Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев. Интересное про вальс Вальс в русской культуре

Продолжаем вливания небольших доз фактов в широкий кругозор наших читателей. Сегодня речь пойдет о танцах.

(Всего 10 фото)

1. Говорят, что если вы никогда не танцевали бачату, то вы вообще не танцевали. Главная цель в этом танце - наитеснейший контакт партнеров. Поворотов в танце мало, зато часто используются боковые проходы и «перекидывание» дамы из стороны в сторону. Говорят, что это нужно хоть один раз увидеть, а лучше – попробовать.

2. Сальса – это практически сплошная импровизация партнера. От партнерши требуется только послушно следовать за своим мужчиной и получать удовольствие. По легенде, сальсу Касино начали танцевать после кубинской революции в закрытых властями игорных заведениях.

3. Хип-хоп возник в Южном Бронксе, в Нью-Йорке в 1980-х годах. К музыкальному направлению хип-хопа относятся рэп, фанк и битбокс, к изобразительному – граффити, а к танцевальному - брейк данс, крамп, C-Walk и waving.

4. Танго получило распространение от африканских сообществ в Буэнос-Айресе. Слово «танго» возводят к языку нигерийского народа ибибио, где оно значило танец под звук барабана. Первоначально танго танцевали только мужчины, добивающиеся внимания женщин.

5. Реггетон возник в Панаме и Пуэрто-Рико. Для его исполнения нужна хорошая физическая форма. Кое-кому реггетон напоминает брачные ухаживания некоторых видов животных.

6. Танец ча-ча-ча, обучение которому было популярно во многих советских школах, называют «танцем кокеток», поскольку он характеризуется, прежде всего, выразительными движениями бедер.

7. Основное движение танца меренге напоминает хромающую походку. Главная изюминка танца – присутствие легких эротичных движений. Научиться танцевать меренге можно прямо на танцполе.

8. Танец живота был привнесен на ближний восток из Индии цыганами гавази приблизительно в Х веке. Сейчас существует более 50 стилей восточного танца.

9. Для того, чтобы попасть на знаменитый венский рождественский бал или бал благородного собрания, обязательно уметь танцевать вальс. Знания подтверждаются на специальных репетициях.

10. Barn dancing – танцы в амбаре – никогда не выходили из моды в США. Получить наглядное представление о том, что такое Barn dancing, можно хотя бы по клипу группы Rednex Cotton Eye Joe.

Вальс - один из самых романтичных и любимых танцев, объединяющий поколения и погружающих нас в состояние некоторой эйфории. Жанр вальса так любят многие композиторы-песенники, написавшие свои нетленные шедевры, которые не теряют своей популярности уже много лет - «Майский вальс», «Вальс Победы», «Домбайский вальс» и многие другие.

История возникновения танца

Вальс нельзя отнести к старинным танцам. По сравнению с аллемандой или курантой, вальс юн. Его возраст исчисляется менее чем двумя веками. Но вот точного происхождения данного танца точно не знает никто.

По одной версии прародителем вальса стал немецкий стремительный вальцер. А другая версия гласит, что вальс произошел от лендлера - трехдольного танца немецких и австрийских крестьян, который танцевали парами и обязательно по кругу. Довольно простой танец, лишенный сложных элементов. Однако в нем есть все признаки будущего вальса - касание партнером талии дамы, движение по кругу, вставание партнера на колено, как обязательного элемента современного вальса.

Танец со временем многократно видоизменялся, приобретая очертания знакомого нам вальса, и дошел до аристократии. Вальс проник на светские балы и приемы, правда, претерпев множество негативных откликов. Так, в 1816 году вальс включили в бальные танцы при дворе. После чего танец подвергся сильной критике со стороны религиозных лидеров и духовников. Они считали его «развратным», «постыдным», лишенным целомудрия, нарушающего нормы морали и нравственности, ибо такое поведение в танце могли демонстрировать только куртизанки. На танец навесили ярлык «греховного», «вульгарного» и «непристойного», и решили, что он не достоин приличного общества. Такое отношение к вальсу наблюдалось по всей Европе. Особенно в чопорной Англии, где нравы были еще более строгие.

Но полностью вальс не удалось задушить. Буржуазия с восторгом приняла немецкий танец. Он распространялся среди горожан в светских танцевальных салонах, хотя это и вызывало негодование среди моралистов, которые сравнивали любовь к вальсу как к пагубной привычке.

Может вальс так и остался бы гонимым танцем, если бы не творчество Штрауса, Ланнера и других композиторов эпохи романтизма. Пик их популярности пришелся на 30е годы 19 века. Облагороженная музыка дала толчок для развития вальсовой хореографии, приобретая грациозность, легкость и красоту. К концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности поспособствовала королева Виктория, страстная любительница бальных танцев, в особенности вальса.

Виды

Вальс - танец романтичный, нежный и очень разнообразный. Испытания и видоизменения, которые вальс пережил за время своего существования, помогли появиться на свет самым разным видам это чудного танца. На сегодняшний день существует огромное количество разновидностей вальса, но к самым распространенным можно отнести:

Венский вальс

Танец быстрый, стремительный, изящный, легкий.

Медленный в альс (вальс-бостон или английский вальс)

Элегантный, сдержанный, требующий высокой дисциплины и хорошей техники. Характерна смена темпа, наличие выдержанных пауз и фермат.

Танго-вальс

Комбинированный жанр, сочетающий в себе элементы танго и вальса. Его еще называют Аргентинским вальсом.

Фигурный вальс

Вальс, вошедший в спортивную программу бальных танцев еще в СССР в 60х года 20 века. Характерен выполнением строгих фигур (элементов).

Особенности вальса

Вальс как инструментальный жанр весьма популярен у композиторов классиков. Кроме вышеупомянутых Штрауса и Ланнера, к жанру вальс часто обращались Шопен, Чайковский, Прокофьев, Глинка. И во многом благодаря им, вальс так популярен и любим.

Современный вальс многогранен и полон разновидностей - медленные и степенные, быстрые и стремительные. Но всех их объединяет одно - трехдольный размер с акцентом на сильную долю. «Раз, два, три» - вот пульсация вальса, его ритмическая структура. Вальс всегда кружится. Ведь даже само слово «вальс» произошло от немецкого «walzen», означающее «вращаться» или «кружится». Поэтом музыку вальса всегда можно отличить ощущением легкого кружения, быстрого или медленного.

А вот исполняется вальс преимущественно в закрытой позиции, а самой популярной фигурой в вальсе считается полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Вальс – от старо-немецкого слова «walzen» - кружиться, вертеться, скользить в танце. Вальс – бальный танец музыкального размера 3/4 с особым упором на первый такт и основной фигурой «шаг-шаг-закрытая позиция». Вальс – это движение или скольжение в живой и выдающейся манере исполнения (достигается легко и исполняется с успехом).

Вальс зародился в окрестностях Вены и альпийской области Австрии. Вальс танцевали на балах при Габсбургском дворе ещё в начале XVII столетия. Гораздо ранее этого времени «кружащиеся танцы» исполняли австрийские и баварские крестьяне. Множество легко узнаваемых вальсовых мотивов можно проследить в простых крестьянских напевах.

В середине восемнадцатого столетия немецкая разновидность вальса была очень популярна во Франции. Первоначально этот танец танцевали как одну из фигур контрданса (кадрили) с переплетенными руками на уровне плеч, но вскоре вальс стал самостоятельным танцем, и была введена «закрытая позиция». К концу XVIII столетия этот старо-австрийский крестьянский танец был принят высшим обществом с музыкальным размером 3/4 (три четверти).

Несмотря на популярность вальса в противниках недостатка не было. Учителя танцев видели в вальсе угрозу их профессии. Основные шаги в вальсе можно было выучить в относительно короткое время, тогда как менуэт и другие придворные танцы требовали значительной практики не только в изучении множества сложных фигур, но и в совершенствовании соответствующих позиций и манер поведения во время танца.

Вальс критиковался также и по моральным убеждениям: возражали против слишком тесной и близкой позиции в танце, а также быстрых кружащихся движений. Религиозные лидеры почти единодушно считали этот танец вульгарным и греховным. Европейские придворные круги упорно противились вальсу. В Англии (стране строгой морали) вальс был принят ещё позже.

В июле 1816 года вальс был включен в программу бала, который давал в Лондоне принц- регент. Через несколько дней в газете The Times передовая статья гневно сообщала: «Мы с болью наблюдали за тем, как неприличный иностранный танец, называемый «Вальс», был представлен (мы надеемся, в первый и последний раз) при Английском дворе в пятницу..., совершенно достаточно бросить взгляд на чувственно переплетенные конечности и тесно прижатые друг к другу тела в танце, чтобы увидеть, насколько далеко мы ушли от скромной сдержанности, которая до сих пор считалась отличительной чертой английских женщин. Пока этот непристойный танец ограничивался кругом проституток и прелюбодеек, мы не думали, что он заслуживает нашего внимания, но теперь, когда вальс пытается проникнуть в респектабельные классы нашего общества посредством гражданского примера, подаваемого нам нашими правителями, мы чувствуем себя обязанными предупредить каждого родителя против показа этого танца их дочерям, ибо вальс неизбежно окажет на них пагубное влияние.» (Источник: The Times, Лондон, 16 июля 1816г.)

Даже позже, в 1866 году, статья в английском журнале Belgravia сообщала: «Тот, кто ночи напролет, наблюдает без особого беспокойства, как его сестра или жена, схваченная незнакомым мужчиной и подчиненная страстным объятиям, кружится в танце по небольшой комнате – единственным очевидным извинением такого неприличного обращения может быть только то, что все это происходит под звуки музыки – едва ли сможет понять тот ужас, с каким было встречено представление этого безнравственного танца.»

Сильное неодобрение звучало со стороны старшего поколения, но изредка упоминался тот факт, что правящая королева (королева Виктория), являвшаяся прекрасной и искусной танцовщицей бальных танцев, испытывала особую страсть к вальсу.

Но история, как правило, повторяется вновь и вновь, и сопротивление только послужило возрастанию популярности вальса. Буржуазия с восторгом переняла этот танец сразу же после французской революции. Только в Париже существовало около семисот бальных залов! Немецкий путешественник в Париже в 1804 году сообщал: «Эта любовь к вальсу и полное усвоение немецкого танца совершенно новое явление, ставшее одной из вульгарных послевоенных привычек, таких, как курение.»

Как сообщают, впервые вальс был представлен в Соединенных Штатах в Бостоне в 1834 году. Лоренцо Папанти, бостонский учитель танцев, организовал показ в особняке миссис Отис – Beacon Hill. Общественные лидеры были ошеломлены тем, что они назвали «неблагопристойный, нарушающий всякие приличия показ.» К середине XIX века вальс прочно укоренился в обществе Соединенных Штатов.

Музыка играет важную роль в танце, и каждый танец зависит от наличия соответствующей музыки. Приблизительно в 1830 году вальсу оказали огромную поддержку два великих австрийских композитора – Франц Ланнер и Иоганн Штраусс. Эти два композитора были широко известны и популярны в XIX веке; они установили стандарт для Венского вальса (очень быстрая вариация вальса). К 1900 году стандартная танцевальная схема для вальса была 3/4 и 1/4 для всех других комбинированных танцев.

К концу XIX столетия окончательно сформировались две разновидности вальса. Первая – Вальс-Бостон, медленный вальс с длинными скользящими шагами. Хотя данный стиль исчез после Первой Мировой Войны, он стимулировал развитие Английского или Международного стиля, который существует и сегодня. Вторая разновидность – вальс с задержкой шага, который включает в себя один шаг в три такта музыкального размера. Шаги с задержкой до сих пор широко используются в вальсе.

К счастью, сильное сопротивление постепенно исчезло, и вальс пережил захватывающий и разносторонний успех. На сегодняшний день существуют две наиболее распространенные формы, обе отражающие основные характеристики танца. Они известны как Современный вальс и Венский (Быстрый) вальс.

Публикации раздела Музыка

Вальс в русской культуре

«Я помню вальса звук прелестный» - при этих словах в сознании русского человека, независимо от его возраста, а также образовательного и культурного уровня, возникает некий обобщенный образ, который можно условно назвать «русским вальсом». Причем этот самый «русский вальс» - вовсе не венский вальс в стиле отца и сына Штраусов, не парижский - с неизменным аккордеоном и надтреснутым баритончиком французских шансонье, и не изысканный вальс Шопена. «Русский вальс» - совсем другое явление, во многом даже более литературное, чем музыкальное.

Романс «Я помню вальса звук прелестный» в исполнении Елены Образцовой

Благовоспитанная непристойность

Умение танцевать вальс сегодня кажется признаком аристократизма, а ведь еще каких-то два века назад этот танец считался совершенно неприличным. В России вальс находился под строгим запретом, что закрепил приказ Павла I военному губернатору Санкт-Петербурга Алексею Аракчееву 1 декабря 1797 года. Вместе с вальсом император запрещал и другие «неприличные явления»: ношение бакенбард, фраков и «сапог, ботинками именуемых». В чопорной Британии до середины XIX века танец, в котором партнеры приближались друг к другу очень близко, осуждали и официальная пресса, и священнослужители. Так что даже правившая в то время королева Виктория не афишировала, что на самом деле любила вальсировать. В 1834 году вальс впервые публично станцевали в США, в Бостоне, и возмущенные общественные деятели назвали танец «неблагопристойным и нарушающим всякие приличия» .

Вальс упоминался во многих литературных произведениях XIX века: в «Евгении Онегине» Александра Пушкина , в «Маскараде» Михаила Лермонтова . В «Войне и мире» Льва Толстого «отчетливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса» звучали во время первого бала Наташи Ростовой - в присутствии государя императора! К 1869 году, когда Толстой закончил роман, аристократы уже немного привыкли к вальсу и стали относиться к нему более терпимо. Большой вклад в популяризацию этого танца внес Иоганн Штраус - младший, который пять сезонов - с 1856 по 1861 год - дирижировал по Высочайшему приглашению концертами и балами в вокзале города Павловска под Санкт-Петербургом и часто давал именно вальсы. Интересно, что блестящие и беззаботные вальсы Штрауса, несмотря на то, что многие из них были написаны в России, по духу не имеют никакого отношения к истинно русским вальсам.

Иоганн Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае»

Первые русские вальсы

История русского вальса началась с Александра Грибоедова - блестящего дипломата и автора классической комедии «Горе от ума» . Писал Грибоедов и музыку, и одним из его самых знаменитых произведений стал как раз Вальс №2 ми минор, сочиненный писателем в 1824 году, - незамысловатый, однако душевный и проникновенный.

Александр Грибоедов. Вальс №2 ми минор

Первым «настоящим» русским вальсом был Вальс-фантазия Михаила Глинки (фортепианная версия 1839 года). Именно он стал образцом для большинства отечественных «литературных» вальсов.

Михаил Глинка. Вальс-фантазия (оркестровая версия)

Удивительно похожи на Вальс-фантазию своим ностальгическим характером и минорным настроением и вальс Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», и вальс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к пушкинской повести «Метель» , и вальс Сергея Прокофьева из оперы «Война и мир» - и многие другие вальсы из экранизаций и постановок русской классики.

Сергей Прокофьев. Пушкинский вальс №2

Особняком стоит в этом ряду разве что Вальс Петра Чайковского из оперы «Евгений Онегин» - роскошный, радостный, блестящий. Но для Чайковского вальс был куда большим, чем просто танцевальной формой, - одним из любимых жанров, в котором композитор чаще всего выражал сокровенные чувства.

Петр Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»

Воспоминания о вальсе

Способствуют ностальгически-литературному отношению к вальсу и широко издаваемые в советское время так называемые «старинные русские вальсы» - на самом деле написанные в основном на рубеже XIX–XX веков. К ним можно отнести «Амурские волны» (1903) обрусевшего немца Макса Кюсса, «Над волнами» (1884) мексиканца Хувентина Розаса, знаменитый «Осенний сон» (1908) англичанина Арчибальда Джойса, ставший впоследствии «персонажем» известной песни Матвея Блантера «В лесу прифронтовом» (1943), и многие другие.

Макс Кюсс. Вальс «Амурские волны»

Матвей Блантер. «В лесу прифронтовом»

В первые десятилетия советской власти, 1920–30-е годы, вальс занял прочные позиции на «идеологически верной» танцплощадке как «наш ответ» американскому джазу, в тот период активно завоевывавшему мир. Причем для многих советских людей (в том числе и для профессиональных музыкантов) само слово «джаз» означало вообще всю музыку, которая игралась на танцах, поэтому вальс неизменно входил в репертуар эстрадно-джазовых оркестров. Интересно, что композиторы, сочинявшие музыку для этих оркестров, из всех разновидностей вальса взяли за основу именно минорно-лирический, русский вариант, совсем в духе тех самых «старинных вальсов».

Дмитрий Шостакович. Вальс из Джазовой сюиты №2

Вальс уже более века является частью культуры русского офицерства, умению танцевать вальс до сих пор учат в Суворовском и Нахимовском училищах. А во время Великой Отечественной войны вальс, наряду с танго, стал одним из знаковых танцев кратких периодов затишья между боями. Популярность обрели новые вальсы, исполнявшиеся со словами, как песни, но написанные в том же слегка печальном, ностальгическом ключе, - «Синий платочек» (1940) Ежи Петерсбурского, «Огонек» (1943) Матвея Блантера и другие.

Ежи Петерсбурский. «Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко

Вальс жив

Несколько иное сейчас отношение к вальсу у тех, кто всерьез занимается бальными танцами, для кого вальс - хобби или даже часть профессии. Ведь этот танец, несмотря на ностальгический флер, входит в современную программу спортивных соревнований по танцам. Литературная и общекультурная составляющая для спортивных танцоров, как правило, не столь важна, как количество тактов или темп и жанр исполняемого вальса - медленный, происходящий от старинного вальса-бостона, и быстрый, называемый еще венским.

Массовые соревнования по танцам. Венский вальс

Учителя танцев начала XIX века были в свое время весьма недовольны появлением и быстрым распространением вальса, так как, в отличие от множества разнообразных и довольно замысловатых танцев, бытовавших в ту эпоху, освоить движения вальса можно было всего за пару уроков. Интересно, что бы они сказали по поводу современных дискотек, где танцев осталось всего два (медленный и быстрый) и танцевать их можно вообще без всяких правил.