Цивилизация майя зародилась на современной территории. Майяская игра в мяч. Пирамиды майя построены с учетом астрономических событий

МАЙЯ
исторический и современный индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира. Некоторые культурные традиции древних майя сохраняют ок. 2,5 млн. их современных потомков, представляющих более 30 этнических групп и языковых диалектов.
ДРЕВНИЕ МАЙЯ
Среда обитания. В течение I - начале II тысячелетия н.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.
Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.
Периодизация истории майя. В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н. "долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Обнаруженное в "Храме надписей" захоронение Пакаля, правителя Паленке, дало много ценных сведений о практике почитания царских предков. Надпись на крышке саркофага гласит, что Пакаль родился (по нашему летосчислению), в 603 и умер в 683. Усопшего украшали нефритовое ожерелье, массивные серьги (знак военной доблести), браслеты, мозаичная маска, сложенная более чем из 200 кусочков нефрита. Пакаль был захоронен в каменном саркофаге, на котором были высечены имена и портреты его прославленных предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик, имевшая немалую власть. В захоронения обычно помещали сосуды, по-видимому с едой и напитками, предназначенные для питания усопшего на его пути в загробный мир. В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас в Копане. Правители и их ближайшие родственники занимались исключительно государственными делами - организовывали и возглавляли военные набеги против соседних городов-государств, устраивали пышные празднества, принимали участие в ритуалах. Члены царской семьи становились также писцами, жрецами, прорицателями, художниками, скульпторами и архитекторами. Так, в Доме Бакабов в Копане проживали писцы высшего ранга. За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы. Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального двора, где производились совместные работы. Землевладение носило общинный характер. В поздний классический период (650-950) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек. В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений. К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье - области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.







Майяская игра в мяч. Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н.э. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп. Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания. Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть.
Последние города майя. Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950-1500), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. 900, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов "чи" ("рот") и "ица" ("стена"), но его архитектура в т.н. стиле Пуук нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200-1450) Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты - например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями.





Календарь древних майя. В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления - т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием "тун", разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени - 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.
Майяские обычаи и социальная организация. Обряд кровопускания.
На семьи правителей возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств - будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий. Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков.
Социальная организация. Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату. Общество майя классической эпохи было сильно стратифицированным. Отчетливое разделение на социальные слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом - простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи. Древние майя не знали технологии выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали преимущественно из камня, а также из дерева и раковин. Этими орудиями земледельцы рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи. Не знали майя и гончарного круга. При изготовлении керамических изделий они раскатывали глину в тонкие жгутики и накладывали их один на другой либо слепляли пластины из глины. Обжигалась керамика не в печах, а на открытых кострах. Гончарным ремеслом занимались как простолюдины, так и аристократы. Последние расписывали сосуды сценами из мифологии или дворцовой жизни.



Письмо и изобразительное искусство. Испанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524-1579), прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов. Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались "гармошкой" под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок. Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар. Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета. Лучше всего стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики. Здесь изображены приготовления к битве, сама битва и воины с длинными копьями, сражающиеся бок о бок, принесение пленников в жертву и праздничный ритуальный танец.

Когда на полуостров Юкатан, что в Центральной Америке, в начале XVI века прибыли испанские конкистадоры во главе с Эрнандесом де Кордобой, они встретились здесь с легендарными индейцами майя. На тот момент их цивилизация находилась уже в серьёзном упадке и кризисе. Но так было не всегда...

Доклассический и классический период

Считается, что история цивилизации майя началось ещё в третьем тысячелетии до н. э. Традиционно учёные выделяют доклассический, классический и постклассический период её развития.

В доклассическом периоде (то есть примерно до 250 года н. э.) на Юкатане возникают первые города-государства, происходит освоение технологий подсечного земледелия, технологий создания тканей, инструментов, орудий и т. д. В качестве примеров крупных городов доклассического периода стоит назвать Накбе и Эль-Мирадор. Именно в Эль-Мирадоре была обнаружена самая большая пирамида майя. Её высота составляла 72 метра.

Что касается письменности, то она появилась у майя около 700 года до н. э. В целом этот народ имел одну из самых продвинутых систем письма. Майя оставляли надписи повсюду, в том числе на стенах своих строений. Эти надписи помогли впоследствии пролить свет на многие аспекты их жизни.

В классический период цивилизация майя - это множество крупных и оживлённых городов, и в каждом из них правил свой правитель. Культура майя в это время распространилась на весь полуостров Юкатан. Также в это время возникли новые великолепные города - Коба, Чичен-Ица, Ушмаль и т. д.

В эпоху расцвета в майянских городах возводились акрополи - церемониальные комплексы высотой в десятки метров, включающие в себя пирамиды, дворцы и другие объекты. А на самом верху акрополей обязательно строились маленькие квадратные храмы без окон. В некоторых городах существовали ещё и обсерватории - башенки с местами для наблюдения за другими планетами и звёздами.


Города, храмы и крупные посевные участки были соединены между собой дорогами, так называемыми сакбе. Сакбе делали из щебня, гальки и известняка - то есть это были не просто просёлочные дороги, а нечто гораздо более продвинутое и совершенное.

Сферы, в которых майя достигли значительных успехов

Индейцам майя удалось создать поистине уникальную цивилизацию. Они не знали колеса и не умели обрабатывать железо. В производстве оружия эти индейцы тоже не преуспели. На протяжении долгих столетий их образцы оружия не слишком изменились (и, вероятно, это одна из причин, почему европейцы в итоге оказались сильней). Но это не помешало индейцам майя хорошо понимать математику, геометрию и астрономию, строить высокие пирамиды и храмы. Значимым элементом всех строений был «майяский свод» - оригинальное арочное сужение крыши, не встречающееся больше практически нигде.

Древние майя умели делать и сложные гидравлические системы орошения. Благодаря этому на достаточно непростых с точки зрения земледелия почвах они растили полезные сельскохозяйственные культуры.

Медицина у древних майя тоже была развита великолепно. Лечением людей у них занимались прошедшие определённое обучение люди. Местные врачеватели с точностью определяли множество недугов (в том числе астму, туберкулёз, язвы и т. д.) и боролись с ними посредством ингаляций, снадобий, приготовленных из естественных ингредиентов лекарственных средств.

Индейцы майя в подробностях знали человеческую анатомию, и поэтому местные врачи были способны делать сложнейшие операции. Поражённые участки тела или участки, на которых развивалась опухоль, удаляли ножами, раны зашивали иголкой с волосом, а для анестезии использовались вещества с наркотическим эффектом.

В распоряжении майянских врачей были инструменты из вулканического стекла и камней. Кстати, не только медицинские, но и многие другие инструменты и приспособления, майя создавали именно из этих материалов. И некоторые из них, по мнению современных учёных, были даже совершеннее европейских металлических аналогов.


Искусство майя в классический период тоже поражало своей сложностью, изощрённостью и изяществом. Оно нашло своё выражение в барельефах, росписях на стенах, керамических изделиях, скульптурах. Произведения искусства, оставленные майя, отличает тяготение к мифологической тематике, сложные гротескные образы. Ключевые мотивы - антропоморфные божества, змеи и выразительные маски.


Календарь и майянская система счёта

Календарь, созданный майя, достоин отдельного разговора - он был действительно очень замысловатый и длинный. Год, согласно этому календарю, делился на восемнадцать месяцев по двадцать суток. Впрочем, таких понятий, как «начало года» или «конец года», у майя не было - индейцы просто рассчитывали циклы и ритмы движения планет. Время для майя двигалось по кругу, всё повторялось вновь и вновь. В этом удивительно точном календаре содержались ещё и подробные сведения о передвижениях небесных тел.

И ещё один забавный факт, связанный с календарём майя. Однажды учёные на юго-востоке Мексики нашли стелу, оставшуюся от древних индейцев. Согласно надписям на этой стеле, календарь майя заканчивался датой 21 декабря 2012 года. Многие почему-то стали считать эту дату датой конца света. В итоге всё обернулось фарсом - ничего особенного ни 21, ни 22 декабря 2012 года не случилось.


То, что год у майя делился на месяцы по 20 суток, не случайно. Местная система счёта была именно двадцатиричной. При счёте индейцы Центральной Америки (Мезоамерики) издревле использовали пальцы и рук, и ног одновременно. Каждая двадцатка дополнительно делилась на пятёрки, что соответствует числу пальцев.

Для удобства расчётов майя даже ввели обозначение нуля. Его представляли как полую раковину от улитки (этим же символом выражалась и бесконечность). Ноль действительно нужен во многих математических вычислениях, однако, например, в античной Греции эту цифру не использовали - просто не додумались до этого.

Жертвоприношения и другие жестокие обычаи майя

Древние майя действительно весьма активно практиковали человеческие жертвоприношения - это один из наиболее известных фактов об этой индейской цивилизации. В жертву людей приносили поистине варварскими способами, в том числе путём вырывания сердца из грудной клетки и путём захоронения заживо.

Считалось, что человеку, которого выбрали жертвой, оказывали высочайшую честь - он получал статус посланника к божествам. Математики и астрономы делали специальные подсчёты, чтобы узнать, когда наступит наилучшее время для принесения жертвы и кто наилучшим образом подойдёт для этой роли. В связи с этим жертвами нередко становились свои же соплеменники, а не ацтеки и не ольмеки.

В политеистической религии майя боги считались смертными сущностями. И это доказывают изображения богов-детей и богов-стариков, оставленных индейцами. И можно сделать вывод, что жертвоприношения были призваны ещё продлить срок жизни того или иного бога.

А ещё майя верили, что человек должен пройти через тринадцать кругов испытаний, прежде чем попасть в рай. Этот путь считался очень трудным, считалось, что пройти его до конца способны не все души. Однако умершие при родах женщины, воины, погибшие в бою, и ритуальные жертвы попадали, согласно верованиям древних майя, к богам сразу, минуя все круги.

Также считалось, что в лучшем мире без лишних испытаний оказывались и те, кто проигрывал в своеобразной игре в мяч. Эта спортивная игра представляла собой смесь регби, футбола и баскетбола. Играли в неё мужчины в шлемах и в защите на локтях и коленях. Цель игры была предельно проста - необходимо было забросить каучуковый мячик в обруч, расположенный на шестиметровой высоте. К мячу можно было прикасаться только плечами, бёдрами и ступнями. Всю команду проигравших или нескольких её членов по завершении игры умерщвляли.


Постклассический период

Примерно в 850 году н. э. майя начали покидать свои величественные города, один за другим, и причины этого явления по-прежнему не ясны. Сложные постройки и системы водоснабжения стали приходить в негодность. Через какое-то время майя в принципе перестали строить новые высокие здания, проводить торжественные церемонии и заниматься астрономией.

Меньше чем за два века величие цивилизации в значительной степени сошло на нет. Остались отдельные процветающие населённые пункты, но уже никогда майя не суждено было вернуть своё былое величие. Так цивизилизация вступила в свой постклассический период (987 год - конец XVI века). Это время ознаменовалось принятием новых суровых законов, новыми стилями в искусстве, перемешиванием культур, междоусобными войнами и в конце концов прибытием конкистадоров.

Причины упадка цивилизации

О причинах того, почему цивилизация майя так быстро деградировала, по-прежнему спорят исследователи. Все гипотезы насчёт фактического исчезновения цивилизации майя делятся на две группы - экологические и неэкологические.

Экологические гипотезы основаны на следующем посыле: майя нарушили на баланс с той природной средой, в которой они обитали. То есть стремительно растущее население столкнулось с нехваткой качественных почв, годящихся для земледелия, а также с засухой и дефицитом питьевой воды.

Есть учёные, которые весьма активно отстаивают версию о страшной засухе, вынудившей майя уйти из городов (в частности, геолог Геральд Хауг). А в начале 2012 года учёные из Университета Саутгемптона опубликовали итоги своих скрупулёзных исследований, которые тоже подтверждают эту версию. Согласно этим исследованиям нехватка пресной воды на Юкатане могла стать ощутимым при понижении уровня осадков на 40 процентов (и такое понижение, вероятно, имело место между 810 и 950 годами н. э.). Данная аномалия привела к тому, что питьевой воды стало не хватать, привычный образ жизни майя стал рушиться и они в массовом порядке покинули свои города.


Неэкологические гипотезы - это гипотезы о междоусобных войнах, завоеваниях другими племенами индейцев, эпидемиях, неких социальных катастрофах. И, например, версию о завоевании майя подтверждают некоторые археологические находки на Юкатане. Если говорить конкретней, в поселениях майя были найдены артефакты, принадлежавшие тольтекам - другому народу Мезоамерики. Как бы там ни было, когда в 1517 году испанцы прибыли на Юкатан, индейцы майя уже жили преимущественно в сельскохозяйственных общинах.


Конкистадоры приплыли с недобрыми намерениями, да ещё и вдобавок ко всему завезли со Старого Света в Америку болезни, которые до этого были не известны майя (к примеру, оспу и корь). И в итоге к концу XVII века майя потерпели полное поражение - последний свободный майянский город Тайясаль пал в 1697 году.

Документальный фильм от History Channel «Загадки майя. Тайны древности».

История цивилизации майя остается покрытой тайной. Но науке удалось выяснить, что многие из секретов – не больше, чем миф. Разрушал легенды представитель международного издательства National Geografic Майкл Шапиро.

1. Цивилизация майя внезапно исчезла

Как падение Римской империи не означало конец существования римских граждан, так и исчезновение государства майя, которое достигло эпогея своего развития в IX в. до н.э., не означает, что коренное население бесследно исчезло.

Сегодня примерно 40% жителей Гватемалы, около 14 млн человек, проживающие на юге Мексики и полуострове Юкатан, являются потомками народов майя.

Майи стойко пережили пять столетий испанской оккупации, сохранив при этом культурные традиции, исконный аграрный образ жизни и обычай празднования фестивалей.

Более 20 провинций Гватемалы населены отдельными народностями майя. Каждая из них имеет собственную культуру, одежду и язык. Так тысячи лет майя живут за пределами своей империи.

2. Майи не верили в конец света

В фильмах про апокалипсис нам рассказывают, что майи пророчили . Этот момент приходился на 5000 год по календарю майя. Но это не соответствует действительности.

Представители древней цивилизации праздновали начало следующего цикла, который наступит в 5125 году также, как мы отмечали наступление нового тысячелетия. Не обнаружено ни одной записи, свидетельствующей о конце времен. Во всяком случае они надеялись, что с новой эрой человечество вступит в эпоху высшего сознания, укрепления мира и глубокого понимания других народов, населяющих землю.

3. Древние майя придумали концепцию нуля.


Календарь народов майя опирается в расчет на значение ноль. Однако, идея нуля, вероятно, не тайна цивилизации майя. Она возникла в . И только в IV в. до н.э. это изобретение стало ассоциироваться с народами майя.

Ноль в письме цивилизации был представлен символом, похожим на раковину. Численная система майя основывалась на 20 факторах. Их числа состояли из целых единиц: 1, 20, 400 и т.д. Чтобы написать, к примеру, число 403, они использовали единицу 400, плюс ноль единиц 20, и три единицы 1. Так возникло понятие нуля.

4. Город майя остался под землей

Основные достопримечательности, построенные народами майя, как Паленке в южной Мексике и на севере, были найдены во время археологических раскопок. Другие остаются погребенными под землей. В Гватемале найдены насыпи, под которыми, возможно, спрятаны великие храмы.

Самые мало посещаемые достопримечательности находятся в Эль-Мирадор и Ауксактун, к северу от Тикаля в джунглях Гватемалы. В Белизе находятся открытые руиные Алтун Ха в 30 км от Белиз-Сити

Во всех этих местах можно увидеть пирамиды.

5. Народы майя придумали сауны


Вот это действительно тайна цивилизации майя, о существовании которой сложно поспорить. Древние майя пользовались парной в каменной сайне, известной как «темаскаль» на полуострове Юкатан. Сауны майя, «sweathouse», по-прежнему популярное место отдыха у туристов. Их предлагают гостям отелей и курортов по всему миру.

Древние города народы майя строили из сырцового кирпича – грязи. Они использовались для духовного удовлетворения и здоровья. Пар делали смешивая воду с огнем. Иногда добавляли в воду листья. Пот очищал кожу и разум.

6. Империя майя была уничтожена вулканом


Ряд вулканов в Гватемале остаются активными. В городе Антигуа-Гватемала можно лицезреть извержение вулкана Фуэго, низвергающего столбы дыма и сбрасывающего огненную лаву. Особенно великолепно зрелище в ночное время. Недалеко от Антигуа, примерно в 1,5 часах езды, находится вулкан Расауа, который извергается регулярно уже в течение нескольких лет.

В Антигуа организована продажа однодневных туров по пешей прогулке в нескольких метрах от лавы.

7. Беловодные реки майя пересекали на лодках

Тайна цивилизации майя о строительстве надежных плотов давно разгадана. В Гватемале созданы условия для первоклассного катания на лодках Рио Кахабон. В ходе поездки можно получить массу впечатлений и познакомиться с местностью, где жили древние майя, — джунгли на берегу реки.

Река Усумасинта проходит черех границы Мексики и Гватемалы. Во время прогулки по реке группа останавливается для осмотра руин Пьедрас Неграс.

8. В цивилизации майя был популярен спорт


В городах были найдены площадки для игры в мяч. Проводились состязания среди команд. Футбольный мяч делали из твердой резины. Некоторые ученые считают, что внутри мяча помещался человеческий череп.

Культурно-зрелищные мероприятия заканчивались человеческими жертвоприношениями. Вероятно, эта участь ожидала проигравших. Гиды в Тикаль утверждают, что в жертву приносили победителя.

«Умереть в Тикаль считалось честью», — рассказывают местные проводники.

9. Пирамиды майя построены с учетом астрономических событий


Ни для кого не секрет, что майи разбирались в астрономии. Многие сооружения, такие как Эль Кастильо (Храм Кукулькана) и пирамиды в Чичен-Ица отражают астрономические события.

Эта тайна цивилизации майя связывает историю народа с соседним государством – древним Египтом. , вдоль северной грани Кукулькана проходить тень, похожая на змею. Это явление вызвано прохождением луча солнца через девять террас здания.

Храм Эль-Караколь в Чичен-Ица известен как обсерватория, связанная с орбитой Венеры. Парадная лестница направлена к северной части Венеры, а углы здания соответствуют положению солнца в день летнего солнцестояния на восходе и зимнего солнцестояния на закате.

10. Никто не знает, что стало причиной упадка цивилизации майя


С конца VIII по начало IX в. до н.э. города майя пришли в запустение. Люди погибли или ушли в другие населенные пункты. Культура, высокоорганизованное орошение, сельское хозяйство, астрономия и строительная техника были забыты. Почему, никто не знает ответ.

Ученые выдвинули по поводу гибели древней цивилизации несколько гипотез:
Противостояние между городами-государствами майя.
Перенаселение, что привело к ухудшению экологии, истощению почвы и изменению климата.
Усиление влияния господствующего класса, духовенства и правящей верхушки.

Что же на самом деле стало причиной упадка развитой цивилизации, археологи до сих пор затрудняются сказать.

Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Целый ряд общих позволяет ученым сделать вывод, что наследницей культурной традиции ольмеков стала цивилизация майя.

Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый период (с древности до 317 г.) — время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период (317-987) — древнее царство, или классический период, — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период (987-XVI в.) — новое царство, или постклассический период, — время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т.д.

Около 300 г. до н.э. в географической области, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться цивилизация майя. На этой территории народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, руины которых сохранились до наших дней. Эти центры состояли из нескольких больших зданий, а их население было незначительным — в основном жрецы, их слуги и ремесленники. В центрах проводились большие религиозные праздники, на которые стекались большие массы людей.

Составляла духовную основу культуры майя, как во многих древних цивилизациях. В представлениях майя мир являлся сложным образованием, его наполняли различные священные силы. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки богов, которые в зависимости от их функций разделяются на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т.д. Главными были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, как у тапира, бог Солнца и ночного неба, бог кукурузы — покровитель жизни и смерти. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.

В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны и совмещают два противоположных начала — жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Своих главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли. Они считали, что в зависимости от деяний человека после смерти душа человека пребывает л ибо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил, а грешники отправляются в Метналь — преисподнюю, вечно холодную область, населенную демонами.

Религиозные ритуалы древних майя были очень сложными, особенно жертвоприношения самого разного вида, среди которых наиболее распространены были человеческие, поскольку считалось, что боги питаются только человеческой кровью. Как и вольмекской цивилизации, у майя в жертву богам приносились самые красивые девушки, получая за это вечную счастливую жизнь, и самые лучшие юноши — победители в игре в мяч.

Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определенные промежутки времени, например через год или несколько лет. К моменту начала правления определенного бога майя выставляли его статуи в храмах и на площадях и те стояли до тех пор, пока не закончится время его правления. Царствование злого божества приносило людям беды и страдания, а доброго — благоденствие и процветание. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 пространств, каждым из них ведал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества, и у каждого был свой цвет: красный цвет принадлежал богу востока, белый — богу севера, черный — богу запада, желтый — богу юга; в центре мироздания располагался зеленый цвет. Таким образом, число четыре у майя имело особое магическое знание. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов: Копана, Калакмуля, Тикаля, Паленке.

Архитектура Майя

Архитектура получила наибольшее развитие в материальной культуре майя. Существовали два типа архитектурных сооружений — жилые дома и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома часто возводились на платформах, имели прямоугольные очертания, каменные стены, островерхие, крытые соломой, двускатные крыши; в центре дома сооружали очаг из камней. К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тес- нос внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом архитектуры такого типа является «Храм надписей» в Паленке. Здания у майя строились через определенные промежутки времени — 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари). В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.

Скульптура и живопись Майя

Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Их образы представляют панораму жизни общества. Основные темы изображений — божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры — резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды.

Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас. В ритуальных центрах воздвигались скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями, относящимися к правителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике, содержащими описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник. Часто указывалась дата смерти этого лица или прихода его к власти. Само лицо изображалось при полных ритуальных регалиях, включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл.

Обычаи и традиции Майя

Обычаи и традиции играли особую роль в жизни майя, в первую очередь связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Рождение человека считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны — Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя и составляли для него гороскоп, предсказывающий, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни.

Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшая между глаз. К головке младенца спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку с тем, чтобы череп стал более плоским и удлинилась линия лба, что считалось признаком красоты и высокого общественного положения.

В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для его проведения выбирался особенно тщательно. В назначенный день все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали и расстилали на земле циновки. Обряд заканчивался пиршеством и всеобщим пьянством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки междулицами, связанными кровным родством.

Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к игре сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества.

Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт до сих пор является загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми — без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.

являлись и являются богатейшим источником знаний о древнем мире. Сама же цивилизация майя наряду с шумерами является одной из знаменитейших империй древнего мира, получивших широкое распространение в исследовательских кругах, благодаря высокоразвитому искусству, математике, архитектуре и астрономии. Раскопки древних городов показывают, что древняя индейская империя простиралась по всему полуострову Юкатан - от современного Белиза, Гватемалы, Гондураса до земель Мексики и Сальвадора. Города майя, фото сделанные специалистами, научные изыскания позволяют исследователям предполагать, что маяйнское государство начало формироваться еще в 2000 году до нашей эры, в предклассическую эпоху. Тогда же стали возникать и первые города майа, в будущем ставшие символами величия древних индейцев в Америке.

Среди достижений майя числятся открытия в математике, в частности введение нуля в вычисления, города индейцев майя, поражающие своим величием, открытия в астрономии - изучение планет, Луны, внедрение в повседневную жизнь календаря, в искусстве и архитектуре - своды, арки, ткацкое мастерство, музыка с использованием духовых инструментов. К слову, древние города индейцев майя, жрецы, практиковавшие в местных храмах, использовали не просто календарь, а календарную систему, считающуюся одной из точнейших за всю историю человечества. Индейцам удалось, казалось бы, невозможное; они с точностью до минуты рассчитали продолжительность земных суток и года. Их календарная система использовалась и другими индейскими народами Центральной Америки, и продолжает использоваться сегодня.

Города-государства майя разработали и применяли уникальную иероглифическую систему письма. Сегодня письменный язык майя расшифрован, но лишь частично. Название городов майя звучит на весь научный мир, десятки и сотни ученых по всему миру бьются над решением загадок, оставшихся после майянцев. Как индейцам, не знавшим колеса, удалось совершить фундаментальные открытия в астрономии? Откуда у майянцев, поощрявших жертвоприношения столь обширные знания в математике? Как города и архитектура майя стали такими, какие они есть? Все это пока вопросы без ответов, которые надеемся, в скором времени будут получены.

Город Копан - юго-восточная столица империи.

В центре индейского величия неспроста располагались эпохальные городища и самостоятельные государства, являвшиеся оплотом древних знаний в науках, религии и искусстве. Майянский город возводился из камня, чтобы никто не мог проникнуть за его стены. Значительная часть бывших столиц майянской империи сегодня находится в плачевном состоянии и включена в список объектов Всемирного наследия Юнеско, среди них: город Чичен-Ица, Ушмаль, Тикаль, Копан, Паленке и многие-многие другие. Практически все древние поселения майянцев превратились в руины, однако, благодарю труду ученых и исследователей, у нас имеется возможность посетить, как город Копан, так и другие поселения и представить какими они были сотни и тысячи лет назад.

Копан майя сегодня - это крупнейшее археологическое городище на территории Гондураса, а в древности - величественное и могучее поселение, принадлежавшее майянцам. Город располагался на западе современного Гондураса, в центре долины реки Копан, в нескольких километрах от границы с Гватемалой. Город Копан был построен еще в 1-2 века до нашей эры и просуществовал до эпохи расцвета майя, до 7-9 веков нашей эры. Копан относился к числу государств и владел юго-западными территориями Гондураса, и большей частью юго-восточных земель современной Гватемалы. Приостановление развитие города, а впоследствии и его упадок состоялись приблизительно в 9 веке нашей эры, когда великая империя майя заканчивала свое существование.

Наиболее известной постройкой, располагающейся в городе Копане, является Храм 16, возвышающийся более чем на 30 метров над центральной площадью. Этот храм-пирамида - высочайшая постройка в группе сооружений, именуемых “Акрополь”. Практически под каждым храмом города и пирамидой простираются туннели, общей протяженностью в несколько километров. Не исключение и Храм 16. Подземные ходы, расположившиеся в городе, под храмом 16, встречают всех посетителей грозным ликом солнечного царя. Эта гравюра в форме лица древнего правителя, расширившего город Копан, является украшением первого яруса Розалилы - постройки, которая в стародавние времена стояла на месте Храма 16, а сегодня погребена глубоко под землей (город в целом напоминает скорее развалины). В древности Розалила, храм, был окрашен в красный, практически кровавый цвет, что соответствовало его ритуальному предназначению. Упомянутая голова царя, расширившего город, его владения, голова, отпугивающая посетителей подземных туннелей Храма 16, украшена головным убором из желтых, зеленых и красных перьев священной птицы кетцаля, а линии глаз правителя, и другие мелкие детали ассоциируют его с изображениями бога солнца.

Имя царя, с чьего портрета был списан лик, ставшее известным благодаря скульптурным элементам, - К’инич-Йаш-К‘ук’-Мо, что в переводе “Сверкающий кетцаль со взором подобным солнцу”. Это первый известный майянский царь Копана. Считается, что это именно он положил начало строительству храмов и пирамид, вознесших город Копан на новый уровень архитектурного величия. Храм 16 за свою историю пережил семь основных этапов возведения, около 10 перестроек и всевозможных дополнений. Последняя фаза сооружения храма стартовала в 775 году, незадолго до опустошения самого Копана.

Храм 16, расположившийся в городе Копан, был обнаружен еще в 1989 году. Открытие совершил исследователь Рикардо Агурсиа, по совместительству директор туристической и исследовательской организации Южной Америки. Обнаружение храма в свое время стало своеобразной революцией, толчком для ученых со всего мира, заставившим их изучать город, его окрестности и в целом величественную индейскую империю, заброшенную вот уже тысячу лет.

Города индейцев майя: Ушмаль - северо-западная столица империи.

Ушмаль - руины поселения, история которого берет свое начало еще в 800 году до нашей эры. Именно в эту эпоху началось заселение земель, на которых в будущем и был основан Ушмаль. Конкретно строительство самого города индейцев майя можно отнести к 800-900 годам нашей эры, именно в эти сроки были возведены первые храмы, жилые поселения и другие постройки, обнаруженные исследователями. Конечной точкой развития Uxmal, как и других городов индейцев майя, считается 1000 год нашей эры, период оккупации Юкатана тольтеками. И именно в этот период были прекращены все строительные работы, что велись в Ушмале, а после, за несколько десятилетий до прибытия испанцев, поселение и вовсе было покинуто местными жителями, о чем свидетельствуют многочисленные археологически находки на месте города индейцев майя, некогда являвшегося великим.

Для исследователей Uxmal является одним из сложнейших и прекраснейших примеров архитектурного стиля Puuc, в котором возводились единичные поселения майянцев. Для многочисленных же туристов Ушмаль, как и многие другие города индейцев майя , - это главный туристический пункт их путешествия. Ежегодно сотни тысяч людей прибывают в этот некогда крупный населенный пункт, чтобы своими глазами увидеть архитектурное чудо древних майя. Но не одни лишь туристы десятками прибывают в этот регион. Немалый вклад в развитие Ушмаля делают и исследователи, посещающие раскопки в надежде пролить свет на темные пятна в истории индейского народа, сгинувшего тысячу лет назад.

Puuc, что в переводе «холмистая сторона» - название местности в которой впервые были обнаружены постройки одноименного стиля, в котором построены города и архитектура майя. В этой стилистике выполнено не больше десятка поселений, некогда принадлежавших майя. Практически все такие города и архитектура майя были возведены на соседствующей горной территории и строились в последние столетия истории майянской цивилизации, а именно в 800 - 900 года нашей эры.

Наиболее примечательными сооружениями, из раздела поздние города и архитектура майя, сооружениями, когда-либо возведенными в Ушмале, считаются: “Дворец правителя” - дворцовый комплекс, яркий пример выдающийся майянской архитектуры, украшенный скульптурами и мозаичным фризом, состоящим из 20 отдельных пластин; “Пирамида волшебника”, так называемый “Дом карлика” - по сути, ярчайший пример городов и архитектуры майя Puuc, а на деле - храм на пирамиде овальной формы высотою в 40 метров; «Женский монастырь» - комплекс, состоящий из 4 зданий, обрамляющих внутренний двор.

Города-государства майя: Паленке - западная столица империи.

Паленке, как и значительная часть майянских поселений, располагается в горной местности на возвышенностях Юкатана. Имения города-государства раскинулось в преддверии скал Tumbala. Выступ, на котором майянцами был возведен Паленке, выходит на болотистые равнины, простирающиеся далеко на север вплоть до побережья залива. Скорее всего, именно уникальное расположение Паленке между двумя мирами и наделило архитектуру неповторимым шармом, притягивающим тысячами туристов со всего мира. Перспектива плоских равнин на севере и туманный зеленый цвет пышного горного фона на юге захватывают воображение посетителей этих прекрасных земель.

Археологические находки города цивилизации майя, Паленке, указывают на то, что городище начало свое развитие приблизительно в 300 году нашей эры, практически в самом начале золотой эпохи цивилизации майя. Большая часть построек Паленке, как жилых, так и церемониального назначения, возведена в период между 400 и 900 годами нашей эры. Причина, по которой приблизительно в 1000 году нашей эры эти чарующие воображение земли были оставлены местными жителями, остается загадкой.

На текущий момент Паленке, как и значительная часть бывших городов-государств майя, представляет собой наиболее оживленное место археологических раскопок. Исследователями и археологами была восстановлена приблизительно треть городской архитектуры общим числом в 500 построек, формировавших центральную площадь и окрестности Паленке. В тоже время Паленке это еще и излюбленный туристический пункт. Ежегодно тысячами люди со всего мира прибывают в Юкатан, чтобы полюбоваться былым величием индейского народа.

В число наиболее примечательных сооружений, расположившихся в Паленке, входят: Храм XII и “Дворец археологов”.

Храм XII - уникальное даже для индейской архитектуры сооружение города-государства майя , входящие в число основных достопримечательностей не только Паленке, но и всей Центральной Америки. Храм также известен под названиями “Храм Черепа” и “Храм Мертвой Луны”. Во время первого этапа археологических раскопок на территории Паленке в 1992-1994 годах на территории храма были обнаружены ценнейшие экспонаты - несколько сотен элементов сооружений, деталей декора, посуды, одежды, церемониальных приспособлений. Рядом с Храмом XII, именуемым Храмом Мертвой Луны”, как нетрудно догадаться, расположился Храм солнца, построенный приблизительно в четырнадцатом веке нашей эры, в период, когда развитие цивилизации майя уже сошло на “нет”. Город Паленке, архитектура этого поселения были уникальными и величественными, однако, сегодня храм находится в ужасающем состоянии и в планах археологов находится его частичная или полная реставрация, что не может не радовать.

“Дворец Археологов” - постройка города-государства майя, Паленке, представляющая собой обширный дворцовый комплекс и получившая свое название в честь профессии, люди которой стоят за ее обнаружением. Части здания, скорее всего, использовались по своему прямому назначению, как место жительство правящей династии, однако у дворца была и другая функция: он использовался в качестве административного центра, когда-то многолюдного и шумного городища. Что примечательно на четвертом уровне дворцовой постройки расположилась настоящая астрономическая обсерватория, возведенная древними индейцами майя. Ее структурный тип и архитектурная стилистика уникальны даже для майянцев. В день зимнего солнцестояния из обсерватории прекраснейшим образом наблюдается ночное небо, звезды и луна.

Города майа: Чичен-Ица - северная столица империи.

Предполагается, что древняя история Чичен-Ица, города майа, берет свое начало в 5-6 веке нашей эры. Тогда Чичен-Ица - одно из крупнейших поселений индейцев на территории Юкатана. Однако уже к концу 10 века по неизвестным причинам местные жители практически полностью покинули Чичен-Ицу. Это предположение подтверждается тем фактом, что в период с 10 по 12 столетие на территории города майа не было построено не одного здания, ни жилого, ни религиозного назначения. Однако имеются и подтверждения тому, что Чичен-Ица был снова заселен приблизительно в 13 веке. Новыми жителями столицы стали тольтеки, заселившие Юкатан.

Тольтеки даровали городам майа вторую жизнь. Обосновавшись в Чичен-Ице, они постепенно, шаг за шагом, завоевывали соседствующие территории, тем самым увеличивая влияние в регионе. В оставленные руины некогда величественного поселения завоеватели принесли не только жизнь, но и многочисленные обряды, обычаи, и свое, уникальное, видение архитектуры. Так, под управлением тольтекского племени была возведена северная часть Чичен-Ица. В лучшие годы, как правления майя, так и правления тольтеков, население городища составляло от 20 до 30 тысяч жителей.

Ранее считалось, что Чичен-Ица, чуть ли не возглавлявший главные города цивилизации майя , играл роль летней резиденции императора, где во дворце проживали члены правящей династии, а на территории жилых районов, обосновывалась прислуга. Об этом в первую очередь свидетельствовали расположение и архитектурные особенности поселения. На территории Чичен-Ицы имелся специальный жилой квартал для бедняков, натолкнувший ученых на мысль об узкой специальности всего поселения. Однако, ближе к концу 20 века исследователями было сделано несколько важнейших археологических находок, опровергнувших первичную теорию о том, что Чичен-Ица являлся только летней резиденции короля.

Чичен-Ица, расположившийся на территории современной Мексики, неспешным темпом развивался вплоть до 13, пока вследствие роста могущества, как самого города майа, так и соседних провинций, не назрел неизбежный политический и военный конфликт. Правители Чичен-Ица требовали от соседних властителей все больших поднесений и сбирали все большие налоги, в результате чего объединенное войско нескольких государств, некогда починявшихся Чичен-Ице, вышло на войну с бывшими хозяевами и разгромило армию тольтекского племени. Это привело к упадку и катастрофическому снижению населения города майя - Чичен-Ицы. Уже к концу 14 века Чичен-Ица был практически полностью оставлен местными жителями и опустошен.

Примечательнейшей из всех построек, когда-либо и кем-либо возведенных на территории Чичен-Ицы, является пирамида Кукулькана. Это монументальное сооружение, пирамида, высотою в 24 метра возвышается над центральной площадью и все архитектурой Чичен-Ицы. Состоит Пирамида Кукулькана из 9 уровней и ориентирована строго по сторонам света, что свойственно для майянской архитектуры. На верхней части постройки расположился храм, в котором проводились регулярные обряды и церемонии, в том числе и церемонии жертвоприношения. В основании пирамиды Чичен-Ицы находится квадрат со стороной в 55 с половиной метров. Также у основания пирамиды расположились величественные каменные головы змей, обрамляющие каждую из лестниц, ведущих к храму на вершине. Пирамида строго ориентирована по сторонам света.

Пирамида Кукулькана города майя обладает несколькими, весьма удивительными, архитектурными свойствами. Во-первых, общее число ступеней пирамиды равняется 365, что соответствует числу дней в календарном году. Эта особенность пирамиды натолкнула исследователей на мысль, что Пирамида Кукулькана выполняла функцию своеобразного календаря или, по крайней мере, в основу пирамиды был заложен принцип календарной системы. Широко известный факт - астрономии майя, как прогрессивной на то время науке, были известны и продолжительность земных суток, и длительность земного года. Во-вторых, в период осеннего и весеннего равноденствия у основания пирамиды Чичен-Ица наблюдается уникальное зрелище.

Майянские города отталкиваясь от накопленных знаний, в том числе и в астрономии. По основной лестнице пирамиды, ведущий к храму на ее вершине, спускается тень в форме гигантского змея, бога Кетцалькоатля (пернатый змей), которому поклонялись майянцы, и в честь которого была возведена пирамида. Этот феномен, наблюдаемый вследствие игры света и тени, а также благодаря архитектурным свойствам пирамиды, длиться ровно 3 часов и 22 минут. Считается, что змей, спускающийся по ступеням пирамиды, ознаменовывал собой наступление весны и осени соответственно.

Древние города индейцев майя: Тикаль - центральная столица империи.

Тикаль или Tik’al - сегодня одно из крупнейших мест археологических раскопок на территории Юкатана, а в древности крупнейшее городище майя и основное звено торговой и религиозной цепи исчезнувшей цивилизации. Тикаль располагается в географической области бассейна Petén, что в северной части современной Гватемалы, где ранее проживали индейцы майя. Именно майянцами в свое время и был возведен Тикаль и именно им он принадлежал долгие столетия. Сейчас часть Тикаля, что располагается в бассейне Petén - это Национальный Парк Гватемалы, а с 1979 года благодаря Юнеско Тикаль и его архитектура являются объектом всемирного достояния.

Тикаль, как и некоторые древние города индейцев майя, - бывшая столица завоеванного государства, позже превратившаяся в одно из наиболее сильных и могущественных королевств цивилизации Майя в Юкатане. Хотя монументальная архитектура, найденная на месте раскопок древнего поселения, датируется еще 4-м столетием до нашей эры, максимальной точкой развития Тикаля считается период классической эпохи цивилизации майя - приблизительно 200 - 900 года нашей эры. В это время в истории многих древних городов индейцев майя наступает период, когда они являются воплощением могущества американских индейцев. Между Тикалем и практически всеми крупными поселениями Юкатана были проведены дороги, соединявшие между собой столицы древней империи. Тикаль можно считать своеобразной версией мегаполиса на фоне исчезнувшего государства. В лучшие годы на территории Тикаля проживало около 100 тысяч жителей, о чем свидетельствуют обнаруженные учеными находки и немногочисленные записи.