Художественный мир Ф.Г. Лорки. Обзор публикаций газет и журналов

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814 – 1840)

Мать Лермонтова, Мария Михайловна, урожденная Арсентьева, происходила из рода Столыпиных. Умерла в возрасте 21 года (1817). Отец Лермонтова, Юрий Петрович, капитан в отставке, происходил из рода обедневших дворян. После смерти жены, рассорившись с тещей, оставляет ей сына и уезжает. Бабушка Лермонтова, Е.А.Арсеньева, после смерти дочери вырастила внука.

Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта. Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного конфликта отразились позднее в драмах Menschen und Leidenschaften ("Люди и страсти", 1830), "Странный человек" (1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном основоположнике его рода шотландском поэте Томасе Лермонте.

Детство будущего поэта прошло в имении его бабушки – селе Тарханы Пензенской губернии. Там он получил превосходное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке). Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов изучал европейскую культуру и литературу.

С 1818 по 1825 год Е.А.Арсеньева привозит болезненного внука на Кавказ для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок отразились в раннем творчестве «Кавказ» (1830), «Синие горы Кавказа, приветствую вас» (1832). Здесь он встретил девочку лет девяти, и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящает ему стихотворение «К Гению». Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями Кавказа.

В 1828 – 1830 годы учится в Московском благородном пансионе (при Московском университете). В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько «байронических поэм» таких, как «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник». Тогда же задумывает поэму «Демон» ,над которой будет работать почти всю жизнь. Некоторые стихи впервые выходят в альманахе воспитанников пансиона «Цефей».

В этот же период, будучи воспитанником Благородного пансиона, Лермонтов знакомится с семейством Лопухиных. С Алексеем Лопухиным позже будет дружить, а Варвара Лопухина вскоре станет главной музой поэта.

В 1830г становится студентом Московского университета нравственно-политического факультета. Именно здесь Лермонтов усвоил историю протекших веков и все лучшие поэтические, прозаические, драматургические, музыкальные и художественные произведения, созданные отечественной и европейской культурой.



Вершинным этапом юношеского творчества Лермонтова является период 1830-31 годов. За эти два года он интенсивно перерабатывает все жанры стихов: элегию, романс, песню, послание.

В 1832 году покидает университет из-за разногласий с профессорами и поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В рукописном журнале юнкеров «Школьная заря» публикуются стихотворения «Уланша», «Петергофский праздник» и др. В этот же период Лермонтов работает над прозаическим романом «Вадим», который так и остался не завершён.

По окончании учёбы юнкер Лермонтов произведен в корнеты Гусарского полка в Царском Селе. Много времени проводит в Петербурге, легко входит в высшее общество. Однако отношение к нему у поэта двоякое. В 1835 пишет «Маскарад», по выражению самого автора, «Комедия, вроде «Горя от ума», резкая критика на современные нравы». Начинает работу над романом «Княгиня Лиговская», в котором впервые появляется имя Печорина.

К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса. Многочисленные стихотворения, среди которых признанные в будущем шедеврами "Ангел"1831, "Парус" 1831, "Русалка" 1832, "Умирающий гладиатор" 1836, поэма "Боярин Орша" 1835-36 , в печать не отданы. Романы не закончены, "Маскарад" не пропущен цензурой. Опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма "Хаджи Абрек" (1834) резонанса не вызвала.

Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1937) , откликом на последнюю дуэль Пушкина. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I, и Лермонтов был арестован. Но даже находясь под арестом, пишет стихотворения «Узник», «Молитва», «Желанье».



Благодаря заступничеству пушкинских друзей и светским связям бабушки наказание было максимально смягчено, и поэт отправился в том же чине на Кавказ в Нижегородский драгунский полк.

По дороге он задержался в Москве, которая как раз готовилась к празднованию 25-летия Бородинского сражения. Так появилось стихотворение «Бородино».

На Кавказе Лермонтов познакомился со ссыльными декабристами, подружился с А.Одоевским. Изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве, в том числе и в романе «Герой нашего времени»(1838). Тогда же работает над поэмами «Демон» и «Мцыри».

В январе 1838 года ссылка подходит к концу и Лермонтов приезжает в Петербург, где поступает в Гродненский полк. Тут появляется новое произведение«Песня про царя Ивана Васильевича». К началу 1839 года сближается с редакцией «Отечественных записок» и постепенно входит в среду петербургских литераторов. Устанавливает связи с Карамзиными, П.А.Вяземским, В.А.Жуковским.

В марте 1840 года за дуэль с сыном французского посла был по приказу Николая I переведён в армейский полк, воевавший в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии. Там Лермонтов участвует в боевых действиях, «исполняя возложенное на него поручение с мужеством и хладнокровием» (сражение на реке Валерик, описанное в стихотворении «Я к Вам пишу случайно, право…» ).

Получив двухмесячный отпуск в феврале 1841 года, приезжает в Петербург, надеясь задержаться на некоторое время, но в этом власть отказывает ему, как и в боевых наградах. Лермонтову предписано покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе. Прибыв в Пятигорск, получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами. Там он пишет свои последние стихи: «Спор», «Сон», «Утёс», «Тамара», «Листок», «Свиданье», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу».

На одном из вечеров, где собиралась молодёжь, Лермонтов оскорбил нехорошей шуткой своего друга Мартынова, из-за чего произошла трагическая дуэль.

15 июля 1841 года был убит М.Ю.Лермонтов. «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», - пишет об этом Белинский.

5 ноября 2015

Популярность в шоу-бизнесе - явление переменчивое. Сегодня тебя знает вся страна, а завтра вдруг перестают узнавать на улице и брать автографы. Однако некоторым артистам удается оставаться на сцене не один десяток лет. К их числу относится и Андрей Князев - известный музыкант и поэт.

Общие биографические сведения

Андрей родился 6 февраля 1973 года в благополучной семье. Родители не только уделяли воспитанию сына достаточно времени и внимания, но и стремились развивать его таланты и с самого раннего детства считали мальчика одаренным. Андрей Князев всегда хорошо рисовал, зачастую сам придумывал какие-то необычные фантастические сюжеты. Его родители верили, что их сын когда-то обязательно станет известным художником. Однако судьба распорядилась иначе. Уже после окончания 8-го класса общеобразовательной школы Андрей поступает в реставрационное училище и именно там знакомится с Михаилом Горшеневым.

«Король и Шут»

Всероссийскую известность Андрей Князев, он же известен под прозвищем Князь, получил благодаря работе в культовой музыкальной группе «Король и Шут». Собрать свою музыкальную группу и играть нечто неформальное Михаил Горшенев пытался и до той судьбоносной встречи с талантливым одногруппником. Но в полной мере эта мечта осуществилась именно в соавторстве с Князем. Все просто - Горшок (Горшенев) писал музыку, а Андрей - стихи. Сочетание агрессивного панк-рока и оригинальных страшных «сказок-легенд» в текстах - это фирменный стиль коллектива. Датой основания группы «Король и Шут» считается 1988 год. За всю историю менялись музыканты, случались скандалы и кратковременные размолвки двух лидеров, но, несмотря на все эти мелочи, Князь и Горшок продолжали радовать поклонников новыми альбомами и концертами.

Новая группа Андрея Князева

С самого начала совместной работы между Князем и Горшком были некоторые разногласия. Андрей считает себя романтиком, и всегда склонялся к созданию более лиричных текстов с достаточно мелодичным музыкальным сопровождением. В то время как Михаил, напротив, любил агрессивные и жесткие мелодии и соответствующие тексты. Еще во время работы в группе «Король и Шут» Андрей Князев успевает записывать сольные композиции и даже издает свой авторский альбом. Однако не отвлекается и от основного проекта. Но в 2011 году Князь официально объявляет о своем уходе из «Короля и Шута» и создает новый проект под названием «Князь» с оригинальным написанием - в конце двойная английская буква Z вместо правильного «зь». Этот коллектив существует и сегодня, записываются новые композиции и альбомы, регулярно проводятся концерты.

Легендарный «Король и Шут» просуществовал некоторое время и без Андрея, окончательно группа прекратила свое существование в 2014 году в связи со смертью ее лидера - Михаила Горшенева. Что примечательно, Князь, пришедший в музыку как поэт и автор текстов, достаточно быстро научился играть на гитаре и петь. Сегодня он не только пишет стихи для своих песен, но и музыку, а также является лидером и вокалистом своей группы.

Личная жизнь и интересные факты

Несмотря на яркий сценический образ панка и анархиста, Андрей Князев, песни которого наизусть знает вся страна, в жизни является человеком спокойным, скромным и несколько замкнутым. Он привык к своей популярности, но до сих пор не любит, когда его узнают на улице и начинают приставать с вопросами. Впрочем, к поклонникам Князь относится благосклонно, никогда не отказывает в просьбах дать автограф.

Сегодня Андрей женат второй раз, его супруга - Агата Нигровская. У супругов подрастает совместная дочь Алиса, рожденная 12 октября 2010 года. Есть у Князева и еще один ребенок от первого брака с Аленой Исаевой, тоже девочка - Диана (родилась 12 декабря 2005 года). Близкие люди характеризуют Князя как человека мягкого, доброго, справедливого и очень отзывчивого.

Помимо основного музыкального творчества, Андрей не забывает и о своем художественном таланте. Еще в составе группы «Король и Шут» он лично занимался оформлением обложек музыкальных альбомов. Впрочем, стихи для Князя всегда были намного важнее, и что самое интересное - долгое время главным критиком была его мама. Именно ей в первую очередь он показывал свои новые произведения и ждал конструктивной критики.

Андрей Князев - музыкант культовый, его талант просто впечатляет, так же как и способность оставаться невероятно популярным в течение длительного срока.

Источник: fb.ru

Актуально

учителя русского языка и литературы

Алабушева И.В.,Фалькова С.С.

Литературная гостиная:

«Когда поет душа. Поэт, Художник. Музыкант»

Подготовка к празднику:

Оформление выставки картин Садовского Н.Н., оформление выставки поэтических сборников Садовского Н.Н

Надпись: Когда поёт душа.
Три страницы:

1. О Боже, дай душе не зачерстветь!
2. Что же есть красота?...
3. У русских песен крылья лебединые, до глубины открытая душа.

Стихотворение «Здравствуй, любимая, здравствуй!»

Здравствуй, любимая, здравствуй!

Вот я, пришел доложить…

Хочешь? Бери меня, властвуй!

Мне без тебя не прожить!

Хочешь? А впрочем, к чему я?

Словом не выплеснуть страсть.

Мне б за твоим поцелуем

В пропасть опять не упасть…

Ведущий:
Это к нам, юным, обращена неостывающая душа мастера…
(Видеоинтервью с Садовским Н.Н.)

Мы так нуждаемся сегодня в нужном слове, таком возвышенном, добром, участливом, чтобы не потерять себя в этом жестоком мире…
Не потерять себя, своё человеческое лицо, чтобы не застудить свою душу…
Наш сегодняшний разговор – это своеобразный поклон достойному, талантливому человеку земли Калачеевской.

В 2010 году Николаю Никитовичу Садовскому исполнилось шестьдесят три года. Это достаточно большой жизненный путь. Что удалось сделать, что ещё задумано, что надо обязательно осуществить? Ответить на эти вопросы нам помогли личные беседы, архив Н. Садовского, поэтические сборники, картины, газетные статьи, а также многие другие документы.

Заслуженный работник культуры РФ Николай Садовский – личность творческая. Он сочиняет стихи, музыку, песни (их более 300), на его литературном счету поэтические сборники «То, что зовут горизонтом», «Святая простота». Он многие годы руководил ансамблем «Родники России», лауреат областных конкурсов композиторов и поэтов, лауреат международного фестиваля – конкурса авторской духовной песни памяти святителя Митрофания Воронежского – «Ковчег». На досуге он пишет пейзажи родного края,натюрморты, портреты. Неоднократно принимал участие в республиканской выставке в Москве «Славные сыны Отечества». Портрет маршала Г.К. Жукова выставлялся в экспозиции на Поклонной горе, а портрет Патриарха Всея Руси Алексия II – в выставочном зале Народной галереи. Занесен как поэт и художник в Воронежскую историко – культурную энциклопедию в 2006 году. О поэзии он говорит: « Поэзия – не профессия, а состояние души».

Мой труд Дон Кихоту сродни…

В карманах пустых шарит ветер,

А сколько на сердце отметин,-

Лишь знают дороги одни.

Я сам творец судьбы и счастья,

Несу от первого причастья

Свой крест на согбенной спине.

Он дан мне свыше для того,

Чтоб путь не застил сумрак ночи,

Чтоб оболгать иль опорочить

Не смог я в жизни никого.

Стихотворение «Ангел мой, хранитель мой»

Ангел мой, хранитель мой,

Прости меня, побудь со мной,

Мой ум и сердце освяти,

Не оставляй меня в пути.

Во дни, во сне и наяву

Храни меня пока живу

От зла, напастей и страстей,

От черной зависти людей

И помоги держать язык,

Чтоб осуждать, грешить отвык,

И научи без лишних слов

Прощать обиды от врагов,

За них молиться и терпеть,

Чтоб веру крепкую иметь.

Трудно говорить о такой безмерности как поэт. С чего начать и чем закончить?
Никому не дано сказать о поэте больше, чем говорит он сам о себе в своих стихотворениях.
«Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь,» – сказала знаменитая Марина Цветаева.
Как и жизнь любого человека, жизнь Николая Никитовича, нашего земляка, нашего современника, наполнена самыми разными событиями, крупными и мелкими, счастливыми и не очень.

Николай Никитович родился в 1947 году в Таджикистане. Детство и юность прошли в с. Солонка Нехаевского района Волгоградской области. Его род был очень талантлив, все предки – песенники, гармонисты. Дед обладал прекрасным профессиональным голосом, отец был отменным гармонистом, сам делал гармошки, баяны и играл практически на всех инструментах. Песня и музыка были с Николаем с детства. Он мог часами сидеть и слушать отца, как тот играет на баяне. В свои неполные семь лет Николай неплохо играл на отцовском музыкальном инструменте. Эту детскую любовь к музыке, баяну он пронес и сохранил до сих пор.

Стихотворение «Детство»

Бывает час,

когда в уединенье

Припомнится, как давний,

сладкий сон,

Мое село, прадедушки «именье»,

Открытое ветрам со всех сторон.

И память мотыльком

туда стремится,

Стучится в материнское

И помнится, и помнится,

как снится,

И видится,

и видится – одно:

Отец по вечерам,

согласно моде,

Брал старенький баян

и извлекал

Из тайника души набор

И кто-нибудь из женщин

танцевал.

Ведь приходили к нам

на посиделки

Соседки удалые

в тесный круг,

И вышивали всякие

Под песни жизнерадостных

Дымила лампа, помню,

и мигала,

Заклеен был газетою

А за окном таинственно

Слепая ночь – с ней

месяц-поводырь.

Трещала в печке

рыжая солома,

На крыше выла вьюга

без конца,

И слышал я, как гулко

и надломно

Стучало сердце

сонного отца.

В 1983 году он переехал в Калач Воронежской области, который стал на долгие годы родным домом.

Стихотворение

«Калач! Ты – капелька России!»

В степи стоишь под небом синим,

Хлебами спелыми пропах,

С утра до вечера в делах.

А звездной ночью соловьи

Поют о вечности любви…

И жизнь прекрасна, многолика,

Цветет в картошке повилика,

В садах тенистых зреют вишни,

И, как всегда, есть третий лишний

Среди влюбленных молодых

И шумных свадеб озорных.

Да мало ль что еще творится

В уютном нашем городке:

Бледнеют лилии в реке,

По улицам поток стремится

Машин шикарных чередой,

Храм Вознесенский предо мной –

Посланник старины седой,

Ковчегом дивным выплывает

В житейском море и спасает

Всех, кто готов себя спасти

В делах на праведном пути.

Так и луна плывет, как пава,

А Млечный путь, как переправа

У вечности без берегов,

Для будней, праздников готов.

Калач, - ты капелька России,

Сияй, цвети под небом синим!

Вышедший из глубин народных, сильный духом, он обладает редким даром видения красоты родного края, любви и преданности всему русскому. Его добрые стихи берут за душу. Труд поэта воплотился в вышедших сборниках стихов «То, что зовут горизонтом», «Святая простота». Н.Садовский – победитель областного поэтического конкурса «Услышь меня, моя деревня».

По инициативе и поддержке Николая Никитовича вот уже пять лет при Центральной библиотеке работает музыкально – поэтический клуб «Орфей», объединивший представителей разных профессий и поколений.

Не ведет счет добрым делам своим Н. Н. Садовский, он просто совершает их по зову души. Как человек творческий талантливый, он вошел в Воронежскую историко-культурную энциклопедию.

Конечно, своё счастье Николай Никитович видит не только в работе, но и в своей семье, в жене, которая является его верным помощником и другом.

легче птичьего крыла?

Когда усталых плеч

они коснутся,

проще кажутся дела

И хочется

от счастья улыбнуться,

светлой нежности полны?

Как не хватает их

в часы разлуки,

Они подобны

шепоту волны,

Любимых женщин

трепетные руки.

Один человек. Одна судьба.
Всё вместил в себя этот замечательный человек, заглянул в каждый потаённый уголок Души, заставил задуматься и загрустить, и сострадать, и откликнуться желанием разобраться в себе, проверить себя на ценность человеческую, заставил взглянуть на мир добрыми глазами

Там, где любовь, там всегда взлёт чувств, благородство, там добро, желание стать лучше…
Только бы не оскудела душа…

Стихотворение «О чем болит моя душа?»

О чем болит моя душа?

О том, что время быстротечно,

О том, что праздно и беспечно

Его с друзьями тратил я.

О чем болит моя душа?

О том, что гибнет мой народ

В пучине пьянства и разврата,

Что брат обманывает брата,

За дозу маму продает.

О чем болит душа моя?

О том, что груди юных дев

Смолой табачной пропитались.

На крышу дома тихий аист

Слезу уронит, пролетев.

В каждом из нас заложена способность воспринимать прекрасное.
Но не каждому дан божественный дар - вглядываясь в малое- увидеть великое.

Стихотворение «Упала дождинка, неба слезинка…»

Упала дождинка, неба слезинка

На лист молодой: он задрожал,

А ветер шальной трепет поймал

И – прочь побежал…

– Несчастье случилось,

– Несчастье случилось!

– Дождинка упала,

дождинка разбилась!

Трава колыхнулась,

К земле наклонилась:

– Дождинка упала,

– Дождинка разбилась…

Земля прошептала:

– Беды не случилось.–

– Просто дождинка

ко мне возвратилась.
Ведущий:

Еще одно из увлечений Николая Никитовича – живопись. Автор работает в разных направлениях: портрет, пейзаж, натюрморт. Его изобразительный язык ясен, выразителен, поражает глубиной и достоверностью.

Стихотворение «Святая Русь, себя храни…»

Святая Русь, храни,

Крепи устои Православья!

С тобой продлятся наши дни

Во время смуты и бесправья.

Надеждой взоры окрылив,

Мы с верой смотрим в день грядущий.

Любви и радости прилив

В себе пусть чувствует всяк сущий.

Стихотворение «Распустилась сирень молодая…»

Распустилась сирень молодая,

Как сердечки, листочки на ней.

Вся природа как будто святая,

В ней на троне, как царь, соловей.

Поутру тают длинные тени,

Незаметно плывут на восток…

Тихий свет, словно ласковый гений,

Пробуждает дремавший листок.

Вновь свершилось вселенское чудо,

Исчезают ночные следы…

Новый день прирастает минутой,

Обретая земные черты.

Все земное – оно неземное,

Потому что, касаясь небес,

Дышит сад ароматом весною,

Дышит светом таинственный лес.

Картины Николая Никитовича неоднократно выставлялись на районных, областных и всероссийских выставках. Он стал инициатором создания Калачеевского союза художников и ремесленников.

Звучит музыка

Ты откуда русская зародилась музыка?

Может, в чистом поле?

Может, в небе чистом?

В радости иль в боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда боль в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

В 1983 году, когда Николай Никитович переехал в Калач, вышла статья под названием «Возродился хор»:

«За последний год работа в клубе сахарного завода

заметно оживилась. Сюда пришел опытный специалист – художественный руководитель Николай Садовский.

Вновь возродился хор…

Следует сказать также, что Николай Садовский и сам сочиняет музыку. Одна из его песен была отмечена на смотре народного творчества в Воронеже и представлена на смотре в Москве.

(Звучит песенное попурри)

Особой гордостью для поэта и композитора Н. Садовского является то, что его песни вошли в репертуар профессиональных коллективов - Павловского народного хора им. Мордасовой, государственного академического Воронежского русского народного хора, заслуженной артистки России Е. Молодцовой…

Попросим Н.Н. исполнить для нас самую любимую песню.

(Исполнение песни)

Дорогие друзья! Если после сегодняшней встречи ваши сердца преисполнились чувством гордости за нашу малую Родину, наш родной Калачеевский край, за талантливых людей, живущих на Калачеевской земле,

– значит встреча эта не прошла бесследно…
Низкий поклон всем тем, кто не оставил наши сердца равнодушными.
А всем нам, поэтам и читателям,
художникам и зрителям,
музыкантам и слушателям,
людям талантливым и не очень, хочется пожелать, чтобы душа наша пела всё чаще. И да не оскудеет земля талантами!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

АНДИЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Ф.Г. ЛОРКИ

Выполнила:

Ахмаджанова Назокат

Введение

2. Творчество писателя

Заключение

Использованная литература

Введение

Федерико Гарсиа Лорка испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график. Центральная фигура «поколения 27 года», один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века. Убит в начале Гражданской войны в Испании.

Сегодня поэзия и драматургия Лорки пользуются всенародным признанием не только у него на родине, и не только в странах испанского языка, но и во всём мире. «Если в глазах современников Гарсиа Лорка был лишь одним из блестящей плеяды испанских поэтов 20-30-х годов, то ныне творчество его заняло место в ряду наивысших достижений художественной культуры XX века», - весьма справедливо заметил Л. Осповат в своей вступительной статье к одному из сборников произведений Лорки.

Лорка известен и любим многими. Переводами его стихов занималось и занимается не одно поколение переводчиков: М. Цветаева, В. Андреев, А. Гелескул, О. Савич, В. Парнах, М. Самаев, А. Якобсон, В. Капустина, Г. Шмакова и многие-многие другие. Национальную, а в послеледствии и мировую славу Лорке принесли, прежде всего, его поэтические циклы «Cante Jondo» и «Romancero gitano», проникнутые андалузским фольклором, они являются настоящими шедеврами лирики. Основные поэтические сборники поэта: «Libro de poemas» (1921), «Canciones» (1927), «Romancero Gitano» (1928), «Poema del cante jondo» (1931), «Poeta en Nueva York» (1929-1930).

1. Биография Федерико Гарсиа Лорки

В школе впечатлительный мальчик учился не слишком успешно. В 1909 г. семья переехала в Гранаду. В 1910-х Федерико активно участвовал в жизни местного художественного сообщества.

В 1914 году Лорка начал изучать право, философию и литературу в университете Гранады. Гарсиа Лорка много путешествует по стране.

В 1918 г. у Лорки выходит первый поэтический сборник, Impresiones y paisajes («Впечатления и пейзажи»), принесший ему если не коммерческий успех, то хотя бы известность.

В 1919 г. Гарсиа Лорка приезжает в Мадрид. В столичном университете он знакомится с Сальвадором Дали и Луисом Буньюэлем, а также с Грегорио Мартинесом Сьеррой, директором театра «Эслава». По просьбе Мартинесa Сьерры Лорка пишет свою первую пьесу El maleficio de la mariposa («Колдовство бабочки») и осуществляет её постановку (1919-1920). До 1928 года он учится в мадридском университете.

В последующие годы Гарсиа Лорка становится заметной фигурой среди художников-авангардистов.

У него выходят новые поэтические сборники, включая Romancero gitano («Цыганское романсеро», 1928). В этих стихах поэт, по его собственным словам, «хотел слить цыганскую мифологию со всей сегодняшней обыденностью».

Через год Гарсиа Лорка уезжает в Нью-Йорк, в результате чего вскоре появляются новые произведения - книга стихов Poeta en Nueva York («Поэт в Нью-Йорке», 1931), пьесы El publico («Публика», 1931, 1936) и Asi que pasen cinco anos «Когда пройдет пять лет» (1931).

Возвращение поэта в Испанию совпало с падением режима Примо де Риверы и установлением Второй испанской республики.

В 1931 году Гарсиа Лорку назначают директором студенческого театра La Barraca («Балаган»). Работая в театре, Лорка создает свои самые известные пьесы: Bodas de sangre («Кровавая свадьба»), Yerma («Йерма») и La casa de Bernarda Alba («Дом Бернарды Альбы»).

Летом 1936 года Гарсиа Лорка планировал съездить в Мексику, но принял решение вначале отправиться в родные края.

За три дня до военного мятежа, ставшего началом гражданской войны, Гарсиа Лорка, чьи симпатии к испанским левым и республиканской власти были общеизвестны, уезжает из Мадрида в Гранаду, хотя было очевидно, что там его ждет серьёзная опасность: на юге Испании были особенно сильны позиции правых. 16 августа 1936 г. франкисты арестовывают Гарсиа Лорку в доме поэта Луиса Росалеса (чьи братья были фалангистами), и предположительно на следующий день поэта расстреливают по приказу губернатора Вальдеса Гусмана и тайно захоранивают в 2 км. от Фуэнте Гранде. После этого до смерти генерала Франко книги Гарсиа Лорки были запрещены в Испании. Вместе с тем следует отметить, что он поддерживал дружественные отношения с лидерами фаланги-ХОНС Хосе Антонио Примо де Риверой и Онесимо Редондо Ортега.

Существует версия о том, что поэт не был убит и просто пропал без вести. В 2008 году внучка учителя, расстрелянного вместе с Лоркой, потребовала эксгумацию тел общей могилы, в которой якобы покоился и Лорка (по закону о восстановлении исторической памяти).

Эксгумация этой и ещё 18 братских могил была проведена по приказу судьи Бальтасара Гарсона, действовавшего по собственной инициативе, что вызвало потерю им должности и уголовное обвинение в превышении полномочий. Никаких останков не обнаружили не только в могиле, но и во всём муниципальном округе, где, по официальной версии, развернулась трагедия. Более мифическая версия утверждает, что раненого поэта тайно переправили в Аргентину, но он уже не помнил своего имени и прошлого.

В 2015 году испанская сеть радиовещания Cadena SER 22 апреля опубликовала неизвестные ранее документы из архивов Главного полицейского управления Гранады, подтверждающие расстрел Федерико Гарсиа Лорки франкистами (а именно полицейский рапорт 1965 года, утверждавший о «неблагонадёжности» Лорки из-за его социалистических взглядов, принадлежности к масонам и подозрений в гомосексуальности).

Произведения Гарсиа Лорки переведены на многие языки, на русский их переводили М. Цветаева (переводила Лорку в последние дни своей жизни), Н. Асеев, В. Парнах, А. Гелескул, Юнна Мориц, Н. Трауберг, Н. Малиновская, Б. Дубин, Н. Ванханен, К.М. Гусев и другие.

Многими признаётся, что Лорка в концовке стихотворения «История и круговорот трёх друзей» (1930, сборник «Поэт в Нью-Йорке») предчувствовал Гражданскую войну, собственную гибель и неизвестность места своего захоронения.

2. Творчество писателя

Лорка родился в небольшом селении Фуэнтевакерос, близ Гранады, в зажиточной семье. После окончания гимназии он по настоянию отца поступил в Гранадский университет, не проявляя, однако, никакого рвения к наукам. К этому времени относится начало его литературной деятельности. В 1919 г. Лорка переезжает в столицу и целиком отдается творчеству. В марте 1920 г. мадридский театр Эслава ставит первую его пьесу "Злые чары бабочки" (El maleficio de la mariposa), которая не имела успеха.

Летом 1921 г. выходит из печати первый сборник стихов Лорки "Книга стихотворений" (Libro de poemas). К этому времени относится и начало работы над стихами, которые вошли в сборник "Песни" (Canciones, стихи 1921 - 1924 гг., опубликованы в 1927 г.), "Первые песни" (Primeras canciones, стихи 1922 г., напечатаны в 1935 г.). Самая ранняя из этих книг несет на себе еще очень явственный отпечаток ученичества, отголоски его увлечения поэзией Беккера, Хименеса, Мачадо.

Да и сам поэт в одном из стихотворений признавался, что на "тень его души" падает "туман книг и слов".

Правда, уже здесь можно обнаружить и интерес к народному творчеству. Но, как справедливо писал позднее Неруда, обращение Лорки и его друга Альберти к фольклору Испании поначалу "было лишь игрой в примитив, в которой они находили своеобразную прелесть, как после выровненных клумб и гладко подстриженных газонов нас тянет к буйной поросли весенних лугов. Но оба они пришли к сознательному преодолению примитива, и творчество их обрело черты подлинной, глубокой народности". Процесс преодоления "игры в примитив" у Лорки протекал необыкновенно легко и быстро в силу органически присущего поэту чувства кровного родства с народом.

Уже в "Песнях" ясно обнаружились некоторые специфические черты его поэзии, сохранявшиеся на протяжений всего его творчества.

Лорке как художнику менее всего присуща описательность. Поэт предпочитает эмоциональный намек, создающий лирическую атмосферу действия, а сами события предстают под едва уловимым покровом тайны. Каждое стихотворение - это огромный поэтический мир, но вместе с тем это и приглашение к творчеству, которое будит воображение читателя, позволяет ему поэтически досказывать недосказанное.

Испания в стихах Лорки возникает поэтически преображенной, это - Испания народной сказки и легенды. И вместе с тем сквозь эту дымку легенды всегда проступает подлинная Испания, скупые, но предельно выразительные детали каждый раз в стихах Лорки перебрасывают мостик между этими двумя сторонами родной поэту земли. Мир в поэзии Лорки предстает в своей поэтической цельности и гармонии. Человек и природа в нем настолько j неразрывно связаны, что природа оказывается очеловечен-I ной, а человек мыслится лишь как частичка космоса. Для Лорки это не только источник многих его образов, природа, ее естественные законы становятся важнейшим мерилом в нравственной оценке действительности: близостью к природе, соответствием ее законам измеряет поэт нравственную ценность и высшую справедливость происходящего.

Через всю поэзию Лорки проходят, в сущности говоря, несколько важнейших мотивов: судьба, чаще всего воспринимаемая с оттенком фатализма, смерть, любовь. Правда, в первых сборниках поэт как будто еще с боязнью касается темы судьбы и смерти, стремится укрыться от страшной неотвратимости смерти. Например, в миниатюрах "Охотник" (Cazador) и "Срубили три дерева" (Cortaron tres arboles) смерть изображается как результат агрессивного вторжения человека в природу, но еще нет ощущения ее неотвратимости и, главное, ее вечного незримого присутствия в мире.

В этих сборниках проявляются также и типично лор-ковские средства поэтической выразительности. Образный строй стихов Лорки часто поражает своей необычностью. Зрелое мастерство пришло к Лорке необычайно быстро. Ведь в те же годы, когда завершалась работа над "Песнями", молодой поэт трудился над "Поэмой о канте хондо" (Poema del cante jondo, стихи 1921-1924 гг., опубликованы в 1931 г.), одним из признанных шедевров его поэзии.

В лекции о кканте хондо, которую Лорка прочел перед участниками фестизаля, он так определял неповторимые черты этой поэзии: "Бесчисленные градации Страдания и Печали... Где бы они ни рождались, в сердце сьерры, или в апельсиновых садах Севильи, или на гармоническом побережье Средиземноморья, эти строфы имеют общее содержание: Любовь и Смерть... Но Любовь и Смерть, увиденные глазами Сибиллы...".

Отмечая далее "глубину и интимность" переживания, характерные для канте хондо, Лорка говорил, что Печаль, один из основных "персонажей" этих произведений, выступает в облике "женщины-смуглянки, охотящейся за птицами с сетями из ветра". Андалузская народная песня не знает полутонов: "Андалузец либо посылает вопль к небесам, либо целует красноватую пыль своих дорог". Действие канте хондо всегда развивается в беспросветной ночи, и только мрак и звезды оказываются свидетелями трагедий, которые происходят вокруг. "Все стихи канте хондо, - утверждал Лорка, - полны великолепного пантеизма" в них на равных действуют такие "персонажи", как воздух, земля, море, ветер, рыдание. И заключал: "Следует брать у народа только эти глубочайшие сущности, да одну-другую колоритные черточки, ни в коем случае не пытаясь точно имитировать его неповторимые модуляции,- ведь этим мы лишь замутим глубины песни". Созданная поэтом "Поэма о канте хондо" тем и осталась непревзойденной, что Лорка, воссоздал в ней самую суть поэтического мышления народа.

Лорка почти не прибегает даже к обычной форме канте хондо - четырехстишию сигирийи и петенеры, трехстишию солеа. Он пишет свободным, меняющимся соответственно лирическому настроению размером. Но с потрясающей силой раскрывается внутренний дух, смысл и характер андалузской песни. Первое стихотворение - "Балладилья о трех реках" (Baladilla de los tres rios) как бы очерчивает геогрзфшо этой песни: обе Андалузии - приморская и равнинная, разделенные горами и омываемые реками Гвадалквивиром, Дауро и Хенилем. Есть в этом стихотворении выразительный образ, смысл которого не сразу поймешь. "Река Гвадалквивир расстелилась бородой гранатового цвета". И далее: "Две реки Гранады: одна - слезы, кровь - другая". Первый образ может показаться слишком "книжным". Между тем он - результат точнейшего наблюдения: дело в том, что Гвадалквивир течет в ложе из красной глины, и с гор, действительно, кажется потоком крови или окровавленной бородой неведомого великана. У Дауро же дно каменистое, отсюда "одна - слезы, кровь - другая".

3. Пьеса "Донья Роста, девица или язык птиц"

Последней пьесой Федерико, поставленной при его жизни, стала «Донья Росита, девица, или Язык цветов». В ней говорится о времени, которое проходит, опустошая человеческую жизнь. Несмотря на несколько фривольный оттенок сюжета, в этом произведении эта тема достигает особой глубины. Ее премьера состоялась 12 декабря 1935 года в театре Principal Palace в Барселоне. Действие пьесы происходит в Гранаде в конце XIX века, во втором и третьем актах уже чувствуется влияние нового века.

Замысел пьесы возник еще в студенческие годы, когда ему в руки попала французская книга, пособие по ботанике, в которой рассказывалось о разных сортах роз. Особенно на поэта произвело впечатление описание розы-однодневки - Rosa mutabile, цветок которой распускается утром, в обед раскрывается полностью, а вечером вянет. Федерико увидел в этом цветке символ жизни человека: утром - расцвет, в полдень - зрелость, к вечеру - увядание и смерть. В своей пьесе Лорка описывает три возраста главной героини. В начале пьесы ей всего двадцать лет, во втором акте - уже тридцать пять, и сорок пять - в третьем. Самому Лорке в то время было 37 лет, и вполне возможно, что он чувствовал, как быстро утекает время, оставляя пустоту, отсутствие привязанностей, одиночество, а может и предчувствовал близкую смерть. Во всяком случае, ни в одной пьесе до этого Лорке не удавалось так драматически изобразить утечку времени. В первом акте пьеса полна музыки, радости и песен, взятых из андалузского фольклора. Действие происходит в зимнем саду, в котором полно разных цветов. Зритель погружается в «растительную поэзию». В центре пьесы - любовь Роситы к ее Кузену. Только у Роситы есть имя, остальные персонажи носят имена нарицательные: Комилица, Тетушка, Дядя, Племянник, на втором плане: Семейство Манола, Мать старых дев, Молодой Человек, Два Рабочих, Профессор экономики и даже Голос. Таким образом можно сразу выделить крупным планом главную героиню, Роситу, старую деву. Любовь в пьесе так и останется незавершенной, будет витать в воздухе, как запах той розы, чья жизнь длится только один день. Эта любовь, которой уже не будет, которая не может и не хочет осуществиться. Здесь высшее воплощение его излюбленной идеи - идеи «невозможной любви».

Сюжет пьесы довольно прост. В первом же акте Племянник говорит, что уезжает в Америку вслед за родителями. Он клянется вернуться к Росите, а Тетушка отвечает на его слова об отъезде: «Ты воткнешь в ее сердце стрелу с фиолетовой лентой». Здесь использован один из образов корриды: дротик, украшенный разноцветными ленточками, который бандерильеро втыкает в загривок быку. Образом «стрелы с фиолетовой лентой» уже сказано о будущем страдании: у него цвет страсти и боль смертельной раны.

В втором акте появляется карикатурный персонаж - профессор-педант. возможно, что его прототипом стал некий профессор, которого Лорка знал еще в Гранаде. Зная, что прошло уже пятнадцать лет после отъезда жениха Роситы, профессор начинает ухаживать за ней. Он дарит Росите странный подарок, полностью характеризующий его характер: «Это Эйфелева башня из перламутра, опирающаяся на двух голубок, несущих в клювах колесо индустриального прогресса». И добавляет: «Я хотел преподнести вам маленькую серебряную пушку, через жерло которой виден Нотр-Дам в Лурде, или пряжку для пояса в виде змеи с четырьмя стрекозами, но потом подумал, что Эйфелева башня - это подарок более изысканного вкуса». Чтобы еще добавить комизма, Лорка выводит на сцену возмущенную кормилицу: «Я была тут, за дверью... и поставила веник вверх ногами, ну чтобы выставить отсюда этого господина».

А Росита ждет письма из-за океана. Проходит время, Росита уже не выходит из дома, пора ее расцвета миновала, ее подруги давно обзавелись семьями, а она вынуждена увядать в четырех стенах. На нее показывают пальцами, как на брошенную, ей остается только мечтать о несбыточной любви... Но ведь, может, письмо придет? Она произносит ту фразу, которой одержим и сам Лорка: «Я не хочу видеть, как проходит время». Но оно проходит, проходит мимо нее... Она уже не помнит лицо своего возлюбленного, в ее сердце хранится только любовь, которая постепенно отбирает у Роситы все жизненные силы.

Наконец, приходит долгожданное письмо. Племянник сообщает, что приехать не может, но предлагает пожениться «по доверенности».

В то время такие церемонии проводили, особенно в случае, если девушка оставалась на родине, а юноша уезжал в Новый Свет.

Но брак по доверенности не был совершен...

Прошло еще десять лет. Жених взял в жены другую. для несчастной Роситы крах надежд - это крах всего мира. Умер дядюшка, дом приходит в негодность, Росите, Тетушке и Кормилице приходится покинуть родные стены. Кормилица грозится поехать в Америку, этот самый Тукуман и разыскать там подлого кузена, «чтобы саблей снести ему голову и заткнуть ее между камнями, а потом отрубить ему правую руку, которая писала фальшивые клятвы и лживые уверения в любви».

Появляется еще один персонаж, профессор риторики, неудачник и нытик, он пытается ухаживать за Роситой. Мрачная атмосфера сгущается еще более. Последние слова Роситы тонут в слезах, и в то же время они исполнены особой силы, навевая картины неизбывного одиночества и увядшего цвета жизни: «Все кончено... и все же, несмотря на все мои утраченные надежды, я ложусь спать и встаю с самым ужасным из сожалений - сожалением о том, что всякая надежда для меня мертва. Я хочу убежать, не хочу видеть, я хотела бы стать свободной и пустой... И все же надежда преследует меня, осаждает, грызет - как умирающий зверь, в последний раз сжимающий челюсти на моем горле».

Последняя реплика Роситы, сказанная под занавес, - это возврат к все тому же заключительному двустишию о rosa mutabile: В час, когда ночь на землю сойдет - поникнет она и тихо умрет.

Заключение

В заключении следует отметить, что творческий потенциал Лорки был огромен. Он занимался драматургией (и его пьесы стали мировой репертуарной классикой), театральной режиссурой (и он создал передовой для своей культурной ситуации театр). поэт драматург писатель

Он проявил себя как литературный критик и музыковед. Кроме того, он немного рисовал и музицировал - так, для себя. Но главной “специальностью” Лорки всегда оставалась лирическая поэзия.

Лорка был полон замыслов, хотел написать пьесу, направленную против войны, политическую трагедию, "несколько драм социального и гуманистического характера". Этим планам не суждено было осуществиться, жизнь Федерико Гарсиа Лорки трагически оборвалась: в ночь на 19 августа 1936 г. он был расстрелян фашистами. Но им не удалось убить память о великом испанском писателе, которому суждено бессмертие.

Использованная литература

1. Federico Garcia Lorca. Canciones. Poemas sueltos. Varia. - Madrid, 1981.

2. Федерико Гарсиа Лорка. Песня хочет стать светом. - С-Пб., «Азбука-классика», 2004.

3. Федерико Гарсиа Лорка. Об искусстве. - М., «Искусство», 1971.

4. Федерико Гарсиа Лорка. Избранное. - М., «Просвещение», 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Огляд драматичних творів Г. Лорки в перекладах українською мовою. Феномен іспанськості та андалузької культури в текстах, біблійна символіка та відгомін католіцизму. Інтермедіальне порівняння драматургії Лорки з творами М. Костомарова, М. Метерлінка.

    статья , добавлен 22.02.2018

    Особенности развития культуры в ХХ в., который стал новым "золотым веком" испанской литературы, когда после долгого застоя заново рождалась поэзия. Этапы творчества Лорки. Особенности поэтики на примере анализа стихотворения "Возвращение с прогулки".

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности М.Ю. Лермонтова - выдающегося русского поэта, прозаика, драматурга, художника. Факторы, повлиявшие на формирование личности поэта. Лечение на минеральных водах Кавказа, творчество в этот период.

    презентация , добавлен 10.12.2013

    Исследование стилистических особенностей монологической речи в пьесе американского драматурга Эдварда Олби "Что случилось в зоопарке". Монологи - главный инструмент драматургии писателя. Стилистические средства, присущие монологам главного персонажа.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2013

    Исследование жизненного пути и творческой деятельности великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Детские, юношеские годы, факторы и события, повлиявшие на становление личности поэта. Лирика разных лет и стихи Лермонтова о предназначении поэта и поэзии.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2011

    Биография Юрия Карловича Олеши - русского советского писателя, поэта и драматурга, известного как автора сказки "Три Толстяка". Понятие термина "авангард". Анализ творчества писателя с целью выявления в нем черт авангарда на примере романа "Зависть".

    курсовая работа , добавлен 15.06.2010

    Биография и творческий путь Федора Сологуба - русского поэта, писателя, драматурга, публициста, одного из виднейших представителей символизма и одного из самых мрачных романтиков в русской литературе. Примирение умирающего поэта с тяжелой своей судьбой.

    творческая работа , добавлен 11.01.2015

    Жизнеописание великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: родители, годы учебы и первые произведения. Оценка литературного вклада А.С. Пушкина в систему создания современного русского языка. Прижизненные портреты поэта и трагедия его смерти.

    презентация , добавлен 16.12.2013

    Детские и юношеские годы народного поэта Татарстана Роберта Мугаллимовича Миннуллина. Мир творчества поэта. Стихи для взрослых. Тональность поэзии Миннуллина. Художественное осмысление образа детства. Основные ценностные установки творчества для детей.

    реферат , добавлен 09.01.2015

    Творческое наследие великого русского поэта Сергея Есенина. Биография поэта, эмоциональный фон детских лет. Тема обреченной скоротечности бытия. Первые изданные стихи. Литературная группа имажинистов. Автобиография Есенина, версии его трагической смерти.