Навыки жевания у детей. Какой вред ребенку может нанести поздний переход на твердую пищу. В каком возрасте малыш должен научиться жевать и глотать твердую пищу

Консультация «Как научить ребенка жевать?» предназначена для родителей и логопедов, которые столкнулись со ставшей в последние несколько лет распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу. Из консультации можно понять причины данного явления, получить практические рекомендации, которые помогут родителям и педагогам преодолеть проблему.

Подчеркните, как медленно глотать медленно, а не медленно жевать. Ваш ребенок должен полностью жевать и проглатывать пищу, прежде чем она успеет сделать следующий укус. Следующий укус может служить ее «наградой» за хорошую работу при жевании. Многие малыши склонны медленно переваривать продукты, потому что они еще не привыкли к жеванию. Старайтесь не спешить с ребенком и ожидайте, что он может занять не менее 10 минут, чтобы съесть небольшую еду или перекусить. Избегайте давать ваши продукты для малышей, которые трудно пережевывать, особенно когда вы учите ее, как правильно жевать.

  • Терпение важно, когда ваш малыш учится жевать.
  • Это включает орехи, семена, попкорн, карамель и сырую морковь.
Эй, Макдональдс, как насчет их яблок?

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!».

Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали — ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились.

Текстура - это острая тема. Кажется, что некоторые малыши идут на гагу. Другие сходят с ума от хрустящего. Механика еды на самом деле довольно сложна, и есть много вещей, которые могут пойти не так. Если у вас есть ребенок, который предпочитает один вид текстуры над другим, у него, похоже, проблемы с пережевыванием продуктов или каким-либо другим способом указывает на то, что может возникнуть проблема, и вы должны провести оценку. С другой стороны, если ваш ребенок может освоить целый ряд продуктов, вы, вероятно, имеете дело с предпочтением пищи или привычкой к еде. Родители ищут разумные причины для объяснения моделей питания своих детей.

Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

  • Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;
  • Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
  • Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу.

Это также понятно: если вы можете понять, почему ваш ребенок ест так, как он это делает, у вас есть больше шансов произвести еду, которую он будет есть. Ищите разумную причину, объясняющую предпочтение вашей пищи для малышей, это пустая трата времени.

Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам»

У маленьких детей нет рациональных причин, почему они едят, как они это делают. . Скорее всего, ваш ребенок привык есть определенные продукты. И эта привычка заставляет вашего ребенка неоднократно выбирать определенные продукты. Каждый раз, когда это происходит, привычка усиливается и укрепляется. . Проблема в том, что привычки в еде маскируются как предпочтения в еде.

Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание.

Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание . При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

Как только вы поймете, что ваш ребенок не любит или не будет есть определенные виды пищи, невероятно сложно их накормить: Это означает, что мой малыш питается едой, которая ей не нравится. Итак, вы сокращаете ассортимент продуктов, которые вы предоставляете, и ограничения на питание вашего ребенка усиливаются. Не ожидайте, что ваш ребенок совершит большие текстурные скачки.

Прекратите думать о продуктах питания в первую очередь с точки зрения питательных веществ и начинайте думать о них с точки зрения текстуры. Йогурт - это не кальций и белок. . Затем, сознательно меняйте текстурные характеристики пищи, которую вы предлагаете своему ребенку. Для некоторых детей это довольно просто: хрустящие хлопья на завтрак? Пообедайте хрустящие крекеры. Для более неохотных едоков вам нужно двигаться медленнее.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола.

Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию

Начните с пюре из гороха, затем смешайте один или два мелко нарезанного горошка, затем перейдите к более крупным кускам и большим шишкам. Очень характерно то, что делает успешную продукцию производства - они одинаково одинаковы при каждом их покупке - делает их смертельными для родителя, пытаясь расширить текстурическую толерантность малыша.

  • Постепенно выставляйте своего ребенка на небольшие изменения текстуры.
  • Внесите текстурное разнообразие, переключая бренды, которые вы покупаете.
  • Дети, даже молодые, должны быть в курсе.
Служите больше того, что вы хотите, чтобы ваш ребенок поел.

Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

  • Будьте довольны, даже если он ест меньше, чем вам хотелось бы.
  • Если ваш тотал имеет один укус новой текстуры, у вас есть причина праздновать!
Наконец, прекратите предполагать, что вам нужно обеспечить пищу, которую ваш ребенок будет есть. Когда наши дети начали ходить в детский магазин к часу, все они все еще были на грудном вскармливании. Да, это даже не проблема. Или если так, то самое большее в положительном смысле. Например, когда один из педагогов вспомнил что-то задумчиво, как ее собственное прекрасное грудное вскармливание с ребенком, и мы говорили об этом.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет?

Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

Привлечение малыша к процессу приготовления еды

Наши дети больше не были младенцами. Остальные двое детей были намного старше двенадцати месяцев, с которыми довольно мало детей отправляются в детский сад здесь, в Берлин. Из-за моего собственного, неизменно положительного опыта, я, естественно, предполагал, что грудное вскармливание маленьких или больших детей-комплектов вовсе не проблема. Профессионально, к сожалению, у меня тоже есть очень разные впечатления. Снова и снова женщины, которые хотят иметь поддержку в отлучении от груди, потому что ребенок тогда или затем приходит в детский сад.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса.

Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

В случае более быстрого отлучения, которое не вызвано ребенком, важным условием является то, что мать уверена в своем решении. В противном случае обычно создается «хаос» и связанная с ним неопределенность у ребенка. Очень быстрая абляция требуется только в очень редких случаях. Потому что ни ожидающая операция, ни прием наркотиков в большинстве случаев не являются причиной для воздержания. Итак, переход в детский сад должен быть причиной отказа? В качестве аргумента часто говорится, что дети слишком привязаны к матери, и поэтому у педагогов будет намного сложнее время, так как они не могут кормить ребенка грудью и не успокаивать.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи.

Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение.

Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).

Кстати, отец ребенка или бабушка тоже не могут этого сделать. Тем не менее, конечно, дети с грудным вскармливанием также участвуют в работе с другими опекунами. И дети, которые больше не обязательно должны получать грудное молоко для своего питания, также могут есть и другие продукты. Опыт в детском саду с гораздо более высокой готовностью попробовать новые вещи.

Что делать если момент введения твердой пищи упущен

Напротив, грудное вскармливание может даже помочь в освоении этой новой, незнакомой и стрессовой ситуации для детей. Дети, не имеющие грудного вскармливания, также работают с большим количеством обнимания и физического контакта с родителями. Оба хороши для маленьких человеческих детей, особенно когда в жизни происходит много нового.


Ситечко для кормления помогает ребенку научиться жевать твердую пищу

С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

Грудное вскармливание как хорошая защита от патогенов

Длительное грудное вскармливание является хорошей защитой от патогенов, которые все чаще подвергаются детям в дневном стационаре. Это не значит, что кормящий ребенок тоже не может болеть. Но антитела, содержащиеся в грудном молоке, поддерживают иммунную систему ребенка в борьбе. Часто, даже при тяжелых инфекциях, курсы более мягкие. Лизоцим, фермент, обнаруженный в грудном молоке, который разрушает клеточные стенки бактерий, присутствует даже в грудном молоке в больших количествах для 18-месячного ребенка, чем у шестимесячного ребенка.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам».

Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой.

Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

Даже при желудочно-кишечных инфекциях, которые часто передаются в детском саду, часто бывает полезно, если ребенок все еще грудного вскармливания. Опасность обезвоживания всегда высока при этих инфекциях. Для матери длительное грудное вскармливание также имеет преимущества для здоровья, такие как снижение риска рака груди или яичников. Но вы, конечно, не должны спорить с преимуществами для здоровья, когда речь заходит о продолжении кормления грудью даже в детском саду.

Насколько хорошо процесс ознакомления преуспевает, определяется другими факторами. Иногда это слишком рано для ребенка, или он ошеломлен ситуацией. Было бы более контрпродуктивно давать грудное вскармливание ребенку, который в настоящее время не уверен. Эта фаза также является стрессовой для матерей. Быстрое отлучение также означало бы гормональный для мамы резкие изменения. Это тоже на самом деле неуместно в такой момент.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию.

Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Так что теперь никто не понимает неправильно: ни одна женщина не должна кормить ребенка грудью - даже несмотря на положительные аспекты, описанные выше, - дольше. Но для матерей, которые любят это делать, важно знать, что привыкание к байдарке автоматически не означает отлучение. Если есть желание идти в одиночку, это не обязательно должно мешать процессу каякинга. Потому что оба являются большими новыми шагами в жизни малыша. Имеет смысл идти один за другим. Какой бы порядок вам ни подходит.

Для маленьких детей и младенцев, которым все еще требуется питательное молоко, в настоящее время имеется хороший брошюра о «работе с грудным молоком в дневном стационаре или дневном стационаре». Потому что это, несомненно, смягчило бы беспокойство некоторых Китамитарбейтеров в отношении сложной акклиматизации. Также не о том, как долго в идеале нужно кормить грудью. Это может и должно рассматриваться и решаться каждой семьей. Матерям, которые предпочитают более короткую или более длительную заботу за пределами своей семьи, не следует убеждать бросить, если она на самом деле не подходит в это время, как для матери, так и для ребенка.

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Кстати, акушерки также консультируют по этим вопросам грудного вскармливания. Вопрос всегда раздражен, если вы попросите консультацию по грудному вскармливанию матери одного или даже двухлетнего ребенка. Но они должны заплатить «до конца абстиллюляции». И эта цель не определяется ни Кита, ни страхованием здоровья, а только матерью и ребенком. Жевание - это навык, который все младенцы должны приобретать во время своего развития, и это начинает успокаиваться благодаря таким переживаниям, как и исследовать их с ним.

Младенцы готовы есть небольшие кусочки пищи в течение 8-9 месяцев, и, как правило, чем дольше выдается пюре или дробленая пища, тем труднее будет ребенок принять его. Также очень важно, чтобы ребенок сидел за столом с остальными членами семьи. Пример очень полезен, чтобы заставить его ознакомиться с едой и привыкнуть к тому, что потребляет остальная часть семьи.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Сосательный рефлекс, казалось бы, давно преодолен, но малыш упорно игнорирует кусочки пищи и использует свои зубки не по назначению. Тревога мам в этом случае безусловно понятна, ведь отказ от твердой пищи создает проблемы не только дома, но и в детском саду, где малышу никто не будет делать специальное пюре, лишь бы он не остался голодным. Что же делать, если ребенок не жует? Попробуем выяснить причины такого поведения и подружить малыша с прекрасными продуктами, которые нужно жевать.

Что делать, если ребенок отказывается пережевывать

Если победить, наш сын откажется пережевывать, эти небольшие предложения могут быть полезными. Постепенно увеличивайте текстуру пюре, чтобы ребенок познакомился с движениями, необходимыми для жевания, но без необходимости жевать. После того, как вы знакомы с текстурами твердых продуктов, вы можете представить измельченную пищу вилкой и постепенно увеличивать размер кусков, всегда имея в виду, что их легко жевать.

В сопровождении хорошего количества соуса, фарша или фрикадельки с соусом они могут быть идеями для следующего шага, как только раздавленная еда будет принята, и, кроме того, они обычно являются продуктами, хорошо принятыми детьми. В общем, когда пища в основном измельчается, соус или бульон, сопровождаемый небольшими твердыми кусками, обычно облегчает переход.

Ребенок не хочет жевать – в чем причина?

Проблема, при которой ребенок не жует пищу, появилась у многих современных мам сравнительно недавно. Полки детских магазинов пестрят всевозможными готовыми продуктами и это очень удобно, когда можно не тратя времени и сил дать малышу кашу или фруктовое пюре из баночки. Тем более, многие мамы могут возразить, что у крохи мало зубов и твердой пищей он может повредить десна. С одной стороны они правы, но с другой - малыш растет и постепенно начинает понимать - зачем работать челюстью, если можно пару раз хныкнуть и заветная легкая пища снова будет приготовлена сердобольной мамой? В итоге получается ситуация, когда ребенку 2 года, а он не жует твердую пищу и признает лишь кашеобразное меню.

Теперь задумайтесь над таким фактом: отсутствие твердой пищи облегчает работу ЖКТ, что снижает приток крови к внутренним органам. В результате у ребенка начнутся проблемы с опорожнением кишечника. Плюс ко всему у малыша будет нарушено формирование прикуса, что тоже может привести к неприятным последствиям. Именно поэтому приучать свое чадо к твердой пище нужно как можно быстрее. И сделать это не составит никакого труда. Важно лишь немного запастись терпением.

Употреблять твердую пищу, малыш начинает ближе к году. Прежде чем вводить в меню ребенка грубое питание, важно дождаться, пока у него появится полный набор зубов. Или хотя бы основная его часть. Так как научить малыша жевать, занятие не из легких, наберитесь силы воли и поставьте ребенка в такие условия, когда хочешь-не хочешь, а жевать что-то помимо пюре все равно придется. С чего начать и что делать, помогут некоторые советы:

Столкнувшись с проблемой как научить ребенка жевать, старайтесь не паниковать и не идти на поводу у малыша. Не показывайте ему, что с ним что-то не так и оставьте бесполезную трату времени на разговоры и беседы с ребенком. Показывайте личным примером, заинтересовывайте, готовьте новые цветные и интересные блюда и не жалейте кроху, строящего из себя несчастную жертву. В деле воспитания всегда нужна твердость характера. И пусть она вам поможет в такой непростой ситуации.