Аргументы по направлению опыт и. Разбираем сочинение с речевыми ошибками: «Нужно ли признавать собственные ошибки?». Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Сейчас, в преддверии декабрьского испытания, многие учителя еженедельно задают сочинения. Конечно же, ученики пользуются вспомогательными материалами из интернета, чтобы сделать работу лучше и разнообразить свои аргументы. Однако обилие абсолютно одинаковых сочинений буквально затопило всемирную сеть, поэтому педагоги все чаще замечают списанные работы, хотя источники у них разные. Чтобы не терять баллы, воспользуйтесь свежей подборкой нестандартных аргументов по теме «Опыт и ошибки», который сегодня, 28 ноября, подготовили для вас специалисты.

  1. Первый аргумент: из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» был бездарным поэтом и смотрел на мир через призму советской пропаганды. Молодой человек слишком наивно относился к жизни, доверяя каждому лживому слову. Простодушный и открытый его характер стал легкой мишенью для Берлиоза, который внушал своему ученику убогие идеи, пресмыкающиеся перед властью. Несчастный поэт так бы и прозябал в неведении, если бы мистические переживания, связанные с появлением Воланда и знакомством с Мастером, не изменили его натуру. Он понял, что писал «плохие стихи» и ошибался, восторгаясь системой государственного принуждения, которая заперла его в сумасшедшем доме. Опыт пребывания в этом жутком месте остался с Иваном на всю жизнь. Он примерил на себя мученическую участь творца в тоталитарном государстве, побывав в несправедливом заточении. Увидев, что случилось с Мастером, как исковеркана его жизнь гонениями, Бездомный понял, что звание поэта нужно выстрадать, как и звание человека. В финале романа мы видим совершенно другого Ивана – тихого, задумчивого и осознанно решившего изменить свою жизнь к лучшему. Только опыт мог совершить подобное чудо.
  2. Второй аргумент. Знаменитый писатель Оскар Уайльд в своей сказке иллюстрирует спасительную силу опыта. Как и в романе «Портрет Дориана Грея», внешней красоте противопоставляется внутренняя. Мальчик-звезда (копия Грея) восхитительно хорош собой: «сверстники слушались его, потому что он был красив». Однако поклонение ослепило, ожесточило мальчика, «ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким». Мистические силы наказали его, превратив красавца в змееподобного монстра. Мальчик понял урок и решил исправиться. Красота вернулась только после искупления грехов и полного очищения души. Именно реальная потеря стимулировала человека к работе над собой. Пережив страшный опыт, герой осознает, что был не прав, что истинная красота заключена в душевном благородстве, а не в правильности черт. Но что бы было, если бы мальчик так и остался красивым себялюбцем, не пережив личной трагедии? Он превратился бы в Дориана Грея, который потерял стыд и совесть вместо прекрасного облика. Значит, для чудотворного эффекта опыт необходим.
  3. Третий аргумент. «Опыт — самый плохой учитель; он предлагает контрольную прежде урока» Вернер Лоу. В произведении Пушкина «Дубровский» герой переживает самое страшное чувство – отчаяние, виной которому он сам. Владимир не успевает выкрасть возлюбленную перед венчанием, поэтому они навеки разлучены священной клятвой Маши. Дубровский приезжает слишком поздно: девушка обречена на жизнь с нелюбимым. Юноша винит в роковом опоздании себя, но сделать уже ничего не может, как не в силах вернуть отца и наследство. Контрольная была слишком тяжела для Владимира, он не смог ее решить. Чему научил его такой жестокий опыт? Разбойничать? Да, его обворовали приспешники Троекурова, но неужели это повод воровать самому? Учитель обучил его только плохому, точнее, вынудил его стать грабителем. Альтернативы у Дубровского не было. Александр Пушкин привел пример, когда опыт – не учитель, а палач. После всего пережитого несчастный не сможет вернуться к нормальной жизни.
  1. Четвертый аргумент. В «Слове о полку Игореве» князья Игорь и Всеволод пошли на половцев, не предупредив брата Святослава Киевского, который располагал более сильным войском и мог бы помочь им. До этого похода Игорь не раз ходил против коварных кочевников, но воинский опыт ничего ему подсказал. Он только внушил ему самонадеянность. Заметив по пути дурное предзнаменование (затмение солнца), князь не обратил на него внимания. Это случилось потому, что легкие победы создали у него иллюзию непобедимости. Половцы застали его, Всеволода и дружину врасплох, хорошо зная русскую традицию бурно отмечать успех. Очевидно, что опыт может ввести человека в заблуждение относительно реального положения вещей. Всегда везло, скажет он, и будет рисковать, однако в следующий раз случится по-другому, и риск окажется роковой ошибкой. К сожалению, такая фальшивая опытность может стоить очень дорого. Князья, например, обрекли на смерть верную дружину.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тематическое направление

« ОПЫТ И ОШИБКИ »


Универсальное вступление

По словарю Д.Ушакова, ошибка – это неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. И в том же словаре читаем: «Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков» Как видим, между этими понятиями очень тесная связь. И действительно, наша жизнь – это череда различных поступков, решений, это каждодневный выбор, в результате которого мы не застрахованы от ошибок. Но, совершая их, анализируя причины неудач, мы приобретаем ценный жизненный опыт.


Возможное вступление

  • Человек в течение своей жизни пытается добиться определённых целей, хотя часто при этом допускает ошибки, промахи. Люди по-разному переносят трудности: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается смысл человеческой жизни.
  • Жизнь - это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в борьбе за достижение цели появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния, потому что это наши собственные ошибки, на которые мы имеем право и, преодолевая которые, мы приобретаем бесценный жизненный опыт.

Пословицы, которые могут быть использованы во вступлении

«На ошибках учатся»,

«Все, что ни делается, к лучшему»,

«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»,

«Знать бы, где упасть, обязательно соломки

бы подстелил»


Возможные тезисы

  • Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок.

(Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь)


Аргументы

Обратимся к рассказу А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки, которую зовут Валентина…

Вспомним рассказ «Каникулы» Рэя Брэдбери , герои которого пожелали остаться в мире одни. Что же из этого получилось?...

А в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке Насте, которая слишком занята делами и почти не вспоминает о матери, доживающей свой век в деревне.

Николай Дмитриевич Телешов «Белая цапля» (сказка)



Возможные тезисы

2. Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути. Делая ошибки, человек приобретает опыт.

(Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. И порой, именно благодаря ошибкам, он приобретает ценный жизненный опыт, многому учится)


Аргументы

  • Обратимся к рассказу В. А. Осеевой «Почему?» . В нем говорится о маленьком мальчике, который ….
  • Иногда требуется много времени, чтоб понять свою ошибку, и хорошо, если это происходит до того, как станет слишком поздно ее исправить. Героине рассказа Б.Екимова «Говори, мама, говори» потребовались годы, чтоб осознать, как важно для ее матери внимание дочери.

Возможные аргументы

3. Опыт, предотвращающий ошибки.

( Жизнь – лучший учитель. Порой возникают непростые ситуации, когда человек должен принять верное решение. Делая правильный выбор, мы приобретаем бесценный опыт, который помогает избежать ошибок в дальнейшем)


Аргументы

В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о подростке Грише, который приезжает на каникулы к бабушке…

Автор как будто хочет сказать нам: необходимо прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами. Это именно тот жизненный опыт, который направляет нас по верному пути, помогает избежать многих ошибок.


Аргументы

В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание…

Именно этот случай научил героиню владеть собой, своими чувствами. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой.


Аргументы

Делая тот или иной выбор, мы многому учимся. Однако для нас ценен не только собственный опыт, важную роль в нашей жизни играют другие люди, чьи поступки оказывают влияние на наше мировоззрение. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице …

Думается, такой жизненный опыт поможет мальчику вырасти чутким человеком, убережет от равнодушия.


Возможные тезисы

4. Опыт человечества. Исторический опыт. Война.

(Люди, знающие свою историю, знают и о великой трагедии войны. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь)


Аргументы

Трагедия войны показана и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»…

Андрей Соколов, вспоминая недавнее прошлое говорит: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Так война вмешивается в жизнь человека, разрушает его дом, его судьбу.


Аргументы

  • В основу повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами в своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Аргументы

  • Л.Н.Толстой «Война и мир» (эпизод гибели Пети Ростова)
  • Б.Васильев «В списках не значился»

Возможные тезисы

5. Опыт человечества. Отношение к природе.

(Чему учит нас опыт человечества, вся наша история? Один из важнейших уроков – это урок бережного отношения к Земле, к природе.)


Аргументы

Н. Н. Носов «Кукла»;

В.П.Астафьев «Царь-рыба»;

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»;

Рэй Брэдбери «ЗЕЛЕНОЕ УТРО»


Домашнее задание (к понедельнику) – на выбор

  • Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
  • Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?
  • Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?
  • Возможна ли жизнь без ошибок?
  • Родители и дети: дружба или вражда.

Подготовила учитель МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области

Федорова Тамара Ивановна

Использованы материалы сайта

http://sochitog.ru/obshee/obshee.html

На уроках литературы за весь период обучения в школе, мы познакомились с замечательными и талантливыми писателями, которые в своих произведениях поднимали самые разнообразные вопросы из жизни людей. И среди популярных тем, что были затронуты писателями, есть проблема раскаяния. И это не голословное заявление, ведь о проблеме раскаяния имеются множественные аргументы, которые я и приведу из литературы.

Проблема раскаяния аргументы

Вообще, эту тему затрагивали многие писатели, среди них и Пушкин, и Гончаров, и Достоевский, и Шукшин, и Астафьев, и Островский. И это только небольшая малость всех тех, кого я сейчас вспомнила. Но и этого достаточно, чтобы привести аргументы на тему: Проблема раскаяния, что поднималась писателями.

Так, Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» показал нам, насколько тяжело жить в мире среди людей, совершив ужасный поступок, в данном случае, это было убийство. Главный герой не выдержал испытаний совестью, и раскаялся в содеянном. Он признался во всем следователю и принял наказание.

Далее мы видим героя Шукшина из произведения «Калина красная», где герой мучается от того, что принес родному человеку, родной матери, столько горя. Он раскаялся, он признал свои ошибки и отказался помогать бывшим «друзьям» по криминальному прошлому, что привело к его смерти.

Нельзя не вспомнить угрызения совести мальчика, который обманул бабушку в произведении «Конь с розовой гривой». Нравственное воспитание не дает жить спокойно мальчику и он пришел к бабушке, чтобы признаться в своем обмане. Ребенок искренне раскаялся, поэтому бабушка простила и вручила тот долгожданный пряник. Сама же ситуация, описанная в произведении, где нужно найти силы, чтобы признать вину, стала уроком не только для главного героя, но и для вех нас.

Раскаяние мы видим в произведении Пушкина «Капитанская дочь», где Петр Гринев признал свои ошибки, совершенные в юношеские годы, в работе Островского «Грозы», где героиня раскаивается в своей измене.

Тема раскаяния, что затрагивали и затрагивают писатели, показывает нам, что нужно не только признать вину и раскаяться, Но и сделать ответные поступки, дабы исправить ситуацию, или искупить грехи, только тогда приходит облегчение, жизнь приобретает краски и жить становиться легче.

Хорошая тема для сочинения, особенно для молодого поколения. Молодежь и их родители, и более старшие опытные знакомые и друзья-родственники всегда находятся в негласном противостоянии. Молодые хотят идти вперед, пробовать, развиваться, получать эмоции и пускаться в авантюры. Готовы ли они ошибаться при всем этом - большой вопрос. Задумываются ли над вероятностью ошибок, над тем - как они будут их переживать или исправлять? Возможно самые ответственные - да, а вот в основной своей массе молодые люди уверены в своей правоте, и не думают о возможных ошибках.

Такая безрассудность как раз и настораживает их родителей и близких, которые лезут к ним с чем? С опытом. Чаще всего своим. На что молодые уверены, что "у меня так не будет". Но это закон жизни, и увы, такой бесценный и важный опыт - результат действий и ошибок. Иначе невозможно. Как говорят мудрые люди "Не ошибается тот, кто ни чего не делает". Притворись камнем, и не ошибешься. А жизнь? Ну что ж, жизнь пройдет мимо тебя, в этом удел камней.

Конечно, в литературе не мало произведений на эту тему. Это вам и "Отцы и дети", и Собачье сердце". Мне же вспомнилось не такое большое произведение а А.П. Чехова. "Ионыч". Сказать честно, меня оно заинтриговало в школе по той простой причине, что главный герой в произведении оказался моим...однофамильцем. Как то волнительно оказалось читать свою фамилию в книге. И отношение к главному герою было словно к человеку, как будто не чужому, вроде как он дальний родственник мне. Ну это уже мою подростковое восприятие было таким.

В чем же суть рассказа и каким боком сюда можно отнести темы "Опыт и ошибки". Да самым прямым. Если вспомнить рассказ, то про что он? Молодой врач оказывается в небольшом городке. Это конечно не предел его мечтаний, но сам врач молод, в нем есть тот самый какой то юношеский задор, какие то живые и настоящие эмоции. Он знакомится с одним местным семейством, чья дочка становится ему мила. Через весь рассказ следует череда событий, через год, через 2, еще через несколько лет мы видим нашего героя и те нерадостные изменения, что происходят с ним.

Возможно, побоявшись один раз ошибиться, показаться смешным, не отдаться чувствам, герой и делает главную ошибку своей жизни. Побоявшись что то сделать не так, подумав о том, что скажут другие, он постепенно теряет в себе то, что так ценно в молодости - стремление к движению и развитию. В определенном плане можно сказать, что Ионыч развивается, но это скорее не рост ввысь, а рост вширь, при чем порой в самом прямом смысле этого слова. Со временем молодой врач становится не особо приятной внешне персоной - грузным, толстым, заевшимся... без особых радостей в жизни.

Ну конечно, можно и обвинить Екатерину в том, что она не сразу разглядела в Старцеве человека, который ей оказался мил не сразу, а потом. И это уже некая другая ошибка, уже ее. Она погналась за журавлем в небе, опустив из рук синицу. Получается, что череда ошибок формирует жизнь обоих персонажей. И ведь что странно. Старцев предпочитает ни чего не делать (делает выводы скажем так из чужого опыта), и ошибается. Екатерина решает уехать и тоже ошибается. Жизнь, как череда ошибок, формирующих опыт, который направляет человека дальше. Проблема в том, что если вывод на основе ошибки сделан неправильно, то сформировавшийся опыт продолжит вести человека по ложному пути.

И напоследок хочется вспомнить еще одну строчку по теме Опыт и ошибки - "Если б молодость знала, если б старость могла". Одно неотделимо от другого, но нужно помнить, что важно отделять ошибки фатальные от тех, что под силу переосмыслить и исправить.

  • Материал для
  • подготовки
  • к итоговому сочинению по
  • тематическому направлению
  • „Опыт и ошибки“
  • Автор работы:
  • учитель русского языка и литературы МАОУ «Володарская СОШ»
  • Садчикова Ю.Н.
  • «Опыт и ошибки»
  • В рамках данного направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, рассуждения о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
  • Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
  • Толкование понятий
  • Опыт - то прежде всего совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает;
  • человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, способностях, о своих добродетелях и пороках…
  • Опыт - единство знаний и навыков (умений), приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания...
  • Ошибки - неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность.
  • Опыт всему учитель. Ю. Цезарь
  • Опытность - это школа, в которой уроки стоят дорого, но это - единственная школа, в которой можно научиться. Б. Франклин
  • Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым. У. Эмерсон Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи
  • Кто, опыт отринув, делами вершит - в грядущем немало увидит обид. Саади
  • Высказывания об опыте и ошибках
  • К беде неопытность ведет. А. С. Пушкин
  • Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.
  • Ф. Бекон
  • Наши истинные учителя - опыт и чувство. Ж. –Ж. Руссо
  • Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Карлейль
  • Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения. Ж. Санд
  • Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
  • За ошибку у нас хотя и бьют, но с ног не сбивают.
  • Кто в своих ошибках не кается - больше ошибается.
  • Нога споткнется, а голове достается.
  • Ошибка начинается с малого.
  • Ошибка учит людей уму-разуму.
  • Пословицы и поговорки об опыте и ошибках
  • Страх ошибок опаснее самой ошибки.
  • Ошибся, что ушибся - вперед наука.
  • Кто в своих ошибках не кается - больше ошибается. Молодому ошибка - улыбка, старому - горькая слеза. Нога споткнется, а голове достается.
  • Ошибка начинается с малого.
  • Ошибка учит людей уму-разуму.
  • Сел в лужу, несмотря на стужу.
  • Тот не ошибается, кто ничего не делает.
  • Ошибка на ошибке едет и ошибкой погоняет.
  • Пословицы и поговорки об опыте и ошибках
  • Одни учатся на опыте других, а иные на своих ошибках. Бенгальская
  • Долгий опыт обогащает ум. Арабская
  • Долгий опыт ценнее черепахового панциря. Японская
  • Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений. Таджикская
  • Только опыт создает настоящего мастера. Индийская
  • Лучше пусть опытный волк съест, чем неопытный. Армянская
  • Неопытность молодцу не укор. Русская
  • Из семи печей хлебы едал (т.е. Опытен). Русская
  • Примерные темы сочинений
  • Человек учится на ошибках.
  • Имеет ли право человек на ошибку?
  • Почему нужно анализировать свои ошибки?
  • Согласны ли в с тем, что ошибки - это ключевой компонент жизненного опыта?
  • Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить - не поле перейти”?
  • Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
  • «И опыт, сын ошибок трудных…» (А. С. Пушкин)
  • Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений
  • Рекомендуемые произведения
  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • А. И. Гончаров «Обломов»
  • И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. А. Шолохов «Тихий Дон»
  • Д.И. Фонвизин «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»
  • Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе»
  • В.А. Каверин «Открытая книга»
  • Вариант вступления
  • Говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих. И это действительно так. Зачем совершать те же ошибки и попадать в такие же неприятные ситуации, в которых уже побывали твои близкие или друзья? Но чтобы такого не случилось, нужно действительно быть разумным человеком и осознавать, что какой бы ты умный не был, самый ценный для тебя опыт в любом случае – это опыт других людей, у которых жизненный путь длиннее твоего. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак, а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться. А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойденным знатоком жизни и не задумывается над своими поступками и своим будущим.
  • Вариант вступления
  • Всю свою жизнь мы пытаемся добиться желаемых целей, хотя часто при этом допускаем ошибки. Все эти трудности люди переносят по-разному: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается весь смысл человеческой жизни. Жизнь - это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в этой борьбе появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния. Потому что это ваши собственные ошибки, на которые вы имеете право. Будет что вспомнить в будущем, когда желаемое будет достигнуто, «раны» заживут и даже станет немного грустно, что все это уже позади. Никогда не нужно оглядываться назад, сожалеть о сделанном или, наоборот, несделанном. Это только пустая трата энергии. Полезно только проанализировать опыт прошлых ошибок и хорошенько обдумать, что сделать, чтобы в будущем их избежать
  • Вариант вступления
  • Как часто мы ошибаемся? Иногда, всю свою жизнь жалеем о содеянном. Грустно и печально осознавать, когда при определенных обстоятельствах кого-то можно потерять, по глупости. Но такова реальная жизнь, все мы совершаем ошибки. Суть вопроса заключается в том, чтобы люди научились прощать, давали второй шанс, чтобы все исправить. Как, казалось бы, мало просим, но как сложно это воплотить в жизненное бытие. Один не очень известный писатель написал: «Каждое действие человека в зависимости от взгляда, является одновременно и правильным и ошибкой». На мой взгляд, в этих слова глубочайший смысл.