Значение средств музыкальной выразительности в музыкальном искусстве. Презентация на тему "средства музыкальной выразительности". Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощени
Слайд 2
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (СМВ) – ЭТО ТО, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО КОМПОЗИТОР СОЗДАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ВЫРАЖАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ
Слайд 3
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1. МЕЛОДИЯ
2. РИТМ
3. ТЕМП
4. ТЕМБР
5. ДИНАМИКА
6. ЛАД
7. РЕГИСТР
8. ЖАНР, ТИП
9. ШТРИХИ
10. ФОРМА
Слайд 4
Слайд 5
мелодия «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Со–лны –шко всхо – дит и не –бо свет – ле – ет, при –
ро – да про – сну – лась и у – тро при – шло.
Слайд 6
РИТМ – (от греческого «МЕРНОЕ ТЕЧЕНИЕ») ЧЕРЕДОВАНИЕ ДОЛГИХ И КОРОТКИХ ЗВУКОВ
Слайд 7
Музыкальных темпов, так же как и ритмов огромное количество.Есть медленные, средние и быстрые
- Медленные:adagio
- Средние:moderato
- Быстрые:allegro
ТЕМП – (от латинского «ВРЕМЯ») СКОРОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Слайд 8
Одно и тоже произведение, исполненное на разных инструментах, будет звучать по-разному.
Слайд 9
Узнай инструмент по тембру
Слайд 10
Для яркого исполнения музыкального произведения выделяют 2 основных вида динамики (f иp) и 2 вспомогательных (cresиdimin)
ДИНАМИКА
ДИНАМИКА – (от греческого «СИЛА») ГРОМКОСТЬ В МУЗЫКЕ
Слайд 11
- Динамические оттенки
- f (форте) - ГРОМКО
- р (пиано) - ТИХО
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ
Слайд 12
Динамические оттенки
- КРЕЩЕНДО (cres) - УСИЛЕНИЕ
- ДИМИНУЭНДО (dimin) - ОСЛАБЛЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДИНАМИКИ
Слайд 13
- ЛАД
- МАЖОР (dur) – СВЕТЛО, РАДОСТНО, ЯРКО
- МИНОР (moll) – ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО
- Слово «ЛАД» - славянское. Ладой древние славяне звали златокудрую богиню мира, красоты и любви.
РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ЛАДА:
Слайд 14
РЕГИСТР – ВЫСОКИЕ, СРЕДНИЕ ИЛИ НИЗКИЕ ЗВУКИ
Слайд 15
Слайд 16
ШТРИХИ – ПРИЁМЫ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ РАЗЛИЧАЮТ ДВА ОСНОВНЫХ ПРИЁМА ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ:
- ЛЕГАТО (legato) -СВЯЗНО
- СТАККАТО (staccato) - ОТРЫВИСТО
Слайд 17
Слайд 18
- ЛЕГАТО
- СТАККАТО
Слайд 19
ФОРМА – ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Слайд 20
Простейшие формы музыкальных произведений:
- I – ЧАСТНАЯ ФОРМА
- II – ЧАСТНАЯ ФОРМА
- III –ЧАСТНАЯ ФОРМА
- РОНДО
- ВАРИАЦИОННАЯ
Слайд 22
II – частная форма
Чаще всего данную форму называют «песенной», т.к. именно в этой схеме написано большинство песен (запев-припев).Части произведения ярко выражены и отличаются друг от друга.
Слайд 23
III – частная форма
Данная форма произведений чаще всего используется композиторами в больших музыкальных произведениях. В ней тоже 2 темы, но они образуют схему «слойки»
1 мелодия (А)
2 мелодия (В)
(А-В-А) или (А-В-С)
3 мелодия (С)
Слайд 24
Рондо– в переводе с итальянского языка «движениепо кругу».Эта форма музыки возникла очень давно и сначала использовалась в поэзии. Постепенно она стала употребляться и в музыке. В рондо основная мелодия может повторяться много раз, но между ее повторениями вставляются совершенно разные мелодии.
Основная мелодия (рефрен)
Дополнительные мелодии (эпизоды)
Слайд 25
Вариации
Вариации – изменение. Самая оригинальная и необычная форма музыки.В этой форме также всего 1 мелодия, которая постоянно изменяется.
Посмотреть все слайды
Совсем недавно, мы говорили о том, что такое музыка, об основной задаче этого вида искусства, и как следствие, логическим продолжением недавнего разговора напрашивается такой вопрос, раз уж музыкальное произведение должно раскрывать художественный замысел автора, то как это происходит. С самого начала обучения музыки, ее прослушивания и воспроизведения, мы сталкиваемся с разными выразительными средствам данного вида искусства, которые и помогают автору раскрыть идею своего произведения. И сегодня я хотел бы разобрать, что же относиться к этим самым выразительным средствам в общем, и на некоторых, остановиться в частности.
Вот краткий обзор основных музыкально выразительных средств
1.Мелодия
Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.
2.Темп
Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.
3.Ритм и Размер
Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.
4.Лад
Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.
5.Тембр
Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.
6.Регистр
Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.
7.Динамика.
И вот на динамике я бы хотел остановиться сегодня. Это на мой взгляд один из самых простых (теоретически) видов выразительных средств, но не смотря на это, роль его нельзя недооценивать, так как она очень важна. И порой исполнителю бывает очень сложно сыграть все динамически точно и верно, и это требует особого внимания в процессе изучения и работы над произведением. Что это такое? Музыкальная динамика?
Если говорить об этом просто, то Динамика — сила звука,а динамические оттенки (нюансы) — оттенки силы звука. Часто, открывая нотный текст, музыкант обращает внимание именно на ноты (знаки), а остальные нюансы нотного текста остаются не замеченными. И именно динамика остается забытой чаще всего. Все мы знаем, что не только в музыке, но и в жизни звук бывает тихий и громкий. Когда в процессе общения с человеком мы чем то не довольны, или раздражены, то мы можем повышать голос (повышать уровень громкости) тем самым показывая напряжение и внутреннее беспокойство, когда мы устали и нет почти сил то голос может стать более тихим показывая тем самым что силы на исходе. А что делать музыканту? Если автор задумал детскую колыбельную, но в нотном тексте кроме нот ничего не указанно, музыкант возьмете инструмент и будете извлекать звук, что есть сил, увеличит темп произведения? Очевидно, что авторский замысел колыбельной будет не правильно истолкован. Чтобы этого не случилось, в музыке присутствует ряд обозначений: знаков и символов, которые конкретно указывают музыканту как именно надо сыграть данное произведение.
Динамические оттенки:
рр - пианиссимо - предельно тихое исполнение.
р - пиано - тихо.
mp - меццо-пиано - умеренно тихо.
mf - меццо-форте - умеренно громко.
f - форте - громко.
ff - фортиссимо - предельно громко.
Ни одно музыкальное произведение нельзя исполнить на одинаковом уровне громкости, поэтому в одном произведении можно увидеть полный спектр динамических оттенков, например вступление играется пианиссимо чтобы разогреть слушателя, но к концу, в кульминации, произведение исполняется на фортиссимо, предельно громко чтобы в полной мере передать накал, и эмоциональный посыл.
Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Ведь обращаясь к определенному программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех ее сторон - ритма, гармонии, фактуры и, конечно, динамики.
Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. К средствам музыкальной выразительности относятся темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т. д.
Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.
Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.
Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.
Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.
Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.
Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения. Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.
Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер -спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании образа; бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности.
Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.
На музыкальных занятиях в детском саду мы говорим ребятам: музыка – «живая», в ней «бьётся сердце». Музыка умеет говорить, у неё своя, особенная речь, которую надо учиться понимать. Как всё живое, музыка рождается из маленькой клеточки, зёрнышка, затем прорастает, развивается, приобретает определённую форму… А раз музыка живая, к ней надо относится, как к другу: уметь её услышать, почувствовать, пережить, иначе она ничего не раскроет тебе. Способность понимать художественное произведение – не привилегия для избранных, особо одарённых. Её можно развить.
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.
Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно - перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).
В информационном отношении образ представляет собой необычно емкую форму репрезентации окружающей действительности.
Активное восприятие музыкального образа предполагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании ребёнка в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений - тем богаче и полнее круг образов, создаваемых ребёнком при помощи пластики и жеста, тем активнее он будет участвовать в выполнении творческих заданий, импровизировать и придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
10. Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы).
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания
Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное - к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.
Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка - это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения. На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные -дисциплинированными.
В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.
В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер; музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).
Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:
♦ обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;
♦ развивают познавательные способности;
♦ воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
способствуют физическому совершенствованию организма.
Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.
Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:
♦ характеру музыки;
♦ средствам музыкальной выразительности;
♦ форме музыкального произведения.
Рассмотрим это более подробно.
Музыка, как известно, передает самые различные оттенки настроения. Например, в следующих трех произведениях для ходьбы - «Праздничном марше» Н. Леви, «Этюде» Т. Ломовой и «Марше»С. Прокофьева - музыка бодрого, спокойного и торжественного характера. Естественно, что в этих трех случаях дети будут ходить по-разному. Под первый марш они будут идти бодрым шагом, под музыку Т. Ломовой - спокойным, неторопливым, а под «Марш» С. Прокофьева дети пойдут торжественно. Следовательно, движение, в данном случае ходьба, соответствует характеру музыки.
Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения, метроритм- организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей, динамика - сила (громкость) звучания.
В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой. Например, в «Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить ногу вперед на носок, на акценты дети грозят то правой, то левой рукой.
Уже к шести годам они не только ощущают метрические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения. Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.
Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музыкального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная мелодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают. Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения. Старших детей знакомят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей менее контрастного характера. Чем точнее, детальнее они различают характер музыки, средства музыкальной выразительности, формы музыкальных произведений, тем свободнее, выразительнее выполняют движения.
Дошкольный - это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.
В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движения, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.
На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированны, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реагировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять простейшие движения.
На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки.У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).
В пяти-шестилетнем возрасте дети могут выразительно и ритмично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность.
Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмический рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмического бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).
Следовательно, в процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задач музыкального воспитания так и следующие специальные задачи
Развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
Обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
Обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
Развитие художественно-творческих способностей.
Двигательной основой музыкально-ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:
♦ основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;
♦ гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);
♦ имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.
Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой активности.
Главная > ДокументСРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности . Всего их 10:
- регистр 6. метр
тембр 7. лад
темп 8. гармония
динамика 9. фактура
ритм 10. мелодия
Регистр | Женские голоса | Мужские голоса |
Meццо-сопрано | ||
- м
ужской
(плотный, яркий тембр), женский
(теплый, прозрачный тембр), смешанный
(полнозвучный, богатый, яркий тембр), детский
хор (светлый, легкий тембр).
Стунные инструменты | Деревянные духовые инструменты | Meдные духовые инструменты | Ударные инструменты |
Скрипка | Флейта | Валторна | Литавры |
Альт | Гобой | Tруба | Барабан |
Виолончель | Kларнет | Tромбон | Kсилофон |
Контрабас | Фагот | Tуба | Колокольчики и др. |
1. | М е д л е н н ы е темпы | Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль. |
2. | У м е р е н н ы е темпы | Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью. |
3. | Б ы с т р ы е темпы | Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор. |
М е д л е н н ы е темпы | У м е р е н н ы е темпы | Б ы с т р ы е темпы |
Largo - широко | Andantino - немного быстрее, чем Andanto | Allegro - быстро |
Lento - протяжно | Vivo - живо |
|
Adagio - медленно | Moderato - умеренно | Vivace - живо |
Grave - тяжело | Presto - очень быстро |
|
Andante - довольно медленно, спокойно | Allegretto - немного медленнее, чем Allegro | Prestissimo - в высшей степени быстро |
Постепенное з а м е д л е н и етемпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения) | Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности) |
Ritenuto - удерживая | Accelerando - ускоряя |
Ritardando - запаздывая | Animando - воодушевляясь |
Allargando - pасширяя | Stringendo - ускоряя, торопясь |
- Piu
- более meno
- менее non troppo
- не слишком molto assai
- очень, весьма subito
- внезапно,неожиданно poco
- немного poco a poco
- понемногу, мало-помалу
Основные обозначения динамических оттенков:
Piano pianissimo | ppp | предельно тихо |
Pianissimo | pp | очень тихо |
Piano | p | |
Mezzo piano | mp | не очень тихо |
Mecco forte | mf | не очень громко |
Forte | f | |
Fortissimo | ff | очень громко |
Forte fortissimo | fff | предельно громко |
- Crescendo
- cresc
. - усиливая
- Sforzando
- sforc., sfc., sf
.- внезапно усиливая
- Subito forte
- sub.f.
- внезапно громко
- Diminuendo
- dim
. - уменьшая, ослабляя звук
- Decrescendo
-decresc
. - ослабляя
- Smorzando
- smorc
. - замирая
- Morendo
- morendo
- замирая
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ. В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер. Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки. | Реже встречаются следующие ритмические фигуры: Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение. Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности. Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры. |
Строгий метр сильные и слабые доли такта чередуются равномерно | Свободный метр акценты распределяются неравномерно , в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты | |
Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/- ) напр., полька или марш. | Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/-- ), напр., вальс. | Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.Переменный метр - меняется на протяжении произведения. |
- Простые
– имеющие только одну
сильную долю (двухдольные, напр. 2
4
или трехдольные, напр. 3
4
или 3
8
). Сложные
- сочетание простых одинаковых
метров (только двухдольных, напр. 4
4
= 2 4 + 2 4 или только трехдольных, напр. 6
8
= 3 8 + 3 8). Смешанные
– сочетание метров разного
(двухдольного и трехдольного) типа (напр., 5
4
= 2 4 + 3 4 , или 3 4 + 2 4 , либо 7
4
= 2 4 + 2 4 + 3 4 и др.).
Хорей (/ -) | Ямб (- /) | Дактиль (/ - -) |
Бу- ря мгло- ю не- бо кро- ет. | В ле-су ро-ди -лась е -лоч-ка | Слы- шу ли го- лос твой звон- кий и лаc- ко-вый |
- Полька
- 2 4 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами. Вальс
- 3 4 , аккомпанемент с акцентом на первой доле. Марш
- 4 4 , пунктирный ритм.
Ямб: Хорей: Дактиль:
2. Какие типы метра и какой особый метрический прием использовал латышский композитор Ромуалд Калс o нс при обработке латышской народной песни «А r meitām dancot gāju » ?..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
Р . Калсонс . Обработка лат. нар. песни “Ar meitām dancot g ā ju”
3. Раздели следующие нотные примеры на такты в размере 2 4 и 3 4 , затем сыграй или спой:
4. Дополни текст!
Колыбельные песни обычно исполняются в.................................. темпе и........................................ динамике, а марши - в.............................................. темпе и.............................................. динамике. Исключение составляют траурные марши , темп которых всегда............................................, а динамика -............................... .
5. Какие слова по-русски произносятся с данными окончаниями:
..............………….джo, ...........................
чe,
.......................
шендо
?
- Подумай:
трихорд - лад, состоящий из трех звуков.
тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.
пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.
семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).
Лады без полутонов | Семиступенные лады | Лады с двумя и более полутонами подряд |
Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции. Пе н татоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма» , т.к. он часто встречается в восточной музыке).Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора» . | Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски. Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски. Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия): -параллельные (напр. Дo мажор – ля минор) - одноименные (напр. Соль мажор - соль минор) лады. Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями -миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский ) | Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века). |
Идейное эмоциональное содержание музыкального произведения композитора передаётся с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, темпа, ритма, гармонии. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, которыми пользуется балетмейстер.
Главная задача – единства образа слышимого и видимого.
Мелодия (от греческого пение, напев) – это одноголосное выражение музыкальной мысли, это основа музыки и в ней в первую очередь выражается замысел композитора. Она представляет собой одноголосную последовательность музыкальных звуков, находящихся в определённом соотношении по высоте и имеющих определённый темп и ритм.
Мелодия сама самостоятельна в отличие от других выразительных средств, способна воплощать определённые мысли и эмоции, передавать настроение. Мелодия всегда несёт в себе художественный образ. У мелодии есть свои законы, основной из них волнообразность, мелодическая линия имеет изгибы нарастания и спада. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте называется мелодическим рисунком.
Важные виды мелодического рисунка
1. Восходящее движение в мелодии, т.е. переход к более высоким звукам.
2. Нисходящее движение в мелодии, т.е. переход к более низким звукам.
3. Волнообразное движение мелодии, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.
Всякая мелодия существует во времени, она длится с временной природой музыки и тесно с ней связана. Одно из самых заметных её выразительных средств ТЕМП.
Темп – это скорость исполнения музыки. Темп обозначается в начале произведения.
Основная терминология:
Adagio – медленно
Andante – умеренно
Allegro – быстро
Для большей выразительности музыкального произведения применяется постепенно ускорение или замедление темпа.
Ashelerando – ускорение
Ritardando – замедление
Темп во многом определяет облик настроения музыки. Медленный темп выражает состояние покоя, неподвижности, созерцания. Средний темп достаточно нейтрален и встречается в музыке в разных настроениях. Быстрый темп встречается при передаче непрерывной устремлённости движений, может выражать чувство кипучей энергии, радости, светлого праздничного настроения. А может выражать драматизм.
Произвольно изменять скорость музыки произведения нельзя.
Откуда берётся ощущение темпа в мелодии?
Для ощущения темпа важны не все звуки, а лишь некоторые, более сильные и более тяжелые. Обычно в мелодии периодически на отдельных звуках возникают акценты, а между ними следующие звуки, более слабые.
Ощущение темпа зависит от того какое время проходит между ними соседними акцентированными звуками, т.е. какое время занимает такт в музыке. Темп музыкального произведения измеряется числом тактов в единицу времени (например, в минуту). Венский вальс – 60 тактов в минуту.
Организованность в музыке основана на определённом чередовании акцентов, ударных долей, это метроритмическая организация музыки (метр - мера) – это чередование сильных и слабых долей в такте, равномерное. Цифровое обозначение метра называется размером и ставится в начале нотной записи. Верхняя цифра (или первая) показывает количество долей в такте, нижняя или вторая какой длительности выражена доля в данном размере. Размеры бывают двухдольные (чётные) чередование одной доли ударной и одной неударной; трёхдольный (нечётный) чередование одной ударной доли и двух неударных долей. А также из сочетаний простых размеров образуются сложные размеры, например, четырёх дольные (сильная доля, слабая, относительно сильная и слабая).
Звук, на который приходится ударение (ударная доля) вместе споследующими ударами, безударными образуют такт – это отрезок времени от одной сильной доли до другой. В нотах такты определяются друг от друга вертикальными линиями.
Ритм – одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различной длительности, т.е. соотношение долгих и кратких звуков.
Относительно друг от друга размеров не так много 2\4; 3\4; 4\4; 6\8.
А соотношение музыкальных длительностей бесчисленное множество, звуки записываются знаками (т.е. нотами, которые имеют разную длительность в звучании). Для обозначения длительности звуков к кружочкам добавляют палочки, штили, хвосты.
Целая нота «1и2и3и4и »
Половинная «1и2и »
Четвертная «1и »
Восьмая «и »
Шестнадцатая на «и » - два удара
Чередование звуков различных длительностей образуют ритмический рисунок мелодии. Он уже сам по себе может охарактеризовать некоторые жанры музыки.
Динамические оттенки – это изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения.
Динамические оттенки очень важны для передачи образов в музыке (например, колыбельная исполняется тихо, содержание такой музыки противоречит громкому звучанию, а тихое звучание противоречит праздничному маршу).
Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком, соответственно этому восходящее движение мелодии сопровождается усилением звучания, а нисходящее ослаблениям. В зависимости от динамичности оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными, резко акцентированными или слитными или плавными.
К динамическим оттенкам музыки относится:
1. изменение силы звучания
2. постепенное замедление или ускорение темпа
3. плавное или прерывистое звучание мелодии
Перечисленные оттенки обозначаются итальянским термином:
Forte – громко
Piano – тихо
Crescendo – усиление
Diminuendo – ослабление
Ещё существуют такие понятия: «Мажор» музыка торжественная, праздничная, радостная, весёлая либо спокойная. «Минор» музыка драматическая, печальная.
Музыка и танец
1.Музыка имеет метрическую организацию, это даёт возможность так же организовать хореографическое произведение в определённые хореографические отрезки.
2.Музыка несёт образность, которую мы можем раскрыть средствами хореографии.
3.Музыкальное произведение имеет свою драматургию. Хореография следует за музыкальной драматургией и ориентируется на неё.
4.Музыка определяет жанр хореографического произведения его язык, форму.
На метроритмической организации музыки, основывается национальный колорит (своеобразие чего либо).
Темп в хореографическом произведении подчиняется темпу музыки, но может и не совпадать. Нужно добиваться образа видимого и слышанного замысла композиторского и балетмейстерского, сочетания слов и действия.
Взаимосвязь музыки и танца.
1.Танец около музыки – это когда музыка имеет своё содержание, а хореография своё. Неверное использование музыкального материала.
2.Танец на музыку. Музыка проста по драматургии, а хореография имеет качественность. Хореография выше музыки.
3.Танец под музыку. Музыка содержательна, а хореография бедна. Музыка выше хореографии.
4.Танец в музыку – это когда содержание и качество музыки совпадает с содержанием и качеством хореографии. К этому нежно стремиться.