Кес ван Донген. Дамы в шляпах и без. Портретист Кес ван Донген – поэт женской красоты Коммерчески успешные работы

Будущий мастер типажных женских образов и портретист Корнелис Теодор Мария ван Донген родился 26 января 1877 в Дельфсхафене близ Роттердама в Нидерландах.

В 1892—1897 годах обучался в Королевской Академии художеств в Роттердаме. Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах "Груне" и "Роттердам ньювсблад".

Кес ван Донген "Черная блузка"
ок.1910 г. 80 x 63.8 см. Масло, холст. Частная коллекция

В 1899 году переехал в Париж, где женился на Августе Прейтингер. Художник регулярно принимал участие в различных авангардных выставках, таким образом стал довольно известен, был знаком с такими известными художниками, как Анри Матисс, Дерен, Вламинк и другими.

Кес ван Донген "Цыганка III"
1917-1918 г. 100.2 x 81 см. Масло, холст. Частная коллекция

Как художник-новатор, ван Донген участвовал в различных художественных движениях, в том числе фовизме и экспрессионизме.

Кес ван Донген "Цыганка"
1910-1911 г. 100.2 x 81.2 см. Масло, холст. Частная коллекция

Кес ван Донген писал портреты известных людей, а также обычных людей - бедняков, но особую известность получил благодаря своим портретам женщин: картинам, посвященным "современной женщине", погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений.

Кес ван Донген "Церера"
65 х 54 см. Масло, холст. Частная коллекция

Эти работы впечатляют не столько "эпатажностью", сколько мощным живописным новаторством, имевшим большой резонанс в искусстве того времени. За грубыми и примитивными формами в его картинах скрывается утончённость, элегантные позы, гармоничность.

Кес ван Донген "Фатима"
ок.1911 г. 65.3 х 46 см. Масло, холст. Частная коллекция

В 1929 году Кес ван Донген получил французское гражданство.

Кес ван Донген "Туалет женщины"
1905-1906 г. 64.7 х 49.5 см. Масло, холст. Частная коллекция

В межвоенный период стиль ван Донгена значительно изменился. Творчество художника стало в своего рода "авангардным салоном" или усредненным вариантом "ар деко", где доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского, иной раз почти китчевого шика.

Кес ван Донген "Портрет Марины Зальц"
1952 г. 58.4 х 48.3 см. Масло и мел на панели. Частная коллекция

Поздние работы художника пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры.

Кес ван Донген "Портрет мадам V"
ок.1963 г. 145.5 x 113.8 см. Масло, холст. Частная коллекция

Кес ваг Донген "Инес Наполи"
1908 г. 81.5 х 54.5 см. Масло, холст. Частная коллекция

Но и в наши дни Кес ван Донген остается непревзойденным в своем стиле мастером женского портрета.

Кес ван Донген "Женский портрет II"
61 x 49.5 см. Масло, холст. Частная коллекция

1877 — 1968 г. Голландский художник, основоположник фовизма, мастер женского портрета.

С «глотком» сладкого яда парижской свободы, двадцатилетний голландский живописец Кес Ван Донген получил стойкую «зависимость» от бурной жизни, кипящей в этом городе-празднике; так ряды французского изобразительного искусства пополнились художником-новатором, ярко проявившим себя в жанре фовизма.

Родился Корнелис Теодор Мария Ван Донген 26 января 1877 в пригороде Роттердама – Дельфсхафене, в семье пивовара. Склонность к рисованию проявилась у юноши в раннем возрасте, и в 1892 он становится учеником Королевской Академии художеств в Роттердаме, которую заканчивает в 1897. Портовый город, в котором он обучался живописи, просто кишел колоритными асоциальными персонажами, и сцены этой «живой» жизни привлекали Ван Донгена своей необузданной энергией. Наибольший интерес молодого художника вызывал непостижимый женский мир, в особенности, те его представители, которые не обращали внимания моральные устои общества. Изображая колоритную портовую жизнь, художник не только совершенствовал свои творческие навыки, но и зарабатывал на жизнь, получая за рисунки деньги от местной прессы.

После окончания Академии, Ван Донген посетил Париж, пленивший его своей яркой, открытой, и праздничной атмосферой, но, не решившись остаться в городе-мечте, он возвращается на родину, правда, ненадолго.

Окончательно переехав в Париж, художник обосновался в легендарном Бато Лавуар, влача, как и остальные богемные личности этого «корабля-прачечной», полунищенское существование, компенсируемое невероятными событиями, которые, обычно, сопровождают жизнь гениев не от мира сего. Близкий Ван Донгену карикатурный жанр снова помогал выжить, а его услуги оплачивала пресса анархистского толка. Помимо этого, наделенный отменной физической силой, художник не стеснялся участвовать в борцовских схватках в цирке.

В столице Франции, имевшей наибольшую «концентрацию» творческих личностей на душу населения, заявить о себе было проблематично, но «заезжему голландцу» помогла дружба с Пикассо, у которого Кес «одолжил» подругу – модель Фернанду Оливье. Неясно, действительно ли в связи с этим возникли обиды, но то, что после портрета Фернанды, художника заметили, факт.

Любовь Ван Донгена к женщинам была взаимной, именно они сделали его богатым, знаменитым, вывели в свет, и возвели в ранг чуть ли не штатного портретиста блистательного общества.

В 1905 художник принял участие в знаменитом Осеннем салоне, на котором фовисты поразили зрителя сиянием ярких, чистых красок, громко заявив о «самостоятельном» статусе этого стиля.

Хотя Ван Донген не связывал свое творчество с какими-либо направлениями живописи, его чистые, мощно звучащие цвета, а также темпераментное «неистовство», которым насыщены отдельные картины, подталкивают к мысли, что стиль художника – своеобразный синтез экспрессионизма и фовизма. Значительная роль отводилась цветовому символизму, и если требовалось передать мотив страсти, эту эмоцию выражал красный цвет; синий «отвечал» за духовное, а желтый символизировал надежду.

В 1908-м экспрессионистское движение «Мост» приняло Ван Донгена в свои ряды, и этот жанр более точно выражает манеру живописи художника, но при этом, большинство критиков видит в нем фовиста.

После путешествия в Египет, состоявшегося в 1913-м, стиль работ живописца упрощается, он тяготеет к двухмерности. Кроме этого, произведения приобретают более светский налет, чему способствовала дружба с маркизой Казати, и модельершей Жасмин (Леа) Жакоб. Также в этом году Ван Донген здорово эпатировал публику, выставив на экспозиции Салона портрет полностью обнаженной собственной жены, который полиция потребовала убрать.

В 1929 художник получил французское гражданство и, приблизительно, на это время пришлось изменение стиля живописи, приблизившегося к «арт-деко». Великосветская публика наперебой заказывала портреты, а в картинах стало появляться больше символизма. Работу «Танго с архангелом» можно считать отражением не только творческого кредо Ван Донгена, но и его стиля жизни, полностью подчиненного светским законам.

Женская тематика присутствовала и в поздних работах художника, но та откровенная эротика, граничившая с цинизмом, ушла, а с ней и вызывающе яркие краски.

В 1958 художник написал «Портрет Бриджит Бардо», в котором французская знаменитость устало смотрит на зрителя.

Последние годы жизни художника прошли в Монте Карло, где он умер на собственной вилле 28 мая 1968, прожив 91 год.

Фотографии Кеса ван Донгена





Кеса ван Донген Картины 1

Красный клоун Женщина с кошкой Танцоры Ревель и Коко Женщина в голубой шляпе
Мак Жозефина Бейкер Прогулка женщины с собакой по пляжу Ночь разрезает луна
Покой
Танго с архангелом Скрипачка Эквилибристка
Монпарнас Блюз Старый клоун Женский портрет Женщина на диване

Подробная биография

В 16 лет Кес Ван Донген поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Роттердаме. Уже во время учебы его акварельные рисунки на темы из городской жизни начали публиковать местные газеты. Художник разделял идеи анархизма, оформил обложку голландского издания одной из книг П. А. Кропоткина.

В 1897 году Ван Донген впервые приехал в Париж и, прожив там несколько месяцев, успел выставиться в галерее Ле Барк де Бутвиль . Через год он поселился в Париже на Монмартре вместе с художницей Августой Прейтингер (Гус) , вскоре ставшей его женой.

Двадцатичетырехлетний Кес ван Донген
Париж, 1902

Кес ван Донген
Синее платье (Портрет Августы Прейтингер)
Ок. 1911
Холст, масло. 146 х 114
Музей Ван Гога, Амстердам

Ради заработка Ван Донген рисовал посетителей кафе, нанимался разносчиком газет, грузчиком и даже участвовал в бойцовских состязаниях. На улицах Парижа, в цирке, на ярмарках — повсюду он делал наброски для своих картин. Под влиянием импрессионизма живопись Ван Донгена, изначально несколько тяжеловесная, с характерным «рембрандтовским» колоритом, становилась более светлой и спонтанно размашистой.

В парижской сатирической прессе печатались и получили определенную известность рисунки Ван Донгена, близкие по стилю Жан-Луи Форену, Теоифилю-Александру Стейнлену и Анри де Тулуз-Лотреку («Беспокойство», 1900).

Кес ван Донген
Беспокойство
1900
Кисть тушью на желтой бумаге. 29,5 х 31,1
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кес ван Донген
Иллюстрация в газете «L"Assiette au beurre»
Издание 26 октября 1901
Roger-Viollet / East News

К 1904 году относятся первые картины, в которых Ван Донген по-своему интерпретировал пуантилистический метод Поля Синьяка, вводя открытый, звучный цвет крупными, энергично нанесенными пятнами. Работы художника, представленные в Салоне Независимых, получили одобрительные отзывы критики. Вскоре Амбруаз Воллар устроил первую персональную выставку Ван Донгена.

В 1905 году Ван Донген — вместе с Анри Матиссом, Андре Дереном и Морисом Вламинком — выступил в Осеннем салоне.

Хотя на выставке были представлены только две его работы (другие одновременно экспонировались в галерее Дрюэ ), они обратили на себя внимание публики и заставили говорить о художнике как об одном из ярких представителей фовизма. Ван Донген принимал участие и в двух выставках, устроенных Бертой Вейль [Вerthe Weill], которая описывала его следующим образом: «Этот высокий дьявол со светлой бородой, лукавым взглядом — это не первый встречный: это неоспоримая индивидуальность». Женские портретыглавный жанр Ван Донгена — отличаются чувственной и эмоциональной выразительностью, равно как и живописной свободой («Дама в черной шляпе», 1908; «Люси и ее партнер» , 1911).

В 1906-1907 годах Ван Донген жил в «Плавучей прачечной» Bateau Lavoir ») , тесно общаясь с Пабло Пикассо и другими художниками и литераторами — членами сложившейся там творческой группы. Его моделью в то время несколько раз выступала подруга Пикассо Фернанда Оливье .


1 / 2

«Плавучая прачечная» на Монмартре, где находились мастерские Ван Донгена, Пикассо и других художников
1955
AKG / East News

Фернанда Оливье и Пабло Пикассо в Барселоне в кафе Guayaba
1906

В 1908 году Ван Донген вступил в группу немецких экспрессионистов «Мост» [«Die Brücke»]; его произведения теперь регулярно выставлялись в Париже, Дюссельдорфе, Берлине (Сецессион ), Праге, Москве («Золотое руно»), Киеве и Одессе.

В 1910 году Ван Донген совершил путешествие по Испании, Тунису и Марокко, во время которого написал многочисленные пейзажи и портреты («Палец у щеки» [«Le Doigt sur la joue»], Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам). В 1911 году в парижской галерее Бернхейм-Жён прошла персональная выставка художника.

Ван Донген продолжал писать в стиле фовизма вплоть до 1913 года; затем его манера начала меняться, становясь более рафинированной и преднамеренно манерной. Сдержанный колорит, удлиненные пропорции фигур и прихотливые орнаменты — эти черты более позднего стиля художника проявились уже в картине «Испанская шаль» [«Le Châle espagnol»] (1913, Центр Помпиду, Париж), которую полиция сняла с витрины галереи за «аморальность»: Гус там была представлена обнаженной.

Кес Ван Донген
Испанская шаль
1913
Холст, масло. 195,5 х 130,5
Центр Помпиду, Париж
Bridgeman / Fotodom

К 1920-м годам Ван Донген стал знаменитым портретистом и в течение нескольких десятилетий работал преимущественно над портретами знаменитостей: артистов, писателей, политических деятелей своего времени. Идя навстречу ожиданиям моделей, Ван Донген придавал им черты персонажей своих ранних картин — и постепенно пришел к схематизации собственных образов и приемов («Портрет французского посла на Гаити Огюста Кассеуса», 1923, Музей изобразительных искусств Жюля Шере, Ницца).

Кес Ван Донген
Портрет французского посла на Гаити Огюста Кассеуса,
1923
Холст, масло.
Музей изобразительных искусств Жюля Шере, Ницца

Артистический темперамент и мягкое чувство юмора художника проявлялись теперь в большей степени в немногочисленных пейзажах и городских сценках.

В 1929 году Ван Донген получил французское гражданство. Люксембургский музей принял в свою коллекцию две работы художника, выставки которого проходили в эти годы по всей Европе и в США. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже Ван Донгену была присуждена премия.

В 1941 году Ван Донген вместе с Вламинком и Дереном принял участие в групповой поездке в Германию, организованной официальным скульптором Третьего Рейха Арно Брекером . По окончании войны это послужило основанием для запрета художнику выступать в Салонах.

Rue des Archives / Vostock Photo

Кес Ван Донген пишет портрет Бриджит Бардо
Ок. 1964
Rue des Archives / Vostock Photo

ВАН ДОНГЕН Кес Van Dongen, Kees

(1877, Делфсхавен, близ Роттердама - 1968, Монте Карло) французский художник голландского происхождения

Сначала Кес Ван Донген работал в солодовне своего отца и учился в роттердамской Академии (1895). Он делал рисунки для газет «Groene» и «Rotterdamsche Nieuwsbiad» (1896); эти сцены в порту и проститутки вызвали настоящий скандал. В живописи он обращается к аналогичным сюжетам, но формы упрощаются. 4 июля 1897 Ван Донген приезжает в Париж и устраивается на Монмартре, где в 1906-1907 посещает «Бато-Лавуар». Он выставляется в гал. Судье (близ цирка Медрано) и в гал. «Ле Барк де Бутвиль» (1898) на улице Ле Пелетье, где знакомится с произведениями набидов.

Он создает акварели для многочисленных газет: «Assiette au beuire» (анкета о проститутках, 1901), «Frou-Frou», «Indiscret», «Le Rabelais». Он встречает Фенеона, который в 1903 приглашает его войти в редакцию «La Revue Blanche» и в следующем году склоняет Воллара посвятить художнику большую выставку. В его творчестве наступает краткий период дивизионизма, а затем увлечения искусством группы «Наби». Еще до возникновения фовизма, одним из самых ярких представителей которого он станет, в творчестве Кеса Ван Донгена проявились черты, сохранившиеся на протяжении нескольких последующих лет: дерзкая, но согласованная гармония, живые мазки в сочетании с более равномерными зонами, чувствительность, подчас вульгарная («Уличный гимнаст», 1907-1908, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; серия ню, «Торс», 1905, частное собрание). Одним из источников его вдохновения стал цирк Медрано, где он часто бывал («Белое трико», 1906, частное собрание). В 1908 Ван Донген работает вместе с керамистом Меттеем и выставляется в Дюссельдорфе по совету Канвейлера, а затем в Дрездене, куда он посылает рисунки на выставку группы «Мост».

В действительности, он более близок немецким экспрессионистам, нежели франзузским фовистам («В Булонском лесу», 1907-1908, Гавр. музей). Он приобретает известность и заключает контракт с гал. Бернхейм-Жён (19091915). Художник отправляется в путешествие в Испанию и Марокко (1910-1911), откуда привозит прекрасные полотна, полные свежих чувств («Женщины на балюстраде», ок. 1911, Сен-Тропез, музей), легкие и остроумные («Феллахи», Париж, Нац. музей совре-менного искусства, Центр Помпиду). В 1911 появляются декоративные композиции с большими красочными плоскостями («Красное и желтое», «Красное и синее», частное собрание); после путешествия в Египет (1913) художник тяготеет к иератическому, двухмерному стилю («Синий мужчина и красная женщина», ок. 1918, Ницца, музей Шере). В 1913 связь Ван Донгена с маркизой Казати, а затем дружба с Лео Жасми (которая продлится до 1932) направили творчество художника в сторону более светской стилистики, которая принесла ему известность в послевоенные годы - своеобразный компромисс между официальным портретом и плакатом: в композиции господствуют ритмы длинных вертикалей, в которые превращаются теперь его женские модели («Цветущий водоем», 1917, Париж, Гор. музей современного искусства), цвет, хотя и сохраняет часто дерзновенность, но теряет былую утонченность.

Ван Донген становится известным художником высшего света в Париже и Довиле. Серия картин, жестких по своей правдивости, стала как бы портретом общества между двумя войнами («Бони де Кастеллане», 1922, частное собрание; «Сестры Долли», 1925, Париж, частное собрание). Портреты работы Ван Донгена появились достаточно поздно, но после 1930 в них начинает проявляться его условный и чувствительный взгляд на модель («Утрилло», 1948, частное собрание; «Бриджит Бардо», 1954, частное собрание). В пейзажах, написанных в те годы, художник возрождает счастье и выразительность своих ранних работ («Маленькая АН на пляже», ок. 1930, СенТропез, музей). Его произведения, лучшие из которых созданы до 1920, верны экпрессионистскому фовизму, как по духу, так и по приемам, несмотря на все превратности современного искусства. В 1929 Кес Ван Донген принял французское гражданство и в 1959 переехал в Монако на виллу, названную Бато-Лавуар.

Он написал несколько сочинений («Голландия, женщины и искусство», Париж, 1927; «Жизнь Рембрандта», Париж, 1927, «Живопись, практические советы», Париж, 1937), а также исполнил литографии к сочинениям Монтерлана (1946), Вольтера (1948) и Анатоля Франса (1951), портрет которого он написал еще в 1917. Творчество Ван Донгена хорошо представлено в Париже (Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), Сент-Тро-пезе, Ницце, Гренобле, Монпелье, Женеве, Нью-Йорке (Музей современного искусства) и в голландских музеях.

Кес ван Донген (Kees van Dongen , настоящее имя Cornelis Theodorus Maria van Dongen, 1877-1968) - известный нидерландский художник, мастер типажных женских образов. Он был сторонником фовизма, лидерами которого являлись и .

Художник родился в Голландии, в городке близ Роттердама. Чтобы получить художественное образование, в 16 лет он поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Роттердаме.

Одним из полотен раннего периода творчества Донгена был «Автопортрет» (Self-Portrait, 1895). Искусствоведы относят эту работу и к экспрессионизму, и к фовизму, в направлении которого автор будет работать в дальнейшем.


После окончания Академии юноша переехал в Париж. В этом прекрасном городе он участвовал в различных выставках, например, в том числе в знаменитом Осеннем салоне 1905 года, где выставлялся наряду с такими корифеями, как Матисс, Дерен и .

Через год художник вместе с женой переехал в поистине феноменальное место - общежитие Бато-Лавуар на Монмартре. Своим названием - «корабль-прачечная» или «плавучая прачечная» - оно было обязано тому, что напоминало старые баржи, на которых прачки стирали белье. Интересно, что именно в Бато-Лавуаре находили приют многие знаменитые мастера, среди которых был даже сам . Собственно, во время проживания там, ван Донген и познакомился с художниками из группы испанского виртуоза холста и масла.

А в 1908 году живописец присоединился к членам объединения немецких художников-экспрессионистов «Мост». Для творчества Донгена того периода были характерны яркие и живые полотна, подчеркивающие принадлежность автора к группам из его окружения. «Женщина с вишнями на шляпке» (Woman with Cherries on Her Hat, 1905) и «Женщина с голубыми глазами» (Woman with Blue Eyes, 1908) стали первыми дамами, написанными в стиле фовизм.

Особое внимание привлекает картина «Женщина с голубыми глазами», на которой большую часть полотна занимают огромные очи главной героини, написанные яркими голубыми, как бездна океана, красками. А на оставшемся месте изображены ее не менее выразительные приоткрытые алые губы. Действительно, невозможно поспорить с тем, что художник умел подчеркнуть женскую привлекательность!

Немалую часть в творчестве маэстро занимает обнаженная натура. Так, полотно «Торс идола» (Torso the Idol, 1905), выполненное в стилистике постимпрессионизма, изображает весьма нехудощавую барышню, а, точнее сказать - крепкую женщину. Из названия можно сделать вывод, что это и есть «кумир» автора.

Контрастны «Идолу» нежная, невесомая и прекрасная «Сидящая обнаженная» (1906-1907), а также изящная и немного игривая дама с полотна «Танго с архангелом» (1922-1935).

Поздние работы художника отличаются от тех, с которых он начинал. Конечно, они пользовались успехом у публики и хорошо продавались, но от эротизма в них почти не осталось следа.

Кес ван Донген прославился картинами, посвященными «современной женщине». Его героини - это девушки, живущие в мире неги, моды и развлечений, яркие и неповторимые.

Великий мастер оставил неплохое наследие. Шесть его работ можно увидеть в Государственном музее Эрмитаж, поэтому российские зрители имеют возможность сами убедиться, насколько чудесны и проникновенны женские образы, запечатленные на картинах нидерландского мастера.