Значение фразеологизма петь дифирамбы. Значение фразеологизма «петь дифирамбы», происхождение и смысл

Очень необычное слово «дифирамб» имеет древнегреческое происхождение. В переводе с греческого языка дифирамб означает жанр торжественной песни. Обычно, такие песни исполнялись хором, а сам диферамб приобретал при этом форму гимна. Пелись диферамбы в основном сатирами в особый праздник по поводу сбора урожая из винограда древнегреческому богу природы и вина Дионису. Если же мы с вами откроем словарь С.И.Ожегова, то увидим там два значения этого слова. Первое из них будет означать уже знакомый нам песенный жанр, а второе значение – преувеличенной, восторженной похвалы. Его-то мы и рассмотрим поподробнее.

Так кому же поют дифирамбы?

Дифирамбы поют тем, кому хотят польстить. Хвалебная песнь в большинстве своем исполняется с какой-то целью. Исполнение дифирамба обязательно подразумевает получение что-то взамен, какую-то выгоду.

Дифирамбы могут петь начальству. Делается это с целью повышения зарплаты, получения премии, продвижения по службе. Ласковые, похвальные слова, сказанные подчиненным, всегда согреют душу даже самому строгому начальнику. От них его сердце начинает таять, как сливочное мороженое на солнце, а улыбка на его лице радостно засияет.

Дифирамбы поются и детьми родителям, бабушкам, дедушкам, тетям, дядям. Когда ребенок хочет получить что-то, он хвалит своих старших родственников. «Ой, бабулечка, какая ты у меня еще молоденькая!», - восторженно кричит маленькая девочка, вызывая восхищение у прохожих. Но затем к сказанным словам добавляет еще одну фразу: «Купи мне вон ту куклу». Вот это типичный пример дифирамба, только при этом девочка выдала свои истинные намерения. Взрослые люди, в отличие от детей, свои истинные намерения, как правило, скрывают.

Дифирамбы поются и учащимися своим педагогам. Учителям, преподавателям, тренерам. Такие «песни» поются для того, чтобы получить их симпатию, заслужить их расположение. Что это дает? Повышенные оценки на экзаменах, отсутствие придирок по мелочам, участие в нужных конкурсах, иногда победа в конкурсах. Ни в коем случае нельзя считать дифирамб гарантией выигрыша конкурса, это не так. Дифирамбы – это начало пути к протеже.

Дифирамбы помогают достигать нужных связей. Сказав приятный комплимент секретарше, можно не только попасть к генеральному директору «вне очереди», но и хорошо продвинуть свой бизнес. Наладив отношения с лицами, которые работают с внешними клиентами организации, можно выстроить свою хорошую сеть служебных связей. При этом совершенно неважно очно присутствовать в нужной организации. Дифирамбы можно петь и по телефону.

Для этого выбираются нужные «ноты» ласковых, приятных слов, которые аккуратно вставляются к нужному месту в телефонном разговоре. К примеру, «Вы же волшебница! Фея! Я знал, что у Вас получится! Вы же все можете!». Это слова благодарности за услугу, в надежде на дальнейшую помощь в ближайшей перспективе. После волшебных слов и озвучивается дальнейшее желание, такое как «Мы обязательно подпишем завтра наш договор, я надеюсь. У нас все в силе.» и т.д.

Иногда мы слышим, как люди говорят о ком-то, кто неумеренно хвалит другого: "Да это же сплошные дифирамбы!" довольно распространено, но многие ли знают, что пришло оно к нам из греческого языка? И когда-то оно имело совсем другое значение, чем сейчас, и употреблялось вовсе не в ироническом смысле. Давайте познакомимся с историей этого фразеологизма, и с тем, как менялось его понимание с течением времени.

Что значит «дифирамб» по-гречески?

Давным-давно это слово обозначало выспренние хоровые хвалебные песни и даже танцы, исполнявшиеся в честь античного Диониса. Поскольку эти празднества во время сбора винограда были посвящены природе и ее плодородию, то они сопровождались так называемыми оргиями - распиванием вина, пиршествами и даже, как уверяют некоторые авторы, беспорядочными половыми отношениями участников. Но было ли так на самом деле, точно не известно. Мы только знаем, что почитательницы Диониса испытывали священное безумие во время плясок, а народ распевал при этом гимны, которые посвящались ему.

Немного истории

Считается, что самые ранние дифирамбы - это хоровые гимны острова Делос. Однако многие поэтические отрывки, которые дошли до нас, принадлежат афинянам. Именно от них пошло выражение «петь дифирамбы». Значение этого словосочетания в Афинах было очень простым. Около пятидесяти мужчин и мальчиков, переодетых сатирами, становились в круг и исполняли гимны Дионису под сопровождение профессионального театрального хора, а иногда и некоторых музыкальных инструментов. Каждый хор возглавлял так называемый «корифей». Впоследствии в древней Греции были даже разработаны критерии того, что же такое дифирамб как Прежде всего, текст хоровой песни должен иметь особую ритмику, быть антистрофическим. Его следует сопровождать аккомпанементом авлоса, да еще и на фригийский манер. К тому же он требует специальной, очень торжественной и пафосной стилистики. Между хорами, исполняющими дифирамбы, на античных празднествах, таких как Дионисии и Ленайя.

Музыка и литература

Таким образом, самые древние гимны, которые так назывались, были народными. Но позже они приобрели индивидуальный характер. Наиболее ранний дифирамб был, очевидно, создан поэтом Архилохом в честь «Господа Диониса», как свидетельствует текст VII века до нашей эры. Однако Геродот приписывает пальму первенства некоему Ариону из Лесбоса. Итак, дифирамбы - это особый род древнегреческой музыки и литературы, близкий к тому, что понимается под гимном и панегириком. Но у этого слова есть и другие значения. Через два столетия после Ариона поэт Вакхилид даже приблизил этот жанр к драматическому диалогу, исполняемому под хоровое пение. Прославился пафосными строками и известный стихотворец Пиндар. Наибольшее распространение жанр дифирамба получил в пятом веке до нашей эры. Его возглавили поэты так называемой «новой музыки». Самыми известными представителями этого направления были Тимофей Милетский, Меланиппид и Филоксет с острова Китера. Через сто лет жанр пошел на убыль, а потом и вовсе утратил популярность, хотя соревнования между хорами, певшими дифирамбы, продолжались вплоть до завоевания Греции Римом.

Что говорят философы?

Хотя слово это было популярно в античности, происхождение его не является греческим. Дифирамбы - это, по-видимому, был один из древних эпитетов бога вина. Философ Платон в диалоге «Законы» рассуждает о различных значениях музыкальных жанров. Там он говорит следующим образом: «Я думаю, что дифирамбом называется рождение Диониса». А в своей знаменитой «Республике», которая относится уже к четвертому веку до н.э., Платон подает еще одну трактовку слова «дифирамб». Значение этого термина в поэзии он понимает как исключительный способ авторского поэтического самовыражения, граничащего с экстазом. Плутарх говорит о дифирамбе, как о бурной речи, исполненной энтузиазма. Он противопоставляет гимны, написанные в этом стиле, более спокойным и гармоничным восхвалениям Аполлона. Аристотель же полагает, что это и есть основа и источник У уже упоминаемого нами поэта Вахилида так называется диалог между певцом и хором в трагедии. Затем хор заменил другой актер.

В Новой истории

Европа попыталась вернуться к дифирамбу во времена Возрождения. Тогда появились разнообразные хвалебные оды князьям Церкви и светским политикам. Но уже в те времена на такой поэтический жанр смотрели критически и насмешливо. Особенно популярными стали дифирамбы в эпоху барокко, когда авторы пытались возродить античные празднества. Наибольший успех этот музыкально-поэтический жанр обрел в Италии и, особенно, в Германии, где им увлекались поэты «Бури и натиска», такие как Франц Шиллер. Композитор Шуберт тоже написал композицию на пафосный текст подобного стиля. А Фридрих Ницше даже попробовал создать нечто подобное оригинальным «вакхическим» дифирамбам, хотя и с сатирическим оттенком.

Современное значение фразеологизма

Оригинальный смысл этого слова еще время от времени воплощается некоторыми современными музыкантами, такими, например, как Однако в большинстве случае эти слова приобрели ярко выраженный саркастический смысл: «Может, я буду тебе еще дифирамбы петь?» Фразеологизм этот стал означать неумеренное и неуместное славословие, неприкрытую лесть. В каком-то смысле это и понятно, ведь этот литературно-музыкальный жанр предназначался для экстатического восхваления богов. А когда его, с легкой руки эпохи Ренессанса, стали применять для восхваления политиков и вообще власть имущих, то он легко сделался чем-то неприятно-пафосным и надуманным. Ведь еще в Писании сказано, что следует отдавать Богу одно, а «кесарю» - другое. А когда политикам, звездам и разному бомонду поют дифирамбы, полагающиеся небесным созданиям, разве это не откровенный перебор? А может, даже и богохульство. Поэтому большинство людей не воспринимают дифирамбы или презирают их как откровенную лесть. Тем более что ее, как правило, используют, для того, чтобы понравиться нужному человеку и получить свою долю выгоды.

Мне сразу на ум пришла басня про кукушку и петуха , которые только что и делали, как нахваливали друг друга.
Вот их речи и можно назвать дифирамбами. Это хвалебные речи.

Ранее ничего предосудительного в них не было.
Ранее - я имею ввиду в Древней Греции.

История возникновения выражения

Приглашаю вас ознакомиться с историей возникновения этого выражения :

Когда-то в Древней Греции это были песнопения и танцы, восхваляющие Диониса. А он, в свою очередь, был почитаемым богом вина. Проводился этот праздник во времена, когда собирали виноград, и несли в себе идею отдать дань природе и ее дарам. Естественно, все эти действа не обходились без оргий - безмерным возлиянием, бешеными плясками, песенными гимнами. Начало выражения положено в Афинах, хотя есть свидетельства, что "дифирамбы" - это гимны с острова Делос.

В Греции существовали особые правила исполнения дифирамбов:

  • Специальный ритм.
  • Исполнение только под определенный инструмент - авлос (трубка, похожая на гобой)
  • Стиль исполнения обязательно пафосный.
Очень уж почитались соревнования между хорами исполнителями, на современный манер мы бы сказали: "битва хоров".

Когда время дифирамбов прошло, были моменты попыток возрождения этого жанра. Так, в Европе в эпоху Возрождения, начали появляться песни, расхваливающие Церковь, князей, всевозможных политических деятелей. Вот тогда-то выражение и приобрело саркастический смысл, который остался и поныне.

Нынешнее значение призывает осудить лесть, похвалу, целью которой является получение выгоды. Речи, в которых нет ни капли искренности.

Возможно, вам будут интересны и следующие темы.

Когда кого-то непомерно хвалят или прославляют, то про этого человека говорят, что ему поют дифирамбы. А что же такое дифирамбы и кому их должны петь?

Оказывается дифирамбы пели еще в древней Греции после сбора винограда на празднованиях посвященных Дионису - богу виноделия.

Во время вакханалий (второе имя Диониса, кстати Вакх), кроме повального веселья, блуда и распития вина, также пели хвалебные гимны богу виноделия, причем пели так называемым козлиным хором, зачастую переодевшись в спутников бога - сатиров. Вот такие хоровые пения во время вакханалий и назывались дифирамбами.

Кстати самого Диониса, также называют Дифирамб, что в переводе с греческого означает "двувратный". Видимо логически более точный перевод, будет "дваждырожденный", поскольку согласно легенде Дионис родился два раза. Как водится, история не обошлась без интриги, была и большая любовь, и ревность, и разлучница с одной стороны, с другой же неверный муж, глупенькая любовница и справедливое возмездие. А дело было так:

Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле:


Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога-громовержца, царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.

Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить именно эту просьбу. Зевс же не мог ни в чем отказать Семеле, ведь он клялся водами Стикса. Громовержец явился ей во всем величии царя богов и людей, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса; удары грома потрясали дворец Кадма. Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе упала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.

И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.

Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса.

Кстати из дифирамбов родились первые трагедии. Со временем хоровые пения стали сопровождаться постановками из жизни Диониса и других древнегреческих богов. Хоровые песни делили трагедию таким образом на части, которые в современной драме называются актами. Интересно, что само слово трагедия, состоит из двух частей "трагос" - козел, и "ода"- песнь.