Характерные черты традиционного общества. Каковы характерные черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества
Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.
В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).
Что это такое?
Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.
Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.
Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.
Характеристики традиционного общества
Для традиционного общества характерны следующие особенности:
1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.
Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.
Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.
Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.
Политическое устройство
Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.
Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.
Социальные отношения
В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:
1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.
5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.
Духовная сфера
В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.
Отношения с природой и окружающим миром
Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.
По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.
Традиционное и индустриальное общество: различия
Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.
Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.
Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.
Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.
Примеры традиционного общества: Китай
Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.
Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.
Япония
Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.
В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.
Индия
Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.
Прочитаем информацию.
Характерные черты традиционного общества
Сфера общественной жизни |
Характерная черта |
Экономическая |
Зависимость от природно-климатических условий. Аграрный характер экономики. Использование экстенсивной технологии. Коллективные формы собственности. |
Политическая |
Форма правления - деспотия. Полное отстранение человека от политики. Власть по наследству, источник власти – Божья воля. |
Социальная |
Соблюдение строгой . Отсутствие социальной мобильности. Взаимоотношения – обычаи и традиции. Зависимость положения личности от социального статуса. |
Духовная |
Глубокая религиозность. Преобладание устной информации над письменной. Отражение религиозных догматов в культуре. |
Рассмотрим примеры.
Традиционное общество |
Пример |
1.Страна в Северной Африке (Алжир). Возделывают главным образом зерновые, виноград, овощи, фрукты. 95% экспортных поступлений приносят доходы от продажи нефти и газа. |
|
2.Страна на северо-востоке Африки (Эфиопия). Доля в ВВП (%): промышленность – 12, сельское хозяйство – 54. Главная отрасль сельского хозяйства – растениеводство. |
|
3.Страна в Юго-Восточной Азии, на п-ове Индокитай (Вьетнам). Около 90% населения сосредоточено в долинах рек Хонгха и Меконг, на приморских равнинах, где плотность превышает 1000 чел. на 1 км 2 . Сельское население 79%. В сельском хозяйстве занято 75% работающих. Основная культура – рис. По экспорту риса страна находится на 4-м месте в мире. |
Выполним онлайн-задания.
Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.
Интеллектуальные игры "Обществознание"
Интеллектуальные игры на форуме "Познай общество"
Используемая литература:
1.Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч.1 – 3-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.
2.Обществознание: Учебник для 11 класса. – 5-е изд. / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.
3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.
4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.
5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.
6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
7. Обществознание. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
Иначе называемое простым, представляет собой докапиталистическую структуру с аграрным укладом. Оно обладает особым способом культурной и социальной регуляций, сложившихся под влиянием традиций и обычаев. Подобная совокупность людей характеризуется множеством Большинство из них будет рассмотрено в данной статье.
Какие черты традиционного общества являются основополагающими? Достаточно сложный вопрос. Зачастую этот параметр обусловлен формой государственной власти и политическими отношениями. Применительно к данному конкретному типу можно отметить следующее: поведение каждого человека предписывается и контролируется сложившимися (общиной и семьей) и определяется посредством норм поведения, традиций и обычаев. Отвергаются любые попытки преобразований и жестко пресекаются всякие нововведения. В связи с этим характерные черты традиционного общества - замкнутость, малоподвижность структур и слабые темпы развития.
Помимо этого, представленный тип отличается естественным разделением труда по возрастному признаку и специализаций по половому. Ему присуща также своеобразная когда нет статусных и должностных лиц, а есть только более старшие индивиды. Результатом этого является следование нормам неписаных законов нравственности и религии (неформальное регулирование отношений и взаимодействий). Описанные ранее черты традиционного общества можно считать причиной как полного отсутствия правления, так и случаев, когда в одной группе существует несколько различных государств. При этом каждое из них стремится к изоляции и самоуправлению. Патриархальный уклад жизни также можно отнести к характерной особенности. Передача статуса и власти определяется правлением старейшин и Подобный тип руководства считается примитивной системой.
Отличительные черты традиционного общества имеются во всех сферах человеческой жизнедеятельности. К примеру, в отличие от индустриального и человек здесь является абсолютно зависимым от окружающего мира. Влияние сил природы считается достаточно большим, а воздействие человека, в свою очередь, минимальным. Однако взаимосвязь индивида и природы является крепкой и сильной. Таким образом, черты традиционного общества - отсутствие или минимальное наличие промышленного производства, жизнь совокупности людей за счет скотоводства и земледелия, которые являются широко распространенными.
Из вышесказанного можно также сделать следующий вывод: основной целью общества является поддержание численности популяции человеческого вида. В результате незначительного количества промышленности не идет никакой речи о выработке товаров массового потребления. Следовательно, черты традиционного общества - освоение большей территории и распространение населения на ней, а также добыча и сбор природных богатств.
1. Какие черты характерны для традиционного общества?
Для традиционного общества характерны, прежде всего, преобладание аграрного производства. В таком обществе существуют города, но роль их в общей экономике не значительна. Традиционное общество мало подвержено изменениям. И хотя на протяжении веков они видны, за жизнь одного поколения всё в основном остаётся неизменным. К главным чертам традиционного общества относятся:
Преимущественно аграрный характер экономики;
Сословная организация;
Относительная стабильность структуры общества;
Низкая или относительно низкая социальная мобильность.
2. Что такое модернизация? Какие сферы жизни европейского общества она затронула в первую очередь? Почему?
Модернизация – это процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, к капиталистической цивилизации, способной на быстрые перемены и адаптации. В буквальном переводе это слово означает «обновление», данное явление внесло новшества во все сферы человеческой жизни и деятельности. Первичны в этом смысле были перемены в экономике, связанные с ростом торговли и производства, потому что они породили новые потребности в обществе. Однако эти изменения ни к чему не могли привести без поддержки в духовной сфере. Да и сами экономические успехи смогли быть достигнуты только благодаря тому, что некоторые барьеры в мировоззрении людей в Европе уже были сняты предыдущими веками развития.
3. Какие точки зрения на периодизацию истории Нового времени вы знаете?
Согласно мнению сторонников теории «стадий роста» Новое время начинается с появлением индустриального общества, то есть с началом промышленной революции, а завершается с переходом к постиндустриальному. Потому сторонники этой теории (О. Тоффлер, З. Бжезинский) считает, что данный период истории начался в конце XVIII в. и длился до 1970-х годов.
Традиционная марксистская историография связывала наступление Нового времени со временем, когда в обществе достаточно укрепился капитализм, пусть и доиндустриальный. Потому советская историография начинала этот период с Английской буржуазной революцией середины XVII в. При этом конец XVIII в. (Французская буржуазная и промышленная революции) считались рубежом между двумя подпериодами Нового времени.
Согласно цивилизационному подходу (теории К. Ясперса, к примеру) Новое время начинается тогда, когда вместо локальных цивилизаций начинает складываться общемировая. Это происходит, начиная с Великих географических открытий, сделавших все остальные части мира известными Европе и начавшей их связывать.
Современная историография в целом основывается на марксистском делении, однако включает и цивилизационный подход, потому она включает два его подперида, а время с начала Великих географических открытий до Английской революции считает переходным, хотя и относящимся к Новому времени.
4. Какие факторы и события определили кризис традиционного общества в Европе? Охарактеризуйте значение гуситского движения в Чехии.
Кризис средневекового общества в Европе определили:
Эпидемии чумы и связанный с ними духовный кризис;
Связанные с эпидемиями чумы и вызванными ими демографическими изменениями перемены в хозяйственной жизни;
Протореформационное гуситское движение в Чехии.
Гуситское движение сыграло особую роль в кризисе средневекового европейского общества. Новое время наступило с приходом не только Великих географических открытий, но и реформации. Именно конфессиональный дуализм во многом определил облик европейского общества Нового времени. Гуситское движение было предтечей реформации. Оно выдвигало во многом те же идеи, его последователи в XVI в. органично влились в реформационное движение. Главное отличие заключается в локальности гуситов – их идеи не распространились дальше Чехии. По мнению некоторых исследователей, решающую роль сыграл ещё не изобретённый в первой половине XV в. печатный станок: у гуситов не было ещё средства донести свои идеи до общеевропейской аудитории.
5. Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.
Основные черты:
Интерес к личности человека, его индивидуальности и деятельности, особенно творчеству;
Преклонение перед всеми проявлениями античности (только в Возрождение распространилось собирание любых античных надписей независимо от содержания);
Стремление к подражанию античности, но не слепому копированию, а следованию её духу, как его понимали деятели Возрождения
Внимание к красоте природы и особенно человеческого тела, стремление её воспроизвести.
В научной литературе, например, в социологических словарях и учебниках, встречаются различные определения понятия традиционного общества. Проанализировав их, можно выделить основополагающие и определяющие факторы при выделении типа традиционного общества. Такими факторами являются: главенствующее место сельского хозяйств в обществе, не подверженность динамичным изменениям, наличие общественных укладов разных ступеней развития, не обладающих зрелым индустриальным комплексом, противопоставление современному , господство в нем сельского хозяйства и низкие темпы развития.
Черты традиционного общества
Традиционное общество – это общество аграрного типа, поэтому для него характерны ручной труд, разделение труда по условиям труда и общественным функциям, регулирование общественной жизни, основанное на традициях.
Единой и точной концепции о традиционном обществе в социологической науке не существует в силу того, что широкие трактовки термина « » позволяют отнести к данному типу общественные уклады, которые по своим характеристикам значительно отличаются друг от друга, например, племенное и феодальное общество.
Согласно американскому социологу Даниелу Беллу, для традиционного общества характерно отсутствие государственности, преобладание традиционных ценностей и патриархальный уклад жизни. Традиционное общество является первым по времени образования и возникает с возникновением общества вообще. В периодизации истории человечества такой занимает самый большой временной отрезок. В нем выделяются несколько типов обществ согласно историческим эпохам: первобытное общество, рабовладельческое античное общество и средневековое феодальное общество.
В традиционном обществе, в противовес индустриальному и постиндустриальному обществам, человек всецело зависит от сил природы. Промышленное производство в таком обществе отсутствует или занимает минимальную долю, потому что традиционное общество не нацелено на произведение товаров массового потребления и в нем существуют религиозные запреты на загрязнение природы. Главное в традиционном обществе – поддержание существование человека как вида. Развитие такого общества связано с экстенсивным распространением человечества и сбором природных богатств с больших территорий. Основные отношения в таком обществе складываются между человеком и природой.