Крестовоздвиженский кафедральный собор города лесосибирска. Ударить по инсталляции перформансом

В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.

Пока столичный Музей современного христианского искусства – проект в большей степени виртуальный. Его коллекция хранится в далеком Лесосибирске, небольшом городке Красноярского края, где собственно этот музей, созданный местным священником отцом Андреем Юревичем, и появился несколько лет назад, в результате пяти локальных «биеннале». Архитектор по образованию, отец Андрей признается, что он не галерист и не куратор, а в большей степени «отец» музея. Идея собрать художников, затрагивающих в своем творчестве религиозную и в первую очередь христианскую проблематику, пришла ему в голову еще в начале двухтысячных.

Первая лесосибирская выставка современных христианских художников имела такой успех, что при поддержке местного отделения Академии искусств она была повторена в краевом центре – Красноярске. Последующие четыре биеннале, прошедшие в Красноярске, собрали работы уже не только сибирских, но и уральских, дальневосточных, московских художников. Коллекция, собранная за эти годы, стала фундаментом музейного фонда. «Существуют галерейные площадки, изредка приглашающие современных художников, работающих на религиозную тематику, но христианских музеев современного искусства в мире я знаю всего два: в Ватикане и, как ни странно, Лесосибирске», - подчеркивает московский художник и друг музея Сергей Некрасов, родившийся в Красноярске. Впрочем, большинство картин в лесосибирском музее достаточно консервативны, «это ближе к классическому аванграду» признаются отцы-основатели, чем к «актуальному» искусству. Последнему они не видят причин отказывать во внимании, наравне с современной реалистической живописью.

Как положительный опыт обращения «актуальных» художников к христианским образам они называют «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и многочисленные проекты Гора Чахала, который только по нелепой случайности не попал на «лесосибирскую» презентацию. «Как это свойственно художникам, он перепутал даты, - объясняют организаторы. - Пришел вчера, никого не нашел, а сегодня уже не смог, но мы обещали рассказать ему как прошла наша встреча».

Скандал вокруг краснодарской выставки Марата Гельмана они считает случайностью. Критики не видели экспонатов, среагировав исключительно на фамилию столичного куратора. К слову, в Краснодаре помимо прочих были представлены работы и Врубеля с Чахалом: «Я глубоко удивлен тем фактом, что инцидент, когда священник, участвовавший в акции протеста, плюнул Гельману в лицо, не получил в церковной среде никакой оценки, - признается известный православный журналист и выпускающий редактор сразу двух официальных церковных изданий: «Журнала московской патриархии» и «Церковного вестника» Сергей Чапнин. – Реакция православной общественности оказалась по сути постмодернисткой, никого не смутило, что он унизил человеческое достоинство, а священник не должен никого унижать, это ненормально». «Этот плевок не является перфомансом, как утверждает сам священник, в лучшем случае эти слова можно воспринимать как шутку, иначе священнику нужно поработать над тем, чтобы освоить язык порфоманса, так как это был плохой перфоманс, в любом случае, - согласен с Сергеем Чапниным отец Андрей. – Бывают кощунственные выходки, но именно поэтому Церковь не должна самоустраняться из современного искусства, чтобы не оставлять его на откуп кощунникам».

«Сегодня уже бессмысленно спорить: возможно христианское современное искусство, или нет, оно существует как факт, дискутировать стоит о том, каким это искусство должно быть» - замечает Сергей Чапнин. Он не склонен драматизировать конфликт актуального искусства и Церкви: «Конечно, Церковь всегда будет против кощунства, против пошлости, но она не может быть против современного искусства в целом. Христианская культура всегда современна, и раскрывается она помимо литургического искусства, в том числе и в форме современного искусства. В четвертом веке не существовало христианской музыки, все мелодии были светскими, через некоторое время появилось осмогласие, сегодня прихожане следят за текстом службы с экрана iPhone’ов или карманных компьютеоров, и это никого не возмущает».

Перенести музей из далекого Лесосибирска в Москву – идея отца Андрея Юревича: «Афины должны оставаться Афинами» - убежден он. Впрочем, на данный момент у музея нет своего помещения, и в ближайшее время демонстрировать фонды придется в «выставочном» формате. Уже этой осенью в «Покровских воротах» должны состояться три подобные выставки. На майскую презентацию привезти удалось только несколько работ, которые и были продемонстрированы в актовом зале центра. Прочие экспонаты отец Андрей принес на «флешке», слайды с коллекцией музея стали своеобразной «интерактивной экскурсией» и позволили составить общее представление о работах, собранных лесосибирским священником.


Работы Сергея Некрасова


Отец Андрей Юревич (справа)

Современное христианское искусство включает в себя все виды и жанры: живопись, графику, скульптуру, керамику, различные техники декоративно-прикладного направления, концептуальные проекты-акции. Здесь приемлемы как реалистические формы выражения, так и использование языка, наработанного русскими авангардными течениями и разнообразными направлениями западноевропейского искусства XX века. Опыт проведения трех больших выставок, показывает, что такое искусство живет и идет по пути поиска, осмысления и обретения Истины, которая есть сам Христос.

Объединяющим же незыблемым началом современного христианского искусства является христианское миропонимание, которое художники и скульпторы реализуют в своих работах. Каждый из нас и в жизни, и в творчестве «отведал плод познания добра и зла», и процесс этого познания неизбежно полон искушений, во многом тернист и сложен. Душа художника может быть разной: спокойной и метущейся, радостной и скорбящей, тихой и страстной, но душой подлинного творца она становится только тогда, когда зовет к добру и созиданию, помогает достойно донести каждому свой собственный крест и не споткнуться. Таких художников и собирает вокруг себя Музей христианского искусства.

Музей растет и развивается вопреки законам сегодняшнего мира. Взаимопонимание, взаимовыручка, любовь, тепло, старание, упорство… вот что помогает выжить христианскому искусству в г. Лесосибирске без крупной финансовой поддежки.

И вот из выставок, сначала краевого уровня, а позже и всероссийского масштаба, проект вылился в целый музей. В 2009 году по благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония (ныне — митрополит Ороловский и Болховский) в г. Лесосибирске состоялась церемония открытия Музея современного христианского искусства. На данный момент это уникальный православный музей — единственный в России!

После образования в 2011 г. Енисейской епархии, выделившийся из состава Красноярской, музею предан статус епархиального.


В музее проводятся уникальные экскурсии, наш экскурсовод не просто рассказывает о стиле, в котором выполнено то или иное произведение, о манере написания и авторе, но и расскрывает духовный смысл практически каждой работы. За годы существования выставок был наработан полноценный материал для экскурсии, в которой нам рассказыват о том, что стоит за каждой картиной. Здесь вы можете взглянуть на картину «Церковный сторож» и услышать завораживающую историю о том, что это — реальная и загадочная личность…, обычный человек, который со младенчества, будучи сиротой, жил при храме, рос не грамотным, и вот в старости стал прозорливым. Или вот картина «Содом», где Лот с женой бегут от страшной Божьей кары…, а жена Лота, оглядываясь назад, превращается в соляной столп. И тут же вам поясняют глубокий смысл этой картины: жена Лота оглядывается и смотрит прямо на нас — зрителей картины, т.е. Садом оказывается там, где стоим мы с вами. И многие другие интересные, с духовной точки зрения, истории можно услышать здесь. Помимо эстетики наш музей преподносит и духовные ценности, которые сегодня так необходимы человечеству, у которого они ускользают, как песок сквозь пальцы. И мы очень надеемся, что помимо рождения первого музея христианского искусства в России, мы сможем родить и зажечь множество душ для Господа.

У нашего музея есть стены. Пусть и совсем крохотные (под музей было отдано ветхое двухэтажное сдание бывшей школы, в котором мы произвели капитальный ремонт), но мы молимся Господу и надеемся, что увеличение коллекции музея, множество гостей, которые приезжают посмотреть на такое чудо в маленькой российской глубинке, старания работников и руководства музея — все это будет одарено и соответствующим зданием. Но мы рады и благодарны Богу за то, что уже есть музей современного христианского искусства в России, который доступен всем.

Празднование его новоселия состоялось в Сретенье Господне.

Сегодня – Сретенье! За честь сочтем, что вечна правда старца. И понесем Благую весть о Том, с Кем миру не расстаться!

В этот двунадесятый праздник на торжественном Богослужении, совершаемом Благочинным Лесосибирского округа, протоиереем Андреем Чугуновым и всем духовенством Крестовоздвиженского храма прихожане с благоговением прослушали историю праздника Сретенье Господне. Во время Литургии вспомнили принесение Богомладенца в Иерусалимский храм и его встречу (по-гречески – сретенье) с благочестивым старцем Симеоном, которому ангел предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит мессию, спасителя. Держа его на руках, старец пророчествовал о тяжкой судьбе младенца в присутствии Анны-пророчицы, оба они восславили Господа и предсказали страдания его и вечное служение человечеству. Евангелист сказал и матери младенца: «И тебе самой оружие пройдет душу!» С трепетом все присутствующие причащались и получали благословение в минуты чина «Целование креста».

Вскоре после богослужения многие прихожане вместе с почетными гостями приняли участие во втором открытии музея христианского искусства, получившего статут патриархального. По мнению основателя музея протоиерея Андрея Юревича, по благословению Божьему этому музею действовать вечно и возрождать христианскую веру в Лесосибирске, как и во всей России. В новой обители музея состоялась встреча и священнослужителей с жителями города, неравнодушными к искусству, а также встреча всех видов искусства: живописи, риторики, музыки, вокала, поэзии. Наш современный мир, как и во времена царя Давида, сотрясаем трагедиями и катастрофами, не свободен от греховных страстей. А церковь и музей христианского искусства помогают нам почувствовать и увидеть, что не в меньшей мере окружающее нас полно Светом и Добром, Красотою и Истиной, которые несут нам современные псалмовцы, коими стали все авторы музея, такова, видимо, воля Божья, что Енисейская епархия сочла важным переадресовать обитель его: разместить все коллекции, экспонаты в цокольном этаже Крестовоздвиженского собора.

Это разумное решение. Вступая в храм, мы входим в дом Божий. Бог вездесущий, присутствует везде, а в православном храме – особым образом. Поэтому храм весь преисполнен Божественным светом и благодатью. В нем совершаются Богослужения, Крещение, подготовка к нему, все церковные чины.

Комфортно расположились в новой обители экспозиции живописных и графических картин, скульптурные и декоративно-прикладные экспонаты.

Духовное господство во имя Господа привело многих лесосибирцев в этот музей. Атмосфера трепетной благодати мотивировала познавательный интерес.

Директор музея Ольга Анатольевна Курнова с волнением представила почетных гостей, сказала о цели встречи.

Преосвященнейший Никанор, епископ Енисейский и Лесосибирский, поздравил всех присутствующих с двунадесятым праздником – Сретеньем Господним, сообщил о значимости постоянного пребывания музея православного христианского искусства в Крестовоздвиженском соборе.

Затем с гордостью говорил об уникальности его, о том, что подобный музей имеется только в Ватикане, а в России он – единственный, с почтением назвал имя основателя музея протоиерея Андрея Юревича, сказал о роли художников в духовно-нравственном воспитании детей и подростков. Под аплодисменты присутствующих Владыка вручил Архиерейскую грамоту главе Лесосибирска Андрею Хохрякову в канун 42-й годовщины со дня присвоения нашим поселкам статуса города. Глава города в ответном слове сказал о значении данного музея, ставшего достопримечательностью нашего города.

Затем Владыка отметил оперативность работы обслуживающего персонала музея, дал напутственное благословение и вручил благодарственные письма директору Ольге Анатольевне Курновой и экскурсоводу Олегу Михайловичу Кузнецову.

Прозвучала классическая музыка в исполнении ансамбля «Сувенир»: «Сельские зори» Евгения Дербенко, русская народная песня «Во кузнице» и романс «В минуту жизни трудную» на слова Михаила Лермонтова в исполнении Людмилы Городецкой. Из уст трио церковного клироса прозвучали тропарь Сретенский и Богородичная песня. Елена Раевская продекламировала стихи Михаила Давлетгареева «Прощание», «Душа и Бог».

Затем присутствующие с интересом просматривали экспозиции и слушали занимательный сказ экскурсовода Олега Михайловича Кузнецова.

Состоялась познавательная встреча с экспонатами музея, с персонажами картин, с разнообразием замыслов авторов. Каждый из нас «отведал плод познания добра и зла», и процесс этого познания неизбежно полон искушений, во многом тернист и сложен.

Да, этот музей поистине уникален и является важным институтом культуры, гордостью нашего молодого города.

«Целесообразность деятельности данного музея вызвана, обусловлена возрож­дением православной веры, из почвы которой, благодатной и плодоносной, 1 000 лет вырастало древо русской культуры. Это древо корнями своими уходило в глубь веков и соединялось с христианской Византией, а через нее – с апостольской церковью», – таково мнение первого настоятеля Крестовоздвиженского собора, протоиерея Андрея Юревича, основателя музея.

Какова же история создания этого уникального музея, первого и единственного в России?

Истоки его в выставках: городских, краевых, всероссийских (2000, 2002, 2004, 2006, 2008, 2010 г.г.).

17 лет тому назад, когда «Русь приходящая» готовилась отмечать 2000-летие Рождества Христова, по инициативе Андрея Юревича была организована выставка работ художников сибирского отделения академии художеств и творческого объединения «Енисей» «Сибирские художники – 2000 Рождества Христова». Благословение Божие всем участникам этого важного святого дела дал архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний:

«На этой выставке – таланты налицо, и сердце радуется этому, ибо она во благо воскресения нашего святого Отечества, частью которого является наша могучая Сибирь… Это прекрасно, что на пороге третьего тысячелетия мы не проходим мимо вечных духовных ценностей, имеем к ним не только интерес художественный, но и живем ими».

Высокую оценку данной выставке дал бывший губернатор Красноярского края Александр Иванович Лебедь. Как истинный патриот, он говорил: «России – быть! Мы – русские, и с нами Бог! Никому не дано остановить процесс возрождения государства Российского. Мы забыли, что мы – русские, и Бог перестал быть с нами. Теперь мы об этом вспомнили: России – быть!»

Зорко следил за творческой деятельностью бывшего главного архитектора Андрея Юревича и за реализацией всех его замыслов глава города Николай Терентьевич Колпаков. Он поддерживал все его начинания, в том числе и духовные, свидетельством тому эти многозначительные слова, адресованные всем участникам выставок:

«Сердечно приветствую открытие выставки, посвященной 2000-летию Рождества Христова. Ваши работы – это не только выражение творческого потенциала, но и стремление к нравственным идеалам, поиску исторической правды и справедливости, к духовному единению сибиряков. Отрадно, что творческая интеллигенция города активно участвует в возрождении христианских, а значит, и общечеловеческих нравственных ценностей. Эту высокую миссию вы приняли на себя по зову души, исполняя заповедь о любви и сострадании к ближним. Усилия ваши непременно отзовутся в серд­цах людей благодарностью и добротой».

Благословлял художников и их труды именем Господа сам инициатор и организатор первой выставки протоиерей Анд­рей Юревич: «Не нам, Господи, не нам, но имени твоему дай славу… Православная церковь, как любящая мать, вскормила всю русскую культуру. Как радостно, что с Божьей помощью некогда заплутавшая в дремучей глуши безверия наша культура выходит, наконец, из дебрей. И вот уже тропинка, а впереди виден луч Божьего света».

Старт взят: позитивно настроенные художники свое христианское миропонимание воплощают в живописи.

2002 год – Всероссийская выставка «Вера без дел мертва». Вновь в Красноярске, и вновь по благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония. В ней приняли участие художники 13 городов России.

Около 80 живописцев представили свои произведения. Высокую оценку им дали архиепископ Антоний, настоятель нашего храма Андрей Юревич и кандидат искусствоведения Марина Москалюк.

Третья Всероссийская выставка прошла в Красноярске в 2004 году. «Во свете твоем узрим свет» на ней было представлено 250 работ 55 художников. География их дополнилась городами: Пермь, Москва, Барнаул.

Компетентную оценку этой выставке сделала куратор Марина Маскалюк, профессор Красноярского государственного художественного института. Она напомнила, что темой выставки стали слова царя-пророка Давида, вошедшие в псалом 35, и отметила, что на картинах наряду с трогательными и лиричными видами встречаются и философские, и жизнеутверждающие гимны. По ее мнению, «быть может, каждый из участников и зрителей выставки зажжет в своем сердце от ее красоты и добра свою собственную свечу. И в этом сердечном духовном свете нам всем будет легче отыскать в окружающей нас бесконечной суете собственную дорогу к храму».

Одновременно с проведением выставок создавался музей, часть коллекций которого была представлена красноярским зрителям в Доме художника в пасхальные дни в 2006, 2008, 2010 годах. Свершилось долгожданное чудо в 2009 году: в здании православной гимназии раскинул свои коллекции музей современного христианского искусства. На протяжении семи лет в нем проводились содержательные экскурсии, занимательные мероприятия информационно-воспитательного направления директором музея Зоей Васильевной Дороговой и педагогами. Среди посетителей были люди всех социальных слоев, в том числе и паломники из разных городов России, а также из ближнего и дальнего зарубе­жья. Множество отзывов гостей подтверж­дают неоценимую роль данного музея в духовно-эстетическом становлении личности человека, неравнодушного к христианскому искусству. Неоценима в том роль организаторов музея – протоиерея Андрея Юревича и матушки Ольги Юревич.

Фонды музея пополнялись в основном дарами авторов, а также посильными приобретениями. Музей был востребован, и эффективность его миссии налицо. Однако ветхость деревянного здания обрекла музей на временное бездействие.

Текущий, 2017 год, возродил его деятельность. Известный всему миру уникальный музей современного христианского искусства раскинул свои коллекции в Крестовоздвиженском соборе. Свое новоселие он отпраздновал в день Сретенья Господня, что поистине символично.

Значит, по благословению Преосвященнейшего Никанора и сослужившего ему духовенства патриархальный музей станет по-прежнему центром духовно-эстетического и нравственного воскресения.

Незыблемым началом искусства является христианское миропонимание, лейтмотивом подлинного творчества художника является душа его, когда она помогает каждому достойно нести свой крест и не споткнуться, зовет к добру и созиданию. Музею – жить!

Добро пожаловать в институт культуры и духовного совершенства!

Екатерина КОРОЛЬКОВА

Современное христианское искусство включает в себя все виды и жанры: живопись, графику, скульптуру, керамику, различные техники декоративно-прикладного направления, концептуальные проекты-акции. Здесь приемлемы как реалистические формы выражения, так и использование языка, наработанного русскими авангардными течениями и разнообразными направлениями западноевропейского искусства XX века. Опыт проведения трех больших выставок, показывает, что такое искусство живет и идет по пути поиска, осмысления и обретения Истины, которая есть сам Христос.
Объединяющим незыблемым началом современного христианского искусства является христианское миропонимание, которое художники и скульпторы реализуют в своих работах. Каждый из нас и в жизни, и в творчестве «отведал плод познания добра и зла», и процесс этого познания неизбежно полон искушений, во многом тернист и сложен. Душа художника может быть разной: спокойной и метущейся, радостной и скорбящей, тихой и страстной, но душой подлинного творца она становится только тогда, когда зовет к добру и созиданию, помогает достойно донести каждому свой собственный крест и не споткнуться. Таких художников и собирает вокруг себя Музей христианского искусства.

Музей растет и развивается вопреки законам сегодняшнего мира. Взаимопонимание, взаимовыручка, любовь, тепло, старание, упорство… вот что помогает выжить христианскому искусству в г. Лесосибирске без крупной финансовой поддежки.

И вот из выставок, сначала краевого уровня, а позже и всероссийского масштаба, проект вылился в целый музей. В 2009 году в г. Лесосибирске состоялась церемония открытия Музея современного христианского искусства. На данный момент это уникальный православный музей — единственный в России!

После образования в 2011 г. Енисейской и Норильской епархии, выделившийся из состава Красноярской, Управляющий епархией Преосвященнейший Епископ Никодим взял Музей под свое высокое покровительство и придал ему статус епархиального.

В музее проводятся уникальные экскурсии. Наш экскурсовод не просто рассказывает о стиле, в котором выполнено то или иное произведение, о манере написания и авторе, но и расскрывает духовный смысл практически каждой работы.

За годы существования выставок был наработан полноценный материал для экскурсии, в которой нам рассказыват о том, что стоит за каждой картиной. Здесь вы можете взглянуть на картину «Церковный сторож» и услышать завораживающую историю о том, что это — реальная и загадочная личность…, обычный человек, который со младенчества, будучи сиротой, жил при храме, рос не грамотным, и вот в старости стал прозорливым. Или вот картина «Содом», где Лот с женой бегут от страшной Божьей кары, а жена Лота, оглядываясь назад, превращается в соляной столп. И тут же вам поясняют глубокий смысл этой картины: жена Лота оглядывается и смотрит прямо на нас — зрителей картины, т.е. Содом оказывается там, где стоим мы с вами. И многие другие интересные, с духовной точки зрения, истории можно услышать здесь.

Помимо эстетики наш музей преподносит и духовные ценности, которые сегодня так необходимы человечеству, у которого они ускользают, как песок сквозь пальцы. И мы очень надеемся, что помимо рождения первого музея христианского искусства в России, мы сможем родить и зажечь множество душ для Господа.

В 2016 году музей переехал из ветхого деревянного здания в помещения цокольного этажа Крестовоздвиженского кафедрального собора г. Лесосибирска, что позволило значительно расширить экспозицию.

Адрес музея: Красноярский край, г. Лесосибирск, мкр. Кедровый парк, 27.

Православный календарь

Первосвятитель: Приветствия и обращения, интервью, послания, проповеди

Расписание Архиерейских богослужений

Объявления

    Православный антикризисный центр

    «СПИРИДОНОВСКИЙ» (г. Лесосибирск) Помощь людям без определенного места жительства Телефон: 8-923-326-82-70

    Епархиальный вещевой склад

    с благодарностью примет чистую, пригодную для употребления одежду, постельные принадлежности, обувь, вещи домашнего обихода. Телефон для справок: 8-933-200-59-98. Вашу помощь ждут нуждающиеся жители Лесосибирска и Енисейского района

    Акция «Добрые сердца»

    В Енисейской епархии объявлена благотворительная акция «Добрые сердца» по сбору материальной помощи для Лесосибирского православного антикризисного центра «Спиридоновский». Просим Вас принять участие в данном благотворительном проекте. Вашу помощь ждут люди, попавшие в безвыходную жизненную ситуацию. По вопросам оказания помощи «Спиридоновскому» просим обращаться к настоятелям своих приходов или в бухгалтерию епархии (г. Лесосибирск, Кедровый парк, 27),