Доклад на тему: Новейшие изменения политической карты мира. Политическая карта мира основные этапы формирования политической карты мира

В 1991 году холодная война между США и СССР закончилась. С того времени у США была возможность перенести основную часть своих усилий с военной области на экономическую. Это позволило бы Америке стать ещё более могущественной империей.

Но они, конечно же, не стали этого делать, а продолжили вооружаться, чтобы стать страной с ещё более мощной армией, и диктовать свою волю остальному миру. Вместе с тем, Соединённые Штаты сделали ряд необдуманных и опрометчивых экономических шагов, следуя кейнсианской модели, в результате чего образовался самый крупный долговой пузырь, который только видел мир.

В этот период у них был целый ряд весьма информированных советников, которые настойчиво рекомендовали придерживаться Вестфальской системы сотрудничества между государствами. Однако лидеры империи вместо этого предпочли заняться усилением своего влияния в мире. За последние десятилетия американские лидеры ещё больше укрепились во мнении, что им должна принадлежать неограниченная власть над миром. И всё это время они скармливают американским гражданам идею, что внешний мир представляет для США угрозу.

В их картине мира нет места предположению, что, возможно, не стоило устраивать государственный переворот на Украине, которая представляется Западу основной целью для ослабления российского влияния в регионе.

Российский поворот

После 1991 года Россия изменилась и начала возвращать себе былую мощь. Помимо этого, нынешний лидер страны раз за разом демонстрировал способность «переиграть» американских лидеров. Этот факт Запад либо упустил из виду, либо посчитал несущественным.

Путин не только ловко отражал любую попытку Америки снизить российское влияние в мире. Российский лидер с каждым разом набирал всё большую популярность, в то время как американский президент эту популярность терял примерно теми же темпами. США добились только того, что вынудили Россию ещё больше сблизиться со странами БРИКС, укрепляя связи, относящиеся к противостоянию общим угрозам, торговле и экономическому развитию.

В то же время менее влиятельные страны мира, видя подъём БРИКС и понимая, что придётся занять какую-либо из двух сторон, тоже склоняются к сотрудничеству с БРИКС.

Россия и Китай за последние годы подписали множество важных соглашений и договоров, в том числе со странами третьего мира и с союзниками Запада в Юго-восточной Азии и Европе.

На этом этапе американским лидерам, если у них сохранилось хоть немного здравого смысла, стоит отступить. Но они, конечно же, этого не сделают. Даже такой преданный Америке человек, как Генри Киссинджер, сказал недавно в интервью германской Der Spiegel относительно украинских событий: «Если Запад будет честен сам с собой, то он должен признать свою ошибку». Затем он заметил: «Очевидно, существует опасность, и нельзя её игнорировать». Он призывал не совершать того, что приведёт к «исторической трагедии».

Всего лишь одно-два десятилетия назад, США мечтали построить мир, в котором будет один бесспорный лидер, а другие страны удовольствуются ролями второстепенных игроков, признательных американцам за их мудрое руководство.

По дороге США уничтожили свою собственную экономику, лишившись собственного производства (благодаря самому высокому в мире налогообложению на прибыли корпораций) и вырастили такой гигантский госдолг, который они вряд ли когда-нибудь смогут выплатить. Вдобавок к этому, они совершали вторжение в одну страну за другой.

Почему они решили, что страны БРИКС будут терпеть это вечно?

Что успели сделать страны БРИКС

По сравнению с США, за последние годы страны БРИКС успели сделать очень многое: заключили множество договоров и торговых сделок, а также значительно продвинулись в общем осознании того, что США и ЕС представляют для них угрозу.

Китай вышел на лидирующие позиции как страна наиболее эффективной экономикой.

Китайский коммерческий банк создал новую международную платёжную систему.

В ответ на санкции США/ЕС Россия и Китай недавно заключили крупнейший на сегодняшний день энергетический контракт в мире, поставив, таким образом, под серьёзный удар позиции нефтедоллара.

К середине 2015 года будет введён в эксплуатацию анголо-бразильский волоконно-оптический кабель, который обеспечит страны БРИКС более дешёвыми (примерно на 80 процентов) системами связи, независимыми от США.

Мир всё охотнее заключает торговые сделки в юане и рубле. Некоторые страны Евросоюза уже выпускают облигации в юанях.

Новый SWIFT

Следующим логичным шагом для стран БРИКС станет создание своего собственного аналога системы SWIFT. Поначалу эта идея казаласьмаловероятной, учитывая заявления самих представителей БРИКС, что их цель состоит в обеспечении более комфортного места за столом МВФ. К тому же многие считают, что подобный шаг не имел бы большого значения, поскольку SWIFT - это, по сути, только средство, при помощи которого проводятся платежи.

Однако появление второй аналогичной SWIFT системы стало бы важным событием, поскольку без неё БРИКС по-прежнему остаются связаны с банковской системой США и ЕС и, следовательно, обязаны выполнять их указания. Логично, чтобы БРИКС объявили о создании своей системы в последний момент, когда всё уже «на мази». И вот, Россия уже сделала подобное заявление. Новая система начнёт функционировать уже в первой половине 2015 года.

Сегодняшний мир меняется по нарастающей. Всего лишь год назад вопрос, сможет ли группа БРИКС создать свой аналог МВФ, показался бы абсурдом. Сегодня эта вероятность обсуждается всерьёз. Если это произойдёт, мир будет функционировать как два отдельных мира. Информационные системы, торговля, межгосударственные экономические связи, без сомнения, останутся. Однако с исторической точки зрения БРИКС получит возможность существовать совершенно независимо, и использовать какие-либо санкции в качестве инструмента давления на эти страны Запад больше не сможет.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Этапы формирования политической карты мира

Формы государственного устройства и правления. Независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

Политическая карта мира: прогнозы 21 века

На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-территориальное деление, крупнейшие города. Понимается же по всем этим нечто гораздо большее - закономерности размещения форм государственного устройства стран мира, взаимоотношения между государствами, территориальные конфликты, связанные с проведением государственных границ.

Политическая карта мира находится в процессе постоянных изменений, происходящих в результате войн, договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, утрату государственности /политического суверенитета/, изменения площади государств/стран/- территории и акватории, их границ, замену столиц, изменения названий государств /стран/ и их столиц, перемену форм государственного правления, если они показаны на данной карте.

Только в течение 1990-х гг. на политической карте мира появилось новое государство Эритрея (отделившаяся провинция Эфиопии на берегу Красного моря), Камбоджа поменяла форму государственного устройства, став конституционной монархией.

Формирование современной политической карты мира в основном происходило в Новый (рубеж 17 - 16 вв. до 1-ой мировой войны) и Новейший периоды истории . Европейская колонизация Нового Света, начавшаяся в 15 веке с захвата европейцами конечных пунктов транссахарской торговли - городов Сеута и Мелилья, экономическое и политическое освоение новых территорий привели к существенным изменениям на политической карте - появлению новых форм государственного устройства и правления. Крупнейшими метрополиями стали Испания и Португалия, позднее к ним присоединились Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия. Территории в Америке, Африке, Азии (за редким исключением) получили колониальный статус.

В начале 19-го века национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к образованию новых независимых государств.

На рубеже 19-20 веков обострилась борьба между ведущими метрополиями за территориальный передел мира, пиком которой стала 1-ая мировая война.

Соотношение площади и населения метрополий и колоний в начале ХХ века

*Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охватывали территорию в 73 млн кв. км (55% территории суши) с населением 530 млн чел.(35% населения мира).

Основными вехами формирования современной политической карты в Новейший период были 2-ая мировая война, 1950-60-е г. (распад колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна), рубеж 1980-90-х гг. (крупные изменения на политической карте Восточной Европы).

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА

Все объекты политической карты мира можно условно разделить на две большие группы: независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА. Такой статус имеют монархии и республики, они могут заключать равноправные договора с другими государствами, быть членами ООН, входить в международные экономические и политические организации. Форма государственного устройства оказывает влияние на общественно-политическую жизнь стран, традиции, но не определяет ни уровень экономического развития, ни

особенности внутриполитической обстановки: зачастую монархии (например, в Европе) по сути более демократичны, чем некоторые республики.

МОНАРХИИ - форма государственного устройства, при которой власть сосредоточена в руках одного человека - царя, императора, короля, султана и передается по наследству. В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Их число на политической карте мира постоянно сокращается, большая их часть расположена в Азии (фактически абсолютными монархиями являются Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Кувейт).

Главой теократических монархий является религиозный лидер. Таких государств на Земном шаре всего несколько - Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский; Саудовская Аравия король этой монархии является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султанат Бруней.

В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией, а в парламентских - парламентом. Фактически монархи "царствуют, но не управляют", превратившись в символ нации и дань традиции. Такую форму государственного устройства имеет большинство монархий Западной Европы - Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

К концу 1990-х гг. в мире насчитывалось около 30 монархий: 2 - в Океании, 3 - в Африке, 13 - в Азии, 12 - в Европе, в том числе и Андорра, которая фактически - республика, формально - конституционная монархия (княжество), с конца XIII в. находящееся под двойным суверенитетом - Франции и Испании. Некоторые монархии обладают элементами республик, например, федерализмом. Верховные правители федеративных конституционных монархий избираются: на пять лет наследственными правителями малазийских султанатов (в Малайзии), Верховным советом эмиров (в Объединенных Арабских эмиратах). Конституционная монархия в Бельгии с 1993 г. согласно проведенному референдуму, стала состоять из федераций.

Страны мира с монархической формой правления

Зарубежная Европа Зарубежная Азия
Андорра княжество Бахрейн эмират
Бельгия королевство Бруней султанат
Ватикан Папское государство (теократическая монархия) Бутан королевство
Великобритания королевство Иордания королевство
Дания королевство Катар эмират
Испания королевство Кувейт эмират
Лихтенштейн княжество Малайзия королевство
Люксембург великое герцогство Непал королевство
Монако княжество ОАЭ эмираты
Нидерланды королевство Оман султанат
Норвегия королевство Саудовская Аравия королевство
Швеция королевство Таиланд королевство
Япония империя
Камбоджа королевство
Африка Океания
Лесото королевство Тонга королевство
Марокко королевство
Свазиленд королевство

РЕСПУБЛИКИ. В республиках высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу, а глава государства избирается всем населением страны, имеющим право голоса, при проведении выборов. В президентских республиках, в отличие от парламентских, в руках президента сосредоточены полномочия главы государства и главы правительства. Президентскими республиками являются, например, США, Аргентина, Бразилия.

Административно-территориальные единицы, входящие в состав унитарных республик, подчиняются непосредственно центральному правительству.

Члены федерации в составе федеративных республик имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность и, как правило, атрибуты государственной власти - флаг, гимн, конституцию, парламент. Члены федерации имеют общие союзные, или федеральные органы управления, армию.

Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедераций. Статус конфедерации, имеет по конституции только Швейцария хотя фактически, форма государственного устройства этой страны близка к федеративной.

Почти 3/4 государств мира - республики. Эту форму правления, как правило, избирали с начала 19 века страны Латинской Америки, добившиеся независимости, Россия после революции 1917 г., почти все бывшие колонии в Азии и Африки в середине 20 века. После 2-ой мировой войны республиками были провозглашены страны Восточной Европы, Италия, Греция, Египет, Эфиопия, Иран.

Число федеративных республик в мире - около 20; они создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (Российская Федерация, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия), или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР, Коморские острова, Австралия, Федерация Микронезии).

Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация
Зарубежная Европа Африка
Австрийская Республика Федеральная Исламская Республика Коморские острова
Королевство Бельгия Федеративная Республика Нигерия
Федеративная Республика Германия Южно-Африканская Республика
Швейцарская Конфедерация Союзная Республика Югославия
Зарубежная Азия Америка
Республика Индия Федеративная Республика Бразилия
Малайзия Республика Венесуэла
Союз Мьянма Канада
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) Мексиканские Соединенные Штаты
Исламская Республика Пакистан Соединенные Штаты Америки Аргентинская Республика
Австралия и Океания
Федеративные Штаты Микронезии Австралия

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) известнейший французский просветитель, представитель философской школы естественного права, считал форму государственного устройства функцией климата и размеров страны.

Обширные империи предрасположены к деспотическому правлению, ибо для стабильности в большом по территории государстве необходимо, чтобы удаленность мест, куда рассылаются приказания уравновешивались быстротой их выполнения. Таким образом, маленькие государства по своей природе должны быть республиками, обширные империи находится под властью деспотов, средней величины - подчиняться монарху. Значит, для сохранения принципов правления, государство должно сохранять неизменным и свои размеры: государственный строй может измениться в зависимости от расширения или сокращения территории. Небольшие государства с демократическим устройством, как правило, погибают от внешнего врага, а большие - от внутренних проблем. Таким образом, оптимальной будет форма государственного устройства, сочетающую преимущества и достоинства республиканского правления с силой монархии. Такой формой правления Монтескье считал федерацию: как пространственно единый союз суверенных республик, способный сопротивляться врагу и сохранять свои размеры не ценой утери демократии.

НЕСАМОУПРАВЛЯЮЩИЕСЯ ТЕРРИТОРИИ

Великие географические открытия и захват европейскими державами земель в Новом Свете привели к появлению новых форм государственного устройства территорий, попавших в зависимость метрополий.

Термин территория в политической географии употребляется в настоящее время по отношению к землям, не обладающим суверенным статусом; менее обжитым, освоенным, с ограниченными правами местного управления или к землям с неопределенным статусом (например, Западная Сахара).

К несамоуправляющимся территориям относятся колонии (страны, находящиеся под властью иностранного государства и лишенные политической и экономической самостоятельности), протектораты (при этой форме зависимость устанавливалась неравноправным договором, по которому внешние экономические и политические отношения передавались государству-протектору).

Колониями официально считаются территории, официально включенные в список ООН, на них распространяется требование о предоставлении независимости. Не включены в "колониальный список" и "заморские департаменты", "свободно ассоциированные государства".

Современные колонии важны для метрополий, главным образом, с военно-стратегических позиций. Так, Великобритания продолжает удерживать Гибралтар на побережье Испании, Фолклендские (Мальвинские) острова, из-за которых в 1982г. разгорелся вооруженный конфликт между Великобританией и Аргентиной. "Заморской территорией" Франции считается Полинезия, где на о. Муруроа проводятся испытания ракетно-ядерного оружия в атмосфере. Во Французской Гвиане "заморском департаменте" Франции построен космодром.

Мандатные (или подмандатные) территории . Так назывались бывшие колонии Германии, которые после 1-ой мировой войны по мандату Лиги наций перешли под управление странам-победительницам: Германская Восточная Африка - Танганьика (Великобритании), Тоголенд и Камерун (поделены между Великобританией и Францией), Германская Юго-Западная Африка - Намибия (Южно-Африканскому Союзу), Руанда-Урунди (Бельгии), Германская Новая Гвинея (Австралии), Каролинские, Маршалловы и Марианские острова (Японии), о-ва Науру и Самоа (Новой Зеландии). После 2-ой мировой войны мандатная система Лигий наций была заменена системой опеки ООН. Так, под опеку США после II мировой войны были переданы Марианские, Маршалловы и Каролинские острова, которые в 1991г. получили независимость.

Несамоуправляющиеся территории

Владения В Африке В Азии В Америке Острова в Тихом и Индийском океанах
Великобритании Остров Святой Елены Ангилья; Виргинские острова; Каймановы острова; Монтсеррат; Терке и Кайкос; Бермудские острова; Фолклендские (Мальвинские) острова - спорная территория с Аргентиной Питкэрн
Франции Остров Маоре - военная база - (особое территориальное образование); остров Реюньон - “заморский департамент”; острова Крозе французская Гвиана, Гваделупа, Мартиника - “заморские департаменты”; острова Сен-Пьер и Микелон “Заморские территории” - французская Полинезия; острова Общества, (в т.ч. Таити), Гамбье, Тубуаи, Маркизские и др.; Новая Каледония; Уодяис и Футуна; остров Сен-Поль; остров Амстердам; остров Кергелен
Нидерландов Антильские острова (Кюрасао и др.); Аруба - статус внутреннего самоуправления
Португалии Аомынь (Макао) - до 2000 г.
Испании Города Сеута и Мелилья
США Виргинские острова; Пуэрто-Рико - “свободная ассоциация” с США с правами самоуправления Восточное Самоа; Гуам (“неприсоединенная территория”); Мидуэй (военно-морская база); Уэйк; Содружество Северных Марианских островов. Федеративные Штаты Микронезии, Республика Маршалловы острова - “свободная ассоциация с США”
Австралии Остров Рождества; Кокосовые (Килинг) Острова - формально присоединены к Австралии; Норфолк
Новой Зеландии Острова Токелау - “несамоуправляющаяся территория Новой Зеландии”; острова Кука и Ниуэ - “самоуправляющиеся государства в свободной ассоциации с Новой Зеландией”

Примечание. Статус “свободной ассоциации” предполагает, что государство обладает внутренним самоуправлением и определенной самостоятельностью в области внешней политики.

Доминионами в 1867-1947 гг. назывались части Британской империи, входившие в Британское Содружество наций, которые признавали главой государства английскую королеву, например Канада (с 1867 г.), Австралийский Союз с (1901 г), Новая Зеландия (с 1907 г.), Южно-Африканский Союз (с 1910 г.).

После образования в 1947 г. Содружества (Commonwealth), в которое к началу 1990-х гг. входило 48 независимых государств и зависимые от Великобритании, Австралии и Новой Зеландии территории, термин "доминион" вышел из употребления, хотя 17 бывших доминионов до сих пор продолжают признавать главой государства английскую королеву.

В Содружество входят формально равные страны, но различные по уровню экономического развития, этническим, языковым, конфессиональным особенностям и т.д. Содружество не имеет ни единой конституции, ни союзно-договорных соглашений, ни официальных атрибутов; оно не выступает на международной арене (например, в ООН, в каких-либо международных акциях и т.п.). Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Бирма, Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах. Решения ежегодных конференций недействительны для страны, которая за них не голосовала.

Большинство членов Содружества имеют традиционную форму государственного правления: либо республики (Индия, Бангладеш, Нигерия, Гана, Замбия, Зимбабве и др.), либо - их немного монархии (Великобритания, Малайзия, Бруней, Свазиленд и др.). Часть членов сообщества - Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Ямайка - не считают себя ни республиками, ни монархиями. Их жители фактически числятся не подданными королевы Великобритании, а лишь гражданами своих государств. Практически же любые вопросы внутренней жизни и внешних (международных) связей этих государств (официально: "государства в составе Содружества") их парламенты и правительства могут решать самостоятельно, формально независимо от Великобритании. Вместе с тем они добровольно избрали для себя главой государства, символом высшей власти королеву Великобритании, закрепив это в конституциях. Некоторые из них используют атрибуты Великобритании (например, Новая Зеландия - английский гимн "Боже, храни королеву", английские ордена, которыми королева Великобритании награждает новозеландцев по представлению правительства Новой Зеландии, и др.); фактически все они, хотя и в разной степени, ориентируются на политику, законы, традиции Великобритании (в том числе языковые, культурные, бытовые, ритуально-парадные и пр.), живут как бы с оглядкой на Англию.

Во Французский Союз входят заморские департаменты Франции - острова Мартиника, Гваделупа, Реюньон и заморские территории - Французская Гвиана, Французская Полинезия.

Число несамоуправляющихся территорий на политической карте мира продолжает сокращаться.

Огромные колониальные империи Франции, Англии, Испании фактически распались. В марте 1990 г. получила независимость Намибия, в начале 1990-х гг. - Каролинские, Маршалловы и Марианские острова.

Статус португальской территории с правами внутреннего самоуправления имеет Макао, эта территория должна перейти под юрисдикцию Китая до конца 2000 г.

Статус государства, свободно ассоциированного с США имеет Пуэрто-Рико.

Политическая карта мира: прогнозы на 21 век

По прогнозам экс-президента Ассоциации американских географов Саула Коэна, через 25-30 лет число государств мира увеличится процентов на 50.

Масштабы изменений политической карты велики: в конце XIX века существовало лишь шестьдесят независимых государств. Основная часть современных государств мира получила независимость после 1944 года.

Тенденции к самоопределению станут преобладающими: этнические общины стремятся создать образования, которые учитывают их исторический опыт. Вероятно, что государственные границы не соответствующие языковому и территориальному тождеству проживающих там наций, будут терять свое значение.

С другой стороны, такие региональные группировки как Европейский Союз, усиливающие экономическую и технологическую взаимозависимость государств, бросают вызов устоявшимся понятиям государственного суверенитета и сводят на нет значение границ.

Какие же вероятные изменения государственных границ можно предсказать, исходя из этих позиций?

Австралия распадется на несколько государств, одно из которых создадут аборигены.

В Европе: официально выйдут из Испании Каталония и Страна Басков. Бретань отколется от Франции. Бельгия распадется на Фландрию и Валлонию. Саамы создадут свою страну в северных районах Норвегии, Швеции и Финляндии, к ним присоединятся северные районы России и Канады: в перспективе - Конфедерация арктического Полярного круга.

Россия: новые государства возникнут на Дальнем Востоке, наУрале, в Восточной и Западной Сибири. Получат независимость Татарстан, Дагестан, Калининград, Тува и Бурятия.

Азия: Индия теряет Пенджаб и часть Кашмира. Афганистан распадается по крайней мере на три этнических государственных образования. Филиппины лишатся Минданао, где большинство составляют мусульмане. Значительная часть Казахстана присоединится кРоссии. Из Китая, сломив сопротивление китайцев - ханьцев, выделяются Тибет и район Хингана. Тайвань вольется в Китай, в то же время Внутренняя Монголия станет частью независимой Монголии. Образуются три автономных района - Внутренний, Северный и Юго-Восточный Китай. Несколько промышленно развитых центров такие как Шанхай, получат псевдонезависимость и будут напоминать нынешний Гонконг.

В Африке: Эфиопия, кроме Эритреи, потеряет Огаден, который перейдет Сомали. Богатые природными ресурсами провинции Касаи и Катанга выделятся из Заира. Результатом гражданской войны в Судане будет образование двух государств - арабского (северная часть) и нилотского (южная часть). ЮАР может распасться на три государства, причем одно из них - Страна Зулу.

В Америке: Бразилия будет состоять из трех автономных районов. Канада вообще исчезнет. Мексика рассыплется на четыре или большее число кусков. С течением времени и границы Соединенных Штатов могут принять другие очертания.

Список литература

Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70–80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

Хаггет П . География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение, 1995.

Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

http://www.altnet.ru/~rim/lekcicon/020/liter2.htm

1. Покажите новые суверенные страны, образовавшиеся на политической карте Евразии после распада СССР в 1991 г.

Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан, Таджикистан.

2. Почему нельзя точно назвать число стран на политической карте мира?

Количество стран превышает количество государств. Так как понятие страна на много шире чем понятие государство. Существуют страны, которые не признаются другими государствами как независимые государства (непризнанные государства), существуют так же территории с неопределенным статусом и зависимые территории. Не имея статуса государств, последние три категории территорий все же имеют статус стран.

3. Как в различные исторические эпохи происходил процесс формирования политической карты мира?

Изменения на политической карте бывают количественными (присоединение к государству вновь открытых земель, территориальные приобретения и потери после войн, объединение или распад государств, обмен государствами участков территории и т. п.) и качественными (приобретение суверенитета, смена формы правления и государственного устройства, образование межгосударственных союзов и т. п.). В настоящее время количественные изменения снижаются и в основном происходят качественные изменения на политической карте мира.

4. Вспомните из курса истории и объясните, как повлияли на формирование политической карты мира: а) Первая мировая война; б) образование СССР; в) Вторая мировая война; г) распад Советского Союза.

а) Появились государства с новой социалистической направленностью, распад Австро-венгерской империи, выделение из Российской империи Финляндии и Польши, стран Балтии. б) Включение стран Балтии в 1940 году в СССР в) Образование в Восточной и юго-восточно Европе социалистических государств. Появление военных блоков. г) Образование новых государств, распад Югославии, Чехословакии, объединение Германии

5. В чём принципиальное различие между количественными и качественными сдвигами на политической карте мира?

Количественные изменения связаны с территориальными приобретениями, потерями, добровольными уступками государств и т. д.

Продажа Россией Аляски США;

Присоединение СССР Курильских островов, южного Сахалина, Калининградской области после Второй мировой Войны;

Япония-увеличение территории за счет наращивания прибрежной линии.

Качественные изменения - смена одной формации другой, завоевание суверенитета, введение нового государственного устройства и т. д.

1917 г. Образование СССР;

Распад СССР, образование 15суверенных государств;

Распад Югославии, образование 5 суверенных государств;

Разделение Германии (ФРГ, ГДР), объединение Германии.

6. Известно, что часть территории Нидерландов - это земли, отвоеванные у моря, что привело к изменению политической карты страны. Какое это изменение – количественное или качественное?

Количественные.

7. С помощью текста учебника и знаний по истории заполните таблицу.

8. Приведите примеры количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, не упомянутых в тексте.

Количественные изменения

Присоединение вновь открытых земель (в прошлом);

Территориальные приобретения или потери вследствие войн;

Объединение или распад государств; добровольные уступки (или обмен) странами участками суши;

Отвоевание суши у моря (намыв территории).

Качественные Изменения

Историческая смена общественно экономических формаций;

Приобретение страной политического суверенитета;

Введение новых форм государственного устройства;

Образование межгосударственных политических союзов и организаций;

Появление и исчезновение на планете "горячих точек" - очагов межгосударственных конфликтных ситуаций;

Изменение название стран и их столиц.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Этапы формирования политической карты мира

Формы государственного устройства и правления. Независимые государства и несамоуправляющиеся территории.

Политическая карта мира: прогнозы 21 века

На политической карте, как и на любой другой, изображены государства, их границы, административно-территориальное деление, крупнейшие города. Понимается же по всем этим нечто гораздо большее - закономерности размещения форм государственного устройства стран мира, взаимоотношения между государствами, территориальные конфликты, связанные с проведением государственных границ.

Политическая карта мира находится в процессе постоянных изменений, происходящих в результате войн, договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, утрату государственности /политического суверенитета/, изменения площади государств/стран/- территории и акватории, их границ, замену столиц, изменения названий государств /стран/ и их столиц, перемену форм государственного правления, если они показаны на данной карте.

Только в течение 1990-х гг. на политической карте мира появилось новое государство Эритрея (отделившаяся провинция Эфиопии на берегу Красного моря), Камбоджа поменяла форму государственного устройства, став конституционной монархией.

Формирование современной политической карты мира в основном происходило в Новый (рубеж 17 - 16 вв. до 1-ой мировой войны) и Новейший периоды истории. Европейская колонизация Нового Света, начавшаяся в 15 веке с захвата европейцами конечных пунктов транссахарской торговли - городов Сеута и Мелилья, экономическое и политическое освоение новых территорий привели к существенным изменениям на политической карте - появлению новых форм государственного устройства и правления. Крупнейшими метрополиями стали Испания и Португалия, позднее к ним присоединились Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия. Территории в Америке, Африке, Азии (за редким исключением) получили колониальный статус.

В начале 19-го века национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к образованию новых независимых государств.

На рубеже 19-20 веков обострилась борьба между ведущими метрополиями за территориальный передел мира, пиком которой стала 1-ая мировая война.

Всего в 1900 г. колониальные владения всех империалистических держав охватывали территорию в 73 млн кв. км (55% территории суши) с населением 530 млн чел.(35% населения мира).

Основными вехами формирования современной политической карты в Новейший период были 2-ая мировая война, 1950-60-е г. (распад колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна), рубеж 1980-90-х гг. (крупные изменения на политической карте Восточной Европы).

ИЗМЕНЕНИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА

Таблица 14. Сдвиги на политической карте мира

количественные качественные
  • присоединение вновь открытых земель (в прошлом);
  • территориальные приобретения или потери вследствие войн;
  • объединение или распад государств;
  • добровольные уступки (или обмен) странами участками суши;
  • отвоевание суши у моря (намыв территории).
  • историческая смена общественно экономических формаций;
  • приобретение страной политического суверенитета;
  • введение новых форм государственного устройства;
  • образование межгосударственных политических союзов и организаций;
  • появление и исчезновение на планете "горячих точек" - очагов межгосударственных конфликтных ситуаций;
  • изменение название стран и их столиц.

Таблица 15. Важнейшие изменения на политической карте мира в 90-ых годах ХХ - начале XXI веков.

территория страны год изменения на политической карте мира
Европа ГДР и ФРГ 1991 объединение Германии
СССР, СНГ 1991 распад СССР и создание СНГ, куда не вошли страны Прибалтики, а Грузия вошла в 1994 г.
Югославия 1991 распад Югославии и образование суверенных государств: Хорватии, Словении, Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины. Образование Союзной республики Югославии в составе Сербии и Черногории. Все государства, кроме Македонии, признаны международным сообществом; Сербия исключена из ООН в 1992 г.
Чехословакия 1993 разделение на два независимых государства; Чешскую Республику и Словацкую республику.
Чехословакия 1993 разделение на два независимых государства: Чешскую Республику и Словацкую республику.
ЕЭС 1993 преобразование ЕЭС в ЕС, уничтожение государственных границ в рамках ЕС
Андорра 1993 получила статус независимого государства и вступила в 1993 г. в ООН
1995 присоединение к ЕС Швеции, Финляндии, Австрии
Азия Народно-Демократическая Республика Йемен и Йеменская Арабская Республика 1990 объединение республик и провозглашение Йеменской республики
Камбоджа 1993 изменение республиканской формы правления на монархическую
Сянган (Гонконг) 1997 возвращение Китаю ("одна страна, два строя")
Африка Намибия 1990 провозглашение независимости
Эфиопия 1993 отделение и Эритреи от Эфиопии и провозглашение ее независимости
Океания Федеративные Штаты Микронезии (Каролинские о-ва), Республика Маршалловы острова 1991 получили независимость и были приняты в ООН
Республика Палау 1994 вышла из Микронезии, получила независимость
Восточный Тимор 2002 Бывшая колония Индонезии, получившая независимость в 2002 г.

Только в результате распада 1992-1993 гг. число суверенных государств увеличилось с 173 до 193.

Таблица 16. Международные экономические и политические организации и союзы

ЕС НАТО НАФТА АСЕАН ОПЕК ОЭСР МЕРКОСУР
Австрия
Бельгия
Кипр
Чехия
Дания
Эстония
Германия
Греция
Финляндия
Франция
Венгрия
Ирландия
Италия
Латвия
Литва
Люксембург
Мальта
Польша
Португалия
Словакия
Словения
Испания
Швеция
Нидерланды
Великобритания.
Бельгия
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Дания
Исландия
Испания
Италия
Канада
Люксембург
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
США
Турция
Франция
Чешская Республика
Словения
Словакия
Румыния
Литва
Латвия
Эстония
Болгария
Канада
Мексика
США
Бруней
Вьетнам
Индонезия
Малайзия
Сингапур
Таиланд
Филиппины
Камбоджа
Алжир
Венесуэла
Индонезия
Ирак
Иран
Катар
Кувейт
Ливия
Нигерия
ОАЭ
Саудовская Аравия
Австралия
Австрия
Бельгия
Канада
Чешская республика
Дания
Финляндия
Франция
Германия
Греция
Венгрия
Исландия
Ирландия
Италия
Япония
Корея
Люксембург
Мексика
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия
Испания
Швеция
Швейцария
Турция
Соединенное Королевство Великобритании
США
Аргентина
Бразилия
Уругвай
Парагвай
штаб-квартиры:
Брюссель Брюссель Джакарта
Бангкок
Вена Париж
Аббревиатуры:
ЕС - Европейский Союз (бывш. ЕЭС, Общий рынок). Образован в 1958 г. С 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, цель которого - максимальная интеграция стран-участниц
НАТО - Организация Северо-Атлантического договора.
НАФТА - Северо-Американская зона свободной торговли. В соответствии с соглашением об интеграции предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг и капиталов с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не предполагают создание единой валюты и координацию внешней политики.
АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти.
ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития.
МЕРКОСУР - Субрегиональный блок (Общий рынок). Намечалось, что с 1995 г. (но вернее всего, по предложению Бразилии, с 2001 г.) будет действовать зона свободной торговли и единого таможенного союза.
    Отраслевые организации ООН:
  • ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры),
  • ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН),
  • МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетики),
  • МВФ (Международный валютный фонд),
  • МБРР - Международный банк реконструкции и развития.

ВАЖНЕЙШИЕ СДВИГИ В РАССТАНОВКЕ ГЛАВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

  • Укрепление международных позиций социалистического Китая. По ВВП Китай уступает лишь США и Японии, хотя пока существенно. Однако, по расчетам международных экспертов, уже в 2015 г. Китай выйдет на первое место в мире по стоимости ВВП. Сейчас Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля, производству стали, цемента, минеральных удобрений, тканей, выпуску телевизоров. В 1996 г. собрано больше всех в мире риса, в 1995 г. произведено больше всего в мире мяса. После вхождения в состав Китая Сянгана возросли вдвое запасы валюты Китая, существенно расширились финансово-инвестиционные возможности страны, возросла доля Китая в мировой торговле.
  • Продолжается падение всех прежде высоких мировых показателей России. По объему ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии - более чем в 3 раза, Испании в 1,5 раза и т.д. В 1992-1996 гг. ВВП России упал на 28% (в 1941-1941 гг. - на 21%).
  • Распространение политического и военного диктаторства США. Сферами жизненно важных интересов США объявлены теперь помимо всей Америки (уже более 170 лет действует доктрина Монро "Америка для американцев"), Западной Европы, Японии, Среднего и Ближнего Востока, также вся Восточная Европа, Прибалтика, Украина, Закавказье, государства Центральной (Средней) Азии, да и Россия, Афганистан, Пакистан, Юго-Восточная Азия, Океания.
  • Разносторонняя экономическая, социально-культурная и политическая интеграция государств Западной Европы, прежде всего в рамках ЕС.
  • Расширение блока НАТО на Восток.
  • Возрастание роли, экономического и политического значения Германии в Европе.
  • Укрепление мировых позиций Великобритании с опорой на Содружество. В Содружество "возвратилась" ЮАР, которая стала 51 членом. Наряду с этим Содружеством и Ассоциацией франкоговорящих стран во главе с Францией в 1996 г. сделана попытка создания португалоговорящих стран. В него вошли Португалия, Бразилия, Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Кабо-Верде.
  • Заметное ослабление позиций в мировой экономике и политике очень многих развивающихся стран.
  • Обострение политической и социально-экономической ситуации в Африке, Южной Азии (Пакистан и Индия) и на Ближнем Востоке (Израиль) и т.д.
  • Усиление международной борьбы с терроризмом, после событий 11 сентября 2001 года.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Политическая география - это ветвь экономической и социальной географии, находящаяся на ее стыке с политологией. В качестве самостоятельного научного направления она оформилась в конце XIX - начале XX в. Ныне ее обычно определяют как науку о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.

Это означает, что политическая география изучает:

А) формирование политической карты мира и отдельных его регионов,
б) изменения в политических границах,
в) особенности государственного строя,
г) политические партии, группировки и блоки,
д) территориальные аспекты массовых избирательных кампаний (так называемая "электоральная" география).

Все они могут рассматриваться на разных уровнях - глобальном, региональном, страновом, локальном.

Немалый интерес представляет также оценка политико-географического (геополитического) положения стран и районов, т. е. их положения по отношению к политическим союзникам и противникам, очагам разного рода политических конфликтов и др. Политико-географическое положение изменяется во времени и, следовательно, является исторической категорией.

Политико-географическое положение России после распада СССР в 1991 г. очень сильно изменилось, причем в худшую сторону. Потеря ряда прежних территорий и акваторий более всего сказалась на ее западной границе.

Политическая география и геополитика. Составной частью политической географии является также геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними, странами.

В 1897 г. вышел труд Фридриха Ратцеля "Политическая география", где было изложены основные теоретические положения геополитики как теории динамического понимания пространства. Геополитиками начала ХХ в. были выявлены географические факторы, которые играют решающую роль в мировой политике. Это стремление к расширению площади, территориальной монолитности и свободе передвижения. Россия обладала протяженной территорией, территориальной монолитностью, но не "свободой передвижения" так как не имела доступа к теплым морям. Стремление обеспечить выход к судоходным морям объясняются войны, которые вела Россия на протяжении последних столетий на своих южных и западных границах.

В эпоху первой и второй мировых войн, а также "холодной войны" геополитические концепции стремились обосновать территориальные захваты, оккупацию территорий, создание военных баз, политическое и военное вмешательство в дела других государств. В какой-то мере такая направленность остается и поныне, но все же акценты начинают постепенно смещаться в сферу обеспечения международной безопасности.

Существуют разные концепции геополитики: концепция "географической оси истории", создателем которой являлся Хэлфорд Джон Маккиндер, концепция "большого пространства" Карла Хаусхофера и др.

Одной из мощнейших геополитических концепций является концепция евразийства, во главе создания которой стояли Г. В. Вернадский (сын создателя концепции ноосферы), П. Н. Савицкий и Н. С. Трубецкой. Схема П. Савицкого была посвящена долгосрочной стратегии развития России - геополитической и экономической. "Из всех великих цельностей мирового хозяйства Россия есть наиболее "обездоленная" в смысле невозможностей океанического обмена… Не в обезьяньем копировании, но в осознании "континентальности" и в приспособлении к ней - экономическое будущее России". Речь идет не о "вхождении в мировое хозяйство" (Россия была в нем со времен Петра 1), а об учете и использовании взаимотяготения стран Европы и Азии, о нереальности ориентации на широкую внешнюю торговлю. Этой концепции "особого пути" и "быть самим собой" противостоит концепция "универсализма" и "вестернизации" ("быть как все").

Современные геополитические исследования в России связаны, прежде всего, с главными направлениями ее внешней политики, со всей системой ее международных отношений.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ (ПГП) СТРАНЫ

  1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

    А) уровень экономического развития соседних стран;
    б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим блокам;
    в) Стратегическая оценка государственной границы.

  2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

    А) возможность использования морского речного транспорта;
    б) торговые отношения с соседними странами;
    в) обеспеченность страны сырьем.

  3. Отношение к "горячим точкам" планеты:

    А) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие "горячих точек" в пограничных регионах;
    б) военно-стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом;
    в) участиe страны в международной разрядке, разоружении;

  4. Общая оценка политического положения страны.

Задачи и тесты по теме "Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира. Политическая география и геополитика"

Ведущие идеи: уровень экономического и социального развития страны во многом определяются ее географическим положением и историей развития; многообразие современной политической карты мира - системы, находящейся в постоянном развитии и элементы которой взаимосвязаны между собой.

Основные понятия: Территория и граница государства, экономическая зона, суверенное государство, зависимые территории, республика (президентская и парламентская), монархия (абсолютная, в том числе и теократическая, конституционная), федеративное и унитарное государство, конфедерация, валовой внутренний продукт (ВВП), индекс человеческого развития (ИЧР), развитые страны, страны большой семерки Запада, развивающиеся страны, страны НИС, ключевые страны, нефтеэкспортирующие страны, наименее развитые страны; политическая география, геополитика, ПГП страны (региона), ООН, НАТО, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТР, ОПЕК.

Навыки и умения: Уметь проводить классификацию стран по различным признакам, давать краткую характеристику групп и подгрупп стран современного мира, оценивать политико-географическое положение стран по плану, выявлять положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП во времени, использовать важнейшие экономические и социальные показатели для характеристики (ВВП, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития и т.д.) страны. Выявлять важнейшие изменения на политической карте мира, объяснять причины и прогнозировать последствия таких изменений.