Очень красивые рисунки карандашом штрихом. Техника правильной штриховки

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом. Большинство тех, кто учился в художественной школе, выберут вторую технику рисования. Именно ее считают правильной техникой рисования, а растушевку и вовсе не признают. Но есть и те, кто не проходил художественные курсы, и не имеют художественного образования, в том числе и я, но тоже рисуют и очень часто используют растушевку.

Мы не будем разбираться, какая техника лучше и правильнее, а просто поговорим об этих двух техниках рисования.

Правила рисования карандашом

Как вы уже знаете, существует два способа передачи тона – растушевка и штриховка карандашом . Штриховка подойдет больше для рисования иллюстрации, а растушевка придает реалистичности рисунку.

В учебниках по рисованию можно найти много статей о правилах работы карандашом, о правильной постановке руки, о вырабатывании художественных навыков.

Ни в коем случае, не стоит подвергать сомнению все эти правила, но, на мой взгляд, они подходят не для всех. В силу разных характеров, художественных навыков, желания свободы в рисовании – люди ищут те техники рисования, которые им более удобны. Не хотят загонять себя в рамки правил. Я думаю, именно поэтому, многими людьми используется не штриховка карандашом, а растушевка, которую многие называют не правильной.

Растушевка карандашом

В уроке « », как прочем и других уроках, я использовал две техники рисования – сначала растушевку, а затем штриховку. Растушевка, как упоминалось ранее, поможет сделать рисунок более реалистичным.

Существуют основные правила растушевки, которые помогут вам сделать ее качественнее. Первое — это выполнять ее только вдоль штрихов, что придаст тушеванию более естественный вид. Второе – для растушевки можно использовать не только простую, но и зигзагообразную штриховку. Третье – не растушевывайте рисунок пальцем! Используйте ватные палочки или кусочек мягкой белой бумаги.

Штриховка карандашом

С помощью штриховки карандашом можно легко передать нужный тон. Штриховка выполняется короткими линиями (штрихами), что дает возможность получить разную степень насыщенности тона. Для того чтобы усилить его глубину применяется перекрёстная штриховка.

Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в самом темном тоне будут сочетаться штриховки разных направлений: косые, вертикальная и горизонтальная.

Штриховка карандашом не только имеет возможность передавать тон, но и поможет передать поверхности объектов рисунка.

Рельефная штриховка

В заключение, хотелось бы сказать пару слов о рельефной штриховке. Такой вид штриховки используется тогда, когда нужно передать рельеф поверхности рисуемого объекта. Например, губы в уроке « » я рисовал дугообразными штрихами.

Как правило, рельефная штриховка карандашом – это использование не прямых штрихов.

Как научиться ложить штрих по форме предмета- будем усовершенствовать свое мастерство владения карандашом и учиться создавать рисунок геометрических фигур, создавая их объем. В нашем арсенале есть куб, шар, конус и цилиндр.

Наша работа будет разделяться на две части. Первая часть- мы рисуем по- представлению. Возможно у вас есть макеты этих фигур, если нет, то тогда можете заглянуть на страницу как сделать макет геометрических фигур и, собственно, сделать их, но начнем мы с вами с другого. Мы начнем с понимания, анализа формы сначала без макетов. Вы можете сначала их создать и иногда посматривать на них при рисовании, но главное сейчас- научиться анализировать, логически мыслить, вся ваша работа сейчас заключается в том, что- бы думая, без натуры, научиться передавать форму этих основных фигур. Изначально ведь работа проходит в голове, а не перед глазами. Верно?

Вторая часть- будем рисовать с натуры, но так- же, как и в первом случае, не цепляемся к натуре сильно, а в первую очередь думаем и анализируем сами, и теперь уже проверяем себя с тем, что нам показывает натура.

Итак, первая часть. Можно рисовать на формате А3. Берем ватман, карандаш и рисуем фигуру, также не плохо использовать знания перспективы при построении ее. А потом начинаете "ложить" штрих по форме, вылепливая объем фигуры при помощи своего ума и карандаша.

Мы уже знаем, что светотень распределяется по форме предмета, создавая тональные градации, или зоны. Пока возьмем три основные- свет, полутень и тень. Ограничиваемся только фигурами, не используя все пространство.


Давайте нарисуем куб. Избегаем ошибок. У меня на рисунке слева сильно передана перспектива , чересчур, так не делайте. Здесь достаточно совсем немного передать ее, слегка исказив форму. Посмотрите на рисунок справа. Видите разницу между передней стенкой и задней? Этого достаточно. Не такие у нас большие размеры используются, что- бы мы из малых форм превращали архитектуру.

Поговорим о светопередаче. Свет, тень и полутень показаны.

Но не забудьте о золотом правиле- свет удаляясь по форме предмета темнеет, тень- светлеет. Смотрите: свет, удаляясь в перспективу слегка теряет свою яркость, добавьте туда немного штриховочки. А теперь полутень и тень, та- же картина, но в обратном порядке. Тень удаляясь слабеет, слегка светлеет. Но все равно, общий тон тени никогда не будет светлее общего тона света, и полутень тоже не вырывается из своих тоновых границ. Все на своем месте.

Смотрим еще: как мы проводили обучение с первого нашего урока, см. основы рисунка , о том не забываем и сейчас. Ближние к нам углы и грани выделяем, делаем на них акценты. Ближняя грань и углы у меня акцентированы, чем и берут основное внимание на себя, все остальное плавно уходит в пространство. Но сильно здесь это пространство не нужно передавать, так как расстояния у нас, в принципе, маленькие.

Замечание: как определить общий тон- прищурьте немного глаза. Резкость убавится и вы сможете увидеть все в общем. И еще не надо смотреть на работу "влоб", почаще отдаляйте ее от себя, рассеивайте зрение, не цепляйтесь за детали.


И дальше остальные фигуры. Эти фигуры, в общем, у нас достаточно обтекаемы, заокруглены, так- что замечаем следующее:

Допустим, первым в ряду стоит шар. Акцентом на нем здесь является тень и наиболее сильна она будет в том месте, где шар приближен к нам более всего. По краям у меня акцентов нет, так как там форма ушла в пространство- учитывайте этот момент при рисовании обтекаемой формы.

Так- же дело обстоит и с цилиндром и конусом. Там, где форма начинает заворачиваться и уходит в пространство- акцент делать не стоит. Но где и нужно акцентировать форму, то там, где идет излом формы и там, где это будет ближе всего к нашим глазам.

Обратите внимание на конус- нижняя часть его к нам приближена больше, чем верхушка. Значит, нижняя часть его будет передана сильнее, а поднимаясь к верху слабее- смотрите на тень, внизу она сильнее, в то время как поднимаясь вверх она теряет свою активность. Не делайте ее одинаковой тональности по всей высоте. Величины эти здесь не огромны, но все равно существуют, иначе условное пространство правильно не передать.

Останавливаю ваше внимание на штриховке. Это что- ни- на- есть стопроцентный штрих, который ложится по форме. Несмотря на то, что он несколько однообразен и скучноват, но очень полезен в плане обучения. Он учит дисциплинированности, концентрации внимания, учит делать ровные линии и просто чистоте исполнения. Рекомендую выполнить эту работу с применением именно этого штриха, просто старайтесь "вылепливать" форму геометрической фигуры, прочувствуйте руками и глазами весь ее объем и как ее форма "живет" в пространстве. Написано странно, но стараюсь как можно сочнее передать вам всю прелесть этого упражнения. А о штрихах, которые должны ложиться по форме предмета и какие ими не являются мы с вами дальше еще поговорим.

И непереживайте, если что- то не будет получаться. Никто не застрахован от ошибок, а их может быть много и идеального на свете не существует ничего. Но у каждого из нас есть возможность попробовать еще раз, дабы сделать еще лучше.

Как нарисовать геометрические фигуры

Как нарисовать геометрические фигуры- теперь попробуем нарисовать геометрические фигуры с окружением. Окутаем их воздухом, нарисуем в пространстве. Берем основные:


Первым у нас пусть пойдет цилиндр. Ставим цилиндр на предметную плоскость- стол, освещение ставим так, что- бы тень от фигуры падала красиво на предметную плоскость, не была ни сильно растянутой, ни маленькой- была гармоничной и подчеркивала объем фигуры.


Натяните бумагу на планшет , чтобы создать чистый рисунок. Берите планшет размером 30-40, для такой работы вполне достаточно.

Теперь нам нужно закомпоновать наш цилиндр в плоскости листа, найдите его гармоничное место в пространстве листа, учитывая и тени, обязательно. Используйте для поиска пропорций глазомер, подкрепляйте его ощущениями линейной перспективы.

Обязательно передайте предметную плоскость. Фигура у нас не "плавает" в пространстве, она находится на предметной плоскости!

При построении фигуры обязательно показывайте и невидимые грани, показывайте как строите- линии построения. Это нужно более вам, чем зрителю. Расставляйте акценты там, где это нужно, показывайте пересечение плоскостей. Не забывайте о перспективе. Если вы заметили, то нижняя плоскость цилиндра нам видна больше, чем верхняя, оно и правильно, так как линия горизонта (по крайней мере у меня, у вас может быть по- другому), дает такой обзор.

Посмотрите как строится тень- ее можно правильно передать, используя линии построений. Образно: от источника света идут лучи, которые разделяются на два вида, одни- освещают фигуру, останавливаются на ней, потому за фигурой дальше света не будет. А лучи света, которые не попадают на фигуру идут дальше, освещая все на своем пути. И эту границу мы с вами можем показать. И еще: тень, удаляясь от фигуры, будет иметь тенденцию к некоторому увеличению, это напоминает обратную перспективу. Понимаете почему? Если направить лучи наоборот, то линии построения тени сойдутся в одной точке- точке, из которой идет свет.


Вот примерно так у вас должно получиться. Дальше в принципе натура нам уже и не нужна, так как все можно проанализировать самостоятельно. Включить аналитическое мышление и логически рассуждать. Но, все- же, давайте разбирать дальше:
По фигуре видно, что свет падает со стороны и сверху. Значит, верхняя плоскость цилиндра у нас будет освещена более всего, и свет так- же будет падать на предметную плоскость, так как она тоже как и плоскость цилиндра- горизонтальна. Вертикальные плоскости- стена и обрыв предметной плоскости, а так- же, сам объем цилиндра будут получать меньше освещения, так как падающего основного света они не получают.

Дальше: предметную плоскость мы черной не делаем- угол предметной плоскости получает в данном случае достаточно света, что- бы тень не была здесь самой активной. Но выделить ее- предметную плоскость все- таки нужно. Это достигается за счет выделения угла предметной плоскости.

Дальше: наша предметная плоскость получает основной свет, но нам нужно показать, что она горизонтально расположена. И мы знаем, что удаляясь свет гаснет, слабеет. Вот чем дальше от нас предметная плоскость будет уходить, тем слабее ее свет будет- ложим штрих таким образом.

Теперь надо разобраться с той частью цилиндра, что будет находиться в тени. Цилиндр у нас расположен вертикально к предметной плоскости, значит основной свет будет падать на горизонтальную его верхнюю плоскость. Все остальное- в тени, за исключением того участка, где свет скользит по форме, так как свет падает не точно сверху, а немного со стороны- этот участок у меня выделен самым светлым на вертикальной плоскости его. Общая- же тень цилиндра активнее стены, так как цилиндр имеет активную собственную тень и сам к нам ближе, хоть стена также расположена вертикально.

Стена- же будет темнее предметной плоскости, потому как она вертикальна- значит света здесь будет меньше, и потому, что она будет находиться дальше всего, будет на заднем плане. Ложим штрих таким образом.

Падающая тень фигуры будет самой активной, но она так- же лежит на предметной плоскости, а потому- удаляясь на ней будет немного становиться слабее.

Ну и осталось расставить акценты там, где это необходимо- изломы форм, которые будут к нам располагаться ближе- будут акцентированы.


Если по началу рука не слушается, трудно держать карандаш и трудно ложить штрих по форме, да и четко определить саму форму штрихом трудно, то есть возможность поработать так, как показано на рисунке слева.

Легонько намечаете изломы формы. То- есть: допустим, вы в курсе, как распределяется свет по форме предмета. Вы знаете, что этих зон пять: блик, свет, полутень, тень и рефлекс. Это все точно, но условно. Что- бы передать более качественно объем фигуры, вы можете намечать сколько угодно изломов, и чем их будет больше, тем объем фигуры будет показан мягче. Зрительно разделяете фигуру на эти зоны и ложите обычный прямой штришок, но так, что- бы вылепить объем- используете частоту стежка- штриха или силу нажима карандаша.

Здесь прошу вас не путать два понятия: как распределяется свет по форме предмета и как ложится штрих по форме предмета. В первом случае у нас- 5 зон, во втором- можем намечать столько зон, изломов формы, сколько вам будет нужно. Но не черните, все вспомагательные линии должны быть малозаметными.

Замечание: если вы могли заметить, посмотрев на этот рисунок, то увидели, что с более освещенной стороны конуса стена на заднем плане темнее, а с другой, менее освещенной стороны конуса- стена светлее.
Дело в том, что стена одинакова и там и там, но так уж видит наш глаз. Для остроты ощущения действительности, для наилучшего акцента света и тени, для гармоничного осязания нашим глазом рисунка, да и в конце концов, давайте сделаем нашему глазу приятное! Пусть он видит в рисунке то, что видит в натуре. Это только легкий нюанс, который только обогатит наш рисунок, можно ненавязчиво передать.

Дополнение: смотрите как строится тень у конуса.


Дальше давайте сделаем рисунок шара. Построение вы можете увидеть слева. Заметьте, как строится тень фигуры. С падающей мы уже разобрались, вроде: определяем с помощью глазомера и подкрепляем знаниями перспективы. Не забывайте, что тень падает на предметную плоскость- это нужно передать и понимать.

А вот как дела обстоят с собственной тенью? Интересно, что если провести линии от точки освещения до центра шара, через который проходит диаметр, который образует круг тени, то этот диаметр будет перпендикулярен линии, проведенной до точки освещения. Если это понять, то и как ложить штрих по форме шара, дабы показать собственную тень- совсем не сложно.


Теперь мне что- то стало скучновато рисовать в одной манере и захотелось поэкспериментировать. Посмотрите на работу справа. Как вы думаете, она выполнена штриховкой? Не похоже. Она выполнена тональным пятном с использованием карандашей различой степени мягкости. Если вы возьмете карандаши с цельным грифелем, без деревянной оправы, и будете просто набирать тон на бумаге, а не штриховать, то у вас тоже получится такой вот рисунок.

А что еще, кроме техники исполнения у нас не так? Свет наместе, тени тоже, значит- все в порядке.

Но все- же рассмотрим детальнее. Самый яркий свет у нас будет на освещенной стороне шара, на плоскости он будет не таким активным и будет слабеть с удалением от нас. Самая темная тень будет падающая, на изломе предметной плоскости будет света немного больше, но тем не менее, акцентируем эту область.

Посмотрите на собственную тень шара- я ставлю акцент на той области его, которая будет ближе к нам, и заворачиваясь по форме, тень будет терять активность. Помните: шар- форма обтекаемая.
Стена в полутени, притом на заднем плане- вот пусть там ненавязчиво и остается. Единственное- она будет "играть" с объемом шара. Со стороны света стена будет казаться несколько темнее, со стороны тени- светлее. Давайте и здесь сделаем нашему глазу приятное;)

Как научиться ложить штрих по форме предмета. Штриховка

Вот тут мы плавно подошли к тому, о чем уже говорили в самом начале этой страницы. Как ложится штрих по форме предмета и какой штрих таковым не является. Дело в том, что у каждого рисовальщика, в процессе работы или учебы вырабатывается свой определенный стиль штриха. Конечно, есть каноны, у различных исторических времен свои собственные каноны рисования и штриха, но совсем не обязательно им придерживаться. По желанию. Я считаю, если с помощью штриха можно передать объем фигуры и само пространство в листе, то абсолютно все равно, что с себя представляет этот штрих. Главное, что- бы было грамотно все сделано и красиво. По простому- не делайте соломы, учитесь рисовать красиво. К штриху это так- же относится. На этой странице мы учились делать штрих, продолжим еще немного.


Вот например вот так, как я рисую кубик, который у нас еще остался не нарисован.

1. Определяем место фигуры в листе

2. Располагаем фигуру на предметной плоскости и находим его конструкцию и его тень, не забывая учитывать перспективу

3. Определяем место света и тени- ложим легкий штрих. Это дает нам возможность сразу определиться с распределением света и тени в нашем рисунке, разделить их

Если вы посмотрите на штрих, которым выполнена работа, то он достаточно необычен, верно? На уроках рисунка к такому штриху лучше не прибегать, не пугайте учителей, у них не такие современные прогрессивные взгляды, как у вас. Но в своих творческих работах такой штрих применять можно, почему бы и нет? Ведь рисунок сделан по всем законам. Передано пространство в листе, показана форма предмета, переданы основные тональные соотношения в нашем рисунке. Но к этому еще мы добавили штрих, который делает работу интересной и воздушной. Ну а дальше опять, разбираем рисунок, анализируем:


Давайте пройдемся по основным тональным отношениям, для начала по теням: самая темная тень- падающая, дальше идет собственная тень куба. Излом предметной плоскости занимает третье место, ее мы выделяем, но не черним, так как там достаточно света. И четвертая- стена, на которую тоже попадает свет, можно сказать, что стена находится в полутени, но дальше всего. Смотрите как играет полутень стены с формой куба: со стороны освещенной части куба стена темнее, со стороны тени- светлеет. Эти градации могут быть очень невелеки, но они присутствуют.

Дальше анализируем свет: самая светлая и освещенная часть будет верхняя плоскость куба, вторая по светлоте- предметная плоскость, которая находится перед нами горизонтально и уходя в пространство- теряет свет.

На изломах форм делаем акценты. Ближние грани куба и углы выделяем, это поможет вытащить его из пространства наперед.

И не забываем- свет удаляясь темнеет, гаснет, тень удаляясь теряет свою активность и несколько светлеет, но учитываем золотое правило: самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.

На последок: если вы решите поэкспериментировать со штриховкой. Так как и варьируется тональность свето- тени, которую мы передаем в пространстве листа, так и штрих может изменять форму- поиграйте с размером штриха. Стена выполнена штрихом среднего стежка, довольно статичная. Куб выполнен мелким и активным штришком, придающим кубу динамику. А предметная плоскость выполнена длинными стежками, довольно тривиальными и малоинтересными. Так что, даже штрих помогает выявить в картине главное действующее лицо- куб, который выполнен наиболее динамичным штрихом, притягивающим внимание, на мой взгляд. А как вам кажется?

Попробуйде сделать что- то свое, поэкспериментируйте, тогда самая простая работа будет выполняться с удовольствием, большим вниманием и огромным интересом. А когда вы сидите, выполняете работу, например- стараетесь ровно положить штрих по форме, да еще у вас и получается, и при этом начинаете замечать, что от концентрации вашего внимания замирает дыхание, вот в эти самые минуты и ощущаешь всю предесть рисунка и получаешь несказанное удовольствие.


Штриховка карандашом по простой бумаге - основная техника рисунка. В этой статье узнаете, как штриховать рисунок классическим, или академическим, штрихом. Дело в том, что покрыть тоном рисунок возможно разной техникой, и штриховка карандашом бывает разная. Но именно эта техника является школьной, так сказать базовой техникой, которую следует постичь любому ученику.

Основные принципы штриховки

Правильная штриховка в академической технике предполагает следующие принципы:

  • Штрихи накладываем раздельно, один рядом с другим.
    Когда Вы наносите штрихи, отрывайте карандаш от бумаги после каждого штриха.
  • Не делаем запятых.
    Штрихи не просто раздельные, они имеют одинаково острые концы, без запятой на одном из концов

  • Не накладываем штрихи зигзагом.
    Понятное дело, что зигзагов не должно быть, если у Вас зигзаги, значит, Вы не отрывает руку после каждого штриха.

  • Перекрестный штрих не перпендикулярен относительно предыдущего.
    Штрихи последующих слоев накладываются под небольшим углом относительно предыдущего слоя поэтапно. То есть, сначала Вы накладываете первый слой в пределах определенной площади и уже покрываете последующими слоями.

  • Базовый штрих ведем по форме предмета.
    Направление штриха идет по форме предмета. Например, если предмет имеет скругленную форму, то штрих постепенно меняет направление по форме предмета, по его скруглению. О форме предмета подробно поговорим ниже.

Как продлить ряд штрихов

Все кажется довольно не сложно, если у Вас один ряд штрихов, а если надо продлить и получается примерно так:

Как же избежать вот этой явной границы между рядами? Это самый сложный момент в штриховке. Главное, терпение!

Есть несколько способов избежать такого эффекта шва между рядами:

Первое, не заводите следующий ряд на предыдущий. То есть, ряды раздельные, следующий ряд начинается вплотную к предыдущему, но не находит на него. Хвостики предыдущего ряда как бы продолжаются штрихами следующего ряда. Следующий слой перекроет неровность.

Второе, штрихи обычно получаются более жирными в начале и расходятся в тоненькую линию на выходе. Конечно, в идеале, следует делать равномерный на всем протяжении штрих. Но так не у всех получается и не во всех ситуациях годится. Так вот штрихи следующего слоя можно вести из прогалов предыдущих. То есть один ряд плавно сливается с других. Такой способ наиболее хорош.

И третье - корректировка последующими слоями. Как бы ни была хороша теория и как бы Вы хорошо не отработали штрих, в полноценной работе косяков не избежать даже профессионалам. Ели у Вас первые два варианта срабатывают плохо, не везде корректно получается, то старайтесь корректировать последующими слоями.

Проблемы со штриховкой

С тем, как штриховать, у учеников часто возникают проблемы. Вроде бы в теории все понятно, но на практике получается очень волосато, грубо, из-за хаоса штрихов не видно формы предмета.

В первую очередь, это происходит из-за отсутствия навыка штрихования. То есть, у человека мало опыта, рука не наработана, нет сноровки. Это проходит с практикой.

Самая основная проблема - хаотичная и жидкая штриховка. Хаотичная - штрихи не по форме и с перекрестным направлением под большим углом или вовсе перпендикулярно. Жидкая - много прогалов, расстояние между штрихами очень большое.

И третья проблема - неуверенная рука, которая боится сделать грубо и все делает очень серенько, смыто, неразличимо. Это противоположный вариант первого, и он хуже, чем неаккуратно, но штриховано. Не бойтесь сделать некрасиво, со временем будет хорошо! Надо не бояться, а штриховать, пусть и грубо, но уверенно.

Направление штриха и форма предмета

Как штриховать по форме? Вопрос в том, как накладывать штрихи, в каком направлении, и как это направление определять. Если у нас есть, например, грань куба, то понятное дело в пределах площади этой грани все штрихи идут в одном выбранном направлении и в каждом последующем слое штрих не меняет свое направление.

Еще один совет, всегда штрихуйте от темных мест к светлым.

Другое дело, если поверхность скругленная, да еще меняет направление. Допустим, у нас есть конус, у него скругленная поверхность, то есть базовый штрих (основной, штрих первого слоя) должен идти по скруглению его формы. Например, так:

Но вопрос остается открытым, может выбрать другое направление? Например, заштриховать так:

Как выбрать направление штриха? Все дело в форме предмета и в том, как Вы эту форму чувствуете.

Наиболее подходит то направление штриховки, которое наиболее подчеркивает форму предмета.

То есть, выразительнее конус смотрится на первой картинке.

Если же у нас направление меняется, то и направление штриха плавно меняется. Например, в рисовании портрета карандашом это очень актуально. Линии лица постоянно меняют направления, имеют плавные скругления.

Если присмотреться, то направление штриха плавно меняется при изменении направления граней лица. Плавно скругляется от одного направления к другому.

Другие техники рисунка и как развить навык штриховки

Не следует примешивать к академической штриховке другие техники. Их много, но самые основные, которые часто портят академический рисунок это:

  1. Перекрестное и хаотичное направление штриха, разные виды штриховки в одном рисунке.
  2. Тушевка и растушевка

Эти способы наносить материал на поверхность листа хороши в других техниках. Например, в скетчинге.

Вот, например, набросок Эдуарда Кичигина - мастера архитектурного скетчинга, выполненный пером и тушью.

Как Вы обратили внимание, рисунок выполнен грубыми, резкими штрихами, в некоторых местах они пересекаются под большим углом. Здесь задача такого штриха состоит в том, чтобы минимальными средствами передать форму тела, подчеркнуть его направление, передать позу, как скругляется силуэт, дать акценты света и тени, сделать намек на окружение.

Как Вы поняли, штриховать можно совершенно по-другому, и оно не будет хуже. Но классическая техника рисунка допускает такой штрих только на стадии эскиза.

Скетчинг - отдельная и неотъемлемая часть рисунка. Делать эскизы, наброски, зарисовки - основной, базовый навык для художника. И очень полезен для тренировки Вашей руки.Натренированная на таких зарисовках рука будет увереннее и живее работать с более тонкой и сложной техникой.

Поэтому для развития навыков штриховки делайте как можно больше набросков и зарисовок с применением штриховки.

Какие карандаши использовать

Используйте профессиональные художественные материалы, если хотите добиться хорошего результата. Я работаю карандашами koh-i-noor и Faber-Castell. Само собой, карандаши должны точиться канцелярским ножом. Не используйте механические карандаши, они созданы для других целей.

Используйте карандаши различной мягкости. От НВ до 4В. Светлые места целесообразно штриховать более твердыми карандашами, а для самых темных мест использовать более мягкие карандаши. Я не рекомендую пользоваться более мягкими карандашами (мягче, чем 4В). От них может быть избыток черноты и грязи на работе, кроме того они ввиду их мягкости сильно сливают штрих, получается эффект растушевки вместо четкого штриха. Твердые карандаши просто не имеет смысла использовать - они не дают красивого штриха, могут сильно продавливать бумагу. Например, Вы пытаетесь выжать тон из твердого карандаша и чуть сильнее начинаете надавливать - получаются продавленные борозды, на которые перекрестный штрих уже ложится некорректно.

Отсюда еще одно правило хорошей штриховки: используйте для каждого тона подходящий карандаш, то есть такой, который будет давать нужный тон без сильного надавливания. Усиливать тон следует последующим наложением слоев, а не надавливанием на карандаш.

Карандаш 4В используйте реже всего - только для самых темных мест. Карандаш НВ используйте только для самых светлых мест. В основном пользуйтесь карандашами 2В и 3В.

Нам понадобятся 2H, HB, 2B, 4B и 6B карандаши, ластик и бумага для рисования. Данная статья рекомендуется для художников всех возрастов и различной подготовки.

Основы плавной штриховки(градиентной штриховки).
В этом разделе вы будете использовать карандаш 2В, чтобы нарисовать очень простой градиент, рисуя при этом штрихи разной длины либо далеко друг от друга, либо близко. Градиентное создание тени — это переход от темного к светлому или от светлого к темному. Штриховка означает линии, которые рисуются тесно к друг другу, чтоб создать иллюзию тени. Затенение означает различные оттенки, с помощью которых рисунку придается трехмерный вид.
1. Перед тем, как начать рисовать, уделите несколько минут чтобы найти естественные движения рук. Сделать несколько параллельных линий. В процессе рисования, обратите внимание, как сделать эти линии. Попробуйте разные варианты перемещения вашего карандаша, поворачивайте бумагу или изменяйте угол ваших линий, делайте это, пока не найдете положение и движения, которое будут удобны для вас.
2. Нарисуйте первый набор линий, при котором штриховка занимает чуть больше половины вашего листа по горизонтали. На левой стороне бумаги, слегка нажимайте на ваш карандаш 2В, чтобы нарисовать светлые линии далеко друг от друга и в малом количестве. Ближе к середине становиться меньше мелких линий, больше длинных и они немного ближе друг к другу. Используя линии при штриховки разной длины, вы можете сделать незаметный переход от тени с одной интенсивности к тени с другой интенсивностью.

3. Нарисуйте больше линий темнее и ближе к друг к другу, пока вы не дойдете до конца бумаги(по горизонтали). Добавьте еще несколько коротких линий между отдельными вашими линиями, если переход между тонами не очень гладкий.


4. Нарисуйте еще линии ближе друг к другу, вплоть до конца, пока конечный результат не станет темным. Начинайте делать ваши линии ближе к друг другу с 2/3 части листа. Обратите внимание, что линии, из которых состоят темные участки, очень близко друг к другу и бумагу видно очень плохо, но все еще видно.

Градиентная штриховка.
Прежде, чем начать эту часть урока, нарисуйте линии каждым карандашом и посмотрите, чем они отличаются. 2Н является самым светлым(твердым), а 6В карандаш — самым темным(мягким). 2Н идеально подходит для создания светлых тонов, НВ и 2В хорошо подходит для средних тонов, 4В и 6В — для создания темных оттенков. Вы будете их использовать для плавного перехода, также нажим на карандаш тоже изменяет цвет.

5. На левой стороне бумаги, слегка нажимая на карандаш 2Н, нарисуйте светлые линии. Как будете продвигаться ближе к середине, делайте ваши линии ближе к друг другу и нажмите чуть больше на карандаш. Возьмите НВ и/или 2В карандаш, чтобы достичь средний тон штриховки в вашей работе. Продолжайте, чтоб сделать ваш тон более темнее по мере перемещения вправо.


6. С помощью карандаша(ей) НВ и/или 2В делайте темную штриховку почти до конца вашего листа.


7. С помощью карандашей 4В и 6В нарисуйте самые темные тона. Убедитесь, что карандаши ваши поточены. Рисуйте линии близко друг к другу. 6В создаст очень темный оттенок. Если вы заметили, что переход между вашими тонами резкий, вы можете сделать его плавней, для этого добавьте еще несколько коротких линий между вашими линиями.


Посмотрите на плавный переход между тонами на рисунке ниже. Отдельные линии едва заметны, потому что они очень близко находятся друг к другу. Здесь не использовалось размазывание, хотя оно выглядит почти как непрерывный градиент. Терпение и много практики и вы сможете сделать так в последствии. Попробуйте!

8. Используйте кривые линии, чтобы нарисовать переход 10 разных тонов от светлого к темному, рисунок показывает текстуру волос. Автор разделила лист по ширине на 10 частей, чтоб вы поняли, как меняется тон, при котором каждый следующий темнее предыдущего. Кривые рисуются буквами С и U. При рисовании волос у человека и шерсти у животных изогнутые линии штриховки должны повторять контур формы головы, тела.


9. В практике используйте больше разных тонов, рисуя от светлого к темному. Ваши карандаши играют важную роль в создании штриховки. Начинающие могут использовать три или четыре карандаша. Чаще всего автор использует 2H, HB, 2B, 4B и 6B карандаши. С полным набором карандашей от 6Н-8В, потенциальный диапазон тонов, которые можно сделать бесконечен.

Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.

Для чего нужна штриховка?

Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом , то сможете рисовать любые трехмерные объекты.

Основные принципы штриховки карандашом

Неправильно
  1. Нельзя смешивать перекрестную штриховку и растушевку . Не стоит смешить эти две техники в одной работе, т.к. растушевка на некоторых участках может создать ощущение неаккуратности, будто вы случайно смазали часть рисунка рукой. Если вы используете растушевку, то следует растушевать весь рисунок.
  2. Передний и задний план. Тщательнее прорабатывайте предметы на переднем плане, в то время как задний план можно быстро наметить боком грифеля, чтобы показать освещение и общий тон. Штриховка вертикального фона штрихуется вертикально, горизонтального — горизонтально.
  3. Делайте короткие штрихи. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок от верху до низу, если у вас большая площадь. Выбирайте модуль штриха, какой вам удобно.
  4. Чем больше слоев, тем ровнее штриховка. Если вы штрихуете какие-то белые предметы, то обязательно возьмите более жесткий карандаш. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, так она будет аккуратней.

Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:

  1. Штриховка по тем же линиям.
    Штриховать следует таким образом, чтобы шов был посередине следующего слоя. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок. Чем больше слоев штриховки, тем ровнее она будет. Делайте больше слоев жестким карандашом. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, потому что она будет аккуратней.

Практическое упражнение №1

Практическое упражнение №2

Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.

В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.

Как правильно точить карандаши и делать штриховку:

Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:


Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!