Юрий Богатырев восхищался женщинами, но любил… мужчин. Биография Первые сведения о смерти юрия богатырева


Имя: Юрий Богатырев (Yury Bogatirev)

Возраст: 41 год

Место рождения: Рига, Латвия

Место смерти: Москва

Деятельность: актёр театра и кино

Семейное положение: был женат

Юрий Богатырев - биография

Им восхищались поклонники, его обожали женщины и ценили режиссеры. А сам Богатырев с трудом терпел весь мир -и в первую очередь самого себя.

Юрий Богатырев - детство, семья

Будущий художник и актер появился на свет в столице Латвии спустя два года после окончания Великой Отечественной войны. Детские годы Богатырева проходили с необычной биографией. Удивительно нежный, завораживающе ласковый, с утонченными манерами. Ко всему мальчишескому он был равнодушен, дружил только с девочками, с интересом примерял мамины украшения и платья. Когда в дом приходили гости, Юра сам бежал рассказывать им стихи, петь песни или танцевать. Аплодисменты слушал, затаив дыхание...


Прибалтику семья покинула, когда Юре исполнилось шесть. Богатырева-старшего, морского офицера, перевели в Москву. Штурман бригады подводных лодок осознавал, что его сын - натура творческая, но все же отдал парня в Нахимовское училище. Это была роковая ошибка: из жизнерадостного мальчугана Юра превратился в затравленного изгоя. За каких-то два месяца! Курсанты украли у него зимнюю одежду и сильно избили. Богатырев впервые ощутил себя чужим в этом мире.

Юрий Богатырев - учеба

После неудачной попытки «воспитания мужчины» родители оставили сына в покое. И Юра начал рисовать - сутки напролет! Окончив изобразительную школу, поступил в Художественно-промышленное училище по специальности «художник по коврам».

Долгое время театр в биографии Богатырева был лишь увлечением. Ситуация изменилась в 1965-м, когда Юрий стал ведущим артистом «Глобуса», детской студии кукол. Начались гастроли по Москве и области, заниматься дизайном ковров стало некогда. Богатырев воспринял ситуацию как знак свыше и поступил в Щукинское театральное училище.

Рослый широкоплечий юноша сразу стал лучшим на курсе. Вместе с ним учились Наталья Варлей , Наталья Гундарева и Константин Райкин . «Мы копировали его манеру ходить, шутить, даже обниматься, - рассказывала Гундарева. - Он был полон неземной грации!»

Смущало в нем лишь одно - нездоровая ранимость, общая незрелость. От сущей мелочи, глупого пустяка Богатырев мог разрыдаться при всех. «Он силач с душой ребенка!» - заметил однажды Юрий Катин-Ярцев, наставник актера. Пройдет всего пара лет, и именно эта особенность восхитит режиссера Никиту Михалкова .

Юрий Богатырев - фильмы

За неполные 20 лет актерской карьеры Богатырев сыграл более 50 ролей в кино, театре и на ТВ. И никто из поклонников не догадывался, что ведущий актер СССР был человеком слабохарактерным, ведомым.

«Юре всегда нужен был "хозяин", - признавался в одном из интервью Михалков. - Человек, который скажет, что, как и когда делать». Им и стал Никита Сергеевич, по сути сотворивший «легендарного Богатырева». Режиссер снял его в 7 своих эпохальных лентах, в том числе дебютной полнометражке «Свой среди чужих, чужой среди своих», мелодраме «Раба любви», экранизации рассказов Чехова «Неоконченная пьеса для механического пианино», трагикомедии «Родня». Была для актера подготовлена роль и в «Сибирском цирюльнике», но дожить до нее Юрию не хватило сил.


Удивительный факт: во всех ролях он разный. Где-то подлый, где-то сильный, где-то глупый, где-то расчетливо деловой - но всякий раз ничего общего с ним самим. Как ему это удавалось? Ответ прост и ужасен одновременно: Богатырев всегда был рад убежать от самого себя.

Юрий Богатырев - биография личной жизни актера

Успешный в профессии, Юрий не нашел счастья в личной жизни. Ребенок и романтик, он часто влюблялся. Объектами его обожания были Елена Соловей , Светлана Крючкова , Анастасия Вертинская , Ольга Яковлева, Наталья Гундарева... Каждую Богатырев готов был носить на руках, осыпать цветами и комплиментами - но не более того.


Когда речь заходила о выборе спутницы жизни, прочных отношениях и создании семьи, Богатырев менялся на глазах. Быть взрослым мужчиной он не умел, да и не хотел. Не оправдав ожиданий очередной пассии, ее знакомых и своих родителей, все больше замыкался в себе и погружался в пучину одиночества.

Женился Юрий внезапно, из чувства сострадания -на Надежде Серой, актрисе Театра на Таганке. После развода с мужем она и ее маленькая дочь оказались в Москве без прописки. Сердобольный Богатырев не раздумывая предложил коллеге свою помощь. Они расписались тайно, не известив даже родителей. С годами этот благородный поступок юности стал его тяготить. Не только брак, но и жизнь казались ему все более фиктивными...

Подорвало психическое здоровье Богатырева и долгое скитание по коммуналкам. Виноват в этом отчасти был он сам: деньги зарабатывать научился, а вот распоряжаться ими -нет. Его добротой и безотказностью бессовестно пользовались десятки актеров, называвших себя друзьями. Бывали случаи, когда Юрий одалживал очередному «доброму товарищу» почти всю зарплату.

Неуверенный в себе от рождения, Богатырев был крайне зависим от чужого мнения. В угоду окружающим, перейдя из «Современника» во МХАТ, начал пить. Все пьют, и он обязан, не отбиваться же от коллектива! Каково же было удивление Юрия, когда он понял, что его не только не уважают, но и... ненавидят. За талант, главные роли, хорошие гонорары, успех, даже за свободу от семейных уз.

Зависть коллег больно ранила Богатырева, «человека без кожи». Жизненная неустроенность, собственная бесхарактерность и переживания по поводу своей нетрадиционной сексуальной ориентации вызывали в нем отвращение к самому себе. Спасение он искал в живописи и... снова в алкоголе. Осмелев от воздействия спиртного, Богатырев звонил людям, «созвучным по духу». «Нам надо поговорить! - то ли умолял, то ли кричал он в трубку. -Я не вынесу этого больше! Я сойду с ума!» И всякий раз слышал ответ: «Юра, уже три часа ночи! Мне завтра рано вставать...»

Юрий Богатырев - смертельная эйфория

В 40 лет жизнь Богатырева сделала резкий поворот. Он получил звание народного артиста РСФСР, квартиру на улице Гиляровского, начал готовиться к своей первой выставке.

Многолетняя депрессия сменилась безудержным весельем. Теперь актерские пирушки, начинавшиеся во МХАТе, обязательно продолжались у Богатырева дома. Юрий Георгиевич безропотно оплачивал услуги такси, алкоголь и закуску для всех гостей. А утром отправлялся в театр или на съемки.

От изматывающей жизни актер располнел, высокое давление и боли в сердце стали для него нормой. Процесс добровольного самоубийства ускоряли антидепрессанты.

В январе 1989-го Богатырев получил гонорар за роль в советско-итальянском фильме «Очи черные» - несколько тысяч долларов! На вечеринке, устроенной по этому случаю, он потерял сознание. Санитары скорой помощи, не задумываясь, вкололи ему сильный препарат от высокого давления. Смешавшись в крови артиста с алкоголем и антидепрессантами, он вызвал остановку сердца...

Москва простилась с Юрием Богатыревым 6 февраля - он не дожил до своего 42-летия всего месяц. «Друзья» вынесли из его квартиры все - деньги, книги по искусству, десятки его картин. Где эти вещи, неизвестно и поныне.

Заслуженный артист РСФСР (16.01.1981).
Народный артист РСФСР (17.03.1988).

Отец – Георгий Андрианович Богатырёв, офицер ВМФ. В 1953 году его, как одного из лучших офицеров, перевели из Ленинграда в Москву, в распоряжение штаба МВФ.
В детстве любимым занятием будущего актёра был кукольный театр, другим увлечением – рисование.
В 1964 году, закончив восемь классов, поступил в Художественно-промышленное училище имени Михаила Калинина, чтобы стать художником по коврам.
В 1965 году стал участником детского кукольного театра «Глобус», юные актёры посещали театры, кино, музеи, вечера в Доме актёра, выступали в Домах культуры.
В 1967 году поступил в Московское Театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.

В 1971 году, после окончания Щукинского училища, был принят в труппу театра «Современник», где долго не получал серьёзных ролей. Со временем стал много играть, лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
В ноябре 1974 года на экраны страны вышел фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором актёр сыграл Егора Шилова – человека, несправедливо заподозренного в предательстве и доказывающего свою невиновность. Съёмки проходили в Чечне, в горных и предгорных станицах и аулах. Местные жители, знавшие толк в лошадях и джигитовке, не раз восхищались тем, как актёр ездил верхом. В седле он держался так, как будто занимался верховой ездой всю жизнь, и с лошадью управлялся как опытный наездник.

В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырёва во МХАТ. Некоторое время актёр играл в двух театрах.
В 1980 году снялся в картине «Родня», ещё одном фильме Никиты Михалкова. Сыграл роль Стасика – мешковатого растяпы, которого обманывает жена, бьёт тёща, не ставит ни в грош дочь. Но Михалков хотел, чтобы этот персонаж не был столь однозначным, чтобы это был трогательный человек, который никому не приносит зла, большой ребёнок. Богатырёв сыграл его великолепно, этот образ был внутренне ему очень близок.

После присвоения звания Богатырёв наконец-то получил свою первую однокомнатную квартиру на улице Гиляровского в Москве. Однако прожил он в ней совсем недолго.
Юрий Богатырёв много рисовал, писал портреты друзей, композиции на темы любимых фильмов или пьес.
В конце января он готовил первую в своей жизни персональную выставку живописи в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре – отобрал работы, придумал название. Она должна была открыться в Москве 6 февраля 1989 года. Но судьба распорядилась иначе. Присутствовать на её открытии ему не довелось. В этот день состоялись его похороны.

Накануне гибели актёр получил гонорар от итальянского продюсера за фильм "Очи чёрные" и вечером 1 февраля 1989 года он собрал по этому поводу компанию в своей квартире по улице Гиляровского. Ближе к полуночи Богатырёву стало плохо с сердцем. После очередного сердечного приступа ему вызвали «скорую помощь», и фельдшер, пытаясь его спасти, ввёл ему в сердце препарат не совместимый с алкоголем. Смерть актёра наступила мгновенно.
Так, в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года не дожив месяца до собственного сорокадвухлетия в своей крохотной московской квартире ушёл из жизни Юрий Георгиевич Богатырёв.

Похоронен актёр на Писательской аллее Ваганьковского кладбища Москвы (участок № 24).

Жизни и творчеству актера посвящена глава 16 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.

Работы на радио
1977 - Двенадцатая ночь (У. Шекспир; режиссёр: П. Джеймс) - герцог Орсино
1982 - Моцарт и Сальери (А. Пушкин; режиссёр: А. В. Эфрос) - Сальери
1985 - Жди меня (К. Симонов; режиссёр: Э. Верник) - Панов
1986 - Открытая книга (В. Каверин; режиссёр: Э. Верник) - Раевский
1986 - Наука расставания (В. Каверин; режиссёр: Э. Верник) - военкор Незлобин
1988 - В тумане. Страницы повести (В. Быков)
Курьерский поезд. Рассказ (Д. Буццати)
Завтра была война (Б. Васильев; режиссёр: Л. Веледницкая) - отец Вики
Прекрасная нивернезка. Рассказ (А. Додэ)
Двенадцать стульев. Главы из романа (И. Ильф, Е. Петров)
Простая вещь (по «Рассказу о простой вещи» Б. Лавренева; режиссёр: В. Хлестов) - капитан Туманович
Тобольский летописец (Л. Мартынов; режиссёр: А. Горовацкий) - Карт
Выстрел (А. Пушкин; режиссёр: Б. Щедрин) - граф
Тюльпан, камень, меч (Серд Карлос, Сантис Омар Сааведра; режиссёр: Э. Кольбус) - Сальседа
Дым отечества. Страницы повести (К. Симонов)
Утро помещика. Главы из повести (Л. Н. Толстой)
Мятеж (по роману Д. Фурманова; режиссёр: В. Шиловский) - Фурманов
Банкет в честь Тиллотсона. Новелла (О. Хаксли)
Стихи С. Есенина, С. Надсона, Л. Мартынова, К. Мумина, Т. Табидзе, Г. Тукая

театральные работы

Московский театр «Современник»
1971 - «Свой остров» Р. Каугвера; постановка: Г.Б. Волчек - Янус
1971 - «Тоот, другие и майор» И. Эркеня; постановка: А.А. Алов, В.Н. Наумов - Священник
1971 - «Валентин и Валентина» М.М. Рощина; постановка: В.В. Фокин - Карандашов
1971 - «Большевики» М.Ф. Шатрова; постановка: О.Н. Ефремов, Г.Б. Волчек - Курский
1972 - «Всегда в продаже» В.П. Аксёнова; постановка: О.Н. Ефремов - Треугольников
1972 - «Вечно живые» В.С. Розова; постановка: О.Н. Ефремов - Марк
1973 - «Как брат брату» Д. Рейба; постановка: А. Вайда - Сержант
1973 - «Белоснежка и семь гномов» Л.Н. Устинова, О.П. Табакова; постановка: О.П. Табаков, Г.Б. Волчек) - Гном Суббота
1973 - «Погода на завтра» М.Ф. Шатрова; постановка: Г.Б. Волчек, И.Л. Райхельгауз, В.В. Фокин - Работник отдела кадров
1974 - «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек, М. Микаэлян; постановка: Г.Б. Волчек, О.И. Даль - Водяной
1974 - «С любимыми не расставайтесь» А.М. Володина; постановка: В. В. Фокин - Алфёров
1974 - «Балалайкин и Ко» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия»; постановка: Г. А. Товстоногов - Кшепшицюльский
1974 - «Четыре капли» В.С. Розова; постановка: В.В. Фокин - Сёмин
1975 - «Двенадцатая ночь» У. Шекспира; постановка: П. Джеймс - Герцог Орсино
1975 - «Эшелон» М.М. Рощина; постановка: Г. Волчек, И. Райхельгауз - Автор, ведущий рассказ
1976 - Вишнёвый сад А.П. Чехова; постановка: Г.Б. Волчек - Лопахин

МХАТ (после раздела театра - МХТ имени А. П. Чехова)
1977 - «Мятеж» по роману Д.А. Фурманова; постановка: В.Н. Шиловский - Фурманов
1978 - «Дни Турбиных» М.А. Булгакова; постановка: Л.В. Варпаховский - Алексей Турбин
1978 - «Эльдорадо» А. Соколовой; постановка: О.Н. Ефремов - Евгений
1981 - «Возчик Геншель» Г. Гауптмана; постановка: В.П. Салюк - Зибенгар
1981 - «Путь» А.О. Ремеза; режиссёр: В. Саркисов, постановка: А. Васильев - Илья Николаевич Ульянов
1981 - «Тартюф» Мольера; постановка: А.В. Эфрос - Клеант
1981 - «Так победим!» М.Ф. Шатрова; постановка: О. Н. Ефремов, Р. А. Сирота - Член ЦК РКП(б)
1982 - «Живой труп» Л.Н. Толстого; постановка: А.В. Эфрос - Каренин
1983 - «Старый Новый год» М.М. Рощина; постановка: О.Н. Ефремов - Полуорлов
1983 - «Чайка» А.П. Чехова; постановка: О.Н. Ефремов - Тригорин
1984 - «Попытка полёта» Й. Радичкова; постановка: М. Киселов - Учитель Киро
1985 - «Юристы» Р. Хоххута; постановка: Г. Флеккенштайн - Хеммерлинг
1986 - «Чокнутая» («Зинуля») А И. Гельмана; режиссёр: Н. Скорик, постановка: О.Н. Ефремов - Фёдор Иванович
1987 - «Перламутровая Зинаида» М.М. Рощина; постановка: О.Н. Ефремов, Н. Скорик - Юрик (1987), Табак (1988)

Юрий Георгиевич Богатырев – актер советского кинематографа и театра, Народный артист РСФСР.

Юрий родился 2 марта 1947 года в столице Латвии в семье офицера военно-морского флота Георгия Андриановича Богатырева и домохозяйки Татьяны Васильевны. Помимо Юрия в семье воспитывалась еще дочь Маргарита.

Мальчик с детства рос необычным ребенком: любил шить одежду для кукол, был ранимым и чутким. В ранние годы страдал лунатизмом. В 1953 году семья переехала в Москву, где Юрий стал посещать художественную школу. По выходным мальчик устраивал представления самодеятельного театра кукол для соседей и родных.


Когда подошла пора выбора профессии, Богатырев решил связать жизнь с изобразительным искусством. В 1962 году юноша становится студентом Художественно-промышленного училища им. М. Калинина по специальности «Художник по коврам». В каникулы Богатырев подрабатывал зарисовками археологических находок на раскопках. Вместе с сокурсниками выезжал на пленэр для оттачивания мастерства.


Во время одного из таких занятий на природе в 1965 году Богатырев подружился со студийцами детского кукольного театра «Глобус», руководителем которого был педагог Владимир Михайлович Штейн. Богатырев начал репетировать с коллективом, выступать в постановках, одна из которых даже была показана по советскому телевидению. В 1967 году Юрий поступает в Щукинское училище в мастерскую Юрия Васильевича Катина-Ярцева на один курс с , и .

Театр

Работая в начале 70-х в «Современнике», Юрий Богатырев долго оставался на второстепенных ролях. Артист сыграл более чем в 15 постановках режиссеров , В. Фокина, Г. Товстоногова, А.А. Алова, . Наиболее известными работами Богатырева стали роли в спектаклях «Вечно живые» по пьесе В. Розова, «Вишневый сад» и «Двенадцатая ночь» . В 1977 году Юрий Георгиевич переводится во МХАТ по приглашению Олега Ефремова.


Юрий Богатырев в спектакле "Двенадцатая ночь"

Здесь Богатырев попадает в актерский состав спектаклей «Дни Турбиных» , «Живой труп» , «Тартюф» , «Чайка» А. Чехова. Долгое время Юрий Богатырев не мог получить в Москве собственного жилья. Актеру приходилось жить то в общежитии, то у друзей: К. Райкина или . В 1981 году, после получения звания Заслуженного артиста РСФСР, Юрию Георгиевичу наконец дали однокомнатную квартиру на улице Гиляровского.

Фильмы

Знакомство в конце 60-х годов с начинающим кинорежиссером имело большое значение для творческой биографии Богатырева. Сотрудничество с режиссером обернулось для Юрия Георгиевича большим количеством разноплановых ролей. В 1970 году артист дебютировал в дипломной работе Никиты Сергеевича «Спокойный день в конце войны» и сразу приобрел популярность среди кинематографистов.


Через четыре года Богатырев перевоплотился в главного персонажа - чекиста Егора Шилова - в картине начинающего мастера «Свой среди чужих, чужой среди своих», которая снималась на Кавказе. За несколько месяцев до съемок Юрий сел на диету, чтобы в кадре выглядеть спортивным и подтянутым. Для фильма актеру пришлось научиться сидеть в седле, что у него получилось легко и быстро.


Джигитовки Богатырева производили впечатление даже на видавших виды местных жителей, чеченцев. Юрий Богатырев всего себя отдавал игре. Не побоялся артист вместе с другом Константином Райкиным прыгнуть с обрыва в горную реку, что едва не закончилось трагедией для обоих.


Для Никиты Михалкова Богатырев стал одним из основных актеров. Юрий Георгиевич появился в картине режиссера «Неоконченная пьеса для механического пианино», в которой специально для артиста была написана роль Войницева, в экранизации «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», где сыграл полную противоположность собственному характеру Андрея Штольца.


В 1981 году Юрий Богатырев исполнил роль Стасика в комедии «Родня», где сыграли также и . В 1986 году Михалков пригласил Богатырева в проект «Очи черные», где партнерами артиста по рабочей площадке стали , Ирина Сафонова, .


Среди других значимых работ Юрия Богатырева числятся приключенческий фильм Евгения Карелова «Два капитана», драма «Объяснение в любви», экранизация пьесы А. Вампилова «Отпуск в сентябре», картина Игоря Шешукова «Последняя охота», мелодрама «Мой папа – идеалист», семейная драма Сергея Ашкенази «Время для размышлений».


В сериале 1984 года «Мертвые души» режиссер Михаил Швейцер собрал звездный актерский состав. Помимо Богатырева в бессмертной трагикомедии сыграли , Иннокентий Смоктуновский, .


Последними работами в кинематографе для Юрия Богатырева стали драма «Полет птицы», где актер появился в ансамбле с и , приключенческая комедия «Презумпция невиновности», в которой вместе с Богатыревым сыграли и , и музыкальный фильм «Дон Сезар де Базан» с и в главных ролях.


Юрий Богатырев в фильме "Дон Сезар де Базан"

Большое место в фильмографии артиста заняли его работы в телеспектаклях «Таня», «Когда-то в Калифорнии», «Мартин Иден», в телеверсиях спектаклей театра «Современник» и МХАТ «Вечно живые», «Двенадцатая ночь», «Мятеж», «Возчик Геншель». Будучи сам большим ребенком, Юрий Богатырев охотно участвовал в съемках передач и экранизаций для детей, которые выходили по центральному телевидению: «Человек из страны Грин», «Этот фантастический мир», «Стихи », «Путь».

Личная жизнь

Актеру Юрию Богатыреву в кино и на сцене часто приходилось преображаться в добропорядочного семьянина. Среди его экранных жен можно вспомнить , Наталью Назарову, Светлану Крючкову. Но в личной жизни Юрия Георгиевича все складывалось совсем непросто. Актеру не удалось создать счастливой семьи, хотя Юрий любил детей. С женщинами артист поддерживал нежные дружеские отношения. Подругами Юрия были , Наталья Гундарева, Наталья Варлей. Но все чаще в жизни актера появлялись мужчины.


Юрий Богатырев осознал собственную нетрадиционную ориентацию достаточно поздно. Актер стыдился, что он гей, и от этого начал уходить в запои, которыми глушил приступы депрессии. Перебороть тягу к запретным связям Богатыреву удалось лишь однажды, когда Юрий проникся нежным чувством к малоизвестной актрисе Надежде Серой.


Женщина после развода с первым мужем оказалась с ребенком практически на улице. Юрий Богатырев протянул Надежде руку помощи: молодые люди расписались в московском ЗАГСе, и девушке удалось остаться в Москве. Пара планировала съехаться после устранения жилищных проблем. Но Юрий тянул время и даже не сообщил собственной матери о свадьбе.

Смерть

В последние месяцы жизни Юрий Богатырев начал принимать по назначению врача антидепрессанты. Артиста угнетали психологические проблемы, с которыми он не мог самостоятельно справиться. В ночь на 2 февраля Юрий Георгиевич принял лекарства и лег спать. Ночью у актера случился сердечный приступ. «Скорая помощь» по инструкции вколола Богатыреву клофелин, доза которого оказалась смертельной в сочетании с медицинскими препаратами для лечения депрессии. В результате развилось шоковое состояние, которое и стало причиной смерти актера.


Накануне Богатырев готовил выставку собственных художественных работ, так как увлечение молодости – живопись – не бросал до конца жизни. Но во время похорон, которые состоялись 6 февраля, многие из картин Юрия Георгиевича бесследно исчезли, так же как и гонорар от итальянского продюсера. Могила Богатырева находится на Ваганьковском кладбище.

Память

В память о Юрии Богатыреве было создано несколько передач и документальных фильмов. посвятил другу выпуск программы «Чтобы помнили», на канале «Культура» вышел фильм «Острова», на телеканале «Россия-1» – лента «Большой-большой ребенок. Юрий Богатырев».

25 февраля 2017 на канале ТВЦ состоялась премьера документального фильма «Юрий Богатырев. Украденная жизнь», в котором использовались редкие фото и документы из семейного архива Богатыревых, а также свидетельства друзей актера.

Фильмография

  • «Спокойный день в конце войны» – 1970
  • «Свой среди чужих, чужой среди своих» – 1974
  • «Раба любви» – 1975
  • «Неоконченная пьеса для механического пианино» – 1976
  • «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» – 1979
  • «Отпуск в сентябре» – 1979
  • «Последняя охота» – 1979
  • «Мой папа – идеалист» – 1980
  • «Родня» – 1981
  • «Мертвые души» – 1984
  • «Очи черные» – 1987
  • «Презумпция невиновности» – 1988
  • «Дон Сезар де Базан» – 1989

Второго марта актеру Юрию Богатыреву исполнилось бы 65 лет...
Источник - tvkultura.ru
1974 год. «Свой среди чужих, чужой среди своих». Режиссёрский дебют Никиты Михалкова дал пищу для разговоров: картину ругали, хвалили, обсуждали. Даже самые убеждённые критики фильма отдавали должное актёрскому ансамблю. Солоницын, Кайдановский – эти имена уже были известны, – но Калягин, Райкин, Шакуров, Пороховщиков – кто такие? откуда? А главное открытие – Богатырёв. В газетах замелькали статьи об успешном дебюте, но в общем потоке похвал нередко сквозили ноты сомнения: а не счастливая ли это случайность? не разовый ли успех?
«Раба любви» – крохотный эпизод в прологе и время от времени появляется фотография героя в кадре. А потом - «Неоконченная пьеса для механического пианино»... Самые упрямые скептики из последнего продолжали ворчать: «Ну, допустим, спелись с Никитой... Посмотрим, что получится с другими?» И вот Филиппок у Авербаха. Наконец для всех стало очевидным: Юрий Богатырёв – актёр милостию Божьей.

Его мать работала на заводе, отец был морским офицером. Обычное послевоенное детство в коммуналке, средняя школа. Всё как у всех... Что определило судьбу? Может быть, пожилой учитель рисования, с такой любовью рассказывавший о своём предмете и на собственные гроши возивший ребятишек в художественные музеи. Или кукольные спектакли, которые десятилетний Юра разыгрывал с девочками из своего двора? Но так или иначе, к моменту отрочества в нём жили две равноценные страсти: любовь к рисованию и любовь к театру.
Живопись поначалу перевешивала: после восьмого класса – Художественное училище им. Калинина, правда, Юра не преминул организовать там драматическую студию. Три года жил «на разрыв» – между мольбертом и сценой в крохотном актовом зале. И все же Юрий ушел из училища, поступил в Мастерскую эстрадного искусства на отделение разговорного жанра. Потому оставил и мастерскую… Что дальше? Для поступления в ВУЗ необходим аттестат, а значит – снова за парту. Он закончил вечернюю школу. И поступил в «Щуку» на курс к замечательному педагогу и актёру Катину-Ярцеву. Это был его первый набор, и какой! Богатырёв, Гундарева, Райкин, Варлей, Граббе... «Сразу и явно выделились самые упёртые и одарённые: Юра Богатырёв, Костя Райкин, Валера Фокин», – так вспоминал начинающий тогда педагог Александр Ширвиндт.
Дипломный спектакль поставил Валерий Фокин по мопассановской «Пышке». Юрий Богатырёв исполнял роль Переводчика. Спектакль вспоминают до сих пор, тем более, что это – ещё один поворот судьбы. Бывший студент Щукинского училища Никита Михалков, тогда уже учившийся во ВГИКе, по традиции просматривал выпускные работы старшекурсников. После спектакля он пришёл за кулисы, познакомился с Юрой, пожал ему руку: «Старик, будем вместе работать». Впервые команду «мотор!» Богатырёв услышал на съёмочной площадке дипломного фильма Михалкова. Он сыграл там крохотный эпизод, но это был лишь первый шаг... Впереди будут театры – «Современник» и МХАТ, шумные успехи на сцене, телеспектакли, киноработы и постоянные сомнения в собственной состоятельности.
Он ушел в 42 года – непростительно рано. «Кто-то сказал, почему он так рано ушел? А рано ушел потому, что рвал сердце на каждой роли, – вспоминает народная артистка России Елена Королева. – Он так играл в "Тартюфе", что иногда невозможно было рядом находиться. Становилось за него страшно»...


Источник - vmdaily.ru -
Наталья Боброва
Опубликовано: 29 февраля 2012

Любимые женщины Юрия Богатырева.
Он всегда мечтал о несбыточном






…Красавец Егор Шилов.




Подлый Ромашка.


Мужественный Мартин Иден.



Прагматичный Штольц.

Все эти работы в кино Юрия Богатырева плюс десятки других - на телевидении, в театре, на радио - вошли в историю советского искусства. Стали классикой - причем живой. А ведь прошло уже 23 года со дня его смерти, такой внезапной и нелепой, от «неправильного» укола врачей «скорой».

Он работал, не давая себе поблажки и отпусков. Жил, сгорая в любимом деле. Не менее бурной была личная жизнь народного артиста.

Через шелуху сплетен все четче проступает силуэт глубоко несчастного и одинокого человека - несмотря на обилие связей. Кого на самом деле любил Богатырев, так и останется тайной.

Но до сих пор у его могилы на Ваганькове в памятные дни собираются преданные поклонники. Так будет и в день его рождения - артисту исполнилось бы 65 лет.


на Ваганьковском кладбище (24 уч.). Писательская аллея (дорога слева от колумбария), могила справа, у самой дороги.

Сегодня мы расскажем о дамах, которые оставили в его судьбе заметный след.

«КОФЕЙНАЯ ЖЕНЩИНА»

После восьмого класса Богатырев поступает в художественное училище и знакомится с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Они устраивали вечеринки вскладчину: две бутылки вина, винегрет, печенье, выпеченное по особому татарскому рецепту, которое приносила красивая и хозяйственная НЕЛЛИ ЯКУБОВА.

Юра, как и мы все, любил тогда встречаться в неформальной обстановке, - вспоминает Нелли Игнатьева (Якубова).- Мы обычно со бирались на праздники у нашей подружки Нины Турчак на Цветном бульваре. Там бывали интересные люди - Бродский, Высоцкий, Визбор, Галич… Читали стихи, пели свои песни, играли на гитаре... И Юра всегда оказывался в центре внимания.

Тогда между начинающим артистом и ее будущим мужем Лешей Игнатьевым развернулась настоящая борьба за «сердце красавицы».

Я никак не могла выбрать, кто из них мне больше нравится, - вспоминает Нелли Александровна. - Юра очень интеллигентно ездил с подарками, нежно и трепетно за мной ухаживал. Он умел нравиться, был исключительно галантен. Когда мне исполнилось восемнадцать, Юра торжественно пришел и подарил янтарный браслет. По тем временам - шикарный подарок. Но в тот вечер Леша с ним серьезно «поговорил», и Юра надолго исчез из поля моего зрения...

Я вышла за Лешу замуж, Юра окончил Щукинское училище. И лишь потом мы снова стали дружески общаться.

Именно в их дом в Марьиной Роще будет часто приходить Богатырев. Нелли назовет он кофейной женщиной - она будет снабжать его трехлитровыми банками дефицитной тогда арабики и доставать вельветовые костюмы у знакомых поляков.

А он будет привозить из-за границы всякие сувениры вроде моднющих тогда электронных часов.

Но в последнее время Юра, видимо, чувствовал, что скоро уйдет,- говорит Нелли Игнатьева. - Ему, наверное, хотелось быть поближе к людям, которые любили его... Иногда звонил мне в три-четыре часа ночи и просто рыдал в трубку:

Поговори со мной!

Сейчас я понимаю его состояние… И казню себя, что тогда я, как и многие, не воспринимала всерьез его страданий, его одиночества. Ведь Юра, несмотря на большое количество друзей и приятелей вокруг, был одинок и безумно раним. Человек без кожи...

Кларисса Столярова и Нелли Игнатьева.

ЛЮБОВЬ ПОД СОФИТАМИ

Ему всегда везло на партнерш. В институте это были две Натальи - Варлей и Гундарева. Молодой артист неотвратимо увлекался своими партнершами по сцене и экрану. И на каждой хотел жениться. В мечтах.

АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ, с которой он вместе играл во МХАТе, в то время была замужем за Никитой Михалковым. Юрий «по-белому» завидовал Никите. И очень любил ее сына Степу. Когда же супруги расстались, разошлись, Богатырев начал серьезную атаку. Но... Вертинская не откликнулась - у нее уже завязался роман с Олегом Ефремовым...


С Анастасией Вертинской

Со СВЕТЛАНОЙ КРЮЧКОВОЙ они познакомились в 1977-м году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло кушать огромную баранью ногу и запивать ее самогоном. На самом деле это была вода, разбавленная молоком... Богатырев в то время был вегетарианец. И упрекал партнершу: «Что это вы, Света, едите? Кого это вы едите?»


Светлана Крючкова - кадр из фильма - Объяснение в любви

Но особо нежные чувства связывали его с ИЕЙ САВВИНОЙ. Они стали не просто коллегами, но друзьями - даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в 10 лет. Саввина была старше. Они переписывались и старались в этот день встретиться. Как-то разругались по-крупному. Богатырев сгоряча ее «послал». Потом мучился, даже думал уходить из театра: не знал, как дальше общаться. Но умная Саввина позвонила через неделю: «Юра, я тебя прощаю, я прочла все твои письма»... А они были весьма нежные…


Ия Саввина и Юрий Богатырёв

В фильме - Открытая книга -

«ЖЕНЮСЬ! КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ СОМНЕНЬЯ…»

В его жизни оказалось две Надежды. Первая - НАДЯ ЦЕЛИКОВСКАЯ. Младшая сводная сестра знаменитой актрисы. Еще студентом худучилища он познакомился с ней и представлял, к ужасу родных, своей женой. Целиковская принимала его ухаживания, но условие совместной жизни поставила жесткое: Богатырев не должен сниматься в кино. Сама она после ВГИКа осталась практически без работы из-за своеобразной внешности - большой нос, шрам.

Она некрасивая, но очень умная, - отстаивал Юрий невесту перед родными. И все-таки жесткий ультиматум ему не подошел: «На что же мы будем жить?» Они расстались.

Тем не менее, штамп в паспорте у него все-таки появился. С другой Надей. Много лет все считали, что это был фиктивный брак. А он был настоящий. Они познакомились в общежитии «Современника» на Манежной площади. Бывшая актриса Театра на Таганке, НАДЕЖДА СЕРАЯ, попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем могла оказаться на улице. Друзья-соседи решили, что Богатырев, единственный холостяк в квартире, должен помочь коллеге, то есть жениться на ней. Тогда она получит московскую прописку. Благородный Богатырев не отказался.

Юра ходил мимо моей комнаты по коридору, - вспоминает Надежда Серая. - Встречались мы на кухне. Он был выше меня, я ему по грудь... Я его очень любила как актера... Но робела.

А познакомились мы, когда он плакал в коридоре. Я его утешала. Тот день закончился у нас танцами и песнями. И с этих пор мы подружились.

И проводили много времени за разговорами... Все эти ночные бдения, слезы, переживания привели нас к близости. И в прямом, и в переносном смысле. Вообще-то на это я не надеялась. Хотя какие-то разговоры были - скорее шутливые... Юра даже намекал: «Надо бы, чтобы ты мальчика родила...» И вот однажды он сделал мне предложение - за накрытым столом. Я растерялась и… согласилась.

Мы не афишировали нашу свадьбу. Расписывались в загсе на Плющихе - приехали туда на такси. Гуляли в общежитии. Его родных не было. Мы никого не ставили в известность. Поэтому многие считали, что Юра не был женат. Правда, не уточнял, что у него жена - актриса. Называл ее то учительницей, то инженером.


Надежда Серая

Почему же они расстались?

Из-за дочери, - объясняет Серая. - При живом отце я не могла объяснить девятилетней девочке, что у меня появился другой муж - она и так ужасно страдала. А ведь Юра обожал Варю, называл ее своим «секретарем». О нашем браке знали только соседи и мои родители. А потом наши отношения уже сошли на нет. О былом напоминал лишь штамп в паспорте.

Вообще, Юра был особенным человеком, - подчеркивает Серая. - Одиночкой по жизни. Преданным только работе. И наш брак - просто его благородный порыв. Но отношения наши были искренние... И мы были счастливы.

БРАТИК И СЕСТРИЧКА

ЗИНАИДА ПОПОВА, дочь легендарной Анки-пулеметчицы, журналистка, тогда знала практически всю театральную Москву. Они познакомились в театре на вечере, посвященном Фурманову.

Даже внешне они оказались похожи - чертами лица, светлым цветом волос, просто брат и сестра.

С первого же момента мы почувствовали какое-то духовное влечение друг к другу, - вспоминает Зинаида Михайловна. - Казалось, у нас всегда будет один и тот же ответ на любой вопрос... И началась наша дружба.

Часто заезжал после спектаклей, мы могли часа два болтать за чаем. В то время он не пил алкоголя...Часто звонил.

С часа до трех ночи мы разговаривали. Всегда находилась тема.

Он был весь... какой-то пастельный... Кстати, ему нравились именно пастельные тона. Всегда дарил мне свои рисунки и изысканные милые подарки, которые привозил отовсюду - это керамика, платки, шкатулки...Как-то подарил мне синюю кофту «со своего плеча». Решил, что мне она больше идет.

Он позвонил ей за три дня до смерти.

Мы полночи разговаривали по телефону - вспоминает Попова. - Говорили о том, как тяжело жить... И зачем вообще человеку дается жизнь - на счастье или на страдание?

Мы хорошо понимали друг друга. Он серьезно хотел уходить из МХАТа, а я все его отговаривала: «Не смей этого делать - ты все потеряешь!» И снова он не мог принять решение... После этого разговора у меня поднялась высокая температура... И первого февраля я отключила телефон, чтобы немного отдохнуть...

И до сих пор себя корю, хотя понимаю, что ничем не могла ему помочь...


Зинаида Попова

«ЛАСТОЧКА МОЯ»

Особенное место в его жизни в последние годы заняла - переводчица и редактор КЛАРИССА СТОЛЯРОВА.


Кларисса Столярова и Юрий Богатырев

Они познакомились в 1984 году, во время работы над спектаклем «Юристы» по пьесе Рольфа Хохута. Ставил спектакль немецкий режиссер Гюнтер Флекенштайн.

Столярова делала сценическую редакцию. На роль Хеммерлинга из службы безопасности Ефремов посоветовал Богатырева. И с этого момента началась серьезная и большая дружба...

Столярова по-матерински заботилась об артисте: замяла скандал когда он «не в форме» пришел на спектакль.

Когда это повторилось, уложила его в больницу. Там его «зашили». В знак признательности он писал ее портреты, помогал по хозяйству (особенно любил мыть посуду).

Она же старалась его вкусно накормить.

Помню, однажды на Пасху он сломал ногу, сидел дома, и я привезла на такси ему изысканное югославское блюдо - грудинку на косточках с фасолью, - вспоминает Кларисса Ивановна. - Он встречал меня, зачастую щелкая зубами от голода. Как-то приехала - а у него уже ничего из еды не осталось - на сковороде хрустящие хлебцы подогревает...

Новый 1989 год они встретили вместе. Вдвоем. И решили больше не расставаться.

Эта ночь стал рубежом в наших отношениях. Если раньше они были чисто дружеские, то в эту ночь произошли серьезные изменения.

Если раньше Юра мог меня поцеловать чисто дружески, то сейчас меня уже целовал не друг, а мужчина. И Юра начал вести разговоры о том, что нам придумать, чтобы быть рядом...

Но не сложилось.


Кларисса Столярова

У нее было много работы с Петером Штайном, который привез тогда в Москву спектакль «Три сестры». Он готовил выставку своих картин в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре. Но она откроется уже без него: в ночь на 2 февраля 1989 года Юрия Богатырева не станет…


Он писал портреты людей, с которыми учился, работал, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений...


Богатырев охотно дарил друзьям свои шаржи (Леонид Филатов)

Андрей Миронов


портрет актера Евгения Евстигнеева работы Юрия Богатырева


Елена Коренева


Татьяна Догилева


Олег Ефремов

Работа Юрия Богатырева к пьесе А.П. Чехова Три сестры. Ирина.

Елена Соловей:

Юрочка для меня всегда будет большим ребенком. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым.. Он, как ребенок, обижался на всякую ерунду... И как ребенок, прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве.


Кадры из фильмов -

Мне кажется, у него не было защиты. Он всегда мечтал о несбыточном...


........................................................................................
Большой-большой ребёнок. Юрий Богатырёв



Юрочка Богатырёв и его же собственный шарж -


Детство - с родителями и с друзьями -


Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина


С Борисом Щербаковым, Олегом Табаковым, Евгением Киндиновым, Олегом Ефремовым и другими...

С Галиной Волчек и Станиславом Садальским. Во время работы в Современнике Юра настолько был влюблен в Галю, что каждое утро мыл ей машину...


Юрий Богатырев в роли Дмитрия Фурманова. Драматическая хроника Мятеж. Московский художественный академический театр СССР имени М. Горького.


В кино Богатырев дебютировал в 1970 году в дипломной работе Никиты Михалкова Спокойный день в конце войны...


С Владиславом Дворжецким в картине Там, за горизонтом 1975 год


Юрий Богатырев в роли Бориса и Ирина Скобцева в роли матери Бориса на съемках художественного фильма Мой папа – идеалист.


Юрий Богатырев и Эва Шикульска и фильме Объяснение в любви


Одной из его лучших театральных работ называют роль Клеанта в спектакле Тартюф в постановке Анатолия Эфроса...
...............................................................................................





Мартин Иден - ОТРЫВКИ -



















ОТРЫВКИ -









Объяснение в любви
По мотивам книги Евгения Габриловича "Четыре четверти".
Почти весь фильм звучит волшебная музыка Баха, Вивальди, Малера...
Ровесник века, талантливый литератор Филиппок, мучительно ищущий свой путь в жизни, свидетель и участник важнейших исторических событий. Филиппок казался всем слабым и нерешительным. Но, по сути, он был сильным, цельным человеком. Филиппку повезло, он встретил женщину и полюбил ее, одну-единственную, на всю жизнь - Зиночку...
В ролях-Юрий Богатырев, Эва Шикульска, Ангелина Степанова, Бруно Фрейндлих, Светлана Крючкова, Кирилл Лавров, Дарья Михайлова, Никита Михайловский, Иван Бортник....
Такая сложная и такая трогательная история его жизни, где она его звала...Филиппок...




Вечно живые (1976)
Режиссеры: Галина Волчек, Олег Ефремов
Композитор: Рафаил Хозак
Актеры: Олег Ефремов, Антонина Богданова, Олег Даль, Лилия Толмачева, Юрий Богатырев, Марина Неёлова, Людмила Иванова, Игорь Кваша, Владислав Федченко, Станислав Садальский, Елена Коренева, Тамара Дегтярева, Елена Козелькова, Нина Дорошина, Галина Волчек, Авангард Леонтьев, Екатерина Маркова, Александр Вокач, Галина Соколова, Владимир Поглазов, Борис Сморчков, Владимир Земляникин
Фильм-спектакль по пьесе Виктора Розова, поставленный Олегом Ефремовым. Легендарная постановка. Это с нее начинался ефремовский "Современник".
"Вечно живые" - это трагическая история двух влюбленных, Бориса и Вероники, которых война разлучила навсегда, и в то же время рассказ о любви, которую война не смогла уничтожить. Война, увиденная с точки зрения влюбленных. Спектакль с удивительной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание... Борис ушел на фронт добровольцем и пропал без вести. Вероника, потеряв любимого, родителей, родной кров, в порыве отчаяния пытается обрести новую семью, и выходит замуж за брата Бориса Марка, но это не приносит ей облегчения...






Неоконченная пьеса для механического пианино
Авторы сценария - А. Адабашьян, Н. Михалков
Режиссер - Н. Михалков
Оператор - П. Лебешев
Мосфильм, 1976 г, драма
В ролях - Александр Калягин, Юрий Богатырев, Антонина Шуранова, Евгения Глушенко, Елена Соловей, Николай Пастухов, Павел Кадочников, Анатолий Ромашин...

По мотивам произведений А.П. Чехова.
В судьбе первой юношеской пьесы Антона Павловича Чехова много загадочного. Утраченный титульный лист породил путаницу - долгое время она считалась "Пьесой без названия". В театральном обиходе драма более известна как "Платонов". В воспоминаниях младшего брата писателя пьеса упоминается под заглавием "Безотцовщина", под этим именем она и вошла в полное собрание сочинений писателя...
ОТРЫВОК -



ИЛИ - фильм целиком -







Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979) -
По мотивам романа И. А. Гончарова "Обломов"
Режиссер-постановщик: Никита Михалков
Сценарий: Никита Михалков, Александр Адабашьян.
Оператор-постановщик: Павел Лебешев
Художники-постановщики: А. Адабашьян, А. Самулекин
Композитор: Эдуард Артемьев
В фильме использована музыка Беллини и Рахманинова
В ролях:
Олег Табаков, Юрий Богатырев, Андрюша Разумовский, Олег Козлов, Андрей Попов, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Евгения Глушенко, Евгений Стеблов, Николай Пастухов, Елена Клещевская, Галина Шостко, Глеб Стриженов, Олег Басилашвили, Любовь Соколова, Николай Бурляев, Федя Стуков и др.
Текст от автора читает Анатолий Ромашин
ОТРЫВКИ -


И поначалу она ушла из Меда, чтобы быть ему настоящей женой, а потом от него, узнав, что он любит другую...
Она была не очень прилежной студенткой Меда, но она первая поставила правильный диагноз своему умирающему сыну...Но не смогла спасти маленького...
Зато спасала и спасла много других жизней, мотаясь в любую погоду по тайге...Многих спасла и еще - его сынишку...
И, вобщем, про что ж спектакль? Про ТАНЮ...Про жизнь... Про выбор...Про встречи и расставания...
Удивительная и трогательная пьеса Алексея Арбузова в постановке Анатолия Эфроса, 1974 год...
Как давно всё это было...
Отрывок - Здесь - Юрий Богатырёв - после ПЯТОЙ минуты -




РОДНЯ (1981)
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Андрей Петров, Иван Бортник, Юрий Богатырев, Федор Стуков, Всеволод Ларионов, Никита Михалков, Александр Адабашьян, Павел Лебешев, Лариса Кузнецова, Олег Меньшиков, и другие...
Маруся, очень простая, грубоватая, но чрезвычайно душевная женщина из деревни, едет к дочери в город и знакомится в поезде с главным инженером рыбзавода, тоже немолодым, но очень добрым и милым человеком. В городе Маруся узнает, что дочь не любит мужа, с которым не живет, хотя и не развелась, не любит свою работу, на которую выучилась, чтобы только уехать из села, да и жизнь свою, похоже, не очень любит. Все это отрицательно сказывается на внучке. С пещерной непосредственностью и самыми лучшими намерениями Маруся пытается наладить семейные отношения дочери, дав ее мужу по морде. Она продолжает знакомство с работником рыбзавода, навещает своего окончательно спившегося мужа, которого в свое время выгнала из дома, пытается поправить и его судьбу. На фоне различных персонажей, встречающихся на пути Маруси, она демонстрирует дикую чистоту огромного сердца, шокируя окружающих, да и зрителя тоже. Действуя из самых добрых побуждений, она не в состоянии понять, почему ее вмешательство вызывает столь бурный протест.
ОТРЫВКИ - Чужая жена и муж под кроватью (1984)
Трагикомедия по мотивам ранних рассказов Федора Достоевского.
Режиссёр: Виталий Мельников
Сценарий: Владимир Валуцкий
Оператор: Юрий Векслер
Композитор: Тимур Коган
Актёр: Юрий Богатырев, Станислав Садальский, Олег Табаков, Олег Ефремов, Николай Бурляев, Марина Шиманская, Марина Неелова, Гали Абайдулов






Двенадцатая ночь (фильм-спектакль) - отрывок - Здесь - после ЧЕТВЁРТОЙ минуты - Юрий Богатырёв -



Дон Сезар де Базан


Кое-что из губернской жизни - Отрывок -

…В тот день он позвонил одной из главных женщин своей жизни, Ие Саввииной, и стал говорить, какая она замечательная. «Юра, ты ставишь меня в неловкое положение», - смутилась она. А в ответ услышала: «Роднуся, считай, что я с тобой прощаюсь».

Текст: Яна Шварц

Что это было? Предчувствие? Просто неосторожное слово сорвалось с губ?.. После этого звонка Богатырёв ещё несколько раз крутил телефонный диск - приглашал друзей вечером отметить гонорар, полученный за «Очи чёрные». Долларовый (фильм-то был наполовину «импортный»)! Впрочем, каких друзей? Собутыльников, которым только дай повод для застолья. Друзья у актёра были другие - Ия, Кларисса, Зинаида. Сплошь Прекрасные Дамы, водку если и пьющие, то умеренно. Но никого из них он в гости не позвал. На то были свои причины. И одна из них - желание напиться. Женщины, дорогие сердцу Юрия Богатырёва, в нетрезвом состоянии его терпеть не могли...

Неудавшийся нахимовец

Богатырёва ещё в детстве дразнили «девчоночником». Потому что ровесники маленького Юру не привлекали - только ровесницы. С ними он играл в «дочки-матери», в кукольный театр. Его мама, Татьяна Васильевна, вспоминала, что сын иногда ночью вставал, надевал её шёлковый халат (чёрные страусы по голубому полю), шляпку с пером и вуалькой и прохаживался по квартире. Проделывал это, не просыпаясь. Потом всё снимал, вешал халат на место. «И ведь как аккуратно! - удивлялась мать. - Кочерга стояла рядом и не падала! Мы в таких случаях никогда его не будили...» Утром мальчик ничего не помнил. «Лунатил» только в раннем детстве - со временем это прошло. А вот тяга ко всему «женскому» - к женскому миру, к женской душе - осталась навсегда. И как так вышло, что этот чудо-ребёнок родился в семье флагманского штурмана бригады подводных лодок ВМФ СССР, человека сурового, крестьянина по происхождению? Юра у родителей был поздним ребёнком, поэтому купался в их любви. Лет с четырёх уже слышал в свой адрес: «Ну, артист!» Татьяна Васильевна рассказывала, как лихо он отплясывал в морском клубе «Яблочко». Но отец, Георгий Андрианович, хотя умилялся сыновними талантами и его какой-то уж очень тонкой душевной организацией, в расчет их не принял, когда решил отправить 10-летнего Юру в Нахимовское училище. Штурман надеялся на продолжение офицерской династии.

Мальчишки в училище, видимо, сразу почуяли в нем чужака - слишком мягкого, слишком доброго, слишком ранимого, чтобы быть членом пацаньего коллектива. И со всей подростковой жестокостью начали рохлю Богатырёва, как теперь говорят, прессовать. Подробностей никто не знает: ябедничать Юра не пошёл. К счастью, родители опомнились и забрали сына домой - с надломленной психикой и без зимней одежды, которую у него украли. Наверное, именно тогда гармония мира для Юры начала рушиться. Раньше он всех любил, и его все любили. Жизнь была полна красок - только ярких, только сияющих. И вдруг - жирные чёрные мазки. Кстати, пример с красками не случаен. Мальчик настолько был увлечён рисованием, что после школы поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина. Да и потом, когда уже стал актёром, с кистью не расставался. Мельпомена взяла верх через два года после начала Юриного студенчества. Дело было летом. Он подрабатывал художником на археологических раскопках, проходивших в живописном уголке Подмосковья. Там же неподалеку отдыхали ребята из кукольного театра-студии «Глобус». К ним, как к родным, его и потянуло. Закончилось тем, что с перспективой стать художником на ниве ковроткачества (на таком отделении учился) Богатырев расстался и подал заявление в знаменитую Щуку.

Любимый «пельмень»

Учиться ему предстояло на «золотом» курсе - вместе с Натальей Гундаревой, Константином Райкиным, Натальей Варлей. Последняя вспоминала о встрече с Богатырёвым: «Он стоял в окружении абитуриентов, и все, конечно, были суетливы, волновались, а Юрочка был такой красивый, спокойный. Мы все в него сразу влюбились. А затем он стал центром, осью земной и на занятиях, и на переменах. Он был замечательный рассказчик. Очень остроумный, со своеобразным мягким юмором. К тому же с прекрасным голосом и слухом, замечательно играл на фортепьяно». Как когда-то Богатырёв не обижался на дворовое прозвище «девчоночник», так и сокурсникам прощал «пельменя» и «бело-розового» (имелся в виду зефир). Такой большой, плечистый, с огромными руками, он выглядел совершенно безобидным. Большим ребёнком. По-детски относился к деньгам: в долг мог отдать даже последний рубль. Единственное, чего побаивались друзья и приятели, - его неожиданных розыгрышей. Вот тут богатырёвская «детскость» и непосредственность переставала умилять - раздражала. Он мог поставить окружающих в неловкое положение. Например, однажды, придя в гости к сокурснику Косте Райкину, позволил себе выходку очень дерзкую. Наверное, она бы не была таковой, если бы за столом кроме Аркадия Райкина и членов его семьи не сидели ещё и какие-то иностранные гости. Юрий таскал тогда в кармане привезённую знакомыми из-за границы штучку для розыгрышей - искусственную соплю. И начал свою импровизацию с того, что влез в разговор Аркадия Исааковича с гостями, перебил, принялся горячо рассказывать о своей якобы поездке в Париж (никогда там не был), чихнул, незаметно пристроил соплю и продолжал разглагольствовать. А потом долго будто бы не понимал жестикуляцию Райкина-старшего и всех участников застолья. Каждый пытался незаметно дать понять не умолкавшему юноше, что у него «непорядок под носом». Когда же все раскрылось, никто не рассмеялся.

У Юры Богатырева не получалось взрослеть. Но это в реальной жизни. На сцене же и на экране он мог быть каким угодно, в том числе мудрым и мужественным. Настоящее чудо перевоплощения - его Егор Шилов в легендарной картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Богатырёв создал один из самых сильных мужских образов в нашем кинематографе. И ни крупицы фальши. Шилов - настоящий герой, сильный, умный, смелый. А ещё настоящий друг и товарищ. Кажется, невозможно ТАК сыграть, не имея самому всех этих качеств. А если возможно, то это очень высокий класс мастерства. Для роли требовалось похудеть - и Богатырёв долго жил на капустных котлетах. Требовалось ездить верхом - и он за два дня освоил эту науку так, что сомнений не было: Егор Шилов родился в седле. Богатырёв всё делал без каскадера, даже прыгал в реку с 19-метровой высоты. Причём до дна оказалось всего полтора метра, а рассчитывали на пять, и только чудо спасло актёра. Самым трудным было научить его драться. Богатырёв никогда этого не делал, даже кулак складывал «по-женски» - подгибая большой палец внутрь. Но и с этим справился. В фильме Шилов бьёт убедительно. Эта картина, в которой Богатырёв снялся в 1974-м, через три года после окончания Щуки, сделала его знаменитым. Потом пришли другие звездные роли - Серж в «Неоконченной пьесе для механического пианино», Филлиппок в «Объяснении в любви», Штольц в «Нескольких днях из жизни И.И. Обломова», Стасик в «Родне». Галерея потрясающих образов.

Фиктивный брак

Жил он тогда в общежитии «Современника». В этот театр Богатырёва пригласили сразу после училища. Галину Борисовну Волчек, главного режиссёра, новичок так боготворил, что по утрам мыл её машину. Кое-кто считал это подхалимажем. А его детскую душу подобное проявление любви и уважения ничуть не коробило. Он и не на такое был способен! Например, жениться из чувства сострадания и желания помочь. А дело было так. Однажды актриса Надежда Серая шла по коридору актёрского общежития и увидела Богатырёва, рыдающего у стены. Она решила: человек, видимо, только что узнал какую-то страшную новость. Подошла, стала расспрашивать. Выяснилось: Юрий провожал племянника, а вернувшись, подумал, какая же у родственника тяжёлая жизнь. Ну и расплакался от таких мыслей. Женщина была потрясена: столь чувствительных мужчин ей ещё не приходилось встречать. А Богатырёв растрогался: подошла, пыталась утешить!.. С этого дня они стали добрыми приятелями. Надежда тогда только что развелась с мужем-режиссёром. Осталась с маленькой дочкой на руках. А поскольку московской прописки у неё не было, возникла угроза выселения. Тогда-то Юрий и предложил пожениться. Ради прописки. И они сделали это по-тихому, без огласки. Правда, фиктивные супруги так симпатизировали друг другу, что всерьёз подумывали: а не забыть ли о фиктивности? Может, и не только дружескими были их отношения? Но факт остаётся фактом: вместе Юрий и Надежда никогда не жили, близким о браке не сообщили. Татьяна Васильевна, мать Богатырёва, после смерти сына была страшно удивлена, обнаружив, что тот женат. Но Надежда сказала, что настоящими супругами они с Юрием не были, и на наследство претендовать не стала. Многие считают, что обзавелся Богатырёв этим штампом в паспорте ещё для того, чтобы его не донимали вопросами и «живым интересом». Татьяна Догилева рассказывала: «Помню, на съёмках, когда кто-то из женщин «делал стойку» на Юру, тот заявлял, что у него есть жена Зинаида, архитектор».

Комплекс вины

Он часто влюблялся в своих партнёрш по фильмам - в Елену Соловей, в Анастасию Вертинскую, в Светлану Крючкову. Влюблялся пылко, но платонически. Предложить своим Прекрасным дамам нечто большее, нежели верное рыцарское обожание, Богатырёв не мог. Эту истину о себе актёр понял уже взрослым человеком и был раздавлен этим пониманием. Неизбежность двойной жизни для него, абсолютно не умеющего лгать, оказалась катастрофой. «Юра очень страдал из-за того, что он не такой, как все, - вспоминал Александр Адабашьян. - Пил, совершая в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых очень стыдился. Это добавляло ему ещё как бы дополнительный комплекс вины». Наверное, осознание своей «чужести» и стало последней каплей, которая разрушила гармонию его мира. Последней, но самой увесистой. Людская недоброжелательность и подлость, его собственное неумение прилаживаться к реальности были, в общем-то, мелочью. С точки зрения простого человека. Однако беззащитного, ранимого и противоречивого Богатырёва подобные жизненные обыденности всерьёз подтачивали изнутри. В те годы рядом с ним, большим гениальным ребёнком, не было человека, который окутал бы его такой же любовью, какую дарили родители. Человека всепонимающего, всепрощающего, способного утереть слёзы, текущие вроде бы без причины, могущего искренне сказать, что он, Юра, самый лучший, самый талантливый. Если бы такой был! Но рядом хороводили иные. Которые могли лишь нагло пользоваться щедростью, интеллигентностью и мягкостью Богатырёва. Его всё чаще и чаще посещали мысли, что он никому не нужен. От сосущей тоски хотелось избавиться. Придя в 1976-м в труппу МХАТа (осуществилась мечта!), Богатырёв очень хотел влиться в коллектив. Получилось - буквально. Коллектив оказался пьющим и подозрительно относился к тем, кто отказывался. Богатырёв, до того почти трезвенник, начал «вливаться». Дело это, начавшись за кулисами, перетекло в его наконец-то полученную однокомнатную квартиру. В её стенах и происходила трагедия: псевдодрузья потихоньку спаивали актёра. В пьяном угаре, пусть ненадолго, но действительно становилось легче. Но потом душа болела ещё нестерпимее - и тогда спасали антидепрессанты. Было ещё одно спасение - подруги. 1977 год подарил Богатыреву Ию Саввину, с которой он подружился на съёмках фильма «Открытая книга», и журналистку Зинаиду Попову. С ней судьба свела на одном из вечеров во МХАТе. Обе эти женщины оказались Юрию Богатырёву очень «созвучны». Может, потому, что первая родилась с ним в один день, только на 10 лет позже, а со второй они были так похожи, что их часто принимали за брата и сестру. К обеим он ходил в гости, делал им подарки, изливал душу. Вот только в последние годы, когда пристрастился к выпивке и в таком виде мог позвонить и в два, и в три ночи, стали возникать ссоры. Если завтра на работу, а тебе кричат заплетающимся языком в трубку: «Поговори со мной!» - кому понравится?..

Роковой укол

А в 1984-м Юрий Богатырев познакомился с переводчицей Клариссой Столяровой. Тоже во МХАТе. Она ассистировала немецкому режиссёру, приехавшему ставить спектакль, главная роль в котором предназначалась Юрию. После одной из репетиций Богатырёв их обоих пригласил к себе в гости - вкусно кормил, фонтанировал шутками и прибаутками, показывал свои восхитительные рисунки. В общем, очаровывал. Чары предназначались даме, и они подружились. Даже последний в жизни Богатырёва Новый год - 1989-й - встретили вместе. Уже после смерти актёра Кларисса признавалась: «Мне удалось четырежды побывать замужем. Но у меня не было ближе и родней человека, чем Юра». Всё так. Но у каждой из богатырёвских подруг была своя жизнь, дети, работа. Ни одна не готова была целиком посвятить себя заботе о нём и его душевном равновесии. Юрий это понимал.

По роковому стечению обстоятельств в свой последний вечер он не решился навязываться им со звонком. За три дня до трагедии позвонил Зинаиде. «Мы полночи разговаривали по телефону, - вспоминала она. - Говорили о том, как тяжело жить. И зачем вообще человеку даётся жизнь - на счастье или на страдание?» Она чувствовала, что другу плохо, понимала, что надо бы поехать к нему, но лежала с тяжёлым гриппом. И Кларисса в те дни была плотно занята на фестивале немецких театров и тоже не могла находиться рядом с Юрием. Потому он и позвал в утешители собутыльников. Когда после обильного возлияния у Богатырёва случился сердечный приступ (а сердце у него всегда было слабое), приятели вызвали бригаду врачей. «Он умолял, что не надо «скорую», что надо позвонить мне, - рассказывала Кларисса Столярова. - Но поскольку эти люди меня не знали, они поступили по-своему. Мне сообщили, когда «скорая» уже сделала своё дело. Я приехала - Юра уже под простынкой лежал». Его убил укол. Введенное врачами лекарство оказалось несовместимым с антидепрессантами, которые Богатырёв принял накануне. Плюс алкоголь. Если бы дружки сделали так, как просил Юрий, возможно, несчастья бы не случилось. Кларисса знала, какие он принимал таблетки, могла тут же проконсультироваться с лечащим врачом Богатырёва, выяснить, что ему можно, что нельзя. Но судьба выбрала трагический сценарий.

«Помню отпевание в церкви, - продолжает Кларисса, - помню, ему укутали ноги шёлковым халатом Обломова. Он очень хотел сыграть эту роль. Моя дочь сшила этот халат буквально за пару часов. А сын написал стихи и положил ему в гроб. Так мы Юру проводили». В день похорон в филиале музея Ермоловой состоялось открытие первой персональной выставки Юрия Богатырёва. Он очень ждал этого дня. Как художник, верил в свой успех. И триумф был - но, увы, уже без него.

А тот гонорар за «Очи чёрные», что «обмывался» в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года, - несколько тысяч долларов - говорят, исчез из квартиры актёра. Вместе с редкими книгами из домашней библиотеки Богатырёва и его картинами.