Античные библиотеки. Старинные библиотеки мира

Библиотеки начали создавать еще цари древних царств. Легенды рассказывают о потрясающих библиотеках Древнего Мира, таких как библиотека Ассирийского Царства, Вавилонского Царства, Библиотека Фив в Древнем Египте, Древнегреческие и Древнеримские Библиотеки, знаменитой Александрийской Библиотеки.

Однако до наших дней сохранились лишь библиотеки, основанные после XV века. О них мы и хотим вам рассказать.


Ватиканская апостольская библиотека

Ватиканская апостольская библиотека (лат. Biblioteca Apostolica Vaticana) — библиотека в Ватикане, обладающая богатейшим собранием рукописей средневековья и эпохи Возрождения.

Начало собранию (архивные документы, литургические книги в виде свитков лат. Volumina) Ватиканской библиотеки было положено в IV веке: тогда в Латеранском дворце был собран архив, упоминавшийся ещё при папе Дамасии I (384 год). В VI веке за собранием манускриптов стал наблюдать государственный секретарь Ватикана (лат. Primicerius Notariorum), а в VIII веке появилась должность библиотекаря Ватикана.

Библиотека, основанная в XV веке папой Николаем V, постоянно пополняется, и в настоящее время её фонды насчитывают около 1 600 000 печатных книг, 150 тысяч манускриптов, 8 300 инкунабул, более 100 тысяч гравюр и географических карт, 300 тысяч монет и медалей.

К библиотеке относится Ватиканская школа библиотекарей и лаборатория по реставрации и воспроизведению важных манускриптов (факсимиле).


Библиотека Вильнюсского университета

Старейшей библиотекой Восточной и Центральной Европы по некоторым предположениям является библиотека Вильнюсского университета. Она основана при Вильнюсской иезуитской коллегии в 1570 году Великим князем Литвы Жигимантасом Аугустасом и Вильнюсским епископом Альбиниюсом. В настоящее время крупнейшая библиотека Литвы является также депозитарной библиотекой ООН, ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения.

Историю университетской библиотеки ведут с библиотеки иезуитской коллегии, которая по завещанию короля Сигизмунда Августа получила после его смерти 7 июля 1572 года богатое собрание книг короля-библиофила.

В фондах библиотеки свыше 5,3 млн. изданий, среди них 178 306 изданных в XV—XVIII веках, свыше 250 тыс. рукописных документов (старейшие XIII века).
Ежегодно 16 тысячам читателей выдается свыше млн изданий (1998). Прирост фондов в конце XX века составлял около 130 000 экземпляров в год.

Поддерживает связи с 380 библиотеками и научными учреждениями из 55 стран (1998). Электронный каталог с 1993 года, первый в балтийских странах.

Бодлианская библиотека

Бодлианская библиотека (англ. Bodleian Library) — библиотека Оксфордского университета, которая оспаривает у Ватиканской право называться старейшей в Европе, а у Британской — титул самого крупного книжного собрания Великобритании. С 1610 (официально — с 1662) года наделена правом на получение обязательного экземпляра всех изданий, выпускаемых в стране.
Библиотека носит имя сэра Томаса Бодли (1545—1613) — известного собирателя старинных манускриптов, состоявшего на дипломатической службе королевы Елизаветы. Между тем её основателем должен считаться епископ Томас де Кобэм (ум. 1327), создавший при университете небольшое собрание книг, прикованных к полкам цепями во избежание их выноса за пределы здания.

В 1410 году эта библиотека перешла в полное распоряжение университета, а несколько позднее расширением университетского собрания озаботился герцог Хамфри Глостерский. Благодаря его попечению в 1450 году библиотека переехала в новые, более обширные помещения, которые сохранились по сей день. При первых Тюдорах университет обнищал, Эдуард VI экспроприировал его книжные собрания, даже сами книжные шкафы были распроданы.

В 1602 году Томас Бодли не только восстановил библиотеку, но и помог ей занять новые помещения. Он преподнёс университету своё книжное собрание, пёкся о приобретении книг из Турции и даже Китая. В течение последующих столетий для размещения библиотечных собраний было выстроено несколько зданий, включая ротонду Радклифа (1737-69) — шедевр британского палладианства.


Национальная Библиотека Франции

Национальная Библиотека Франции прослеживает свое происхождение к королевской библиотеке, основанной в Лувре Карлом V в 1368 году. Библиотека была расширена при Луи XIV и открылась для общественности в 1692 году. Коллекции библиотеки расширились к более, чем 300 000 томов во время радикальной фазы Французской Революции, когда частные библиотеки аристократов и духовенства были захвачены. Актом революционного Французского Национального Соглашения Библиотека стала первой свободной публичной библиотекой в мире в 1793 году. После ряда изменений режима во Франции библиотека стала Императорской Национальной Библиотекой и в 1868 году она была перемещена в здания на рю-де Ришелье, разработанное Анри Лабрусом (Henri Labrouste). Однако ныне этот ансамбль хранит только малую, но самую ценную часть государственной библиотеки — манускрипты. Основное библиотечное хранилище построено в 13-м округе, это четыре высотных башни на левом берегу Сены, возведённые в форме раскрытых книг; хранилище носит имя Франсуа Миттерана.

Национальная библиотека (фр. Bibliothèque Nationale или BNF) — самое богатое собрание франкоязычной литературы в мире и самая крупная библиотека во Франции. Ее миссия состоит в том, чтобы составлять коллекции, особенно копии работ, изданных во Франции, которые должны, согласно закону, быть депонированы там, сохранять их, и делать их доступными для общественности. Библиотека издает каталог ссылок, сотрудничает с другими национальными и международными учреждениями, и участвует в научных программах.

Амброзианская библиотека

Амброзианская Библиотека (Biblioteca Ambrosiana) является исторической библиотекой в Милане, а также местом расположения художественной галереи Pinacoteca Ambrosiana. Названная в честь Амброуза, святого заступника Милана, библиотека была основана Кардиналом Федерико Борромео (Federico Borromeo) (1564-1631 гг.), чьи агенты ездили по всей Западной Европе и даже Греции и Сирии в поисках книг и рукописей. Некоторые главные приобретения полных библиотек были рукописями бенедиктинского монастыря Боббио (Bobbio, 1606 г.) и библиотека Падуи Винченцо Пинелли (Vincenzo Pinelli) с больше чем 800 рукописям, которые заполнили 70 ящиков, когда их послали в Милан и включали известную освещенную Илиаду, Ilia Picta. В библиотеке хранятся 12 рукописей Леонардо да Винчи, 12 тысяч рисунков европейских художников XIV—XIX веков, Вергилий с иллюстрациями Симоне Мартини и маргиналиями Петрарки, многие другие ценности культуры.

Сооружение началось в 1603 году, библиотека была открыта для публики 8 декабря 1609 года (после Бодлеанской библиотеки, открывшейся в Оксфорде в 1602, это вторая публичная библиотека Европы). Библиотеке была придана типография, здесь размещалась также школа классических языков. Кроме того, в библиотеку вошли Академия и Пинакотека, учрежденные тем же Федерико Борромео.


Библиотека Лауренциана

Библиотека Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) во Флоренции, Италия, известна как библиотека, содержащая больше чем 11 000 рукописей и 4 500 ранних печатных книг. В читальном зале Библиотеки Лауренциана, уникального памятника Высокого Возрождения все выполнено по рисункам Микеланджело: узорчатый пол красной терракоты, скамьи, шкафы-пюпитры, витражи и потолок.
В 1571 году библиотека, заказанная великим герцогом Козимо I Микеланджело Буонаротти, была открыта для публики. Козимо любезно разрешил флорентийцам пользоваться своими книгами: кодексы, из который состояла частная библиотека Медичи, были выставлены в шкафах-пюпитрах. Предварительно с книг сняли обложки и сделали одинаковые переплеты из розоватой кожи с гербом Медичи.

Книги крепились к пюпитрам цепями - для сохранности. В таком виде предстают они перед посетителями библиотеки и теперь. Среди сокровищ - дошедшие со времен античности труды Тацита, Плиния, Эсхила, Софокла, Квинтилиана, а также кодекс Юстиниана, переписанный вскоре после обнародования в середине VI века. Еще в библиотеке хранятся рукописи Петрарки и Бокаччо и подлинник автобиографии Бенвенуто Челлини.

Королевская библиотека Эскориала

Библиотеку монастырского комплекса Эскориала (Испания, Мадрид), ныне насчитывающую более 40 тысяч томов, собирал лично Филипп II. Он скупал по всей Европе лучшие книжные собрания и перевел сюда свой архив. В Эскориале произошла и первая в истории библиотечная реформа - в Средние века книги в библиотеках размещали под прямым углом к источнику света. Здесь же придумали устанавливать книги на стеллажах вдоль стен.

Строителем барочной библиотеки, завершенной в 1584 году, был Хуан де Геррера, спроектировавший также и стеллажи. Библиотека представляет собой гигантский зал длиной 55 метров. Сводчатый потолок расписывал Пеллегрино Тибальди, изобразивший аллегории Риторики, Диалектики, Музыки, Грамматики, Арифметики, Географии и Астрономии.

Библиотека Тринити-колледжа

Cтарейшая в Ирландии библиотека является частью Тринити-колледжа, основанного Елизаветой I в 1592 году. Сейчас она имеет статус государственного книгохранилища: сюда передается по экземпляру всех издаваемых в Великобритании и Ирландии книг. Главное сокровище Тринити — так называемая Келлская книга, написанный по-латыни текст четырех евангелий, шедевр каллиграфии и книжной миниатюры IX века. Кроме книг и манускриптов, в библиотеке хранится древнейшая в Ирландии волынка, датируемая XV веком.
В Длинной комнате, главном зале библиотеки Тринити-колледжа, изначально был плоский потолок, а книги размещались только на нижнем уровне. В середине XIX века полки переполнились, так что пришлось придать потолку сводчатую форму и установить стеллажи на втором ярусе.

Библиотека Оссуса в фильме «Звездные войны. Эпизод 2: Атака клонов» — точная копия Длинной комнаты, главного зала библиотеки. Администрация библиотеки Тринити-колледжа хотела было подать на кинематографистов в суд, но в итоге дело так и не получило хода.

Обзор подготовлен по материалам открытых интернет-источников.

Еще до того, как появились первые книги в переплете, уже существовали библиотеки. В городах по всему миру эти храмы знаний не только служили в качестве складских помещений для хранения глиняных табличек и свитков, но и использовались как центры культуры и образования. Ниже вы найдете интересные факты о восьми самых великолепных библиотеках Древнего мира.

Библиотека Ашурбанипала

Самая старая известная библиотека в мире была основана где-то в 7 веке до н. э. для «королевского созерцания» ассирийского правителя Ашурбанипала. Расположенная в Ниневии (современный Ирак), она включала около 30000 клинописных табличек, организованных в соответствии с темами. Большинство этих табличек были архивными документами, религиозными заговорами и научными текстами, но также здесь было размещено несколько произведений литературы, включая 4000-летний «Эпос о Гильгамеше». Любитель книг Ашурбанипал создал большую часть своей библиотеки, забирая работы из Вавилонии и других территорий, которые он завоевал. Археологи наткнулись на руины этой библиотеки в середине 19-го века, а большая часть ее фонда в настоящее время хранится в Британском музее в Лондоне. Интересно отметить, что хотя Ашурбанипал получил многие клинописные таблички путем грабежа, он, кажется, был особенно обеспокоен кражами. Надпись на одном из текстов предупреждает, что если кто-либо решится на кражу табличек, боги «повергнут его» и «сотрут его имя, семя его на земле».

Александрийская библиотека

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. контролировать Египет начал его бывший генерал Птолемей I Сотер, который стремился создать центр обучения в городе Александрии. Результатом стала Александрийская библиотека, которая в конечном итоге стала интеллектуальным украшением древнего мира. Мало что известно о физической компоновке этого места, но на пике своего развития библиотека могла включать более 500 тысяч папирусных свитков, содержащих произведения литературы и тексты по истории, праву, математике и естественным наукам. Библиотека и связанный с ней исследовательский институт привлекали ученых со всего Средиземноморья. Многие из них жили на ее территории и получали государственные стипендии, когда проводили исследования и копировали ее содержимое. В разное время Страбон, Евклид и Архимед были среди ученых этой библиотеки.

Конец этой великой библиотеки традиционно датируется 48 г. до н. э., когда она якобы сгорела после того, как Юлий Цезарь случайно поджог гавани Александрии во время битвы против египетского правителя Птолемея XIII. Но хотя пламя, возможно, повредило библиотеку, большинство историков теперь полагает, что она продолжала существовать в той или иной форме в течение еще нескольких столетий. Некоторые ученые утверждают, что библиотека окончательно исчезла в 270 г. во время правления римского императора Аврелиана, в то время как другие считают, что это произошло еще позже - в четвертом веке.

Библиотека Пергама

Построенная в третьем веке до нашей эры членами династии Атталид, библиотека Пергама, расположенная в нынешней Турции, когда-то была домом для 200 тысяч свитков. Библиотека находилась в храмовом комплексе, посвященном Афине, греческой богине мудрости, и, как полагают, состояла из четырех комнат. В трех комнатах хранились собственно книги, а четвертая служила в качестве конференц-зала для проведения банкетов и научных конференций. Согласно древнему летописцу Плинию Старшему, библиотека Пергама со временем стала настолько известной, что конкурировала с Александрийской. Обе библиотеки стремились собрать наиболее полные коллекции текстов, и в них развивались конкурирующие школы мысли и критики. Существует даже легенда, что птолемеи Египта остановили поставки папируса в Пергам в надежде замедлить развитие библиотеки. В результате город позже стал ведущим центром производства пергаментной бумаги.

«Вилла папирусов»

Хотя она и не была самой большой библиотекой античности, так называемая «Вилла папирусов» является единственной, чья коллекция сохранилась до наших дней. Около 1800 ее свитков были расположены в римском городе Геркулануме на вилле, которая была, скорее всего, построена тестем Юлия Цезаря - Пизоном. Когда в 79 году нашей эры поблизости произошло извержение Везувия, библиотека была похоронена под 30-метровым слоем вулканического материала, который и стал причиной ее сохранности. Почерневшие и обугленные свитки были вновь открыты в 18 веке, и современные исследователи использовали все возможные инструменты, от мультиспектральных изображений до рентгеновских лучей, чтобы попытаться прочитать их. Большую часть каталога еще предстоит расшифровать, но исследования уже показали, что библиотека содержит несколько текстов эпикурейца-философа и поэта по имени Филодей.

Библиотеки форума Траяна

Где-то около 112 г. н. э. император Траян завершил строительство многофункционального комплекса зданий в центре Рима. Этот форум имел площади, рынки и религиозные храмы, но в него также входила одна из самых известных библиотек Римской империи. Библиотека технически имела две отдельные комнаты: одна - для работ на латинском языке, вторая - для работ на греческом. Комнаты были расположены на противоположных сторонах портика, где размещалась колонна Траяна - большой памятник, построенный в честь военных успехов императора. Обе комнаты были изготовлены из бетона, мрамора и гранита и включали в себя большие центральные камеры для чтения и два уровня полочных ниш, содержащих приблизительно 20000 свитков. Историки не уверены в том, когда двойная библиотека Траяна прекратила свое существование. Сохранились письменные упоминания о ней в конце пятого века нашей эры, и это наводит на мысль, что она существовала по меньшей мере 300 лет.

Библиотека Цельса

Во время имперской эпохи в Риме существовало более двух десятков крупных библиотек, но столица была не единственным местом, где располагались великолепные коллекции литературы. Где-то около 120 г. н. э. сын римского консула Цельс завершил строительство мемориальной библиотеки для своего отца в городе Эфесе (современная Турция). Декоративный фасад здания стоит до сих пор, и имеются мраморная лестница и колонны, а также четыре статуи, представляющие мудрость, добродетель, разум и знания. Интерьер состоял из прямоугольной камеры и ряда небольших ниш, содержащих книжные шкафы. Библиотека содержала около 12000 свитков, но наиболее характерной чертой оказался, безо всяких сомнений, сам Цельс, который был погребен внутри в декоративном саркофаге.

Императорская библиотека Константинополя

Императорская библиотека появилась в четвертом веке нашей эры во время правления Константина Великого, но она оставалась относительно небольшой до пятого века, когда ее коллекция выросла до 120 тысяч свитков и кодексов. Тем не менее фонды Императорской библиотеки начали таять, а сама она пришла в упадок в течение следующих нескольких столетий из-за пренебрежения и частых пожаров. Самый сокрушительный удар она перенесла после того, как войско крестоносцев захватило Константинополь в 1204 г. Тем не менее ее книжники и ученые переписывали бесчисленные кусочки древней греческой и римской литературы, делая копии поврежденных папирусных свитков.

Дом Мудрости

Иракский город Багдад был одним из мировых центров образования и культуры. Возможно, ни один из институтов не был более значимым для его развития, чем Дом Мудрости. Создан он был в начале девятого века нашей эры во время правления Аббасидов и был сосредоточен вокруг огромной библиотеки, заполненной персидскими, индийскими и греческими рукописями по математике, астрономии, науке, медицине и философии. Книги привлекали ведущих ученых Ближнего Востока, которые стекались в Дом Мудрости, чтобы изучить тексты и перевести их на арабский язык. В их ряды входили математик аль-Хорезми, один из отцов алгебры, а также мыслитель аль-Кинди, которого часто называют «арабским философом». Дом Мудрости оставался интеллектуальным центром исламского мира в течение нескольких сотен лет, но встретил ужасный конец в 1258 году, когда монголы разграбили Багдад. Согласно легенде, в реку Тигр было брошено так много книг, что ее воды потемнели от чернил.

Библиотеки давно стали неотъемлемой частью культуры каждого народа. А ведь когда-то собраниями книг владели только самые богатые и влиятельные люди и в хранилища допускались лишь избранные читатели. Какую же библиотеку можно назвать древнейшей в мире? Историки считают ею огромное собрание глиняных книг, которое принадлежало жившему более 2,5 тысячи лет назад ассирийскому царю Ашшурбанипалу — ведь там все экземпляры уже были рассортированы и занесены в каталоги.

Крылатые быки понравились больше

В 1847 году английский исследователь Остин Генри Лайард в поисках памятников древности начал раскопки холма Куюнджик на левом берегу реки Тигр. Под слоем земли он обнаружил остатки разрушенного дворца, возведенного на искусственной террасе. Среди предметов древнего искусства Лайард нашел большие базальтовые камни с клинописными надписями, после расшифровки которых выяснилось, что археологу удалось отыскать Ниневию, древнюю столицу Ассирии, а сам дворец принадлежал ее правителю царю Ашшурбанипалу, жившему в 685-627 годах до нашей эры.

Кроме большого количества сохранившихся статуэток, печатей и даже скульптур рабочие, которыми руководил Лайард, извлекли на поверхность около 30 тысяч обожженных на огне или на солнце глиняных табличек с клинописью. Самого Лайарда они не слишком заинтересовали, исследователя гораздо больше привлекли сохранившиеся произведения искусства (такие как каменные крылатые быки с человеческими лицами), которые он отправил в Лондон. Тем не менее таблички тоже переехали в Британский музей, где несколько десятилетий просто лежали в запасниках.

В 1852 году помощники Лайарда в другом крыле дворца отыскали примерно такое же количество исписанных глиняных табличек, и их тоже увезли в Лондон. В Британском музее обе части собрания глинописных текстов поместили в общее хранилище, поэтому сейчас уже невозможно определить, в каком месте были найдены те или иные таблички — но главное, что тексты, состоящие из нескольких частей, стали разрозненными, и это очень затруднило дальнейшие исследования.

В 1854 году Лайард устроил в лондонском Хрустальном дворце выставку своих находок, главными экспонатами которой были реконструированные статуи и барельефы. Мероприятие пробудило широкий интерес к ассирийской культуре, многие ученые стали заниматься расшифровкой ее письменности. После прочтения первых глиняных рукописей стало понятно, что именно они являются главным сокровищем найденного древнего города.

Как винный погреб

Собрание глиняных табличек оказалось самой древней в мире библиотекой, созданной по велению царя Ашшурбанипала. Во время его правления Ниневия достигла вершины могущества, воевать было уже не с кем, и царь все силы отдавал собиранию текстов.

Прежде всего Ашшурбанипал задумал собрать у себя любые документы государства. Он послал во все поселения и храмовые архивы своих людей, которые должны были скопировать имеющиеся там тексты и доставить их царю. Некоторые таблички воспроизводят гораздо более ранние памятники письменности и содержат сведения о событиях, случившихся за сотни и тысячи лет до времени копирования.

Сама библиотека очень отличалась от современных книгохранилищ и внешне была похожа на винный погреб. На полу стояли скамейки из глины, на них — большие глиняные сосуды, куда помещались таблички. Такие же сосуды стояли на полках. В Месопотамии почти не было деревьев, поэтому полки тоже делались из глины. Сосуды, стоявшие на них, имели меньшие размеры, там хранились короткие тексты — песни, царские указы, письма и т.д.

При этом собрание текстов было самой настоящей библиотекой. В нем имелся каталог, куда записывались данные о любой книге: название, количество табличек, а также раздел знаний, к которому относится рукопись. На каждой полке крепилась глиняная бирка с указанием раздела и названиями размещенных на ней книг. Над входом в хранилище была надпись, угрожавшая тем, кто пожелал бы украсть или испортить книги, — их ждала неминуемая кара богов, а имена злодеев и их наследников навеки предавались забвению.

Свидетельство о Всемирном потопе

Самое большое количество текстов относилось к области магии. Могущественный царь очень интересовался тем, как узнать события будущего и удержать власть при помощи общения с высшими силами. Поэтому на многих глиняных табличках записаны заговоры, религиозные ритуалы и молитвы. Но в библиотеке нашлось место и математическим работам, трудам по астрономии, истории, медицине, а также словарям иностранных слов, потому что торговые отношения связывали Ассирию со многими государствами. Некоторые книги переписаны с гораздо более древних шумерских или вавилонских текстов, оригиналы которых не сохранились до нашего времени.

Среди глиняных рукописей были даже первые географические карты! На них отображалась довольно большая территория от государства Урарту (современное Армянское нагорье) до Египта — с названиями стран и городов.

В библиотеке хранились и художественные произведения, в частности, копия записи шумерской легенды о сказочном герое Гильгамеше, оригинал которой, по мнению ученых, был создан в XVIII-XVII веках до нашей эры.

В 1872 году переводчик Джордж Смит объявил, что на одной из табличек записан отрывок из повествования о Всемирном потопе. Газета «Дейли телеграф» выделила ему средства для отдельной экспедиции в Ниневию с целью отыскать недостающие части книги — и Смит успешно сделал это. Последующие лингвистические исследования доказали, что это копия с древнейшей книги, написанной в шумерском городе Уруке (в Библии он назван Эрех) почти три тысячи лет назад, — еще одно подтверждение того, что Всемирный потоп был реальным событием.

Ассирийские первопечатники

Ученые считают, что первые глиняные книги появились именно у древних шумеров. Сначала делались заготовки, размеры которых составляли примерно 32 на 22 сантиметра, а толщина — 2,5 сантиметра. Для удобства письма их с помощью натянутой нити размечали параллельными линиями. Затем на табличках заостренной палочкой выдавливались символы. Обычно ими покрывали обе стороны заготовки, а иногда даже ее торцы, при этом последняя строка предыдущей таблички воспроизводилась в начале следующей. Под текстом писец наносил глубокую поперечную черту, а под ней — название книги, к которой относился данный фрагмент, а также порядковый номер таблички.

Если работу приходилось прерывать, заготовку заворачивали в мокрую тряпку и хранили в таком виде. Заполненная табличка обжигалась в печи или сушилась на солнце.

Ассирийцы переняли у гораздо более древнего народа технологию создания глиняных книг — но внесли в нее изменения, которые можно назвать революционными.

Изучение табличек из библиотеки Ашшурбанипала помогло ученым сделать поразительное открытие: оказалось, что во времена ассирийских царей уже существовало книгопечатание. Небольшие по размеру документы, которые надо было разослать во все поселения страны — к примеру, государственные указы, — не переписывались вручную. Для их изготовления вырезали деревянную матрицу и с нее делали глиняные описки.

Таинственный и мудрый народ

Древнейшая библиотека в мире способствовала изучению загадочной , которая считается одной из самых древних на нашей планете. Она зародилась в долине слияния Тигра и Евфрата шесть тысяч лет назад. Откуда появись эти люди, до сих пор неизвестно. Их язык не похож ни на один другой в мире — в том числе и на языки живших рядом с ними семитских племен. Сами шумеры в своих легендах утверждают, что прибыли с большого острова Дильмун, но отыскать их родину пока не удалось. О том, что они, скорее всего, пришли морским путем, говорит тот факт, что их первые поселения построены в устьях рек. Кроме того, все важнейшие боги в их мифологии связаны с морской стихией, а основным занятием шумеров было судоходство.

Непонятно откуда взявшийся народ обладал поразительными знаниями в области астрономии (в том числе и о том, что Земля зародилась в результате космической катастрофы), медицины, математики, архитектуры и других научных дисциплин. Многие ученые утверждают, что именно шумеры изобрели колесо, гончарный круг и даже пивоварение. При этом из-за сложности их письма (в письменности шумеров в разное время насчитывалось от 600 до 1000 знаков) исследователям долго не удавалось прочесть дошедшие до наших дней тексты. А в библиотеке Ашшурбанипала сохранились словари для перевода с шумерского на язык ассирийцев, а также научные работы, посвященные толкованиям трудных мест в шумерских текстах. Они очень помогли в расшифровке древнейшей письменности.

Золото дороже книг

Ашшурбанипал был последним великим царем Ассирии. Уже через 15 лет после его смерти в страну вторглись полчища кочевников — в основном мидийцев, которых поддержали воины завоеванных ассирийцами государств. О взятии Ниневии рассказывает древняя легенда: жители столицы, окруженной неприступными стенами, успешно отражали атаки противника. Тогда осаждающие запрудили Тигр, вода вышла из берегов и затопила город. Последний царь Ассирии, чтобы не попасть в руки врагов, поджег дворец и сгорел в его пламени.

Город был почти полностью разграблен, но глиняные таблички, в отличие от золота и драгоценностей, не привлекли внимания неграмотных кочевников. Более того, вторично обожженные письмена приобрели дополнительную прочность и сохранились до наших дней. А через несколько столетий над развалинами образовались холмы — и самая древняя в мире библиотека исчезла под землей.

Николай Михайлов

1. Библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (Британский музей Лондон VII век до н.э.)

Самая старая библиотека в мире обнаружена в 1849-51 годах британскими археологами Остином Генри Лэйардом и Хормуздом Расамом при раскопках на берегах Евфрата.. Считается самой древней из известных миру библиотек. Задумывалась ассирийским царем Ашшурбанипалом как вместилище всех накопленных человечеством знаний и основывалась на древних шумерских и вавилонских текстах. Включает в себя юридические, административно-хозяйственные записи, описания политических событий, магических и религиозных ритуалов, пророчеств, астрономические и исторические сведения, молитвы, песни. Один из самых известных мифологических текстов – эпос о Гильгамеше. Является одним из основных источников информации об истории и культуре Месопотамии и дешифровки клинописи. Основная часть из 30 000 обнаруженных глиняных табличек находится в настоящий момент в Британском музее.

2. Библиотека монастыря Святой Екатерины (Египет Синай 548-565гг)

Монастырь находится в Египте у подножия горы Синай. Библиотека монастыря вмещает в себя 3 304 манускрипта, 5 000 книг и около 1 700 свитков. Ее собрание по историческому значению уступает только Апостольской библиотеке Ватикана. Тексты написаны на греческом, арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Самые известные манускрипты – «Синайский кодекс» IV века (в настоящий момент находится в Британском музее) и «Сирийский кодекс» V века с цитатами из Библии. Помимо прочих реликвий монастырь имеет также коллекцию древнейших икон.

3. Национальная библиотека Чешской республики (Прага 1366 г)

Это не просто одна из старейших, но и одна из , обслуживающая около 1 миллиона читателей в год. Была основана в связи с формированием Пражского университета. Обеспечивает доступ к более чем 6 миллионам документов, с годовым приростом в 70 000 наименований. Многие проекты библиотеки поддерживаются ЮНЕСКО.

4. Национальная библиотека Австрии (Вена 1368г)

Находится во дворце Хофбург, служившем резиденцией императорской семьи Габсбургов. Коллекция включает в себя 7,5 миллионов книг, древнейшие папирусы, карты, глобусы, картины, фотографии, партитуры произведений известных музыкантов, таких как Штраус и Брукнер. Известна еще и тем, что здесь собрано около 8 000 инкунабул – наборных первопечатных изданий.

5. Национальная библиотека Франции (Париж 1461г)

Существовала еще при Карле V Мудром, но основная часть его коллекции была утрачена, так как королевские родственники имели обыкновение не возвращать взятые книги. Людовик XI начал собирать библиотеку практически заново. Наряду с прочими, в библиотеке хранятся книги различных монастырей, книги о революции, книги о Вальтере, а также собрания рукописей, присланных из различных стран. На сегодняшний момент включает в себя 30 миллионов единиц хранения.

6. Апостольская библиотека Ватикана (Рим Ватикан 1475г)

Ее вдохновителем и создателем были папы Николай V и Сикст IV. Прежде всего, это богатейшее собрание рукописей средневековья и эпохи Возрождения. Под эгидой библиотеки проводились целые экспедиции по поиску редких изданий в самых разных частях света. Включает в себя самые разнообразные тексты от рукописей с произведениями Цицерона,Вергилия, Аристотеля, до работ современных авторов. Естественным образом, большую часть коллекции составляют тексты религиозного содержания. При библиотеке создана Ватиканская школа библиотекарей и лаборатория по реставрации и воспроизведению важнейших манускриптов. Ежедневно хранилища могут посещать до 150 ученых и специалистов.

7. Национальная библиотека Мальты (Валетта 1555г)

Заложена 48-м Великим магистром Ордена Святого Иоанна Клодом де ла Синглем. Согласно его указу все личные книги умерших рыцарей считались достоянием Ордена. Получила развитие при Луи Гирене де Тенсин – судебном приставе-исполнителе большого Креста Ордена. Мальтийская библиотека - значительное собрание библиографических редкостей. Здесь можно увидеть дарственную грамоту 1 107г императора Карла королю Иерусалима Балдуину I, документы, подтверждающие дворянское происхождение рыцарей, протоколы собраний Ордена Святого Иоанна. С 1812г библиотека открыта для посетителей.

8. Баварская государственная библиотека (Мюнхен 1558г)

Эта старая библиотека основана Виттельсбахским герцогом Альбрехтом V. В 1663г в Баварии был издан закон, по которому два экземпляра любого печатного произведения должны передаваться этой библиотеке. Закон действует по настоящее время. Во время Второй мировой войны до 500 000 томов были утрачены, а здание разрушено на 85%. Несмотря на это, считается одной из наиболее обширных европейских библиотек. Проводит большую работу по оцифровке старинных документов и рукописей.

9. Королевская библиотека Бельгии (Брюссель 1559г)

Национальная научная библиотека. Основана по приказу Филиппа II. Содержит 8 миллионов книг, рукописи, рисунки, гравюры, большую нумизматическую коллекцию. Основная цель деятельности – сбор и хранение всех бельгийских изданий и произведений бельгийцев, выпущенных за рубежом. Кроме национальных, присутствует большое количество иностранных книг. Доступна для посещения гражданами, в том числе студентами.

10. Бодлианская библиотека библиотека Оксфордского университета (Лондон, 1602г)


Носит имя сэра Томаса Бодли даволе популярного и известного во всем мире человека который коллекционировал манускрипты. Хотя многие считают что основатель все же епископ Томас де Кобэм. Его стараниями при университете была собрана первая коллекция книг, которые приковали к полкам цепями дабы предотвратить кражи. На ряду с Ватиканской библиотекой претендуют на право называться старейшей в Европе.

Составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.). Служила также государственным архивом.

После смерти царя фонды были рассеяны по различным дворцам. Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами. Открытие библиотеки в середине XIX века имело огромное значение для понимания культур Месопотамии и для дешифровки клинописи.


Ашшурбанипал намеревался создать библиотеку, которая должна была исчерпывать все накопленные человечеством знания. Особенно его интересовали сведения, необходимые для управления государством, - о том, как поддерживать постоянное общение с божествами, о предсказании будущего по движению светил и по внутренностям жертвенных животных. Оттого львиную долю фондов составляли тексты заговоров, пророчеств, магических и религиозных ритуалов, мифологических сказаний. Основная часть сведений была извлечена из шумерских и вавилонских текстов специально организованными командами писцов.

Библиотека имела большое собрание медицинских текстов (с упором на лечение при помощи чародейства), однако богатое математическое наследие Вавилонии по непонятным причинам было проигнорировано. Здесь имелись многочисленные списки литературно-эпических сказаний, в частности таблички с эпосом о Гильгамеше и мифологическим переводом Энума элиш, а также таблички с молитвами, песнями, юридическими документами (например, кодекс Хаммурапи), хозяйственными и административными записями, письмами, астрономическими и историческими трудами, записями политического характера, списками царей и поэтическими текстами.

Тексты были написаны на ассирийском, вавилонском, диалекте аккадского языка, а также на шумерском языках. Очень многие тексты представлены параллельно на шумерском и аккадском языках, включая энциклопедические издания и словари. Как правило, один текст хранился в шести копиях, что сегодня значительно облегчает работу по дешифровке табличек. На сегодня библиотека Ашшурбанипала является крупнейшим собранием текстов на аккадском языке.

Основание библиотеки состоялось по приказу ассирийского правителя Ашшурбанипала, который отличался большим интересом к текстам и знаниям в целом. Предшественники Ашшурбанипала имели небольшие дворцовые библиотеки, но ни один из них не имел такой страсти к коллекционированию текстов. Ашшурбанипал отправлял многочисленных писцов в разные регионы своей страны, чтобы те изготавливали копии всех текстов, которые они встретят. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал у всех крупных храмовых архивов копии текстов, которые затем пересылались ему в Ниневию. Иногда, во время военных походов Ашшурбанипалу удавалось захватить целые клинописные библиотеки, которые он также доставлял в свой дворец.

Библиотекари Ашшурбанипала проводили огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки, о чём свидетельствуют в том числе многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Сам Ашшурбанипал придавал большое значение упорядочению библиотеки. На каждой табличке было написано его имя (своеобразный экслибрис), в колофоне было приведено название оригинальной таблички, с которой была сделана копия. В библиотеке были сотни кодексов с вощеными страницами, что позволяло исправлять или переписывать текст, написанный на воске. В отличие от клинописных табличек (которые только закаляются во время пожаров), таблички из воска недолговечны. Они не сохранились, равно как и имевшиеся в библиотеке свитки - пергаментные и папирусные. Судя по древним каталогам, до наших дней дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов.

Огромный массив клинописных текстов дошел до наших дней исключительно благодаря страсти Ашшурбанипала к писаному слову. Во многих случаях древние памятники месопотамской письменности сохранились только в копиях, выполненных по приказу этого правителя. Некоторые из представленных текстов имеют тысячелетнюю историю (хотя сами таблички не очень древние, в нормальных условиях они редко хранились более 200 лет).

Сам Ашшурбанипал гордился тем, что он был единственным ассирийским правителем, который умел читать и писать. На одной из табличек найдена его личная запись:

«Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа, овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопным записями камне, которые являются уже совсем непонятными».

Записи самого Ашшурбанипала (вероятно, составленные лучшими писцами) отмечены высокими литературными качествами.

Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена, как обычно бывает в таких случаях, а оказалась погребённой под руинами тех дворцов, где хранилась.

В 1849 году большую часть библиотеки (которая хранилась в северо-западном дворце на берегу Евфрата) нашел британский археолог Остин Генри Лэйард. Через три года ассистент Лэйарда британский дипломат и путешественник Хормузд Расам в противоположном крыле дворца нашел вторую часть библиотеки. Обе части были вывезены на хранение в Британский музей. Открытие библиотеки позволило учёным составить представление об ассирийской культуре «из первых рук». До этого об Ассирии было известно только из трудов Геродота и других историков Эллады, а их источником служили, в свою очередь, персы. Наибольшую сенсацию в научном сообществе произвело обнаружение эпоса о Гильгамеше с изложением библейской истории о всемирном потопе.

При извлечении табличек из-под обломков тщательный учёт места их обнаружения не велся. В Британском музее обе части были помещены в общее хранилище, так что теперь невозможно судить, какие таблички где были найдены. Ученые до сих пор работают над сортировкой отдельных фрагментов («joints»), каталогизацией и дешифровкой текстов. Британский музей вместе с иракскими учеными работает над созданием музея-библиотеки в Ираке, где должны быть представлены репродукции оригинальных табличек.