Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Литература — художественное отражение жизни человека и общества

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.Литература как искусство слова. Материалы к вводномууроку литературы в 8 классе П. Ильинский2008 Оноре де Бальзак (1799-1850) . Французский писатель. Книги вводят нас в лучшее общество,знакомят нас с величайшими умами всех времён.С.Смайлс.Задача искусства не в том,чтобы копировать природу, а в том,чтобы её выражать. Ты не жалкий копиист, ты поэт! Оноре де Бальзак Французский писатель Наука и искусство 1. Изучает явления жизни и природы, устанавливает закономерности, следствия и т.д.2. Имеет дело с фактами 1. Писатель изображает жизнь, стремясь выразить своё отношение к изображаемому 2. Имеет дело с образами3. Главный предмет изображения - человек Художественный образ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ -ая, -ое; -вен, -ве нна. 1. см. художество. 2. полн. ф. Относящийся к искусству, к деятельности в области искусства. Художественное училище. Х руководитель театра. Художественная гимнастика. Художественная самодеятельность. Художественное конструирование (дизайн). 3. полн. ф. Изображающий действительность в образах. Художественное произведение. Художественная литература. X. фильм. 4. Отвечающий требованиям искусства, эстетического вкуса; эстетический, красивый. Художественные изделия. Художественное выполнение чего-н. X. вкус. * Художественная часть - концерт после собрания, лекции. II сущ художественность, -и, ж. (к 4 знач.). ОСЕНЬ -и, ж. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Поздняя, дождливая о. Золотая о. (время, когда, желтеют и золотятся листья). По осени (осенью; устар. и прост.). О. жизни (перен.: о старости). II прил. осенний, -яя, -ее. По-осеннему (нареч.) дождит. Михаил Юрьевич Лермонтов. «Осень» Листья в поле пожелтели,И кружатся, и летят;Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную хранят.Под нависшею скалоюУж не любит меж цветовПахарь отдыхать порою От полуденных трудов.Зверь отважный поневолеСкрыться где-нибудь спешит.Ночью месяц тускл и полеСквозь туман лишь серебрит. И.Остроухов. «Осень» Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле... Фёдор Иванович ТютчевПоэт, переводчик, публицист «Картина» в искусстве слова Создаётся словамиДинамична, подвижнаЧитатель видит не только детали, но и слышит звуки, ощущает запахи, узнаёт о мыслях и чувствах других людей ИСТОРИЗМ -а, м. Рассмотрение явлений, событий в их историческом развитии, с исторической точки зрения.


Приложенные файлы

Художественным образом можно назвать любое явление, которые было творчески воссоздано автором в предмете искусства. Если мы подразумеваем литературный образ, то это явление отображено в художественном произведении. Особенностью образности является то, что она не просто отражает реальность, но и обобщает ее, одновременно раскрывая в чем-то единичном и определенным.

Художественный образ не только осмысливает действительность, но и создает иной мир, вымышленный и преобразованный. Художественный вымысел в данном случае необходим для усиления обобщенного значения образа. Нельзя говорить об образе в литературе, только как об изображении человека.

Яркими примерами здесь послужат образ Андрея Болконского, Раскольникова, Татьяны Лариной и Евгения Онегина. В данном случае, художественный образ представляет собой единичную картину человеческой жизни, центром которой является личность человека, а главными элементами – все события и обстоятельства его существования. Когда герой вступает в отношения с другими героями, возникает многообразие образов.

Образное отражение жизни в искусстве

Природа художественного образа, независимо от его назначения и сферы применения, многогранна и уникальная. Образом можно назвать целый внутренний мир, полный множества процессов и граней, который попал в фокус познания. Это основа любого вида творчества, основа любого познания и воображения.

Природа образа действительно обширна – он может быть рациональным и чувственным, может основываться на личных переживаниях человека, на его воображении, а может быть и фактографичным. И главное назначение образа – это отражение жизни . Какой бы она не представлялась человеку, и какой бы она не была, человек всегда воспринимает ее наполнение через систему образов.

Это главная составляющая любого творческого процесса, потому что автор одновременно отвечает на многие вопросы бытия и создает новые, более высокие и важные для него. Поэтому об образе и говорят, как об отражении жизни, потому что он включается в себя характерное и типичное, общее и индивидуальное, объективное и субъективное.

Художественный образ является той почвой, из которой взрастает любой вид искусства, в том числе и литература. При этом он остается сложным и порой непостижимым феноменом, ведь и художественный образ в литературном произведении может быть неоконченным, представленным читателю лишь как набросок – и одновременно исполнять его назначение и оставаться целостным, как отражение определенного явления.

Связь художественного образа с развитием литературного процесса

Литература, как культурное явление, существует уже на протяжении очень долгого времени. И совершенно очевидно, что главные ее составляющие до сих пор не поменялись. Это и относится к художественному образу.

Но меняется сама жизнь, литература постоянно трансформируется и преобразовывается, как и ее сквозные образы. Ведь художественный образ несет в себе отражение реальности, и система образов для литературного процесса постоянно меняется.

Курс литературы V класса начинается со вступительного урока на тему «Литература как художественное отражение жизни», которая является естественным продолжением работы, начатой в IV классе («Начальное понятие о литературе как искусстве слова»), и подчинена задаче дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о художественной литературе как об особой форме познания действительности. Эта идея, формулируемая в самых общих чертах на уроке, ложится в основу всего последующего курса литературы V класса как ориентир для методических усилий учителя, направленных на преодоление наивно-реалистического восприятия школьниками литературных произведений и формирование у них специальных читательских умений (умения воссоздавать картины изображенной писателем жизни, сопереживать героям, понимать и оценивать их поведение, мотивы поступков, взаимоотношения и т. д.; умения видеть отношение автора к созданному им миру).

Естественно, что сложность темы вынуждает учителя ограничить ее рассмотрение каким-либо одним аспектом. Представляется необходимым уже на первых ступенях литературного образования направить внимание учащихся на особенности художественного воспроизведения жизни, на отличие художественного произведения от фактов жизни, положенных в его основу.

Беседу о художественной литературе целесообразно начать с вопроса о том, что может дать человеку литературное произведение, каким должен быть читатель, чтобы произведение раскрылось перед ним во всем богатстве мыслей, чувств, эстетической ценности.

Чтобы этот разговор стал содержательным и не ограничивался беспочвенными догадками ребят, необходимо провести вместе с учениками работу по осмыслению текстов, предлагаемых для вступительного занятия: «Любите книгу» М. Горького, «Баллада о мальчике» Ф. Искандера, фрагмент из статьи В. Каверина «Память и воображение» и отрывок из воспоминаний К. Г. Паустовского о В. Луговском. Обратимся прежде всего к высказыванию М. Горького «Любите книгу». Его глубокий смысл может быть выявлен в процессе обсуждения следующих вопросов: какое значение в жизни М. Горького имела книга? Какое отношение к человеку и его делам сложилось у М. Горького под влиянием чтения?

Внимательно вчитываясь в текст, ученики отметят, что книги открыли М. Горькому богатство и разнообразие жизни, показали, как «велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему», обострили внимание к людям, вызвали уважение к его труду. Школьники должны осознать, что книги помогли писателю уже в детские годы определить свое отношение к окружающему миру. Размышления над текстом «Любите книгу» позволяют учителю обратить внимание пятиклассников и на то, каким вдумчивым читателем был М. Горький, почему он считал, что книга может облегчить человеку жизнь, помочь разобраться в «путанице мыслей, чувств, событий», научить уважать человека и самих себя. Учитель при этом старается актуализировать, оживить личный читательский опыт учеников и побудить их к оценке себя как читателей.

С другим типом читателя пятиклассники могут встретиться, знакомясь с «Балладой о мальчике» Ф. Искандера:

Давным-давно уснул весь дом…
Раскрыта настежь книжка,
Ее читает за столом
Взволнованный мальчишка.
Сидит мальчишка за столом
И в тишине ночной,
Как будто рядом за углом,
Он слышит этот бой.
Пригнали “легионов тьму,
а каждого - десяток,

И крикнуть хочется ему
«Неправильно! Нельзя так!»
Теснит Спартака легион,
И с четырех сторон
Он римлянами окружен.
Все брошено на кон!

К себе друзей зовет Спартак, Но где его друзья? Над ними пыль и облака, Им па земле не сыро. Они не видят Спартака, Не слышат командира. Учитель сам прочитает балладу в классе, а затем предложит детям следующие вопросы и задания: Понравилось ли вам это стихотворение? Как читает мальчик книгу? Как откликается на прочитанное? Умеет ли видеть -в воображении нарисованные автором картины? Переживает ли их, дает ли оценку героям я событиям? Подтвердите свои суждения текстом стихотворения. Обратите внимание на последнюю часть стихотворения. О чем говорит нам сон мальчика? Какие высокие человеческие качества проявляются в мальчике под влиянием чтения?

Важно, чтобы ребята по достоинству оценили живую реакцию мальчика на судьбу героев книги, заразились его переживаниями, поняли бы его желание изменить ход событий. И в то же время учителю необходимо показать ребятам, что безудержная фантазия при чтении порой уводит за пределы мира, созданного писателем, мешая с достаточной глубиной и полнотой воспринять авторский замысел, изображенные время и исторические обстоятельства.

Вся эта работа должна помочь ученику получить, с одной стороны, представление об огромных возможностях книги, с другой стороны, о разных читателях: квалифицированном, опытном читателе и читателе начинающем, воспринимающем художественное произведение как реальную жизнь. Особенно убедительным подтверждением этих выводов станет для пятиклассников свидетельство авторитетного писателя.

Прочитаем им отрывок из статьи В. А. Каверина, автора любимого подростка-. ми романа «Два капитана»: «Редкое художественное произведение обходится без выдумки, без фантазии. Воображение участвует и в обдумывании характера героя, и в составлении плана. Многие читатели настолько тесно переплетают литературу с жизнью, с такой подкупающей, трогательной настойчивостью принимают литературу за фотографически точную запись того, что происходит в действительности, что не редкость получить письмо с вопросом о том, как поживает сейчас тот или другой герой, как его дела, женился ли он и т. д.

На самом же деле нельзя ставить знак равенства между реально существующим лицом и героем литературного произведения. В основе личности, о которой рассказывает писатель, почти всегда лежит подлинная, реальная биография. Но писатель отбирает из нее лишь те черты, которые необходимы ему для создания своего героя. Характер, который он задумал изобразить, подчинен общему замыслу произведения, его главной мысли, его плану». Спросим после чтения: о каких читателях пишет В. А. Каверин?

Как вариант вступительного урока, основанного на повторении уже знакомого учащимся по IV классу материала о художественном произведении, его композиционных элементах, можно предложить сопоставление судьбы литературного персонажа Герасима из рассказа «Муму» и истории реального прототипа - немого дворника Андрея, крепостного матери И. С, Тургенева.

Дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература как искусство слова.

Цель: дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

"Прекрасное пробуждает доброе".

Д.С. Лихачев.

Прекрасное пленяет навсегда.

К нему не остываешь. Никогда

Ему не впасть в ничтожество…

С.Наровчатов.

Пролог: Звучит инструментальная композиция И.Крутого из к/ф “Долгая дорога в дюнах”>.

− Огромная Вселенная. В ней дуют космические ветры, бушуют космические вьюги, века в ней пролетают как один день. В этой огромной холодной Вселенной есть голубая планета с названием Земля. Здесь шумят леса, текут реки. Зима сменяет осень, а вслед за весной всегда приходит лето. И вслед за днем наступает ночь, а вслед за ночью неизменно наступает день.

На этой огромной голубой планете есть один день. В этот день на свет появился ты. И любящие женские глаза роняли слезы счастья. А сердце материнское тебе пожелало доброго пути. И материнские руки благословили твои первые шаги по этой земле. И загадали звезду с твоим именем. И в ту же секунду в небе зажглась новая звезда. Твоя звезда. Она светит тебе всю жизнь, даже если ты об этом не знаешь. Это звезда твоей любви, твоего счастья, твоей жизни. Ты не выбирал её. Она дана тебе от рождения, как жизнь. А все остальное в своей жизни ты выбираешь сам. Это твое право. Право человека. И если ты выберешь правильный путь, то твоя звезда осветит его. И только от тебя зависит, не погаснет ли она раньше времени.

Пусть твоя звезда горит долго, ты можешь и должен сделать это!

Постановка проблемы:

Г. Свиридов “Время, вперед!”; слайдовый ряд “МЫ”>

XXI век. Начало столетия. Мы живем в веке, когда один диктатор угрожает: "Я утоплю вас в крови!". Когда другой политик обещает: "Я подниму Россию с колен!"

А где-то там, в сибирской глуши, районный детский врач выписывает рецепт. Он выписывает рецепт… на яблоко, на молоко. Так было. Так есть. Так будет?!

XXI век называют веком науки и техники. Прогресс создаёт иллюзию, что именно наука и техника, уровень их развития, стали мерилом человеческих ценностей. Так ли это? А каково наше отношение к культуре? Искусству? Литературе?

Разработка I. Ввод.

Да, книги уходят из жизни современных школьников. И страшно представить осуществление той ситуации, которая смоделирована в фантастической антиутопии американского писателя Рея Дугласа Брэдбери “451 ◦ по Фаренгейту”. В этой антиутопии изображен город, в котором чтение и хранение книг является страшным преступлением. Там уже давно уничтожены все книги. И теперь, если у кого-то нах одят хоть одну книгу, её сжигают вместе с домом, а хозяина предают смертной казни. Там нельзя сохранить книги, не погибнув самому. Пожарные в этом городе существуют не для того, чтобы тушить пожары. А для того, чтобы сжигать книги и дома, в которых они найдены. Герой романа Гай Монтег – пожарный. Десять лет он добросовестно и даже с удовольствием выполнял свою страшную работу. Но вот однажды во время дежурства он приехал в дом старой женщины, которая. Не желая расставаться со своими книгами, сгорела вместе с ними. С того дня все изменилось в жизни Монтега. Его стал мучить вопрос: что же написано в этих книгах. Если из-за них люди идут на смерть? И чтобы получить ответ, он начинает читать…

Экспресс-анкета:

С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:

  1. с теми, кто спокойно обходится без книг;
  2. с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
  3. с теми, кто уничтожал книги.

Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер? (Да. Нет.)

(Обработка результатов экспресс- анкеты и подведение итогов).

Разработка 1I. Литература как вид искусства.

Литература – не просто учебный предмет, дающий определенную сумму знаний, но, прежде всего, литература – это вид искусства.

Словарь литературоведческих терминов:

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

(Запись определений в словарик)

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Разработка III. “Литература – учебник жизни”.

Но слова в человеческой речи и в художественной литературе не живут порознь. Их объединяет и согласует мысль, идея произведения и одушевляет человеческая речь. Простое привычное человеческое слово. Но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной, заставляя нас чувствовать, мыслить, сопереживать.

У Антона Павловича Чехова есть рассказ: он называется “Дома”. Вот его краткое содержание: “Евгению Павловичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берет из письменного стола отца.

− Пришлите его ко мне, - сказал Евгений Петрович.

− Я на тебя сердит, и больше тебя не люблю, - оборвал приветствие мальчика отец. – Сейчас Наталия Семеновна мне жаловалась, что ты куришь. Это правда?

− Да, я раз курил, это верно.

− Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок, - сказал прокурор. – Наталия Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!

− Ах, да-а, - вспомнил Сережа. И глаза его улыбнулись. – Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.

Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, о вреде табака, о том, что табачный дым производит чахотку и другие болезни, от чего умирают.

Евгений Петрович мучительно думал о том, что ещё сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием. Он видел, что Сережа его не слушает. Мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать.

И Евгению Петровичу казалась странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступил дурно. Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Сережа, удобно устроившись на коленях отца, попросил: """" Папа, расскажи сказку".

Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.

Слушай, - начал отец, поднимая глаза к потолку. – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старый, престарый царь… Жил он в стеклянном дворце, который сиял и сверкал на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсины, черешни, цвели тюльпаны, розы, пели разноцветные птицы. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться…

У старого царя был единственный сын и наследник царства, мальчик, такой же маленький, как и ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет.

Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков.

Сережа напряженно слушал. Его глаз подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: "Не буду я больше курить…”

Беседа с учащимися:

− Что произошло? Почему в рассказе А.П. Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем вся логика фактов и убеждений?

Релаксация

− А сейчас сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки лежат спокойно и свободно…(звучит инструментальная музыка “Водопад”).

“Прочь тревоги и заботы. Погрузитесь в раздумья: музыка и звуки волшебницы природы унесут вас к сверкающему горному потоку. Нигде не найдете такого спокойствия и безмятежности – только здесь, близ прохладных, чистых вод., легко сбегающих по зеленому бархату замшелых камней. Берега потока устланы многоцветным ковром ярчайших цветов, а легкое дыхание ветерка разносит их восхитительные ароматы. В листве высоких деревьев распевают разнообразнейшие птицы. Вы лежите на берегу, глядя в небо, где проплывают пышные облака самых разных очертаний. Это чудное мгновенье может повториться лишь Сверкающей Порой Весны…”.

– Открой глаза. Улыбнись себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У.вас хорошее настроение. Итак, вы готовы слушать дальше.

Разработка IV. “Мир спасет красота”

Что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, мерцающий в сосуде? -

Вывод:

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Эпилог.

Ты входишь в жизнь, как в двери мастерской.

В твоем распоряжении отныне

Прекрасный мир прекрасного, людской

Трагедией построенный в пустыне.

И на тебе горит его тавро

Ответственности, действия и слова.

В нем многое из нового старо,

И старое – значительно и ново.

Входи в него хозяином смелей!

Он ждет тебя и требует ответа.

Согрей его трагедией своей,

Прибавь ему ещё любви света!


Лекции для…

Литература
как художественное отражение исторической жизни народа с древних времён.
Человековедческая направленность русской литературы:
постановка и попытка решения в ней морально этических проблем…

1. Исследователь древнерусской жизни и литературы Д.С. Лихачёв писал: «Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». В жизни часто можно встретить мнения, противопоставляющие естественные науки гуманитарному знанию: одни считаются «точными», другим в этой ипостаси отказано. Однако на самом деле они вряд ли отличаются, ибо сходны по способу исторического подхода: и среди естественных наук есть чисто исторические исследования, становящиеся как бы основой дальнейшего развития науки: «История флоры», «История фауны», «История геологического строения земной коры» и т.д. Гуманитарные науки имеют дело со статистическими закономерностями случайных явлений, но и многие естественные науки лишь кажутся точными, так математика на высшем уровне развития не столь точна и однозначна, как в учебнике начальной школы. Нет ни одной методологической особенности, которые бы не применялись во всём многообразии наук и научных школ.
Но в литературе как в познании есть одна особенность, отличающая её от иных форм по-знания мира: она несёт в себе воспитательное значение, повышает и совершенствует социально-этические качества человека. Что же изучает литература? Что является предметом её исследования? В первую очередь предметом исследования литературы всегда становится человек во всей полноте его материальной и духовной деятельности. Литература как вид искусства, изучая человека, осмысляет его в многомерном духовно-этическом и историко-социальном аспектах, в контексте исторической (реальность), либо псевдоисторической действительности (фантастика), изображая и осмысляя её как изменяющийся во времени процесс. Медицина тоже изучает человека, но она не занимается его духовными запросами и его взаимоотношениями с действительностью. Химия изучает органическую сущность человека, химические реакции, протекающие в его организме, суть этих реакций и их воздействие… Но необходимо оговориться, сегодня многие исследователи считают, что взаимовлияние любой сути и ипостаси на мир настолько велико, что наука этого объяснить сейчас не может. Например, нумерология считает, что индексы чисел могут влиять на человека и его жизнь, другие говорят о влиянии имени на облик поведение и даже судьбу человека… На мой взгляд, литература и является пока такой всеобъемлющей наукой, пытающейся объяснять человеку человека во всех его взаимосвязях с мирозданием и взаимозависимостях от него…
Многообразие литературы изучает наука «литературоведение», которая и развивает чита-тельский интерес и глубину восприятия текста читателями, их общественное чувство, позволя-ющее развить в человеке терпимость к проявлениям иных культур, иных исторических эпох, иноязычных или инонациональных сообществ.
Художник, на ментальном уровне исходя из вышесказанного, изображает что-то индивидуальное, вкладывая в него суть обобщения, чтобы читатель чувствовал свою сопричастность к миру героев произведения. Именно дар художественного воображения позволяет автору превращать свои обобщения в образы, волнующие читателя. Видеть большое в малом, воплотить в малом большое, общее – это главный принцип литературы, поиски истины всегда начинаются с малого факта, накопления их, но и в любой науке происходит то же самое.
Созданию художественного образа действительности способствует умение абстрактно мыслить. Чем развитее абстрактное мышление автора, создающего образ (мира, человека, стра-ны, исторической картины жизни) тем большие ассоциации возникнут у читателя при знаком-стве с ним.
Образное обобщение возникает у автора на основе его собственного жизненного и духов-ного опыта, на основе многозначности изображаемой действительности, всегда соотносится со множеством закономерностей, которые ему необходимо вычленить, отделив друг от друга, а потом, по-своему сгруппировав, создать единый, узнаваемый «типический» образ. Именно при помощи воображения он оживляет созданный образный мир, вдыхает в него жизнь, если же он этого не сделает, то читатель говорит: «так не бывает, и таких героев в жизни нет…»
Природа художественного таланта – это и есть способность автора ярко и сильно вообра-жать. Вот что об этом думают разные художники слова.
И.А. Гончаров: «Работа идёт в голове, лица не дают покоя, пристают, позируют в сце-нах, я слышу отрывки их разговоров, – и мне часто казалось, прости Господи, что я это не вы-думываю, а что всё это носится в воздухе около меня, и мне надо смотреть и вдумываться»
И.С. Тургенев: «Вы чувствуете, что возле вас кто-то стоит, ходит с вами, – и вот жи-вое лицо сложилось. Это нечто вроде сна. Ходишь среди героев романа, видишь себя между ними…»
Л.Н. Толстой: «Пока он (герой) не сделается для меня старым, хорошим знакомым, пока я не вижу его и не слышу его голоса, я не начинаю писать»
Без дара воображения, превращающего обобщения в образы, волнующие читателя, заде-вающие его душевные струны, писатель, если он и обладает знанием жизни, умением обобщать, языковой культурой и многими другими достоинствами, он не сможет создать цельную картину жизни, заставить читателя поверить в изображаемое. Но, чтобы читатель стал чувствителен к литературе, она и должна использовать своё главное достоинство – образную систему.
Образ – это конкретная и в то же время обобщённая картина жизни, созданная при помощи вымысла и имеющих эстетическое значение.
Вот образ России у трёх лирических поэтов России:

А.С. Пушкин:
Товарищ, верь, взойдёт она
Заря пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена…

Н.А. Некрасов:
Родная земля, назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…

А. Блок:
Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни, ветровые,
Как слёзы первые любви.

Пускай заманит и обманет,
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.
Богатство образа возникает благодаря множеству индивидуальных черт и деталей, жизненных подробностей своего времени. Все три поэта пишут о России, верят в её лучшее будущее, но при разном образном строе эти строки воспринимаются по-разному.
А.П. Чехов по этому поводу писал: «Я подумал, что чутьё художника стоит иногда моз-гов учёного, что то и другое имеют одни цели, одну природу, и, быть может, со временем, при совершенстве методов, им суждено слиться вместе в гигантскую чудовищную силу, которую трудно теперь и представить себе…»
Величайшая ценность русской литературы состоит в её доброте, которой всегда обладает лишь сильное начало, она как часть русской культуры, открытая система и принимает, творчески осмысляя и перерабатывая все человеческие ценности.
Но если у художника, скульптора и т.п. целый набор материалов, которые позволяют создавать образ, то у поэта, писателя главный и единственный материал – слово.
Рождению русской литературы способствовал превосходный гибкий и лаконично-точный русский язык, достигший ко времени возникновения письменной литературы высокого уровня развития. Богатый и выразительный он был представлен в устном фольклоре, деловой письмен-ности, в ораторских выступлениях на вече и княжеских съездах. Это был язык с обширным словарным запасом, с развитой терминологией: юридической, военно-феодальной, церковной, технической, обильной синонимами, способными отразить эмоциональные оттенки понимания, допускающий многообразные формы словообразования.
Русская литература с самого возникновения была тесно связана с русской исторической действительностью, поэтому история русской литературы есть художественное изложение истории русского народа, его общечеловеческих исканий, истории русского государства, чем и обусловлено её художественное своеобразие.
Критик, общественный деятель, В.Г. Белинский писал: «Так как искусство со стороны своего содержания есть выражение исторической жизни народа, то эта жизнь и имеет на него великое влияние, находясь к нему в таком же отношении, как масло к огню, который оно поддерживает в лампе, или, ещё более, как почва к растениям, которым она даёт питание»
Именно высокий уровень общей древнерусской культуры, грамотности, развития ремёсел, зодчества, иконописи, широких военных и торговых связей со странами и народами, требующих юридического и дипломатического сопровождения, развитой техники производства, стали исходным фундаментом возникновения древнерусской литературы.
Поэтому особое первородное место и заняли произведения древнерусской литературы, как основы дальнейшего развития русской художественной мысли: «Слово о Полку Игореве…», «Слово о законе» Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника», «Киево-Печерский патерик», «Повесть временных лет» и многие другие произведения более поздних времён.
Уже литература нового времени, ХVIII века, стала следствием и художественным отраже-нием изменений, реформ и преобразований Петра I, последующих царствований, в том числе дочери Петра Елизаветы I и в последующем Екатерины II, десятилетия абсолютизма оказались благотворны для возникновения в Российской империи светской литературы, начавшей свой отсчёт с сатир современника и соратника Петра I, Антиоха Кантемира.
Формируется русский классицизм, вобравший в себя лучшее из западноевропейского, но и имевший свои особенности:
1. В лучших произведениях классицизма русская литература заявила о своей непримиримости ко всем проявлениям нравственного зла.
2. Классицизм в России не подвергал сомнению социальную структуру общества, хотя их произведения при общенациональном пафосе содержали в себе требование гуманизма к слабым и сирым…
3. Русские классицисты в противовес западным обращались не только к истории Древней Греции и Древнего Рима, а чаще к отечественной истории.
4. Русский классицизм в лице своих ярчайших представителей: Фонвизина, Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова, Державина, Карамзина, - подготовил появление гениев русской литературы А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина, с их пристальным вниманием к реальной жизни российского общества.
2. Художественные особенности и открытия литературы второй половины XIX века
После поражения в Крымской войне (1853-1855гг.), когда российская аристократическая бюрократия показала свою неспособность к управлению страной, проиграв локальную войну на своей территории, хотя в Крым нагрянули турки, греки, французы и англичане при тихой поддержке австрийских и немецких властных структур, но она не сумела подготовить ни инфраструктуру для переброски войск и армейских припасов, ни армию, ни саму государственно-дипломатическую службу. Сразу после подписания мира в 1856 году, выступая перед дворянскими депутатами, новый царь Александр II говорил: «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ждать, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу»
В силу сложности российской жизни, многослойности её социального, экономического и политико-общественного укладов общественное движение условно 60-х годов можно разделить на три этапа, а русская литература всегда была жёстко привязана к истории своей страны и проявляющимся в ней государственно-общественным тенденциям.
С 1855по 1858 годы идёт этап «либеральной весны», сменившей жёсткий контроль в годы царствования Николая I, но уже сразу начинаются разногласия между «революционными демо-кратами» и «либералами», идут дискуссии о «Пушкинском» и «Гоголевском» направлении в литературе. Хотя особых противоречий и не было: Пушкин был либерален, но не разделял взглядов своих друзей из декабристов на насильственное изменение устройства российской жизни… Гоголь же вообще был сторонником сохранения основных скреп российской государственности, самодержавия и православия, при нравственном самоусовершенствовании представителей верхов и уничтожении путём реформ позора крепостничества…
Размежевание между теми, кто ратовал за полное и скорейшее уничтожение крепостниче-ства и теми, кто ратовал за постепенную отмену крепостного права, с сохранением его элемен-тов на некоторое время, осложнялось и разной культурно-исторической ориентацией представителей общественности. Завязалась борьба между либералами-западниками и славянофилами – это противостояние в той или иной мере сохраняется до сих пор, разъедая как ржавчиной общественное движение в России.
Западники, считали, что у России великое будущее, как у развивающегося национального образования лишь при ориентировании на западные достижения и ценности, переносимые на русскую социально-политическую реальность, что России необходимо двигаться в русле запад-ной традиции общехристианской цивилизации.
Славянофилы, отвергая и критикуя все общественные теории, не присутствовавшие в опыте русского исторического прошлого, утверждали идею культурно-исторической самобытности России. Они противопоставляли западной формальной «ассоциации» при верховенстве большинства, русскую «соборность», что представляет не юридическую оформленность отношений, а сердечное согласие между людьми, примером же такой соборности считали крестьянскую общину с решением всех вопросов «на миру».
1859 – 1861гг. второй этап развития общественной жизни: прояснились взгляда на кре-стьянскую реформу, стало понятно, что как всегда случалось в России при проведении реформ «сверху» они остаются половинчатыми и противоречивыми. Революционные демократы порва-ли с либералами, раздоры и споры с их стороны поддерживались журналами «Современник» и «Свисток»(1859г.), которые считали крестьянскую общину ядром социалистического общежи-тия, надеясь на её выступление против власти, но общину надо было раскачать.
Манифест 1861 года об освобождении крестьян, обострил противоречия между радикала-ми и постепеновцами, а правительство стало преследовать крайних слева: арестованы Н.Г. Чер-нышевский, Д.И. Писарев, приостановлено издание «Современника». Внутри левой журнали-стики тоже возникли противоречия: «Современника» (Добролюбов, Чернышевский, Некрасов) и «Русского слова» (Писарев, Зайцев), первые настаивали на природной революционности русского крестьянства, вторые считали революционной силой «умственный пролетариат», разночинцев, представителей из разных слоёв общества. В некоторой степени эти споры отразили «Отцы и дети» И.С. Тургенева и «Гроза» А.Н. Островского.
1862-1869гг. третий этап развития общественных движений…
Произошёл спад крайних революционных настроений, особенно после польского восста-ния, когда большинство либеральной интеллигенции поддержало правительство в его противо-стоянии с польскими националистами, а в 1866 году прогремел выстрел Каракозова в императо-ра, заявивший надежды крайнего крыла революционных демократов добиться перемен через политический террор, на что правительство ответило волной арестов и жёсткой политической реакцией.
Русская литература во время периода 60-х годов пыталась ответить на основные вопросы о путях развития страны, участия в этом её народа и ответственности образованного общества за состояние дел. Вообще русскую литературу середины 19 века называют литературой трёх вопросов, сформулированных названиями известных произведений широко читаемых авторов, на которые ответ обществом так и не найден…
1-ый «Кто виноват?», его поставил А.И. Герцен своим одноимённым произведением.
2-ой «Что делать?», задал Н.Г. Чернышевский, когда пытался уяснить задачу интеллигенции и дать в своём романе того же названия положительные примеры жизни героев для счастья народного.
3-ий «Кому на Руси жить хорошо?» захотел узнать в одноимённой поэме А.Н. Некрасов.
С ускорением общественных процессов, нарастанием политического и социального противостояния в жизни населения России, происходит дифференциация и специализация литературного творчества. По сути, художественный универсум Пушкина оказался неповторим, не нашлось авторов, способных так же многогранно и многожанрово отразить все извивы российской жизни. Л.Н. Толстой вошёл в литературу как создатель уникальных романов, в том числе романа-эпопеи «Война и мир». А.Н Островский реализовался как драматург. Почитаемые современниками и почти забытые ныне писатели А.И. Левитов, Г.И. Успенский, Н.В. Успенский преимущественно остались очеркистами современной им российской жизни, М.Е. Салтыков-Щедрин вошёл в литературу как сатирик и автор «Истории одного города». И.С. Тургенев пытался сохранить в творчестве универсализм, но не достиг ни эпохальной изобразительной мощи Толстого, ни трагедийного накала внутренних конфликтов и страстей романов Ф.М. Достоевского. Беллетристика большинства революционных демократов из-за увлечения какой-то одной гранью социально-общественного бытия обернулась утратой полноты и всестороннего художественного показа жизни. Писатели 60-х годов XIX века сталкивались с необходимостью художественного осмысления подвижной, текучей, быстро и стихийно меняющейся действительности. И.С. Тургенев жаловался в письме писателю К.С. Аксакову: «Простота, спокойство, ясность линий… – всё это ещё пока идеалы, которые только мелькают передо мной… Жизнь торопит и гонит – и дразнит, и манит… трудно современному писателю, особенно русскому, быть спокойным – ни извне, ни извнутри ему не веет покоем»
Эти слова Тургенева можно отнести, к сожалению, ко всей русской литературе не только XIX, но и ХХ века…