Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования. Музыкальная среда. Какая музыка нам нужна Музыкально-образовательная среда семьи

Средовые аспекты развития социума, сильное, а зачастую и решающее воздействие определенным образом сформированной среды на человека было известно еще в глубокой древности. На основе закономерностей влияния среды создавались религиозные и общественные центры прошлого, в которых под воздействием всех видов искусства формировался определенный, востребованный в данный исторический период взгляд человека на мир, его духовные и душевные потребности, соответствующие принятым в обществе идеалам. Художественная среда в целом всегда несла на себе формирующие, воспитывающие функции, влияя на развития человека. В философии ХIХ века обращает на себя внимание углубленный интерес к историческим корням отдельных государств и народов, своеобразию этнических пространств человечества. Данная статья раскрывает особые свойства музыкальной среды, то есть среды, образованной с помощью художественно (пространственно, интонационно, ритмически, динамически, темброво) организованных звуков, которые определяются, в первую очередь их волновой природой, обусловливающей проницаемость и способность распространяться в любой физической среде. Современной наукой доказано, что каждая клетка человеческого тела обладает своими собственными типами вибраций и под влиянием резонанса или интерференции эти вибрации могут усиливаться или подавляться под воздействием звука (И.А. Алдошина, А.А. Володин, Н.А. Гарбузов, Н.А. Гезехус, Ю.А. Индлин, И.Г. Кобылянский). Следовательно, именно проницаемость звука обусловливает способность к созданию определенной среды, которая может обладать различными качествами в зависимости от того, какие именно звуки участвуют в ее формировании. Музыка занимала важное место в системе средневекового знания. «Христианство очень рано оценило возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия и включило ее в свой культовый ритуал» (Даркевич В.П. Прикладное искусство //Культура Византии, вторая половина VII-ХII вв. - М., 1989. - С. 683). ХХ век преобразил сам «музыкальный ландшафт». Теперь он полон парадоксов, связанных со стремительным цивилизационным прогрессом. «Возник феномен массовой музыки. Этот вид музыки развивался столь стремительно, что уже ко второй половине прошлого столетия массовые жанры стали основными в музыкальной культуре, и сегодня народная, классическая или церковная музыка - это всего лишь маленькие островки в море разнообразной популярной музыки. Само понятие «музыка» в сознании современного человека, как правило, связано с тем или иным жанром массовой музыки, например, с популярной песней» (Курчан Н.Н. Музыкальная культура ХХ века // Мировая художественная культура. - М.: Питер, 2008. - С. 238-239). Современная молодежь часто воспринимает музыку исключительно в форме клипа - нового жанра, построенного на последовательности музыкальных фрагментов, поддержанных мелькающим видеорядом, что формирует лишь некое впечатление, ощущение, но не полноценный художественный образ, так как в клипе отсутствует его важнейшие составляющие - преемственность и развитие во времени. Возможно, клиповое сознание является реакцией на информационную перегруженность современного человека, попытку «свертывания», сокращения ее потока и, тем самым, становится неотъемлемым и закономерным признаком современной культурной (и в том числе, музыкальной) среды. «Это самозащита, однако, самозащита агрессивная, поскольку привычка к «клиповому сознанию» вытесняет все другие формы познания окружающего мира. Выбирая между простой и сложной работой, человек, как правило, делает выбор в пользу первого» (Глеб Черкасов. Однорукий диктатор //Газета.ru, 23 ноября 2004. http://www.gazeta.ru/comments/2004/11/24_a_202524.shtml). На основе системного анализа философской, исторической и искусствоведческой литературы нами была прослежена линия развития художественной и, в частности, музыкальной среды. Среди принципов построения музыкальной среды мы выделяем следующие: принцип комплексности, когда информационные, психологические, эстетические и нравственные коды воздействуют на человека в комплексе; принцип объединения (всех составляющих музыкальной среды и всех, кто является объектом ее воздействия); принцип отражения (идеалов эпохи, своеобразия этнических пространств и т.п.); принцип проницаемости (имеющий в своей основе волновую природу звука). В творчестве выдающихся педагогов-музыкантов, таких, как С.В. Зверев, А.Д. Артоболевская, Г.Г. Нейгауз, А.И. Ямпольский обращает на себя внимание взаимодействие и неразрывная связь профессиональной сферы деятельности этих педагогов с их личной сферой общения, жизни, ученичества. В истории русской музыкальной педагогики выдающиеся достижения базируются на высоком профессиональном мастерстве учителя, которое проявляется во взаимодействии с педагогикой культурных сообществ. К особенностям педагогической музыкальной среды, созданной в процессе работы с учениками выдающимися педагогами-музыкантами относятся: интентное педагогическое включение; создание атмосферы доверия и особой «родственности» близких по духу людей; высокий «нравственный градус»; обращение к внутренним силам учеников в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания; широта интересов и всесторонняя образованность педагога. Предъявляя высокие требования к личности учителя музыки, Кабалевский исходил из уверенности в том, что личность ученика может быть воспитана только неординарной, яркой личностью учителя. С этим направлением концепции связаны и основные трудности ее внедрения и развития. Очевидна нехватка высококвалифицированных специалистов, способных на должном уровне вести педагогическую работу во всех школах, осуществляя идею массового музыкального воспитания молодежи. Описав и проанализировав формы существования музыкальной среды, а также способы ее организации и бытования мы выделяем два основных ее вида - стихийный и культурный. Стихийный вид музыкальной среды был описан Е.П. Кабковой (Материалы международного интерактивного сетевого семинара «Воспитание искусством как фактор социализации личности», 2008 /art-education.ru). Исследователь утверждает, что Стихийная музыкальная среда складывается сама собой под влиянием разнообразных факторов и являет собой пример характерной для ХХ в. «клиповости». Важным отличием стихийной музыкальной среды является преобладание коммерческих форм музыкального искусства, зачастую воздействующих на подсознательном уровне таким образом, что у учащихся, погруженных в подобную среду, увеличивается и развивается агрессивность, замкнутость, неспособность к диалогу, неспособность к ежедневному труду, потребность дистанцирования от реальной действительности. В пространстве стихийно складывающейся музыкальной среды встречаются и образцы высокого музыкального искусства, однако их наличие или отсутствие зависит во многом от социальных факторов. Таким образом, мы можем уточнить определение стихийной музыкальной среды, которое в данной работе звучит следующим образом: стихийная музыкальная среда представляет собой такой вид музыкальной среды, который складывается сам собой под влиянием разнообразных, часто не связанных между собой факторов и являет собой пример характерной для ХХ в. «клиповости», когда современный школьник в своей обычной жизни находится под влиянием разнообразных, зачастую негативно на него влияющих музыкальных факторов. Исследователями всесторонне изучается влияние клипового сознания на личностные характеристики современной молодежи. Среди прочих изменений, в качестве наиболее очевидных отмечаются следующие: 1) снижение интереса к обучению, поскольку оно не рассматривается как способ формирования будущего, да и будущее мало интересует молодого человека. Основой мировоззрения служат формулы о быстротечности жизни и необходимости наслаждаться и «брать от жизни все»; 2) ослабление и снижение интереса к поиску и формированию духовных связей; усиление прагматического аспекта во взаимоотношениях с людьми; 3) доминирование индивидуалистических ценностей, направленных на удовлетворение таких качеств, как тщеславие, эгоизм и другие; 4) снижение способности индивида к самоанализу. Педагогически организованная музыкальная среда определяется автором как полимодальная, динамичная художественная звуковая среда, существующая в целостном пространстве культуры и способствующая осуществлению возвышения и совершенствования духовной сферы слушателей. Характерной особенностью культурной музыкальной среды является ее гармоничность, что обеспечивает сбалансированное, «консонансное» воздействие такой среды на человека. Даже очень сильные эмоции, вызываемые музыкой в культурной музыкальной среде способствуют не разрушению духовной сферы человека, а ее катарсическому очищению, что было отмечено многими исследователями, начиная с времен античности. Таким образом, мы можем утверждать, что культурная музыкальная среда отличается следующими признаками: полимодальностью, динамичностью, интеллектуальной наполненностью, гармоничностью, значительной степенью присутствия высоких образцов музыкального искусства, коммуникативным потенциалом, открытостью к диалогу, терапевтическими, здоровьесберегающими функциями, высоким уровнем вербальной составляющей. Основными составляющими педагогически организованной музыкальной среды являются: музыкальные произведения (в своем законченном виде или представленные в виде определенных фрагментов, отражающих тематический, эмоционально-образный или иллюстративный аспекты образовательного процесса), звучащие в записи; живая музыка в исполнении профессиональных исполнителей; музыка, звучащая в собственном непосредственном исполнении учащихся; носители живого музыкального звучания - музыкальные инструменты, имеющиеся в образовательном учреждении, в музыкальной студии, у детей дома, в музее; воображаемая музыка - то есть такая, которую учащиеся «слышат» внутренним слухом в процессе в процессе восприятия других видов искусства (произведений литературы, живописи, архитектуры, скульптуры и т.п.); так называемая «музыка природы» - пение птиц, шелест листвы, шум волн, ветра, гудение пламени в очаге, звон капели и т.п.; мелодия выразительной речи (содержательная и образная). Мы отмечаем следующие основные каналы, посредством которых происходит, по нашему мнению, воздействие музыкальной среды: канал вибраций (как наиболее общий, охватывающий все проявления звучащего мира); канал эмоций (как основу «средоточия духовной жизни общества»); вербально-аналитический канал (способствующий критическому осмыслению поступающей информации, ее ранжированию и оценке); коммуникационный канал (обеспечивающий, с одной стороны, связь между различными проявлениями музыкальной среды, а с другой - способствующий сближению, взаимопониманию людей, погруженных в музыкальную среду и испытывающих ее всестороннее влияние. К значимым особенностям музыкальной среды мы относим: глобальный характер, связь с гармонией мироздания, пространственную структуру, интенсивность ее влияния на человека, способность к формированию мировоззрения подрастающего поколения, способность быть катализатором эмоционального воздействия, способность к созданию синтеза, самодостаточность, и, одновременно, способность к созданию средовых композиций в содружестве с другими искусствами, стирание границ между искусством и реальностью. Таким образом, наиболее значимыми педагогическими условиями формирования духовных ценностей молодежи в процессе ее взросления являются те, что формируются и функционируют внутри специально созданной педагогической музыкальной среды на основе ее проницаемости, влиятельности и свойства консонантного воздействия на человека.

Среда социума значительно отлича­ется от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы строго соблюдаем принцип цело­стности при организации этой среды. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и драматического театров и т.п.). Сотрудничаем с театром «Рождественский», с лицеем и школами Западного внутригородского округа, с краеведческим музеем им. Фелмцына.

Таким образом , музыкальная среда как средство приобщения ребенка к музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей.

Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГТ. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руководителей с момента их появления в штатном расписании ДОУ.

В приведенной ниже таблице представлена интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями в свете современных требований

«Физическая культура»

Развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений как сопровождения в зарядке и на физкультурных занятиях.

«Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание»

Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Социализация»

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

«Художественное творчество»

Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.


«Чтение художественной литературы»

Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, сочинение простых опер на сюжеты известных сказок.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Весь широчайший спектр оснащения музыкального зала охватить невозможно, коснемся только того оборудования, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.

Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Мы живем в южном регионе России, поэтому начиная с мая по ноябрь занятия, развлечения и праздники мы проводим на свежем воздухе. В нашем саду имеется вся необходимая аппаратура для проведения таких мероприятий: синтезатор, радиомикрофоны, микшерный пульт управления, колонка-усилитель, театральные радиомикрофоны.

Перечисленные принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также программных задач, что способствует повышению уровня самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, созданная в дошкольном учреждении предметно-развивающая среда соответствует федеральным государственным требованиям.

Прежде чем приступить к рассмотрению данной темы, давайте, немного пофантазируем. Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности.

В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, составляющие основу креативности.

К важнейшим показателям креативности относятся творческая активность, самовыражение, интеллект, знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести: информационный, позволяющий развивать интеллект; социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями; эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Знание и учёт указанных выше показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществлять функцию опосредованного управления процессом музыкального образования детей.

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-развивающую среду, которая достаточно подробно разработана в дошкольной педагогике.

Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума.

В соответствии с этим мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования (среда социума).

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ. Эта среда подразделяется на Среду организованной музыкально-творческой деятельности в ДОУ и Среду нерегламентированной (совместно с воспитателем и самостоятельной) музыкально-творческой деятельности. Среда организованной музыкально-творческой деятельности создаётся на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный руководитель, а также на занятиях в музыкальной студии, музыкальном театре и т.д. Эта среда через своё содержание должна создавать условия для музыкально-творческой деятельности каждого ребёнка, стимулирующие развитие его креативности. Организатором среды, и её компонентом является музыкальный руководитель, а музыкально-творческая деятельность протекает во взаимодействии не только с музыкальным руководителем, но и с воспитателем. Взрослый является образцом для подражания, носителем музыкальной культуры.
Среда нерегламентированной музыкально-творческой деятельности создаётся в группе вне занятий. Большую часть времени ребёнок проводит в группе детского сада, поэтому эта среда – должна иметь – потенциал для музыкального воспитания и становления его креативности.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени в кружках музыкального творчества, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей – он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к неё, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музыкального руководителя либо сам, но по согласованию с музыкальным руководителем. Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий.

Наличие у детей умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности.

Наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях (карточки для музыкальных упражнений и игр, детские музыкальные инструменты и игрушки).

Наличие магнитофона и кассет, на которые музыкальный руководитель специально для воспитателя записывает новый музыкальный репертуар, кассет с записью инструментальной музыки и музыкальных сказок.

В этой среде воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является для детей образцом музыкального восприятия и музыкального творчества. Параллельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Среда семьи как место музыкальной деятельности ребёнка. Общепризнанно: семья или способствует музыкальному развитию ребёнка, или тормозит его. Основная проблема во взаимодействии с семьёй – непонимание родителями значения музыкального воспитания детей. Что делать? Педагогу детского сада необходимо иметь сведения о культуре родителей (их музыкальные предпочтения), об их осведомлённости о музыкальном развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ. Работа с семьёй включает музыкальное просвещение родителей и приобщение их к совместной деятельности (праздники, развлечения с родителями, конкурсы на лучший муз. ребус, лучший самодельный детский музыкальный инструмент). Необходимо убедить родителей в том, насколько важен благоприятный домашний музыкальный климат: родители должны показать детям, что любимые музыкальные произведения доставляют радость и удовольствие, улучшают настроение. На детей большое влияние оказывают литературные образы, поэтому семейные чтения хорошо сопровождать музыкой (записи детских музыкальных сказок).

3. Социум как среда музыкального просвещения ребёнка. Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому весьма важно соблюдать принцип целостности при организации этой среды. Она направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, спектакли театра и т.д.). Увлечённость профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.

Итак, при организации музыкальной среды ведущая роль принадлежит музыкальному руководителю, который выполняет различные функции: проводит диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность), проектирует цель и средства её достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей, обеспечивает взаимодействие всех компонентов, анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей и корректирует.

Одним из базовых свойств музыки является ее способность создавать полимодальную динамическую среду, обладающую специфическими (пространственными, временными, психологическими и педагогическими) параметрами, оказывающими сильное формирующее и воспитательное воздействие на человека. Однако теория и практика подготовки учителя музыки - педагога, который формирует нравственные и духовные основы у подрастающего поколения, свидетельствуют, что многие проблемы данной области еще недостаточно разработаны, в том числе и вопрос подготовки специалиста, способного к созданию педагогически организованной музыкальной среды.

Эффективность уроков музыки зависит не столько от программ и методик, методов и приемов, сколько от личности самого учителя музыки, его профессионального мастерства, его духовного совершенства. Особенностью музыкально-педагогической деятельности является ее универсальность, определяемая многогранностью знаний, умений и навыков учителя-музыканта, который должен вести педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую и исследовательскую работу, всей своей деятельностью стремящегося к созданию педагогически организованной музыкальной среды, способной оказать комплексное формирующее воздействие на духовную сферу подрастающего поколения. При этом задача педагога-исследователя состоит в том, чтобы осмыслить и определить новые пути и методы на базе исторических национальных корней для развития модели музыкального образования XXI в.

Особое значение приобретает тот факт, что педагогически организованная музыкальная среда не может существовать в совершенно изолированном пространстве. В той или иной степени в нее будут проникать элементы стихийной музыкальной среды, обладающей рядом свойств, оказывающих негативное воздействие на подрастающее поколение, но они будут присутствовать в своем ослабленном, фрагментарном виде, и чем более успешно будет построена педагогическая музыкальная среда, тем меньшее влияние будет оказывать среда стихийная.

С точки зрения теории иол и художествен но то развития, разработанной Б. П. Юсовым, определенным образом организованная среда позволяет максимально развивать у детей поле пространственного воображения: широту пространственных представлений, фантазию, что, в свою очередь, является непременным условием развития творческого потенциала ребенка. Большой вклад в изучение этой проблемы внесен Л. Г. Савенковой, которая в своих исследованиях сближает понятия пространства и среды и разрабатывает перспективный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе с позиций предметно-пространственного подхода.

Необходимо учитывать также такое важное качество педагогически организованной музыкальной среды, как способность оказывать адаптационное и реабилитационное воздействие на слушателей. Современная психолого-педагогическая наука активно использует терапевтические свойства музыки. Успешно развивается такое направление, как арттера- пия. Воздействие музыки широко используется при лечении соматических и психоневрологических заболеваний, а также в разнообразных методиках, направленных на развитие детей с дифференцированным уровнем интеллектуального развития.

Сложность и одновременно актуальность задач, стоящих перед педаго- гом-музыкантом, обусловлена наличием проблем в становлении духовной культуры подрастающего поколения, которое испытывает глубокий кризис ценностей и утрату духовно-нравственных ориентаций. В соответствии с этим содержание музыкально-педагогического образования должно быть направлено на формирование и развитие в подрастающем поколении национальных и общечеловеческих ценностей, способствующих самоопределению личности в мире культуры и ее творческому проявлению.

Средовые аспекты развития социума, сильное, а зачастую и решающее воздействие определенным образом сформированной среды на человека было известно еще в глубокой древности. На основе закономерностей влияния среды создавались религиозные и общественные центры, в которых под воздействием всех видов искусства формировался определенный, востребованный в данный исторический период взгляд человека на мир, его духовные и душевные потребности, соответствующие принятым в обществе идеалам. Художественная среда в целом всегда несла на себе формирующие, воспитывающие функции, влияя на развитие человека. В философии XIX в. обращает на себя внимание углубленный интерес к историческим корням отдельных государств и народов, своеобразию этнических пространств человечества. Это направление нашло плодотворное продолжение в XX в., утверждая определяющий фактор пространства и среды, традиций, этноса и региона в формировании личности.

Особые свойства музыкальной среды, т.е. среды, образованной с помощью художественно (пространственно, интонационно, ритмически, динамически, темброво) организованных звуков, определяются, в первую очередь, их волновой природой, обусловливающей проницаемость и способность распространяться в любой физической среде. Современной наукой доказано, что каждая клетка человеческого тела обладает своими собственными типами вибраций, и под влиянием резонанса или интер-

ференции эти вибрации могут усиливаться или подавляться под воздействием звука. Следовательно, именно проницаемость звука обусловливает его способность к созданию определенной среды, которая может обладать различными качествами в зависимости от того, какие именно звуки участвуют в ее формировании.

XX столетие преобразило сам «музыкальный ландшафт». Теперь он полон парадоксов, связанных со стремительным цивилизационным прогрессом. Возник феномен массовой музыки. Она развивалась столь стремительно, что уже ко второй половине прошлого столетия массовые жанры стали основными в музыкальной культуре, и сегодня народная, классическая или церковная музыка - это всего лишь маленькие островки в море разнообразной популярной музыки. Как считает исследователь Н. Н. Кур- чан, само понятие «музыка» в сознании современного человека, как правило, связано с тем или иным жанром массовой музыки, в частности с популярной песней.

Современная молодежь часто воспринимает музыку исключительно в форме клипа - нового жанра, построенного на последовательности музыкальных фрагментов, поддержанных мелькающим видеорядом, что формирует лишь некоторое впечатление, ощущение, но не полноценный художественный образ, так как в клипе отсутствуют его важнейшие составляющие - преемственность и развитие во времени.

Возможно, клиповое сознание является реакцией на информационную перегруженность современного человека, попытку «свертывания», сокращения ее потока и тем самым становится неотъемлемым и закономерным признаком современной культурной (в том числе музыкальной) среды. «Это самозащита, однако, самозащита агрессивная, поскольку привычка к «клиновому сознанию» вытесняет все другие формы познания окружающего мира. Выбирая между простой и сложной работой, человек, как правило, делает выбор в пользу первого».

Исторический анализ позволяет дифференцировать следующие основные понятия: глобальная аудиосреда - среда, вмещающая в себя все разнообразие звуков человеческой цивилизации, включая новейшие формы применения музыки (разнообразные сигналы, звонки, звуковое оформление работы различных машин и приборов и т.п.); музыкальная среда - среда, образованная с помощью художественно (пространственно, интонационно, ритмически, динамически, темброво) организованных звуков; пространственная структура музыкальной среды - структура, отражающая соотношение ее составляющих, их соподчинение и взаимовлияние; массовая музыка - музыка, предназначенная для восприятия широкими массами населения. Основой массовой музыки, как правило, ставится песенный жанр; музыка концертных залов - классическая и современная академическая музыка, исполняемая профессиональными исполнителями высокого уровня; клиповое сознание - способность человека мыслить вспышками, дискретно, развивающаяся под влиянием современной культурной среды и вырабатывающая привычку воспринимать мир посредством короткого, предельно артикулированного посыла, воплощенного в форме видеоклипа.

Среди принципов построения музыкальной среды следует выделить: принцип комплексности, при соблюдении которого информационные, психологические, эстетические и нравственные коды воздействуют на человека в комплексе; принцип объединения (всех составляющих музыкальной среды и всех, кто является объектом ее воздействия); принцип отражения (идеалов эпохи, своеобразия этнических пространств и т.п.); принцип проницаемости (имеющий в своей основе волновую природу звука).

К особенностям педагогической музыкальной среды, созданной в процессе работы с учениками выдающимися педагогами-музыкантами, относятся: интентное педагогическое включение; создание атмосферы доверия и особой «родственности» близких по духу людей; высокий «нравственный градус»; обращение к внутренним силам учеников в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания; широта интересов и всесторонняя образованность педагога.

В педагогике XX в. особое место принадлежит музыкально-педагогическим системам, обращенным к самой широкой аудитории, которые были созданы выдающимися музыкантами - К. Орфом, 3. Кодаи, Д. Б. Кабалевским. Эти системы положили начало массового педагогического обращения к возможностям музыкального искусства в деле развития и воспитания человека будущего.

Предъявляя высокие требования к личности учителя музыки, Кабалевский исходил из уверенности в том, что личность ученика может быть воспитана только неординарной, яркой личностью учителя. Психологи традиционно определяют личность как уникальную структуру, возникающую в результате синтеза всех характеристик индивида и изменяющуюся в результате адаптации к постоянно меняющейся среде, причем в значительной мере формирующуюся под воздействием реакций окружающих на поведение данного индивида.

Особое место в процессе становления личности занимает взаимоотношение времени и культуры. Так, М. М. Бахтин обращает внимание на то, что культуре свойственна протяженность, жизнь в «большом времени». Именно здесь, в пространстве «большого времени», человек приобретает такое необходимое для личности качество, как свобода. «Культура - всегда дело свободной инициативы, а последняя возможна лишь как инициатива отдельных людей, как личностная самодеятельность» (Ю. Н. Давыдов). Личность может трактоваться и с учетом внешних проявлений (в чертах лица, манере поведения, в характерных признаках создаваемой человеком вокруг себя среды и пр.), отражающих внутренние качества человека.

Таким образом, личность можно определить как социальное по своей природе прижизненное психологическое образование, представляющее систему мотивационно-потребиостных отношений, как понятие, характеризующее сущностные социальные отношения. Личность может также трактоваться и как внешнее проявление внутренних качеств человека.

Особое значение приобретает ценностно-смысловая концепция личности, определяющая сущность развития культуры личности человека через его отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода. В этой связи значимыми являются также положения концепции эмоционально-образного развития личности в их приложении к музыкальному развитию учащихся.

Проанализировав формы существования музыкальной среды, а также способы ее организации и бытования, мы выделяем два основных ее вида - стихийный и культурный. Стихийная музыкальная среда, описанная Е. II. Кабковой, складывается сама собой под влиянием разнообразных факторов и являет пример характерной для XX в. «клиповости». Важным отличием стихийной музыкальной среды является преобладание коммерческих форм музыкального искусства, зачастую воздействующих на подсознательном уровне таким образом, что у учащихся, погруженных в подобную среду, увеличивается и развивается агрессивность, замкнутость, неспособность к диалогу, неспособность к ежедневному труду, потребность дистанцирования от реальной действительности. В пространстве стихийно складывающейся музыкальной среды встречаются и образцы высокого музыкального искусства, однако их наличие или отсутствие зависит во многом от социальных факторов. Таким образом, можно уточнить определение: стихийная музыкальная среда представляет собой такой вид музыкальной среды, который складывается сам собой под влиянием разнообразных, часто не связанных между собой факторов и являет собой пример характерной для XX в. «клиповости», когда современный школьник в своей обычной жизни находится под влиянием разнообразных, зачастую негативно на него влияющих музыкальных факторов.

Признаки стихийно складывающейся музыкальной среды: полимодальность, динамичность, непредсказуемость, незначительная степень присутствия высоких образцов музыкального искусства, преобладание коммерческих форм музыки, снижение вербальной составляющей языка молодежных сообществ.

Такие признаки, как полимодальность и динамичность стихийно складывающейся музыкальной среды, обеспечивают ее высокую проницаемость и влиятельность на молодежную аудиторию, а непредсказуемость и преобладание коммерческих форм музыки придают ей потенциально опасный для общества характер. Исследователями всесторонне изучается влияние клипового сознания на личностные характеристики современной молодежи. В качестве наиболее очевидных изменений отмечаются:

  • 1) снижение интереса к обучению, поскольку оно не рассматривается как способ формирования будущего, да и будущее мало интересует молодого человека. Основой мировоззрения служат формулы о быстротечности жизни и необходимости наслаждаться и «брать от жизни все»;
  • 2) ослабление и снижение интереса к поиску и формированию духовных связей; усиление прагматического аспекта во взаимоотношениях с людьми;
  • 3) доминирование индивидуалистических ценностей, направленных на удовлетворение таких качеств, как тщеславие, эгоизм и др.;
  • 4) снижение способности индивида к самоанализу, что проявляется в поверхностной, но абсолютно уверенной оценке происходящих процессов, нежелании вникать в суть проблем, выражающемся в акцентировании внимания только на внешних признаках, «стереотинизация мышления» (М. А. Давыдова).

Исследователи отмечают, что для того чтобы человек смог стремиться к нравственному совершенствованию, необходимо обязательное присутствие некой гармонизующей силы. В качестве такой силы может выступать антипод стихийной музыкальной среды - культурная музыкальная среда, которая определяется как полимодальная, динамичная художественная звуковая среда, существующая в целостном пространстве культуры и способствующая осуществлению возвышения и совершенствования духовной сферы слушателей. Характерной особенностью культурной музыкальной среды является ее гармоничность, что обеспечивает сбалансированное «консонансное» воздействие такой среды на человека. Даже очень сильные эмоции, вызываемые музыкой в культурной музыкальной среде, способствуют не разрушению духовной сферы человека, а ее катарсическому очищению, что было отмечено многими исследователями, начиная со времен Античности.

Таким образом, можно утверждать, что культурная музыкальная среда отличается следующими признаками : полимодальность, динамичность, интеллектуальная наполненность, гармоничность, значительная степень присутствия высоких образцов музыкального искусства, коммуникативный потенциал, открытость диалогу, терапевтические, здоровьесберегающие функции, высокий уровень вербальной составляющей.

О взаимосвязи эстетического воспитания и духовного развития личности и о необходимости создания специальных педагогических условий осуществления этой взаимосвязи писали П. II. Блонский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и другие классики отечественной педагогики. Обобщая их открытия, а также собственные результаты исследования, можно утверждать, что при создании педагогических условий для осуществления целенаправленной работы по созданию среды, в которой в процессе эстетического воспитания происходит духовное развитие личности, формируется наиболее совершенный вид культурной среды, ее высший уровень, который мы определяем как педагогически организованную музыкальную среду.

Основными составляющими педагогически организованной музыкальной среды являются: содержательный пласт музыкального искусства, воспринимаемый слушателями в виде музыкальных произведений (в своем законченном виде или представленные в виде определенных фрагментов, отражающих тематический, эмоционально-образный или иллюстративный аспекты образовательного процесса), звучащие в записи; живая музыка в исполнении профессиональных исполнителей; музыка, звучащая в собственном непосредственном исполнении учащихся; носители живого музыкального звучания - музыкальные инструменты, имеющиеся в образовательном учреждении, в музыкальной студии, у детей дома, в музее; воображаемая музыка, т.е. такая, которую учащиеся «слышат» внутренним слухом в процессе восприятия других видов искусства (произведений литературы, живописи, архитектуры, скульптуры и т.п.); так называемая «музыка природы» - пение птиц, шелест листвы, шум волн, ветра, гудение пламени в очаге, звон капели и т.н.; мелодия выразительной речи (содержательная и образная).

Отмечаются следующие основные каналы, посредством которых происходит воздействие музыкальной среды: канал вибраций (как наиболее общий, охватывающий все проявления звучащего мира); канал эмоций (как основа «средоточия духовной жизни общества»); вербально-аналитический канал (способствующий критическому осмыслению поступающей информации, ее ранжированию и оценке); коммуникативный канал (обеспечивающий, с одной стороны, связь между различными проявлениями музыкальной среды, а с другой - способствующий сближению, взаимопониманию людей, погруженных в музыкальную среду и испытывающих ее всестороннее влияние).

К значимым особенностям музыкальной среды относят глобальный характер, связь с гармонией мироздания, пространственную структуру, интенсивность ее влияния на человека, способность к формированию мировоззрения подрастающего поколения, способность быть катализатором эмоционального воздействия, способность к созданию синтеза, самодостаточность и, одновременно, способность к созданию средовых композиций в содружестве с другими искусствами, стирание границ между искусством и реальностью.

Изучение музыкального влияния как влияния эстетического - одно из важнейших направлений современной психолого-педагогической науки, так как эстетическое, являясь основополагающим звеном культуры в целом, обусловливает направленность развития на духовное возвышение. В процессе эстетического восприятия музыки открываются новые возможности личности школьника, так как продвижение от эстетического освоения музыкально-развивающей среды к развитию творческого мышления и совершенствованию мотивационной сферы влечет за собой не только поиск нового в окружающем мире, но и поиск лучшего в себе самом.

Эстетический компонент в его суммирующем значении по отношению к другим компонентам педагогически организованной музыкальной среды представляется последовательно интегрирующей силой, объединяющей все стороны физического, интеллектуального и эмоционального развития школьников. Эстетическое же воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, природы, поведения, труда, отношений, т.е. весь окружающий мир в целом, совершенство которого представляется именно с позиций эстетического отношения.

Выдающиеся отечественные педагоги XX в. видели перспективу развития всей педагогической науки в развитии эстетического восприятия, понимания, духовного насыщения и возвышения подрастающего поколения. Не менее важным условием является также осознанность восприятия ребенком эстетического в искусстве и в жизни, что может быть достигнуто ведущей ролью целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Определяющим здесь является перевод стихийного, спонтанного общения с эстетическими явлениями, в процессе которого ребенок, так или иначе, эстетически развивается, в русло педагогического руководства, так как развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, должно осуществляться в педагогически сформированной системе.

Эстетическое развитие школьников детерминирует такую необходимую для полноценного восприятия и осмысления информации способность, как способность любования, тесно связанную с общей способностью к глубокому переживанию.

В контексте данной проблематики под синтезом искусств понимается добровольное соединение, сочетание, органический союз равноправных, сформировавшихся, самостоятельных начал, которые, вступая в конфликт между собой, преодолевают его и сочетаются в новую художественно-синтетическую реальность. Синтез искусств, воплощенный в образе педагогически организованной музыкальной среды, предоставляет художественному творчеству не просто новые возможности и резервы в освоении мира, а возможности на новом качественном уровне как в эстетической организации среды обитания человека, так и в осознании духовных ценностей.

В этой связи большое значение приобретает культурная среда воспитания, которая может быть представлена как система подходов и типических методических свойств, определяющих целостность учебного процесса. Центральным и объединяющим здесь остается способность прекрасного воздействовать на чувства людей, обогащать их духовный мир и возвышать над обыденной действительностью.

Сравнительный анализ направлений образования, базирующихся на средовом подходе, и возможностей педагогически организованной музыкальной среды доказывает актуальность разработки динамической модели педагогически организованной музыкальной среды, структура которой основывается на выделении нескольких значимых временных и пространственных характеристик. Среди них: стадиальные параметры; этапы развития; компоненты (материальный, креативный, действенный и преобразующий); послойная структура межличностных отношений, трансформирующихся по мере углубления деятельностного отношения к творческой работе и т.н.

Значительную роль в структуре педагогически организованной музыкальной среды играет стадиальная последовательность ее формирования. Первая стадия - начальная, когда музыкальная среда только начинает формироваться. На первой стадии формирования педагогически организованной музыкальной среды еще могут быть достаточно сильны проявления стихийной музыкальной среды, которые нередко провоцируют конфликты и разногласия в школьном коллективе. В связи с этим для первой стадии развития педагогически организованной музыкальной среды важна последовательность и принципиальность решений и действий по ее формированию со стороны педагогического руководства.

Вторая стадия формирования педагогически организованной музыкальной среды характеризуется тем, что определяются личные позиции участников процесса, проявляется их активность и заинтересованность в достижении общей цели. На основании коллективной деятельности и проявляющихся взаимных психологических притяжений образуются микрогрунпы и начинает формироваться группа лидеров из числа наиболее активных и продвинутых учащихся. На этой стадии велика возможность формирования так называемой «группы оппозиции», которая может способствовать более активному проникновению различных составляющих стихийной музыкальной среды.

Третья стадия становления педагогически организованной музыкальной среды характеризуется тем, что все ее составляющие начинают функционировать под влиянием единых интеллектуальных, эмоциональных и коммуникационных устремлений всех участников процесса.

В педагогически организованной музыкальной среде есть ряд компонентов: материальные, креативные, действенные и преобразующие.

К материальным компонентам среды следует отнести все физические объекты, которые находятся в зоне ее действия, так как все это тем или иным образом влияет либо на само звучание музыки, либо на характер и качество ее восприятия. Креативный компонент представлен не предметами, а качеством видов деятельности, среди которых значительное место должны занимать творческие проекты учащихся. Действенный компонент связан с креативным компонентом и начинает работать сразу после его включения. Действенный компонент является одним из значимых условий реализации не только авторских проектов учащихся, но и успешного развития музыкальной среды школы. Преобразующий компонент относится к внутренним, глубоко личным областям действия педагогически организованной музыкальной среды. Он же является самым главным компонентом, так как именно он ответственен за внутреннюю, душевную работу личности и ее духовное возвышение.

Важно отметить стратометрическую (послойную) структуру развития межличностных отношений в коллективе школьников, которые характеризуются рядом качеств. Интеллектуальное единство участников педагогически организованной музыкальной среды определяется равнодоступностью информации и обмена ею среди разных возрастных групп учащихся, педагогов и родителей, а также осознанием общности целей, совместной творческой деятельностью. Эмоциональное единство определяется, в первую очередь, такой влиятельной категорией искусства, как его «заразительность» (Л. Н. Толстой), а общность целей и яркая эмоциональная окраска взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности активизируют коммуникационные связи внутри коллектива участников целостного процесса становления и развития педагогически организованной музыкальной среды. Духовная общность формируется на основе целенаправленного педагогического воспитания у учащихся ценностей этической и нравственной культуры. Она детерминирована обращением к родовым корням, историческому прошлому народа, его культуре и искусству.

Анализ педагогически организованной музыкальной среды как средства становления духовной культуры школьников привел к необходимости переориентации деятельности музыкально-педагогических факультетов - приоритетных центров подготовки квалифицированных учителей музыки, способных справиться с реализацией поставленных инновационных задач. В этом плане должна произойти смена ведущего типа отношений с теоретического отношения в преподавании предметов музыкального цикла на практически-духовное. При этом необходимо усиление роли эмоционального познания в его отношении к рациональному. Музыкально-педагогический факультет должен сам приобрести черты педагогически организованной музыкальной среды , которая сможет транслировать студентам эстетические и духовные ценности на действенном, творчески-процессу- альном уровне, что позволит им приобрести необходимые качества для дальнейшей работы с учащимися.

Наиболее эффективными формами интерактивного обучения, обладающими большим педагогическим потенциалом, были признаны педагогический тренинг и метод моделирования педагогических ситуаций. Они позволяют студентам овладевать техникой организации эффективного взаимодействия с учащимися с опорой на «дальний педагогический горизонт», воспроизводить реальные педагогические явления и продуктивно действовать в предлагаемых условиях. В результате были определены педагогические условия формирования базовых профессиональных качеств будущих учителей музыки, способных к созданию педагогически организованной музыкальной среды. Среди них: особая личностно-ориентированная атмосфера; достижение необходимого для гармоничного развития будущих учителей музыки баланса между интеллектуальной, эмоциональной и духовной сферами их развития; создание в процессе всего времени занятий будущих учителей музыки педагогически организованной музыкальной среды, причем с активным привлечением сил самих студентов.

Итак, основные положения концепции становления духовной культуры растущего человека, основанной на взаимодействии с педагогически организованной музыкальной средой, заключаются в следующем.

  • 1. Педагогически организованная музыкальная среда, обладая рядом действенных качеств, таких как проницаемость, влиятельность, способность к продуцированию разнообразных срсдовых композиций, оказывает решающее влияние на развитие духовной культуры молодежи и является ее интегральным показателем.
  • 2. Сущностные характеристики педагогически организованной музыкальной среды, базирующиеся на богатой музыкально-педагогической традиции, деятельности выдающихся педагогов-музыкантов, заключается в интенсивности ее влияния на человека, способности к формированию мировоззрения подрастающего поколения, к созданию синтеза в содружестве с другими искусствами.
  • 3. Условиями построения педагогически организованной музыкальной среды являются: стадиальность ее формирования, стратометрическая (послойная) структура развития межличностных отношений в коллективе школьников по мере углубления деятельностного отношения к творческой работе, соответствие форм и методов ее построения возрастным особенностям учащихся, общая направленность на духовное совершенствование растущего человека.
  • 4. Адаптационные и реабилитационные свойства педагогически организованной музыкальной среды обусловлены глубинной взаимосвязью физического и психического развития ребенка с музыкальной средой, осуществляющейся посредством ряда каналов связи, таких как канал вибраций, канал эмоций, вербально-аналитический и коммуникационный каналы, а также в процессе реализации ее функций - фильтрационной, комненсаторной, экологической, функции стимуляции мыслительной деятельности, функции эмоционально-психологического комфорта, мотивационной и социально-адаптационной функций.
  • 5. Определяющим условием создания педагогически организованной музыкальной среды является целенаправленная подготовка квалифицированных специалистов на музыкально-педагогических факультетах вузов, осознающих ее значение и владеющих современными методами ее создания в условиях образовательных учреждений.
  • 6. Признаками готовности будущих учителей музыки к созданию педагогически организованной музыкальной среды является наличие у них следующих базовых профессиональных качеств: индивидуального подхода к выработке педагогической концепции, способности к планированию педагогических действий, способности к общению с искусством, ориентации на уровень возрастного развития и индивидуальность учащихся, стремления к целостному подходу к совокупности педагогических методов, способов деятельности и стратегии коммуникации, потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

Концепция Л. И. Уколовой привлекает ценностным подходом к анализу педагогически организованной музыкальной среды. Автор конкретизировала условия ее построения: стадиальность формирования; стратометрическая (послойная) структура развития межличностных отношений в коллективе; направленность на духовное совершенствование растущего человека и др. Эти и другие педагогически значимые положения, при условии их практической реализации, могут существенно обновить учебно-воспитательный процесс школы и вуза, а именно - повысить воспитательную направленность организованной музыкальной среды, нейтрализовать негативное воздействие стихийной среды и обеспечить гуманитаризацию образовательного пространства в его направленности на личность обучающихся. Одновременно обновляются профессиональные задачи и функции педагогов-музыкантов, появляется возможность разработки современной стратегии воспитания личности средствами музыки в широком социокультурном контексте.

  • По материалам: Уколова Л. И. Педагогически организованная музыкальная среда каксредство становления духовной культуры растущего человека: автореф. дис. ... докт. пед.наук. М., 2008.