Что такое технический рисунок детали. Черчение

ЦЕЛИ:

    Ориентированная, на развитие личности студентов:

а) содействовать осознанию студентами практической ценности, изучаемой темы;

б) обеспечить развитие у студентов умения ставить цель и планировать свою деятельность по технологическим этапам;

в) содействовать развитию у студентов умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию полученных знаний.

2 . Предметная:

а) организация деятельности студентов по планированию реализации и закреплению учебных действий при изучении технического рисунка;

б) организационная деятельность студента по коррекции знаний и способов деятельности;

в) организовать деятельность студентов по планированию совместно с преподавателем изучения темы: «Техническое рисование».

ТИП УРОКА : урок-сообщения и усвоения новых знаний.

ВИД УРОКА : практическое занятие с элементами беседы и созданием проблемной ситуации.

ОСНОЩЕНИЕ УРОКА: Интерактивная доска, эскизные рисунки на доске, макеты фигур.

В результате изучения темы студент должен:

Знать: о назначении технического рисунка; отличие его от чертежа, выполненного в аксонометрической проекции;

Уметь: в глазомерном масштабе проводить ряд параллельных прямых под разными углами к линиям горизонта; рисовать плоские геометрические фигуры, применять полученные знания в новых условиях.

МАКРОСТРУКТУРА УРОКА:

    Организационный момент (1-2 мин.);

    Актуализация опорных знаний и умений – проверка знаний полученных на предыдущих занятиях (в курсе изучения предмета «Инженерная графика»);

    Изучение нового материала;

    Первичная проверка понимания нового материала – зарисовка отдельных геометрических фигур;

    Информация о домашнем задании;

    Подведение итогов урока;

    Рефлексия.

ПЛАН УРОКА:

    Назначение технического рисунка.

    Отличие от чертежа.

    Техника зарисовки фигур.

Технический рисунок представляет собой наглядное изображение предмета (геометрического тела, детали, модели) выполненное от руки на глаз по правилам аксонометрическим проекций.

Назначение:

Техническим рисунком часто пользуются на производстве, так как он является первичной формой отображения творческих идей, чтобы быстро прояснить свою творческую мысль и творческие замыслы.

Технические рисунки в отличии от аксонометрических чертежей выполняются в глазомерном масштабе и изолированно от окружающей среды, применяют различные условности, упрощённое изображение резьбы, разрезов, сечений и т. п.

Основное отличие технического рисования от художественного является использование более простых аксонометрических проекций вместо центральных. Особенностью технического рисования от художественного является иная техника нанесения оттенков, так как технические рисунки часто копируют на кальку вместе с чертежами для получения светокопий и хранения в архиве. Поэтому вместо тушовки в живописи в техническом рисовании оттенки (светотень) показываются штриховкой, шраффировкой или точками.

Принадлежности

Для выполнения технического рисунка используют мягкие карандаши М – 3М (В – 3В).

Бумага белая чертёжная или в клеточку.

Карандаш следует держать свободно, не сжимая его сильно, дальше от пишущего стержня, движение свободное. Резинка мягкая употребляется редко.

Приёмы работы карандашом:

а) заточка карандаша; б) работа в начальной стадии рисунка; в) прорисовка детали.

Выполнение технического рисунка:

Проведя неточную линию или окружность, не следует её тот час стирать. Первоначальные линии помогают исправлению ошибки (служат ориентирами). Линии должны быть лёгкими, чуть заметными, по мере уточнения их усиливают, а не нужное убирают резинкой. Для отработки необходимых навыков следует вначале проделать упражнения.

    На некотором расстоянии легко намечают две точки и, держа карандаш над бумагой, делают в воздухе движения слева направо, пока эти движения не будут соответствовать намеченному направлению. После этого надо карандаш опустить на бумагу и провести тонкую линию, соединяя обе точки.

    Провести ряд прямых:

Горизонтальные (слева направо)

Вертикальные (сверху вниз)

    Ряд прямых разделить на равные части

    Ряд параллельных прямых под разными углами к линии горизонта


    Выполнение технических рисунков плоских геометрических фигур.

построение осей аксонометрических проекций

а) оси изометрической проекции

б) косоугольная диметрическая проекция

в) прямоугольная диметрическая проекция

    Выполняя технический рисунок модели или детали, предварительно проводят анализ формы, мысленно расчленяя ее на геометрические тела и их элементы.

Прямоугольники и квадраты

их стороны параллельны направлению аксонометрических осей

(можно производить измерения «визирным» методом, используя карандаш).

Треугольники

Шестиугольник

предварительно строят квадрат на осях, одну ось делят на четыре, а другую на шесть равных частей (остальные проекции зарисовать самостоятельно)

Окружность

Другой способ построения эллипса по соотношению осей:

В изометрии соотношение осей 10:6

Прямоугольная диметрическая проекция для плоскости ХОZ 10:9

Для плоскостей XOY и ZOY 6:2

    Этап информации о домашнем задании:

Упражнения по теме на формате А3.

«Черчение» Боголюбов С.К. стр 127 – 129.

«Инженерная графика» Миронов Б.Г. стр 179 – 183.

    Этап подведения итогов учебного занятия:

Качественная оценка работы группы.

    Рефлексия.

Прием «Фишбоун » (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Технический рисунок - назначение - отличие - принадлежности - выполнение технического рисунка

Урок окончен всем большое спасибо. До свидания.

Условия задачи: выполнить эскиз и технический рисунок детали с натуры (рис. 10.20). Работу сделать на двух листах.

Как видно из рис. 10.20, деталь представляет собой фланец, предназначенный для разъемного соединения трубопроводов. Ко встречной детали он присоединяется с помощью шести болтов, о чем свидетельствует наличие отверстий без резьбы. Соединение с последующей деталью резьбовое. Фланец выполнен из металла, который имеет характерный для латуни оттенок желтого цвета.

Прежде чем приступить к выполнению эскиза, в соответствии с рекомендациями и. 10.2, составим план его выполнения:

1. Планировка площади рабочего поля чертежа и вычерчивание габаритных прямоугольников.

  • 2. Выполнение необходимых изображений (видов, разрезов, сечений) детали.
  • 3. Вычерчивание размерных линий.
  • 4. Обмер детали и простановка размеров.
  • 5. Заполнение основной и дополнительной надписей чертежа.
  • Порядок выполнения работы А. Выполнение эскиза

    • 1. Если не учитывать шести цилиндрических отверстий малого диаметра, данный фланец представляет собой совокупность соосных конических и цилиндрических поверхностей. Поэтому для его изображения было бы достаточно дать соединение половины вида спереди (для отображения внешней формы детали) и половины фронтального разреза (для выявления формы отверстия). С учетом того, что подобные детали обычно вытачиваются на токарном станке, ось вращения следует расположить горизонтально. Однако наличие шести цилиндрических отверстий требует добавления еще одного вида (слева) - для демонстрации принципа их расположения.
    • 2. На основании проведенного анализа делаем вывод, что необходимые изображения детали будут вписаны в габаритные прямоугольник и квадрат, причем стороны прямоугольника, как видно из рис. 10.20, отличаются друг от друга незначительно. Примерное соотношение сторон габаритного прямоугольника можно принять равным 10: 11.

    Изображаем на рабочем иоле чертежа габаритные прямоугольник и квадрат таким образом, чтобы вокруг оставалось достаточно места для простановки размеров (рис. 10.21а).

    • 3. Исследуем форму изображаемого фланца и вычерчиваем от руки соединение половины вида спереди и половины фронтальною разреза (рис. 10.216). Выше уже отмечалось, что в рассматриваемом случае вид слева необходим только для определения положения цилиндрических отверстий. Поэтому целесообразно внутри габаритного квадрата построить местный вид на расположение отверстий (см. рис. 10.216).
    • 4. Проставляем размерные линии в соответствии с рекомендациями п. 10.2 с учетом последовательности обработки заготовки. Все размеры, относящиеся к наружной поверхности, концентрируем по сторону вида, а все размеры, характеризующие внутреннюю структуру детали - по сторону разреза (рис. 10.21 в).

    Рис. 10.21а - вычерчивание габаритных прямоугольников


    Рис. 10.216


    Рис. 10.21 в - простановка размерных линий


    Рис. 10.21 г - простановка размерных чисел и оформление эскиза

    Рис. 10.22

    • 5. Обмеряем деталь с использованием подручных измерительных инструментов (штангенциркуля, линейки, резьбомера). Полученные при измерении конкретные цифровые данные проставляем на заранее подготовленные для них места (рис. 10.21 г).
    • 6. В заключение оформляем эскиз как графический конструкторский документ. Для этого заполняем основную надпись:
      • - вписываем наименование детали «Фланец»;
      • - находим в приложении 5 обозначение подходящей марки латуни и заносим его в соответствующую графу;
      • - проставляем прочерк в ]рафе «Масштаб»;
      • - поскольку в задании требуется также выполнить технический рисунок фланца, в графе «Листов» указываем общее количество листов в работе - 2;
      • - присваиваем чертежу соответствующий буквенно-цифровой код.

    Б. Выполнение технического рисунка

    1. Технический рисунок будем выполнять по правилам изометрической проекции. При этом ось вращения фланца расположим гак же, как и на эскизе, вдоль оси X.

    В рассматриваемом случае фланец по форме представляет собой тело вращения. Вследствие этого вполне допустимо дать его полный разрез, дополнив изображениями цилиндрических отверстий малого диаметра.

    Результат построений приведен на рис. 10.22.

    2. В заключение оформляем чертеж гак же, как эскиз на рис. 10.21 г, дополнительно внеся в 1рафу «Листов» номер листа - 2.

    При конструировании деталей машин нередко приходится быстро выполнять наглядные изображения деталей для того, чтобы легче представить их форму. Процесс выполнения таких изображений называется техническим рисованием . Обычно технический рисунок выполняется в прямоугольной изометрической проекции.

    Выполнение рисунка детали (рис. 18,а) начинают с построения его габаритного очертания – «клетки», выполняемой от руки тонкими линиями. Затем деталь мысленно расчленяют на отдельные геометрические элементы, постепенно зарисовывая все части детали.

    Рис. 18. Построение технического рисунка

    Технические рисунки предмета получаются более наглядными, если их покрыть штрихами (рис. 18,б). При нанесении штрихов считают, что лучи света падают на предмет справа и сверху или слева и сверху.

    Освещенные поверхности штрихуют тонкими линиями на большом расстоянии друг от друга, а темные – более толстыми, располагая их чаще (рис. 19).

    Рис. 19. Нанесение света и тени

    1.5. Выполнение простых разрезов

    Для представления о внутренней форме предмета на чертеже применяются линии невидимого контура. Это затрудняет чтение чертежа и может приводить к ошибкам. Применение условных изображении – разрезов – упрощает чтение и построение чертежа. Разрезом называется изображение предмета, полученное при мысленном рассечении его одной или несколькими секущими плоскостями. При этом часть предмета, расположенная между наблюдателем и секущей плоскостью, мысленно удаляется, а на плоскость проекции изображается то, что получается в секущей плоскости и что расположено за ней.

    Простым разрезом называется разрез, полученный при применении одной секущей плоскости. Наиболее часто применяются вертикальные (фронтальные и профильные) и горизонтальные разрезы.

    На рис. 20 выполнены два вертикальных разреза: фронтальный (А-А) и профильный (Б-Б), секущие плоскости которых не совпадают с плоскостями симметрии детали в целом (в данном случае их вообще нет). Поэтому на чертеже указанно положение секущих плоскостей, а соответствующие им разрезы сопровождаются надписями.

    Положение секущей плоскости указывается линией сечения, выполняемой разомкнутой линией. Штрихи разомкнутой линии сечения не должны пересекать контур изображения. На штрихах линии сечения перпендикулярно к ним ставят стрелки, указывающие направление взгляда. Стрелки наносят на расстоянии 2-3 мм от внешнего конца штриха линии сечения.

    Около каждой стрелки, со стороны выступающего за них на 2-3 мм внешнего конца штриха линии сечения, наносится одна и та же прописная буква русского алфавита.

    Надпись над разрезом, подчеркиваемая сплошной тонкой линией, содержит две буквы, которыми обозначена секущая плоскость, написанные через тире.

    Рис. 20. Вертикальные разрезы

    На рис. 21 показано образование горизонтального разреза: деталь рассечена плоскостью А, параллельной горизонтальной плоскости проекций, а полученный горизонтальный разрез расположен на месте вида сверху.

    Рис. 21. Горизонтальный разрез

    На одном изображении допускается соединять часть вида и часть разреза. Линии невидимого контура на соединяемых частях вида и разреза обычно не показываются.

    Если вид и располагаемый на его месте разрез представляют собой симметричные фигуры, то можно соединить половину вида и половину разреза, разделяя их штрихпунктирной тонкой линией, являющейся осью симметрии (рис. 22).

    Рис. 22. Соединение половины вида и разреза

    Эскизом называется конструкторский документ, выполненный от руки, без применения чертежных инструментов, без точного соблюдения масштаба, но с обязательным соблюдением пропорций элементов деталей. Эскиз является временным чертежом и предназначен для разового использования.

    Эскиз должен быть оформлен аккуратно с соблюдением проекционных связей и всех правил и условностей, установленных стандартами ЕСКД.

    Эскиз может служить документом для изготовления детали или для выполнения ее рабочего чертежа. В связи с этим эскиз детали должен содержать все сведения о ее форме, размерах, шероховатости поверхностей, материале. На эскизе помещают и другие сведения, оформляемые в виде графического или текстового материала (технические требования и т. П.).

    Выполнение эскизов (эскизирование) производится на листах любой бумаги стандартного формата. В учебных условиях рекомендуется применять писчую бумагу в клетку.

    Процесс эскизирования можно условно разбить на отдельные этапы, которые тесно связаны друг с другом. На рис. 367 показано поэтапное эскизирование детали «опора».

    I. Ознакомление с деталью

    При ознакомлении определяется форма детали (рис. 368, а и б)и ее основных элементов (рис. 368, в), на которые мысленно можно расчленить деталь. Повозможности выясняется назначение детали и составляется общее представление о материале, обработке и шероховатости отдельных поверхностей, о технологии изготовления детали, о ее покрытиях и т. п.

    II. Выбор главного вида и других необходимых изображений

    Главный вид следует выбирать так, чтобы он давал наиболее полное представление о форме и размерах детали, а также облегчал пользование эскизом при ее изготовлении.

    Существует значительное количество деталей, ограниченных поверхностями вращения: валы, втулки, гильзы, колеса, диски, фланцы и т. п. При изготовлении таких деталей (или заготовок) в основном применяется обработка на токарных или аналогичных станках (карусельных, шлифовальных).

    Изображения этих деталей на чертежах располагают так, чтобы на главном виде ось детали была параллельна основной надписи. Такое расположение главного вида облегчит пользование чертежом при изготовлении по нему детали.

    По возможности следует ограничить количество линий невидимого контура, которые снижают наглядность изображений. Поэтому следует уделять особое внимание применению разрезов и сечений.

    Необходимые изображения следует выбирать и выполнять в соответствии с правилами и рекомендациями ГОСТ 2.305-68.

    На рис. 368, а и б даны варианты расположения детали и стрелками показано направление проецирования, в результате которого может быть получен главный вид. Следует отдать предпочтение положению детали на рис. 368, б. В этом случае на виде слева будут видны контуры большинства элементов детали, а сам главный вид даст наиболее ясное представление о ее форме.

    В данном случае достаточно трех изображений, чтобы представить форму детали: главный вид, вид сверху и вид слева. На месте главного вида следует выполнить фронтальный разрез.


    III. Выбор формата листа

    Формат листа выбирается по ГОСТ 2.301-68 в зависимости от того, какую величину должны иметь изображения, выбранные при выполнении этапа II. Величина и масштаб изображений должны позволять четко отразить все элементы и нанести необходимые размеры и условные обозначения.

    IV. Подготовка листа

    Вначале следует ограничить выбранный лист внешней рамкой и внутри нее провести рамку чертежа заданного формата. Расстояние между этими рамками должно составлять 5 мм, а слева оставляется поле шириной 20 мм для подшивки листа. Затем наносится контур рамки основной надписи.

    V. Компоновка изображений на листе

    Выбрав глазомерный масштаб изображений, устанавливают на глаз соотношение габаритных размеров детали. В данном случае, если высоту детали принять за А у то ширина детали В^А, а ее длина С«2Л (см. рис. 367, а и 368, б). После этого на эскизе наносят тонкими линиями прямоугольники с габаритными размерами детали (см. рис. 367, а). Прямоугольники располагают так, чтобы расстояния между ними и краями рамки были достаточными для нанесения размерных линий и условных знаков, а также для размещения технических требований.

    Осуществление компоновки изображений можно облегчить применением прямоугольников, вырезанных из бумаги или картона и имеющих стороны, соответствующие габаритным размерам детали. Перемещая эти прямоугольники по полю чертежа, выбирают наиболее удачное расположение изображений.

    VI. Нанесение изображений элементов детали

    Внутри полученных прямоугольников наносят тонкими линиями изображения элементов детали (см. рис. 367, б). При этом необходимо соблюдать пропорции их

    размеров и обеспечивать проекционную связь всех изображений, проводя соответствующие осевые и центровые линии.

    VII. Оформление видов, разрезов и сечений

    Далее на всех видах (см. рис. 367, в) уточняют подробности, не учтенные при выполнении этапа VI (например, скругления, фаски), и удаляют вспомогательные линии построения. В соответствии с ГОСТ 2.305-68 оформляют разрезы и сечения, затем наносят графическое обозначение материала (штриховка сечений) по ГОСТ 2.306-68 и производят обводку изображений соответствующими линиями по ГОСТ 2.303-68.

    VIII. Нанесение размерных линий и условных знаков

    Размерные линии и условные знаки, определяющие характер поверхности (диаметр, радиус, квадрат, конусность, уклон, тип резьбы и т. п.), наносят по ГОСТ 2.307-68 (см. рис. 367, в). Одновременно намечают шероховатость отдельных поверхностей детали и наносят условные знаки, определяющие шероховатость.

    IX. Нанесение размерных чисел

    При помощи измерительных инструментов определяют размеры элементов и наносят размерные числа на эскизе. Если у детали имеется резьба, то необходимо определить ее параметры и указать на эскизе соответствующее обозначение резьбы (см. рис. 367, г).

    X. Окончательное оформление эскиза

    При окончательном оформлении заполняется основная надпись. В случае необходимости приводятся сведения о предельных отклонениях размеров, формы и расположения поверхностей; составляются технические требования и выполняются пояснительные надписи (см. рис. 368, г). Затем производится окончательная проверка выполненного эскиза и вносятся необходимые уточнения и исправления.

    Выполняя эскиз детали с натуры, следует критически относиться к форме и расположению отдельных ее элементов. Так, например, дефекты литья (неравномерность толщин стенок, смещение центров отверстий, неровные края, асимметрия частей детали, необоснованные приливы и т. п.) не должны отражаться на эскизе. Стандартизованные элементы детали (проточки, фаски, глубина сверления под резьбу, скругления и т. п.) должны иметь оформление и размеры, предусмотренные соответствующими стандартами.

    К ак рождаются идеи для новых моделей? У всех по-разному. Кто-то вдохновляется любимыми фильмами, кто-то глянцевыми журналами, кого-то увлекают краски природы. Но чем бы ни вдохновлялись модельеры, все их идеи, которые рождаются в процессе творчества, находят свое выражение в художественных эскизах новых моделей.

    Это естественно, ведь, чтобы приступить к процессу моделирования лекал, надо продумать каждую новую модель до мельчайших подробностей – силуэт, конструктивное решение, цвет и фактура ткани, отделка – все влияет на то, как будет выглядеть изделие в готовом виде. На этапе создания художественного эскиза можно вносить в изделие любые изменения, экспериментировать с цветом, длиной, проявить свою фантазию, дать свободу творчеству, воображению и создать настоящий шедевр!

    Совет! Заведите отдельный альбом для ваших художественных эскизов и зарисовывайте в него все новые идеи.

    Школа Шитья Анастасии Корфиати
    Бесплатная подписка на новые материалы

    Заведите отдельный альбом для ваших художественных эскизов и зарисовывайте в него все новые идеи. Даже если какие-то из них не найдут моментального воплощения, ни один из эскизов не стоит выбрасывать, ведь они могут вам пригодиться в дальнейшем. Дополняя альбом новыми моделями, иногда возвращайтесь к предыдущим, нереализованным идеям. Возможно, по прошествии некоторого времени, вы взгляните на них по-новому, и воплотите их в жизнь.
    А теперь несколько слов о том, каким должен быть художественный эскиз.

    Что такое художественный эскиз модели?

    Сначала можно выполнить фор-эскиз или набросок, чтобы запечатлеть вашу идею на бумаге. Он может быть нечеткий, непропорциональный, не имеющий точных прорисовок. Это ростки идеи, начальный этап, когда вы можете изобразить полет фантазии так, как считаете необходимым, понятным только вам. Экспериментируйте на этом этапе не ограничивая себя ни в чем.

    Рис. 1. Фор-эскиз платья

    После этого следует создание художественного эскиза модели.
    Художественный эскиз модели — это рисунок, выполненный в любой технике рисования. Вы можете использовать для рисования гуашь, акварель, цветные или одноцветные карандаши, фломастеры и все, что под рукой. Художественный эскиз выполняется на фигуре в произвольной позе. Главное, чтобы нарисованная вами модель предавала настроение, соответствовала тому образу, который вы задумали, была выдержана эстетически и комфортна в носке. Все это надо продумать на этапе создания художественного эскиза.

    Рис. 2. Художественный эскиз модели — акварель, тушь

    Рис. 3. Художественный эскиз модели — графика

    После выполнения художественного эскиза его надо перевести в технический эскиз, по которому необходимо будет произвести моделирование лекал.

    Технический эскиз модели

    Технический эскиз модели представляет собой рисунок изделия на условно-типовой фигуре, с четким определением всех конструктивных особенностей модели, с использованием сетки базисных линий — основание шеи, грудь, талия, бедра, центральная ось. Это позволит вам произвести более точный расчет расположения конструктивных швов, деталей, карманов и т. д.

    Рис. 4. Технический эскиз модели — перед и спинка

    Заведите себе правило: всегда сопровождать технический эскиз модели подробным описанием и расчетом необходимого количества тканей и прикладных материалов для его пошива. Это значительно упростит вам работу и позволит точнее оценить себестоимость готового изделия, даст возможность оптимизировать процесс моделирования и раскроя и получить более точный результат. А ведь мы именно к этому и стремимся!

    В описании к техническому рисунку изделия обязательно укажите следующие параметры:

    1. Краткое описание изделия в свободной форме.
    2. Силуэт, особенности конструкции изделия, размер.
    3. Расчет и описание необходимого количества тканей для изделия.
    4. Описание и расчет необходимого количества дополнительных материалов для изделия (прокладки, фурнитура, нитки и т. п.).
    5. Особенности модели.

    Рис. 5. Описание к техническому рисунку

    Если художественные эскизы, как уже говорилось выше, лучше зарисовывать на альбомной бумаге, для технического рисунка идеально подойдет тетрадь в клетку. В нее вы сможете без труда занести технический эскиз и заполнить таблицу с описанием модели.
    После того, как вы проделаете всю подготовительную работу и создадите технический рисунок, построить базовую выкройку изделия и разработать лекала вам будет гораздо проще.

    Готовые шаблоны для ваших эскизов

    Рис. Шаблон для художественного эскиза

    А теперь — самое интересное! Мы подготовили для вас шаблон с силуэтами женских фигур для художественных эскизов на А4 формате. Просто скачайте pdf-файл, распечатайте его на черно-белом принтере и рисуйте ваши эскизы прямо по силуэтам.

    Так вам не придется тратить время на прорисовку фигур — ведь мы их для вас уже нарисовали! Кстати, готовые эскизы очень удобно хранить в папке-скоросшиателе.

    Безграничного вам творчества!