Пабло пикассо годы жизни и смерти. Биография пабло пикассо и описание его картин

Премии Сайт picasso.fr Подпись

Работы на Викискладе

Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (в русском языке принят также вариант с ударением на французский манер Пикассо́ , исп. Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso ; 25 октября (1881-10-25 ) , Малага , Испания - 8 апреля , Мужен , Франция) - испанский художник , скульптор, график , театральный художник, керамист и дизайнер.

По экспертным оценкам, Пикассо - самый «дорогой» художник в мире: в 2008 году объём только официальных продаж его работ составил 262 млн долларов . 4 мая 2010 года картина Пикассо «Обнажённая, зелёные листья и бюст », проданная на аукционе «Кристис » за 106 482 000 долларов, стала самым дорогим произведением искусства в мире на тот момент .

По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году , Пикассо - лучший художник среди живших за последние 100 лет. Также его полотна занимают первое место по «популярности» среди похитителей .

Биография

Детство и годы обучения

Согласно испанской традиции Пикассо получил две фамилии по первым фамилиям родителей : отца - Руис и матери - Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано ) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Фамилия Пикассо по матери, под которой художник получил известность, имеет итальянское происхождение: прадед матери Пикассо Томмасо переехал в Испанию в начале XIX века из местечка Сори в провинции Генуя . В доме на малагской площади Мерсед , где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя.

Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства он получил у своего отца - учителя рисования Хосе Руиса Бласко, и вскоре сильно в этом преуспел. В 8 лет он написал свою первую серьёзную картину маслом, «Пикадор» , с которой он не расставался в течение всей жизни.

Впоследствии семья перебралась в Барселону , и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха. Пабло исполнилось только четырнадцать, поэтому он был слишком молод для поступления в Ла-Лонху. Тем не менее, по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе. Пикассо с блеском сдал все экзамены и поступил в Ла-Лонху. Сначала он подписывался своим именем по отцу Ruiz Blasco , но затем выбрал фамилию матери - Picasso .

«Голубой» и «розовый» периоды

Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре » (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

Дягилев остался чрезвычайно доволен произведённым эффектом. Сотрудничество Пикассо с Русскими балетами активно продолжилось и после «Парада» (декорации и костюмы для «Треуголки » Мануэля де Фальи , ). Новая форма деятельности, яркие сценические образы и крупные объекты воскрешают в нём интерес к декоративизму и театральности сюжетов .

Во время римской подготовки «Парада» Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой , которая стала его первой женой. 12 февраля 1918 года они заключают брак в русской церкви в Париже , свидетелями на их свадьбе были Жан Кокто , Макс Жакоб и Гийом Аполлинер . У них рождается сын Пауло (4 февраля 1921 года).

Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа , женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе - всё это отчасти объясняет возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924).

Сюрреализм

После войны

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с Франсуазой Жило, с которой познакомился в 1945 году и которая родит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Произведения, созданные в 1945-1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб , ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).

Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе ; увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958), иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Некоторые из них («Коза», 1950; «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа . В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся . Это было для художника началом тяжёлого морального кризиса, который эхом отдаётся в замечательной серии рисунков, исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954 года; в них Пикассо по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи. В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт » . В этом же году Пикассо встречается с Жаклин Рок , которая в 1958 году станет его женой и вдохновит на серию статуарных портретов. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо ».

Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968). Чувством неудовлетворения собственным творчеством отмечена серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин «Девушки на берегу Сены. По Курбе» (1950); «Алжирские женщины. По Делакруа» (1955); «Менины. По Веласкесу» (1957); «Завтрак на траве. По Мане» (1960).

Пикассо умер 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция) на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви. Похоронен возле принадлежавшего ему замка Вовенарт.

Семья

Пабло Пикассо был женат дважды:

  • на Ольге Хохловой (1891-1955) - в 1917-1935 годах
    • сын Пауло (1921-1975)
  • на Жаклин Рок (1927-1986) - в 1961-1973 годах, детей нет, вдова Пикассо, покончила жизнь самоубийством
    • приемная дочь Катрин Ютен-Бле (род. 1952)

Кроме того, он имел внебрачных детей:

  • от Мари-Терез Вальтер:
    • дочь Майя (род. 1935)
  • от Франсуазы Жило (род. 1921):
    • сын Клод (род. 1947)
    • дочь Палома (род. 1949) - французский дизайнер

Награды

Память

  • Музей Пикассо был открыт в Барселоне . В 1960 году близкий друг и помощник Пикассо Хайме Сабартес и Гуаль принимает решение пожертвовать свою коллекцию работ Пикассо и организовать музей Пикассо. 9 мая 1963 года в готическом дворце Беренгер де Агилар открылся музей под названием «Коллекция Сабартеса». Музей Пикассо занимает пять особняков на улице Монткада-Мека, Беренгер-д’Агилар, Маури, Финестрес и Баро-де-Кастельет. В основе музея, открывшегося в 1968 году, была коллекция друга Пикассо Хайме Сабартеса. После смерти Сабартеса, Пикассо в знак своей любви к городу и в дополнении к огромному завещанию Сабартеса, в 1970 году отдал в музей около 2450 работ (полотен, гравюр и рисунков), 141 работу из керамики. Более 3500 работ Пикассо составляют постоянную коллекцию музея.
  • В 1985 году музей Пикассо был открыт и в Париже (отель Сале); сюда вошли работы, переданные наследниками художника, - более 200 картин, 158 скульптур, коллажи и тысячи рисунков, эстампов и документов, а также личная коллекция Пикассо. Новые дары наследников (1990) обогатили парижский музей Пикассо, Городской музей современного искусства в Париже и несколько провинциальных музеев (картины, рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии). В 2003 году Музей Пикассо был открыт в его родном городе Малаге .
  • Его роль в фильме Джеймса Айвори «Прожить жизнь с Пикассо » (1996]) сыграл Энтони Хопкинс .
  • Именем Пикассо названо несколько моделей автомобилей компании Citroën .

В филателии

  • Почтовые марки СССР
  • Факты

    • В 2006 году владелец казино Стив Винн, купивший в 1990-х годах за 48,4 миллиона долларов картину Пикассо «Сон», согласился продать этот шедевр кубизма за 139 миллионов американскому коллекционеру Стивену Коэну. Сделка не состоялась, так как Винн, страдающий заболеванием глаз и плохо видящий, неловко повернулся и проткнул холст локтем. Он сам назвал случившееся «самым неуклюжим и глупым жестом в мире». После реставрации картина была выставлена на аукцион «Кристис », где 27 марта 2013 года её всё же приобрёл Коэн уже за 155 миллионов долларов. Согласно сообщению агентства Bloomberg , на тот момент это была максимальная сумма, выплаченная за произведение искусства американским коллекционером.
    • Весной 2015 года картина Пикассо «Алжирские женщины» (фр. Les Femmes d"Algers ) была продана в Нью-Йорке за 179 млн долларов, став самой дорогой картиной, когда-либо проданной с аукциона.

    Пикассо в кинематографе

    Год Страна Название Режиссёр В роли Пикассо Примечание
    Франция Франция Таинство Пикассо Анри-Жорж Клузо Камео Документальный фильм
    Франция Франция Завещание Орфея Жан Кокто Камео
    Швеция Швеция Приключения Пикассо Таге Даниэльссон Йоста Экман (англ.) русск. Сюрреалистическая сага о жизни Пикассо
    США США Прожить жизнь с Пикассо Джеймс Айвори Энтони Хопкинс Художественный фильм по мотивам книги Арианны Стассинопулос Хаффингтон «Пикассо: создатель и разрушитель»
    США США
    Великобритания Великобритания
    Германия Германия
    Румыния Румыния
    Франция Франция
    Италия Италия
    Модильяни Мик Дэвис Омид Джалили Художественный фильм
    США США
    Испания Испания
    Полночь в Париже Вуди Аллен Марсьяль Ди Фонсо Бо Художественный фильм
    Россия Россия Глаз Божий Иван Скворцов
    Сергей Нурмамед
    Пётр Налич
    Владимир Познер
    Телевизионный проект Леонида Парфёнова

    Периодизация

    Перечень картин, написанных Пикассо, соответственно периодам его творчества.

    Ранний период

    «Пикадор», 1889 г.
    «Первое причастие», 1895-1896 гг.
    «Босоногая девочка. Фрагмент», 1895 г.
    «Автопортрет», 1896 г.
    «Портрет матери художника», 1896 г.
    «Знание и милосердие», 1897 г.
    «Матадор Луис Мигель Доминген», 1897 г.
    «Лола, сестра Пикассо», 1899 г.
    «Испанская пара перед гостиницей», 1900 г.

    «Голубой» период

    «Любительница абсента», 1901 г.
    «Склонившийся Арлекин», 1901 г.
    «Женщина с шиньоном», 1901 г.
    «Смерть Касагемаса», 1901 г.
    «Автопортрет в голубой период», 1901 г.
    «Портрет торговца картинами Педро Манача», 1901 г.
    «Женщина в голубой шляпе», 1901 г.
    «Женщина с сигаретой», 1901 г.
    «Гурман», 1901 г.
    «Абсент», 1901 г.
    «Свидание (Две сестры)», 1902 г.
    «Голова женщины», 1902-1903 гг.
    «Старый гитарист», 1903 г.
    «Завтрак слепого», 1903 г.
    «Жизнь», 1903 г.
    «Трагедия», 1903 г.
    «Портрет Солера», 1903 г.
    «Нищий старик с мальчиком », 1903 г.
    «Аскет», 1903 г.
    «Женщина с вороной», 1904 г.
    «Каталонский скульптор Маноло (Мануэль Хуго)», 1904 г.
    «Гладильщица», 1904 г.

    «Розовый» период

    «Девочка на шаре », 1905 г.
    «В кабаре Лапин Агиль или Арлекин с бокалом», 1905 г.
    «Сидящий на красной скамье Арлекин», 1905 г.
    «Акробаты (Мать и сын)», 1905 г.
    «Девушка в сорочке», 1905 г.
    «Семейство комедиантов», 1905 г.
    «Два брата», 1905 г.
    «Два юноши», 1905 г.
    «Акробат и молодой Арлекин», 1905 г.
    «Фокусник и натюрморт», 1905 г.
    «Дама с веером», 1905 г.
    «Девочка с козлом», 1906 г.
    «Крестьяне. Композиция», 1906 г.
    «Обнажённый юноша», 1906 г.
    «Стеклянная посуда», 1906 г.
    «Мальчик, ведущий лошадь», 1906 г.
    «Туалет», 1906 г.
    «Стрижка», 1906 г.
    «Автопортрет с палитрой», 1906 г.

    «Африканский» период

    «Портрет Гертруды Стайн», 1906 г.
    «Авиньонские девицы », 1907 г.
    «Автопортрет», 1907 г.
    «Обнажённая женщина (погрудное изображение)», 1907 г.
    «Танец с покрывалами», 1907 г.
    «Голова женщины», 1907 г.
    «Голова мужчины», 1907 г.

    Кубизм

    «Сидящая женщина», 1908 г.
    «Дружба», 1908 г.
    «Зелёная миска и чёрная бутылка», 1908 г.
    «Горшок, бокал и книга», 1908 г.
    «Бидон и миски», 1908 г.
    «Цветы в сером кувшине и бокал с ложкой», 1908 г.
    «Фермерша», 1908 г.
    «Дриада», 1908 г.
    «Три женщины», 1908 г.
    «Женщина с веером», 1908 г.
    «Две обнажённые фигуры», 1908 г.
    «Купание», 1908 г.
    «Букет цветов в сером кувшине», 1908 г.
    «Портрет Фернарды Оливье», 1909 г.
    «Хлеб и ваза с фруктами на столе», 1909 г.
    «Женщина с мандолиной», 1909 г.
    «Мужчина со скрещенными руками», 1909 г.
    «Женщина с веером», 1909 г.
    «Обнажённая», 1909 г.
    «Ваза, фрукты и бокал», 1909 г.
    «Молодая дама», 1909 г.
    «Завод в Хорта де Сан Хуан», 1909 г.
    «Обнажённая», 1910 г.
    «Портрет Даниэла-Генри Кавейлера», 1912 г.
    «Натюрморт с плетёным стулом», 1911-1912 г.
    «Скрипка», 1912 г.
    «Обнажённая, Я люблю Еву», 1912 г.
    «Ресторан: Индейка с трюфелями и вином», 1912 г.
    «Бутылка перно (столик в кафе)», 1912 г.
    «Музыкальные инструменты», 1912 г.
    «Харчевня (Ветчина)», 1912 г.
    «Скрипка и гитара», 1913 г.
    «Кларнет и скрипка», 1913 г.
    «Гитара», 1913 г.
    «Картёжник», 1913-1914 г.
    «Композиция. Ваза фруктов и разрезанная груша», 1913-1914 г.
    «Ваза для фруктов и гроздь винограда», 1914 г.
    «Портрет Амбруаза Воллара », 1915 г.
    «Арлекин», 1915 г.
    «Полишенель с гитарой перед занавесом», 1919 г.
    «Три музыканта или музыканты в масках», 1921 г.
    «Три музыканта», 1921 г.
    «Натюрморт с гитарой», 1921 г

    .

    «Классический» период

    «Портрет Ольги в кресле», 1917 г.
    «Эскиз постановки для балета „Парад“», 1917 г.
    «Арлекин с гитарой», 1917 г.
    «Пьеро», 1918 г.
    «Купальщицы», 1918 г.
    «Натюрморт», 1918 г.
    «Натюрморт с кувшином и яблоками», 1919 г.
    «Натюрморт», 1919 г.
    «Спящие крестьяне», 1919 г.
    «Гитара, бутылка, ваза с фруктами и бокал на столе», 1919 г.
    «Три танцовщицы», 1919-1920 г.
    «Группа танцовщиц. Ольга Хохлова лежит на переднем плане», 1919-1920 г.
    «Хуан-ле-Пэн», 1920 г.
    «Портрет Игоря Стравинского», 1920 г.
    «Чтение письма», 1921 г.
    «Мать и ребёнок», 1922 г.
    «Женщины, бегущие по пляжу», 1922 г.
    «Классическая голова», 1922 г.
    «Портрет Ольги Пикассо», 1922-1923 г.
    «Деревенский танец», 1922-1923 г.
    «Детский портрет Поля Пикассо», 1923 г.
    «Любовники», 1923 г.
    «Свирель Пана», 1923 г.
    «Сидящий Арлекин», 1923 г.
    «Мадам Ольга Пикассо», 1923 г.
    «Мать Пикассо», 1923 г.
    «Ольга Хохлова, первая жена Пикассо», 1923 г.
    «Поль в костюме Арлекина», 1924 г.
    «Поль в костюме Пьеро», 1925 г.
    «Три грации», 1925 г.

    Сюрреализм

    «Танец», 1925 г.
    «Купальщица, открывающая кабинку», 1928 г.

    «Обнажённая на пляже», 1929 г.
    «Обнажённая на пляже», 1929 г.
    «Обнажённая в кресле», 1929 г.
    «Акробат», 1930 г.
    «Распятие», 1930 г.
    «Фигуры на пляже», 1931 г.
    «Девушка, бросающая камень», 1931 г.
    «Обнажённая и натюрморт», 1931 г.
    «Сон», 1932 г. (картина «Le Rêve» упомянута выше в «Интересных Фактах»)
    «Обнажённая в кресле», 1932 г.
    «Натюрморт - бюст, чаша и палитра», 1932 г.
    «Женщина с цветком», 1932 г.

БИОГРАФИЯ ПАБЛО ПИКАССО

История искусства знает не так уж много мастеров, которые при жизни были признаны классиками. В XX в. это, безусловно, Пабло Пикассо.
Пикассо родился в городе Малаге на юге Испании. Первые уроки живописи он получил от отца – Хосе Руиса, учителя рисования и мастера декоративных росписей. (Пикассо – фамилия матери художника, ранние работы он подписывал Пабло Руис или Руис-Пикассо.) В четырнадцать лет юноша поступил в школу изящных искусств Ла Лонха в Барселоне, однако вскоре покинул её, разочаровавшись в рутинной академической системе обучения. Затем учился в мадридской Королевской академии художеств Сан-Фернандо, но ушёл и оттуда. Подлинной школой для него стала художественная жизнь Парижа, куда он впервые попал в 1900 г. В это время, на рубеже веков, именно здесь рождалось новое искусство.
Молодой живописец очень скоро выработал собственную манеру изображения. Период с 1901 по 1904 г. критики позже назовут «голубым периодом» творчества Пикассо – по господствующему голубому цвету его картин. Тогда художник ещё не окончательно обосновался в Париже и часто жил и работал в Барселоне. Мотивы его произведений того времени необычны для французской живописи, но типичны для испанской традиции. Одиночество, обездоленность, физическое убожество персонажей («Завтрак слепого», 1903 г.; «Нищий старик с мальчиком», 1903 г.; «Двое», 1904 г., и др.) не заслоняют их человечности, и взволнованно-сочувственное отношение художника к своим героям передаётся зрителю.

Главное средство выразительности в работах Пикассо «голубого периода» – линия. Монохромность (одноцветность) картин лишь подчёркивает напряжённую силу замкнутого контура.
В 1905–1906 гг. Пикассо уже постоянно жил в Париже. На дверях его скромного ателье на Монмартре (районе в Париже, где селились бедные художники, литераторы, музыканты) висела табличка: «Место встречи поэтов». Среди друзей Пикассо – поэты-авангардисты Гийом Аполлинер, Жан Кокто, Поль Элюар. Он сблизился с художниками молодого поколения и вскоре стал центральной фигурой этого сообщества.
Постепенно Пикассо изменил цвета палитры на ало-золотисто-розовые (отсюда и название – «розовый период»), общая грустная тональность картин смягчилась. Главные персонажи «розового периода» – бродячие артисты, циркачи. Их бедный и вольный мир сплочён прочнейшими узами душевного родства, братства, общей судьбы и трудов. Художник изображал их на фоне странных пустынных ландшафтов. Эта, казалось бы, реальная среда выглядит как иная планета, загадочное пространство, отделяющее его наивных и мудрых героев от всех остальных людей.

В конце «розового периода» у Пикассо появились картины, навеянные античной классикой, – с обнажёнными юношами, ведущими и купающими лошадей («Мальчик с лошадью», 1905–1906 гг.; «Водопой», 1906 г.), с обнажёнными девушками. Здесь нет щемящей жалости, неприкаянности и трагизма. Поэзия античного мифа ещё не раз войдёт в творчество художника, постоянно возвращая его к непреходящим ценностям, к красоте, исполненной достоинства.
Мастер обращался и к скульптуре, которую называл «комментарием к живописи», много работал в графике. Как и некоторые другие художники его поколения, он пленился африканской скульптурой, обнаружив в ней наивную чистоту и непосредственность, способные обновить художественное сознание.

В 1907 г. в течение очень короткого времени Пикассо написал полотно «Авиньонские девицы», вызвавшее громкий скандал. С этой даты ведётся отсчёт истории кубизма.
Позже, в период так называемого аналитического кубизма, усложняя свою задачу, Пикассо дробил изображение, превращая его в мозаичный узор. Такова «Девушка с веером» (1910 г.). Пикассо-кубист расчленяет форму, чтобы прочувствовать и точнее передать составляющую её материю. Но разрушающее начало здесь не главное. Важнее, что из мозаики деталей художник созидает на холсте новую гармонию и новую форму.
В третий кубистический период своего творчества – период синтетического кубизма – помимо картин Пикассо создал серию коллажей. Обрывки газет, визитные карточки, табачные обёртки, «вмонтированные» в картины, в его руках становились эффектным художественным средством. Парадоксально и неожиданно сочетал он реальные предметы с красочной поверхностью («Мандолина и кларнет», 1914 г.; «Голова быка», 1943 г.).
В 1917 г. русский театральный и художественный деятель Сергей Павлович Дягилев пригласил Пикассо сделать декорации и костюмы к балету «Парад» на музыку Эрика Сати (либретто Жана Кокто). Премьеру сопровождал скандал. «Оживший кубизм» на сцене шокировал публику. А занавес, на который Пикассо «вывел» излюбленных персонажей «розового периода» – Арлекина, гитариста, жонглёра, маленькую акробатку, а также белого крылатого коня, вызвал недовольство собратьев-художников. Они посчитали это изменой строгим принципам кубизма.
Вероятно, для подобных упрёков были основания. Никогда Пикассо не чувствовал себя замкнутым в рамках какого-либо одного течения. Так, в оформлении балета «Парад» проявился его интерес к классическому искусству, а в 20–30-х гг. в творчестве мастера стали заметны сюрреалистические тенденции. Художественная манера, методы и приёмы менялись вне видимой логики и часто сосуществовали одновременно. Поэта Владимира Маяковского, побывавшего в 1922 г. в мастерской Пикассо, удивило, что он не нашёл у мастера никакого «периода»: «Самыми различнейшими вещами полна его мастерская... И все эти вещи помечены одним годом». Мир менялся на глазах, и искусство Пикассо живо отзывалось на события своего времени.

В 1936 г., когда в Испании началась гражданская война, Пикассо поддержал республиканцев, выступив против сторонников генерала Франко. Ночью 26 апреля 1937 г. германские самолёты разбомбили Гернику, маленький городок на севере Испании. Погибли две тысячи жителей, были уничтожены памятники старины, архивы. Картина «Герника» (1937 г.) – полотно громадных размеров (почти восемь метров в длину и три с половиной в высоту) – пронизано насилием, оно источает ужас и боль. Из всего многообразия цветов художник использовал здесь только белый, чёрный и серый. В мозаике фрагментов выделяются фигуры бегущей женщины, раненой лошади, погибшего воина, матери, рыдающей над бездыханным телом малютки... При символичности и иносказательности, при кажущейся незавершённости отдельных деталей картина разрушения выглядит потрясающе достоверно. Спустя несколько лет в Париже во время обыска у Пикассо немецкий генерал, указывая на репродукцию «Герники», спросил: «Это вы сделали?». Художник ответил: «Нет, это сделали вы!». Прямой противоположностью «Гернике» по настроению является живописный ансамбль (двадцать семь панно и картин), выполненный в 1946 г. для замка княжеской семьи Гримальди в Антибе – курортном городе на Средиземноморском побережье Франции. Название панно в первом зале замка – «Радость бытия» – определяет тему всего ансамбля. Тут фавны, играющие на свирели, многочисленные обнажённые женские фигуры, обитатели моря и сказочные существа, живущие в гармонии с природой.
На протяжении всей жизни Пикассо с увлечением занимался графикой. «Я не знаю – хороший ли я живописец, но я хороший рисовальщик», – утверждал Пикассо.
Изысканная, трепетная контурная линия отличает его офорты к произведению древнеримского поэта Овидия «Метаморфозы» (1930 г.). В 1933–1934 гг. по заказу Амбруаза Воллара Пикассо создал сто офортов, которые были изданы отдельным альбомом под названием «Сюита Воллара». Мастер использовал разные приёмы: на одном листе рядом с лёгким контурным силуэтом могла появиться фигура, выполненная густой тёмной штриховкой.

Дух разрушения, угроза мировой катастрофы, чутко уловленные художником, вылились в образы фантастических агрессивных чудовищ в серии «Мечты и ложь генерала Франко» (1937 г.).
Тема «Художник и его модель», в которой воплотились размышления Пикассо о тайне жизни и искусства, проходит через всё творчество мастера. Ей посвящены офорты из «Сюиты Воллара» (сорок шесть листов называются «В мастерской скульптора», ещё четыре изображают «Рембрандта и молодую женщину») и не включённые в неё композиции, созданные тогда же. В цикле «Человеческая комедия» (1953–1954 гг.) Инкассо вновь вернулся к этой теме.
Начиная с 1947 г. Пикассо десять лет жил в Валлорисе, городе на юге Франции. Здесь в 1952 г. в старой, уже давно не действующей капелле, он расписал стены крипты – небольшого сводчатого коридора под алтарём. В одной композиции представлены персонажи и атрибуты «Войны» – похоронные дроги, силуэты погромщиков, сама Война с окровавленным ножом и рыцарь Мира, преграждающий ей путь. Другая изображает «Мир» – пляшущих и играющих человечков, крылатую лошадь. На стене в конце коридора – солнце с лучами-колосьями. Как признался однажды сам художник, он желал, чтобы люди входили в его «Храм мира» со свечами и шаг за шагом высвечивали из темноты фрагменты росписи. В Валлорисе Пикассо увлёкся искусством керамики. На блюдах, вазах и чашах вновь и вновь появлялись его любимые персонажи – фавны и кентавры, тореадоры и фантастические женщины, быки и голубки. Керамические мастерские в Валлорисе, сохранив «марку» Пикассо, продолжают тиражировать изделия, придуманные художником.
Испания и Франция с равным правом называют Пабло Пикассо «своим» мастером. Сам же он стал для современников воплощением понятия «художник XX века»

Пабло Пикассо - талантливый испанский и французский художник, скульптор. Является одним из основоположников кубизма. Имя Пабло Пикассо (при рождении - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо) было очень длинным, поэтому он использовал фамилию матери для подписи своих работ. Он один из самых известных художников 20-го века. По оценке искусствоведов, его работы являются самыми дорогими. Ниже представлен краткий обзор жизни и

Детские и юношеские годы художника

Дата рождения Пабло Пикассо - 25 октября 1881 года, появился на свет в Испании. Он начал заниматься рисованием с раннего возраста. Первые уроки мальчику давал отец, который был учителем рисования. Семья Пабло Пикассо была простой, несмотря на то что мать принадлежала к богатому роду владельцев виноградных плантаций. Юный художник делал большие успехи и уже в возрасте 8 лет написал свою первую картину.

В краткой биографии Пабло Пикассо следует отметить, что в 1891 году мальчик переезжает с семьей в северную часть Испании, потому что его отец стал преподавать рисование в Ла-Корунье. Мальчик продолжил свое обучение в местной школе искусств с 1894 по 1895 г.

Затем семейство перебирается в Барселону, а в 1895 году Пикассо стал учиться в школе изящных искусств Ла-Лонха. Уже тогда люди смогли оценить его талант: для обучения в этой школе Пикассо был молод, но отец настоял на том, чтобы сын попробовал поступить на конкурсной основе. Он превосходно сдал все экзамены и начал свое обучение.

В 1897 году Пабло продолжает обучение изобразительному искусству в Мадриде. Но большую часть времени он посвятил изучению коллекции музея Прадо. Учеба же в академии, в которой придерживались классических традиций, казалась художнику слишком скучной.

В 1898 году он возвращается в Барселону и вступает в одно общество художников, которое собиралось в богемном кафе. В краткой биографии Пабло Пикассо отмечено, что именно в этом кафе в 1900 году состоялись первые выставки его работ. Тогда же художник познакомился с К. Касагемасом и Х. Сабартесом, которых потом он изображал на своих полотнах.

"Голубой" и "розовый" периоды

В краткой биографии Пабло Пикассо нужно дать небольшое описание "голубого" и "розового" периодов. В 1900 году художник вместе с Касагемасом отправляется в Париж. На Всемирной выставке он знакомится с работами импрессионистов. Тот период был непростым для Пикассо, а самоубийство Касагемаса стало большим потрясением для молодого художника.

Под влиянием этих обстоятельств в начале 1902 года Пикассо начал творить в стиле, который был назван "голубым". Главными темами полотен стали старость, смерть, нищета, тоска и меланхолия. Люди, изображенные на картинах, кажутся задумчивыми, замедленными, погруженными в свой внутренний мир. Среди всех оттенков больше всего художник использует голубые. Героями полотен Пикассо были калеки и представители низших слоев общества. Его полотна чем-то похожи на работы художника Эль Греко.

В 1904 году Пикассо переезжает в Париж и его жилищем стало общежитие для бедных художников. Это было началом "розового" периода в его творчестве. На смену печальным образам пришла тематика цирка и театра. В палитре преобладали розово-золотистый и розово-серый, а главными героями полотен стали бродячие артисты. В этих картинах чувствовался романтичный дух одинокого бродячего артиста.

"Девочка на шаре"

Это произведение является самым известным творением "розового" периода. Оно было написано в 1905 году. Героями являются хрупкая гимнастка и отдыхающий атлет. Основная тема полотна - это бродячий цирк.

Гимнастка отрабатывает свой номер на шаре, а атлет отдыхает на кубе. Пейзаж навевает уныние, тоску и контрастирует с веселым ремеслом цирковых артистов. Также контраст в этой картине представляют изображенные геометрические фигуры - куб и шар, подвижная гимнастка и отдыхающий атлет.

В 1913 году это полотно приобрел И. А. Морозов, а в 1948 году оно стало частью экспозиции Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Кубизм

В краткой биографии Пабло Пикассо особое место занимает тематика кубизма. Художника стал интересовать больше анализ форм, чем эксперименты с цветом. Совместно с Ж. Браком в 1907 году он создает новое направление в изобразительном искусстве - кубизм. Чаще всего на полотнах Пикассо изображал натюрморты, музыкальные инструменты и другие предметы, которые были присущи представителям богемы.

Период кубизма в творчестве художника закончился после Первой мировой войны. Но некоторые элементы кубизма появлялись в полотнах Пикассо до 1921 года.

Период сюрреализма

В краткой биографии Пабло Пикассо следует отметить, что период сюрреализма - это один из неоднозначных и неровных периодов в творчестве художника. На полотнах появляется абсолютно ирреальный мир, непростая атмосфера для восприятия. На картинах были непонятные существа, бесформенные, кричащие или же агрессивно-чувственные образы.

В этот период им были созданы и спокойные работы, которые сильно выделялись на фоне остальных. Чаще всего в этот творческий период героинями полотен становились женщины. Причины их частого появления, возможно, были связаны с тем, что художник плохо ладил со своей женой. В 1918 году Пикассо женился на русской балерине Ольге Хохловой, а в 1921 году у пары появляется сын.

На создание чувственных полотен художника вдохновила Мария-Тереза Вальтер, с которой он познакомился в 1932 году. В этот период Пикассо создает бюсты, странные абстрактные формы из грубых материалов. Но в то же время в некоторых работах можно увидеть, что его вдохновляли и классические формы.

Создание "Герники"

В 1937 году немецкая и итальянская авиация уничтожили Гернику - столицу басков. Эта новость настолько потрясла художника, что за два месяца Пабло Пикассо пишет одно из самых знаменитых своих полотен - "Гернику". Игра красок создает видимость пожара, а центральное место в композиции было отведено павшему воину и подбегающей к нему женщине. Это полотно передает тот ужас и отчаяние, которыми были охвачены жители Герники. Данное творение было выставлено на Всемирной выставке в Париже.

В военный период картины Пикассо служили отражением того времени: они были выполнены в мрачных оттенках и передавали чувство тревоги. Тогда же главными героинями его полотен вновь стали женщины с искаженными лицами, бесформенными фигурами. С 1940 по 1944 г. Пикассо оставался в Париже и продолжал творить. В 1944 году художник вступил в Коммунистическую партию, а в 1950-м Пикассо создал известного "Голубя мира".

Творчество в послевоенный период

Этот период можно назвать счастливым для художника. В 1945 году он знакомится с Франсуазой Жило, которая станет матерью его двоих детей. Основной темой полотен становится семейная жизнь. Художник вместе с семьей перебирается на юг Франции, полный средиземноморского очарования.

Пабло Пикассо создает не только полотна, но и занимается ремеслами и ручным трудом. Он создает декоративные тарелки, статуэтки, картины. В 1953 году Пабло расходится со своей женой, в этот период пишет несколько замечательных работ. В 1958 году Пикассо женится на Жаклин Рок, которая вдохновляет его на создание новых картин.

Произведения художника отличаются по качеству исполнения и своим разнообразием. Пабло Пикассо не стало 8 апреля 1973 года во Франции. Талантливый художник оказал большое влияние на развитие изобразительного искусства.

Картина Пабло Пикассо «Мертвые птицы», 1912

1. По испанской традиции Пабло получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца - Руис и матери - Пикассо. Его полное имя, полученное при крещении, звучит как Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.

Первая картина «Пикадор»

2. Пабло начал увлекаться рисованием с раннего детства. Первые уроки живописи он получил у своего отца - Хосе Руиса Бласко, который был учителем рисования. Уже в 8 лет он написал свою первую качественную картину маслом, получившая название «Пикадор».

3. Термин направления «кубизм», основоположниками которого стали Пабло Пикассо, Жорж Брак и Хуан Грис, был введён искусствоведом и художественным критиком Луи Вокселем (Louis Vauxcelles). В одной из своих статей он отметил, что работы Пикассо и Жоржа Брака полны «причудливых кубиков».

4. Первой женой Пикассо стала русская балерина Ольга Хохлова, с которой он познакомился во время подготовки к постановке сюрреалистического балета «Парад» Сергея Дягилева. В совместном браке у них родился сын Пауло.

5. Пабло Пикассо был не просто художником, он также был скульптором, керамистом, сценографом, поэтом, драматургом, писателем и дизайнером.

6. Пикассо был принят в Школу изящных искусств Ла-Лонха, когда ему было 14 лет. Он был слишком молод для поступления, однако по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов. В то время как большинство студентов сдали экзамены через месяц, Пабло сдал вступительные всего лишь за неделю.

«Герника»

7. После того, как нацистский офицер увидел фотографию картины Пабло Пикассо «Герника», он спросил художника, он ли это сделал. Пикассо ответил: «Нет, это сделал ты».

8. Причиной создания знаменитой картины «Герника» стала бомбардировка испанского города Герника ВВС люфтваффе, входящих в состав нацистской Германии. За 3 часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб, в результате чего 6-тысячный город был уничтожен. Пикассо был настолько поражён случившимся, что выразил свои эмоции на полотне. «Герника» была написана всего за месяц.

9. Имя Пикассо использовалось на нескольких коммерческих продуктах, включая автомобиль (Citroen Xsara Picasso), парфюм (Cognac Hennessy Picasso) и зажигалки (ST Dupont Picasso). Наследники Пикассо постоянно борются по законам об интеллектуальной собственности, касающихся его имени.

«Авиньонские девицы»

10. С 1917 по 1924 год Пикассо создал занавесы, декорации и костюмы для нескольких балетов. В то время его работы были плохо восприняты, но теперь они считаются символами прогресса в искусстве того времени.

11. Поскольку Пикассо был так слаб при рождении, акушерка подумала, что он родился мёртвым и положила его на стол. Его дядя, курящий большую сигару, подошёл к нему и выдохнул дым от сигары в лицо младенцу. Пикассо сразу же отреагировал гримасой и плачем.

12. Однажды Пикассо отметил: «Хорошие художники копируют, великие художники крадут». Эта фраза стала знаменитым высказыванием художника.

13. На основе данных о похищенных картинах лондонской организации Art Loss Register, Пабло Пикассо возглавляет список художников, чьи полотна пользуются наибольшей популярностью среди воров.


14. Пикассо считал, что американская писательница Гертруда Стайн была его единственной подругой. Её дружба и поддержка оказали на него значительное влияние.

«Алжирские женщины (версия О)»

15. 2015 года на аукционе «Кристис» был установлен новый абсолютный рекорд для произведений искусства, продаваемых с открытых торгов - картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» .

16. В 2009 году самая известная газета The Times провела опрос среди 1,4 млн читателей, по результатам которого Пикассо признали лучшим художником среди живших за последние 100 лет.

17. Второй женой Пабло была Жаклин Рок; их брак продлился 11 лет. Пабло Пикассо впервые увидел Жаклин в 1953 году, когда ей было 26 лет, а ему - 72 года. Каждый день он дарил ей одну розу, пока через полгода Жаклин не согласилась встречаться с ним. Они поженились только спустя 6 лет после смерти первой жены Пикассо Ольги Хохловой в 1955 году.

18. У Пабло Пикассо было трое внебрачных детей: дочь Майя от Мари-Терез Вальтер; сын Клод и дочь Палома от Франсуазы Жило.

19. Первым словом Пикассо было «piz, piz», сокращённое от lápis, что в переводе с испанского означает «карандаш».

20. Согласно Книге рекордов Гиннеса 1998 года, Пикассо является одним из самых плодовитых художников в мире. За свою 78-летнюю карьеру он создал более 13 500 картин, 100 000 гравюр, 34 000 книжных иллюстраций, 300 керамических и скульптурных работ — всего более 147 800 произведений искусства.

21. С 1973 года (год смерти художника) любовница Пабло, Франсуаза Жило, боролась со второй женой художника, Жаклин Рок, за раздел имущества Пикассо. Любовница и её двое детей (Клод и Палома) ещё до смерти Пабло безуспешно пытались оспорить его волю на том основании, что Пикассо был психически болен. В конце концов стороны договорились о создании Музея Пикассо в Париже, который был открыт в 1985 году.

«Натюрморт с фруктами на столе»

22. Поскольку погребение художника состоялось на частной территории, принадлежавшей его замку, Жаклин Рок не позволила присутствовать на его похоронах двум внебрачным детям Пикассо — Клоду и Паломе, поскольку они ещё до смерти Пикассо пытались разделить имущество художника.

23. В 1927 году Пикассо встретил 17-летнюю Мари-Терез Вальтер и начал с ней тайно встречаться. Брак художника с его первой женой закончился разлукой, а не разводом, поскольку французский закон требовал четного разделения собственности в случае развода, а Пикассо не хотел, чтобы Хохлова получила половину своего богатства. Мари-Терез Вальтер прожила всю жизнь в тщетной надежде, что Пикассо однажды женится на ней. Через четыре года после смерти Пикассо она повесилась.

24. Хотя в детстве Пабло был крещён в католической церкви, позже он стал атеистом.

25. По состоянию на 2012 год, в крупнейшем в мире регистре по утерянным произведениям искусства (Art Loss Register (ALR)), 1 147 работ Пабло Пикассо числятся как украденные.

Пабло Пикассо

Источники:
1 ru.wikipedia.org
2 Kelley, True. Who Was Pablo Picasso? New York, NY: Penguin Books, 2009.
3 ru.wikipedia.org
4 korrespondent.net
5 ru.wikipedia.org
6 en.wikipedia.org

Оценить статью:

Также читайте нас на нашем канале в Яндекс.Дзене

20 интересных фактов о Сальвадоре Дали

20 столетия, к его творчеству по сей день приковано пристальное внимание искусствоведов и критиков, многочисленных любителей живописи во всем мире. Возможно, нет в мире другого художника, вокруг творчества, которого разворачивались бы такие жаркие споры, иногда доходящих до крайностей знатоков и любителей искусства. Около сотни книг, переведенных на многие языки мира, повествуют о жизни и творчестве этого гениального художника. Все крупнейшие культурные центры мира в разное время принимали выставки произведений Пабло Пикассо, на сегодняшний день картины этого выдающегося испанца одни из самых дорогих на планете, стоимость полотен может доходить до сотен миллионов долларов США. Каждая выставка сопровождается бурными обсуждениями, как в среде специалистов от искусства, так и обычными любителями прекрасного.

Родился Пабло в октябре 1881 года в уютном испанском Малага. Отцом его был Хозе Руиз Бласко, по профессии искусствовед, но и художник любитель одновременно, любил рисовать в свободное от других дел время. Маленький Пабло к рисованию пристрастился рано, но не получил профессионального образования в живописи, быстро выяснялось, что ученик намного талантливее своих преподавателей. Отец Пабло, осознав гениальность своего сына, навсегда отказался от своего хобби живописца – любителя, а краски и кисти подарил талантливому начинающему художнику.

С 20-летнего возраста свои произведения Пабло подписывает, используя девичью фамилию матери – Пикассо, а его переезд в 1904 году в Париж способствовал началу совместной работы с Жоржем Барком. Плодом их сотрудничества можно считать открытие совершенно нового направления в живописи – кубизма. На тот момент в Париже преобладали течения в живописи, пропагандирующие анархизм и социализм, но, далекий от политики Пикассо нашел свой собственный путь. Однако, начавшаяся в Испании в 1936 году гражданская война, оставила свой след в творчестве гениального живописца. Сам он не воевал, как многие другие представители интеллигенции, но картина «Герника», написанная именно в этот период, потрясла абсолютно всех.

Пабло Пикассо был совсем невысоким человеком, его рост всего 158 см, но его поразительная энергичность, его взрывной темперамент создавали иллюзию наполненности пространства этим небольшим человеком. Просыпаясь довольно поздно, Пабло Пикассо успевал многое сделать, встречи с друзьями, общение с разными людьми, занимали много времени, иногда работать приходилось до самого утра, но художник никогда не жаловался на нехватку времени и работал с приподнятым настроением.

Пикассо при жизни стал богатым человеком, его произведения пользовались большим спросом, а состояние живописца к моменту смерти оценивалось в 1 миллиард долларов. На протяжении всей жизни пользуясь огромным успехом у женщин, постоянно находясь в окружении аристократок, поэтесс, артисток, художник главной музой своей считал живопись. Умер известный художник 8 апреля 1973 года, на тот момент ему было 92 года, похоронен в во Франции вблизи своего замка Вовенарга.