Проектмини-музея «Время и мы. Презентация урока для интерактивной доски (старшая, подготовительная группа) на тему: Проект "мини-музей часы"

Мини-музей времени как одна из форм развития познавательной активности дошкольников

Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Задачами мини-музея являются обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Учет возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учету возрастных особенностей дошкольников.
3. Активность детей в усвоении музейного наследия.

Тематика мини-музеев может быть разнообразна: «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика».
Я бы хотела познакомить с мини-музеем, который мы создали для развития познавательной активности воспитанников. Это мини-музей Времени. Его цель: формирование временных представлений у дошкольников посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини-музее времени
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать свою деятельность), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Задачи мини-музея времени:
1.ознакомление с временными представлениями
2.формирование проектно-исследовательских умений и навыков
3.включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме.
4.формирование у детей представлений о времени и способами его измерения, существовавшими в истории
5.ознакомление с различными видами часов и календарей
6.дать представление о единицах измерения времени
7.формирование привычки рационального использования времени
Экспонатами в нашем мини-музее являются календари (отрывные, перекидные, настольные, карманные, настенные), плакаты – времена года, месяцы, недели, части суток. Есть экспонаты, изготовленные детьми и родителями. Большой интерес у детей песочные и солнечные часы. В нашем музее большое количество современных часов. Среди них настенные, настольные, наручные часы, будильники, развивающие часы для детей, часы-книги. Деятельность мини-музея времени делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми представления о времени, развивает интерес к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, знакомит детей с историей возникновения часов, разными видами часов, с историей возникновения календаря, разными видами календарей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- экскурсии
- образовательная деятельность с элементами игры
- творческие задания
- исследовательская деятельность
- игры-развлечения
- игры путешествия
- интеллектуально-творческие игры
Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.
И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Приложение

МБДОУ № 22 «Гамма»

Исследовательский проект - Создание мини музея в группе

«Мир часов»

Выполнили:

Воспитатели, дети и родители

Старшей группы № 9

Невинномысск 2016 г

Тема: Создание мини-музея «Мир часов», как средство развития у дошкольников исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения.

Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов. Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.

Объект: Развитие организации и навыков исследовательской деятельности детей старшей группы.

Предмет: Создание психолого-педагогических условий для развития у детей старшего дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности.

Задачи для педагога:

1.Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

2.Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

3.Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

4. Побуждать к совместной работе детей и их родителей при изготовлении музейных экспонатов.

Задачи, поставленные перед детьми:

1.Самоутверждение личности ребенка: снятие скованности

и зажима у детей.

2. Развитие у ребенка связной речи, посредством пересказа сообщений по заданной теме.

3. Формирование навыков исследовательской деятельности.

4. Побуждение желания к совместной работе с родителями.

Формы работы

с детьми

Чтение худ. Литературы (сказки, загадки, стихи)

Просмотр мультфильмов по теме.

Продуктивная деятельность

с родителями

Сбор материала.

Изготовление экспонатов

Подготовка выступлений детей.

Консультации.

Мастер-класс

Перспективный план проекта «Мир часов»

Сентябрь

1.Беседа на тему «Часики-часы»

2. Ситуативный разговор на тему: «Какие часы ты знаешь?»

2. Рассматривание иллюстраций на тему: «Какие бывают часы»

1. Рисование «Часы на кремлевской башне».

2. Конструирование из деталей конструктора «Башня с часами».

3. Просмотр мультфильмов «Фиксики-часы» и «Сказка о потерянном времени». «Крот часовщик».

1. Подборка энциклопедий «Часы».

2.Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик-так». Берестов «Без четверти шесть», «Песочные часы». Мирошникова «Стихи про часы и о времени».

3. Создание коллекции современных часов.

4. Оформление выставки часов.

5. Презентация мини-музея.

Вед: Ребята, сегодня мы открываем музей, а что мы там увидим если вы отгадаете загадку:

И днем не спят,

И ночью не спят.

А все стучат-стучат-стучат.

Вед: Правильно это часы. О каких часах мы сегодня узнаем из стихотворения Э. Котияра, которое называется «Часы-часики

Катя С

Каких часов на свете нет!

И в каждых свой секрет.

Есть часы на полу стоящие,

Басом говорящие: Бом, бом, Бом.

На весь дом.

Это уличные часы на столбе

Знакомые тебе?

Они здесь очень нужны:

Стрелки великаны

Издали видны.

А ходики в избушке!

В них живут кукушки.

Окошко распахнётся

Кукушка «встрепенётся «ку-ку», «ку-ку»

Как в лесу на суку.

А будильник с вечера заведёшь и спокойно спать пойдёшь.

Будильник разбудить не забудет.

Вед : Ребята, представьте, пожалуйста: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

Это были первые Солнечные часы.

Влад с мамой : Давным-давно, пока человек не изобрел часы, он ориентировался по солнцу, даже договаривался о каком-нибудь деле, смотря на солнце. Например, в старину мама говорила детям приходить домой, когда солнце коснется верхушки деревьев. Солнце в течении дня перемещалось по

небу, и люди воспользовались этим.Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть - 1 час. Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час.

Вед : Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

– Как вы думаете, почему?

– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца. – Знаете ли вы, какие часы называются живыми?

– А вы слышали про Живые часы?

Богдан : Когда человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник-петух. Человек заметил, что по утрам и вечерам петух кричит в одно и тоже время, да не один раз, а целых три. Первый раз он кричал, когда солнышко выпускало первый луч. Вот говорили два соседа: - Пойдем в лес за грибами после первых петухов.

Вед: Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест, а еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Как вы думаете, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? Они поют утром.

Вика : Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок. В пять утра – зяблик. А воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в садик.

Вед : Знали люди и др. Живых часах - это растения . Об этих часах расскажет Максим : Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера. Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а закрывает в 3-4 часа дня. Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.

Вед : Как вы думаете, чем удобны такие живые часы? А чем они неудобны?

Каких только часов не изобрел человек на протяжении своего существования: водяные, песочные.

Водяные часы -Алиса: в высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

П/И «Часы»

Вед : Очень похожие на водяные часы- Песочные

Игнат : Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается.

Вед : Где используют такие часы расскажет:

Санна : Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

Вед : Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.

Механические часы

Полина с мамой: Часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а, чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его.

Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо.

Вед: На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок.

Электронные часы

София : В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

А есть и новые – электронные

заведешь – и год ходи!

Только раз заведи,

часы неугомонные!

Вед : У нас есть еще одни часы, которые люди одевают на руку и называются они: Наручные часы

Вера: Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень - на палец.

А еще есть часы – малютки! Как сердечко бьется в грудке! «Тики-таки, тики-таки» –
Круглые сутки.

Вед : Ребята, а вы знаете кто делает часы?

Ева : Часовщик- Мастер по изготовлению и ремонту настенных, наручных и прочих часов.

Вед : Давайте по играем.

П/И «Мышь и часы»

Вед : Есть часы, которые стоят на полу Напольные часы

Назар А .: Всю-то ночь часы стучат.

Ни минуты не молчат!

Я прошу: «Часы, постойте,

Вы меня не беспокойте,

Дайте мне еще поспать,

Так не хочется вставать!»

А часы в ответ: «Тик-так,

Просыпайся же, чудак!

Ночка где-то далеко,

Солнце в небе высоко,

Славный ждет тебя денечек,

Открывай глаза, дружочек!»

Вед : Ребята, а какие часы умеют куковать? В нашем музее есть такие часы.

Часы с кукушкой

Аня: В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Вед : На городских улицах и площадях тоже есть часы и называются они

Уличные часы.

Еся : Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные. Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию

Вед : Самые главные часы нашей стран, которые находятся они на Красной площади в Москве.

Соня: Самые старые башенные часы находятся в Москве. Это Кремлевские Куранты на Спасской башне.

Кто не слышал,

на Спасской башне гиганты – куранты

Они часы главные –

Державные!

Вед : Спасибо всем. Вот мы и попутешествовали во времени, в прошлое часов. Узнали какие были первые часы. И мама Меланы испекла нам пряник Часы. Давайте пить чай.

В 2016 году в ДОУ №17 «Волшебный замок» был создан мини-музей

«Тик-так ходики»

Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов. Основная идея — показать, какими разными бывают часы, познакомить ребят с их историей.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини - музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать.

В обычном музее ребёнок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные часы. Ведь любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

С древнейших времен люди пытались осмыслить суть времени. В древние времена даже астрономы не могли определить маленькие промежутки времени, и их наблюдения велись с точностью лишь до одной четверти часа; а теперь все самые обыкновенные люди, в самых обычных житейских ситуациях считают время минутами, а подчас и секундами.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

Есть и солнечные часы - всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду - у солнышка на виду!

Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Человек заметил: солнце по небу идёт, а тень от дерева за солнышком тянется, по земле движется. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы.

Человек вкопал в землю столб, вокруг начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце вставало, а тень от столба медленно двигалась по кругу. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог.

ЧАСЫ-ПЕТУХ

Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат «ку - ка - ре - ку!».

Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поет примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще и не показалась, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договорится и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится - раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. А если нет петуха? Как узнать время ночью, когда нет солнца и звезды не светят в пасмурную погоду?

И придумал человек часы более надежные: они и с жердочки не свалятся и лиса их не унесет.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

Люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи - только ночью, а днем всегда закрыты.

Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.



Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы - цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

Цветочные часы есть и в Липецке.


ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ

Часы бывают наручными.

Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Женские часы Детские часы Мужские часы

ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК

Будильник - это те же часы, в заданный момент времени подающие звуковой или световой сигнал. Они умеют командовать: пора вставать.

Самый первый будильник придумал ученый философ Платон для своих ленивых учеников две тысячи пятьсот лет назад. Он ставил три таза один под другим.

В верхний таз, самый большой, он наливал воду. Вода стекала из верхнего таза в тот, который стоял ниже, и в конце концов переливалась через край в третий таз. А третий таз был непростой. Из него выходила узкая трубка. Это была флейта, на которой играл металлический флейтист. Когда вода попадала в нижний таз, воздух с шумом выходил из трубки - флейты. Услышав этот сигнал, ученики вскакивали с постелей и бежали на уроки.

А вот китайцы, изобрели свой будильник. Из опилок и смолы они лепили длинные, тонкие палочки на тонких нитях привешивали металлические шарики. Перед тем, как лечь спать, будильник «заводили» - поджигали смоляные палочки. Они медленно горели, а в назначенное время нити, державшие шарики, сгорали, и со звоном падали в металлическую тарелку. От грохота спящий в миг просыпался.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.


НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ

Часы, висящие на стене, — называют настенными.

А есть часы настенные -
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда - сюда…
Сегодня, завтра и всегда!

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Напольные часы - это часы, стоящие на полу.

Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ

В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку», напоминая нам о том, который сейчас час.

УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ

ПРОЕКТ

«МИНИ-МУЗЕЙ ЧАСОВ»

Подготовила и провела

Воспитатель Джаватова М.А

Люберцы, 2017

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель группы, родители.

Срок реализации: апрель 2017.

Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателей:

  • в расширении представления о музейной культуре;
  • в создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей;
  • в приобретении практических навыков.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Результаты проекта :

Расширение естественнонаучных знаний;

Увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности;

Обогащение словарного запаса детей по данной тематике;

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;

Приобретение практических навыков.

Реализация проекта :

1. Беседы

2. ООД

4. Работа в книжном уголке

5. Пальчиковая гимнастика

6. Коррекционные упражнения

7. Гимнастика для глаз

10.ОБЖ

11.Создание выставок

12.Продуктивная деятельность

13.Дидактические игры

14.Подвижные игры

15.Сюжетно – ролевые игры

16.Театрализованная деятельность

17.Музыка

18.Работа с родителями

Проблемные задачи для детей, на решение которых направлен проект:

Как создать музей?
Как люди учились определять время?
– Научиться узнавать, сколько времени на часах?
– Выяснить, как устроены некоторые часы?
– Узнать, как часы меняли свой облик?

Модель 3-х вопросов.

Что дети знают

Что хотят узнать

Где можно узнать

1. Функция музея.

2. Назначение часов.

1. Создание музеев.

2. История возникновения часов.

2. Разнообразие часов.

3. Уход за часами.

4.Определение времени.

5. Устройство часов.

1. Научно-художественная литература.

2. Просмотр

Познавательных

Передач.

3. Ответы на вопросы взрослых.

4. Интернет.

Актуальность

Музей не просто дом вещей,

Музей хранитель тайн

И чтобы всё успеть скорей

Ты время соблюдай!

Время катит чередом,

Час за часом, день за днем.

Чтобы нам везде успеть,

Нужно в часики глядеть.

Как нам понять и ощутить время? Оно так неуловимо! Человечество придумало приборы для измерения времени одним из первых среди всех изобретений. Часы использовались повсюду и всегда, постоянно сопровождая человека, не позволяя ему «потеряться» во временном пространстве. Неудивительно, что за многолетнюю историю цивилизации их видов накопилось столько, что невозможно составить полную классификацию.

«Мини–музей часов» возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени.

При помощи «Мини–музея часов» у детей вырабатывается умение регулировать и планировать деятельность во времени, создается основа для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность.

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка - это задача данного проекта. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини–музее не только можно, но и нужно брать в руки, рассматривать, разрешается менять и переставлять экспонаты, В мини-музее ребенок является соавтором экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знания, в дошкольном возрасте, навсегда остаются в памяти.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на расширение и углубление знаний. Проект «Мини-музей часов» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, развить интерес к окружающему миру.

Цель проекта: создание системы работы по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через деятельность мини-музея.

Задачи проекта:

Этапы работы по проекту

1 Подготовительный этап

Задачи:

1. Определить цель и задачи проекта.

2. Изучить и создать информационную базу по проекту.

3. Составить план проекта.

4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.

5. Провести анкетирование родителей и детей «Ребенок в музее».

Мероприятия проекта

Ответственные

Сроки

1. Создание информационной базы по проекту.

Родители, воспитатель

апрель

1 неделя

2. Составление плана проекта.

Воспитатель

апрель

2 неделя

3. Организация родителей для помощи проведения данного проекта.

Воспитатель

апрель

3 неделя

4. Анкетирование родителей и детей «Ребенок в музее»

Воспитатель

апрель

4 неделя

2 Основной этап

Задачи:

1. Формирование представления о содержании музейной культуры.

2. Знакомство дошкольников с историей возникновения часов, разными видами часов.

3. Формирование элементарных представлений о времени и часах.

4. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

5. Создание условий для творческого общения и сотрудничества воспитателя, родителей и детей.

6. Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности.

7. Активизация словарного запаса дошкольников.

8. Развитие навыков связной речи.

9. Развитие координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

10.Развитие психических процессов дошкольников (внимание, память, мышление, воображение) через художественно–творческую и познавательную деятельность.

11.Воспитание у детей любознательности, активности, упорства в достижении цели, оказание поддержки друг другу.

12.Установление доброжелательных взаимоотношений детей, родителей и педагогов в процессе разработки и реализации проекта.

Мероприятия проекта

Ответственные

Сроки

1. Беседы

Вечерние беседы с детьми:

  • «Как устроить музей часов?»
  • «Какие бывают часы?»

(беседа и презентация.)

  • «Как появились часы?» (изучение книг, сайтов, рассказов взрослых)
  • «Измерение времени»
  • Рассказ о профессиях тех, кто работает в музее, о часовых дел мастерах.
  • «Как беречь время?»
  • «Правила поведения в музее».

Воспитатель,

родители

апрель

1-4 неделя

2. НООД

Познавательное развитие

(Ознакомление с предметным окружением)

«Путешествие в мир часов и времени».

«Царство часов» (с применением мультимедиа).

Познавательное развитие

(Ознакомление с социальным миром)

«Музеи нашего города» (с применением мультимедиа).

Познавательное развитие

(ФЭМП)

«Часы. Как узнать время».

«История часов».

«Время».

«Получас».

Речевое развитие

(Развитие речи)

Составление рассказов о часах, сделанных своими руками.
Составление рассказов о часах, которые ребёнок принёс на выставку.

Составление рассказов для проведения экскурсий.
Разучивание стихов о часах.

Воспитатель, учитель-логопед, родители

апрель

2-4 неделя

3. Чтение художественной литературы

«Про часы и о часах» И.Мельников.

«Что такое завтра и вчера» Б.Зубков.

«Про часы и о часах. Детская энциклопедия».
«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.

«Мои часики» Т. Коваль.

«Солдатские часы» Б. Никольский.

«Тик-так» А. Анофриев.

«Без четверти шесть» С. Берестов.

«Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

«Песочные часы» И. Мирошникова.

« В гостях у гнома – часовщика, или история о том, как не опаздывать в школу» сказка.

«Часы» Степанов.

Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Солнечные часы или часы на небе», «Похитительница воды следит за временем»; «Часы-свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)»; «Самые известные часы в мире».

Пословицы и поговорки о времени и часах.

Загадки.

Воспитатель, родители

апрель

2–3 раза в неделю

4. Работа в книжном уголке

Художественно-познавательные книги по теме.

Предметные картинки по теме.

Рассматривание фотографий с разными часами.

Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», «Время», наглядно-дидактическое пособие «Время»;

открытки «Часы».

Плакаты - картины с изображением часов на Спасской башне Кремля г. Москвы.

Иллюстрации и фотографии с изображением часов на улицах города, вокзалах.

Воспитатель, родители

Апрель

5. Пальчиковая гимнастика

«Часы».

«Часы с кукушкой!».

«Ходят часики тик-так».

«Вышли мыши как-то раз»».

«Часы сказали «Бом!».

«Маятник» (с предметами).

Апрель 2-4 неделя

6. Коррекционные упражнения

Дыхательная гимнастика

«Маятник».

«Часики».

«Петушок».

«Петух».

«Когда это бывает?».

Игры по развитию звуковой культуры речи

Игра «Часы».

Упражнение «Маятник».

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Бьют часы».

Апрель2-4 неделя

7. Гимнастика для глаз

«Как бьют часы».

«Волшебные часы».

«Шел по берегу петух».

«Петушок».

Воспитатель

Апрель 2-4 неделя

8. Поисково-познавательная деятельность

Экскурсии в музеи нашего города.

Родители

Апрель

9. Опытно-экспериментальная деятельность

Наблюдение «Путь солнца по небосводу».
Опыт «Изготовление солнечных часов».

На прогулке – модель солнечных часов.

Экспериментирование «Песочные часы».
Знакомство с секундомером и песочными часами (измерение временных отрезков секунд, минут).
Знакомство с циферблатом (определение времени с точностью в один час).

Воспитатель

Апрель

2-4 неделя

10. ОБЖ

«Чем опасны разбитые часы?» (беседы об аккуратном обращении с часами).

Здоровье

«Надо ли соблюдать режим дня?» (беседа)

Воспитатель

Апрель 2-4 неделя

11. Создание выставок

Часы-самоделки.

Родители, воспитатель

Апрель

2-4 неделя

12. Продуктивная деятельность

Лепка «Наручные часы».

Аппликация «Башенные часы».

Рисование «Кремлевские куранты»,

«Часы из музея», «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Творческая мастерская «Изготовление моделей часов», «Создание моделей водяных, солнечных, песочных часов».

Конструирование из картона «Циферблат».

Коллективная работа: конструирование из бумаги модели напольных часов с маятником.

Родители, воспитатель

Апрель

2-4 неделя 2–3 раза в неделю

13. Дидактические игры

«Расставь цифры на часах».

«Впиши пропущенные цифры».
«Распорядок дня».

«Время».

«О времени».

«Часы».

«Даша дома».

«Наши игры».

«С утра до вечера».

«Мой день».

«День – ночь».

«Помоги котенку».

«Недели».

«Времена года».

«Цветик-семицветик».

«Круглый год».

«Кто больше занят?».

«Каждому предмету свое время».

«Выбери, что нужно для часов».

«Часы и время».

«Детский сад».

«Какой день недели».

«Успей вовремя».

«Тик-так».

«Составь неделю».

«Назови сутки».

«Живая неделя».

Воспитатель, педагог-психолог

Апрель

2-4 неделя 2–3 раза в неделю

по подгруппам и индивидуально

14. Подвижные игры

Выполнение упражнений в соответствии с единицами времени (секунда, минута, 5, 10 минут).

Воспитатель, инструктор ФИЗО

Апрель

2-4 неделя

15. Подвижная игра

«Часы».

Воспитатель, инструктор ФИЗО

Апрель

2-4 неделя

16. Сюжетно – ролевые игры

«Я - экскурсовод музея часов».

«Музей» (проведение экскурсий по группе).
«Магазин часов».

Воспитатель

Апрель

2-4 неделя

17. Театрализованная деятельность

Инсценировка «Времена года».

Инсценировка «Каков Емеля, такова и неделя».

Воспитатель, музыкальный руководитель

Апрель

2-4 неделя

18. Музыка

Слушание звучания разных видов часов, хода и боя (будильник, часы с кукушкой, башенные часы, настенные, напольные, куранты).
Слушание песен о часах.
Музыкально-ритмическая композиция «Часики».
Игра с секундомером на мелодию песни «Хороводная» Кожевникова.

Музыкальная игра с секундомером

«Заколдованные путники».

Аудиозаписи звона и боя часов, по которому дети определяют названия часов.

Муз. ритмических композиций «Часики», «Тик так».

Материал по восприятию музыки: цикла «Времена года» П. И. Чайковский, А Вивальди.

«Часы природные верны» (музыка и слова Шаломоновой).

Музыкальный руководитель, воспитатель

Апрель 2-4 неделя

19. Работа с родителями

Участие в сборе экспонатов.

Изготовление поделок для музея.

Участие в беседах.

Подбор методического материала.

Участие в оформлении и организации экскурсий.
Консультация «Делу - час, потехе - время».

Книга отзывов и пожеланий.

Воспитатель

Апрель

2-4 неделя

3 Заключительный этап

Задачи:

1. Подвести итоги проекта.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Определить перспективу на будущее.

Мероприятия проекта

Ответственные

Сроки

1. Презентация проекта

Открытие «Мини-музея часов».

Стенгазета «Интересные часы».

Книга-самоделка «История часов моей семьи».

Часы-самоделки.

Фотовыставка «Загадочный мир часов».

Выставка творческих работ детей.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

2. Подведение итогов реализации проекта.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

3. Анализ полученных результатов.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

4. Планирование работы на будущее.

Воспитатель

Апрель

4 неделя

Реализация проекта .

Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности: беседы, ООД, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, ОБЖ, поисково-познавательную, опытно-экспериментальную, продуктивную, театрализованную и музыкальную деятельности. Важную роль играет создание выставок, стенгазет, книжек-самоделок. Родители являются активными помощниками в работе над проектом.

Результаты проекта.

1. Создание музея часов.

2. Расширение кругозора, знаний об истории и видов часов.

3. Обогащение словарного запаса детей по данной теме.

3. Приобретение практических навыков.

4. Создание развивающей среды.

5. Активное участие родителей в жизни группы.

6.Проект выдвинут на конкурс ежегодной премии губернатора московской области Наше подмосковье

Практическая значимость результатов.

Установлены партнерские отношения с родителями.

Дети, родители и педагоги имеют возможность расширить и углубить свои знания социального мира, создать единое развивающее пространство.

Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.

Обогащение развивающей среды в группе.

Взаимосвязь детского сада и семьи.

Распространение опыта работы в данном направлении.

Опыт работы представлен родителям и коллегам на день открытых дверей.

Оценка качества реализации проекта.

Анализ мероприятий отслеживается по завершению каждого отдельного этапа с использованием наблюдений, бесед с детьми, родителями и педагогами. По мнению родителей и педагогов, проект «Мини-музей часов» интересный и актуальный. Таким образом, создана система работы по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через деятельность мини-музея.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «КОСМОС»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

«МИНИ-МУЗЕЙ ЧАСОВ»

НА СОИСКАНИЕ ЕЖЕГОДНОЙ ПРЕМИИ

ГУБЕРНАТОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НАШЕ ПОДМОСКОВЬЕ»

Джаватова Мафизат Амрановна

ЛЮБЕРЦЫ

2017

СЛАЙД 1. Добрый день, уважаемые коллеги, гости! Меня зовут Джаватова Мафизат Амрановна. Я представляю городской округ Люберцы и детский сад № 9 «Космос».

СЛАЙД 2. Часы! Какая распространенная и всем известная вещь. Без часов никак не обойтись, они повсюду. Что такое время? Для чего нужны часы и как они возникли? Какими они бывают? В рамках работы студии-музея «История часов» мы с ребятами нашли ответы на интересующие их вопросы.

СЛАЙД 3. Старшим дошкольникам необходимо самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

СЛАЙД 4. Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на расширение и углубление знаний.

СЛАЙД 5.

При помощи Студии-музея «История часов» у детей вырабатывается умение регулировать и планировать деятельность по времени, создается основа для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность и точность.

СЛАЙД 6. Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребенка – это задача данного проекта. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музея не только можно, но и нужно брать в руки, рассматривать, разрешается менять и переставлять экспонаты.

СЛАЙД 7. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. В мини-музее ребенок является соавтором экспозиции. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею часов: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

СЛАЙД 8. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знания, полученные в дошкольном возрасте, навсегда остаются в памяти.

СЛАЙД 9. Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП для детей 5-7 лет.

Тема: «Часы. Как узнать время».

Джаватова Мафизат Амрановна

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

- закрепить знания о последовательности частей суток, дней неделе, месяцев в году, времен года.

- познакомить детей с разными видами часов, деталями часов (циферблат, стрелки);

- учить определять время по часам с точностью до 1 часа;

- развивать умственные способности детей, речь, познавательный интерес.

Задачи:

Развитие чувственного восприятия; расширение пространственных и временных представлений; формирование фонематического восприятия;

Активизация мыслительной деятельности;

Формирование учебно-познавательной мотивации;

Обучение использованию знаний в различных ситуациях;

Оборудование: часы электронные (наручные, настенные, настольные) и механические (наручные, настенные, настольные), песочные часы; модели часов со стрелками на каждого ребенка.

Материалы: готовые детали из бумаги для вырезания в том числе цифры от 1 до 12 клей карандаш ножницы салфетки

Предварительная работа

Чтение произведения Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени».

В: Мы с вами прочитали «Сказку о потерянном времени». Вспомните, какой вывод мы сделали: нужно правильно распределять свое время, соблюдать режим дня. В этом нам помогают часы. Часы нам помогают ориентироваться во времени.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Стихотворение «Часы»

Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

Первым устройством, при помощи которых человек измерял время, были солнечные часы. Родина солнечных часов – Вавилон. Солнечные часы имели стержень и шкалу, похожую на циферблат часов. По мере того как солнце изменяло свое положение, от стержня падала тень на так называемый циферблат. Передвигаясь от стержня по шкале времени тень показывала который час (Воспитатель показывает макет солнечных часов).

Позднее такие часы стали изготавливать из дерева или камня и устанавливали на стенах зданий. Еще позже изготовили карманные солнечные часы, но так как карманов у древних людей не было, часы носили на шнурке или цепочке. Недостатком солнечных часов было то, что они не работали в темное время суток, то есть ночью.

Позже изобрели водяные часы. Еще через некоторое время появились механические часы, в корпусе которых помещали часовой механизм – пружину и шестеренки. В настоящее время изобрели электронные часы (воспитатель демонстрирует модель электронных часов).

Сейчас нас окружают самые разные часы, которые имеют размеры от горошины до размера целой комнаты. Самое точное время показывают электронные часы.

Воспитатель: А вы знаете как устроены часы?

Почти все часы имеют циферблат и стрелки: минутная и часовая. Часовая (маленькая)стрелка показывает целый час тогда, кода минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12). На циферблате цифры от 1 до 12. маленькая стрелка двигается медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстро и показывает минуты.

Значит, положение минутной стрелки при показе целого часа постоянно, а положение часовой – меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (т. е. она проходит через все числа), а часовая стрелка передвигается к следующему числу и покажет, что прошел один час.

Знакомство с циферблатом часов.

Воспитатель начинает беседу под музыкальное сопровождение.

В: Попробуйте отгадать загадки, которые вам приготовила.

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день, и ночь

Стучим, стучим.

Д: Часы

В: Правильно. Ещё послушайте.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, – каждый час.

Д: Стрелки часов.

В: Молодцы, все загадки отгадали. Скажите мне, какие часы бывают?

Д: Солнечные, водяные, песочные, часы – свеча, часы – цветы.

В: Ребята, а для чего нужны часы?

Д: Чтобы знать точное время и не опаздывать на работу папе и маме, а нам в детский сад.

В: Правильно. Посмотрите на мои часы. Круг с цифрами на часах называется циферблат. Повторите за мной – циферблат.

Д: Циферблат.

В: Как, называется круг с цифрами на часах? Кто мне скажет?

Д: Круг с цифрами на часах называется циферблат.

В: Умница. Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны?

Д: Короткая стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты.

В: Правильно. А кто умеет определять время по часам? Смотрите, если длинная стрелка показывает 12, а короткая цифру 1, это значит, что часы показывают 1 час.

Воспитатель показывает по модели часов, как определить который час, и просить детей поставить на своих моделях время от 1 часа до 9 часов.

В: Ребята, давайте поиграем в игру «Покажите на часах, какое время скажу». Перед вами модели часов с подвижными стрелками. Нужно поставить стрелки так, какое время скажу. Начинаем игру.

В: Поставьте, на часах стрелки так, чтобы они показывали 5 часов.

Как поставили стрелки на часах?

Д: Короткая стрелка показывает цифру 5, длинная стрелка цифру 12.

Игра продолжается. Во время работы воспитатель сверяет результаты действий детей (по образцу на доске)

Пальчиковая гимнастика: «Веселая старушка»

У веселенькой старушки, жили в маленькой избушке десять сыновей. Все без бровей, вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой головой, вот с такой бородой! Они не пили, не ели, На старушку все глядели, и все делали вот так…(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Сложить руки углом и показать избушку. Показать десять пальцев. Очертить брови пальцами. Растопыренные ладони поднесены к ушам. Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. Очертить большой круг вокруг головы. Показать руками большую бороду. Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами. Ребенок показывает любые загаданные действия)

Мы много говорили о значении часов в жизни человека.

Продуктивная деятельность детей – аппликация «Часы».

Итог занятия

Вопросы:

1. Что определяют по часам? (время)

2. Загадка:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

3. Как называется круг с цифрами на часах? (циферблат)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, – каждый час. (стрелки)

В: Как ребята называется наука о числах?

Д: Математика.

Заключительная часть: рассматривание и выставка работ.

В: Молодцы, со всеми заданиями справились. Спасибо

Литература.

1. Владимирова Т.Н. «Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени.»

2. Управителева Л.В. «Подготовка к школе в детском саду»

3. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» под редакцией Столяра А.А.

4. Шпорыгина Т.А. «Беседа о пространстве и времени»

5. Помораева И.А, Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.»

6. Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени».

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию для детей 5-7 лет

Джаватова М.А.

Тема: история возникновения часов

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения часов.
  • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
  • Воспитывать интерес к технике, бережное отношение к приборам.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
  • Расширять кругозор, обогащать словарь детей.

Ход занятия

– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

– А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

СОЛНЦЕ (слайд 2)

Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. (По И. Мельникову).

Солнечные часы придумали древние египтяне.

Послушайте стихотворение:

Есть и солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!
(Эльмира Котляр)

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

– Как вы думаете, почему?

– В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.

– Знаете ли вы, какие часы называются живыми?

– А вы слышали про живые часы?

ЧАСЫ-ПЕТУХ

– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать!

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Послушайте стихотворение «Петушок»

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

– Слышали ли вы о цветочных часах?

ЧАСЫ-ЦВЕТЫ

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки - зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

Одуванчики - это часы луговые. А вот кувшинки - часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы – цветы. Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.

– А как узнать время ночью?

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

– Как вы думаете, удобны ли эти часы?

– Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)

А бывают часы песочные – точные!
В них песчинки текут – секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
в колбочке из стекла, так и минутка истекла!
(Эльмира Котляр)

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок. (По И. Мельникову)

Механические часы изобрел в XVII веке ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно нам служат.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ

На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

А есть и новые – электронные
часы неугомонные!
Только раз заведи,
заведешь – и год ходи!(Эльмира Котляр)

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень - на палец.

А еще есть часы – малютки!
Как сердечко бьется в грудке!
«Тики-таки, тики-таки» –
Круглые сутки.
(Эльмира Котляр)

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы?

– Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, - называются настольными.

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ

Часы, висящие на стене, - называют настенными.

А есть часы настенные –
Чинные, степенные!
Не убегают,
не отстают!
вовремя бьют!
Маятник: туда – сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
(Эльмира Котляр)

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ

– Как вы думаете, где стоят напольные часы?

– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

Есть часы,
На полу стоящие,
Басом говорящие:
«Бом! Бом! Бом!!» –
На весь дом.
(Эльмира Котляр)

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ

– Какие часы "умеют куковать"?

– Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
"Ку-ку! Ку-ку!
Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку!
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

УЛИЧНЫЕ ЧАСЫ

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные и башенные.

Эти уличные часы на столбе знакомы тебе
Они здесь очень нужны: стрелки – великаны издали видны!
(Эльмира Котляр)

ЧАСЫ-СКАЗКА

Часы-сказка висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: "Ку-ка-ре-ку-у!" – приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 размеренных ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит.
Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую музыку. Осел лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. "Во саду ли, в огороде", – поют весело музыканты.
Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики. (По И. Мельникову, Б. Радченко)

БАШЕННЫЕ ЧАСЫ

Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию.

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

Самые знаменитые часы России - Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок - серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный)

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Кто не слышал,
как бьют
на Спасской башне гиганты – куранты
Они часы главные –
Державные!

Литература:

  1. Сошественская Н.М. Занятие в ГПД «Что мы знаем о часах», статья с фестиваля «Открытый урок»
  2. Сафонова Л.А. Цикл занятий по ознакомлению детей со временем, статья с фестиваля «Открытый урок»
  3. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие.
  4. Котляр Эльмира «Часы – часики». «Малыш», 1986.
  5. Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике». «Просвещение», 1991.
  6. Юбелакер Эрик «Время». «Слово», 1990.

Ольга Григорьева

Доброе утро, день или вечер уважаемые коллеги. Хочу немного рассказать и показать вам фотографии нашего мини музея часов . В нашем детском саду № 25 «Золотой петушок» есть свой мини музей часов , который расположен в фойе на лестничной площадке, возле групп. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезают из памяти. В нашем мини - музее находятся разные виды часов : настенные большие и маленькие, наручные мужские, женские и детские , различные будильники и настольные часы. Все эти часики принесли детки и родители нашего детского сада . Основная идея - показать, какими разными бывают часы, познакомить ребят с их историей. В мини -музее собраны сохранившиеся в семьях старинные часы. Ведь любой предмет мини -музея может подсказать тему для интересного разговора.

Дети разных групп знакомились с мини-музеем , при этом в старших и подготовительных группах экскурсии проводили сами ребята, рассказывая о своем вкладе в музей и истории часов принесенных в музей . Так как, этот мини музей находится на площадке возле групп, то его каждый день посещают родители, приходя в детский сад за детьми . Они не редко останавливаются, рассматривая экспонаты, даже присаживаются на диванчик и наверное вспоминают о чем то….

Вот такой мини -музей существует у нас в детском саду !