Мамы святых: какие они? Святые праведные иоаким и анна

По возвращении из Египта семья снова поселилась в Назарете. Иосиф продолжил свои занятия плотника, «питаясь трудами рук своих». Подрастающий Иисус разделял труды его и притом с таким старанием, что люди не только называли его сыном плотника, но и просто плотником.

Жизнь Матери Марии текла в тех же занятиях и при том же смирении и благочестии, как и прежде. Есть предание, что она учила грамоте детей обоего пола, усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. В рукоделиях она была неутомима по-прежнему, тщательно занималась ими, делая одеяния для себя и для сына. И впоследствии, среди других занятий, Мать Мария для Иисуса соткала замечательный по работе красный полотняный хитон без швов, который и был постоянной его одеждой.

После возвращения из Гималаев, где Иисус обучался под руководством своего гуру – Господа Майтрейи, он вышел на общественную арену для заключительных трех лет служения. Это время стало большим испытанием для Марии. Об этих годах ее жизни известно, в основном, в связи с событиями жизни ее сына. Ее любовь и вера побуждали быть всегда, сколь можно, близко к нему в его непрерывных странствованиях. Возле дома Пилата, под самою аркою, показывают небольшое углубление в стене, повествуя, что в этом месте стояла Мать Мария, во время судилища над Иисусом. Предание дополняет, что Пресвятая Дева, при начале крестного шествия Христа, обращалась к Пилату с молением о пощаде сына. Присутствовала она и при распятии Иисуса…

После вознесения Иисуса Мать Мария собрала учеников и друзей и сформировала колонию в Вифании , где они получали наставления от Господа. В сопровождении Иоанна Возлюбленного и других пятерых апостолов Мать Мария посещала различные области мира. Сначала они отправились в Луксор в Египте, а затем по Средиземному морю совершили путешествие на остров Крит. Пройдя через Гибралтарский пролив, останавливаясь в Фатиме в Португалии, Лурде в Южной Франции, Гластонбери на Британских островах и в Ирландии, подготавливая путь для тех, кто придет после нее, чтобы расширить Христосознание. Эти посещения заложили основание для работы апостола Павла в Греции и явлений Матери Марии в Фатиме и Лурде; побудили Короля Артура основать орден Рыцарей Круглого Стола и отправиться на поиски Святого Грааля; позволили Святому Патрику принести христианскую веру на территорию Ирландии.

Святой Иоанн из Дамаска описывает, как по завершении своей выдающейся жизни Мария вознеслась из гробницы, в которую ее положили апостолы после успения. Открыв гробницу через три дня, они нашли только двенадцать белых лилий.

Простите мое невежество, но у меня вот какой вопрос. В обетовании Господь сказал, что Спаситель явится в мир от рода Давида. В Евангелии дается подробнейшая родословная Иосифа, мужа Пресвятой Девы, который действительно был потомком Давида. Но ведь Иосиф был только отчимом Христа. Слышала версию, что Сама Пречистая также происходила из колена Иудина, т.к. по закону, все браки должны были совершаться в пределах своего рода. Но... Праведная Елисавета, мать Иоанна Предтечи, называемая в Библии родственницей Марии, также упоминается как дочь Ааронова. Значит, Иисус не происходил из колена Иудина? Разрешите мои сомнения. Спаси Вас Господи!

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Согласно церковному преданию, которое сообщает святитель Димитрий Ростовский, отец Пречистой Девы Марии св. прав. Иоаким вел свое происхождение от Давида, но не через Соломона, а через его брата Нафана, родившегося тоже от Вирсавии (2Цар.5:14; 1Пар.3:5; 14:4). Нафан упомянут как предок Иисуса Христа у св. евангелиста Луки: Маттафаев, Нафанов, Давидов (Лк.3:31). А так как св. евангелист Матфей называет не Нафана, а Соломона, то исследователи считают, что в Евангелии от Луки родословие Спасителя дается по Матери. В конце родословия указан Иосиф, так как род ведется по мужской линии, а мать не могла быть указана как звено в цепочке наследования.

Пресвятая Богородица и св. прав. Елисавета были двоюродными сестрами по материнской линии. Мать Пресвятой Богородицы св. прав. Анна происходила из колена Левиина, рода Аарона. Она была дочерью священника Матфана. Женой его была Мария из рода Иудина. У них были три дочери: Мария, Совия и Анна. «Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет» (святитель Димитрий Ростовский. Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, 9 сентября ).

Законом не запрещались браки между представителями разных колен. Так царь Саул, происходивший из колена Вениаминова, выдал свою дочь Мелхолу за Давида (1Цар.18:27), который принадлежал к колену патриарха Иуды. Ограничение существовало для невесты, которая при отсутствии братьев была наследницей. Не допускалось, чтобы земля переходила из одного колена к другому: вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отца своего, чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих (Чис.36:6-7).

В 1634 году во французском Лудене в среде монашеской конгрегации урсулинок произошла массовая и необъяснимая эпидемия демонической одержимости, одним из виновников которой, по словам же самих бесноватых дам, стал священник Урбен Грандье, обвиненный также в колдовстве и соитиях с самим Диаволом. История эта из разряда обыденных сумасшествий наибольший отклик в общественном сознании и мировой культуре нашла уже в веке ХХ, когда небезызвестный Олдос Хаксли, один из ярчайших представителей западноевропейского литературного пространства, написал в 1952 году роман «Луденские дьяволы», а в восточноевропейской литературе луденский психоз был отображен в повести польского беллетриста Ярослава Ивашкевича «Мать Иоанна от ангелов», появившейся на свет в 1943 году, в самый разгар Второй Мировой войны. «Удобный» писатель Ивашкевич, сумевший приспособиться в пору тотальной советизации Польши и ее превращения в ПНР, тем не менее был склонен в своем творчестве к мистификационности и проращиванию ницшеанских мотивов в своем зрелом творчестве, потому и повесть эта, отталкиваясь от семантики религиозной, бесспорно подразумевала и психоз тоталитарный, будучи при этом обоюдоострой и весьма неоднозначной, ловко обманувшей цензуру.

«Удобный» же режиссер Ежи Кавалерович, член ПОРП, на всем протяжении своей кинокарьеры ни разу не замеченный ни в крамоле, ни в антисоветчине, в 1960 году на основе сюжета этого произведения выпустил одноименный фильм, ставший из одним из самых нетипичных творений всего послевоенного польского кинематографа, ибо на первый взгляд «Мать Иоанна от ангелов», награжденная в свое время спецпризом Канн, принадлежит к редкой в польском кино жанровой категории мистических фильмов ужасов, затрагивая, как и литературный первоисточник, тему демонического овладения и душой, и телой. Задолго до всяких «Малабимб», «Папесс», «Печатей дьявола» и прочих образцов эксплуатационной хоррор-диалектики, Ежи Кавалерович, в своем кинематографическом диалоге со зрителем вдохновлявшийся и макабрическим немецким экспрессионизмом, и тягучим бергмановским экзистенциализмом, выдал яркий пример классического, настроенного на волну трансгрессии, хоррора категории nunsploitation. Впрочем, «Мать Иоанна от ангелов» к хоррорам как таковым принадлежит лишь отчасти, представляя из себя парадоксальный пример боговидческого и богоборческого кино, в котором присутствует как антирелигиозный посыл, так и антитоталитарный. Кавалерович еще сильнее, чем Ивашкевич, демонстрирует изнутри прогнившие остовы церковного бытия, которое не предполагает вовсе свободу - в первую очередь свободу воли - а потому бунт предрешен. В сердцах и душах монахинь в монастыре, куда прибывает современный по своему мироощущению ксендз Юзеф Сурин, таится страх перед системой, в которой они обитают. Жесткость монастырского бытия, показанная в ленте Кавалеровичем в духе давящего реализма, так или иначе синонимизирует жесткости политической системы самой Польши, вступившей из периода гитлеризма в период сталинизма, и далее вплоть до Хрущевской оттепели, принесшей на время легкий дух свободы. Впрочем, в «Матери Иоанне от ангелов» просвета не предполагается. Отринув наносную мистическую составляющую литературного оригинала, но не забывая о теме вселенской дегуманизирующей философской тоски, Кавалерович в безумии Иоанны видит причину не извне, а внутри. Ее одержимость обусловлена тягой к свободе, ей ненавистен тот мрачный мир монастыря, в котором она обитает явно не по своей воле. Она искушена, она извращена, и Дьявол ей воспользовался. Но Дьявол этот не иноприроден, не потусторонен. Для режиссера Кавалеровича, материалиста и скрытого нигилиста, сам человек является носителем зла, которое до определенного времени в нем дремлет. Нужен лишь толчок для пробуждения его в одночасье, и таковым для Иоанны становится замкнутость монастыря, сковывающая разум и тело, и слепая, фанатичная вера, ведущая в никуда. Вера в жестокого Бога, или доброго Царя, или родимого генсека - не суть важно, но важно лишь то, что для Иоанны уже нет спасения, как и для подверженного сомнениям и поглощенного системой отца Юзефа. Системой строгих католических правил, заковавших их тела и разум в цепи, страх быть иными, страх не столько перед Богом, сколь перед его земными ставленниками, облаченными властью. Страх выйти за пределы монастыря и увидеть мир там, во всех красках, тонах и полутонах. Увидеть - и не ослепнуть, вкусить, но не сойти с ума. Страх, который парализует, и слепая, беспрекословная, изничтожающая вера, трансформирующая детей Бога в детей Дьявола, ибо грань между ними столь тонка, а искушения, терзаемые всех без исключения персонажей, столь сильны, что неизбежна битва между ними в клаустрофобическом пространстве монастыря. Кажется, что духоборческие настроения подавят фильм, но Кавалерович к финалу выруливает в сторону боговидческой притчи о возможности спасения, которое режиссер видит не в ксендзе или монахинях, поскольку их земное осознанное существование полно до краев крайностей, а в обыкновенных «людях земли», крестьянах, преданных своему делу и верящих в высшие силы без фанатизма. Просто верящих, а потому не одержимых ни смутой собственных сомнений, ни тьмой бесовской.

Именно в сценах изгнания и демонстрации внутреннего антуража проклятой обители фильм приобретает черты антирелигиозного памфлета, искусно наложившегося и на политические подтексты и реалии, завуалированные, впрочем, столь сильно, что лента Кавалеровича сумела беспрепятственно преодолеть советскую цензуру и выйти в свободный прокат в стране несвободной и атеистической. Юзеф был типажом аутентичным современности, преисполненном не экстаза и поклонения, а сомнений и страхов. Однако едва ли его можно было вписать в соцреалистические реалии с их однополярностью и жесткой идеологической выправкой, поскольку как раз идеологического стержня в картине нет, зато есть изощренный метафорический.

Спустя ровно 11 лет британский enfent terrible Кен Рассел снимет по Хаксли «Дьяволов», которые уже начисто перечеркнут любую надежду на спасение, и станут бескомпромиссным плевком в сторону Ватикана. И на фоне деменции и делирийности «Дьяволов» «Мать Иоанна от ангелов» поляка Кавалеровича все же воспринимается как фильм, в котором еще тьма не победила, а исконная вера все еще возможна в мире фанатиков.

Говорят, нет молитвы сильнее материнской, а люди земные похожи друг на друга тем, что все они – мамины дети. И мама или память о ней являются земным ориентиром, от которого часто зависит, как сложится жизнь человека.

Читая о великих духовных подвигах святых, мы мало задумываемся о том, что они были чьими-то детьми, и что первыми кто прививал им любовь к Богу – были их матери. Какие же они – мамы святых?

Cегодняшняя подборка посвящена именно им, удивительным женщинам, которых объединило не только время их земной жизни, но и то, что во многом благодаря их молитвам и великому материнскому подвигу их сыновья стали настоящими христианами и заслужили титул Вселенских учителей Церкви.
Преподобная Эмилия, мать святителя Василия Великого
Память 1/14 января и 8 /21 мая
Святая Эмилия родилась в богатой семье и жила в Кесарии. В юности она отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. При императоре Лицинии отец Эмилии принял мученическую смерть и, опасаясь похищения для насильственного замужества, девушка сочеталась браком с адвокатом Василием, впоследствии ставшим священником.
Хотя родители обоих супругов лишены были почти всего состояния своего во время гонений на святую веру, но Бог, за добрые дела супругов, так умножил земную собственность их, что не было в том краю никого богаче их. Они владели землями в трех провинциях, в Понте, в Каппадокии и в Малой Армении.
Когда родился младший сын Петр, отец умер, и на руках Эмилии осталось десять детей. Всех воспитала она в глубоком благочестии. Эмилия хорошо понимала обязанности матери. Если мужчина в суете жизни и заботе о ней не всегда внимателен к самому себе, то тем более далек от него постоянный надзор за раскрытием склонностей и понятий в детях.
Образцом для других служило воспитание старшей дочери – Макрины. Обычно греки начинали обучение своих детей с басен и поэзии, а Эмилия считала, что в языческих произведениях много непристойного, поэтому прибегла к псалмам Давида и притчам Соломона. Из них она выбирала места с молитвами или с уроками жизненной мудрости, и Макрина учила их наизусть. Еще одним предметом было пение, но не светское. Вообще Эмилия старалась предотвращать все, что было сомнительным с нравственной точки зрения. Тогда матери обычно сами водили детей в театры, Эмилия же считала это вредом, т.к. такие походы отучают от любви к труду и приучают к легкомыслию и рассеянности. Она обучала дочь рукоделию и домашнему хозяйству.
Под конец жизни Эмилия приняла монашество и вместе с Макриной поселилась в устроенной ими обители в Понте, на берегу реки Ириды, недалеко от горы Ивора. Дожив до преклонных лет, и чувствуя близость кончины, она молитвою за детей завершила свою святую жизнь 8 мая 375 г.
Десять детей дал Господь святой Эмилии, пять из них причислены к лику святых: Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, вселенский учитель, преподобная Макрина, которая являла собой образец аскетической жизни и оказала сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Святитель Григорий, епископ Нисский, Святитель Петр, епископ Севастийский и праведная Феозевия – диакониса.
Праведная Нонна, мать святителя Григория Богослова
Память совершается 5/18 августа
Святая Нонна родилась в семье христиан Фильтата и Горгонии, которая являлась также и тетей святителя Амфилохия, епископа Иконийского. Святая Нонна состояла в браке, очень выгодном по земным расчетам, но тяжелым для ее благочестивой души. Муж ее Григорий был язычник. Долго молилась святая Нонна, чтобы обратить супруга к вере. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: «Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя – оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она жела-ла, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу». И горячая молитва Нонны была услышана: однажды ее мужу приснилось, будто поет он стих Давида: «Возрадовался, когда сказали мне: в дом Господень пойдем». Вскоре Григорий крестился, был посвящен в пресвитера, затем во епископа и, по словам сына, превзошел жену благочестием. Одновременно с его хиротонией во епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диаконисы и стала активно заниматься благотворительностью.
Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.
В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. В начале 374 года в столетнем возрасте почил епископ Григорий. Святая Нонна, почти не выходившая после того из храма, скончалась в этом же году. Ее сын Григорий стал архиепископом Константинопольским, а дочь Горгония повторила во многих чертах жизнь своей благочестивой матери и являла собой замечательный пример замужней христианки.
Святая Анфуса, мать святителя Иоанна Златоуста
Имени святой Анфусы нет в нашем месяцеслове, но ее почитают и любят в Элладской Церкви.
Память ее греки отмечают 28 января
Мать Иоанна Златоуста Анфуса была весьма образованной для своего времени женщиной и вместе с тем примерной супругой и матерью семейства. Родители будущего святителя были еще люди молодые, у них было только двое малюток – девочка двух лет и новорожденный мальчик Иоанн, – радость и утешение своих родителей. Но в семье случилось горе – скончался глава его – Секунд, оставив молодую вдову Анфусу с двумя малышами. Горе молодой матери было безгранично. Правда, она не нуждалась в средствах для жизни, так как имела значительное состояние; но ее нравственные муки были тяжелее материальной нужды. Молодая и неопытная, она могла бы стать жертвой обмана и обольщения. Но Анфуса была одной из тех женщин, которые стояли выше всех увлечений и житейской суеты. Как христианка, она взглянула на свое несчастье, как на испытание свыше и, отбросив всякую мысль о вторичном замужестве, решила полностью посвятить себя материнской заботе об осиротевших детях. Решимость ее не ослабела и от нового горя, поразившего ее материнское сердце. Ее маленькая дочь ско-ро скончалась, и Анфуса осталась одна со своим сыном, который и сделался предметом всей ее любви и материнских забот и надежд.
Принадлежа к высшему обществу и сама будучи женщиной образованной, Анфуса постаралась дать своему сыну наилучшее для того времени воспитание. Именно благодаря матери он получил первые уроки чтения и письма, и первыми словами, которые он научился складывать и читать, были слова св. Писания, которое было любимым чтением Анфусы, находившей в нем утешение в своем преждевременном вдовстве. Эти первые уроки на всю жизнь запечатлелись в душе Иоанна.
Мать считала, что важно приготовить сына к полезной общественной службе, и позаботилась дать ему основательное и обширное образование в различных науках. По ее распоряжению, Иоанн, достигнув почти двадцатилетнего возраста, стал слушать уроки красноречия у знаменитого в то время ритора Ливания.
Когда друг Иоанна, Василий, стал убеждать его вместе вступить в иночество, Иоанн поспешил к Анфусе за благословением: он знал, что без согласия матери его горячая любовь к ней не даст ему покоя и будет мучить его. Но когда Анфуса узнала о намерении сына оставить дом, ее сердце исполнилось печалью, а из глаз полились горькие слезы... И Иоанн остался в доме отеческом.
Только после смерти Анфусы Иоанн раздал свое имение, отпустил рабов и удалился в пустынную обитель к отшельникам. Позднее он был рукоположен в пресвитера и, оказавшись блестящим проповедником, получил от паствы прозвище «Златоуст». Уже возглавляя Константинопольскую кафедру, Иоанн составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв Чина елеосвящения. Он оставил Церкви многочисленные богословские сочинения, письма, проповеди. И хотя в конце жизни узнал горечь изгнания и осуждения, остался в вере непоколебим.
История великих святых свидетельствует нам, что у них были и великие матери.
Завершив свой труд и оставив временную жизнь, святые Эмилия, Нонна и Анфуса сделали все для того, чтобы дети их шли правильным путем, направляли на этот путь других и сами продолжили составление доныне пишущейся Великой книги святости.

" ЖEНЩИНЫ БИБЛИИ"

27
Елисавета

Наша высокая оценка Елисаветы исходит главным образом из того, что она была матерью Иоанна Крестителя, о котором Иисус сказал: «Истинно говорю вам: из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф.11:11). Лука в своей первой главе открывает нам прежние годы Елисаветы. Отсюда мы узнаём, что она была из семьи священника и потом стала женой священника Захарии. Если бы нам больше нечего было сказано о Елисавете, то и тогда мы должны бы понять, как соответствует она выбору быть матерью Иоанна.
То были мрачные дни для еврейской нации: материально они были доведены до бедности из-за господства римлян, и духовно – из-за своего небрежения к их вере. Из этого соображения они болезненно нуждались в одном, как сказал Исайя, чей голос звучал для них: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Исайя 40:3).
Но даже в пустыне жизнь должна продолжаться. В Израиле, нашлись люди, чья жизнь была ещё связана с верой Богу, и чьи сердца стремились к спасению и святому. Среди таких были Захария и Елисавета.
Можно глубже обдумать рассказ Луки, вдохновенно поместившего в Писании это вечное свидетельство о них: «Оба они были праведны пред Богом, поступали по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лука 1: 6).
Легко быть праведным в своих собственных глазах или даже в глазах кого-нибудь из друзей, но Захария и Елисавета получили величайшую похвалу: « они оба были праведны пред Богом». Этим великолепным заявлением нам было сказано, что они шли во всём по заповедям и законам Господа «беспорочно». Ясно, что Елисавета была под стать своему мужу в набожности, и без сомнения была рядом с ним в его преданности и нежно пеклась о его службе священника.
О них написано, что они были преклонных лет, и в Луке 1:18 Захария восклицает: « Я стар». Нам также известно, что Елисавета была бесплодна и у неё не было детей. Бесплодие у евреев вызывало сильные нарекания и многие бездетные женщины крайне страдали от душевной боли из-за высокомерного отношения к ним их знакомых. Елисавете, как набожной жнщине, нужна была милость и покоронсть, чтобы выносить это и, пребывая в заботе, никогда не позволять себе быть раздражительной, раздосадованной или озлобленной.

Праведная и безупречная

Мы знаем, что Елисавета превозмогла боль, которая довлела над ней долгое время, иначе не заслужила бы похвалы как «праведная и безупречная». И хоть она тосковала о материнстве, как нам сказано, это было сутью её молитвы (Лука 1:13), но когда оно не наступало, она конечно принимала бездетность как свою долю от Бога, удерживая себя от разлагающего действия скорби и подавленности. Как сочувственно она, должно быть, разделяла выражение Давида: «Если бы не закон твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моём» (Псалом 118:92).
Если жизнь Елисаветы считалась бесплодной у её современников, то не так это было в Божьих глазах. Когда Бог смотрит на людей, он видит все тайники их душ, и мы можем быть уверены, что в Елисавете он нашёл духовное семя, ростки, питаемые ежедневно, ежемесячно из года в год... пока не разовьётся плод, носящий имена: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, Вера, кротость и воздержение» (Галатам 5:22).
Без забот материнства Елисавета была спсобна дать «вере» и «труду» более высокое место, доказав, что недостаток в жизни чего-то желаемого может способствовать чему-то лучшему скорее, чем худшему. Она не знала ни о своей будущей роли, не знала, что слой за слоем те годы служили ей для становления полного роста женщины, которая достойна принести «Пророка Всевышнего». Когда настало время для Божьего чуда наделить её этим ребенком, к её мужу, когда он был один в храме, Богом был послан архангел Гавриил. Захария обессилел и оцепенел от страха, когда увидел ангела, стоящего справа от алтаря и ладана. Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселье, и многие о рождении его возрадуются» (Лука 1:13,14).
Пока ангел продолжал своё вещание, у Захарии не осталось сомнения, что предсказанный ребенок должен стать посланцем, который пойдёт впереди обещанного мессии, чтобы подготовить ему пути. Бог заботился, чтобы навестить и искупить свой народ, и Захария первым узнал об этом.

Неверие мужа

Хотя Захария понял широту ангельских слов, он всё же сомневался в обещании участия своего и Елисаветы в исполнении их. «По чему я узнаю это? – спросил он, - ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лука 1:18). После этого восклицания он не мог говорить несколько месяцев, как объяснил ангел в своём ответе: «И вот ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется за то что, ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время». По крайней мере немота Захарии постоянно служила ему напоминанием, что всё, чему он не верил, сбудется так же точно, как весна приходит после зимы.
Не пришлось ему долго ждать, пока немота станет мешать ему. Когда он появился из храма перед ожидавшей его толпой, он должен был бы взорваться словами радости и ликования, но вместо того он мог только кивать людям, чтобы объяснить, что не может говорить. К счастью, дома его немота в общении их с Елисаветой выглядела по-другому. Когда двое годами живут рядом, вместе работая, вместе гуляя, вместе молясь, фактически соединённые на каждом шагу, то им не составляет труда даже внутреннюю мысль передать без единого слова, сказанного вслух. Вряд ли нужно сомневаться, что скоро по возвращении Захарии она узнала о случившемся в храме и разделила его удивление и переполняющую его радость. Так как они хорошо были знакомы с законом и пророками, можно представить, что Захария мог привлечь много отрывков из Писания, чтобы облегчить общение, и Елисавета приняла его сообщение с готовностью и быстро поняла. Она приняла свою участь в грядущих событиях с глубокой благодарностью:
«Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лука 1:25).

Предвестник Мессии

Рядовая израильская женщина может задуматься, почему обещание сына было дано Захарии одному, а не обоим им? Ведь вся прежняя жизнь Елисаветы, её родство с духовенством, давали ей право знать обо всём самой. Она бы хотела знать, как это получилось, что ангельский визит имел место в храме, поскольку это было уже не первое сообщение, что старый договор подходит к концу, а начинается новый договор. Даже место, где стоял ангел, - справа от алтаря, где священик воскуривал фимиам, чтобы он восходил от имени людей к Богу,- значило, что Бог снизошёл к людям. Так ангел объявил: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» (Лука 1:19).
Девять месяцев ожидания дали Елисавете и Захарии время проникнуться подробностями касательно их будущего сына: «...И наречёшь ему имя Иоанн,- сказал ангел,- и будет тебе радость и веселье, и многие о рождении его возрадуются». И в самом деле они были счастливы в высшей степени в ожидании рождения своего ребенка, ибо знали, что он должен стать предвестником Спасителя и Господа. Им даже не пришлось ждать, пока Иисус скажет об их сыне: «...Не восстал больший Иоанна Крестителя», потому что ангел заранее сказал Захарии; «И будет он велик перед Господом».
Последние три месяца ожидания не были для Елисаветы так томительны, потому что она разделила их с Марией, ожидавшей рождения Иисуса. Как совершенно Божье провидение, что он свёл вместе будущих матерей Иисуса и Иоанна!
И случилось точно так же. На шестом месяце беременности Елисаветы Бог послал ангела Гавриила к Марии, которая ждала свадьбы с Иосифом-плотником. Как великолепны были его слова приветствия, что сотни лет мужчины и женщины, взрослые и дети заучивали их наизусть:
«Радуйся, благодатная! Господь с тобою. Благословенна ты между женами» (Лука 1:28). Когда Мария показала своё изумление и удивление Божьему намерению использовать её как сосуд для рождения Мессии, тогда ангел открыл ей чудо, касающееся Елисаветы: «Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестый месяц» (Лука 1:36). Тогда Мария поверила, что для Бога всё возможно и ответила замечательными словами: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (стих 38).
Так как Марию потянуло к Елисавете, она поспешно оставила дом в Назарете и предприняла путешествие, чтобы достичь дома Захарии.

Привязанность и братство

Ангел сказал о ребенке Елисаветы: «...и духа святого исполнится ещё от чрева матери своей», но до прихода Марии в её дом этого ещё не произошло. И вот после приветствия Марии вдруг зашевелился плод в чреве Елисаветы, и она узнала, что исполнилась Святого Духа. Она сразу поняла, что Мария избрана родить Спасителя, и как эхо ангельского приветствия прозвучали её слова: «Благословенна ты между женами, и благословен плод чрева твоего! И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём» (Лука 1:42-44).
Если Мария внесла в жизнь Елисаветы момент почести, то Елисавета дала Марии новое чувство принадлежности к братству, которое не мог ей дать в то время даже Иосиф, собиравшийся стать ей мужем. И старая женщина похвалила молодую за её веру: «Блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа» (стих 45).
Можно только вообразить полную степень общности Елисаветы и Марии: молитвы, пение, общие раздумья о будущих деяниях их сыновей, которые им предназначено сделать. Приходило ли им на ум, что Иоанн объявит народу: «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь его» (Матф.3:11). Или, как Мария пришла к Елисавете, так же Иисус придёт к Иоанну, чтобы креститься от него, несмотря на возражение Иоанна: «Мне надобно креститься от Тебя, и ты ли приходишь ко мне?» (Матф. 3:14). Иисус сказал своё мнение: «Так надлежит нам исполнять всякую правду» (Матф. 3:15).
Для Иоанна этот акт должен быть источником огромного вдохновения, поддерживающего его в его работе. И конечно, Иисус и Иоанн глубоко уважали и любили друг друга, и эта привязанность, может быть, выросла частично из содружества их матерей в течение тех трёх месяцев.

«Что за ребенок сей»

Прошли девять месяцев и когда родился Иоанн, радость захлестнула Елисавету. Её соседи и родственники, прослышав об огромной милости Божьей, радовались вместе с ней. Они ещё больше изумились, когда определилось имя ребёнка Иоанн вместо Захарии: «Назвать его Иоанном» - настаивала Елисавета. «Иоанн имя ему» - написал и Захария на дощечке. И сразу к нему вернулась речь, не как неуверенный звук его последних слов сомнения в храме, а как поток, хлынувший после девяти месяцев молчания: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой... И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидёшь пред лицем Господа – приготовить пути Ему» (Лука 1:68, 76).
Слушая радостную, вдохновенную проповедь Захарии, слушатели изумлялись и страшились, ибо знали, что это Бог вмешался, чтобы совершились такие события и был дан такой ребёнок, чтобы «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лука 1:77 – 79).
На этом мы расстанемся с Елисаветою, Божьей дочерью, женой Захарии, матерью Иоанна Крестителя, радуясь за неё вместе со всеми другими, кто читал её историю, стараясь следовать её примеру любви и веры. Мы знаем, что всегда должен быть «Иоанн Креститель», чья задача – дать свет тем, кто пребывает в темноте и под сенью смерти. Пусть будет много таких Елисавет, с лучшими своими способностями они будут питать, лелеять и воодушевлять тех, кто поверит им.