Интегрированное занятие по ИЗО и музыке Тема: « Богатыри земли русской

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 65 «Радость»

Щёлковского муниципального района Московской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

«Славна богатырями

земля русская»

(подготовительная к школе группа)

Составила воспитатель:

Лентищева Е.Ю.

2012г.

Программное содержание: Закрепить у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства. Продолжить знакомство с творчеством В.М.Васнецова. Продолжить знакомить с картиной «Витязь на распутье» . Учить раскрывать содержание картины, выделять выразительные средства (цвет, передача настроения, изображение одежды доспехов). Развивать эмоционально - образное восприятие цвета художественное видение. Продолжать воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к Родине через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Вызвать чувство гордости за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории великого русского народа.

Активизация словаря: Витязь, распутье, былина, булава, меч, шлем, кольчуга, сбруя, копье, отважный, горюч – камень, валуны, доблестный, героический.

Предварительная работа: Посещение краеведческого музея, муниципальной художественной галереи. Просмотр видеофильмов: « Виктор Васнецов», «Русичи», «Третьяковская галерея», «Русский музей изобразительных искусств». Рассматривание репродукций альбомов, чтение былин, заучивание стихов, пословиц, поговорок. Проведение НОД по ознакомлению детей с картиной В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Дидактические игры: «Собери пейзаж», «Симметричные предметы», «Художественная галерея», «Жанр живописи», «Дорисуй картинку», «Говорящие краски», «Чьи предметы», «Доспехи и оружия»,

Оборудование: Компьютер, музыкальный центр, телевизор, видеоплеер, аудиозаписи: «А.П.Бородин симфония № 2 си минор «Богатырская» (отрывок). «Венок былин» (гусли), группа «Любе»- песня «Владимир князь». 2 «палитры», 2 мольберта, дидактическая игра «Говорящие краски», бутафорские мечи, шлемы, кольчуги, конь, копьё, прялка, «изба», самовар, народные костюмы, модульный куб, 2 музыкальных молотка.

Первая часть

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы побеседовать об изобразительном искусстве.

Отгадайте загадку.

«Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?»

(ответы детей )

Воспитатель: Что вы знаете о художниках?

(Дети рассказывают о творчестве художников)

Воспитатель: Скажите, для чего художники пишут картины? (ответы детей )

Воспитатель : Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? Назовите жанры изобразительного искусства?

Воспитатель: Что собой представляет былинного – сказочный жанр? Почему такое длинное название? (рассуждения детей)

Воспитатель: Кто первым в России начал писать картины былинно – сказочного жанра? (ответы детей)

Воспитатель: Назовите вам известные картины, написанные Виктором Михайловичем? (ответы детей )

Воспитатель: Что такое былина? Кто сочинял былины? Для чего? (ответы детей )

Воспитатель: Сказители сочиняли былины для того, чтобы люди знали о подвигах защитников родины, гордились ими.

Воспитатель: Былинная тема волновала художника, так как в былинах отражена борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу. Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить еще с одной картиной былинного жанра Виктора Михайловича Васнецова.

(звучит фонограмма, на экране телевизора демонстрируется картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье»)

Воспитатель: Давным - давно защитниками государства были богатыри. Тогда со всех сторон на нашу Родину нападали враги. Они разоряли города, села. Уводили в плен женщин и детей. Убивали мужчин и стариков. На защиту Родины вставали все, кто мог сражаться. Среди них были сильные мужественные воины- богатыри. Одного из них изобразил художник.

Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?(ответы детей )

Воспитатель: Виктор Михайлович назвал картину «Витязь на распутье» Как вы думаете, кто же такой витязь? (ответы детей )

Воспитатель: Так в древности называли богатыря, храброго воина. А что такое распутье, как вы думаете? (рассуждения детей )

Воспитатель: Это несколько дорог перепутались. Давайте внимательно рассмотрим картину. Полотно картины представляет собой вытянутый прямоугольник с высоко поднятой линией горизонта, что позволило показать бескрайние просторы земли русской.

Воспитатель: Кого вы видите на переднем плане? (ответы детей )

Воспитатель: Витязь остановился перед огромным камнем на перепутье дорог. Ребята, мы с вами читали былины. Давайте вспомним, какие слова были высечены на горюч - камне? Кто скажет?

(ответы детей)

Воспитатель: Виктор Михайлович сначала написал так, как вы сказали, а потом замазал их специально, чтобы показать, что выбора у богатыря нет:

«Как прямо ехати живу не быти.

Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Да, так говорится в былинах. О чем раздумывает богатырь, читая эти слова? Как вы думаете? (рассуждения детей )

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать крепкими и сильными. как богатыри? (ответы детей )

Давайте и мы потренируемся.

Физминутка «Богатыри»

«Богатырь, он вот каков, показ силача

Он силен, он здоров

Он из лука стрелял, имитируют движения

Ловко палицу брал.

На границе стоял,

Зорко – зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри, встают из положения сидя

Станем как богатыри».

Воспитатель: Ребята, предлагаю детально исследовать картину с помощью рамок. Садитесь за столы.

(Дети садятся за столы, на которых лежат репродукции картины и рамки).

Воспитатель: Наложите рамку на левый верхний угол картины. Что вы видите? (ответы детей )

Воспитатель: Всё поле усеяно валунами-свидетелями боёв.

Воспитатель: Как одет всадник? Опишите его.

Воспитатель: Как вооружён воин?

Воспитатель: А сейчас найдите с помощью рамок мелкие детали на одежде и оружии.

(Дети детально изучают картину, отвечают на вопросы воспитателя ).

Воспитатель: Можем ли мы разглядеть лицо всадника? (ответы детей )

Воспитатель: Лица не видим, но понимаем, что он погружён в глубокую думу. Как вы считаете, о ком идет речь в картине? (Об Илье Муромце .)

Давайте поиграем в игру, которая называется «Что за картиной?»

(дети придумывают продолжение сюжета)

Воспитатель : Все в картине сказочно – и богатырь на коне и природа, предупреждающая об опасности. Вам нравится эта картина?

Предлагаю вам дома вместе с родителями сочинить свою былину по этой картине и рассказать ее нам.

Вторая часть

Ход деятельности

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель: Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную. Да пришли к нам гости дорогие на нас посмотреть. Давайте поздороваемся.

Дети отдают поклон и здороваются. Входит запоздавший гость(художник)

Художник: Знаю, опоздавшим прощенья нет, но не мог я не прийти, так как вы, я знаю, о художниках будете беседовать. Мне, как художнику интересно послушать, что вы можете рассказать!? Ведь вы же ходите в детский сад, а не в художественную школу заниматься. Я сам ходил в детстве в детский сад, и нас этому не учили.

Воспитатель: Уважаемый художник, я бы попросила бы вас не торопиться с преждевременными выводами. Присаживайтесь, пожалуйста, посмотрите и послушайте, что знают и умеют наши дети.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто из русских художников первым начал писать картины в былинно – сказочном жанре?

(Ответы детей)

Воспитатель: Почему Виктор Михайлович писал картины былинного жанра?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с какой картиной мы познакомились в прошлый раз?

(Ответы детей)

На экране телевизора демонстрируется картина «Витязь на распутье». Звучит отрывок музыкального произведения Бородина «Богатырская».

Воспитатель : А вот и она. Ребята, садитесь на лавочки и давайте еще раз рассмотрим картину. (Дети садятся на лавочки)

Воспитатель: Ребята, давайте с помощью игры «Говорящие краски» определим, в каких тонах написана картина.

Перед вами две палитры: на одну из них вы будете выкладывать мазки красок холодных тонов, а на другую теплых тонов. Предлагаю девочкам выкладывать краски теплых тонов, а мальчикам холодных тонов. Девочки, подходите и выбирайте маски красок. А теперь приглашаю мальчиков.

Воспитатель: Теплых или холодных тонов больше?

Воспитатель: Назовите основной цвет, какого цвета больше?

(ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего художник использовал темные краски? (предположения детей)

Воспитатель: Он использовал темные краски, для того чтобы передать чувство тревоги, настороженность.

Воспитатель: Как вы думаете, почему художник изобразил коня белого цвета?

(Ответы детей)

Воспитатель: Художник хочет нам сказать, что есть надежда в победу воина над темными силами, так как конь под витязем белый, а герой на белом коне - всегда победитель. Конь, конечно, не написан чистым белым цветом. Почему, ребята? (ответы детей).

Воспитатель: Мы видим разные оттенки. Кто изображен на коне? (Ответы детей) Ребята, кого можно назвать богатырями? (Ответы детей) Назовите имена богатырей, которых вы знаете. Какие они? (Ответы детей). С кем они сражались и за что? (Ответы детей)

(дети рассказывают о былинных богатырях)

Воспитатель: Мощь, сила, ловкость – таковы характеры наших богатырей. Ребята, давайте, оживим нашу картину? Этюд «Живая картина»

Дети используют предложенные вещи, атрибуты в своей композиции «Витязь на распутье» сделать провокацию положить лишние вещи, предметы. Воспитатель показывает ткань и стелет ее с помощниками на пол

Воспитатель: Это полотно будет полем брани. Витязем предлагаю быть… (называет имя мальчика). Помощниками богатыря будете…. (воспитатель называет двух мальчиков). Вы будете помогать одевать и вооружать нашего богатыря. (Воспитатель обращается к остальным детям) А вы ребята, глядя на картину, разложите предметы, которые изобразил художник. Но будьте внимательнее. (Дети создают композицию)

Воспитатель : Как вы думаете, получилась у нас картина? (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, справились. А теперь давайте уберем туда, откуда взяли. (Дети убирают атрибуты)

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы побывать в Древней Руси? Посмотреть, как жили наши предки . (Ответы детей)

Воспитатель: Вы попадете в Древнюю Русь при условии, если выполните следующие задания:

  1. Отгадайте загадки

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут (кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (шлем)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать, снести им легко было голову с плеч, ну что, догадались, конечно же … (меч)

  1. Назовите пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине
  2. Выберите картину с изображением Древней Руси (на экране демонстрируются репродукции картин с изображением нескольких эпох) назовите номер этой картины.

Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями и даже не заметили, как перенеслись в Древнюю Русь. Девицы, пройдите в горницу. А вы добры- молодцы, облачитесь в свои доспехи.

Выходит гусляр, имитирует игру на гуслях.

Гусляр: Посмотрите, да люди добрые! Я вам старину покажу, да стародавнюю.

Выходят два богатыря под фонограмму древнерусской мелодии

Гусляр: Широка ты Русь по лицу земли! В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил старины святой, громких подвигов?! Уж и есть за что Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью, встать за честь твою против недруга

(богатыри исполняют композицию «Богатырская сила»)

Гусляр: Ай, сильные могучие, богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, не топтать коням землю Русскую. Век стоит Русь – не шатается и века простоит не шелохнется.

Гусляр: Люди добрые, покажу я вам про житье – бытие деток малых.

(Девочки сидят в светелках за прялкой, занимаются рукоделием)

1 – я девочка:

Позолоченная прялица.

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

2 – я девочка

Горница наша большая,

Да красивая такая.

Посидим – ка у окошка,

Подождем гостей немножко.

Скоро к нам они придут,

Песни. Пляски заведут

(раздается стук, входят добрые молодцы)

3-я девочка:

Кто там? Заходи кому охота!

4 –я девочка:

Да ведь это добрые молодцы!

1-й мальчик:

Дома ли ты Марья? Дома ли ты Дарья?

Дома ли ты душенька, душенька Катюшенка?

Девочки: Мы туточки .

2-й мальчик:

Мы в поле нагулялись,

А теперь сюда собрались,

На людей посмотреть,

Себя показать.

3-й мальчик:

Собирайтесь девицы.

Собирайтесь в хоровод.

И сейчас нам станет ясно

Кто лебедушкой пройдет !

(Девочки исполняют хороводный танец)

4-й мальчик:

Эй, кузнец, молодец

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

От чего не подковать

Выходят два кузнеца и встают перед наковальней. Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице». Кузнецы имитируют работу.

После исполнения песни дети выходят в центр зала и читают стихотворение П. Синявского «Родина» на фоне музыкального сопровождения

Здесь теплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладони лугов.

Сюда златокрылые ангелы божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины кроме России.

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом!

Исполняется песня «У моей России»

Воспитатель: А теперь настало время возвращаться в детский сад.

(звучит музыка, дети имитируют полет во времени)

Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? Ну, что вы скажите, уважаемый художник?

Художник: Ну, молодцы! Превзошли все мои ожидания. Вы не только разбираетесь в живописи, но и историю России знаете, да и артисты вы замечательные. Если кто нибудь из вас захочет заниматься в художественной школе – приходите ко мне, буду рад! Ребята, я предлагаю изобразить в своих рисунках богатырей, Древнюю Русь. Сделать выставку работ и показать ее всем ребятам детского сада и их родителям, а для этого у меня есть для вас подарок.

(Достаёт из этюдника кисти и дарит их детям)


Дата публикации: 18.04.17

Цель: формирование гражданско-патриотических качеств личности школьников на основе социокультурного наполнения категории "Богатыри".

Задачи:

  • Создать условия для понимания исторических событий, изображающих богатырей земли русской.
  • Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы.
  • Создать условия для формирования патриотических качеств личности школьника на основе знаний истории государства.
  • Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • репродукция В. Васнецова "Богатыри"
  • фоторепродукция вятского богатыря Василия Бабушкина
  • песня "Богатырская сила"
  • карточки со словами: разумный, глупый, смелый, добрый, трусливый, злой, слабый, сильный, жестокий
  • мультимедийная установка

Предварительная подготовка: дети знакомятся с народными сказаниями о русских богатырях.

Слайд - фото класса.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать!

Мы начинаем сегодня занятие с того, что пошлём друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь о своих пожеланиях. А что вы хотите мысленно пожелать?(Здоровья, добра, послать привет, пожелать не болеть, не получать двоек, чтобы друзей было много:)

2. Введение в тему.

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастье-

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.

Для того чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку необходимые принадлежности. Отгадайте какие:

1.Я в руке своей держу радуги кусочек.

Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)

2.Как только в акварель уткнусь я хвостиком

Тот час буду рисовать то, что вы попросите. (кисть)

3.Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)

4.Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведет,

Там заметку кладет. (карандаш)

Молодцы, всё отгадали. Постарайтесь их не забывать.

Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.

3.Подготовка к выполнению практической работы.

Давайте послушаем песню. Кто внимательно послушает, тот догадается, о ком мы сегодня поговорим.

Звучит музыкальная заставка - песня "Богатырская наша сила".

Ребята, вы прослушали отрывок из песни. О ком эта песня?

Как вы думаете, о ком мы будем говорить на занятии? (слайд)

Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Сильна и могуча Россия. Россия всегда славилась своими защитниками от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, солдат лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет.

Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Богатыри.

Кто такие богатыри?

Силачи, воины, борцы.

А какие они были?

Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, добрые, храбрые, мужественные.

Откуда вы знаете о богатырях?

Из былин, сказок, мультфильмов.

А что такое былина?

Быль, правда – то, что происходило на самом деле.

Слайд картины Васнецова «Богатыри»

Учитель: Посмотрите на картину. Кто здесь изображён?

Кто назовет их имена?

Знаете ли вы их имена? (богатырь Вольга, Микула, Селянинович, Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Имена этих славных богатырей каждый из нас знает с самого детства. Портреты самых известных богатырей изобразил на своей знаменитой картине один из крупнейших русских художников. Кто это? (Виктор Михайлович Васнецов).

Как вы думаете, как называется эта картина? Картина так и называется "Богатыри".

Что вам помогло догадаться, что название картины "Богатыри"?

Над картиной "Богатыри" Васнецов работал около 25 лет; художник создал собирательный образ богатырей-витязей.

На фоне безбрежной степи художник изобразил трех богатырей, стоящих на страже границ.

Назовите, какие богатыри на ней изображены? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Чем заняты богатыри? (Все трое зорко всматриваются вдаль; не грозит ли русской земле беда.)

Они готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки. Фигуры богатырей расположены на первом плане, словно вырастают из этой земли и свидетельствуют о неразрывной связи героев со своей родиной. Васнецов сознательно несколько поднимает линию горизонта, и мы как бы снизу смотрим на богатырей, выделяющихся на фоне светлого неба. Этот прием художника также усиливает впечатление о несокрушимой мощи и величии русских витязей.

Как изобразил богатырей Васнецов? (Богатырей Васнецов изобразил по- разному.)

Что вы можете сказать о лицах этих богатырей? Илью Муромца - со спокойным выражением лица, прямым и твердым взглядом. Это говорит о его уверенности в своих силах, готовности встретить врага. Добрыню Никитича - благородным и добрым. Алешу Поповича - с тонкими чертами лица, хитрой и лукавой усмешкой..

Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна. И никакой враг ей не страшен. На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.

За лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники - жгли и грабили, уводили русских людей в плен.

И чтобы сберечь от врагов землю русскую, начали ставить в степи маленькие крепости - заставы богатырские. Они оберегали путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степи стали разъезжать богатыри на богатырских конях. Зорко они всматривались в даль - не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?

Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - все они в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть - гусляров послушать, друг с другом потолковать.

Кто из богатырей вам больше нравится?

Лера. Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.

Алёша. А мне нравится Алёша Попович.

Саша. А мне нравится Добрыня Никитич

А ведь Илья Муромец не сразу богатырем стал. Расскажите, что за беда с ним приключилась и кто его от этой беды избавил?

Ученик из 1 микрогруппы:

Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие - дали испить водицы. Больше всего люди любили да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. его даже причислили к одному российских Святых, и у него остался в истории день рождения - 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

Учитель: А кто из богатырей носил прозвище "Тихий"?

Ученик из 2 микрогруппы : Добрыня Никитич. Он был хорошим дипломатом, умел к каждому человеку подойти по- особенному, недаром князь Владимир назначил его послом. А какие увлечения были у Добрыни Никитича.С 12 годов на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы играл.

Учитель: А кто из богатырей расправился с Тугариным, Змея Горынычем сыном?

Ученик из 3 микрогруппы:

Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. Из-за неимоверной силы Алеши в детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: "Кого он не возьмет за ручку - ручка прочь, кого возьмет за ножку - ножка прочь".

Нарядился Алеша стражником, прикинулся глухим и подманил Тугарина, а затем хватил его дубинкой так, что тот пал бездыханным.

Вспомнили мы сейчас былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов.

4. Работа в микрогруппах.

Задание: выбрать карточки с теми словами, которые подходят к описанию образа богатыря. Отвечают лидеры микрогрупп.

5. Практическая часть.

Вы должны изобразить богатырей.

6. Рефлексия.

О ком мы говорили на занятии?

Каким должен быть человек, защищающий свое Отечество, свою Родину?

Что бы вы сказали богатырям земли русской?

Помните: всегда есть место подвигу. Всегда есть те, кто нуждается в вашей защите, поддержке, одобрении, дружеской улыбке. Желаю вам мира, удачи, добра, счастья. До свидания.

7.Выставка работ.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ИЗО-деятельности «Богатыри земли русской» в подготовительной группе.

Конспект открытого интегрированного занятия "Богатыри земли русской" (по репродукции к картине В. М. Васнецова "Богатыри") из серии "Люблю Отечество моё" с использованием нетрадиционных техник рисования (графические элементы) в подготовительной группе.

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Программные задачи:

Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.

Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.

Удовлетворять потребность детей искренне сопереживать сказочным героям.

Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.

Предварительная работа:

Ознакомление с репродукциями В. М. Васнецова, организация выставки.

Чтение сказок «Снегурочка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Илья Муромец», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Прорисовывание графических элементов и украшение ими силуэтов одежды, посуды.

Оборудование:

Выставка репродукций.

Изо-материалы: гуашь, кисти №2, 4, бумажные силуэты доспехов.

Ход занятия:

В кресле сидит «бабушка». Она обнимает ребенка, сидящего рядом.

Ребенок: … Заберусь я на колени к бабушке седой

И начну у бабки сказки я просить.

И начнет мне бабка сказки говорить,

Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку, сердце так и мрет,

А в трубе сердито ветер злой поет.

(из стих. И. З. Сурикова «Детство»)

«Бабушка» (воспитатель) встает, подходит ко всем детям и обращается к ним.

Воспитатель: А вы любите сказки? История нашего народа, воплощенная в его сказках, песнях, былинах оживает на картинах В. М. Васнецова.

Дети подходят к зрительному ряду репродукций картин В. М. Васнецова.

Воспитатель: О какой картине говорят слова из этого стихотворения:

… Как Иван-царевич птицу-Жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал…

(Иван-царевич на Сером волке)

Полюбуйтесь на эту репродукцию. Мчится Царевич в глухом лесу на Сером волке и крепко обнимает Елену Прекрасную. А кругом страшный лес. Волк мчится быстро. Как я это узнала? (ответы детей)

Воспитатель обращается к детям:

Что вы чувствуете? Как художник передал настроение? (ответы детей)

Посмотрите на лица, их глаза. Им страшно? Но они знают, что выдержат это испытание. Вот как передал художник настроение героев, их переживания.

Воспитатель: А сейчас послушайте эту русскую народную песню и посмотрите, какую из героинь она вам напоминает. (Аленушка)

Включается аудиозапись отрывка из русской народной песни

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит.

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит…

Почему слова этой песни вам подсказали название этой картины? Как художник показал грусть? (Аленушка грустит, она прибежала к пруду, чтобы выплакать свою печаль. Вода все заберет, и тоску, и все обиды) .

Воспитатель: А сейчас прозвучит другая мелодия. Скажите, на какую картину хочется посмотреть, слушая ее.

Звучит отрывок из произведения Римского-Корсакова «Снегурочка»

О какой героине идет речь? (Снегурочка). Это нежная, задушевная, добрая Снегурочка, которой хорошо зимой на морозе, а от тепла она тает.

Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.

Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.

Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»

Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина? (Ответы)

Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри». Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.

1 ребенок: Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый –

От врагов защищены

Рубежи родной земли.

Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются 0 не враг ли там вдали. Они вооружены.

Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (Ответы детей) .

Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча тоже украшены.

2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,

Чтоб защитить родимый кров,

Стеной стоит наш богатырь огромный

И не уступит наш заставы ров.

Воспитатель: Мы рассмотрели с вами несколько репродукций В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?

Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.

Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)

Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому герою из сказок можно будет подарить ваш рисунок?

А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.

Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.

Воспитатель: Каким сказочным героям можно подарить ваши рисунки?

(33 богатыря, Царь Гвидон, Иван-царевич, Елисей)

3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова

Раскрыли русские черты:

И меч, и шлем – все образцово

Рождают гордости мечты.

4 ребенок: Весь мир богатырей тех знает.

И в мирный час любой готов

Придти на помощь, на защиту

Твоих, Лопасня, берегов.

Воспитатель: Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.


Богатырь. Защитник Земли Русской. Мастер-класс с пошаговыми фото.

Мастер-класс по рисованию. Богатырь. Защитник Земли Русской.

Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
Описание: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно - эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне могут справится с данной работой.
Поэтапное рисование-поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: выполнение композиции - Богатырь
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, умение анализировать форму изображаемых объектов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к его защитникам,
развить аккуратность в работе
Материалы:
гуашь
ватман формата А-3.,
нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

Последовательность выполнения:

Лист бумаги располагаем вертикально. Тонкой линией намечаем холмы. Больше карандаш нам не понадобится.


Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце), желто-белый, бледно голубой и насыщено голубой.


Размываем границы между "кольцами", делая переходы более плавными.



Холмы выполняем двумя цветами - светло зеленым и темно зеленым.


Размываем границы между цветами делая перехода более плавными.


Начинаем работу над главным персонажем.
Начнем с головы, так как именно от нее будет зависеть пропорции всей фигуры.
Голову выполняем светло розовым цветом.


Прорисовываем шлем.


Приступаем к проработке лица. Тонкой кистью рисуем нос и глаза.


Прорисовываем бороду и усы.


Черным цветом рисуем тени на бороде и шлеме богатыря.


Бело-желтым цветом рисуем свет на бороде и шлеме богатыря.


Темно-розовым цветом рисуем тени вокруг глаз и на щеках.


Рисуем кольчугу крепящуюся к шлему и прикрывающую уши и шею.


Прорисовываем верхнюю часть туловища.


Рисуем нижнюю часть и рукава кольчуги а так же пояс.


Намечаем тень и свет на кольчуге.


Размываем тени и свет по внутреннему контуру смягчая их границы.


Прорисовываем край рубахи и штаны.


Рисуем сапоги.


Прорисовываем щит и рукав рубахи.


Намечаем кулак и узор на щите.


Намечаем тени - на рукаве,штанах и сапогах, щите и под щитом, а так же складки на рубахе.


Размываем тени по внутреннему контуру смягчая их границы.


Намечаем свет - на рукаве,щите, штанах и сапогах.


Размываем свет по внутреннему контуру смягчая его границы.


Рисуем копье.


Намечаем флажок на копье.


Заполняем флажок цветом.


Рисуем тень и свет на копье и флажке.


Размываем свет и тени на копье и флажке, по внутреннему контуру смягчая их границы.


Прорисовываем пальцы на руке.


Прорисовываем металлические пластины на груди,выделяем ворот кольчуги, уточняем узор на щите.


Легкими волнистыми линиями создаем фактуру кольчуги.


Прорисовываем лес на дальнем плане.


Насыщенным белым цветом рисуем основные объемы церкви.


Прорисовываем купол.


Тонкой линиями делим "тело" церкви на части.


Прорисовываем окна и узорчатый пояс.


Рисуем тени и свет на куполах, дверях и стенах церкви.


Прорисовываем крышу и крест.


Легкими мазками придаем холмам фактурность, прорисовываем дорожку от церкви.


Рисуем траву на переднем плане.


Тонкой кистью намечаем колосья.


Прорисовываем колосья.