Жан огюст доминик энгр биография. Жан-Огюст-До­ми­ник Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) – Французский художник, живописец, информация и картины. Финальный парижский период

академизма XIX века .

« Над пяльцами сидела... краси­вая, рослая девушка с тща­тельно приглаженными, блестящи­ми волосами цвета вороноваа кры­ла... Ее редкостная красота была отмечена силой и изяществом... Густые брови правильного рисун­ка резко оттеняли белизну чистого лба... легкий румянец, томная неж­ность губ, совершенство овала ли­ца».

«Прекрасные черные глаза с миндалевидным разрезом... осенен­ные длинными ресницами, блестев­шие влажным блеском. Жизнь и молодость похвалялись своими со­кровищами, будто воплощенными в этом своенравном личике и в этом стане, таком стройном, несмотря на пояс, повязанный по тогдашней моде под самой грудью».

Так описывает Бальзак своих героинь, живших во Франции в начале XIX века, современниц Наташи Ростовой. А искусство живописи предоставляет нам уди­вительную возможность увидеть их воочию.

Посмотрите на портрет пятна­дцатилетней мадемуазель Ривьер- не правда ли, создается впечатле­ние, что именно она послужила прототипом писателю? Мы знаем, что это не так, но сама близость образов, созданных писателем и художником, не случайна. Она говорит о том, что оба черпали вдохновение из одного источни­ка - жизни своей эпохи. Автор живописного портрета, старший современник Бальзака - прослав­ленный французский художник Жан Огюст Доминик Энгр.

Энгр прожил долгую жизнь, и она приходится на самые бурные, самые тревожные годы француз­ской истории. Революция 1789- 1794 годов; триумф и крушение империи Наполеона Бонапарта, которого художник не раз писал; революция 1830 года - Энгр вместе с Делакруа охранял Лувр; революция 1848 года, реакционный переворот 1851 года, Вторая импе­рия. Среди современников Энгра такие художники, как Давид, Делакруа, Курбе, Мане; среди писателей - Стендаль, Бальзак, Гюго, Флобер, Золя.

Энгр - гасконец. Он родился 29 августа 1780 года в Монтобане, в семье художника. Отец был его первым учителем. Он же научил мальчика играть на скрипке, и во время учебы в Тулузской акаде­мии художеств, в 90-х годах, буду­щий живописец подрабатывал на жизнь, играя в театральном оркестре. Увлечение музыкой ока­зало воздействие и на творческое формирование мастера, сделав его особенно восприимчивым к чувст­ву ритма , гармонии .

Недаром впоследствии художник говорил своим ученикам:

«Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как живописцы».

Дальнейшее художественное образование Энгр получает в шко­ле изящных искусств в Париже, в мастерской знаменитого Давида, в 1797-1801 годах. Помимо про­фессионального мастерства , Да­вид стремился внушить ученикам и свои представления о высоком назначении художника в жизни общества, о том, что цель искус­ства - в воспитании моральных и гражданских добродетелей, в стремлении к прекрасному идеа­лу. В своём видении классицизма Энгр не разделял ни революционной тенденции своего учителя Давида, ни консерватизма Кановы; его идеал был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. Более всего Энгра интересовала форма, которая у него не сводилась к некому идеалу, но была связана со своеобразием предмета изображения.

Преклонение перед антично­стью определяло его и отношение к натуре - художник должен на­учиться видеть и отображать лишь прекрасные, возвышенные черты природы. Для изучения античного искусства лучших учеников посы­лали на четыре года во Француз­скую академию в Риме. В 1801 го­ду Энгр получил Большую рим­скую премию, однако из-за финан­совых трудностей поездка в Ита­лию была отложена, и художник остается работать в Париже.

В 1806-1820 г.г. учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года.

Уже первые его работы, выстав ленные в Салоне 1806 года, - «Портрет Наполеона», «Автопорт­рет», портреты семьи Ривьер - привлекли внимание критики. Но отзывы были в основном недо­уменные и недоброжелательные: молодого живописца обвиняли в «готичности», в том, что он хочет «вернуть искусство на четыре сто­летия назад, к мастерам XV века». И это говорилось о полотнах, составляющих ныне гордость Лувра!

Что же так смутило критиков в произведениях Энгра? Прежде всего то, что они были не похожи ни на работы мастеров XVIII ве­ка, ни на портреты его учителя Давида. И дело заключалось не только в непривычности, «непохо­жести» формы , но и в новом отно­шении к человеческой личности, которое складывается в послерево­люционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве живописец из Монтобана. Великая револю­ция по-новому высветила роль и значение человека, и эти представ­ления были сродни тому «откры­тию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения.

В XIX веке личность осознает свою индивидуальную самоцен­ность, но в силу ряда социальных факторов это оборачивается обост­ренным ощущением раздвоения личного и общественного, которое в результате порождает индивиду­ализм, изолированность от мира, чуждые восприятию эпохи Воз­рождения. Люди на портретах XV-XVI веков существуют как часть человечества, персонажи Энгра подчеркнуто обособленны... Они словно отгорожены от осталь­ного мира невидимой преградой, их трудно представить в кругу семьи, друзей.

Портрет мадемуазель Ривьер - одно из наиболее прославленных полотен художника. Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта под­черкивают это впечатление. Все средства художественной вырази­тельности направлены на то, что­бы выявить значительность моде­ли. Возможно, художник делает это интуитивно, но иначе не мо­жет, он так видит, так чувству­ет - он сын своей эпохи. Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во вре­мени такой хрупкий, такой не­долговечный дар, как молодость, красота. Причем красота для не­го - понятие не только эстетиче­ское, но и моральное, нравствен­ное, неразрывно связанное с пред­ставлениями о добре, человечно­сти, справедливости. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действи­тельности (известно только, что она умерла в год создания портре­та), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее живописец, но мы верим ему. Образ оказался со­звучен эпохе - откройте книги Бальзака, Стендаля - мадемуа­зель Ривьер естественно войдет в мир литературных героев того времени.

Мадам Ривьер - элегантная светская дама, духовный мир кото­рой не особенно глубок, и Энгр не скрывает этого. Но как пре­красен ее портрет, каким совер­шенством дышит здесь каждая линия, каждая деталь, как гармо­нично вписывается фигура женщи­ны в овал, очертания которого как бы «рифмуются» с мягкими округ­лыми формами. Сколько женствен­ности и очарования в ее лице, в темных миндалинах глаз, в рисунке губ! С каким мастер­ством передал Энгр фактуру драгоценной кашмирской шали, шелковистого синего бархата, от­теняющего теплую свежесть шеи, белизну рук, плеч. Все линии подчинены единому музыкальному ритму, ни одна деталь не наруша­ет гармонии целого. Верно заме­тил один исследователь искус­ства:

« Энгр, как царь Мидас, все, что видел и к чему прикасалась его кисть, превращал в золото подлинного искусства».

Некоторая «отчужденность» от­мечается и в портрете мадам Ривьер: сама форма овала своей завершенностью подчеркивает это ощущение и как бы замыкает границы индивидуального мира модели.

В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Здесь все становится человечнее, проще. Люди общаются друг с другом с «открытой душой». Именно таки­ми предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Доверчиво улы­баясь, смотрит на нас молоденькая невеста Энгра, Жюли Форестье, не ведая еще, что впереди ее ждет расторжение помолвки. Возле нее сидит мать со своим братом, по другую сторону клавесина - отец, в дверях видна Клотильда, слу­жанка, поверенная в тайны маде­муазель, через которую влюблен­ные пересылали друг другу запис­ки и письма. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Кажется, карандаш едва касается поверхности листа, прида­вая рисункам мастера особое каче­ство - прозрачность и одухотво­ренность. Сохраняется и объем, и ощущение пространственной глу­бины. Примечательно, что худож­ник обычно подробно прорабаты­вает в рисунке только голову и не­которые фрагменты костюма - манжету, воротник, но это делает ся настолько артистично, что остальные, едва намеченные дета­ли приобретают убедительную достоверность. При этой лаконич­ности прекрасно переданы харак­теры, сама атмосфера домашнего уюта, духовной близости людей. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Здесь он не подчиняет свое даро­вание теориям, рисует, как птица поет, естественно, просто, прекрас­но. Помимо портретов, сохрани­лись великолепные изображения обнаженной натуры, множество эскизов , набросков , этюдов к кар­тинам.



В том же, 1806 году, когда был выполнен портрет семьи Форестье, Энгр едет в Италию стипендиа­том Французской академии в Ри­ме. Итальянские города с их про славленными памятниками культу­ры, дворцами и музеями произве­ли на молодого художника огром­ное впечатление. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит, изучает и не устает восхищаться. Особенно привлекают его антич­ность, мастера XV века и Рафа­эль. Портрет художника Гране 1807 года несет в себе отблеск того воодушевления, того взволнован­ного состояния души, в котором находился французский живописец в Италии.

Гране изображен на фоне рим­ского пейзажа : кажется, будто он внезапно обернулся в сторону зри теля, прервав прогулку. Его одухотворенное лицо взволновано, глаза возбужденно блестят, бес­порядочно взметнулись словно от быстрого движения пряди волос. Возвышенная приподнятость обра­за, интерес к преходящему состоя­нию человеческой души, настрое­нию, эмоциям, наконец, динамика, которой пронизан портрет, все это предвестники романтического мировосприятия. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана - «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 го­да, «Паоло и Франческа» 1819 го­да - обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ве­дущих представителей класси­цизма.

К этому же времени относится портрет красавицы Девосе (1807 год). Сочетание редкостной гармонии форм с ощущением внут­ реннего напряжения, какого-то скрытого, словно тлеющего в глубине души огня отличает эту работу. Много лет спустя, когда Энгр был уже знаменитым художником, к нему однажды при­шла пожилая, бедно одетая жен щина и предложила купить у нее картину. Взглянув, потрясенный Энгр узнал мадам Девосе.

Работая над портретами, мастер стремился раскрыть в человеке самые возвышенные и прекрасные черты его облика. Поэтому лучше всего ему удавались те работы, где сама модель в большей степе­ни отвечала идеалу художника, его представлениям о прекрасном. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы, исполненные женственного очаро­вания и гармонии, но и образы подлинно бальзаковской силы и глубокой социальной проницатель­ности. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энер­гии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах! Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана».

Другой областью наряду с портретом, в которой талант Энгра раскрылся в полную силу, были произведения, изображаю­щие обнаженную натуру. Поклоня­ясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалис­ку» (1814), исполненную жен­ственности, совершенную по фор­мам «Сидящую купальщицу» (1808). Широкую известность получили работы Энгра, воплотившие его понимание обнажённой женской натуры, такие, как т. н. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Однако Энгр склонен к самоцитированию, и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню ; узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане.



Однако главным делом жизни Энгр считал создание больших композиций на исторические и религиозные темы. Именно в них он стремился выразить свои эсте­тические взгляды и идеалы, имен­но с ними связывал надежду на славу и признание. Огромное по­лотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официаль­ное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Идея, положенная в его основу, была ложной: по тематике это произве­дение соответствовало взглядам наиболее реакционно настроенных кругов общества, восстановивших Бурбонов. Они не замедлили при­влечь на свою сторону такой неза­урядный талант. Энгр выполняет ряд официальных заказов, созда ет огромные многофигурные ком­позиции, отдает этим работам го­ды долгого изнурительного труда, а результаты ничтожны - вещи получаются сухими и маловыра­зительными. Таков «Апофеоз Го­мера», «Св. Симфорион», «Передача ключей св. Петру» . Также писал и большие программные полотна; однако, при всём мастерстве и упорстве, вложенном в эти работы, их содержание было в известном смысле оторвано от проблем и потребностей времени, что придавало им определённую эклектичность и холодность.

В этом заключалась трагедия художника, который каждый раз, когда начи­нал писать новый портрет, смотрел на него как на досадную помеху, отрывающую от больших картин. Но Энгр ошибался, считая, что именно эти картины принесут ему бессмертие. В историю искусства он вошел прежде всего как вели­колепный портретист и замечатель­ный мастер рисунка.

Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. В числе множества написанных им портретов особенно стоит отметить портреты поставщика императорской армии Филибера Ривьера, его жены и дочери Каролины, из которых более всего известен последний (все три - 1805); портреты Наполеона - первого консула (1803-04) и императора (1806); Луи-Франсуа Бертена (старшего), директора газеты Journal des débats (1832).

В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи.

В 1835 году вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии.

С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.

Скончался Жан Огюст Доминик Энгр 14 января 1867, похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Энгр первым из художников свёл проблему искусства к своеобразию художественного видения. Вот почему, несмотря на классическую направленность, его живопись привлекла к себе пристальный интерес импрессионистов (Дега, Ренуара), Сезанна, постимпрессионистов (в особенности, Сёра), Пикассо.

В. СТАРОДУБОВА

ЭНГР О РИСУНКЕ


Рисунок - это высшая чест­ность искусства.

Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состо­ит только из линий. Рисунок - это еще и выразительность, внут­ренняя форма, план, моделировка...


Надо рисовать беспрестанно, ри­совать глазами, когда нет возмож­ности рисовать карандашом. Пока вы не согласуете точное наблюде­ние с практикой, вы ничего дей­ствительно хорошего не создадите.


...В природе все гармонично: чуть больше, чуть меньше - это уже нарушает гамму и дает фаль­шивую ноту. Надо добиться уме­ния верно петь карандашом или кистью и так же хорошо, как голо­сом. Точность форм - то же самое, что и точность звуков.


Изучая натуру, обращайте вни­мание прежде всего на целое. Спрашивайте его, и только его. Детали - важничающая мелкота, которую следует урезонить...


Обратите внимание в модели на взаимоотношения величин; в них заключен весь характер. Пусть они вас сразу поразят, и вы их сразу же запечатлейте... Фигура, кото­рую вы хотите передать, должна стоять в вашем сознании целиком перед глазами, и ее выполнение должно быть не чем иным, как воплощением образа, которым ваш замысел уже овладел.


Делая набросок фигуры, поста­райтесь прежде всего определить и хорошо охарактеризовать ее дви­жение. Я буду постоянно вам повторять: движение - это жизнь.


Чем проще линии и формы, тем больше красоты и силы. Всякий раз, как вы расчленяете формы, вы их ослабляете. К этому всегда приводит дробление, в чем бы то ни было.


Почему не создают крупных характеров? Потому что вместо одной большой формы делают три малых.


Строя фигуру, не создавайте ее по частям. Согласуйте все одно­временно и, как правильно гово­рят, рисуйте ансамбль.


Законченность формы обнару­жится при окончании работы. Не­которые довольствуются в рисун­ке чувством; раз чувство показа­но - им уже достаточно. Вот перед вами Рафаэль и Леонардо да Винчи, доказывающие, что чув­ство и точность могут сочетаться.


Великие художники Рафаэль и Микеланджело, заканчивая произ­ведение, настаивали на линии. Тонкой кистью они еще раз под­тверждали ее, оживляя таким об­разом контур. Они придавали ри­сунку нервы и страсть.


Ловкость руки приобретается опытом; но правдивость чувства и понимания - вот что должно проявиться в первую очередь и до известной степени может за­менить все остальное.


Имейте всегда при себе аль­бом и отмечайте хотя бы четырь­мя ударами карандаша предме­ты, вас заинтересовавшие, если нет времени обозначить их пол­ностью. Но если у вас есть сво­бодное время сделать более точ­ный набросок, возьмитесь за мо­дель с любовью, рассмотрите ее и воспроизведите во всех аспек­тах с тем, чтобы впитать ее в свое сознание и чтобы она врос­ла в него как ваша собственность.


Внешние контуры никогда не должны быть вогнутыми. Наобо­рот, они должны выступать, круг­литься, как у плетеной ивовой корзинки.


Длина торса у мужчин как вы­сокого, так и низкого роста ма­ло различается. Так, торс, боль­шой по сравнению с длиной ног указывает на малый рост; корот­кий торс указывает на высокий рост человека.


Никогда линия головы не пе­реходит непосредственно в линию шеи; этот контур всегда прерван.



Когда работаешь над изобра­жением головы, главная забота мастера - это заставить гово­рить глаза, даже при самом об­щем их обозначении.


Жан Огюст Доминик Энгр – французский художник, приверженец неоклассицизма. Родился Жан Огюст Энгр в 1780 году в Монтобане, Франция. Пойдя по стопам своего отца, маленький Жан Огюст учился рисованию и искусству игры на скрипке. Талантливый мальчик выбрал своим будущим поприщем живопись.

Ранний период, обучение

В 1791 году Энгр поступил в Академию искусств в Тулузе, где параллельно играл в оркестре театра из соображений заработка, так как семья не была богатой. После окончания Академии Энгр становится учеником известного художника Жака Луи Давида в 1797 году.

Давид отмечает успехи ученика и прочит ему перспективное будущее, но в 1800 году Энгр покидает мастерскую учителя из-за разногласий между ними и начинает рисовать самостоятельно. Вынеся из уроков Давида особое видение форм в выгоднейшем свете, Энгр начинает свои работы с обнажённой мужской натуры в ходе изучения античного искусства.

Через год художник получает престижнейшую в те времена награду, Большую римскую премию, за работу «Послы Агамемнона у Ахилла».

В этот период Энгр пытается найти стабильный способ заработка, начинает заниматься иллюстрацией печатных изданий, но это не приносит хорошего дохода. Доход приносят ему портреты. Первые серьёзные шаги как портретист Энгр делает, написав портрет Первого консула в 1983 году. Такой вид деятельности не пришелся художнику по душе, он не считал его серьёзным искусством и рассматривал его как способ заработка. Будучи профессионалом в своем деле и талантливым живописцем, Энгр добивается высот и в портретном жанре, находясь в постоянном творческом поиске.

Римский период

С 1806 по 1820 год Энгр работает в Италии, где обнаруживает крайний интерес к искусству эпохи Возрождения. Античные фрески, роспись Сикстинской капеллы, весь внешний облик Вечного города произвёл неизгладимое впечатление на художника, оставив свой след на его работах того периода. Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура. Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску.

Римский период, а особенно 1812-1814 годы - самый продуктивный период в жизни художника. Он работал над несколькими полотнами сразу, часто возвращаясь к определённым сюжетам.

В 1813 году мастер женится на родственнице своих друзей в Риме. Девушку звали Мадлен Шапель и она стала верной и любящей женой Энгру, сделав его счастливым.

Флорентийский период

В 1820 году давний приятель Энгра предлагает навестить его во Флоренции. Здесь он находит заказчиков портретных картин, супругов Леблан. Один из портретов госпожи Леблан, написанный Энгром в 1823 году, хранится сейчас в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Парижский период

В 1824 году Энгр решает вернуться в Париж, где открывает свою собственную художественную студию. По завету Давида он учит подопечных видеть прекрасный идеал, совершенство форм. В 1825 году ему присуждается титул академика, Энгр превращается в уважаемую и значимую фигуру в мире живописи. Будучи назначенным на пост директора Французской Академии в Риме, Энгр возвращается обратно в Италию.

Поздний римский период

В 1835 году мастер въезжает в Италию, где на этот раз ведёт обеспеченную и благополучную жизнь. Занимая свой пост руководителя Академии, он работает над учебными программами, совершенствуя и углубляя их, создает новые курсы, собирает библиотеку Академии. Автор продолжает и свой творческий путь и искания. В Риме рождаются новые полотна автора – «Одалиска и рабыня», «Мадонна перед чашей с причастием» и другие.

Финальный парижский период

В 1841 году Энгр принимает решение вернуться обратно на родину. В Париже коллеги устраиваем ему помпезную встречу - с оркестром и торжественным обедом. Художник получает полное, совершенное признание своего таланта.

В 1849 году мастера подкосила смерть горячо любимой супруги. Из-за большого горя в этот год он не создал ни одной картины, хотя до конца своей жизни оставался работоспособным и активным деятелем. В 1867 году, в возрасте 87 лет, он работал над новым полотном «Христос у гроба», но так и не закончил его, скончавшись от тяжёлой простуды 14 января. Похоронили великого художника на кладбище Пер-Лашез.

Память о мастере

В 1869 году создан Музей имени Энгра в его родном городе Монтобане. Всего работ автора насчитывается 584, если верить каталогу парижской Школы искусств. Сегодня многие его работы хранятся в разнообразных музеях мира.

Имя Энгра тесно связано с совершенством форм и композиций женских портретов. Его особым талантом было не преувеличить красоту женщины в картине, но найти в ней и передать то неповторимое очарование, которое присутствует в каждой женщине. Его портреты «Баронесса Ротшильд», «Графиня д"Оссонвиль», «Мадам Гонз» и многие другие олицетворяют его высший уровень мастерства, оказавший влияние на будущие поколения художников.

Жан Огюст Доминик Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres; 1780—1867) — французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797—1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840). В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.

Ортанс Резе

Творчество Энгра делится на ряд этапов. Как художник он сформировался очень рано, и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности, истолкованной в эпическом духе. Он также оценивается как крупнейший представитель историзма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении, и его, Энгра, миссия — продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Искусство Энгра — цельное по стилю, но очень неоднородное типологически, и потому по-разному оценивалось современниками и потомками. Во второй половине XX века работы Энгра выставлялись на тематических экспозициях классицизма, романтизма и даже реализма.

Принцесса де Бройли


Источник

Графиня д´Оссонвиль

Малая купальщица, интерьер гарема

Мадам Энгр, урожденная Рамель

Турецкая баня

Одалиска с рабыней


Жозеф-Антуан де Ножан

Мадонна Благовещения

Венера на Пафосе


Автопортрет

Купальщица

Мужской торс

Юпитер и Антиопа

Баронесса Бетти де Ротшильд

Венера Анадиомена (Рождение Венеры)


Каролина Мюрат, королева Неаполя


Мадам Панкук (урожденная Сесиль Боше)


Мадмуазель Ривьер

Кондотьер


Въезд дофина, будущего короля Карла V, в Париж


Купальщица Вальпинсона


Анжелика, эскиз


Мадам Муатессье


Сон Оссиана


Наполеон Бонапарт в мундире Первого Консула

Портрет молодого человека


Наполеон на императорском троне


Король Карл X в коронационном облачении

Рафаэль и Форнарина


Эдип и Сфинкс


Паоло и Франческа

Мадам Гонс


Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббьены


Руджеро, спасающий Анжелику

Рафаэль и дочь булочника


Большая одалиска (деталь)


Мадонна с гостией

Автопортрет

Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867)

Жан Огюст Доминик Энгр

Популярность Энгра росла с каждой его новой картиной. Художника очень ценили и часто заказывали ему портреты. Он же на протяжении всей жизни стремился создавать полотна на исторические сюжеты и отвлекался на портреты только по необходимости, стараясь как можно скорее закончить их и снова перейти к той теме, которая его интересовала. Однако именно портреты, благодаря его превосходному знанию натуры, стали шедеврами и принесли художнику мировую славу.

Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане, в Гаскони. Его отец, Жозеф Энгр, был художником-миниатюристом и дал ему первые уроки рисования. Кроме того, отец Жана Огюста был всесторонне образованным человеком и стремился научить сына всему тому, что знал и умел сам. Помимо уроков рисования, он дал сыну основные представления о скульптуре (так как был не только художником, но и скульптором), а также научил играть на скрипке. В 1791 году Жан Огюст, которому было всего одиннадцать лет, поступил в Королевскую академию, которая находилась в Тулузе. Здесь он продолжал совершенствоваться в том, что уже узнал в родном доме: его учителем по живописи был Ж. Рок, скульптуру преподавал Ж.-П. Вигана.

Решив стать художником, Энгр не оставил занятий музыкой. Он брал уроки игры на скрипке и даже, стремясь заработать немного дополнительных денег, солировал в местном оркестре. Впоследствии он из двух искусств все же выбрал рисование, но занятия музыкой научили его лучше воспринимать ритм. Огюст даже говорил своим ученикам: «Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как живописцы».

Окончив Королевскую академию, Энгр в 1791 году отправился в Париж и поступил в мастерскую Давида. Он прожил в столице двенадцать лет, из них четыре года обучался в Школе изящных искусств и брал уроки у Давида. За эти годы мастер успел прекрасно изучить принципы композиции. Сохранились штудии начинающего художника, в настоящее время находящиеся в Париже, в Музее Монтаблана и в Школе изящных искусств.

Кроме того, Давид, сам долгое время увлекавшийся античным искусством, старался привить своим ученикам восторженное отношение к человеческой фигуре. Под его руководством Энгр достиг большого мастерства в изображении человека.

Не удовлетворяясь уроками Давида, Энгр самостоятельно изучал работы итальянских и фламандских художников; много времени проводил в библиотеке, читая средневековые трактаты. От Средневековья он обращался к статуям античности; внимательно взглянув на свои наброски со статуй, снова возвращался к Средним векам - гравюрам Дюрера и Гольбейна. В свободное время Энгр гулял по Парижу, делая зарисовки и наброски.

Ж. О. Д. Энгр. «Наполеон на троне», 1806, Музей армии, Париж

Энгр, как в свое время и Давид, в 1801 году принял участие в конкурсе на Римскую премию, представив историко-мифологическую картину «Послы Агамемнона» (Школа изящных искусств, Париж), и занял первое место. Теперь он мог поехать в Рим и изучать художественные, скульптурные и архитектурные шедевры знаменитых мастеров Возрождения, но из-за политических осложнений Энгр был вынужден отложить поездку на несколько лет.

Оставшись в Париже, художник продолжал работать. Он выполнил целую серию портретов, в том числе «Автопортрет» (1804, Музей Конде, Шантийи), цикл портретов, заказанных семьей Ривьер (1805, Лувр, Париж), и полотно исторического жанра «Наполеон на троне» (1806, Музей Армии, Париж).

Художник, как правило, выполнял поколенные портреты. Модель обычно располагалась на переднем плане, заполняя большую часть пространства. Лицо, фигуру, одежду Энгр изображал настолько подробно и точно, что казалось, будто модель живая и вот-вот пошевельнется, заговорит, сойдет с холста.

В 1806 году Энгр дебютировал с этими полотнами в Салоне. Работы привлекли к себе пристальное внимание, но реакция зрителей, и особенно критики, была отрицательной или, по крайней мере, удивленной. Вскоре после этого в газетах появились статьи, в которых писали, что художник делает неудачные попытки «вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века». И действительно, эти работы были совсем не похожи на картины художников XVIII столетия или портреты Давида и все же оказались очень удачными. Сегодня многие называют их лучшими произведениями Энгра. Хотя в действительности сложно выбрать самую лучшую картину - все работы характеризуют его как талантливого мастера композиции и натуры.

Ж. О. Д. Энгр. «Обет Людовика XIII», 1824, собор, Монтобан

Лишь в 1806 году Энгр смог отправиться в Италию. Он приехал в Рим и прожил там четырнадцать лет. Художник продолжал регулярно получать заказы на портреты (портрет госпожи Девосе, 1807, Музей Конде, Шантийи; портрет госпожи Шовен, 1814 и портрет художника Тевенена, директора Французской академии в Риме, 1816, оба - в Музее, Байонна).

Однако Энгр приехал в Италию не для того, чтобы совершенствоваться в жанре портрета. Много времени он уделял изучению итальянского искусства античности и живописи эпохи Возрождения.

Первые картины, которые живописец послал в Париж, были написаны на мифологические сюжеты («Эдип и Сфинкс», 1808, Лувр, Париж; «Зевс и Фетида», 1811, Музей, Экс). Однако французские критики, увидев эти работы, заявили об отходе художника от античного искусства, несмотря на то что на одной из картин была изображена сценка с участием античных богов. Работы мастера все чаще называли готическими, а его самого считали слишком увлеченным натурой.

Однако именно увлечение Энгра натурой еще с тех пор, когда он обучался в мастерской Давида, помогло ему создать такие великолепные шедевры мировой живописи, как «Купальщица» (1808, Лувр, Париж) и «Большая одалиска» (1814, Лувр, Париж).

В Италии Энгр встретился с русским посланником, графом Николаем Дмитриевичем Гурьевым, и написал его поколенный портрет. Художник закончил работу в 1821 году. Сегодня этот портрет хранится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.

Именно в то время Энгр, по всей видимости, заинтересовался историческим жанром. Причем, несмотря на любовь к Италии, он говорил, что история родной страны, Франции, «гораздо интереснее для наших современников, ведь для них Ахилл и Агамемнон, сколь они ни прекрасны, менее близки сердцу, чем Людовик Святой…».

Художник создал несколько полотен на литературные и исторические сюжеты: «Сон Оссиана» (1813, Музей, Монтобан); «Паоло и Франческа» (1814, Музей Конде, Шантийи); «Дон Педро, целующий шпагу Генриха IV» (1820, частное собрание, Осло). Эти работы наиболее близки к романтизму, несмотря на то что впоследствии Энгр высказывался об этом течении отрицательно и создавал полотна в классицистическом стиле.

Ж. О. Д. Энгр. «Апофеоз Наполеона I», 1853, музей Карнавале, Париж

В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию, где провел четыре года. Там он посещал соборы и рассматривал фрески, особенно восторгаясь работами Мазаччо. Вероятно, тогда художнику и пришла в голову мысль обновить французскую живопись, став вторым Рафаэлем.

В 1824 году Энгр вернулся в Париж, где прожил десять лет. Среди прочих работ он привез из Италии картину «Обет Людовика XIII» (собор, Монтобан) и экспонировал ее в Салоне. Это полотно принесло художнику большой успех: он получил официальное всеобщее признание, множество новых заказов, был назначен членом Академии и награжден орденом Почетного легиона.

Энгр стремился к созданию монументальных работ на исторические сюжеты. Однако выполненные им две крупные работы - плафон «Апофеоз Гомера» (1827, Лувр, Париж) и «Мученичество Симфориона» (1834, собор, Отен) - не были отнесены к числу его лучших полотен. Особенно много споров возникло из-за первой работы - одни утверждали, что плафон повторяет «Парнас» Рафаэля, другие полагали, что Энгр подражает творчеству Перуджино.

Все чаще художник стал получать заказы на портреты. Он выполнил портрет мадемуазель Лоримье (1828, ГМИИ, Москва), портрет основателя «Журналь де Деба» Бертена-старшего (1832, Лувр, Париж) и др.

В 1834 году художник был назначен на должность директора Французской академии в Риме. Он переехал в Италию и прожил там семь лет.

В 1841 году Энгр вернулся в Париж и больше никуда не выезжал до конца жизни. В начале 40-х годов герцог де Люинь заказал художнику декоративное панно для своего замка в Дампьере. Над его выполнением Энгр трудился четыре года, с 1843 по 1847. Заказчик остался доволен работой и даже устроил в честь Энгра банкет.

Заказы поступали регулярно, но Энгр продолжал большую часть времени уделять созданию исторических композиций. Он написал полотна «Жанна д’Арк на коронации Карла VII» (1845, Лувр, Париж) и «Апофеоз Наполеона I» (1853, музей Карнавале, Париж). Однако эти работы отличались от портретов неестественными, театральными, неправдоподобными композициями, несмотря на то что выполнены были с большим мастерством.

Среди множества портретов, созданных в этот период, необходимо упомянуть работы «Графиня Оссонвиль» (1845–1852, Музей, Монтобан) и «Мадам Муатессье» (стоящая - 1851, Национальная галерея, Вашингтон, сидящая - 1856, Национальная галерея, Лондон).

Однажды, провожая после очередного сеанса модель до кареты, художник простудился, заболел, слег в постель и больше не встал. Жан Огюст Доминик Энгр умер в Париже на восемьдесят седьмом году жизни.

Он был талантливым рисовальщиком, портретистом, создателем картин на мифологические и исторические сюжеты. Его творчество повлияло на формирование художественной манеры таких знаменитых мастеров живописи, как Дега и Пикассо.

Из книги Краски времени автора Липатов Виктор Сергеевич

ХУДОЖНИКИ О ХУДОЖНИКАХ ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР о РАФАЭЛЕ, ТИЦИАНЕ и ПУССЕНЕ Рафаэль был не только величайшим живописцем, он был прекрасен, он был добр, он был все!.. Рафаэль писал людей добрыми; все его персонажи имеют вид честных людей.…Рафаэль был счастлив. Да, но это

Из книги Джоаккино Россини. Принц музыки автора Вейнсток Герберт

Глава 18 1863 – 1867 В течение двух летних месяцев 1863 года жизнь на вилле в Пасси протекала менее гладко, чем за последние несколько лет. Россини стал нервным и порой ворчливым. Олимпия ужесточила строгость своей опеки. Ее муж впервые с тех пор, как завершил «Стабат матер»

Из книги Мастера и шедевры. Том 1 автора Долгополов Игорь Викторович

Глава 19 1867 – 1868 Приехав в Париж в марте 1867 года для того, чтобы посетить премьеру оперы Верди «Дон Карлос», состоявшуюся 11 марта в «Опера», Тито ди Джованни Рикорди и его двадцатишестилетний сын Джулио, естественно, нанесли визит Россини. Они приехали к нему по просьбе

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

ОГЮСТ РЕНУАР По Парижу бредет юноша в потертой рабочей блузе. Башмаки его стоптаны. Нескладный, рыжий, худой, он вдруг останавливается и долго смотрит на вечернее небо, на темные кроны каштанов, на игру света и тени.Его толкают прохожие, над ним шутят мальчишки, хихикают

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

Алексей Венецианов 1780-1847 Алексей Венецианов был одним из немногих, кто даже не делал попыток поступить в Академию художеств. Переехав в Петербург из Москвы, он обратился за помощью к Боровиковскому и под его началом постигал основы живописи. Копировал произведения

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Строгий классицизм (1780–1790-е гг.) Русская реплика традиций Андреа Палладио - человека, в конце XVI века заново придумавшего архитектуру древних греков и адаптировавшего стиль античных руин к актуальному строительству. Первым в русскую столицу этот стиль принес Чарльз

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Жан Огюст Доменик Энгр (1780–1867) Портрет мадемуазель Каролин Ривьер 1805. Лувр, ПарижЖивописец, рисовальщик, музыкант Энгр был любимым художником королей Карла X и Луи-Филиппа, императоров Наполеона I и Наполеона III. Преклонение перед искусством античности и эпохи

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Теодор Руссо (1812–1867) Просека. Лес л’Иль-Адам 1849. Музей д’Орсе, ПарижРуссо, глава барбизонской школы, вдохновляясь работами Рёйсдала и других голландских пейзажистов XVII века, а также Констебла, стремился создать во французской пейзажной живописи более свободный,

Из книги автора

Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) Ложа 1874. Галерея института Курто, ЛондонРенуара справедливо называют «живописцем счастья». Его произведения, полные солнечного света, тепла и радости, вызывают оптимистичное отношение к миру. На первую выставку импрессионистов в 1874 году Ренуар

Из книги автора

Николай Иванович Уткин 1780–1863 Уткин был незаконнорожденным сыном М. Н. Муравьева и дворовой девушки. Отец М. Н. Муравьева был тверским вице-губернатором. Когда мать будущего знаменитого гравера забеременела, барин выдал ее замуж за своего камердинера и управляющего

Из книги автора

Иван Семенович Бугаевский-Благодарный (Богаевский) 1780–1860 Бугаевский-Благодарный родился в Кременчугском уезде Полтавской губернии. В 1779 году он поступил в Петербургскую Императорскую академию художеств, где учился у знаменитого портретиста С. С. Щукина. В 1824 году за

Из книги автора

Григорий Карпович Михайлов 1814–1867 Михайлов родился в Можайске. Он происходил из семьи крепостного, жил в Твери, где окончил гимназию. Приехав в Петербург с целью поступить в Медико-хирургическую академию, Михайлов случайно познакомился с художником А. В. Тырановым, а

Из книги автора

Венецианов Алексей Гаврилович (1780–1847) Девушка в платке Алексей Венецианов – один из основоположников реалистического бытового жанра в русском изобразительном искусстве. Он считал, что ничего в живописи не нужно «изображать иначе, чем в натуре является,

Энгр - один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Учился в Тулузской академии изящных искусств. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности классицизма Давида, отрицая современность и выражал своим творчеством единственное желание - уйти от жизни в мир идеального. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.

В начале 19-го столетия Энгр уезжает в Италию, где много рисует архитектуру Вечного города, а в одном из маленьких тондо (круг), выполненных маслом, изобразил домик Рафаэля. Этот великий итальянский художник всю жизнь был кумиром, образцом подражания для Энгра.

В Риме художник создает один из лучших портретов своего друга - художника Франсуа Мариуса Гране. По настроению портрет предвещает новое мироощущение романтиков. Неким отходом от привычного классицизма, предвестием романтического направления было появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски с их восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр.

В женских портретах у Энгра появлется чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Все это создает сложный орнаментальный узор.

В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицизму - темы берет из мифологии, из истории древних времен.

Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает "Портрет Паганини", групповые портреты французского консула Стамати, женские карандашные образы и пр.

Но главным трудом его в этот период становится алтарный образ для церкви его родного города Монтабана, получивший название "Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства". Именно это творение принесло художнику успех, отныне он становится признанным главой официальной французской школы.

В 1824 году Энгр возвращается после 18-летнего отсутствия на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона, открывает свое ателье и отныне до конца дней остается вождем официального академического направления. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830г.

Последние годы мастера, общепризнанного и всеми почитаемого, омрачены жесточайшими битвами его сначала с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами, которых представлял Курбе. Энгр много работает в эти преклонные годы, не теряя творческой активности.

Энгр умер, когда во Франции уже давно процветал реализм ничем не прикрашенной действительности.