Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Методика рисования в детском саду. Рисование ладошками в детском саду: разнообразие тем и специфика организации занятий

Рисование в старшей группе, в зависимости от программы направления детского сада, может идти по стандартному и нестандартному пути. То есть традиционно ребенок учится рисовать карандашами (простыми, восковыми), красками

А в творческих кружках дети используют разные техники (набрызг, кляксографию нитками и трубочками, рисование мыльными пузырями, тычками, пальчиками, ладошкой, свечами, листьями, «мокрое» рисование, аэрографию, граттаж, монотипию, оттиск) и смешивают материалы (например, мелки с акварелью). Ныне многие современные педагоги государственных детских садов стараются разнообразить занятия по

Предварительная работа по изобразительной деятельности

Рисование в старшей группе направлено на закрепление и детализацию полученных ранее знаний. Дети умеют рисовать формы геометрических фигур (круг, цилиндр, треугольник, квадрат, прямоугольник) и передавать их через изображение овощей, животных, людей, птиц. В старшем дошкольном возрасте необходимо больше детализировать передаваемый образ, акцентируя внимание на его признаках.

Например, ребенок свободно изображает свою семью. Тогда нужно подсказать, что папа выше мамы, которая выше детей, а самый маленький у них - дошколенок. Кроме того, нужно помочь с пропорциями тела: туловище делится на две части, локти должны заканчиваться там, где находится «ремень». Лицо должно быть также гармоничным и правильным.

Чтобы дети лучше поняли признаки, пропорции, свойства изображаемых предметов, воспитатель каждый день проводит работу по развитию восприятия ими окружающего мира. Без этого не проходит ни одно рисование (старшая группа). Детский сад предоставляет необходимый материал для занятий, а педагоги с родителями должны расширить кругозор у детей.

Изобразительные умения старшего дошкольника

Воспитатели вместе с ребятами на улице изучают явления погоды, рассматривают предметы, в группе закрепляют полученные знания через лепку, аппликацию, вырезание форм и фигур, обведение шаблонов. Как только дети запомнили все признаки, то пробуют рисовать сами.

Затем проводится анализ ошибок полученных рисунков. Исходя из этого и подбирается та или иная техника рисования. Например, нужно обвести по точкам, цифрам или дорисовать симметрично изображенный рисунок по клеткам. Дети должны научиться располагать все предметы гармонично в пространстве, передавать на листе реалистичные образы.

Кроме того, рисование в старшей группе должно развивать чувство цвета, эстетический вкус. Этому помогают разнообразные техники. Например, дети делают из брызг, передают через отпечатки листьев, следы кисточки. Могут рисовать мыльными пузырями (смешивается шампунь с красками), свечой, а затем закрашивать фон акварелью. Все это способствует развитию творческих способностей, фантазии, расширению кругозора у старших дошкольников.

Рисуем овощи

Ребенку легче освоить рисование овощей. В старшей группе занятие выстраивается по нарастающей сложности:

  • дети изучают форму и внешний вид овоща на картинках, наглядных пособиях, реальных предметах (ощупывают, проговаривают);
  • дошкольники рисуют геометрическую форму;
  • корректируют внешний вид овоща;
  • намечают карандашом основные линии, выпуклости и прочие мелкие элементы;
  • раскрашивают красками, карандашами, фломастерами, маркером.

Например, огурец напоминает по форме овал. Далее один конец овала удлиняют, сужают. Затем с другого конца рисуют хвостик овоща, намечают на теле «пупырышки» и линии-бороздки. Затем раскрашивают огурец, показывая темные и светлые оттенки кожуры.

Или возьмем, например, морковь. Рисуется треугольник. Затем одну его сторону округляют, границы овоща делают более плавными. Далее изображаются листья и корни. Затем раскрашивается морковь красками.

Как только освоено рисование овощей в старшей группе, дети переходят к изображению натюрмортов. Сначала это рисование линейных наглядных предметов, затем овощей на тарелке или иной посуде. Самым сложным уровнем является изображение предметов по памяти. Для этого перед занятием проговаривают особенности внешнего вида овоща/овощей, после чего дети приступают к выполнению задания (сразу красками).

Рисуем животных

Старшие дошкольники уже умеют изображать животных, но чаще они у них сказочные, одушевленные (в платьях и костюмах, ходят на двух ногах, кушают при помощи лап). Задача воспитателя - добиться реалистичной передачи образа. Для этого изобразительная деятельность проходит параллельно с аппликациями, лепкой, чтением, знакомством с окружающим миром.

Для начала дети изучают особенности строения тела, потом пытаются найти общие свойства с уже знакомыми формами (например, голова круглая, туловище овальное, уши треугольные). Кроме сходства, акцентируется внимание на имеющихся расхождениях, наклоне предметов, их пространственном положении.

Рассмотрим рисование животных в старшей группе на примере ежа, овцы и щенка. Чтобы нарисовать ежа на поляне, нужно сделать следующее:

  • находите центр листа, где будет располагаться животное;
  • рисуете овал (тело);
  • с одного края намечаете нос в виде морковки;
  • рисуете круглый глаз, нос, овальные ножки, палочками рот, иголки;
  • намечаете траву, солнце, тучки;
  • далее раскрашиваете красками, учитывая цветовые переходы.

Изображение овечки, щенка

  • рисуете круг (туловище);
  • определяете наклон головы;
  • намечаете овал (голову);
  • туловище обрисовываете зигзагом, создавая кудри;
  • на голове рисуете глаза;
  • намечаете палочками четыре ноги;
  • прорисовываете «ступни» лап, нос точками, зрачки глаз, уши;
  • разукрашиваете.

Самым сложным этапом считается детализированное рисование в старшей группе. Вот :

  • изобразите овальное туловище, круглую голову, учитывая наклон;
  • начертите посреди круг (морду), линиями отметьте шею, лапы прямоугольными штрихами и овалами (стопы);
  • схематично определите симметрию морды, намечая положение глаз, носа, нарисуйте уши;
  • изобразите глаза, рот;
  • вместо кругов на лапах начертите пальцы, дорисуйте хвост;
  • сотрите лишние линии, наметьте направление шерсти.

Такие сложные занятия проводят с детьми индивидуально, на занятиях в кружках по рисованию.

Рисование «Грибы» в старшей группе

Дети часто изображают грибы вертикальным и горизонтальным овалом. Особенно им нравится разукрашивать мухомор. Его можно изобразить с выпуклой овальной или треугольной шляпкой. Чтобы нарисовать мухомор с овальной шляпой, нужно на листе определить его расположение, отметить эллипсоидный овал с вертикальной палочкой. Далее прорисовываете ножку мухомора.

Эллипс делите по диагонали: сверху на шляпе рисуете кружочки, а внизу, на ножке, белый воротничок. Таким образом можете нарисовать большие и маленькие грибы на поляне. Чтобы получить шляпу треугольной формы, верхушку мухомора делаете холмиком. Под шляпой изображаете овальное очертание внутренних слоев. У такого «фигурного» гриба ножку нарисуйте внизу с утолщением. Это простое рисование.

Грибы в старшей группе можно изобразить более натурально. Для этого сделайте следующее:

Чаще грибы вырастают под дождем. Как его нарисовать реалистично, без «палок», рассмотрим далее.

Рисование «Идет дождь»

Старшая группа уже определяет особенности дождя (грибной, слепой, проливной, осенний, летний). Педагогу лишь нужно акцентировать внимание на том, что капли изображают в одном направлении. Сначала дети рисуют тучи с каплями дождя, затем изображают людей с зонтиком, на последнем этапе дошкольники изображают дождь «по ту сторону окна».

На что обратить внимание при изображении дождевых туч.

  • Если тучи вблизи, то дождь изображаете продолговатыми каплями разных размеров, но в одном направлении. Начинаются капли с середины тучи, а не от края. Низ и вверх облака - более темные по цвету, чем передний план.
  • Если тучи далеко, то под ними растушуйте фон карандашом, формируя сплошной ливневый поток. Потом на нем штрихами определите отдельные капли дождя.

Это простое рисование («Идет дождь»). Старшая группа вполне может изобразить «натуральные» погодные явления. Этому помогут следующие правила.

  1. Дождь всегда изображаете на темном фоне, независимо от того, рисуете ли красками, карандашами, пастелью, маслом.
  2. Линии дождя изображаете параллельно друг другу.
  3. Яркие капли передаете через нажим ластика, свечу, разную цветовую гамму или специальной щетинистой веерной кистью.

Если нужно изобразить дождь как природное явление, то рисуете пейзаж, а поверх него через какое-то время наносите светлой краской капли сплошными наклоненными штрихами. Если капли делаете ластиком, то сначала широкой стороной проводите направления, а потом острым уголком при помощи сильного нажатия создаете блик капель.

Людей под проливным дождем изображаете аналогично. Но внимание уделяется не только направлению дождя, форме капель, но и лужам, силе брызг. Этому обучают дошкольников на индивидуальных занятиях по рисованию.

Рисуем осень

Октябрь - это месяц осенних конкурсов. Педагогу необходимо с детьми закрепить погодные свойства через рисование («Осень»). Старшая группа сравнивает все осенние месяцы, находит сходства и различия, запоминает цветовые переходы. Самое простое задание - когда дети изображают одинокое дерево. Для этого сначала определяется его место, отмечается ствол и ветки «рогаткой».

Затем на ответвлениях так же схематично наносятся мелкие галочки. При помощи краски толщина ствола и веток «наращивается». Поверх веток изображается листва разными красками (красной, оранжевой, желтой). Теперь остается нарисовать лужайку, небо, облака, солнце и тень от дерева.

Осень можно изобразить, нарисовав листопад. Здесь дети закрепляют знания о деревьях. Самый простой вариант - изобразить осень отпечатками (этот способ больше всего предпочитает старшая группа).

Рисование: тема «Осень»

  • Соберите разные листы с деревьев.
  • Распределите их на листе бумаге.
  • Далее берете листок, намазываете обильно его с изнаночной стороны красной, желтой, оранжевой краской (особенно тщательно промазывайте прожилки).
  • Положите листок крашеной изнанкой на альбомный лист, прижмите ладошкой.
  • Проделайте эту работу с другими листами, выбирая другой цвет.
  • Теперь листья больше не нужны. Отпечатки прорисовываете кистью, красками. Обратите внимание, что прожилки листа выполняют роль ствола и веток дерева.

Можно нарисовать стволы деревьев с ветками, а пальчиками ставить точки-листочки. Это тоже нравится дошкольникам любого возраста. Для конкурса многие дети, проявляя фантазию, рисуют образ осени с женским лицом и листьями вместо волос. Так закрепляются знания о пропорциях человеческого лица, листьях, деревьях и цветовой гаммы осени.

Рисуем пернатых

Рисование птицы в старшей группе происходит по тому же плану, что и занятие по изображению животных. Сначала все детали сравниваются с геометрическими формами, акцентируется внимание на движении, наклоне головы, расположении на альбомном листе. Вот пример (рисование павлина):

  • нарисуйте овальное туловище;
  • сверху круглую голову;
  • шея идет от головы по овалу;
  • на туловище прорисовываете треугольные крылья;
  • к овалу добавляете лапы с тремя пальцами;
  • на голове прорисовываете круглые глаза, треугольный клюв;
  • от одного крыла до другого намечаете распущенный хвост, похожий на лепестки ромашки;
  • раскрасьте

Рисование в старшей группе позволяет изобразить птиц с разной стороны, в действии. Вот как выглядит профиль петуха. Начинаете работу с головы. Чертите круг, отмечаете глаз, треугольный клюв с поперечной линией, овальной бородкой и гребешком из трех лепестков.

От головы рисуете шею с воротником, похожим на форму расклешенной юбки. От него продолжаете вогнутое туловище, напоминающее вместе с шеей полумесяц. Далее рисуете хвост из восьми перьев: первые длинные, поднятые вверх, четыре пера начинаются с конца туловища, последние короткие, заходят на треть туловища и свисают вниз.

На туловище прорисовывается линией крыло, ноги с четырьмя пальцами и шпорами. На крыле обрывистыми горизонтальными дугами обозначаются перышки, а вертикальными линиями - длинные перья. На пальцах прорисовываются когти маленькими дугами.

Как писать конспект по изобразительной деятельности

Конспект рисования в старшей группе пишется по следующему плану.

  • Тема занятия. Обычно берется из программы.
  • Цель . Прописываются три-пять задач данного занятия, подразумевающие получение новых знаний и закрепление имеющихся навыков.
  • Материал . Указывается инструментарий, вплоть до последней кисточки. Какие приемы будут применены, какое оборудование понадобится.
  • Ход занятия. Теоретическая часть начинается с предварительной работы по теме. Так, может прийти в гости сказочный персонаж, которого надо нарисовать или которому нужно помочь изобразить что-то. При помощи стихотворений, рассказов, рассматривания картин, наглядного материала выявляются нужные свойства предмета, который нужно нарисовать. Далее на практике дети выполняют задание, а в конце урока делаются выводы о полученных знаниях.

Ныне в детских садах занятия называются термином «непосредственная образовательная деятельность» (НОД). Рисование в старшей группе от этого не изменило своей сути. Также применяются дидактические игры, игровые приемы, разные техники для того, чтобы вызвать у детей желание нарисовать нужный предмет или явление.

Марина Щевелькова

«Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям

в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе»

Художник-педагог Я. Башилов

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Техники для младших дошкольников

Тычок жесткой полусухой кистью

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Щетинной сухой кистью – тычком можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.

Рисование пальчиками

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

“Радужная рыбка”.

Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.

“Цветок”.

Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.

Рисование ладошкой

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка.

Техники для средних дошкольников

Оттиск поролоном

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Техника фроттаж

Ещё одна интересная техника для создания маленьких шедевров. Слово «фроттаж» происходит от французского frotter - «тереть, протирать». Все мы в детстве переводили монеты на бумагу, положив ее под тетрадный листок и закрашивая сверху карандашом! Это, оказывается, и есть фротаж.

Рисование ластиком

Простым карандашом заштриховать весь лист. Затем берем ластик, намечаем серединку цветка и стираем лепестки ластиком и так рисуем целый букет, когда закончили "рисовать" ластиком можно красками дорисовать желтую серединку и зеленые листочки ромашке.

Пальчиковое рисование с использованием песка

Занятие проходит в два этапа:

На первом этапе мы подготавливаем лист бумаги (желательно большого формата) к дальнейшему рисованию -наносим на всю поверхность клей и посыпаем равномерно песком (заранее подготовленным и хорошо просеянным) После этого даем клею подсохнуть! После высыхания клея необходимо удалить лишний песок -просто аккуратно его сдуваем) .

Техника рисования манной крупой.

На лист бумаги карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски). Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются манной крупой. Даём подсохнуть, лишнюю крупу стряхиваем. Когда рисунок высохнет – раскрашиваем гуашью.


Монотипия предметная

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!

Тканевые изображения.

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем, а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Техники для старших дошкольников.

Восковые мелки + акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Ход работы.

1. Переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску.

2. Трение – под тонкую бумагу положите, какой либо четко выраженный рельефный рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску.

Свеча + акварель

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Рисунок невидимку можно изобразить белым восковым мелком или свечой.

Примерные темы для использования техники: «Кто там?», «Волшебники».



Набрызг

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

Так можно изобразить звездное небо, салют.

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.


Примерные темы для использования техники: «Осень», «Аквариум», «Любимые животные», «Открытка маме», «Мои игрушки», «Фантазии», «Дорога», «Букет цветов» и т. п.

Рисование на мокрой бумаге.

Техника рисования для подготовительных групп

Кляксография

Способ рисования: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную). Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.

Примерные темы для использования техники: «Травка на полянке», «Осенний пейзаж», «Закат», «Дно океана», «Аквариум», «Котёнок с нитками» и т. Д

Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.


Метод ниткографии.

Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

Рисование мыльной пеной.

Материал: акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх.

Граттаж

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»!



1) Плотный картон, зарисовать цветными восковыми мелками – можно одним цветом, можно разноцветными пятнами-полосками (толстым слоем). Не оставляя белых пятен.

2) Сверху с помощью широкой кисти или даже небольшой губки - покрыть слоем густой (консистенции сметаны) черной гуаши, дать подсохнуть.

3) Возьмите не пишущую шариковую ручку, и при процарапывании проступают четкие контрастные разноцветные линии. Рисовать можно что угодно: подводный мир, яркий осенний лес, космос…

Разрисовка маленьких камешков.

Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок.

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.


Предварительный просмотр:

Конспект занятия « Рисование яблока ватными палочками».

Назначение: подарок, украшение интерьера
Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками.
Задачи:
- овладеть техникой рисования ватными палочками;
- развить мелкую моторику, творческое начало, воображение, фантазию, эстетический вкус;
- воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы.
Оборудование: лист бумаги, краски, ватные палочки, емкость с водой, рисунки художников.

Ход занятия.
1. Вступление.
Техника рисования ватными палочками имеет глубокие корни. Наши предки рисовали картины тиской - размочаленной палочкой, выдернутой из обычного веника. В живописи существует такое стилистическое направление - пуантилизм. В его основе лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.

2. Подготовка детей к практическому занятию.
Высоко на дереве яблоки созрели,
Солнышком напитаны спелые бока;
Мы такие яблочки никогда не ели
И никто не пробовал, уж наверняка.
Сладкие и вкусные, золотисто-красные,
Запах – удивительный, теплые в руке.
Уродила яблонька яблочки прекрасные,
Нет вкуснее яблок на нашем хуторке!

Ребята, сегодня мы будем рисовать яблоко при помощи ватных палочек. Принцип очень простой: макаете ватную палочку в краску и наносите точки на рисунок. Для разного цвета нужна своя ватная палочка. И если располагать точки чаще, то цвет получится более насыщенным.

3. Практическое занятие.
Ребята, мы приступаем к рисованию ватными палочками. Берем лист бумаги с контурной заготовкой.

Прорисовываем контур яблока. Берем ватную палочку, обмакиваем ее в красную краску и ставим точки по контуру рисунка.

Чтобы отпечатки получились ровными и круглыми, ватную палочку необходимо держать строго вертикально и прижимать к листу с достаточным нажимом.
Аналогично прорисовываем плодоножку коричневой краской, листок - зеленой.

Внутри яблоко заполняем точками красного цвета. Детям по-старше можно предложить использовать для заполнения 2-3 цвета.

Листок заполняем точками зеленого цвета. Наше яблоко готово.

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе: (кляксография-экспериментирование)

"Весеннее дерево"

Цель : Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.

Художественное творчество:

  • Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования « кляксография».
  • Познакомить с методом рисования при помощи трубочки и методом дорисовывания при помощи салфеток.
  • Формировать умение передавать цветовую гамму.
  • Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
  • Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изо- деятельности, подводить их к осознанию выразительного образа.

Познание:

  • Развивать познавательную и исследовательскую деятельность.
  • Развивать воображение, внимание, память и мышление.
  • Развивать дыхательную систему.

Коммуникация:

  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Совершенствовать умение точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Активизация словаря : трубочка для коктейля.

Обогащение словаря: кляксография.

Предварительная работа:

  • Экскурсия по весеннему парку.
  • Рассматривание иллюстраций на тему « Весна пришла».
  • Игры с водой и трубочкой для коктейля « морской бой»
  • Выдувание воздуха через трубочку.
  • Изготовление фона в технике «По мокрому».

Оборудование:

  • Затонированные листы
  • Разведенная гуашь
  • Акварель, кисть для рисования (белка)
  • Трубочки для коктейля.
  • Вода в баночках
  • Речной песок на тарелочках.
  • Бумажные салфетки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети вы верите в волшебство?

(Ответы детей)

Каких волшебников или волшебные предметы вы знаете?

(ответы детей)

Где водятся волшебники?

В фантазиях твоих!

С кем водятся волшебники

А с тем, кто верит в них!

Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой.

  1. Экспериментирование:

Мы палочкой волшебной

Тихонечко взмахнем

И чудеса в тарелочке

Мы из песка найдем.

Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, что вы видите? (песок раздувается). Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко, (дети рисуют). А теперь попробуйте это в тарелочке с водой (дети делают). Не получается. А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок, но вначале мы с вами побеседуем.

  1. Беседа:

Давайте все вместе вспомним и перечислим времена года.

А какое сейчас время года?

Что нравится или не нравится весной?

Что можно сказать про деревья?

(ответы детей)

Чтение стихотворения Т.Дмитриева

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки

Посмотри на ветки клена-

Сколько носиков зеленых.

Ребята, я вас приглашаю на прогулку по весенней тропинке. Пойдем?

Посмотрите, здесь чьи- то следы. Как вы думаете чьи? (на полу лежат нарисованные следы зайца). Наверно зайчата играли на этой полянке и оставили много следов.

А давайте и мы с вами поиграем как зайчата.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Прыг – скок, прыг – скок-

Встал зайчонок на пенек

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Славно мы прогулялись, наигрались, а теперь можно и делом заняться.

Посмотрите, что у нас лежит на столе.

(альбомные листы с подготовленным фоном, акварель, кисточки, разведенная гуашь, ложечки, баночки с водой, бумажные салфетки)

Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки- трубочки. Сначала мы возьмем ложечкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать создавая ствол. Далее рисуем крону дерева с помощью салфетки (берем салфетку, сминаем ее и обмакнув в краску рисуем крону дерева (примакиваем) или кистью методом примакивания рисуем листочки, но прежде рисунок должен просохнуть. А пока мы с вами немножко отдохнем. Полежим на ковре с закрытыми глазами и представим себе красоту весеннего леса.

(звучит запись музыки- релакс «Звуки весеннего леса)

  1. Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?

Нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Дети рисуют. Самостоятельная деятельность.

Итог занятия:

Вот и готовы наши рисунки, яркие, нарядные!

В заключении физкультминутка:

Мы сегодня рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немножко отдохнут

Снова рисовать начнут

Дружно локти отведем

Снова рисовать начнем (кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвозди (дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)

Мы старались, рисовали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Снова рисовать начнем.

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали.

А теперь мы отдохнем –

Снова рисовать начнем

(Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя за педагогом.)

Если кто-то из детей не успел дорисовать, дорисовывают. По окончании занятия – выставка получившихся работ. Просмотр детских рисунков проводится с заданием выбора выразительных образов: самое необычное, яркое, нарядное, веселое дерево. Отмечается реалистичность изображения. У каждого ребенка выясняется, какие материалы и техники он применял.

Предварительный просмотр:

Тема: «Подводный мир».

Цель:

Задачи:

Виды детской деятельности:

Материалы и оборудование:

Ход занятия.

Загадка-для ума зарядка.

1.В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. (Море)

2.У родителей и деток

3.В море вырос лес,

Он зеленый весь. (Водоросли)

Пальчиковая гимнастика.

Две сестрицы-две руки (Дети показываю руки)

Рубят, строят, роют, (Имитируют действия)

Дружно полют сорняки (Наклоняются вниз)

И друг дружку моют (Ладонью моют кулак)

Месят тесто две руки- (Имитируют действия)

Воду моря и реки

Загребают, плавая (Иметируют действия)

Этапы работы:

3.Анализ работ.

Итог занятия.

молодцы!

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Тема: «Подводный мир».

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация».

Цель: развивать у детей познавательный интерес, творческие способности.

Задачи:

Систематизировать и расширять знания детей об обитателях подводного мира;

Развивать речевую активность, обогащать словарь (морская звезда, осьминог, медуза);

Совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики;

Осуществлять эстетическое воспитание; воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-музыкальная, продуктивная, игровая.

Материалы и оборудование: фото с изображением обитателей подводного мира, картинка «Недовольные рыбки», аудиозапись «Шум моря», листы А4, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Посмотрите внимательно на фотографию. Что на ней изображено? (Ответы детей). Предлагаю превратиться в рыбок и очутиться на дне морском. (Воспитатель включает аудиозапись «Шум моря»).

Вам понравилось быть рыбками? Какие вам представились рыбки, веселые или грустные? (Высказывания детей)

Сейчас посмотрите внимательно на картинку. Какое настроение у рыбок? Что могло их расстроить? (Высказывания детей)

Давайте вместе вспомним правила поведения у водоема. (Дети рассказывают, как нужно вести себя вблизи водоема)

Кроме рыбок, в море мы можем встретить морскую звезду, медузу, осьминога.

(Воспитатель показывает фото с их изображением)

Посмотрите, ребята, какие они красивые! Таких интересных жителей мы на суше не встретим. Это обитатели морских глубин.

Загадка-для ума зарядка.

Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны отгадки найти на нашей морской картинке.

1.В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. (Море)

2.У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)

3.В море вырос лес,

Он зеленый весь. (Водоросли)

Ребята, мир морских глубин богат, красив и разнообразен. Сегодня я предлагаю изобразить с помощью восковых мелков и акварельных красок свой подводный мир.

Пальчиковая гимнастика.

Две сестрицы-две руки (Дети показываю руки)

Рубят, строят, роют, (Имитируют действия)

Дружно полют сорняки (Наклоняются вниз)

И друг дружку моют (Ладонью моют кулак)

Месят тесто две руки- (Имитируют действия)

Левая и правая, (Показывают одну, потом другую руку)

Воду моря и реки (Делают волнообразные движения кистями рук)

Загребают, плавая (Иметируют действия)

Самостоятельная деятельность детей.

Этапы работы:

1.Нарисовать восковыми мелками рыбок, камушки, водоросли…

2.Раскрасить весь лист бумаги голубой краской.

3.Анализ работ.

Итог занятия.

Ребята, давайте покажем друг другу, какие замечательные рисунки у нас получились. У каждого из вас свой неповторимый подводный мир. Все ребята старались, проявили фантазию и показали свои знания о морских обитателях. Все сегодня молодцы!

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной форме «Картинки из песка» в старшей группе

Цель : познакомить детей с нетрадиционной формой рисования песком;

Развивать художественные способности к изобразительной деятельности, умение принимать и самостоятельно реализовать творческую задачу, творческое воображение.

Предварительная работа : рисование палочками на песке. Игры в песочнице. Беседа о летнем отдыхе.

Оборудование : листы бумаги желтого, оранжевого, бежевого цвета разного размера, фломастеры. Коробки с песком, листы бумаги белого цвета, клеящие карандаши, клеенка.

Ход НОД

Воспитатель : ребята, послушайте стихотворение В. Шипуновой «Ладошки» :

Я глажу ладошками

Теплый песок.

Рисую кораблик,

А рядом цветок

И мамина кошка,

И деда гармошка,

Летящий журавлик

И буква - Антошка.

струятя песчинки…

сижу - не дышу,

ведь мира картинки

В ладошках держу.

Ребята, какое сейчас у нас время года?

Правильно - лето. А в какие игры можно играть на площадке?

Помимо перечисленных вами игр можно не только играть с песком, но и рисовать на нем, чем можно рисовать на песке? (Палочками, или пальчиками)

Воспитатель : Ребята, у нас есть бумага желтого, оранжевого, бежевого цвета, давайте представим, что это песок, а карандаши – полочки.

Представьте, что мы с вами сидим на берегу моря или реки, гладим ладошками желтый песок и рисуем самые красивые на свете картинки. Выберите бумагу песчаного цвета. Это может быть один большой лист - на нем поместятся много картинок. Или же несколько маленьких листочков – по одному на каждую картинку.

Располагайтесь как вам удобно, ведь мы с вами на пляже и рисуйте любую картинку. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать и обязательно придумайте название своей картинке.

Воспитатель спрашивает кто, что будет рисовать и записывает название картинки у каждого на листочке.

Физкультминутка :

Как на море на нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами.

Дети изображают резвящихся рыбок.

Воспитатель : Ребята, а сейчас мы превратим ваши картинки в необычные «песчаные» . У меня есть волшебная коробка как вы думаете, что в ней находится? (песок)

Есть один необычный способ создания «песчаных» картин -

С помощью бумаги и клея. Необходимо провести клеящим карандашом по всем линиям картинки и быстро плашмя положить картинку в ящик с песком изображением вниз, слегка похлопываем и поднимаем картинку.

Дети осваивают новый способ, расположившись возле коробок с песком.

По завершению работы воспитатель с детьми оформляет выставку детских работ «Песочные картинки» .

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

на тему: «Чудесные превращения кляксы»

(кляксография )

Задачи. Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс).

Развивать творческое воображение.

Предварительная работа.

Наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи?

Воспитатель читает детям отрывок из «Истории про Мальчика, который хотел стать художником» (книга И.А.Лыковой «Цветные ладошки»).

Материалы.

Краски – акварельные, гуашевые; цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, старые зубные щетки, срезы овощей (картофель, свёкла), тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля (соломинки).

Ход занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы».

Вчера принесла мне в подарок сестра

Бутылочку чёрных – чёрных чернил.

Я стал рисовать, но сразу с пера

Кляксу огромную уронил.

И расплылось на листе пятно,

Стало помалу расти оно:

Слева – хобот, а справа – хвост,

Ноги – как тумбы, высокий рост…

Я немедленно к чёрной туши

Пририсовал огромные уши,

И получился, конечно, он, -

Вы угадали – индийский слон.

Ребята, а что такое клякса?

Да, клякса – это пятно неопределённой формы, которое получается, если нечаянно разлить цветную жидкость – краску или тушь. Из – за того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить во что угодно или в кого угодно.

Давайте и мы сегодня сначала нарисуем кляксы, а потом превратим их в кого захотим или в того, на кого они будут похожи.

Как вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу?

Верно: можно ставить отпечаток губкой, тряпочкой, комком бумаги.

Штамповать срезом свёклы, которая оставляет следы своего сока.

Рисовать лужицу мягкой кисточкой, зубной щёткой.

Нанести на лист бумаги немного туши и раздуть её из трубочки или соломинки в разные стороны.

Давайте мы с вами изобразим разные кляксы на отдельных листочках разными способами. Дети экспериментируют. Воспитатель напоминает, что главное в кляксе – неопределенность, неожиданность, необычность формы.

Физкультминутка

После того, как дети освоят несколько способов и создадут по нескольку клякс, предлагаю оживить кляксы – превратить их в живых существ или в предметы.

Дети, внимательно рассмотрите свои кляксы, поворачивайте листы бумаги в разные стороны. Вот, например, моя клякса: если неё посмотреть так, она похожа на человечка, только нужно дорисовать глазки и ротик; а если кляксу перевернуть, она напоминает цветочек, только пририсую стебель и листочки.

А в кого превратятся ваши кляксы? (Тихо спрашиваю у каждого ребенка о его ассоциациях, замыслах, помогаю нерешительным детям)

Дети выполняют работы. Устраивается общая выставка «живых» клякс.

Предварительный просмотр:

Тема: «Предметная монотипия «Бабочка».
Возрастная группа: старшая группа.

Цель: развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Приобщать детей к миру искусства через познание окружающего мира, его художественного смысла.Программные задачи образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие: познакомить детей с изобразительной техникой «монотипия», активизировать проявление эстетического отношения к миру природы, развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Развивать воображение.
Познавательное развитие: закрепить знания детей о бабочках, как о представителях класса насекомых, продолжать формировать у детей знания о трёх фазах развития бабочек, воспитывать бережное отношение к миру насекомых.
Физическое развитие: развивать мелкую моторику рук, развивать координационные способности.
Предварительная работа: просмотр презентации «Насекомые». Лексико-грамматические упражнения на тему «Бабочки», «Насекомые». Беседа «Как появляется бабочка». Настольно-печатные игры: лото «Насекомые», «Вред и польза», «Кто, где живёт», «Собери из частей». Обсуждение рассказов В. С. Гребенникова «Тайны мира насекомых».
Методы и приёмы:
Наглядные: показ схемы превращения гусеницы в бабочку, показ приёмов изображения бабочки в технике «монотипия».
Словесные: беседа, вопросы к детям, проговаривание слов физкультминутки, инструкция, пояснение, словесное описание процесса превращения гусеницы в бабочку.
Практические: продуктивная деятельность, физкультминутка.
Оборудование: акварельные краски, кисти разной толщины, салфетки, ёмкости для воды, листы белой бумаги формата А4, карточки с изображением стадий развития бабочки, картинный материал на тему «Бабочки», мольберт.
Воспитатель предлагает детям пожелать гостям доброго утра:
Воспитатель: Ребята встаем все в круг и пожелаем друг другу доброго утра. Все вместе: Собрались все дети в круг Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Здравствуйте, милые дети Вы прекрасней всех на свете! Деятельность воспитанников.
Приветствие, дети здороваются, дарят гостям улыбки, выполняют движения в соответствии со словами текста.
Методы, формы, приемы,
возможные виды
деятельности. Результат.
У детей формируется психологическая готовность к образовательной деятельности.
Воспитатель загадывает загадку о гусенице, вносит сказочный персонаж и обыгрывает его, предлагает детям познакомиться с гусеницей. Дети внимательно слушают, отгадывают загадку, соглашаются познакомиться, знакомятся со сказочным персонажем- гусеницей. Сосредоточивают внимание, эмоционально выражают своё отношение к деятельности.
Сюрпризный момент – появление героя гусеницы. Взаимное приветствие.
Дети готовы к предстоящей деятельности.
-Нам всем весело, а гусеница печальна,
(просит детей ответить почему? Потому что все считают гусеницу некрасивой, неуклюжей, некоторые хотят её раздавить). - Подумайте, пожалуйста, как мы можем помочь гусенице? Развеселить её. Хотите ли вы помочь гусенице? С уважением относится к детским высказываниям, помогает детям делать выводы. Дети замечают печальную гусеницу, называют возможные причины грустного настроения гусеницы. Высказывают суждения о том, как можно помочь гусенице, выражают собственные мысли, делают умозаключения, опираясь на собственный опыт. Постановка проблемы: помочь гусенице обрести хорошее настроение.
Постановка проблемных вопросов: что можно сделать, как можно помочь гусенице. Обсуждение.
У детей возникает внутренняя мотивация на деятельность, сформировано желания помочь гусенице – рассказать ей о том, что гусеница может превратиться в прекрасную бабочку.
Я убедилась, в том, что вы действительно готовы помочь гусенице превратиться в бабочку, но для этого нам необходимо вспомнить стадии превращения гусеницы в бабочку (предложить детям игровое задание « Назови этап превращения гусеницы в бабочку», с опорой на наглядный материал).
Систематизирует ответы детей, обобщает, задаёт детям вопросы, стимулирующие процесс мышления. Дети участвуют в диалоге,
высказывают свое мнение,
основываясь на имеющихся
представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают
и отвечают на вопросы:
Из чего появляется гусеница? Куда бабочки откладывают яйца? Что происходит с гусеницей, в кого она превращается? Когда куколка превращается в бабочку?, выполняют игровое задание: называют этапы превращения гусеницы в бабочку. Беседа сопровождается показом на мольберте
картинок с изображением этапов превращения гусеницы в бабочку. Дети воспроизводят информацию,
необходимую
для успешного
усвоения нового, правильные ответы показывают, что у детей есть знания по теме «Размножение и развитие насекомых».

Воспитатель проговаривает и показывает движения физкультминутки «Спал цветок и,вдруг, проснулся»
вместе с детьми выполняет движения, в соответствии со словами текста. Дети выполняют движения физкультминутки, в соответствии со словами текста, физкультминутка детям понравилась, они внимательно следят за воспитателем, слушают текст, повторяют движения. Показ движений физкультминутки «Спал цветок и,вдруг, проснулся».
Выполнение движений, в соответствии со словами текста. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Овладение способами действия, применение знаний, навыков и
умений. Воспитатель рассказывает,
показывает детям последовательность,
приёмы выполнения нетрадиционной техники
рисования «предметная монотипия», проговаривает название нетрадиционной техники вместе с детьми. Предлагает тонкой кистью прорисовать мелкие детали: узор на крыльях, усики, конечности. Оказывает необходимую помощь и эмоциональную поддержку.
Дети внимательно слушают воспитателя, проговаривают этапы и последовательность выполнения работы, выполняют самостоятельно практическую работу -рисуют бабочку в технике «предметная монотипия», прорисовывают мелкие детали тонкой кистью.

Воспитатель организует анализ практических работ, обсуждение наиболее удачных и интересных, отмечает каждого ребёнка, что он нарисовал интересное, выслушивает мнение детей в обсуждении своих работ и работ сверстников. Предлагает детям создать альбом с рисунками и подарить его гусенице. Дети рассказывают о своих выполненных работах, что, по их мнению, наиболее удачно получилось у них, и какая была задумка. Готовят рисунки для альбома в подарок гусенице. Анализ, активное обсуждение. Дети осознают себя, как участники творческого процесса. У детей формируются элементарные навыки самооценки и умение оценивать работы сверстников. Дети видят результат своей деятельности.
Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
-Сложно было выполнять работу? Что понравилось больше всего? В какой из нетрадиционных техник вам нравится работать больше всего? Помогли ли мы гусенице? Воспитатель предлагает нарисовать гусенице улыбку, привлекает детей к подведению итогов. Дети эмоционально реагируют на проделанную работу. Отвечают на вопросы воспитателя. Оценка, похвала, одобрение. Дети умеют анализировать свою работу, дети получили удовлетворение от совместной деятельности с воспитателем и довольны результатом своей деятельности.

Елена Никитина

Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя нетрадиционные техники рисования происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей . У ребенка появляется интерес к рисованию , как следствие желание творить.

Сегодня я вам расскажу и покажу, как рисовать , не используя кисточку.

1. Рисование ватными палочками . Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины) .

2. Рисование ладошками . Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь) .

3. Рисование ватными дисками . Ватными дисками можно рисовать , сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы) .

4. Рисование отпечатками . Простой способ рисования : на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют : цветы, ракушки, фрукты, овощи) .

5. Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

6. Рисование вилкой . На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву , забор, цветы, ежика.

7. Рисование нитью . Лучше всего рисовать шерстяной нитью . Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка.

8. Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.

9. Рисование набрызгом . Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво.

10. Рисование штампиками . Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т. д. Любым острым предметом Изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластиковой бутылки, получаются красивые цветы.

11. Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.

12. Рисование расческой . Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры , добавляя капли и водя расческой в разные стороны.

13. Рисование восковыми мелками . Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды , цветы) .

14. Граттаж (воскография) . Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.

15. Рисование марлей . К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани. (Пейзаж, небо, дерево, трава)

16. Рисование с использованием пластиковой пленки. Рисуем рисунок. Пока краска не высохла быстро прикладываем пленку к рисунку в нужном месте и аккуратно, вращающими движениями создаем морщинки пленки на бумаге. В морщинках собирается краска. Дать высохнуть и аккуратно снять ленку.

17. Монотипия. Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток, После этого изображение можно дорисовать или украсить .

18. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой. При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег . На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.

19. Рисование солью . На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину на тему зимы. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет лишнюю соль стряхиваем.

20. Рисование манкой . Для рисования в этой технике используется цветная бумага или картон. На контур рисунка наносят клей ПВА. Сверху насыпается манка и плотно прикладывают лист бумаги сверху. Затем снимаем бумагу и стряхиваем лишнюю манку. Таким способом создается следующая деталь.

21. Рисование свечой . На плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивают акварельной краской. Сквозь акварель будут Выступать восковые изображения. (Елка, снежинки, животные) .

Также можно использовать такие приемы нетрадиционного рисования : рисование перышком , рисование пальцем , рисование по трафарету томпоном, рисование методом тычка , рисование мыльными пузырями , рисование мятой бумагой , рисование листьями .

Публикации по теме:

Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности 1.«Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности» 2. слайд Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,.

Консультация «Рисование нетрадиционными способами» Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать.

Мне и детям нашей группы очень понравилось знакомиться с различными техниками художественного творчества. Ребята настолько погрузились в.

Конспект по рисованию нетрадиционными техниками «Осенние листья» Возрастная группа: 2-младшая Тип: продуктивная деятельность Форма организации:.

Знакомим детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ №33»Малинка» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Знакомим детей дошкольного.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

Рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

Отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

Рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ

1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды


2. Штампики из ниток

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды


4. Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды



5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды




РИСОВАНИЕ РУКАМИ

1. Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками - это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды

2. Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

Техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то….дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды



МОНОТИПИЯ

Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды

КЛЯКСОГРАФИЯ

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды


НИТКОГРАФИЯ

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды


РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды


ГРАТТАЖ «ЦАП-ЦАРАП»

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды



ФРОТТАЖ

Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага


ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки



Попко Мария Степановна.

Педагог по изобразительной деятельности

детского сада на Остоженке