Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема. Идеальные пропорции лица. Сейчас мы расскажем о таких странных творческих проектах, что тебе захочется полежать в уголочке, накрывшись пледом, обнимая “Черный квадрат” и жалуясь ему на упадок морали,

20. Урок живописи. Рисование портрета маслом.

На уроках живописи и рисунка в школе New Art Intention начинающих рисовать обучают «искать» силуэт фигуры и головы по отношению к фону, потому как - только точно и выразительно найденный силуэт придает портрету большую художественную выразительность.

Чтобы научиться рисовать портрет человека (карандашом или красками) - старайтесь понять неповторимое выражение лица и через это выражение, присущее только данному человеку, передайте его внутреннее, душевное состояние.

На предыдущем уроке живописи вы приобрели достаточный опыт в изображении головы, научились работать в цвете. Цель данного урока - научиться создавать портрет с максимальной художественной выразительностью.

Рисование этюдов. Практика рисования с натуры в сравнении.

На уроках рисования мы особо обращаем внимание начинающих художников на цвет тела человека. Этот цвет отличается от цвета всех других предметов видимого мира. Кровеносные сосуды сообщают цвету тела только ему присущий розоватый цвет, поэтому цвет лица у людей телесный, розоватый. Но глаз художника, опытный в восприятии тончайших оттенков цвета, без труда заметит, что, нет двух лиц, абсолютно одинаковых по цвету, одинаковых по характеру форм, по пропорциям и фактуре.

Поэтому, практикуя рисование портрета с натуры, старайтесь правильно выявлять телесный цвет. Художник в каждом отдельном случае должен непосредственно увидеть в натуре присущий ей цвет и уметь точно его передать. Чтобы легче заметить эту цветовую разницу и грамотно научиться рисовать нюансы цветопередачи, мы рекомендуем выполнить первое упражнение этого урока живописи, нарисовав три разных портрета головы разных людей на одном холсте. Вы можете задать вопрос: «Почему же надо рисовать разные портреты на одном холсте? Не лучше ли сделать это на трех отдельных холстах?» Рисование такого этюда рекомендуется для того, чтобы вы яснее почувствовали разницу цвета и характера портретных лиц при их сравнении.

Давайте практически это проверим. Вы написали (или нарисовали карандашом или пастелью) в один-два сеанса голову девушки в левом краю вашего холста. Черные волосы ее четко обрисовывают форму гладкого светлого, слегка желтоватого лба, ее алые сочные губы мягко лепят форму рта. Розоватость юношеских щек перекликается с алыми губами. Светлое желтовато-розовое лицо дает приятный зеленовато-лиловый полутон в тени.

На следующий портретный сеанс вы приглашаете средних лет мужчину, голова которого лишена волосяного покрова. В этом случае четко выявлено анатомическое строение черепа. Глубокие глазные впадины помогают передать объем и характер головы этого человека. Перед тем как его рисовать, вы сразу же отмечаете для себя, что для его изображения нужны совершенно другие краски, чем для этюда головы девушки.

Вы без труда делаете вывод, что этот человек, видимо, редко бывает на воздухе, так как цвет его лица бледно-желтовато-зеленый, напоминающий цвет пергамента. Теневые места головы тоже зеленоватые, но абсолютно не похожи на зеленоватость в этюде девушки — они коричнево-зеленые и их надо решать, может быть, умброй и волконскоитом. Вы сразу видите, что в этой голове нет тех приятно розовых тонов, которыми вы писали щеки и губы девушки, и готовя красочные смеси для передачи характера цвета, убеждаетесь, что их надо делать из совершенно других красок.

Третий этюд. Рисование портрета головы старика с окладистой бородой, с седыми волосами. Начиная его писать, вы сопоставляете эту голову с двумя ранее написанными этюдами и убеждаетесь, что она и по цвету и по фактуре совершенно не похожа на две предыдущие головы.

Таким образом, такой урок живописи, такое рисование с разных натур в сравнении убедит вас в том, что все человеческие лица различны и по характеру форм и пропорций, и по фактуре тела, и по цветовому строю. Это убеждение не позволит вам писать все головы одинаковым «телесным» цветом, а заставит вас каждый раз внимательно анализировать и изучать цвета тела человека, исходя из условий расположения и освещения. Такой метод рисования позволит вам натренировать глаз на восприятие тончайших цветовых колебаний и поможет вам понять, как правильно научиться рисовать на начальном этапе обучения, так и в дальнейшей самостоятельной творческой работе.

Рисуем портрет.

Постановка натуры должна отчетливо выявлять основные живописные особенности лица и головы в целом, освещенной светом спереди, когда образуются небольшие группы тени. Освещенная прямым светом голова требует более темного фона, хотя не обязательно черного, но подобранного по цвету так, чтобы фон был не только в тональном, но и в цветовом контрасте с натурой.

Этот урок живописи для начинающих выполняется на нескольких уроках, так как является достаточно сложным для учащихся. И начинающий художник иногда вынужден много раз рисовать заново.

Тому, кто хочет научиться рисовать и приобрести правильные навыки в живописи, вооружиться мастерством, необходимо выработать систему работы в рисовании портрета лица и головы. Мы рекомендуем урок живописи над портретом головы условно разбить для себя на три этапа, которые связаны между собой и органично переходят один в другой, развивая и дополняя друг друга.

Первый этап портретного урока живописи — подготовительный рисунок головы под живопись и выполнение цветного подмалевка (рис.1);

второй этап урока живописи — изучение деталей портрета, характеристика их форм и цветовых особенностей (рис.2);

третий этап урока живописи — обобщение и синтез изученного, приведение портрета к живописному единству и художественной выразительности (рис.3).

Эти этапы урока рисования портрета дадут возможность художнику более сознательно вести свою работу от начала до конца рисунка и помогут ему избавиться от множества ненужных, а подчас и вредных бесконечных переделок. Это обычно приводит к тому, что потрет становится перегруженным краской, которую нельзя класть бессистемно, иначе она начинает тускнеть, чернеть.

Когда постановка натуры сделана, художник приступает к первому этапу этого урока живописи. При этом нужно всегда помнить, что, не нарисовав модель, не следует начинать писать красками. Это положение кажется ясным, и многие могут заявить, что о нем можно было бы и не упоминать. Но практика обучения живописи в нашей школе показывает, что учащиеся не всегда придерживаются этого правила. Начинающим живописцам порой не хочется тратить времени на подготовительный рисунок. Иногда это приводит к печальному результату — вначале портрет получается свежим по цвету, и отдельные места интересно и живописно решаются, но затем в форме вдруг обнаруживается много значительных ошибок.

На последующих сеансах (по сухому) начинаешь исправлять, вести работу по частям, и она незаметно теряет то очарование и свежесть, которые были вначале, превращается в замученный по живописи и разбитый по форме этюд. Становится скучно работать, модель кажется неинтересной, появляется сомнение в своих способностях — хочется бросить портрет и не браться больше за кисти.

Чтобы двигаться верным путем без подобных переживаний, сначала сделайте основательно построенный и проработанный рисунок. Рисунок под живопись выполняйте углем или мягким карандашом. Не обязательно моделировку делать в полную силу тона. Можно сделать довольно светлый по тону рисунок, но желательно с характеристикой основных тональных градаций портрета. Затем рисунок можно зафиксировать лаком или смочить водой из пульверизатора, если грунт холста клеевой или эмульсионный, или слегка смахнуть уголь, оставив рисунок в очень легком светлом тоне.

Затем, прежде чем начать писать, художник должен мысленно проанализировать модель в зависимости от задач и решить, какие смеси он должен взять для этюда портрета, какие красочные сочетания он обнаружил в модели, увидеть в натуре теплые и холодные тона.

После того как начинающий портретист «вжился» в натуру, мысленно понял ее колористический строй, как бы видя ее написанной, он приступает к подмалевку.

Подмалевок (рис.1) - это легкая прописка цветом всего холста. Подмалевок иногда делается без белил, как акварелью, иногда вводится и небольшое количество белил.

Подмалевок для живописи головы делается так же, как для натюрморта и других упражнений. Об этом вы уже получили представление из предшествующих уроков.

По легкому подмалевку художнику впоследствии легче определить правильный тон и цвет, тогда как по чистому холсту это сделать труднее. Когда сделан подмалевок и пролеплена форма головы, можно переходить к решению основных масс в полную силу натуры. Начинать писать в полную силу лучше с того куска, который наиболее ясен автору. Предположим, художник почувствовал силу тона и цвет лба вместе с волосами и по подмалевку начал брать цвет в упор. Начав писать лоб во всю силу, он берет и волосы, и фон, приводя все это в гармонию. Затем в ту же силу будет брать и остальные части головы, все время, сравнивая между собой цветовые отношения. Таким образом, после подмалевка автор переходит к лепке головы как бы по частям, решая эти части в упор, сравнивая их друг с другом.

Но не всегда удается художнику, рисуя по частям, воспринимать всю постановку в целом, глаз его так и норовит задержаться на том участке натуры, который изображается, и никак не хочет увидеть окружающие участки. Это — извечная борьба за целостное видение натуры. Начинающий рисовать должен собрать необходимые усилия воли к постоянному вниманию и выработке такого принципа работы, который позволял бы ему, когда он пишет щеку, сравнивать не только освещенную часть щеки с теневой частью, но сравнивать щеку и со лбом, и с шеей, и с фоном, и с волосами. Так, всегда при рисовании любой детали сравнивайте как можно больше и чаще, ибо весь процесс живописи состоит в сравнении.

Сравнивать необходимо не только с точки зрения формы, пропорций и характера, а и с точки зрения цветовых отношений.

Для решения задачи живописи головы необходим опыт, нужно чувствовать, как форма головы строится цветовыми отношениями. Поэтому при проработке формы деталей каждым мазком кисти выявляйте определенную часть формы и обязательно отличайте по цвету один мазок от других.

Проработав форму в течение нескольких сеансов, вы увидите, что достаточно приблизились к натуре. Голова на портрете стала похожа на модель. Глаза смотрят и выражают характер взгляда модели. Нос начинает определяться, объем головы построен правильно, даже, может быть, передана небритость щек человека, то есть все детали изображены любовно и внимательно. Но, увы, вы тут же обнаруживаете, что на расстоянии 5 — 6 метров ваш портрет стал каким-то вялым, невыразительным. Краски недостаточно звучны, работа потеряла красочное обаяние. Тут же вы обнаруживаете, что, несмотря на выписанность деталей, голова не очень-то объемна и трехмерна, кроме того, лицо как-то скошено, глаза не четко построены, одна скула по отношению к другой съехала вниз, губы тоже куда-то поехали в сторону. Расстроившись, вы начинаете робко маленькой кисточкой исправлять погрешности, гоняетесь за исправлением деталей, но портрет от этого не становится лучше.

Вам становится неприятно над ним работать. У вас появилось утомление.

Все это произошло оттого, что в течение достаточно продолжительного урока живописи, в процессе работы над деталями вы перестали смотреть цельно, погоня за передачей деталей отвлекла вас от целостного восприятия.

Последний этап урока живописи. Цель этого этапа заключается в том, чтобы раздробленную деталями голову привести снова к обобщению, снова укрепить конструкцию портрета головы, привести к синтезу тот анализ форм, который был проделан раньше. Чтобы добиться обобщения и цельного живописного решения, художнику приходится пережить большое внутреннее напряжение.

В этот момент нужно напрячь всю волю ради того, чтобы отказаться порой от многих найденных деталей ради цельного и наиболее художественного решения. Такие мучительные моменты приходилось переживать многим великим портретистам прошлого.

Из воспоминаний о В. А. Серове нам известно, как великий художник, умевший работать над портретом по шестьдесят и более сеансов, основательно изучив модель и добившись немалых находок, потом безжалостно соскабливал мастихином все написанное и, собрав свою волю и силы, свободно в 2 — 3 сеанса заканчивал работу над портретом. В эти последние сеансы он переводил портрет в новое, высшее качество, делая его цельным, обобщенным, высокохудожественным произведением.

На наших уроках мы обращаем внимание начинающих художников на характер и состояние натуры.

Если портретное изображение человека включает и руки, то необходимо уделить им большое внимание, ибо руки порой расскажут вам о человеке даже больше, чем лицо. Жесты и движения рук должны быть жизненными, характерными именно для этого человека в том состоянии, в каком он находится в данный момент.

В процессе рисования портрета максимум внимания уделяйте глазам портретируемого, пытайтесь через выражение глаз глубже проникнуть в душу человека. Ведь недаром говорится, что глаза - это зеркало души. Поэтому чтобы научиться передавать душевный мир человека в портретной живописи, внимательно относитесь к характеру глаз, к их выражению и не стесняйтесь рисовать глаза во всю силу вашей кисти. Это не значит, что надо глаза рисовать скрупулезно, подробно со всеми прожилками и бликами в зрачке. Но пишите внимательно и точно, так, чтобы глаза смотрели, и через этот взгляд передавалось душевное состояние человека.

Творческая личность - это человек неадекватный и воспринимающий мир не так, как все. Эти люди всегда были и будут и свой бунтарский нрав они реализуют в своем видении мира.
Топ о 10 необычных художниках, которые используют странный подход к созданию своих картин.


1. Австралиец Тим Патч,

«Художников есть много чудных, но лишь один рисует писькой» вот так о себе отзывается Тим Патчер, как вы понимаете тут речь идет о занятном способе нанесения красок на свои картины.
хотя и странным способом создаются его картины, но популярность он свою уже снискал, и люди о его картинах отзываются весьма недурно.

2.Милли Браун (Millie Brown) – художница, которая рисует картины своей блевотой!

Нет такого человека, который хоть раз в жизни не блевал. Всем вам иногда становится плохо, аж порыгать охота. Но насильно это делать над собой конечно мало кто будет.
Хотя есть исключения: художница Милли Браун готова чуть ли не каждый день извергать из своего рта разноцветные жидкости. Конечно, не просто так, а из любви к искусству!
Хотя что тут удивительного, она таким странным образом она рисует свои картины. Перед тем, как начать работу над новым своим произведением, она заготавливает стаканы с жидкостями разных цветов. Эти субстанции она впоследствии и будет использовать в качестве красок во время своего тошно - творчества.

3.Hong Yi девушка рисующая мячом.

Молодая художница из Шанхая по имени И Хун нарисовала с помощью баскетбольного мяча портрет известного китайского баскетболиста Яо Мина, завершившего свою профессиональную карьеру.
По её мнению, баскетбольный мяч более подходящий инструмент, чем кисть для этой работы, правда и на создание картины ей потребовалось всего два часа.

4.Виниций Кесада уличный художник из Бразилии рисующий кровью.

Искусство у него в крови, похоже это сказана про Виницу Кесада, ведь своих картинах вместо красок он использует свою кровь.
Хотя поклонники его таланта и предлагают для его работ свою кровь, тот вежливо отказывается. Мол их кровь может пойти и на доброе дело, помочь другим людям.

5. Рисующие под водой.

В запасе у художника, в среднем, около 40-60 минут на все про все. Для живописи маслом это очень мало – просто рекордные сроки.
Но это не останавливает подводных художников создавать ссвои картины.

6. Американка с большой грудью пишет ею картины.

Кира Айн Варседь пишет свои картины грудью. Благо, кисточки у нее подходящего размера . Вы спросите, как она это делает? А я вам отвечу: художница наносит краски на свой бюст и затем пишет им картины.
По заверениям Киры, она пишет пейзажи далеких неведомых планет.

7. Живопись нанесенная с помощью своего языка.

Индийский художник Ани создает свои картины с помощью языка. Сам он перепробовал много способов нанесение красок на полотна, но это уже кто-то делал до него.
А языком ещё нет, он первый.

8. Художник создал панно из 200 тысяч мертвых муравьев.

Художник из Калифорнии Крис Трумэн (Chris Trueman) создал панно из 200 тысяч мертвых муравьев.
Автор произведения отмечает, что на создание панно у него ушло несколько лет. В какой-то момент он даже ощутил приступ жалости к насекомым и примерно на год прервал работу. Правда, потом он осознал, что жизнь уже убитым муравьям не вернуть, и завершил произведение.

9. Художник, который использует свои глаза.

Чен обладает удивительной способностью удерживать между веком и роговицей кисти для рисования и выводить ими на листах каллиграфические символы.
Невероятный талант Чен открыл в себе еще в 16-летнем возрасте, когда работал на стройке, где ему в глаза попал песок. Тогда молодой человек заметил, что инородные тела на роговице не доставляют ему особо неприятных или болезненных ощущений.

10. Художник рисующий человеческим пеплом.

В качестве основы для своих красок Вал Томпсон использует человеческий пепел после кремации. Эту идею ей подсказал её родной брат, объяснив ей, что она первая будет в таком виде жанра.

Друзья, мне часто задают один и тот же вопрос. Про то, как рисовать по воображению, то есть «из головы». Чтобы не повторяться в отдельных письмах, в этот раз я отвечу на сайте. Надеюсь, мой ответ будет полезен для художников, которых тревожит та же проблема.

А начну с последнего письма на эту тему.

Здравствуйте!

Прошлой осенью я уже писал Вам в виде «крика души», на который Вы на мое удивление даже ответили 🙂 Спасибо за это!

Хочу сказать, что большинство основных проблем в моем творчестве я преодолел, но возникла очередная, которая раздражает очень и очень сильно: я не могу (почти) рисовать «из головы». То есть если поставить передо мной гипс, или хозяйскую утварь с фруктами, или даже пейзаж, то сформировать более менее адекватное изображение у меня выходит.

Но вот если я сажусь и хочу нарисовать то, что у меня в голове — … тут начинает ад. Как будто я держу кисть или карандаш в руках первый раз. То есть что сложного — представить в своей голове дерево на фоне реки и нарисовать его акварелью даже в одном цвете. Если бы я видел перед собой этот сюжет то написание наброска у меня заняло пара минут и несколько движенью кистью (в идеале), но представляя в голове, выходит как будто мне 4 года, и родители подарили мне краски с кистями на новый год, лишь бы я перестал бегать по коридорам.

Иногда, разумеется получается, но все равно гораздо ниже уровнем нежели если бы я рисовал с натуры…

Как я понимаю тут дело уже не в умении и не в технике рисования, а именно в «таланте» или «мозге»… Можно конечно продолжать рисовать с натуры, но порой хочется нарисовать что-то иное, что в душе, но не выходит…

На мой взгляд, описанная ситуация не только типична, но и НОРМАЛЬНА.

«Из головы» замечательно писать абстрактные картины, тут пространство для воображения безгранично. Ну в крайнем случае, нечто фантастическое. Какого-нибудь не известного науке Чебурашку или портрет лунатика.

Но если хочется изобразить что-то, что может существовать в реальном мире, да еще и сделать это достаточно правдоподобно, то зачем мучить голову, пытаясь достать из нее то, чего там нет?!

Да, именно так.

Не верите? В порядке эксперимента… Представьте себе какой-нибудь овощ или фрукт, который найдется у вас в холодильнике. Нарисуйте его «из головы», так подробно, как можете себе представить. А потом достаньте из холодильника настоящий и нарисуйте его с натуры. Какой из этих рисунков выглядит более правдивым?

Понимаете, каждый предмет в природе уникален, он существует только в одном экземпляре.

В голове у нас хранится некий обобщенный образ, набор характеристик. Морковка выглядит как вытянутый конус оранжевого цвета. А она может быть такой:

Окружающий мир намного разнообразнее того, что мы можем себе вообразить…

Помимо биологической вариативности есть ведь еще и другие переменные. Тени и рефлексы, которые носят случайный характер. Цвет, в зависимости от общего освещения. Руанский собор в полдень и Руанский собор в серую погоду — два разных по цвету собора.

Художники всегда относились к натуре с большим уважением. И в том, чтобы писать с натуры или писать то, что в душе, нет на самом деле никакого противоречия. Можно писать то, что в душе с натуры — стоит лишь найти подходящую натуру.

Возьмем для примера «Явление Христа народу» А. Иванова.

Понятно, что идея картины взята «из головы», и автор не писал эту сцену с натуры. И замысел здесь действительно монументален. Вот как видел художник свою задачу: «Нужно представить в моей картине лица разных сословий, всяких скорбных и безутешных, проглядывающее горестное чувство, желание свободы и независимости».

Но лица эти не выдуманные, как и детали пейзажа. Известно, что Иванов выполнил для этой картины около 400 предварительных этюдов и эскизов. Работа над полотном продолжалась 20 лет.

И этюды писались с реальных людей. Например, прототипом одного из персонажей был Гоголь.

Часть этих этюдов можно видеть в собрании Русского музея .

Любая реализация любого замысла предполагает сбор материала, и пропускать эту стадию не желательно. В вашей копилке могут быть наброски, эскизы, какие-то подходящие фотографии по теме. И тогда реализованная идея будет весомой и правдоподобной.

Но еще хочу сделать небольшую ремарку. Рисование «по воображению» отличается от рисования «по памяти». Со стороны разница не заметна, художник рисует что-то не глядя на натуру. Однако, по памяти можно нарисовать что-то действительно более-менее убедительное.

Конечно, в этом случае необходим достаточно большой опыт. Если вы нарисовали тысячу портретов с натуры, вы сможете нарисовать лицо, которое вполне может принадлежать реальному человеку. Ваша память будет подсказывать вам какие-то отдельные черты и нюансы лиц, уже вами нарисованных.

Чтобы рисовать по памяти недостаточно просто представлять себе знакомый объект. Его необходимо тщательно изучить, с карандашом в руке, делая наброски и подробные рисунки.

Я время от времени для разминки рисую свой автопортрет. В результате я могу не глядя в зеркало нарисовать лицо, похожее на мое… А вот лица родных или друзей я по памяти нарисовать не смогу, особенно тех, кого никогда не рисовала раньше.

По воспоминаниям современников, многие известные художники обладали уникальной цепкой памятью. Думаю, это не врожденный талант, а результат тренировки, каждый из этих художников имел большой опыт рисования с натуры.

Поэтому, если есть желание рисовать «из головы» — обязательно нарабатывайте опыт в рисунках с натуры, делайте наброски — чем больше, тем лучше. И вскоре эта проблема перестанет быть для вас проблемой)

«Для меня вполне очевидно, что привычка точно рисовать, что мы видим, дает соответствующую способность точно рисовать то, что мы задумываем»…
Джошуа Рейнольдс

Полезная статья? Поделитесь с друзьями:

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

г) Уточняем детали.

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.