Из чего складывается культура человека. Современный культурный человек

2014 год объявлен в России Годом культуры. В ходе изучения культурологии студенты ИГЭУ написали эссе по проблемам определения понятий «культура» и «современный культурный человек».

Предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные работы.

Студенческое научное историческое общество «КЛИО»

Гусева Нина, 1-4:

Культура — это стремление

к совершенству посредством познания

того, что более всего нас заботит,

того, о чем думают и говорят...

Мэтью Арнольд.

Что значит быть культурным человеком? По моему мнению, культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.

Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей.

Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять...».

Но нельзя полагаться на добро, образование и «правильное» поведение. В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни, тем самым проявляя невежество, лень, эгоизм, лицемерие.

Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.

В заключении, нужно отметить: сколько бы не говорилось о культуре, но «только по делам познается человек».

Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.

Галкин Олег, 1-4:

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие культуры трактуется так: «Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей;» культурный человек - «это находящийся на высоком уровне культуры и соответствующий ему», а так же «относящийся к просветительской или интеллектуальной деятельности».

Это определение размытое и не очень понятное. Попробуем порассуждать на тему: «Какого человека принято считать культурным? Как соотносятся образование и культура?» Русские философы (например, Иван Ильин), писатели, публицисты: (Д.С. Лихачёв, Д.А. Гранин, В.А. Солоухин, Л.В. Успенский и др.) не раз полемизировали на эту тему в дискуссиях, очерках и статьях.

Интересные размышления о традициях в культуре находим у Ивана Ильина. Он считает, что будущее культуры в умении быть благодарным за прошлое, то есть впитывать в себя всего того, что уже было создано, но не холодного и расчётливого, « ответной реакции сердца, на уже оказанное тебе благодеяние».

Нельзя не согласиться с этим мнением. Культурный человек способен к познанию мира в его прошлом, настоящем и будущем (это и есть познавательная функция культуры) такой человек способен воспринять всё, что создано другим человеком, его умом руками. Но не завидовать, и тем более «чернить», а воспринимать как интересное явление, оценить и, может быть, познать глубже.

Образованность и культура - понятия соотносимые, но далеко не однозначные. Что значит образованность? Это совокупность определённых знаний из какой либо области. Кстати, кто более образован? Кто углублённо познал определённую науку или имеет широкие представления из целого ряда знаний о мире? Несомненно, образование, знания питают культуру человека, но это лишь часть её. Хорошо об этом сказал Д.С. Лихачёв «Культурный человек-это человек интеллигентный. А интеллигентность не только в знаниях - она в способности понимания другого и уважении его Я».

Культурный человек способен впитывать хорошее и противостоять плохому. Много споров ведётся, например, о культуре языка. Культурный человек не способен на корявую речь, на грубые слова в быту, они претят его натуре. Он всё равно будет стремиться к познанию, как правильнее, лучше сказать, написать, вести диалог. Способность к коммуникации, логичности и доказательности своего мнения - одна из способностей высококультурного человека. Культурный человек - человек открытого сердца, способный радоваться и удивляться красоте мира. Неважно, будь это чудеса света, или скромная ромашковая поляна, Ниагарский водопад или тихое лесное озерцо. Культурный человек способен к переживанию и милосердию.

Итак, «культурный человек» - понятие достаточно широкое. Такой человек владеет коммуникативной, образовательной, познавательной культурой, уважает традиции, человек открытый миру.

Блеченкова Анастасия, 1-4:

«Культура - суть организма. История культуры их биография. Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечнодетского человечества пробуждается и выделяется великая душа» (Освальд Шпенглер).

Опираясь на эту цитату, хотелось бы порассуждать с точки зрения цивилизационного подхода к истории развития культуры. Я считаю, что культуру определяет время и общество. То есть, личность должна соответствовать времени и общественному представлению о культурном человеке. В большинстве случаев это предполагает наличие определенного уровня интеллекта, знания этикета, умение правильно и грамотно выражать мысли, быть объективным, держать под контролем свои эмоции.

Человек - творец культуры. Но все начинается с него самого. Он проходит инкультуризацию еще в детстве, затем социализацию через такие социальные институты, как семья, школа, университет и т.д. Из этого мы можем сделать вывод, что формирование культурного человека во многом зависит от внешних факторов.

Вспомним историю о Маугли. Маленький ребёнок попадает в джунгли, в волчью семью, которая живёт в стае и живет по закону джунглей. Естественно, когда он попадает в деревню, ему непривычно жить по людским правилам.

В современном же мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытесняют из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев. И это горько осознавать. Ведь все, что сейчас существует, все, что мы изучаем, создавалось людьми. Музыка, литература, великие научные открытия, созданные несколько веков назад, позволили нам жить в таком мире, это база, без которой человек не может считаться культурным, если не знает элементарного.

Современная социокультурная ситуация, которая определяет формирование культурного человека и требования к нему в современном мире, характеризуется насыщенностью и многообразием динамических процессов. Темпы модернизации охватывают все большее число существующих культурных форм. Стираются грани между различными этническими культурами, национальными образованиями. Исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социальных процессах. Профессиональная деятельность любого рода становится основной формой индивидуального самовыражения.

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда - многообразие культур и форм культурного развития. На примере субкультуры мы можем хорошо увидеть, как человек может творить, привносить что-то новое внутри своей социальной группы. Также, в каждой стране мы наблюдаем свои религию, архитектуру, язык, танцы, традиционную одежду. И когда человек переезжает в другую страну, он зачастую старается подстраиваться под данную культуру, что лишний раз показывает, как социальная среда влияет на человека.

Из всего этого можно сделать вывод, что культурным человеком в современном мире можно назвать того, кто знает, понимает культуру прошлого, кто соблюдает нормы и правила поведения нынешнего времени, и кто делает вклад в современную культуру, думая о будущем.

Когда дают определение “культурный человек”, то прежде всего имеют ввиду следующее: соблюдает ли человек правила и общепризнанные модели норм поведения в обществе – этакий обывательский кодекс чести. В принципе, этим “обязанности” “культурного человека” для общества и заканчиваются.

Для социума важно, чтобы поведение человека было обусловлено рамками приличия и закона. Социум, в принципе, готов согласиться с тем, что наедине с собой или со своей семьей человек может быть каким угодно, но, выйдя за дверь своего жилища, у культурного человека должен срабатывать тумблер на включение норм и самоконтроль.

То есть в обывательском сознании понятие культурный человек – это человек воспитанный, соблюдающий ритуалы и этикет: “при посторонних”, “на людях”, “в обществе”. Если у человека, владеющего всеми формами этикета, еще и высшее образование наличествует, то, как правило, такой человек поднимается в общественном статусе с уровня просто культурного человека до уровня “интеллигентного человека”.

Поведение человека “за дверью” в расчет в данном случае не принимается. “За дверью” можно рыгать и ковыряться в носу, орать и третировать домочадцев или анонимно зло троллить в интернете пусть и не за деньги, а лишь по зову “метущейся души”. Но если подобный индивидуум уступит место старушке в транспорте или придержит дверь лифта для соседа, все – статус культурного человека ему обеспечен.

Еще в начале девятнадцатого веке слова “культура” более относилась к сельскохозяйственной науке, чем экстраполировалась к человеку. Само слово появилось в эпоху Просвещения – в конце 18-го века, но приживалось постепенно и достаточно долго. В Европе и России 19-го века говорили – цивилизованный человек, имея ввиду примерно то, что сейчас вкладывается в понятие культурного человека. Еще в начале 30-х годов прошлого века толковый словарь Ушакова трактовал понятие “культурный человек” как человек “возделанный”. Лишь в связи с мировой урбанизацией, когда стал поваляться отдельная “городская культура” в противовес природе, понятия цивилизованный и культурный стали размываться. К слову, “культурный” стали добавляться эпитеты, образуя словосочетания: культурная революция, культурный уровень, культурные связи, культурный человек, т. е. указатель на определенные достижения, развитие прогресса и личности.

В настоящее время лингвистика трактует слово “культура” как “объем генетически не наследуемой информации, передаваемой в обществе от поколения к поколению”. Социология также готова предложить свою трактовку понятия: “культура – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра”.

С философской же точки зрения, по Шпенглеру и Тойнби, культура – это лишь часть составляющая цивилизацию. А культурный человек – это человек способный усваивать большое количество информации, анализировать ее, трактовать, выстраивать причинно-следственные связи. Роль воспитания и самоконтроля в формировании настоящего культурного человека философы, конечно же, не отрицали.

Таким образом, культурный человек – это человек соблюдающий основные нормы поведения цивилизованного общества, но соотносящей себя и общество лишь в той пропорции, которая позволяет ему оставаться личностью и индивидуальностью, а не “винтиком системы”, “большинством”, частью “единого кулака” и “единого народа”.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Культура. Как часто мы слышим это слово, какой смысл оно несет и что подразумевает? Культура речи, культурный человек, культура питания...
  2. Современный человек живет в стремительном времени. И ему часто очень сложно вырваться из этого бурного потока. У него порой нет...
  3. Зима в Петербурге 1839 года была с сильными оттепелями. Часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоял на посту. Он услышал, что...
  4. С некоторых пор по городку стал разноситься слух, что в море завелся «Морской дьявол». Он причинял множество бед – разрезал...

Можно ли встретить в современном обществе культурного человека? Это редкое явление, так как к культурному человеку предъявляется множество требований. Соответствовать им способны только редкие индивидуумы, которые обладают отменными манерами и знают нюансы и . Из-за слишком высоких требований возникает вопрос, культурный человек — что за фрукт и как его определить в толпе?

Культура — абстрактное понятие, но в процессе разговора степень ее развития определить легко. Не объединяйте понятия «интеллигент» и «культурный». Каждый интеллигент культурен, но не все культурные люди — интеллигенты.

Творцами духовных благ рождаются, а культурными становятся в процессе жизни.

Знание основ поведения, этикета, манер — приобретенные привычки, которые человек постигает с возрастом. Их прививают в детском саду, в школе, дома. Если человек хочет, он совершенствует умение хорошего поведения, подачи себя в обществе. Развивать культурность и следовать правилам приходится на протяжении всей жизни.

Что определяет культурного человека?

Что подразумевает понятие «культурный человек»? Существуют определенные черты, которые характерны только подобной личности. Вот какие качества характеризуют культурного индивидуума.

Внешние проявления. Человек с притязанием на культуру имеет презентабельный внешний вид. Такой человек не позволяет себе одеться плохо или не по ситуации. Он умеет вести себя в обществе и выполняет правила этикета. Его речь четкая и грамотно поставленная.

Черты личности. Для культурного человека характерны такие черты характера, как , ответственность, великодушие. Он в трудной, экстремальной ситуации. Он искренне отвечает и всегда уверен в собственных силах. С возрастом приобретаются новые черты характера, которые появляются только с опытом.

Чувство меры и такта, заложенные с воспитанием, у культурного человека развиваются на протяжении всей жизни. Он становится толерантным, не проявляет хамства и выказывает уважение не только к старшим по возрасту, но и ко всем людям. Культурной личности свойственно сострадать ближним и жертвовать собственными благами во имя других. В обществе он ведет себя непринужденного и естественно.

Человек постоянно совершенствует способности, получает образование, развивает эрудированность.

Он познает мир, умеет ценить прекрасное. Главная цель — созидание своей сущности или окружающей действительности. Культурный человек готов учиться и постоянно получает новые знания. Это интересные люди, с которыми легко общаться. Разносторонний диапазон тем позволяет в любом обществе. Это яркие личности и собеседники высокого уровня.

Умение контактировать с людьми. Это сотрудничество, работа в коллективе, дружба. Под этим подразумевается способность видеть общую цель и добиваться ее вместе с коллективом. Культурный человек умеет общественные интересы ставить на первое место. Он способен бескорыстно помогать, протягивать руку помощи и делиться имеющимся опытом.

Наравне с этим он как губка впитывает хорошее и перенимает полезные знания у более старших сотрудников. Он не скрывает ненависть за показушной улыбкой. Ему это не позволит воспитание. Если он не может спокойно общаться с человеком, то ограничит общение холодной вежливостью.

Верность долгу. Еще один важный признак культурного человека — преданность стране и своей культуре. Он знает историю собственной страны, знает и привычки, национальные традиции.

Эта черта характера в большем зависит от воспитания и образования.

Но если это не было заложено в семье, человек стремясь к новым знаниям, впитывает и верность, и любовь к своей Родине.

Культурные навыки даются от рождения или приобретаются?

Известно, что культура воспитывается в человеке. Но все же некоторые черты характера являются врожденными и их легко спутать с признаками культуры.

Такт и деликатность. Принято считать, что только культурный человек выражает к другим с уважением и выслушивает, не перебивая. В действительности эти качества являются врожденными и развитыми чертами. Они не гарантируют, что вы имеете общение с культурной личностью.

Соблюдение норм и правил. Некоторые люди с рождения обладают потребностью подчиняться, поэтому следовать в соответствии с общепринятыми правилами для них — норма.

Культурный человек отлично понимает в искусстве. Но любить классическую музыку или восхищаться красотами пейзажей способны многие и способностей. Они от природы наделены чувством прекрасного и являются ценителями в этой сфере.

Истинный смыл понятия «Культурный человек»

Культура — внешние проявления нашей эмоциональности. Наличие культуры — внутренняя установка на внешнее проявление негативных эмоций. Человек способен сострадать, переживать беспомощным. Культурный человек знает различие между добром и злом и четко видит ориентиры, в какую сторону двигаться.

С детского возраста нам прививают навыки, которые были оценены и приняты прошлыми поколениями. Мы впитываем ориентиры правильных поступков, и это называется воспитанием. Культурное воспитание получается через книги, мультфильмы, кинофильмы, где описаны стандарты поведения.

В старшем возрасте уже трудно перешагнуть через сложившиеся убеждения и причинить вред живому существу. Человека при этом удерживает не только закон, но, в первую очередь, культура. Сдерживающие факторы проявляются настолько сильно, насколько были вскрыты культурные понятия в процессе .

От природы бескультурный

Существуют люди с разным типом личности. Некоторые из них свободны от «оков» культуры от природы. Им несвойственно сопереживание в силу сложившихся обстоятельств. В этом мире они выполняют другую миссию — гарантия выживания человеческого общества. Черты характера, свойственные культурным лицам, только мешают в исполнении долга, поэтому сама природа оградила от этих чувств.

Нельзя сказать, что это — чёрствые люди, испытывающие неприязнь ко всему живому. Например, прирожденные предводители обязаны ставить жизни остальных превыше собственных. Они не соответствуют культурным характеристикам, но готовы к самопожертвованию. Есть личности, которые обладают сверхинтуицией и способность просчитывать риски. Это отменные шпионы и разведчики, но при этом не все они носители культурности.

Культура характеризует содержание

Если вы видите человека с хорошими манерами — не дайте себе обмануться. Это лишь внешние признаки, которые не свидетельствуют о его внутренних чертах. Но все же распознать культурную личность можно, если приглядеться.

Он ведет себя в соответствии с общественными нормами поведения, непринужденно ведет беседу и остается при собственных убеждениях.

Какой бы привлекательной внешностью он не обладал, ему противоречат бесстыдство, наглость и пренебрежение к окружающим. Он вовремя угадывает развитие неприятной ситуации и быстро ее исправляет. Он не сплетничает и не подслушивает. Ему противно злословие и злорадство. Он не способен обидеть другого, но требователен к себе.

Культурные люди чаще встречаются среди педагогов, врачей, то есть профессий, которые обязывают учить других и подавать пример. Помните, что культурные качества — приобретенные. Стремитесь к идеалу, ведь он достижим.

Понятие «культурный человек» многозначно, оно употребляется в широком и узком смысле слова. В широком смысле культурным называют человека духовно богатого, разносторонне образованного, интеллектуально развитого, нравственно и эстетически воспитанного, т.е. интеллигентного, обладающего прежде всего внутренней культурой.

Охарактеризуем черты культурного человека .

    Духовное богатство – наличие у человека широкого круга духовных потребностей и интересов и богатого внутреннего мира. Культурный человек отдает приоритет духовным, а не материальным ценностям.

    Разносторонняя образованность – человек компетентен не только в своей специальности, но и во многих других областях.

    Интеллектуальное развитие – степень и глубина развития ума, интеллекта.

    Нравственная воспитанность – обладание нравственной культурой, знание и соблюдение моральных норм и принципов.

    Эстетическое воспитание – формирование чувства красоты и эстетического вкуса.

В узком смысле культурным называют просто вежливого, воспитанного человека, т.е. обладающего внешней культурой, или культурой поведения. Внешняя культура состоит в соблюдении норм и правил этикета. К внешней культуре относится: манеры человека, речь, форма и стиль одежды, умение вести себя и пр. Наиболее важными чертами внешней культуры человека являются:

    вежливость,

    воспитанность,

    тактичность.

Охарактеризуем их. Культурный человек прежде всего вежлив. Вежливым называют поведение, соответствующее принятым в данном обществе правилам приличия и манерам. Главное в вежливости – внимание и уважение к людям, уважение человеческого достоинства. В общении с людьми надо придерживатьсязолотого правила нравственности , сформулированного И.Христом:Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

О значении вежливости. Обсудить слова писателя Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево, и не ценится людьми так дорого, как вежливость».

Воспитанность – это вежливость, перешедшая в привычку, ставшая второй натурой человека. Воспитанный человек автоматически, не задумываясь, делает то, о чем вежливый человек знает, но не всегда делает, например, здороваться при встрече, пропускать вперед старшего, уступать ему место, снимать головной убор в помещении и др. Воспитанность – более высокая ступень культуры человека по сравнению с вежливостью.

Тактичность – это чувство меры в человеческих взаимоотношениях, моральная интуиция, подсказывающая человеку наиболее верную, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. Правила поведения тактичного человека обычно начинаются с частицы «не»: «не лезь в душу», «не затрагивай больной вопрос для человека», «не усугубляй» и пр. («не сыпь мне соль на рану»). Обсудить слова А.П.Чехова: «Хорошее воспитание состоит не в том, что ты не прольешь соуса на стол, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-либо из окружающих».

Внутренняя и внешняя культура не всегда совпадают между собой и дополняют друг друга. Человек может обладать внешней культурой, безупречно овладеть правилами этикета и в то же время по своей внутренней сути быть непорядочным, безнравственным. Т.е. за внешней показной вежливостью он может маскировать свою отрицательную внутреннюю сущность (свое «гнилое нутро»). Идеалом является сочетание внутренней и внешней культуры, сочетание хороших манер и умения вести себя с внутренней красотой, нравственным совершенством человека. Формирование такого человека и есть цель воспитания. Другими словами, идеал и цель воспитания –всестороннее, гармоничное развитие личности , в единстве внутренних и внешних качеств, духовных и физических. Единство духовного и физического развития – это идеал, сформулированный еще в Древней Греции. Духовное развитие (воспитание) включает в себя: нравственное, эстетическое, политическое, правовое воспитание и т.п. И соответственно, это направлено на формирование и совершенствование нравственной, интеллектуальной, психологической, политической и т.д. культуры.

Процесс формирования и развития культуры человека – целенаправленный, длительный, постепенный и трудный процесс. Здесь многое зависит от целеустремленности, усилий, настойчивости, упорства и терпения человека. Привести поговорки: «Что посеет человек, то и пожнет». «Посеешь хороший поступок, пожнешь хорошую привычку, посеешь хорошую привычку, пожнешь хороший характер, а посеешь хороший характер, пожнешь хороший нрав и обычай». Человек создает самого себя сам. Но и ответственность за то, Чем он стал и каким стал , тоже несет он.

Что такое культура? На этот, казалось бы, простой вопрос нет универсального ответа. Существует много определений этого слова, трактовок этого понятия. Так что же такое культура? Нередко мы говорим о ком-то: «Какой культурный человек». Под этой характеристикой мы чаще всего подразумеваем вежливого, учтивого человека, который знает слова «спасибо» и «пожалуйста», уступает место и дорогу, открывает двери, пропускает вперед, интересуется самочувствием и здоровьем. Тогда получается, что под культурой мы понимаем хорошие манеры? Да. Но не только, ведь иногда мы используем слово «культурный» в качестве синонима слова «образованный». Очень культурный человек – это человек, который много читает, цитирует Гетте или а, в курсе последний новостей искусства и науки.
Из вышесказанного следует, что культурный человек – это образованный человек с хорошими манерами. Но назовем ли мы культурным того, кто при всей своей образованности и хороших манерах эгоистичен? Того, кто думает лишь о себе, стараясь выглядеть в глазах окружающих хорошо, но совершенно не заботящийся о чьих-либо, помимо своих, проблемах? Нет. Следовательно, культура подразумевает еще и уважение к другим, заботу об удобстве окружающих.
Таким образом, понятие «культура» вбирает в себя много составляющих: хорошие манеры, образованность, уважение к другим. Кроме того, чертами культурного человека является его умение грамотно излагать свои мысли, красота его речи, знание этикета, тактичность, богатый духовный мир. То есть человека культурного можно охарактеризовать словами доктора Астрова из пьесы Чехова «Дядя Ваня»:
» В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Достаточно много требований выдвигается общество к человеку культурному. Казалось бы, что соответствовать этому статусу чрезвычайно сложно. Но как же приятно осознавать, что ты прослыл культурным человеком, что твоим поведением, манерами, твоим образом жизни восхищаются и ставят тебя в пример! Быть культурным человеком сегодня достаточно модно, поэтому многие пытаются имитировать свою культурность аккуратной опрятной одеждой, строгими прическами, популярными сегодня очками, которые по задумке должны придавать носителю интеллигентный вид. Но в действительности выдать себя за культурного человека, не будучи им, невозможно: подводят манеры, речь, уровень знаний в различных областях. Не стоит выдавать себя за культурного человека, лучше постараться стать им! Ведь это возможно!
Считаю ли я себя культурным человеком? Этот вопрос достаточно щепетильный, на него сложно ответить даже самому себе. Скорее всего, я не возьмусь назвать себя культурным в полной мере. Это возложило бы на меня очень большую ответственность. Но я стремлюсь к этому гордому званию, стараюсь становиться лучше. Маленькими шагами я приближаю себя к этому статусу: я читаю книги, признанные классической литературой, я стараюсь быть в курсе последних событий мира культуры и искусства, стараюсь быть тактичнее и вежливее с людьми, быть добрее к ним, пытаюсь грамотно строить свою речь. Я хочу стать культурным человеком в полной мере значения этого слова.
Особенно остро сегодня стоит проблема правильности речи. Как много проблем у современного русского языка! Если раньше одной из главных проблем было засилье иностранных слов, то сегодня – это использование ненормативной лексики, которая присутствует в речи даже детей. Что уж говорить о неумении грамотно построить предложение, изложить свои мысли, использовать речевые обороты и уместные художественные средства для усиления экспрессии собственной речи. Свою речь назвать культурной на сегодняшний день я не могу. По тем же причинам, по каким не осмеливаюсь назвать себя в целом культурным человеком. Но, полагаю, что моему возрасту позволительны некоторые недоработки в этом направлении. Но я учусь, стремлюсь, стараюсь!
Эталон культурной речи я считаю речь ведущей Первого канала Екатерины Андреевой. Так уж случилось, что еще в детстве я полюбил слушать ее, тогда еще не совсем понимая смысла новостей, которые она рассказывала. И сегодня я убежден, что речь Екатерины Андреевой может служить образцом культурной речи, на которую можно ориентироваться в стремлении говорить правильно.
Культура – это неотъемлемая часть современного общества, и, чтобы быть его полноценным членом, нужно быть культурным человеком. Каким бы недостижимым некоторым из нас это не казалось, но абсолютно каждый способен воспитать в себе культуру.