Вопрос священнику. Молитвенное правило. Можно ли молиться сидя: положение во время молитвы, жесты, поведение молящегося и соблюдение молитвенных правил. Что такое молитвенное правило

Вопрос: Очень люблю одного парня, вы не представляете как. Просто жить без него не могу. Недавно узнала про одно дуа, читая которое можно влюбить в себя человека. Но всё же что-то смущает меня в этом, поэтому хотела бы уточнить: можно ли просить Аллаха в дуа о том, чтобы влюбить в себя кого-либо?

Ответ:

В первую очередь следует подчеркнуть, что любить кого-то, конечно же, не грех . В нас Богом заложено влечение к представителям противоположного пола, которое в итоге выливается в любовь . Это чувство возникает в нашем сердце , контролировать которое мы не в силах. Однако у всякой вещи есть свои границы, определённые сводом божественных законов – Шариатом . Согласно им, если человек испытывает чувства к лицу противоположного пола, рекомендуется, не откладывая в долгий ящик, поинтересоваться о его мнении на этот счёт. И при обоюдном согласии этим лицам следует побыстрее заключить брак (никях) , создав крепкую и благочестивую семью .

Что касается дозволенности чтения подобного дуа , то следует отметить, что дуа – это молитва , в которой раб обращается к Господу с просьбой о заботе и помощи в чём-либо. И конечно просьба должна быть только о благом. Но всегда ли мы осознаём, в чём для нас благо, а в чём зло? К примеру, девушка может быть очарована какой-либо чертой характера парня, не ведая о других его сторонах, которые проявятся позже в иных ситуациях. Парень может быть ослеплён внешностью девушки , её красивым нравом, в тоже время , не известно будет ли благом их совместная жизнь . Об этом ведает только Создатель миров.

Всевышний знает, что является настоящим благом, и выбирает для нас только самое лучшее. А когда мы усиленно просим Бога о чём-либо конкретном, то есть опасность, что обретя это, мы столкнёмся с большими трудностями и будем сожалеть. Поэтому следует полностью положиться на Аллаха и просить Его даровать нам то, что принесёт нам пользу и в этом мире, и в мире вечном.

Имам Абуль-Хасан аш-Шазали (да будет свята его душа) завещал: «Убегай от своего выбора к выбору Всевышнего Аллаха . Поистине, тот, кто выбрал для себя что-либо, не знает, получит он это или нет. Если и получит, то не знает, останется оно у него или нет. А если и останется до конца его жизни , то не знает, есть ли для него в этом благо или нет. Поэтому благо лишь в том, что избрал для тебя Аллах » .

Довольство решениями Господа – это результат хорошего мнения о Нём. Поэтому Ибн Машиш (да будет свята его душа) говорил: «Не сомневайся в чём бы то ни было из решений Всевышнего , придерживайся доброго мнения о Нём во всём. Ни в чём не отдавай предпочтение своему выбору перед выбором Аллаха » .

В дуа с просьбой влюбить в себя кого-то кроется ещё одна опасность. Ведь мы как бы вторгаемся в

Здравствуйте. Вопрос вот в чем: вроде бы, христианину свойственно и естественно молиться, а вот у меня не получается. То есть церковную службу и общую молитву я люблю, а личной у меня нет. Молитвы из молитвослова сердце не трогают, а о себе просить нечего. Ну, что я стану просить у Бога, Который все лучше меня обо мне знает, и максимально обо мне печется. Если что-то в жизни не клеится, дети болеют и т.п. – просто терпеливо жду – и все налаживается. Мне кажется, что Бог разговаривает со мной языком обстоятельств. То есть я делаю все, что мне кажется возможным, и смотрю, что получается. Если не очень – значит, я где-то недосмотрела или вообще не того хочу и иду не туда. Так мы и общаемся с моих примерно 10 лет. Я и с людьми так же: если мне кто-то плачется – я либо молча сочувствую, либо предлагаю что-то сделать конкретное, а словами утешать не умею. Несколько раз честно пыталась молиться словами – все без толку. Мне и дальше пытаться или, как есть, оставить? Марианна

Здравствуйте, Марианна!

Молитва – это дар свыше, как и многие другие добродетели в нашей жизни. Но, чтобы этот дар раскрылся, к нему надо стремиться. «Непрестанно молитесь» – так советует апостол Павел (1 Фес. 5, 17). Молиться можно по-разному, и не обязательно просить о чем-то конкретном. Можно благодарить Бога за все, к чему также призывает ап. Павел в том же месте послания (1 Фес. 5, 18). Можно пытаться по многу раз в день призывать имя Божие или Иисуса Христа в кратких молитвах: «Боже, милостив будь ко мне, грешной», или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную».

Определенное утреннее и вечернее молитвенное правило читать все же рекомендуется, для духовной «зарядки», поддержания формы и самодисциплины.

Бог в помощь Вам!

С уважением,

священник Филипп Парфенов

Благословите, батюшка! Как правильно читаются молитвы – нараспев, с выражением? А можно ли заменить чтение на слушание аудиозаписи в исполнении монахов? Спаси Господи! Елена

Здравствуйте, Елена!

Техника чтения не должна заслонять смысл читаемого. Молитвы обычно читаются ровно и спокойно, без какой-то преувеличенной интонации. Слушать записи можно в некоторых случаях (например, тем, кто плохо видит и не может разобрать текст в молитвослове, находящимся в дороге и т. п.), но постоянно слушать запись, заменять записью собственную молитву, не должно.

С уважением,

Здравствуйте! Можно ли на литургии во время Херувимской песни молиться Иисусовой молитвой? Наталья

Здравствуйте, Наталья!

В церковь мы собираемся для общей, соборной молитвы, поэтому лучше всего молиться вместе со всеми в тех местах богослужения, которые Вы слышите и понимаете. А Иисусову молитву можно читать в тот момент, например, когда Вы не можете разобрать то, что поется в храме – чтобы Ваши мысли не отвлекались на что-то другое и Вы могли сохранить молитвенный настрой.

С уважением,

священник Александр Ильяшенко

Батюшка, благословите. Ответьте, пожалуйста, можно ли во время Великого поста читать Богородичное правило (150 раз “Богородице, Дево”). Я задаю этот вопрос потому, что читала, что акафисты в это время в келейной молитве не читаются. А ведь и там, и там повторяется: “Радуйся”. Спаси Господи. Лидия

Здравствуйте, Лидия!

Молитва “Богородице Дево, радуйся…” не исключается из богослужений и домашнего правила и Великим постом, поэтому и Богородичное правило Вы совершать можете. Однако на регулярное совершение такого правила лучше взять благословение у Вашего духовника (священника, у которого Вы обычно исповедуетесь).

С уважением,

священник Александр Ильяшенко

Иногда очень хочется помочь малознакомым людям. Практически никогда невозможно сделать это иным способом, чем помолиться за него (видимо во здравие души). Соответственно, узнать – крещеный человек или нет, невозможно (по крайней мере, для меня), и подать записку нельзя. Может, нужно уклоняться от таких желаний? Если нет, то хочется поподробнее узнать именно о “технологии” молитвы за другого (в том числе и крещеного). Надеюс,ь понятно спросил. Заранее благодарен за ответ. Евгений

Здравствуйте, Евгений!

Поминать некрещеных можно только в домашней молитве. Так же не стоит вписывать имя человека в записку для общецерковного поминовения, если Вы сомневаетесь, что этот человек крещен. Это знак уважения свободы человека, который только самостоятельно может прийти в Церковь к Богу. Если же человек крещен, поминать его в записках можно, а иногда и нужно. Оценить полезность для Вашей духовной жизни молитв за некрещеных может только духовник или опытный священник после личной беседы с Вами. Обратитесь с этим вопросом к знакомому священнику лично, и Вы получите точный и аргументированный ответ.

С уважением,

священник Михаил Самохин

Я не вижу смысла в молитве! Меня все равно никто не слышит! Зачем говорить со стенами!? Бог не ответил ни на одну мою просьбу, не было поддержки. Хотя я старался изменить свою жизнь всеми силами, Он не слышал меня! Зачем молиться, если нет того живого общения, о котором писал митрополит Антоний Сурожский? Нет ответа на молитвы, вообще никакого и никогда! Может, Его вообще нет!? Тогда я не хочу больше быть православным! Молиться, во всяком случае, точно не буду! Что скажете, Он действительно может не слышать, или Ему плевать на нас? Вадим

Дорогой Вадим!

Спросим себя: «А почему ответ на наши молитвы должен быть строго положительным?» Вспомните своё детство, взаимоотношения с родителями – они исполняли ВСЁ просимое Вами? Не было ли таких случаев, когда было мучительно больно от того, что эти предельно близкие, самые дорогие нам люди не хотят нас понять и не подают здесь и сейчас то, что нам «крайне необходимо»? Не всё то, что мы хотели, было нам полезно, не для всего пришло своё время. Родители видели это по любви и оберегали Вас. Так же поступает и Господь: одно желаемое нам неполезно, другое – несвоевременно, над третьим мы должны сами потрудиться «до кровавого пота», чтобы в этом труде преодолеть себя, свою немощь, чтобы укрепиться духом и телом. Иногда всё это случается единовременно и это трудный момент – миг кажущегося одиночества. Однако будьте спокойны – Вы пребываете в том общении с Богом, о котором писал владыка Антоний, только Господь через обстоятельства отвечает Вам «нет». Почему? Пока этот этап жизненного пути не пройден, пока не перевёрнута эта страница жизни, ответа не будет – будет только вера. Вера в то, что Всемилостивый Господь не попустит Вам быть искушаемым выше сил. Помните – ничто в нашей христианской жизни не бывает напрасным, из всего ДОВЕРЯЮЩИЙ Богу может извлечь пользу. Доверяйте Господу – Он рядом с Вами!

священник Алексий Колосов

Почему нет православной молитвы при нежелании жить? Владимир

Владимир!

Потому что жизнь – это данность, которую православный человек не обсуждает – не надо допускать себя до такого духовного состояния, при котором нежелание жить начинает оказывать существенное влияние. Не надо распускать себя и отчаиваться.

С уважением

священник Алексий Колосов

Не могли бы мне ответить на такой вопрос: зачем пользоваться молитвами, написанными в сборнике молитв, при этом не ощущая присутствия Господа?! Когда можно излить перед Иисусом Христом свою душу? И тогда Бог ответит? Почему в православных церквях стоят иконы, и люди, глядя на них, кланяются. Кстати, в Библии нет ни одного места о молитве Божьей Матери?!!! Это к примеру! Заранее благодарен за ответ! Сергей.

Здравствуйте, Сергий!

Писаные молитвы охраняют нас от недолжных, вредных для нас просьб, помогают правильно настроить свою душу и разум так, чтобы нечистыми, неразумными словами не призвать в ответ на молитву не Господа, а лукавых духов. После же писаных молитв никто не возбраняет излагать просьбы Богу своими словами. Только необходимо в таких просьбах быть благоразумным и руководствоваться примером записанных молитв святых.

Молитва святым и Божией Матери это просьба об их молитве вместе с нами, молитве за нас. Она основана, во-первых, на напоминании Самого Господа, что для Него все живы (Мф.22,32), и на призыве апостола Павла молиться друг за друга. (Гал.6,2) Если и Божия Матерь жива, почему мы не можем просить Ее молитв о нас? То же касается и святых.

С уважением,

священник Михаил Самохин

Скажите, пожалуйста, обязательно ли дома молиться стоя и креститься? Если не комфортно молиться при других людях, можно ли просто произносить молитву про себя? Как быть с утренним и вечерним правилом? Практически не бывает так, чтобы в комнату никто не входил! Все время отвлекаясь на других людей, очень тяжело не то, чтобы креститься, но и молиться от всего сердца. Как быть? Да хранит Вас Бог! Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

Если здоровье Вам позволяет, то молиться необходимо стоя. И креститься, конечно же, тоже нужно. Молитвы можно читать вслух или про себя – это не так важно, главное, чтобы Ваше внимание не рассеивалось на что-то еще. Что касается времени молитвы, то, мне кажется, его дома найти можно. Попробуйте вставать минут на 15 пораньше, а вечером, например, молиться в тот момент, когда все чем-то заняты. Можно, наверное, найти и другие варианты, подумайте: например, если кто-то Вам мешает, сказать, что Вы молитесь и попросить прийти минут через 15, когда Вы закончите.

С уважением,

Священник Александр Ильяшенко

Скажите, пожалуйста! Молитва – это обращение к Богу. Как представлять себе Бога, когда молишься, разговариваешь с ним?Ника

Здравствуйте, Ника!

Представлять на молитве никого не надо. Это может привести к психическим расстройствам и духовной прелести. Помочь Вам должны святые иконы. Они специально созданы для того, чтобы мы могли сосредоточенно и внимательно молиться.

С уважением,

священник Михаил Самохин

Здравствуйте. У меня вопрос о молитве. Как молиться, когда ко мне приезжают родственники (родители, дядя или тетя), знакомые из поселка (я живу в городе, остался после учебы), комната одна. Приезжают, бывает, и на неделю. Как совершать утреннее и вечернее молитвенное правило? Не могу молиться, когда кто-нибудь находится со мной в одной комнате. Или нужно как-то пересилить себя и помолиться? Если оставляю молитвенное правило или читаю, уже в кровати про себя, правило прп. Серафима Саровского (3 раза “Отче наш”, 3 раза – “Богородице, Дево…”и Символ веры), очень мучаюсь. Можно ли молиться про себя или встать перед иконами и осенять себя крестным знамением, класть поклоны, а молитвы произносить мысленно? Как в этом случае готовиться к причастию, ведь нужно читать каноны и правило к причастию? Как молиться, если, наоборот, я приехал в гости? Виталий

Здравствуйте, Виталий!

Конечно, образ совершения молитвы лучше обсудить с духовником, поскольку он лучше знает Ваш характер и особенности духовной жизни. В общем же, можно сказать, что молиться необходимо. Пусть про себя или подождав, пока гости (или хозяева) уснут. Вы сами пишете о мучительности для Вас даже принятого сокращения общепринятых правил. Старайтесь молиться, варианты того, как и когда это делать, всегда можно найти.

С уважением,

священник Михаил Самохин

Здравствуйте!

Согласно пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»:

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии , фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

Т.е. данная статья закона даёт ориентировочные критерии для отнесения книги «Моя борьба» к экстремистским материалам, а согласно статьи 13 Данного Закона:

На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Т.е. только суд принимает решение. До тех пор пока суд не признает «Мою борьбу» экстремистским материалом, то эта книга на территории РФ не будет запрещена.

Почему, если видишь в метро человека со Священным Писанием – это непременно протестант? Почему только у них есть вот такие засаленные, залистанные карманные Библии? Как получилось, что протестанты тратят каждую свободную минуту на изучение нашей книги – нашей, потому что Библия есть книга Церкви, написанная для Церкви — а мы, церковные люди, в большинстве своем считаем это ненужным?

Кстати, многие наши верующие полагают, что читать Библию в транспорте неблагочестиво. Готов спорить с этим. Что лучше – проехать 30-40 минут в вагоне, бессмысленно глядя по сторонам, или посвятить это время исследованию Писаний, по заповеди Христа (см.Ин.5,39)? Если мы хорошо знаем маршрут, и умеем «отключаться» от шума и быстро сосредотачиваться – почему бы не протиснуться в угол вагона и не заняться разбором слова Божьего?

Между прочим, само Писание дает нам пример изучения Писания в транспорте. Книга Деяний рассказывает, как некий большой чиновник, «муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее» (Деян.8,27), возвращался в Эфиопию из Иерусалима, куда он приезжал для религиозного поклонения. Очевидно, эфиоплянин был «прозелитом врат», т.е. человеком, принявшим иудаизм частично, а не во всей полноте – по причине своего скопчества. И об этом евнухе сказано, что он, «сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию» (Деян.8,28). Исследование Писания в транспорте оказалось спасительным для него. Диакон Филипп, услышав чтение (а читали в то время преимущественно вслух), завел с вельможей беседу, в результате которой тот принял христианство.

Мы не заметим у дееписателя какого-либо осуждения евнуха за труд изучения Исаии в транспорте. Златоуст, толкуя это место, всячески хвалит эфиоплянина – в том числе и за его прилежность в познании Писаний даже на колеснице. «Великое усердие его (видно) и из того, что, сидя на колеснице, он читал» — говорит вселенский учитель.

Странное что-то получается. Сектанты из «церкви Изумруд» и прочих общин штудируют и дома, и в метро Библию – нашу Библию, книгу Церкви, написанную Церковью и для Церкви. А мы, церковные люди, в большинстве своем не читаем Библии ни дома, ни в метро, и придумали множество обоснований прямого нарушения заповеди Спасителя об исследовании Писаний. Как то: «нет времени», «это не главное», «без смирения нельзя», «можно впасть в прелесть», «вначале нужно жития святых прочитать», «в простоте надо спасаться», «то для священников», «преподобный Сергий не библеистикой занимался, а молился и поклоны бил», «я лучше у батюшки спрошу» – и прочее.

Увы, за почти три десятилетия церковного возрождения православный народ так и не начал изучать слово Божие. Все призывы современных проповедников полюбить Писание большей частью проходят мимо ушей. Как говорится: «Васька слушает, да ест».

Спрашивает: Лидия

Отвечает:

Доброго дня!Скажите,пожалуйста, можно ли читать библию сидя,а еще акафисты и некоторые молитвы? У меня ветхий завет и новый завет и еще другое в одной книге,поэтому она очень толстая и тяжелая.Если положить на стол и стоять,то я не вижу со стола,хотя и в очках.Может быть это в какой-то степени не совсем серьезный вопрос,но для меня это важно.Благодарю Вас!


Уважаемая Лидия!

Для всякого православного христианина будет очень полезным ежедневное чтение Библии. Читать можно и не по одной главе, но важнее всего читать Священное Писание как можно чаще и внимательнее. Перед чтением помолиться, прося Господа благословить Вас на чтение Слова Его и наставить Вас в правильном понимании Слова и помочь применить Слово в жизни. Хорошо читать с толкованиями, чтобы правильно понять прочитанное. Читать стоя или сидя - как Вам удобнее, но не в коем случае лежа. Самое главное, чтобы Слово сеялось в Вашу душу.

Непременно чтение должно быть благоговейным и сосредоточенным: нельзя совмещать чтение Священного Писания с музыкой, телевидением, едой, разговорами. Книгу нужно соблюдать в чистоте и опрятности. Перед чтением и после него хотя бы и кратко но помолиться (можно и про себя).

1. Поскольку оно есть дорогой Божий дар, должно читать или слушать его с благоговением, охотой и усердием.

3. Скрыть его в сердце как сокровище, хранить и поучаться в нем день и ночь (Пс.1, 2) и так питать им душу, как тело - хлебом.

Ибо как светильник без масла, так и вера без слова Божия угасает.

"Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10, 17).

5. Не смотреть на других, что они делают, но держаться единого слова Божия; ибо день ото дня вера и любовь умаляются в людях и умножаются соблазны, колеблющие сердце наше.

6. И начинать читать и оканчивать чтение подобает с молитвою. Начинающему читать или слушать можно молиться так: "открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего" (Пс. 118, 18) или "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Отверзи мой ум разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси".

7. Окончив чтение или слушание, должно благодарить милосердного Бога, что благоволил нам возжечь сей светильник истины".

Домашнее чтение Евангелия можно предварять следующей молитвой:

Господи, Иисусе Христе, Боже мой, словесами Божественнаго Евангелия Твоего излей благодать Твою в сердце мое ко истреблению страстей и грехов моих и даруй мне силу ко исправлению во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.