворот», «Марионетки», «Синяя птица» и другие. Без участия группы Андрея Макаревича в те годы не обходился ни один значимый концерт и ни один фестиваль.

Все еще будет…

В новое тысячелетие вошла с новым клавишником – известным музыкантом Андреем Державиным. В истории группы начался очередной поиск свежих форм звучания, в частности, использование различных аудио-эффектов. Вместе с тем коллектив не прекращал гастролей и выпуск дисков.

В 2012 году бывший участник группы Максим Капитановский снял фильм «Таймашин», посвященный коллективу. Именно этим словом группу обозначали в советское время в черных списках идеологически ненадежных музыкальных коллективов. В этом же году группу покинул Евгений Маргулис, который на протяжении многих лет работал в «Машине времени». Музыкант решил полностью посвятить себя другому проекту. Вскоре его место в группе занял Игорь Хомич. Вот с такими изменениями команда «Машины времени» подошла к 45-летию в 2014 году, исполнив на юбилейном концерте свои нестареющие хиты.

ФАКТЫ

Появление в группе Сергея Кавагоэ (который был японцем по национальности) стало сильным толчком к развитию коллектива, ведь у него были две электрогитары, присланные родственниками из Японии. С их помощью музыканты извлекали звук, который ранее слышали только на фирменных пластинках.

Летом 2014 года Андрей Макаревич выступил в городе Святогорск Донецкой области перед детьми, которые были вынуждены оставить свои дома из-за вооруженного конфликта на Донбассе. Это событие вызвало шквал негодования в России, и концерты «Машины времени» в нескольких городах были отменены. В прессе появилась информация о расколе внутри коллектива в связи с позицией музыкантов относительно событий в Украине. Сами участники группы опровергли эти сообщения.

Обновлено: Февраль 25, 2017 автором: Елена

Группа "Машина времени" год создания – 1968 . (г.Москва)

Краткая биография :

Организованна была в одной из московских школ. Основатель всем известный Андрей Макаревич. Выступавший еще годом раньше в вокально - гитарном квартете «The Kids» на школьных вечерах.

Зачастую исполнялись песни на английском языке. (Из-за стремления походить на гр. « »).

В начальный состав «Машины времени » вошли:

вокал, гитара- А.Макаревич;
гитара – Александр Иванов;
бас-гитара – Павел Рубин;
фортепиано – Игорь Мазаев;
ударные – Юрий Борзов.

В связи с необходимостью повышения профессионального звучания были вскоре произведены изменения в коллективе: Рубина, Иванова и Мазаева заменили:
Александр Кутиков (вокал, бас) и Сергей Кавагоэ (клавишные). И чуть позже в 1970 году
Ю.Борзова сменил Максим Капитановский – барабанщик, (уже известный в Москве). Но через 2 года он уходит. И не найдя ему достойной замены, группа распадается.

Примерно год, судьба коллектива МВ была переплетена с группой «Лучшие годы».
Пережив смутное время, осенью 1973 года группа Машина Времени вновь дает о себе знать, выступая на танцплощадках и южных курортах страны непрерывно меняя состав.
В 1975 году группу покидает Кутиков.

К началу 1975 года состав МВ стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ - сел за барабаны и Евгений Маргулис (бас, вокал). Исполняли музыку разных направлений: блюз, кантри, рок-н-ролл.

В марте 1976 г. – коллектив МВ очень успешно выступает на Таллинских Днях популярной музыки и позже дают несколько концертов в Ленинграде, после которых стали мега- популярны.
Даже успели засветиться в фильме «Афоня», в котором прозвучал их хит «Ты или я» из альбома «Солнечный остров» . Состав МВ периодически обновлялся.

В 1978 году вышел их первый магнитоальбом «День рождения».

Летом 1979 г . Внутренние разногласия проводят в повторному распаду коллектива МВ. Но осенью этого же года Макаревич выходит на сцену с новым составом: вернувшийся А. Кутиков (бас, вокал); Петр Подгородецкий (клавишные,вокал); Валений Ефремов(ударные). И с новым репертуаром в марте 1980 года стали лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля Весенние ритмы. (Тбилиси- 80).

Группа получила признания многих людей, но весной 1982 году МВ снова обновляет свои ряды.(уже благодаря бесчисленным худсоветам)
Сам Макаревич снимается в малоизвестных фильмах (вместе с группой) . И в 1986 году, когда культурная политика страны изменилась МВ снова начинает набирать обороты и добиваться творческих успехов.
Самыми узнаваемыми песнями за все эти годы стали: "За тех, кто в море" , "Поворот", "Синяя птица", "Наш дом" , "Марионетки ".

В 90-е годы выпускаются 7 альбомов.
Наиболее известные хиты того времени и .
В 1993 году – МВ отмечает свое 25 - летие концертом на Красной площади.
В январе 1999 – группа проводит тур «XXX лет Машине времени».

В 2000 году – МВ гастролирует совместно с . И с того же года, она постоянный участник рок-фестиваля «Крылья».
В 2007 г. –МВ играют 2 бесплатных концерта, в Москве и в Питере. И в 2008 г. – беспллатный концерт в г.Рязань.


11 декабря в 2009 г. - группа отметила свое 40-летие в СК «Олимпийский» (Москва).

В 2010 – МВ участник двух крупных рок-фестивалей России: «Нашествие» и «Рок над Волгой»

Действующий состав коллектива "Машина времени ":