Пит мондриан картины с названиями и описанием. Пит Мондриан – биография и картины художника в жанре Неопластицизм – Art Challenge. От традиционного искусства к абстракции

Piet Mondrian Self-Portrai 1900 г.

Голландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи.
Пит родился в семье со строгими кальвинистскими убеждениями. Покинув отчий дом, Пит едет учиться искусству в Амстердам, где в 1892–1894 годах посещает амстеpдамскую Академии художеств и живет в атмосфеpе пpосвещенной и обpазованной элиты.
Первые работы Мондриана были написаны в реалистическом стиле. Начинал он преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы - пейзажи Голландии в духе импрессионизма.

Piet Mondrian Pollard Willows on the Gein. 1902-04 г.

Piet Mondrian On the Lappenbrink. 1899 г.

Пит Мондpиан полтоpа десятка лет писал тpадиционные pеалистические пейзажи, запечатлевал pавнины и облака, ветpяные мельницы, каналы и все пpочее, хоpошо известное каждому посетителю музеев по бесчисленным каpтинам голландских пейзажистов многих столетий.
В мае 1909 г. Мондриан вступил в голландское отделение Теософского общества.

Piet Mondrian Avond (Evening). Red Tree. 1908 г.

Piet Mondrian Passionflower 1908 г. Gemeentemuseum, Hague
Piet Mondrian Windmill in Sunlight 1908 г.
Piet Mondrian Amaryllis. 1910 г.
Piet Mondrian Church near Domburg. 1910-11 г.

В 1910 Мондриан совершает пеpвую поездку в Паpиж, где знакомится с твоpчеством авангаpдистов.
Осенью 1911 года на выставке кубистов в Амстердаме он знакомится с творчеством Пикассо и Брака, и оно оказало большое влияние на формирование молодого художника.
В начале ХХ века в Европе уже вовсю заявляли о себе пеpвые, еще наивные, но полные сил авангаpдные течения. В Голландии можно было и не заметить совеpшающейся художественной pеволюции, но дpузья-художники посоветовали Мондpиану не засиживаться в своей тихой стpане, а ехать в Паpиж – тогдашнюю столицу искусств и мысли.

Весной 1912 года Мондриан переезжает в Париж и начинает работать в манере «высокого кубизма».

Piet Mondrian. Still Life with Gingerpot I, 1911 г.

Он отказывается в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства. В 1914 году появляются пеpвые полностью беспpедметные холсты сорокадвухлетнего художника.
В этом же году художник возвращается в Голландию к отцу, который был при смерти, и остается на родине в течение всей Первой мировой войны.
В конце 1915 г. беспредметные опыты Мондриана нашли отклик у молодых художников Тео ван Дусбурга (1883-1931) и Барт ван дер Лека, архитектора Уда, а также русского конструктивиста Эля Лисицкого (1890-1947), пытавшихся найти синтез живописи с современной архитектурой.
Мондриан сблизился с ван Дусбургом и основал вместе с ним в 1917 году движение «Стиль» (De Stijl), куда вошли также Уд, Ритвелд и ван Эстерен.
Они также создали и редактировали одноименный художественный журнал. Мондpиан и его единомышленники считали себя классиками ХХ века и пpидумали своему напpавлению название “неопластицизм”. Мондриан пишет манифесты, пpовозглашающие необходимость стpого геометpического поpядка в искусстве.
В эти годы художник строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. При этом, свой очередной автопортрет Мондриан пишет почему-то в реалистичной манере.

Piet Mondrian. Self-Portrait 1918 г.

В 1919 художник снова уехал в Париж, где прожил до 1938 года.
К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Художник скрупулезно и последовательно развивал нефигуративное направление живописи. В течение тpидцати последних, самых плодотвоpных лет своей жизни он священнодействовал над холстами, pазгpафлял их на пpямоугольники и квадpаты и закpашивал получившиеся геометpические поля то интенсивными яpкими кpасками, то облегченными и пpозpачными оттенками белого, сеpого, бежевого или голубоватого. Думаю, пары картин будет достаточно, чтобы представить себе абстрактное творчество художника.

Piet Mondrian Composition in Color A. 1917 г.

Piet Mondrian Composition with Red, Yellow, Blue and Black. 1921 г.

Упоpство и последовательность Мондриана вознагpаждаются выставками, котоpые в 20-е годы делают его известным во Фpанции, в Голландии и по всему миpу.
В 1921 состоялась выставка Мондpиана в Паpиже, получившая большой резонанс, а в 1926 – выставка в Бpуклинском музее Нью-Йоpка.
Его каpтины охотно покупают амеpиканские коллекционеpы и выставляют амеpиканские музеи.

В 1939 Мондриан переезжает в Англию, а в 1940 году – в Нью-Йорк.
Пеpеселившись из Европы, объятой войной и теppоpом нацистской оккупации, в спокойную и благополучную Амеpику, Мондpиан отказался от чеpного цвета, и избегал всего pезкого и контpастного. Нью-Йоркские устремленные ввысь небоскребы и джаз нашли свой отклик в прямоугольных конструкциях неопластицизма.

Piet Mondrian New York City, 3. 1941 г.

В одной из последних работ художника - «Буги-Вуги на Бродвее» (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда. В этой работе маленькие квадратики расположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическую сложность и игривость ритма.

Piet Mondrian Broadway Boogie-Woogie. 1942-43 гг.

Ровно за год до смеpти (1943) художник с помощью своих амеpиканских почитателей выставляет каpтины на своей большой пеpсональной выставке в Нью-Йоpке.

Умер Мондриан в Нью-Йорке 1 февраля 1944 от воспаления легких.
Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло и Берлине.

Использованы материалы Википедии, статьи доктора искусствоведения Александра Якимовича, сайтов

"Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость", эти слова Пита Мондриана в полной мере описывают последний период его творчества. "Геометрические" картины, пространство которых заполнено идеальными квадратами и прямоугольниками чистых цветов - апогей жизни и творчества голландского художника. Один из основоположников абстрактного искусства Мондриан в своем творчестве эволюционировал вместе с ХХ-м веком: от импрессионистских "пятен света" через острые углы кубизма он пришел к собственному стилю уже в самом конце жизни, продолжая творить вплоть до самой последней минуты.

В субботу в Третьяковской галерее на Крымском валу, в рамках кросс-культурного года Россия-Голландия, открывается выставка "Пит Мондриан. Путь к абстракции", в рамках которой будут представлены около 40 работ художника из коллекции Муниципального музея Гааги, где находится крупнейшее собрание его работ. Выставка, которая продлиться до 24 ноября, обещает стать одним из важнейших культурных событий этой осени и объектом пристального внимания горожан. Прежде чем занимать очередь в кассу, проект Weekend предлагает читателям проследить эволюцию творчества Мондриана на примере пяти его знаковых работ.

"Мельница в солнечном свете" (Mill in Sunlight). 1908

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Мельница в солнечном свете". 1908

Работу, которая сейчас находится в собрании Муниципального музея Гааги, можно считать одной из наиболее ярких иллюстраций раннего периода творчества Мондриана и его кратковременного увлечения импрессионизмом. В этой картине уже явно виден конфликт в творчестве художника, яркие пигменты, влияние фовизма и работ Ван Гога как бы противопоставляются традиционному голландскому мотиву, так часто встречавшегося в работах его предшественников и увлеченных классикой современников. Желто-голубой фон контрастирует с красно-синей мельницей, написанной нарочито грубыми мазками. Даже в этой работе проглядывает некая схематичность и геометричность композиции, к которой художник придет гораздо позже. Увидеть конкретно эту работу художника на выставке в Москве не удастся, но в Третьяковке будут представлены другие произведения этого периода.

Триптих "Эволюция" (Evolution). 1911

Пит Мондриан

Пит Мондриан. Триптих "Эволюция". 1911

С середины 1900-х годов Мондриан увлекся символизмом и теософскими течениями Рудольфа Штайнера и Елены Блаватской. Влияние этого увлечения заметно, например, в работе "Набожность" 1908 года, которую можно будет увидеть на выставке. Не увидят москвичи в этот раз, к сожалению, самое важное произведение этого периода - триптих "Эволюция". Знаковое произведение художника, в котором "теософский символизм соединяется с жесткостью линий". На картине показаны "три этапа познания", что отражает религиозные взгляды и моральные принципы Мондриана в тот период.

"Серое дерево" (The Grey Tree). 1912

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Серое дерево". 1912

В 1911 году Мондриан уехал в Париж, где прожил до июля 1914 года. Это период его увлечения кубизмом, работами Пабло Пикассо и Жоржа Брака. В этот период он отдает предпочтение графическим работам, оставляя цвету второстепенное значение в пику колористическому кубизму Фернана Леже и Робера Делоне. В этот период Мондриан постепенно отказывается от трехмерности изображения, оставляя лишь линии на плоскости холста. Одновременно художник не оставляет и свою давнюю серию вариаций мотива дерева, некоторые из этих работ можно также увидеть на выставке в Третьяковской галерее. В работе 1912 года "Серое дерево" уже видно как на место изогнутых линий приходят горизонтали и вертикали, пока еще прерываемые косыми линиями, от которых Мондриан откажется лишь в 1914. Этот мотив - взаимоотношений вертикального (мужского) и горизонтального (женского) - появился в его творчестве несколько раньше, но и в дальнейшем художник продолжал поиски идеальной гармонии между этими двумя началами в своих произведениях.

"Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным" (Composition with Red, Yellow, Blue and Black). 1921

предоставлено отделом по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи

Пит Мондриан. "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным". 1921

Наиболее узнаваемые работы художника - его поздние абстрактные произведения, названия которых отличаются в основном нумерацией. Его "геометрическая" живопись - неопластицизм, как назвал свою живописную систему сам автор - во многом перевернула представления современников и потомков об искусстве. Самая известная его работа в этом направлении -"Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным", написанная в 1921 году. Именно об этой работе вспоминают в первую очередь, когда говорят о "мондриановской манере", и ее можно будет увидеть на выставке в Москве. В 1960-х Ив Сен-Лоран вдохновившись стилем художника (и "Композицией" 1921 года в частности) создал целую серию лаконичных платьев с абстрактными геометрическими узорами, которые сейчас стали одним из узнаваемых символов модного дома.

"Победа буги-вуги" (Victory Boogie Woogie). 1942-1944

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Победа буги-вуги". 1942-1944

Эту картину Мондриан закончил в 1943 году, вскоре после своего переезда в Нью-Йорк (в 1938 году он бежал в Америку из охваченной фашизмом Европы). Искусствоведы называют эту работу кульминацией стиля художника и принципов неопластицизма. В отличие от ранних абстрактных произведений, квадраты здесь мельче и ярче, здесь нет ни одного черного пятна, а ячейки чистого цвета лишь оттеняют белое пространство холста. В этой работе нашли отражение шумные достопримечательности и звуки Нью-Йорка 1940-х. Главная отличительная особенность картины - ее ромбовидная форма, холст повернут на 45 градусов. Сейчас картина находится в коллекции музея Гугенхайма в Гааге. Это последнее произведение художника, над которым он работал перед тем, как попасть в больницу. Мондриан скончался от воспаления легких 1 февраля 1944 года и был похоронен в Бруклине.

Узнать подробнее о творчестве художника можно будет на лекции "Пит Мондриан: Пионер абстрактной живописи" , которую прочтет эксперт по живописи художника, руководитель музея современного искусства Парижа Бриджит Леаль.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Пит Мондриан, один из основателей голландского движения / De Stijl. Чистоту и легкость линий, абстракции образов и новую философию совмещения искусства и мира принес Мондриан в De Stijl и реализовывал в своей творческой практике. Он радикально упростил все элементы своих картин, чтобы отразить каким он видел духовный порядок, лежащий в основе видимого мира. Такое упрощение создало четкий, универсальный язык и эстетический образ его полотен. В наиболее известных его картинах из 1920-х годов, Мондриан упрощает формы до горизонтальных и вертикальных линий, образующих прямоугольники, а цветовую палитру до минимальных основ, сводя восприятие внешнего мира к чистой абстракции.

Использование асимметричного баланса и минимальное количество образов имело решающее значение в развитии современного искусства, а его знаковые абстрактные произведения оказывают влияние на дизайн и культуру и по сей день.

Основные идеи

— Теоретик и писатель Мондриан считал, что искусство отражает основную духовность природы. Для того чтобы выявить суть мистической энергии в балансе сил природы и окружающего мира он упростил сюжеты картин до самых простых, основных элементов.

— Мондриан решили сформировать свои представления о мире в основных элементах, представляющих две основные силы мира: вертикальные и горизонтальные линии, положительный и отрицательный, динамический и статический, мужской и женский. Динамическое равновесие в его композициях отражает мир с балансом вселенских сил.


-Своим творчеством и концептуальным подходом в отображении мира Мондриан изменяет представления об абстракции для всего современного искусства. Четко отслеживается влияние современных художественных направлений в его картинах: в логическом порядке развитие проходит через луминизм, импрессионизм, и, самое главное, кубизм.

-Мондриан и художники Де Стиль, выступают за всепоглощающую абстракцию с урезанной цветовой палитрой, чтобы выразить утопический идеал гармонии в соединении всех искусств. Мондриан считал, что его видение современного искусства преодолеет раскол в культуре и станет новым языком на основе простых цветов, плоских форм, и динамического напряжения в полотнах.

— Книга Мондриана о Нео-пластике стал одной из ключевых работ абстрактного искусства. В качестве нового метода представления современной реальности в книге подробно описаны способы создания художественных образов с помощью форм и цветов на поверхности холста.

Пит Мондриан.Наследие.

Изысканность абстракций Мондриана, а также утопические идеалы его работ оказали огромное влияние на развитие современного искусства. Его идеи были немедленно связаны со , особенно в эстетических и упрощенных линиях и красках, а также с идеалами Баухауз, в которых искусство находится в гармонии со всеми аспектами жизни. Позже, стиль Мондриана можно увидеть в работках минималистов конца 1960, выбравших упрощенные формы и урезанную палитру. Не только на современное искусство оказал влияние стиль Мондриана, наследие можно увидеть во всех аспектах современной и постмодернистской культуры, от цветовой схемы Ив Сен-Лорана / Yves Saint Laurent в платье «Мондриана/ «Mondrian» day-dress «, с использованием нео-пластического стиля.



до альбома The White Stripes — De Stijl, 2000,

а также отелей с названием «Mondrian» в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, и Майами.

Питер Корнелис Мондриан, «Композиция с красным, желтым и голубым»

Пит Мондриан является одним из крупнейших идеологов абстракционизма, создателем «чистой» геометрической живописи, которая воплотила в себе представление голландского живописца и мыслителя об объективном искусстве, освобожденном от субъективности и призванном передавать уникальную и совершенно гармоничную первооснову всего.

Начало творческой деятельности Мондриана связано с реалистичными пейзажами, тяготением к эмоциональности Ван Гога. Уже на ранних этапах творчества Мондриан стремился к простым композициям с использованием однотонной ясной цветовой гаммы. Постепенно он начинает уходить от традиционного подхода к схематизации объектов, все более и более переходя к геометрической абстракции.

Большое влияние на творческий взгляд Мондриана оказали годы, проведенные в Париже, где начало XX в. породило отвлеченную живопись. Чистые геометрические формы наиболее полно отражают видение художником сути вещей. Несколько работ, выполненных в стиле аналитического кубизма, вошли в его «парижскую серию». Весьма характерна в этом смысле серия работ, выполненных в 1910-1911 гг., в которых кистью художника дерево постепенно лишается своей видимой формы, превращаясь в структуру из нескольких геометрических элементов.

Годы Первой мировой войны, проведенные Мондрианом на родине, в Голландии, приводят его к совершенно иному направлению в живописи. Художник приходит к выводу, что в основе всех вещей лежит некая идеальная гармония, универсальный порядок, на котором основывается построение этого мира. Стремясь уйти от видимого, денатурализируя окружающее пространство на полотне, художник раскрывает эту идеальную гармонию. С точки зрения Мондриана, в идеальных геометрических формах сокрыта искомая суть, поэтому его живопись, как и работы его последователей, ограничивается использованием первичных геометрических элементов - прямой линии и прямого угла. Цветовая же гамма произведений заключена всего в четырех цветах - черном, красном, желтом и голубом.

Далее Мондриан начинает искать равновесие тех самых первичных элементов, обнаруживая симметрию путем рассчитанного сочетания цвета и фигур. Цветные многоугольники, скоординированные согласно ощущаемому мастером распорядку, составляют его «Композицию с красным, желтым и голубым». Многоугольники отделены друг от друга прямыми черными линиями, сама же «раскраска» имеет характер заливки на чертеже, отметая таким образом всякое присутствие личности художника в картине. Это подчеркивается отсутствием как такового названия полотна. Примечательно, что его работы отличались друг от друга лишь нумерацией.

Поиск пропорции и равновесия геометрических фигур в «первичных» цветах вскоре нашло и свое непосредственное практическое применение в архитектуре и быту, компановкой цветных плоскостей занималось в начале века прикладное искусство. Неопластицизм, или прямоугольная живопись, основы которой заложил и теоретически обосновал Мондриан, получила весьма широкое распространение. Так, в 1917 г. был создан журнал «Де Стейл», развивавшийся под руководством самого Мондриана и видных голландских архитекторов, которые проповедовали идеи нового направления в искусстве. Журнал издавался на протяжении 14 лет, за это время неопластицизм превратился в самостоятельное, широко известное и в целом принимаемое направление.

Собственно говоря, именно журнал был призван доносить до широкого круга интересующихся живописью идеи Мондриана. В целом его живопись - это не столько парадоксальное направление в искусстве, сколько целое мировоззрение. Упрощение и обезличивание, культивируемые Мондрианом, должны согласно принципу абсолютной гармонии, переустроить этот мир, уводя его иллюзорным путем от противоречий.

Сам Мондриан говорил, что чувственный мир только обрекает человечество на бесконечные страдания, в которых каждый человек заперт в силу преобладания субъективности и противоречивости своей натуры над чистым мышлением. Люди обречены страдать до тех пор, пока не смогут взглянуть по-иному на мир вокруг и внутри себя самих, отказавшись от внешней материальности. Цивилизация, по мнению Мондриана, помогает человеку абстрагироваться от «природной формы», увидеть истинное, сместить материальную оболочку на демократическую организацию общества. Новое же искусство призвано помочь людям перестроиться - научиться видеть высшие формы отношения с миром.

В 1926 г. Мондриан формулирует 5 основных наставлений художникам-неопластикам, на которые они и должны опираться в своей работе. Собственно говоря, это 5 заповедей религии Новой Жизни, проповедовавшейся на протяжении всей жизни Мондрианом. Отказ от чувственного, математическое замещение всякого рода эмоционального и субъективного должны были преобразовать несовершенный мир и избавить его от страданий.

В 1938 г. Мондриан приезжает в Лондон, однако двухгодичный труд (картины, собранные в его мастерской) был уничтожен во время одной из фашистских бомбежек. Переехав в Нью-Йорк, он начинает ощущать пульс совершенно иного ритма жизни. Буги-вуги, бродвей, джангл - все это находит свое отражение в абстрактной геометрии мастера.