Как похвалить себя и зачем это нужно делать. Как хвалить мужчину: правильные слова, примеры и советы психологов

Тебе наверняка знакомо чувство, когда ты стараешься что-то делать, а окружающие лишь критикуют тебя, указывают на малейшие недочеты и всячески преуменьшают твои достижения. На самом деле многие из нас так поступают по отношению к себе. Не удивительно, что ничего не получается. Прекрати быть строгим судьей по отношению к самой себе и начинай хвалить себя любимую.

Позитивное отношение и добрый настрой намного более эффективны, чем постоянная критика и негодование. Особенно, если ты меняешь свою жизнь: худеешь, осваиваешься на новой работе и т. п. В любом случае ты находишься в процессе смены образа жизни. В целях мотивации тебе просто необходимы поощрения и похвалы.

Запомни главное правило - ты заслуживаешь похвалы. Если у тебя появляются мысли о том, что хвалить себя не за что, кому это надо и т.д. - гони их прочь. Это 100% путь к провалу. Постарайся оказывать поддержку, проявлять уважение и заботу к себе.

Как же себя правильно похвалить?

Похвалы могут быть большие и маленькие. Но вот когда и как их использовать - это вопрос. Допустим, ты худеешь. Большие похвалы (поездки, одежда, покупки и т.д.) отлично подходят в качестве награды за достижение определённой цели по снижению веса (ушло полкило - можно купить себе кофточку). Маленькие похвалы (о них часто забывают) идеальны для "ежедневного использования". Поощряй себя каждый день или каждую неделю за выполнение плана по калориям, пробежку лишнего километра, постоянное здоровое питание или просто за следование плану питания. Маленькие похвалы - это посмотреть фильм (или сходить в кино), поболтать по телефону, принять ванну и т.д.

Ты можешь вознаграждать себя буквально за всё, что тебе нравится. Залог успеха - делай это постоянно и часто. Помни, что ты стараешься жить здоровой жизнью, а эта задача требует постоянного участия и напоминания. Т.е. часто хвали и приободряй себя, а не оставляй все поощрения "на потом". И ещё раз: долгосрочные задачи, связанные с похудением - большие похвалы, а ежедневные и еженедельные цели (конечно, те, которые достигаются) - тут можешь побаловать себя маленькими радостями.

Как избежать ошибок?

Убедись, что похвалы используются исключительно в целях поддержки и ускорения твоей программы. Проще говоря, не попадай под зависимость от поощрений, иначе вся твоя мотивация просто развалится. Постарайся, чтобы не получилось так, что все твои усилия будут направлены исключительно на получение похвалы, а не на похудение. Никогда не используй еду в качестве похвалы, это путь к провалу.

Сделай так, чтобы похвала или награда была тебе не безразлична. Пара новых туфель, новая машина, день отдыха? Что подходит тебе? Не обманывай себя. Если ты будешь выполнять поощрения и похвалы только у себя в голове и думать о том, что в следующий раз я точно это сделаю, то ты просто не сможешь выработать эту важную привычку - хвалить себя.

Похвала может стать отличным помощником в воспитании детей, если уметь ею пользоваться, отмечают многие современные психологи. И правда, одни хвалят – не нахвалят своего ребенка, а у него уже выработался иммунитет к словам родителей, которые он слышит по поводу и без. Через некоторое время взрослые удивляются, что ребенок перестает стремиться к лучшим результатам и работать над собой. Ведь у него уже есть установка, что он самый лучший.

Другие родители скупятся на слова одобрения и поощрения и добиваются такого же эффекта, но ребенок начинает думать: “Зачем стараться, ведь я и так ни на что не годен”. А кто-то вроде бы и хвалит за дело, но ребенок словно не хочет верить словам взрослого и воспринимает их в штыки.

О похвале из книги “Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию”:

“Почему дети отнекиваются, когда я их хвалю? Я говорю дочери, что она умная, а она отвечает: « Лиза умнее ». Я говорю, что она красивая, а она: « Я толстая ». Я говорю, что она – замечательная старшая сестра и одаренный художник, а она пинает младшего и говорит, что не умеет рисовать. Порой мне кажется, что она стремится доказать, что я неправа.

С сыном еще хуже. Он бросал мяч в баскетбольную корзину и наконец попал. Я закричала: « Отлично! Ты – настоящий баскетболист!» Он бросил мяч и ушел в дом. Не понимаю. Каждый раз, когда я пытаюсь похвалить своих детей, мои слова оказывают противоположное действие”.

Вы только что указали на проблему глобальной похвалы, связанной с оценкой детей. Такие слова, как “умный” , “красивый” и “прекрасный” не только заставляют их сосредоточиваться на собственных недостатках, но еще и подталкивают их к прекращению попыток. Если я уже прекрасный, зачем рисковать – ведь в следующий раз может и не получиться!

Значит ли это, что нужно перестать хвалить детей?

Это значит, что если мы хотим помочь детям поверить в себя и продолжить старания, то нам нужно избегать оценок. Забудьте такие слова, как « хороший », « отличный », « фантастический », « лучший ». Научитесь просто описывать. Вы можете описать то, что видите или чувствуете.

Опишите то, что видите:

  • «Ты боролся с этой проблемой, пока не нашел решение!»
  • «Ты все-таки сделал этот бросок! Мяч попал точно в корзину!»
  • «Хотя у тебя были собственные дела, ты помог сестре сделать домашнее задание».

Опишите свои чувства:

  • «Мне нравится твоя картина “Закат на море”. Она создает ощущение счастья и покоя»
  • «Каждый раз, когда я вспоминаю твою шутку, не могу удержаться от смеха».

Описание того, что мы видим или чувствуем, оказывает почти магическое действие. Мы не только подтверждаем ценность усилий ребенка, но еще и помогаем ему поверить в себя. Мы мотивируем его к дальнейшим усилиям. Внутренний посыл такого описания очень отчетлив: « Я не сдался, пока не решил проблему… », « Чем больше я тренируюсь, тем лучше получается!.. », « Я могу быть добрым даже в сложных обстоятельствах… », « Я умею шутить… », « Я нарисовал отличный пейзаж… ».

Не сомневайтесь в этом. Описание – отличное средство для воспитания уверенных в себе и ответственных детей.

А вот еще один вариант полезной похвалы.

Суммируйте то, что вы видите, в словах:

  • «Ты репетировал, пока не выучил все до последней ноты. Это я называю упорством».
  • «Я вижу, что ты оставил последний кусок торта для твоей сестры. Вот это сила воли!»
  • «Ты сгреб все листья и собрал их в мешок. И я тебя даже не просила! Вот это я называю ответственностью!»

А если хвалить не за что? Представьте, что школьный автобус вот-вот подъедет, а ваша дочка еще не одета… Или ребенок жалуется, что учитель слишком много задает и успеть все сделать просто невозможно.

Бывают моменты, когда нам страшно хочется высказать детям все, что мы о них думаем.

  • «Почему ты так медленно одеваешься? Посмотри на себя! Ты еще не обулась! Так ты никогда не успеешь на автобус!»
  • «Если бы ты сел за уроки, когда я тебе сказала, а не играл в дурацкие видеоигры, то все успел бы. Ты вечно ищешь оправдание собственной лени!»

Но поддаваться соблазну не следует. Нужно описать ребенку то, чего он достиг, даже если эти достижения незначительны.

  • «Ты оделась, позавтракала и почистила зубы. Теперь тебе осталось лишь найти туфли и носки. И ты готова!»
  • «Давай-ка посмотрим… десять упражнений на сложение и вычитание дробей. Это утомительно. Но я вижу, что ты уже решил два первых примера. Похоже, ты на верном пути».

Отмечая достигнутый прогресс (пусть даже малый), мы вселяем в детей уверенность и желание продолжать старания.

Но, допустим, хвалить ребенка не за что. И предположим, что у вас – один из тех сверхчувствительных детей, которые расстраиваются до смерти, понимая, что сделали что-то не так.

Помогите ребенку понять, что его ошибка может оказаться важным открытием. Одна мама рассказывала нам о том, как ее трехлетний сын, разговаривая с ней, тряс чашку с соком. Неожиданно крышка с чашки слетела, и сок пролился на рубашку мальчика и на пол. Мальчик начал истерически рыдать.

– Сэмми, – торжественно произнесла мать, – ты сделал открытие!

Мальчик перестал плакать и удивленно на нее посмотрел.

Очень размеренно мать сказала:

– Ты только что обнаружил, что, когда ты трясешь закрытую чашку, крышка может слететь, и тогда сок расплескается!

На следующей неделе в дом приехала бабушка. Она положила свою сумочку и очки на кухонную стойку. Через минуту она потянулась за сумочкой и уронила очки. Бабушка воскликнула:

Сэмми потянул ее за кофту и очень торжественно произнес:

– Бабушка, ты только что сделала открытие!

– Открытие? – удивилась она, поднимая очки.

– Ты открыла, что, если положить очки на край стойки, они могут упасть!

– Надо же! – восхищенно сказала бабушка. – Я это запомню!

Воспитывать - это видеть, подмечать и называть лучшие качества и стороны вашего ребенка. Давать им раскрыться, создавать почву для самореализации ребенка в этих лучших качествах. Уметь видеть хорошее, уметь верить в ребенка, даже самого «трудного».

Хороший детский психолог вам скажет: трудные дети - это трудные родители. Дети, особенно до 10 лет, очень часто «зеркалят» поведение, тревоги, эмоции и реакции мамы и папы. Поэтому, если вам трудно, хвалите своего ребенка. Если вам легко, тоже хвалите. Он вырастет психологически здоровой, успешной, уверенной в себе личностью.

iconmonstr-quote-5 (1)

Когда мы высвечиваем лучшие качества в человеке, слабые стороны, не получая подпитки, отходят на второй план.

Психологически в них словно отпадает необходимость. Со временем критиковать или призывать к порядку приходится все реже. Это непростой путь, который требует усилий от родителей, но он стоит того.

Давайте разберемся, что значит хвалить. Как не вырастить избалованного , самовлюбленного тирана? Где грань между хвалить и оценивать? Как хвалить так, чтобы не захвалить?

Многие из этих моментов применимы, конечно же, не только к детям. Половину из того, что вы здесь прочтете, преподают на различных тренингах по личностному росту, искусству переговоров и психологии отношений.

Хвалите не человека, а его действия

Вычищайте из своего лексикона выражения типа «Какой же ты у меня замечательный». Хочется спросить: какой?

Эти слова на самом деле не хвалят, а ставят в тупик. Что я такого сделал, что я такой замечательный? Вот на этот вопрос вы и отвечаете своей похвалой: «Как же ты красиво раскрасил эту картинку», «Как быстро ты убрал сегодня игрушки», «Как приятно, что ты помог бабушке разобраться с телефоном».

Не сравнивайте

Самое худшее, что могут сделать родители, - это привести ребенку в пример других людей. Сверстников, взрослых - это не столь важно. «Посмотри, как Петя быстро съел суп, а ты чего сидишь?», «Послушай, как Маша красиво поет. Когда ты уже так научишься?».

Родители при этом думают, что они подстегивают тем самым ребенка, что он мотивируется этим сравнением и начнет заглатывать суп удобными родителю темпами. Может, и начнет. Но заработает гастрит или аллергический кашель, который ни один врач не сможет потом вылечить.

Тем более неуместны сравнения со взрослыми профессионалами своего дела - дела, которое малыш только начинает осваивать.

iconmonstr-quote-5 (1)

Если приводить в пример девочке, которая пошла в балетный класс, как танцует прима Большого театра, естественной реакцией не только малышки, но и большинства взрослых будет «Эх, я так никогда не смогу».

Поощряйте то, как получается у ребенка уже сейчас, а не ругайте то, как у него не получится, если он не будет то, и се, и пятое, и десятое по вашему списку.

Будьте искренни

Не нужно льстить или переигрывать - дети моментально распознают фальшь.

iconmonstr-quote-5 (1)

Если рисунок, который протягивает гордый малыш, не совсем в вашем вкусе, честно обозначьте, что вас смущает, но обязательно найдите, что можно похвалить.

«Ты знаешь, мне кажется, цветы не бывают размером больше дома, но это, наверное, вопрос перспективы. А вот сочетание цветов у тебя удивительное. Такой цвет неба был буквально на днях, и я еще пожалела, что не сфотографировала этот закат. Вот, теперь есть твой рисунок с этим небом».

Не используйте превосходные степени

Важно так подбирать слова, чтобы у ребенка не складывалось впечатление, что он прав, талантлив и гениален во всем, что бы он ни сотворил.

«Ты гений!», «У тебя талант, которого нет у других» или, еще хуже, «Как же ты будешь жить с таким талантом? Всем гениям живется ох как непросто!».

iconmonstr-quote-5 (1)

Никаких «ты самый умный, ты самый красивый, ты самый добрый»!

Как хвалить, если хвалить не за что? Взялся ребенок помешивать кашу, отвлекся, каша сгорела. Вроде хвалить не за что, но и здесь найдется, чем подбодрить малыша.

«Слушай, как хорошо, что ты хотел мне помочь с кашей. У меня тоже первые 20 каш сгорели, когда я начинала готовить. Если человек не совершает ошибки, он не идет вперед. Значит, ты сегодня многому научился».

Используйте фразу «Горжусь тобой!» правильно

Говорите о своих позитивных чувствах и эмоциях, называйте их как есть. Если вы испытываете гордость за ребенка , который прочитал стишок на детском утреннике, так и скажите: «Горжусь тобой! Ты так красиво прочитал стих!».

Если у вас мелькнула мысль, что ваша дочь невероятная красавица, нужно говорить не «Ты у меня самая красивая», а «Я любуюсь тобой» или «Как же тебе идет этот фасон/цвет!».

Благодарите

Благодарность - лучшая форма поощрения как ребенка, так и взрослого. Родители очень много требуют от своих детей.

Отследите, часто ли вы обращаетесь к ребенку, чтобы дать очередную команду: вставай, садись, ешь, заканчивай уроки, надевай пижаму, почисти зубы.

Представьте, что вам приходится выполнять такое множество поручений, и вам даже никто не говорит за это спасибо! Обидно, правда? И совсем не мотивирует исполнять эти команды завтра.

iconmonstr-quote-5 (1)

Другое дело, если убрал за собой посуду в раковину и услышал: «Спасибо тебе за помощь! Мы теперь быстро закончим все дела, и у нас останется время поиграть».

Избегайте оценочных существительных

Старайтесь исключить из своего лексикона слова «молодец», «молодчина», «молодца» и иже с ними.

Есть ли что-то негативное во фразе «ты молодец»? На первый взгляд, это обычная, стандартная похвала, с помощью которой можно «закрепить» правильное поведение человека. Многие эксперты советуют именно так корректировать действия других людей в нужную сторону. Но известный американский психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» придерживается другой точки зрения: похвала не только не несет пользы, но может пойти и во вред. Почему стоит придержать эмоции в разговоре с коллегой, ребенком, другом? Как выразить свое одобрение, если все же хочется поддержать собеседника?

В чем опасность

Если вы хотите помешать человеку выполнить задачу квалифицированно, похвалите его прямо перед началом работы.

Звучит парадоксально, неправда ли? Познакомьтесь с результатами двух экспериментов, после чего фраза выше уже не покажется такой нелепой.

В Израиле ученикам пятого и шестого классов предложили выполнить творческое задание. Те, кого за работу похвалили, в следующем упражнении показали заметно более низкий результат, чем те, чья работа получила нейтральную оценку. Кроме того, второе задание эти дети выполнили хуже, чем первое, которое делали еще до того, как их похвалили. Подобное исследование было проведено и в США с участием студентов колледжа. Оно тоже показало, что похвала стабильно приводит к снижению качества работы.

В чем связь между словесным одобрением и низкими результатами? Во-первых, когда человека хвалят за успешное выполнение работы, которая не была особенно сложной, он может воспринять это как намек на то, что он не такой уж способный или талантливый, и поэтому его хвалят за ерунду. У него формируются заниженные ожидания в отношении своих способностей, и человек начинает работать менее настойчиво и упорно. Во-вторых, похвала - это еще и моральное давление, ведь теперь нужно соответствовать высокой оценке. Как проще всего этого добиться? Идти проторенной дорожкой, избегать риска и всего нового. Другими словами, лучше выбрать проверенный, пусть и банальный способ, чем стараться удивить, выделиться. А когда мы подсознательно стараемся «просто хорошо выполнить свою работу», интерес к задаче снижается. Именно поэтому не стоит ожидать, что словесное одобрение будет стимулировать повышение качества работы.

Похвала не ведет к хорошему поведению, как принято считать.

Мы хвалим людей, и особенно детей, не только чтобы добиться от них хорошей работы, но и чтобы помочь им сформировать правильные ценности и повысить самооценку. Но что происходит на самом деле? Похвала может стимулировать нужное поведение, но лишь на время. И никак не меняет ценности человека. В 1991 году были опубликованы результаты исследования, проведенного Джоан Грусеч с участием дошкольников: выяснилось, что те, кого матери часто хвалили за проявление щедрости, в повседневной жизни демонстрируют ее несколько реже, чем сверстники.

Не помогает похвала и формированию здоровой самооценки.

Скорее, она работает в обратном направлении. Сказанные в наш адрес добрые слова мы часто воспринимаем, как контроль. К примеру, ваш шеф говорит: «Вы выбрали отличный способ решения этой задачи. Так держать!». Подсознательно, мы начинаем думать, что к успеху привели не наши собственные решения, а выбор именно такого способа, который шеф считал удачным. То есть похвала может оказываться не просто неэффективной, но и вредной.

Что использовать вместо похвалы?

Вы можете подумать, что раз нельзя хвалить, то нужно молчать или ворчать. Это не так. Мы можем минимизировать негативное влияние похвалы, и при этом на новые свершения. Вот четыре практические рекомендации:

  • Хвалите не людей, а результаты их деятельности.

Если мы воздержимся от оценки самого человека, то разрыв между тем, что он слышит, и тем, что из-за этого начинает думать о себе, будет минимален. Лучше комментировать результаты деятельности или то, что человек делает прямо сейчас, а не черты характера и способности. «Отличная получилась история» предпочтительнее, чем «ты отлично пишешь».

  • Формулируйте похвалу как можно более конкретно.

Мы должны не только рассматривать действия или их результаты в целом, но и уделять внимание конкретным аспектам работы, которые показались нам особенно новаторскими или по какой-то еще причине достойными упоминания. Поэтому лучше сказать даже не «отличная получилась история», а «как здо’ рово ты придумала оставить главного героя в конце истории в некотором замешательстве».


  • Избегайте пустой похвалы.

Родители или учителя, искренне довольные чем-то, что сделал ребенок, вовсе не должны скрывать восторг и радость. Похвала становится сомнительной, когда однозначно воспринимается не как спонтанное выражение эмоций, а как продуманная стратегия, трюк, подсмотренный в книжке. Когда нас учат, что нужно «подлавливать людей, когда они делают что-то правильно или хорошо» и хвалить их за это, нам навязывают именно такие довольно вредные и искусственные приемы. В результате получается надуманное, а не искреннее одобрение. Один из верных признаков фальшивой похвалы - неприятный «сладкий» голос, с активной модуляцией, который совершенно не похож на тот, которым мы говорим в обычной жизни.

  • Избегайте похвалы, которая порождает конкуренцию.

Ни при каких обстоятельствах не стоит хвалить человека, сравнивая его с другими. Формулировки вроде «ты лучший в этом классе» (или «в этом отделе») должны быть навсегда исключены из нашего лексикона. Исследования однозначно указывают на то, что подобные комментарии подавляют . Но есть у них и более опасный, хотя и менее заметный эффект: они заставляют человека, получающего похвалу, смотреть на других как на соперников, а не потенциальных союзников и коллег. Из-за этого человек привыкает думать, что достоин высокой оценки, только если смог обойти всех остальных, а это прямой путь к хронической неуверенности в себе.

Публичная похвала также порождает конкуренцию.

К примеру, учитель в начальной школе говорит всему классу: «Мне очень нравится, как Ванечка сидит ровно и спокойно и готов к работе», и этим объявляет конкурс на звание Самого Послушного и Тихого Ученика. Очевидно, что все, кроме Ванечки, в этот момент чувствуют, что проиграли в состязании. Похвала в такой форме имеет и еще три серьезных недостатка. Во-первых, она вредна для самого Ванечки: его отношения с одноклассниками могут серьезно испортиться, если его объявляют Самым Послушным и Тихим. Во-вторых, ключевое слово в этой похвале - «мне». Самому Ванечке все это никак не помогает понять, что это значит - быть послушным и тихим, он учится лишь угождать учителю.

И последнее: в данном примере учитель хвалит Ванечку для того, чтобы манипулировать поведением остальных учеников. Приводить кого-то в пример совершенно недопустимо, причем независимо от того, предлагаем ли мы при этом поощрение или наказание. Похвала на публике немногим лучше публичной критики. Поэтому оценивать людей нужно исключительно один на один.