«Зимняя сказка». Рисование по воображению и представлению. Учимся рисовать по памяти Отсутствие штриха и растушевка изображений

Друзья, мне часто задают один и тот же вопрос. Про то, как рисовать по воображению, то есть «из головы». Чтобы не повторяться в отдельных письмах, в этот раз я отвечу на сайте. Надеюсь, мой ответ будет полезен для художников, которых тревожит та же проблема.

А начну с последнего письма на эту тему.

Здравствуйте!

Прошлой осенью я уже писал Вам в виде «крика души», на который Вы на мое удивление даже ответили 🙂 Спасибо за это!

Хочу сказать, что большинство основных проблем в моем творчестве я преодолел, но возникла очередная, которая раздражает очень и очень сильно: я не могу (почти) рисовать «из головы». То есть если поставить передо мной гипс, или хозяйскую утварь с фруктами, или даже пейзаж, то сформировать более менее адекватное изображение у меня выходит.

Но вот если я сажусь и хочу нарисовать то, что у меня в голове — … тут начинает ад. Как будто я держу кисть или карандаш в руках первый раз. То есть что сложного — представить в своей голове дерево на фоне реки и нарисовать его акварелью даже в одном цвете. Если бы я видел перед собой этот сюжет то написание наброска у меня заняло пара минут и несколько движенью кистью (в идеале), но представляя в голове, выходит как будто мне 4 года, и родители подарили мне краски с кистями на новый год, лишь бы я перестал бегать по коридорам.

Иногда, разумеется получается, но все равно гораздо ниже уровнем нежели если бы я рисовал с натуры…

Как я понимаю тут дело уже не в умении и не в технике рисования, а именно в «таланте» или «мозге»… Можно конечно продолжать рисовать с натуры, но порой хочется нарисовать что-то иное, что в душе, но не выходит…

На мой взгляд, описанная ситуация не только типична, но и НОРМАЛЬНА.

«Из головы» замечательно писать абстрактные картины, тут пространство для воображения безгранично. Ну в крайнем случае, нечто фантастическое. Какого-нибудь не известного науке Чебурашку или портрет лунатика.

Но если хочется изобразить что-то, что может существовать в реальном мире, да еще и сделать это достаточно правдоподобно, то зачем мучить голову, пытаясь достать из нее то, чего там нет?!

Да, именно так.

Не верите? В порядке эксперимента… Представьте себе какой-нибудь овощ или фрукт, который найдется у вас в холодильнике. Нарисуйте его «из головы», так подробно, как можете себе представить. А потом достаньте из холодильника настоящий и нарисуйте его с натуры. Какой из этих рисунков выглядит более правдивым?

Понимаете, каждый предмет в природе уникален, он существует только в одном экземпляре.

В голове у нас хранится некий обобщенный образ, набор характеристик. Морковка выглядит как вытянутый конус оранжевого цвета. А она может быть такой:

Окружающий мир намного разнообразнее того, что мы можем себе вообразить…

Помимо биологической вариативности есть ведь еще и другие переменные. Тени и рефлексы, которые носят случайный характер. Цвет, в зависимости от общего освещения. Руанский собор в полдень и Руанский собор в серую погоду — два разных по цвету собора.

Художники всегда относились к натуре с большим уважением. И в том, чтобы писать с натуры или писать то, что в душе, нет на самом деле никакого противоречия. Можно писать то, что в душе с натуры — стоит лишь найти подходящую натуру.

Возьмем для примера «Явление Христа народу» А. Иванова.

Понятно, что идея картины взята «из головы», и автор не писал эту сцену с натуры. И замысел здесь действительно монументален. Вот как видел художник свою задачу: «Нужно представить в моей картине лица разных сословий, всяких скорбных и безутешных, проглядывающее горестное чувство, желание свободы и независимости».

Но лица эти не выдуманные, как и детали пейзажа. Известно, что Иванов выполнил для этой картины около 400 предварительных этюдов и эскизов. Работа над полотном продолжалась 20 лет.

И этюды писались с реальных людей. Например, прототипом одного из персонажей был Гоголь.

Часть этих этюдов можно видеть в собрании Русского музея .

Любая реализация любого замысла предполагает сбор материала, и пропускать эту стадию не желательно. В вашей копилке могут быть наброски, эскизы, какие-то подходящие фотографии по теме. И тогда реализованная идея будет весомой и правдоподобной.

Но еще хочу сделать небольшую ремарку. Рисование «по воображению» отличается от рисования «по памяти». Со стороны разница не заметна, художник рисует что-то не глядя на натуру. Однако, по памяти можно нарисовать что-то действительно более-менее убедительное.

Конечно, в этом случае необходим достаточно большой опыт. Если вы нарисовали тысячу портретов с натуры, вы сможете нарисовать лицо, которое вполне может принадлежать реальному человеку. Ваша память будет подсказывать вам какие-то отдельные черты и нюансы лиц, уже вами нарисованных.

Чтобы рисовать по памяти недостаточно просто представлять себе знакомый объект. Его необходимо тщательно изучить, с карандашом в руке, делая наброски и подробные рисунки.

Я время от времени для разминки рисую свой автопортрет. В результате я могу не глядя в зеркало нарисовать лицо, похожее на мое… А вот лица родных или друзей я по памяти нарисовать не смогу, особенно тех, кого никогда не рисовала раньше.

По воспоминаниям современников, многие известные художники обладали уникальной цепкой памятью. Думаю, это не врожденный талант, а результат тренировки, каждый из этих художников имел большой опыт рисования с натуры.

Поэтому, если есть желание рисовать «из головы» — обязательно нарабатывайте опыт в рисунках с натуры, делайте наброски — чем больше, тем лучше. И вскоре эта проблема перестанет быть для вас проблемой)

«Для меня вполне очевидно, что привычка точно рисовать, что мы видим, дает соответствующую способность точно рисовать то, что мы задумываем»…
Джошуа Рейнольдс

Полезная статья? Поделитесь с друзьями:

Рисование по восприятию характеризуется тем, что объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Внимательно наблюдая с определенного места за типичными для данного предмета признаками и частями, рисующий переносит наблюдаемое на бумагу, стремясь изобразить все как есть, на самом деле и как видит его глаз, то есть зрительно похожим. Такой способ рисования называют также рисованием с натуры. Латинское слово «натура» переводится как «природа», «реальная действительность». Натурой - предметом изображения может быть все сущее, то есть все, что имеет свою форму и свое содержание.

В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. Рисование с натуры, оставляя человека с глазу на глаз с предметом изображения, заставляет задуматься над его формой и содержанием, определить его признаки и свойства, осмыслить их отношения - словом, досконально изучить предмет; одновременно рисование с натуры воспитывает внимание и наблюдательность, учит правильно видеть и мыслить.

Работа с натуры не только расширяет круг знаний о реальной действительности - она позволяет изобразительными средствами закрепить образы понятых вещей и явлений, их сущность и красоту. Эти замечательные качества дали возможность рисованию с натуры стать одним из главных способов обучения изображению.

Основой успешного рисования по памяти и по представлению является систематическая работа учащихся над рисунками и набросками с натуры. Рисуя с натуры, учащиеся изучают и запоминают характерные особенности строения различных объектов, знакомятся с принципами их изображения. На этой основе и базируется рисование по памяти.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисунков и набросков на основе зрительной памяти, т.е. следов, имеющихся в памяти в результате недавно проведенного рисования с натуры. В этом случае изображаемый объект передается на рисунке в таком же положении, с той же точки зрения, как это имело место при рисовании с натуры. У художника обычно сохраняются достаточно четкие впечатления от процесса работы над рисунком с натуры, что позволяет достаточно убедительно выполнить рисунок аналогичного содержания по памяти. В последнем случае стремятся передать в рисунке наиболее существенные особенности натурной постановки.



Рисование по воображению, как видно из названия, основывается на работе воображения, фантазии, памяти. Вы можете изобразить какие-либо реальные объекты, предметы в самых неожиданных, порой невероятных сочетаниях. Нередко рисовальщик создает на основе творческого воображения как будто бы совершенно новые, никогда им не виденные события или предметы. Между тем это новое создается художником на основе памяти, зрительных представлений, приобретенных путем наблюдений и зарисовок окружающей действительности и является отражением, воспроизведением следов ранее воспринятых впечатлений.

КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК КАК ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ.

Конструктивный рисунок это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаете «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Необходимый в рисунке анализ конструкции формы мы начинаем с изучения простых геометрических форм: куба, шара, цилиндра и конуса.Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмем обыкновенную бутылку. Она вмещает в себе цилиндр, может быть, конус (усеченный), также, может быть, усеченный шар. Или, например, шкаф, или стол, - состоит из четырехгранной призмы, или может быть из кубов.

Поэтому первый шаг, - учимся находить во всем, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объемное мышление.

Второй шаг – изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.



То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода, и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба, так, чтобы они сходились в одной точке на линии горизонта. Второй момент, - это осевая линия. Она помогает создавать конструкцию правильно.

Основа рисования натюрморта, (а также человека и животных) - это конструктивный рисунок. Что это такое? Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, с учетом перспективы, пропорций, расположения на плоскости, иногда освещения.

Делая конструктивный рисунок, ребенок учится понимать, как устроена реальность. Чтобы сделать конструктивный рисунок нужно, прежде всего, провести конструктивный анализ реальности. Конструктивный рисунок учит логическому мышлению. Будущие художники начинают изучать, как устроенна реальность с рисования бытовый предметов.

Ребенок начинает понимать, что внешняя, видимая часть предмета - это еще не весь предмет. Он еще имеет заднюю, невидимую часть, которую, мы по жизни, исходя из одной задачи использования и выгоды от предмета, перестаем замечать, и даже осознавать. Действительно, зачем видеть, где и как распологается ручка у кружки в перспективе, если нам нужно за нее только уметь браться, при употреблении чая. Потребительский подход делает плохую услугу, человек перестает замечать невидимое. Но художнику нужно научится замечать невидимое, нужно представить, увидеть, понять, как устроенна задняя часть предмета, как предмет изменяется от смены положения. Ребенок начинает понимать, что предмет, расположенный выше уровня глаз, выглядит иначе, чем располоденный на уровне глаз, получает первые навыки линейной перспективе (линейная перспектива - раздел начертательной геометрии, отвечающей за то, как глазами мы воспринимаем окружающую реальность) и так далее.

Чтобы построить самый сложный предмет, нужно разбить его на более простые геометрические формы. Например, хотим нарисовать самовар, а столько у него разных сложных частей и деталей. С чего начать, за что зацепиться? Конструктивный рисунок предполагает четкие этапы рисования. Это - так называемая переодизация рисунка.

Все это позволяет ребенку легко научится рисовать. И полюбить конструктивный рисунок.

Если следовать логической последовательности в рисовании, конструктивный рисунок становится легкой, увлекательной задачей.

20.3 Основы формообразования в изобразительной деятельности

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ (нем. Bildungstrieb; см. форма) - способ и процесс создания формы; в художественном творчестве - художественной формы.

Существуют два основных метода формообразования, в их взаимодействии рождается произведение искусства: конструктивный и композиционный .

Конструкция представляет собой функциональный тип структуры, в архитектуре и изделиях декоративно-прикладного искусства она обеспечивает физическую прочность и функциональность композиции, в других видах искусства - "зрительную прочность". Композиция - художественно-образный тип структуры, она включает в себя и конструктивную основу. Конструктивное и композиционное формообразование обычно сливаются в общем творческом процессе художника.

В таком творческом процессе выделяют стадии, или этапы: эскизный (подготовительный), проектный и непосредственное выполнение работы в материале. Помимо общих категорий формообразования существуют "внутренние", профессиональные понятия. В отличие от общепринятых терминов: творческий метод, образ, жанр, которыми пользуются искусствоведы, для художников, творцов произведений искусства, бо́льшее значение имеют специальные понятия: конструкция, композиция, а также различия способов формообразования, обусловливаемые особенностями мышления формой в том или ином виде искусства.

Особенности образного мышления художника зависят от конкретного исторического типа искусства, он мыслит в категориях художественного направления, исторического художественного стиля и профессиональной школы. Закономерности формообразования носят имманентный, т. е. внутренне присущий данному явлению, характер. В художественном творчестве принято различать два противоположных, но взаимосвязанных способа формообразования: формосложение и формовычитание . Теоретически различия этих способов впервые сформулировал в эпоху Итальянского Возрождения великий Микеланжело. он писал: "Я разумею под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления; искусство же, которое осуществляется путем прибавления,- подобно живописи. Однако эти различия идут дальше размежевания скульптурного и живописного способа формообразования. Общеизвестно высказывание Микеланжело о том, что любая глыба мрамора таит в себе скульптуру, художнику остается лишь увидеть ее и отсечь лишнее. На этом способе действительно основывается искусство скульптуры, в отличие от лепки, когда художник, наращивая объем вокруг каркаса, налепляет, прибавляет массу, пользуясь для этого, естественно, наиболее подходящими, мягкими материалами: глиной, гипсом, пластилином, воском. Названные способы относятся ко всем видам искусства. Так, в архитектуре Древней Греции использовали формосложение, поскольку здания возводили из отдельных тщательно отесанных крупных камней - квадров. Противоположный метод, исторически связанный со скульптурным формообразованием (формовычитанием), со временем создал метод стереотомии (от греч. stereos - "объемный, плотный" и tome - "рассечение, разрезание"). Тектонические композиции "складываются" (подобно тому, как ребенок из кубиков складывает здание), стереотомические "вынимаются, вырезаются" из окружающего пространства. Стереотомический метод характеризует творчество художников стиля Барокко - он пластичен, динамичен, пространствен

Сочетание методов формосложения и формовычитания исторически многообразно. Так, в Древней Месопотамии, крито-микенском искусстве доминировал пластический метод формосложения, в египетской скульптуре - его разновидности: комбинаторный способ ("замена голов" мифологических персонажей) и симультанный (последовательным сложением отдельных зрительных проекций: фронтальной и профильной при высекании объемов из блоков камня). Искусство романской эпохи в целом тектонично, готической - пластично. Не случайно для готической архитектуры и скульптуры характерны яркая раскраска, дематериализация формы, уподобление тяжелого камня легчайшему кружеву резьбы, стен - мерцанию витражей, а собора - летящему в небо кораблю (см. также "мягкий стиль").

В живописи импрессионистов, скульптурах О. Родена (см. "Мыслитель") в бо́льшей степени проявлено формовычитание объема из окружающего пространства. В живописи старых мастеров можно наблюдать различные приемы, способствующие многообразию пластических взаимодействий изображаемых форм, силуэтов с изобразительным пространством.

Свет в изобразительном искусстве, является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства. Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости.

В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени:

· света́ - поверхности, ярко освещённые источником света;

· блик - световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;

· те́ни - неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными , а отбрасываемые объектом на другие поверхности - падающими ;

· полуте́нь - слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;

· рефле́кс - слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

(сюда можно приплести все что хотите, про образование формы, и линию, и принцип от пятна и т.д.)

Как-то раз меня попросили нарисовать двух деловых людей, жмущих друг другу руки. Вроде бы простая вещь - рукопожатие. Эту картину мы видим повсюду, но по памяти изобразить его у меня не получилось до тех пор, пока я не нашел натуру.

Вы можете знать нюансы и правила построения сложных и простых тел, но, не изучив принципы рисования какого-то конкретного объекта, у вас не получится нарисовать его со знанием дела. Очень мало таких людей, которые идеально рисуют по памяти. Даже самые именитые мастера живописи рисуют с натуры.

Вы должны видеть натуру или фотографию, а не просто взглянуть на неё разок.

Бросание работы на полпути

Картина, в которой созерцается некая загадка, недосказанность или неопределенность вызывает восхищение и интерес. Но ничего подобного не выйдет с картиной, которую бросили и не доделали.

Да, довести картину до конца начинающему живописцу непросто. Я бы порекомендовал на начальном этапе писать больше этюдов. Это позволит быстрее расписаться, получить больше вдохновения и удовольствия от живописи, а также избавиться от неуверенности.

Бледная и слабая контрастность изображения

Опять же все это из-за неуверенности в своих силах. Со временем это пройдет. Обязательно! В первом пункте мы выяснили, что на первых порах лучше рисовать мягким карандашом. Просто сознательно усиливайте нажим.

Вторая пятерка частых ошибок, связанных непосредственно с рисунком

Отсутствие фона

Конечно, прорабатывать фон нужно не в каждом произведении. И все же, если в вашей картине присутствует фон, это значит, в ней есть задний и передний план, что хоть как-то намекает на пространство.

Бумага плохого качества

Обыкновенная писчая бумага (общая тетрадь или "Снегурочка") - не лучший холст для живописи. Для линейных набросков - это, пожалуйста. Но она никак не подходит для настоящего произведения, потому как реагирует на нажим такая бумага плохо, что значительно затрудняет проработку светотени.

На том же чертежном листе ваш рисунок будет смотреться гораздо красочнее и лучше, нежели на бумаге для ксерокса и тем более обычной тетради.

Отсутствие штриха и растушевка изображений

За штрих можно сказать одно - это одно из самых выразительных средств, поэтому грех его не использовать.

На счет растушевки - те, кто видел, знают. Растушевывая изображение, бумага начинает забиваться, в итоге - каша невнятного цвета. Гораздо лучше работать по принципу лессировки либо просто класть цвета и штрихи рядом друг с другом. Все равно картина воспринимается человеком в целом.

Малый формат

Например, вы захотели нарисовать девушку, взирающую вдаль грустным взглядом, да еще и с башни огромного замка. Такое произведение естественно будет лучше всего смотреться на ватмане, нежели на листочке с блокнотика. На большом формате вы гораздо лучше и легче передадите нюанс. Это как в просмотре кинофильма. Что лучше, смотреть его на большом, широком HD-Fullдисплее, либо на маленьком экране сотового телефона.

Активные линии

Еще одна распространенная проблема. Многие целеустремленные начинающие художники обводят некоторые участки изображения контуром. Например, молодая симпатичная барышня из-за прорисовки мимических морщин активными линиями превращается в бабушку. А ведь передать эту деталь стоило бы с помощью светотени.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГОЛОВКИНОЙ Н.С. С УЧАЩИМИСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА ЖИВОПИСИ

ТЕМА УРОКА: «Зимняя сказка». Рисование по воображению и представлению.

Дата: 23.12.2015г.

ЦЕЛЬ УРОКА: проверить ранее приобретенные знания, систематизировать, направить на получении новых знаний.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные: учить создавать зимний колорит; закреплять технические навыки работы с гуашью, используя приемы «мазок», «тычок», «плавная линия».

Развивающие: учить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; вызвать у детей положительный эмоциональный отклик при восприятии зимней природы, развивать воображение,фантазию, мышление, внимание.

Воспитательные : воспитывать любовь к родной природе; эстетический вкус; вызывать интерес к различным видам искусства.

Тип урока : урок смешанного типа.

Материалы: гуашь, кисти щетинка, синтетика, губка, стаканчик с водой, бумага для акварели (круг d 16).

Оборудование: репродукции картин известных художников

Кравченко Алексей Ильич. Зима на окраине города

Грабарь Игорь Эммануилович . Февральская лазурь

Горбатов Константин Иванович. Зимний пейзаж с церковью.

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Зимний сон (Зима).

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч. Солнце - на лето, зима - на мороз.

Жуковский Станислав Юлианович. Зима.

Кустодиев Борис Михайлович Зима.

Музыкальная фонозапись: Антонио Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»; П.И. Чайковский «Зимнее утро», Песня «Зима» в исполнении Э.Хиля.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Беседа. Прослушивание музыкальных фонозаписей.
  4. Объяснение учебного материала.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Подведение итогов. Рефлексия.

ЭТАПЫ УРОКА

I . Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на меня. Я рада видеть ваши красивые улыбки, веселые глаза. Такое хорошее настроение поможет нам сегодня легко справиться со всеми заданиями на уроке.

II . Сообщение темы урока .

- Для того, чтобы узнать, что мы с вами будем сегодня рисовать отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой).

Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например, что вы представляете, когда произносят слово зима?

Но рисовать мы будем сегодня не простую зиму, а волшебную.

III . Беседа

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

О чем говорит Федор Иванович Тютчев в этом стихотворении?

Художники, композиторы, поэты воспевали зиму в своих произведениях, о зиме есть много загадок, поговорок, пословиц, примет. Назовите те, которые вы знаете.

(Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Бело покрывало на земле лежало.

Лето пришло – оно всё сошло (снег).

Очень красива зима в своём белоснежном убранстве. Зима-волшебница приходит к нам в гости, расстилает везде снежные пушистые ковры, покрывает леса, дома белоснежными шапками, сковывает льдом реки и озера.

Посмотрите на репродукции картин известных художников.

- Какие цвета, краски преобладают в зимних пейзажах?

( Синие, голубые, белые, нежно-сиреневые, бледно-желтые).

Зима бывает разная: то светит солнышко и снег переливается серебром, то завьюжит и не видно даже вблизи.

Зима бывает веселая и радостная, но бывает суровая и морозная.

В контрастах и заключается прелесть этого времени года.

А за что мы любим нашу зиму?

(За зимние забавы: катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, лепку снеговика)

За её красоту придумали ей ласковые названия: Зимушка – зима, Гостья – зима, Зима – волшебница.

Ребята, а хотелось бы вам хотя бы на минуточку заглянуть, где живет Зима –волшебница? Мне бы очень хотелось! И я приглашаю вас. Закройте глаза и представьте, что идем мы с вами по волшебному искрящемуся лесу, а в руках у нас подзорная труба.

Что вы видите вокруг себя? (ответы детей)

Идем мы, идем и вдруг попадаем в зимнюю сказку, перед нами густые заросли кустарника, мы смотрим в подзорную трубу,медленно отодвигаем веточки, чтобы нас не засыпало пушистым снежком, и нашему взору представляется опушка леса, а на ней избушка – вся в снегу….(играет музыкальная запись песни «Потолок ледяной»)

Как вы думаете, кто живет в избушке? Почему мы не можем подойти ближе? Захотелось ли вам нарисовать заснеженный домик?

Посмотрите, что получилось у меня.

Показ образца.

Почему рисунок выполнен в круге? (Потому что смотрим издалека в подзорную трубу).

IV. Объяснение последовательности выполнения работы.

Начинаем с фона. Примерно, одну треть листа займет небо, оно у нас зимнее вечернее, т.е. достаточно темное. Небо пишем кусочком губки синей и фиолетовой гуашью. Оставляем местечко для луны. Нижнюю часть листа покрываем голубой гуашью(белая+синяя).

Фиолетовой краской рисуем темные тучки. Очень произвольно, горизонтальными мазками. Используем толстую кисточку-щетинку.

Остатками голубой освещаем те места туч, куда попадает лунный свет.

Опять берем фиолетовую гуашь и пишем дальний лес. Его очертания похожи на кардиограмму, так и пишем его, острыми зигзагами. И сразу же тень от леса остатками краски на кисточке.

А теперь наш рисунок немного подсохнет, а мы передохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ИГРА «Доскажи словечко»

Я Зима. Люблю мороз.

Довожу людей до … (слез)

А сама их зря не трачу,

Уходя весной… (заплачу).

Вдоль по улице метелица метет,

Белый снег-то все поземкою … (несет).

Молодцы! А сейчас давайте представим, что мы снежинки-пушинки.

(Дети двигаются под музыку «Зимняя сказка», импровизируя снежинки)

Рисунки просохли, внимательно посмотрите, что нужно еще дорисовать.

Да, теперь можно заняться зимним домиком.Для него нам нужно три цвета гуаши: охру(у кого в наборе нет охры, получить её можно, смешав, желтый и коричневый),коричневый и темно-коричневый (коричневый+черный).
Начинаем охрой. Боковые стены, пол, потолок, а затем прорисовываем окна, крыльцо. В конце наносим краску на снег -падающий свет от окон.

Снег на крыше домика -голубого оттенка, на крыше крыльца чуть темнее. Самые освещенные места на крыше показываем белой гуашью.

Оранжевым покрываем нижнюю часть окон и оранжевый добавляем к падающему свету на снегу.

Белой гуашью осветляем верхнюю часть окон. Там источник освещения, там должно быть светлее всего.

Темно-коричневой гуашью, тоненькой кисточкой прорисовываем все деревяшки домика,рамы на окнах. Тени от рам на снегу должны быть голубыми, светлее, чем сам снег.

Тонкой кистью белой гуашью рисуем сосульки, капающие с крыш, снежок, который задуло между деревяшками домика,снежок на рамах окон, на подоконниках, на углах дома.
Фиолетовой гуашью толстой щетиной рисуем фон для ближних деревьев справа и слева от дома.

Черной гуашью очень быстро, схематично пишем стволы деревьев и крупные ветки, достаточно часто, густые заросли растительности. И ещё добавляем лунного света на тучки.

Голубой гуашью пишем снег на деревьях.Используем тонкую щетину.

Осталось нанести падающий снег. Берем в левую руку толстую щетиновую кисть, макаем в белую гуашь, затем в чистую воду и забрызгиваю всю работу. Как получить мелкие частые брызги: кисть с краской в левой руке, расположена параллельно рисунку. Правым указательным пальцем оттягиваем щетину на себя и отпускаем. Если не получается, значит кисточка не достаточно намочена.

V . Самостоятельная работа.

Ребята, но ведь избушка у нас не простая, сказочная, искрящаяся…

Что бы вам хотелось еще добавить к своему рисунку?

(используют блестки, украшают веточки деревьев, избушку).

Играет музыкальная фонозапись.

VI . Подведение итогов. Выставка. Анализ работ. Рефлексия.

– Понравился ли вам сегодня наш урок?

– Какое время года мы рисовали?

– Какая зима?

– Какие краски мы брали?

– А какой зимний волшебный праздник мы все ждём?

(Новый год)

Спасибо за урок!

Есть занятия для денег, а есть - для души. Мое увлечение рисованием на планшете - хобби чистой воды. Но меня поддерживают слова Барбары Шер: «Ваши способности не только источник удовольствия, они пополняют сокровищницу ваших знаний. А знания как деньги - пусть вы не знаете пока, куда их употребить, рано или поздно они вам пригодятся. Вдруг кому-нибудь понадобится кусочек головоломки, который есть у вас, - и вы поможете воплотить в жизнь чью-то мечту. Вы всегда, в любой ситуации привносите свежий взгляд, и порой это бесценно.» Я продолжаю учиться рисовать на планшете. Сегодня расскажу о тех упражнениях, которые я делаю.

Колористика

Ниже - выполненное на планшете упражнение на смешивание красок из книги «Живопись с нуля» . Из основных цветов (желтого, синего и красного) можно получить вторичные, а смешав их между собой - третичные. В программе Sketches Pro это делается с помощью цветовой шкалы (внизу справа).

Бегемот по шагам

Очень часто художники используют фотографии, чтобы перевести контуры. Или специальный лайтбокс. Айпад в этом плане очень удобен - можно сделать фотографии и закинуть ее в приложение отдельным слоем. Я попробовала нарисовать каменного бегемота, привезенного из Танзании. 1. Делаем фото.

2. Уменьшаем прозрачность слоя

3. Обводим контуры и добавляем базовый слой краски (светло-бежевый). Инструмент в приложении - карандаш и акриловые краски. Делаем слой с фотографией невидимым.

4. Прорабатываем детали.

5. На финальном слое добавляем блики и узоры. Блики - мазки белой акриловой краской, узоры - имитация белой гелевой ручки. Усиливаем тень.

Бегемот готов!

Жирафовые скетчи

Есть хорошее упражнение - делать набросок, почти не глядя на бумагу и не прерывая линию. Я решила порисовать таким способом жирафов.

Первого жирафа (слева) я срисовывала с фотографии, почти не глядя на планшет. На него ушло минуты три. Удивительно, но даже понятно, что это жираф. Два жирафа справа - быстрые скетчи, на каждый из которых ушло минут по 8. Теперь я знаю, что рожки жирафов достаточно большие и толстые, чем-то похожи на пальмы. На ногах - раздвоенные копытца. Мне очень понравилось это упражнение. Оно быстрое. А результат выразительный и узнаваемый.


Еще несколько рисунков

Птица. Инструменты - кисть с акриловыми красками, гелевая черная ручка.

Начала изучать леттеринг и каллиграфию.

Мегаполис. Превращение двухмерного рисунка в трехмерный - упражнение из книги «Рисуем по воображению». Эта книга - кладезь упражнений по графике.

Дудлинг и нудлинг. Еще одно упражнение из этой книги. Рисуете линию, а потом заполняете ее абстрактными рисунками или цветом. Когда вы отпускаете линию на прогулку - это дудлинг, когда заполняете пространство вокруг этой линии - это нудлинг.

На этого акварельного волка ушло часа два из-за обилия кусочков, из которых он состоит. Я срисовывала обложку книги «Животные севера» . Во многих детских книгах потрясающие иллюстрации, копируя которые, можно неплохо научиться рисовать.

Чек-лист

У меня начинает формироваться видение, как превратить самообучение в систему. Точно нужен чек-лист на каждую неделю с заданиями, которые нужно выполнять. Например:

  • 20 разновидностей одного образа на одном листе (кошки, киты, кружки, книги)
  • Леттеринг, каллиграфия
  • Автопортрет
  • Фантазия, рисунок из воображения
  • Перерисовка картины известного художника
  • Ботаническая живопись

Список книг

За эти две недели занималась по книгам:

1. «Живопись с нуля» Клэр Ватсон-Гарсия

2. «Рисование по воображению» Берт Додсон

3. «Творческие права» Дэнни Грэгори

4. «Графика. Рисуем по воображению» Василий Бушков Из последней книги мне очень понравился совет про то, как сделать рисунок оригинальным. Чтобы рисунки стали оригинальными, а может, и необычными, странными, сумасшедшими, привлекали внимание отличием от традиционных и часто виденных форм (как произнесенное слово может превратиться в крик, шёпот или другую интонацию), можно сыграть на вариациях увеличения или уменьшения одного или нескольких элементов образа. И вот несколько примеров из книги:

Вот мои варианты рисунка змеи - спираль, змея вокруг экватора, змея-дерево и шнурки из маленьких змеек.

Недавно нашла пару книг на английском языке на амазоне по рисованию на айпаде. Расскажу о них в следующий раз, в апреле.

Следующие шаги:

  • научиться диджитал-леттерингу.
  • попробовать ботаническую акварель на планшете.
  • продолжать осваивать все инструменты в Tayasui Sketches.
  • выполнять чек-лист.
  • рисовать каждый день.
  • пройти курс в школе Вероники Калачовой, целиком на планшете.

Многие рисунки можно посмотреть по тегу #рисовалкинапланшете. Присоединяйтесь, если вам интересна эта тема. Отзывы и комментарии можно писать мне на почту - [email protected].