Семиотика как наука о знаках и знаковых системах. Семиотика как наука о знаках. Ее история и составные части

Если мы рассмотрим взаимодействие человека с окружающим миром, то сможем составить схему, включающую три элемента (треугольник):

2. Реальность (мир).

3. Орудие (включая знаки).

Рассматривая взаимодействие человека внутри этого треугольника, мы можем обнаружить:

а) Непосредственное взаимодействие (1 – 2, 1 – 3).

б) Опосредованное взаимодействие, осуществляемое посредством орудия, т.е. знака (1 – 3 – 2, 1 – 2 – 3).

Как мы видим, знаки – это средства общения, взаимодействия человека с окружающим нас миром (1 – 3 – 2).

Но человек – это существо родовое, коллективное. Человек – это мир человека. Поэтому знаки имеют общественную природу, это коллективные, общественные инструменты (орудия), т.е. они «признаны» обществом, коллективом.

Все три компонента (если учесть, что человек – это общественное существо, то получим четыре компонента) взаимодействуют между собой. Между ними имеется противоречие. Система развивается. Результатом этого взаимодействия и развития выступает новое состояние системы. Система переходит в новое качество с меньшей степенью энтропии. Меняются все ее 3 (4) компонента, они развиваются.

Знаки – это инструменты, созданные людьми для общения, коммуникации друг с другом в своем взаимодействии с миром.

Знаки в своем развитии образуют систему, т.е. совокупность элементов, объединенных в соответствии с правилами, законами, нормами. Например, шахматы как система знаков, языка.

Виды знаков

Можно выделить несколько систем знаков:

Знаки, построенные на «естественных языках», «естественные знаки», или признаки.

Образные знаковые системы.

Языковые системы.

Знаковые системы записи.

Формализованные (математические) кодовые знаковые системы.

Мы можем предполагать, что эти системы имеют определенную последовательность, порядок появления в филогенезе и онтогенезе.

Рассмотрим каждую из систем знаков.

Естественные знаки .

Естественным знаком выступает предмет реального мира (или действие, например, жест), служащий для представления (обозначения) этого мира или его частей. Не каждый предмет и не всегда может быть знаком.

Предмет или группа их не могут быть знаком самого себя. Т.е. предмет как знак – это всегда заместитель, посредник, медиатор, представитель. Например, мы идем по дороге. Нас окружают тысячи предметов – деревья, камни, ручьи и т.д. Но лишь некоторые из них являются ориентирами, т.е. предметами, посредством которых мы узнаем о нашей цели.

Таким образом, вещь, предмет сами по себе являются предметами. Совокупность предметов есть их множество. Часть предметов, представляющая совокупность и указывающая на отсутствующую, но возможную информацию, есть знак. Вернее будет сказать, это при-знак . Признак – это предпосылка знака. Это необходимое, но еще недостаточное условие для появления знака, например, трава может указывать на близость воды, облака – на возможность дождя, след – признак зверя. Признаки могут нести сложную, большую информацию. По форме следа опытный охотник может сказать, кто, куда, когда прошел и т.д. Например, Арсеньев, знаменитый путешественник и герой повести «Дерсу Узала», восхищается умениями своего следопыта-проводника читать следы-знаки, которые ему, горожанину, ничего не говорят. Но признаки могут содержать и недостоверную информацию. Все мы знаем, что солнце «всходит на востоке» и хорошо усвоили признаки восхода солнца. Но потребовалось знание Коперника, чтобы доказать, что солнце, а не земля, центр нашей солнечной системы, и что земля вращается вокруг солнца, а не наоборот.

Хотя естественные знаки самые древние, они сохраняются и в современной культуре, в том числе и науке. Мы хорошо знаем признаки нашего дома, или места работы. Мы часто используем жесты для того, чтобы передать информацию. В общении людей огромную роль играет мимика лица, позы, которые они принимают. Все это такие знаки, которые неотделимы от самих предметов или действий. В науке, в частности, в астрономии, широко используется метод спектрографии. В металлургии применяется метод, который использует «цвета побежалости», разную окраску расплава металла в зависимости от его температуры. В обыденной жизни по высоте солнца мы можем судить о наступлении времени обеда или вечера.

Образы и образные системы знаков.

Образ – это знак, потерявший связь или оторвавшийся от своего естественного носителя, предмета, действия. Образы еще называют знаком «в подлинном смысле слова». Он стоит вместо другого предмета, представляет его, заменяет его, но не является его частью, т.е. знак – это знак чего-то, а не сам предмет или его часть. Если при естественных знаках человек еще не мог оторваться от реальности, то в образах человек мысленно абстрагируется, отвлекается от одних сторон реальности и абсолютизирует другие.

Как знак, «образ» представляет всегда целый класс сходных вещей или предметов, т.е. более объемную часть действительности, чем естественный знак. Естественный знак, признак представляет конкретную совокупность явлений, например, конкретное жилье, поле, поселок, зверя, чувственно воспринимаемые, а не указывает на единичное явление. Образный знак представляет целый класс предметов, даже если они и не воспринимаются чувственно. Например, расположение на витрине хлебной лавки булки хлеба может обозначать, указывать и конкретную булочную (одну из многих), и тогда будет естественным знаком, признаком, но может изображать любую, всякую булочную в пределах данной культуры, обозначать, и тогда будет знаком-образом.

Чем теснее знак привязан к обозначаемому предмету, тем труднее системе управлять им внутри себя. И чем абстрактнее знак, чем слабее его связь с обозначаемым, тем легче оперировать им внутри системы.

Каждый новый тип знаковых систем появляется у человека еще в период господства старых знаков. При этом старые системы продолжают развиваться на новом уровне, а новые надстраиваются над старыми, вбирают их в себя и представляют в новом обличье.

Например, вначале человек запоминает признаки конкретной ситуации: трава – признак болота, голубой цвет – признак воды, реки. Затем фиксируются системы таких знаков – признаки местности. Они еще также фиксируются в уме, запоминаются. Далее эти признаки фиксируются на коре, папирусе, бумаге. Появляются карты местности. Ими может пользоваться не только тот, кто сам бывал в этой местности, но и человек, который там не бывал, но умеет «читать» карту. Т.е. он фиксирует информацию в рисунках, знаках на карте. Так, и на современной карте реки обозначаются голубым цветом, а голубой цвет связан с «естественным» цветом воды. Или, изображение реки на карте повторяет изгибы реального потока воды на местности.

Первыми образными знаками были естественные знаки. Здесь происходило применение одного реального предмета для представления или обозначения других предметов, которые ин напоминал по виду, по внешнему облику, или репрезентация целого класса предметов, похожих на него. Например, вывеска-булка – это и предмет, хлеб, но это и признак конкретной, единичной булочной, но и знак магазинов, где торгуют хлебом, или знак хлеба вообще.

Главной характеристикой образа является его изоморфизм. Греческое слово «изоморфизм» означает точки совпадения, похожести в двух или более областях. В нашем случае изоморфизм образа и изображаемого, обозначаемого означает их совпадение либо по существу, либо по внешнему виду, либо по ассоциации, вызываемой образом и изображаемым. По признаку изоморфизма образ-знак отличается от естественных знаков, которые являются естественными предметами, с другой стороны, от слова, которое по своей сути конвенционально и обычно непохоже на тот предмет, который оно обозначает.

Знак-образ зарождается для представления всего класса предметов, с которыми он еще не потерял связи. В этом случае изоморфизм полный – по существу. Постепенно степень изоморфизма уменьшается. Сохраняется еще по внешнему виду, например, вместо реального хлеба на витрине магазина может быть расположен его макет, муляж, сделанный из папье-маше, или из пластмассы. Здесь внешнее подобие, а не по существу. Но знаком магазина, где продают хлеб, может быть и изображение пекарской лопаты, или колосьев, или ветряной мельницы. Здесь уже изоморфизм частичный, ассоциации, при котором образ одного предмета мысленно связывается с образом другого предмета. Например, на гербе Англии находится лев – какая между ними реальная связь? Ведь в исторической знакомой нам Англии львы не водились. Казалось бы, это чисто конвенциональные знаки, продукт чистого соглашения, но это не так, они еще существуют по законам образных знаковых систем.

Образные знаковые системы могут быть разных видов.

Состоящие из реальных предметов. Например, коллекции каких либо естественных предметов: зверей, растений, бактерий, монет, оружия, марок и др.

Системы знаков, внешне похожих на изображения. Например, коллекция картин, изображающих плоды, людей, фотографии, карты, и др.

Системы знаков, составленных из конвенциональных образов: алфавиты, математические символы и др.

Могут быть разные образы-знаки: «визуальные», для которых характерен зрительный изоморфизм. Но могут быть и «слуховые» – например, запись пения птиц, шума текущей воды и т.д. « Тактильные» – знаки, воспроизводящие внешнее сходство трения, давления, например, массаж. «Обонятельные» – парфюмерия. «Цветовые» – сигнальные знаки светофора.

3. В культуре зрительные, визуальные образы-знаки занимают центральное место. В научной литературе за такого рода знаками закрепилось название иконических знаков, икон. Это слово произошло от греческого eicon – репродукция, изображение объекта при помощи похожего суррогата.

Иконические знаки распространены в культуре любого народа. Вследствие своей похожести на изображаемое они понятны всем категориям пользователей, даже тем, кто не умеет читать и даже не знающим языка той страны, в которой они находятся. Конечно, ограничения культурологического плана и для них еще сохраняются, но в силу интернационализации мировых связей они стремительно уменьшаются, примером чего может служить международная система правил дорожного движения.

Образы-иконы в процессе развития дополняются конвенциональными образами.

Например, возникновение той или иной медали или ордена всегда связано с конкретным событием – победой, подвигом героя, что находит свое отражение в знаке-награде. Но сперва «честь» которую оказывали победителю, носила вполне конкретный характер – ему давали часть добычи. Потом эту часть стали дополнять знаком почета. Потом остается знак почета, а от части добычи ничего не остается. Но на этом знаке фиксируется или само знаменательное событие, или герой, его совершивший, или иного рода обстоятельства, призвавшие к жизни награду-знак. Эти знаки – образы, они носят иконический характер. Например, орден Подвязки был утвержден в результате любовного приключения английского короля Эдуарда III, отсюда название ордена и запись на нем: «Позор тому, кто плохо об этом подумает». Фактически этот орден призван был увековечить победу при Креси. Поэтому на нем появляется изображение Святого Георгия, побеждающего дракона. Таким образом, здесь есть знак-икона и знак, имеющий чисто конвенциональное значение, условное соглашение. Ведь вместо изображения Георгия на коне могло быть помещено любое другое изображение. Таким образом, здесь связь с реальностью осуществляется опосредованно, через соглашение, конвенцию. А конвенция – культурно обусловленное явление, она задается и определяется всей культурой данного общества. Здесь признак изоморфизма по внешним признакам уступает свое место изоморфизму культурному, смысловому.

Церемониальные образные системы.

На основе конвенциональных знаков построены многочисленные знаковые системы. Наиболее распространенными из них выступают церемониальные образные системы. Они связаны с культурой, начиная от рождения человека до его смерти. Разнообразные религиозные культы, светские турниры, парады, приемы и т.д. – то, что называется обрядом, ритуалом. В них присутствуют все те знаки, символы, которые ритуал приобрел за все годы своего существования. Те или иные обряды могут быть строго регламентированы, например, религиозные – крещение, или государственные – принесение присяги. Но они могут носить и фольклорный характер, например, присесть перед дальней дорогой.

3. Образные системы искусств .

Многие виды искусств также коренятся в естественных знаках, например, в обрядах. Такой жанр, как трагедия, берет свое начало из шествий, посвященных праздникам Диониса. Но со временем трагедия обрастает многочисленными конвенциональными знаками. Наиболее четко это представлено в классицизме, где было сформулировано «правило трех единств».

4. Прикладное искусство .

Прикладное искусство появляется тогда, когда человек перестал относиться к вещи чисто утилитарно, а не стал рассматривать ее в каком-то дополнительном качестве – как носительницу эстетического, религиозного, политического начала и т.д. Например, при эстетическом отношении к вещи последняя рассматривается как носительница особых свойств, вызывающих у человека чувство восхищения, любования, наслаждения. Это фиксируется дополнительно в тех знаках, которыми вещь начинает наделяться человеком – совершенство формы, игра линий, светотени, цвета, – все это образует особый язык – художественный. Со временем вещь теряет свое утилитарное значение, сохраняя чисто эстетическое. Так, декоративная ваза уже не служит тому, чтобы в ней что-то хранили. Она становится объектом «чистого любования». Рисунок вазы теряет все свои связи с естественным материалом, являясь носителем «чистой формы». И теперь уже эта форма является объектом созерцания. Но в таком случае произведение искусства теряет свой прикладной характер.

Образные системы знаков обладают рядом закономерностей.

1. Образ сохраняет связь с изображаемым при помощи изоморфизма, внешнего или внутреннего сходства. Сначала в функции знака выступают сами предметы. Эти знаки имеют максимально возможный изоморфизм, затем появляются образы, где изоморфизм внешний (т.н. «иконы»). Затем создаются конвенциональные знаки, для которых характерен внутренний изоморфизм, устанавливаемый на духовном, идеальном уровне.

2. Решающим при определении образной системы является не только качество знака, но и его функции и свойства системы. Например, образные системы могут входить в системы иных, необразных типов знаков. Так, система жестов немых существует по законам языка, хотя по качеству знаков она относится к системам естественных знаков.

Образы собираются в системы и действуют в ней по определенным правилам. Эти правила составляют метаязык системы и подчинены логике ее функционирования.

Например, в коллекции присутствуют естественные знаки – экспонаты. Они подбираются так, как они существуют в природе, или связаны в обществе реально. Т.е. решающей является логика реального существования предметов вне знаковой системы. Или пример с таблицей Менделеева. Здесь знаки располагаются не конвенционально, не произвольно, но в соответствии с каким-то порядком, законом.

4. По мере того как знак теряет свое естественное качество, переходит к образам-иконам или конвенциональным знакам, язык системы теряет зависимость от естественной логики и начинает подчиняться логике самой системы. Например, картины (иконы) в картинной галерее мы можем расположить в произвольном порядке. Образные знаки менее поддаются формализации, например, нельзя обучится живописи по учебнику рисования.

5. Языковые знаковые системы, связанные с речью и письмом .

Основу языка образует знак. Языковый знак – это материально-идеальное образование, репрезентирующее предмет, свойство, отношение к действительности. В своей совокупности языковые знаки образуют особого рода знаковую систему – язык. Знак языка есть единство определенного мыслительного содержания (означаемого) и цепочки фонематически расчлененных звуков (означающее), материальной формы. Эти две стороны языкового знака опосредованы сознанием.

Форма знака (означающее) – чувственно воспринимаемый субстрат, он материален. Это носитель идеального, мысленного содержания. Форма репрезентирует социально приданное значение, представляет его.

Только в единстве двух сторон знака сознанием «схватывается», познается и понимается, а знаком обозначается определенный фрагмент действительности.

Обе стороны языкового знака подчиняются закону асимметрии. Наиболее типичным знаком языка является слово. Содержание словесных знаков носит кумулятивный, накопительный, характер. Содержание слова складывается из ранее накопленной информации.

Главной отличительной чертой слова как знака является двухступенчатый принцип построения его означающего, формы.

На первой ступени форма выражения любого словесного знака состоит из фонем, односторонних незнаковых единиц плана выражения.

В каждом языке это определенный набор звуков. Путем их комбинирования создаются неограниченные возможности обозначения, наименования элементов реальности.

На второй ступени незнаковые единицы в строении означающего словесного знака представлены различиями признаков фонем, что способствует осуществлению не только функции восприятия (перцепции), но и дистинктивной (различительной) в отношении фонем. На этой ступени фонемы выступают как знаки знаков. Слова относятся к естественным знакам.

Слово как знак отличается от предшествующего ему образа-знака и следующего за ним символа-знака. Слово в мышлении связано с понятием в отличие от образов, которые связаны с отображаемым. Слово – базисный элемент любой языковой системы. Слово описывает естественные явления, в отличие от естественных знаков, которые указывают на явление, и образов, которые отражают явления. Слово как бы находится между образом и символом. Образ еще тесно связан с обозначаемым, слово по природе своей конвенционально. Но не в такой степени, как символ. За словом всегда стоит референт, предмет, которое слово называет. Если мы назовем слово, то всегда можем в сознании воссоздать тот предмет, которое слово называет. (Или почти всегда, есть слова, за которыми может и ничего в реальности не стоять, например, «четырехугольный треугольник»). Символ имеет чисто конвенциональный характер, он связан с выражаемым чисто духовной связью, подчас ассоциацией. Например, что общего между математическим символом суммы и реальной операцией сложения предметов?

Языковые знаковые системы могут быть подразделены на три вида: дописьменные, письменные и экранные.

Наиболее ранние языковые системы, связанные со словом, появились 35–40 тыс. лет назад. Именно в этот период у человека появляется речь – звуковая система передачи информации, связанная с употреблением слов.

До этого информация передавалась с помощью ритуалов.

Письменность появляется намного позже, примерно 7 тыс. лет назад. Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

Первоначально для передачи информации применялись другие графические способы. Например, пиктография (рисунок), бирки, зарубки, вампумы, кипу. Русская летопись упоминает о «чертах и резах», которыми пользовались наши предки. Сохранились устойчивые словосочетания, отражающие разные способы фиксации информации в далеком прошлом: «узелок на память», «заруби на носу». Усложнение жизни, связанное с переходом к цивилизации, привело к складыванию собственно письма.

Для письма характерно:

Наличие постоянного состава знаков.

Каждый знак передает либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук речи.

Для письма важна не сама по себе графическая форма знака (изобразительно-рисуночная, условно-геометрическая и т.д.), а характер передачи знаками элементов речи.

Письменность делят на типы, в зависимости от того, какие элементы речи передаются знаками:

Фразеографическое письмо – передающее целые сообщения, графически почти не расчлененное на слова.

Это письмо включает в себя два вида: а) пиктография – письмо картинками; б) древнейшие условные знаки (например, знаки собственности – тамги, табу, элементы первобытного орнамента).

Логографическое и идеографическое письмо – знаки передают слова или понятия;

Морфемографическое – знаки передают морфемы.

Слоговое (силлабическое) – знаки передают слоги.

Звуковое (фонематическое), (буквенно-звуковое, алфавитное) . В этом случае знаки передают определенные звуки. Этот вид письма в свою очередь подразделяется: а) консонантное – знаки обозначают только согласные звуки; б) консонантно-вокализированное – знаки передают как согласные, так и гласные звуки – фонемы.

Но письмо можно подразделять и по графическим признакам. В этом случае мы получим:

Пиктография – информация передается с помощью рисунков, пиктограмм.

Иероглифическое письмо . В данном случае изобразительная форма частично сохраняется. Иероглифы известны культурам Египта, Китая, Хеттов, Мая.

Клинопись. Знаки состоят из комбинаций клинообразных черточек. Встречаются в культурах шумерской, ассиро-вавилонской (аккадской), угаритской и др.

Линейное письмо , состоящее из условного сочетания прямых и закругленных линий. Встречается в культуре народов финикийцев, древних греков, сюда же относится латиница, кириллица.

Самое раннее пиктографическое письмо, возможно, зародилось еще в мезолите, где встречаются «азильские чуринги». Они представляют собой гальки, на поверхности которых нанесены краской или выгравированы символические фигурки. «Чурингами» их назвали по аналогии с подобными же предметами австралийских аборигенов, у которых они являются символическими вместилищами душ.

Наряду с письмом встречаются и иные формы записи знаковых систем. Например, картография, нотная грамота, система записи танцев, математические системы записи с помощью символов, объединенных в формулы, уравнения, системы преобразований.

Для всех систем записи знаков характерны некоторые общие свойства:

Системы записи отличаются от других знаковых систем своим вторичным, производным характером. Они отражают действительность, уже обозначенную первичными знаковыми кодами. Так, географические карты служат для записи естественных знаков музыкальная грамота – для записи музыки, образных знаков. Запись – это знаки знаков, это метазнаки.

Новые возможности, которые дает запись, создаются за счет создания более компактных и более общих знаков, чем первичные. Например, базисным знаком речи выступает слово. Слово отражает какой-то реальный предмет. Базисным знаком письма служит буква соответствующего алфавита. Это и создает большие возможности у письменной системы по сравнению с устной знаковой системой.

Самый высший тип записи – формализованные коды, настолько абстрактны, что он не может существовать без соответствующей системы записи своего ввода

Системы записи строятся на жестко фиксированной и ограниченной совокупности знаков, алфавите. В первичной знаковой системе число знаков практически неограничено (естественные знаки, образы, слова), количество знаков для записи стараются сократить до минимума. Правила их использования также ограничены. Использование знаков в письменной системе более формализовано, чем использование знаков в первичной. Так, в разговоре мы можем комбинировать слова разнообразным способом, в письменной речи это, как правило, не допускается. В формализованных системах количество базисных знаков еще меньше, а правила операций с ними еще жестче.

Современные системы записи включают обычно знаки из разных систем в разной степени абстрактности. Так, в картографии есть образные знаки (реки обозначают синим цветом), есть слова (например, названия рек, гор и т.д.), есть символы с чисто конвенциальным значением (так, город может изображаться точкой, а мог бы и квадратиком и т.д.)

В любой системе записи знаков устанавливается своя логика: всегда применяется тот же самый знак для одного и того же обозначения. Т.е. здесь устанавливается одно-однозначное соответствие. Например, на карте город всегда изображается точкой той или иной величины. Музыкальный звук имеет одно и то же положение на нотной линейке. Не всегда этот принцип выдерживается, но в тенденции любая система записи к этому стремится.

Системы записи пришли в культуру позднее, чем те знаки, которые они призваны записывать, т.е. первичные знаковые системы. Поэтому они не отрицают первые из них, сохраняют в той мере, в какой они необходимы для функционирования культуры. Но, кроме всего прочего, системы записи предоставляют человеку дополнительные преимущества, создать новые возможности для функционирования старых систем. В этой области мы отчетливо видим основную особенность культуры: культура не исчезает, но сохраняется в преобразованном виде в новой культурной форме, которая надстраивается над предыдущей, базируется на ней.

6. Символические системы знаков .

Человек в истории, (в своем филогенезе, т.е. развитии человека как рода), не сразу выработал символические системы знаков. И в своем индивидуальном развитии (в онтогенезе) освоение этой системы падает на более поздние годы жизни.

В онтогенезе обычно выделяют несколько стадий в развитии знака и их освоении человеком:

1-я стадия. Отделение предмета от себя и приобретение способности оперировать с ним как с отдельным предметом.

Эту стадию Ж. Пиаже назвал «сенсорно-моторной». На первых порах жизни ребенок ощущает мир физиологически. Уже через 2 недели после рождения младенец способен следить за ярким пятном света, на втором месяце появляется первая реакция на звук и т.д. В это время, когда внешние объекты меняют свое положение, такое изменение воспринимается как изменение самой сущности объекта, а не как изменение его положения относительно субъекта.

Лишь в 7-8 месяцев младенец начинает воспринимать физические перемещения. Этой стадии соответствуют знаки – «естественные языки».

2-я стадия. Вторая ступень («схемата», по терминологии Пиаже) начинается еще внутри сенсомоторной стадии во второй ее половине как стадия возникновения умственного образа предмета или «стадия образного восприятия». Исследователи проводили такой эксперимент: игрушку клали на подушку на глазах у ребенка. Ребенок (10-11 мес.) полз к ней и доставал. Но если его отвлекали, то он легко забывал, куда он полз. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что формирующийся образ еще не закрепляется в памяти. Эксперимент усложнили: вначале клали игрушку под одну подушку, а потом под вторую. Ребенок сперва полз к первой подушке (и только затем – ко второй) – и прекращал поиски, хотя видел, что игрушка перепрятана. В этом случае коды действия с предметом не соответствуют кодам восприятия, и их данные еще не взаимодействуют. Лишь постепенно, со временем, ребенок формирует устойчивые образы больших отрезков действительности. Пик этой стадии приходится на 5-7 лет. Ей соответствуют «образные знаковые системы».

3-я стадия. Характеризуется появлением символических, прежде всего языковых кодов. Таким образом, у ребенка формируются три способа представления мира: представление действием, образное и символическое. Именно в таком порядке они появляются в жизни ребенка. Каждое последующее в своем развитии опирается на предыдущее, но в общем оставаясь самостоятельным на протяжении всей жизни. Но символическую стадию можно представить более подробно как состоящую из ряда отрезков развития:

Стадия языкового развития.

Стадия обучения фиксированным кодам.

Стадия овладения математическими формализованными системами кодирования.

У человека в его индивидуальном развитии происходит освоение разных способов кодирования (и прочтения, раскодирования) различных знаковых систем, начиная с простейших (и первичных) и завершая более сложными и актуальными для нашей сегодняшней культуры. Известно, что используя эти особенности, гениальному российскому философу Э. Ильенкову удавалось обучить даже слепо- глухо-немых детей, которые потеряли очень многие каналы связи с окружающим миром.

Чтобы освоить современную культуру, человек должен владеть всеми способами кодирования и раскодирования (опредмечивания и распредмечивания) знаков.

Конечно, мы можем сказать, что и сегодня еще многие люди неграмотные. Их на земле около одного миллиарда. Но три первые знаковые системы – естественные, образные и языковая – являются обязательными для существования человека как социального существа. Известен «феномен Маугли», когда человеческие детеныши попадали в стаю животных. Они выживали, но жили недолго. Если они возвращались в человеческое общество, то их формирование как человека с определенной стадии было уже невозможно.

Накопление навыков кодирования всеми знаковыми системами происходили всю жизнь. Так же как в нашей культуре коды присутствуют все в одно и то же время, но в разных сферах они представлены в разной степени.

Например, в сфере искусства в основном преобладают образные системы знаков. Формализация играет здесь меньшую роль. В науке преобладают математические, формализованные системы, например, языки программирования.

В современной культуре формализованные коды получают преимущественное развитие – программирование проникает в быт, на транспорт, в искусство, в обучение. Т.е. эти коды получают первенствующее значение и развитие.

В онтогенезе тот или иной тип знаковых систем может преобладать. Например, художник, артист, музыкант развивают у себя образное мышление и соответствующие способности к кодированию, ученый – формализованные.

Каждый тип кодирования в свою очередь в своем развитии проходит в филонегезе все те стадии, по которым коды развиваются в онтогенезе.

Особенности взаимодействия разных знаковых систем в филогенезе.

У отдельного «культурного» человека должны наличествовать все пять видов знаковых систем, но иногда его развитие ограничивается тремя основными.

Появление высшей системы знаков приводит к тому, что низшая стабилизируется, а иногда ее роль, значение уменьшаются. Фрэнсис Гальтон в XIX веке изучал т.н. «ученых» и выяснил, что у них не сохраняется адекватное восприятие обычных, знакомых всем предметов: ученый люд как специфическая категория имеет слабую силу видения обычных вещей. Наше книжное и словесное обучение «имеет своим следствием подавление этого естественного дара природы», считал Гальтон. Это приводит к потерям в развитии человеческих способностей. Например, письменная культура приводит к тому, что устная память ослабевает. Во все книги вошел образ «ученого-чудака» – рассеянного, сухого педанта, лишенного эмоций человека, углубленного в себя и не замечающего окружающих. Клод Леви-Стросс в книге «Миф и значение» пишет: «Сегодня мы используем и меньше, и больше умственного потенциала, чем раньше. Но это уже другого сорта умственный потенциал <…>, наше восприятие по объему меньше, чем у примитивных народов». Раньше многие люди могли видеть Венеру в дневном свете, сейчас лишь единицы. То же происходит с нашими знаниями о растениях, повадках животных – они уменьшаются.

Развитие знаковых систем в филогенезе.

Историческое развитие знаковых систем по-своему воспроизводит особенности онтогенеза. Высшие знаковые системы «снимают» низшие. Особенно показательно эта диалектика проявляется в науке, в математике. Математика начинается с простого счета путем действия. Т.е. эта стадия условно может быть отождествлена с сенсомоторной стадией ребенка. Геродот (V в. до н.э.) приводит пример с царем Дарием. Он поручил охранять переправу группе своих воинов. Командиру отряда царь оставил шнурок с узелками. Предводитель обязан был развязывать узлы по одному узлу каждый день. «Если я не вернусь ко дню, когда ты развяжешь последний узелок, подними людей и уходи на родину», – велел Дарий.

Тихон Семушкин в книге «Чукотка» приводит пример того, как считают старые чукчи: они ведут счет пятерками, загибая пальцы на каждой руке или ноге. Взрослые чукчи считают хорошо в пределах тысячи, они редко ошибаются, но считают долго. Так, один чукча по памяти пересчитал 128 оленей своего стада за два часа. Для этого ему пришлось привлечь ноги и руки свои, членов своей семьи и «занять» двух соседей. Таким образом, мы можем сказать, что наиболее древний способ счета заключался в простом переборе всех предметов, наиболее развитый – формирование систем ЭВМ.

Еще в XIX веке в Англии денежные долги отмечались на дощечках нанесением зарубок. Дощечку разламывали: одна половинка оставалась у должника, вторая у кредитора. В 1834 году произошел бунт, во время которого должники сожгли хранилище таких таблиц в парламенте. Это уже вторая, образная стадия, появления знаков. Появляются образы чисел – черты, зарубки, узелки.

Для третьей стадии, языковой, характерно появление слов для обозначения чисел – один, два, три. Появляются и единицы измерения: «локоть», («фут» в Англии), «сажень», «полет стрелы», «переход», «кочевье» и т.д. В Египте начали с пиктографии, рисунка. Три рисунка головы льва означали трех львов. Чтобы ускорить письмо, стали изображать одного льва, но три раза его подчеркивали. Далее появились знаки для чисел: число «семь» изображали знаком числа «один» с семью черточками под знаком. Позже появляется черта, изображающая десяток. Затем появилось письмо, так называемое гератическое, в котором имелся специальный знак для числа с 1 до 9.

Анри Пуанкаре писал: «Зоологи утверждают, что за короткий промежуток времени, период развития человеческого зародыша, он повторяет все стадии развития живых существ на земле. Кажется, то же самое происходит и при развитии наших умственных способностей. Задача учителей – провести ум ребенка теми же путями, которые были пройдены нашими предками, разумеется, провести быстро, но не опуская при этом ни одного из них. Для этого история наук может послужить нам нитью Ариадны».

В определенной мере история умственного развития человека, история развития его знаковой системы воспроизводится и в истории развития литературы. Так, мы можем проследить те же тенденции.

Вначале возникновения для литературы характерны легенды, мифы, сказки. В этих формах художественно творчества преобладает синкретизм, образные знаковые системы.

Затем наступает предпочтительное развитие литературы, тех ее жанров, в которых описываются приключения, путешествия. Происходит специализация жанров. Далее наступает период господства реализма. Это период зрелости, классика. В заключении начинает преобладать формализм, это декаданс.

Коды культуры

Любая культура использует многообразные знаки. Но каждая из системы знаков характеризуется своим способом представления реального предмета в знаковую форму, своим кодом. Эти годы могут складываться, так же как и языки, естественным образом, в ходе исторического развития человека, но могут носить и искусственный характер. Поскольку те или иные системы знаков затрагивают разные уровни сознания, они формируются на разных этапах исторического и индивидуального развития человека. Так, источник подъязыковой символики расположен в сознании человека глубже той области, в которой благодаря воспитанию закладывается механизм языка. Знаки ее не поддаются членению и дают множество индивидуальных вариаций. Надъязыковая символика использует очень емкие знаки, которым в языке соответствуют фрагменты речи, жесты и невербальные компоненты коммуникации. Символика и язык (в виде устной речи - систематизированного кода с двойным членением) составляют набор кодов, образуя те пределы, через которые язык «говорит через нас».

Итальянский ученый-структуралист У. Эко пишет: «Определяя коды как выжидательные системы, действенные в мире знаков, семиотика тем самым определяет соответствующие выжидательные системы в мире общественной психологии, устоявшихся способов мышления в мире знаков, сведенных к системе кодов и подкодов, семиотика раскрывает перед нами мир идеологий, отраженных в устоявшихся способах использованияязыка». В содержании структуры языка У. Эко закономерно видит идеологию общества, результирующую идеологическую детерминанту, которая кодирует язык изображения и действия. В системе знаков У.Эко фиксирует следующие коды:

– Коды восприятия, которые изучаются психологией восприятия (добавим, в виде изучения гештальтов и иллюзий восприятия.

– Коды узнавания, делящие условия восприятия на семы. Эти классифицирующие коды изучаются психологией памяти, познания или антропологией культуры.

– Коды передачи, подразделяющие условия ощущений, необходимых для определенного типа восприятия.

– Коды тональные - системы избирательных вариантов, уже сведенных к условным понятиям (признаки интонации знака).

– Коды иконические, основанные на элементах восприятия. Делятся на фигуры, знаки и семы. Фигуры - условия восприятия, знаки - условные приемы узнавания или абстрактные модели предмета (солнце – круг с лучами), семы – изображения (человек, лошадь).

– Коды иконографические, обозначающие наиболее сложные семантические знаки (монарх, Валаамова ослица). На их основе складываются комбинации (Рождество, Страшный суд).

– Коды вкуса, устанавливающие признаки, полученные с помощью сем предыдущих кодов: патриотизм (знамя), храм (античность). Человек с черной повязкой на глазу может стать здесь обворожительным или дурным.

– Коды риторические, возникающие в результате сведения к условным понятиям неизвестных ранее иконических изображений. Они делятся на фигуры, предпосылки и аргументы. Риторические фигуры, или визуально-разговорные обороты,- метафора, метонимия, литоты, амплификации.

– Коды стилистические – типичное изображение эстетического и технико-стилистического идеала.

– Коды подсознательного, создающие определенные комбинации всех сем, которые могут привести к идентификациям, проекциям, выражать психологические ситуации. Эти коды находят особое применение в процессе убеждения.

Чтение и расшифровка кодов являются, на наш взгляд, необходимым условием функционирования и развития культуры общества. Наряду со знаками как средствами общения, коммуникации, человек осваивает и способы их кодировки, освоения. Каждая форма культуры, каждый ее вид обладают своим набором кодов, способов представления информации в знаковой форме. Вплоть до последнего времени культурология мало внимания уделяла проблеме кодирования, в основном занимаясь изучением самих знаковых систем как готовых культурных форм коммуникации. В результате, часть культурного достояния воспринималась неосознанно, стихийно, а значит в неполном виде. Чтобы изменить ситуацию, культурология должна, наряду с системами знаков, изучать и способы их кодировки.

  • Биология как наука. Связь биологии с другими науками. Место и задачи биологии и подготовке врача. Новая биология

  • от греч. semeion - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на три основных раздела: 1) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного им; 2) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; 3) прагматику, исследующую употребления знаков в конкретной ситуации общения. Обычно С. рассматривается в широком и узком смысле. В первом случае в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители других явлений: дым как пожар, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. Эти заместители в С. обычно называются не знаками, а признаками. Во втором, узком смысле С. понимается как наука о таких физических явлениях, которые используются для передачи информации и специализированы для этой цели. Частным случаем такого понимания С. является рассмотрение ее как науки о собственно знаках, обладающих не только объективной функцией, но и содержанием, доступным сознательной интерпретации человеком. С. как наука о средствах общения и других специализированных средствах, опосредствующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения. Ее данные используются в психологии управления (при разработке формализованных документов и сообщений), в инженерной психологии (при построении и выборе системы знаков для отображения информации, при разработке символьных языков описания операторской деятельности и т. п.).

    СЕМИОТИКА

    от греч. sema - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на 3 основные отрасли: а) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного (обозначаемого); б) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; в) прагматику, исследующую закономерности употребления знаков в конкретной ситуации общения. Существует расширенное и более узкое понимание знака и, соответственно, С. При расширенном понимании в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители др. явлении: дым как знак пожара, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. (обычно называемые в С. не знаками, а признаками). Более узким является понимание С. как науки только о таких "физических" явлениях, которые специально используются для передачи информации в процессах биологической и социальной коммуникации. Тогда предмет С. охватывает, напр., сигналы животных, изучаемые т. н. зоосемиотикой. Наконец, возможно еще более узкое понимание С. только как науки о собственно знаках ("человеческих" знаках), обладающих не только объективной функцией, но и содержанием, доступным сознательной интерпретации (такую т. зр. разделял, напр., Л. С. Выготский, проводивший различие между сигнализацией и сигнификацией. - Ред.). Если сохранить термин "знак" только за этим классом явлений, то на более элементарных уровнях можно говорить соответственно о сигналах и признаках (индексах, симптомах).

    Знаки (в самом узком смысле) всегда образуют систему, хотя возможно и случайное употребление неспецифических средств в знаковой функции. Различают первичные знаковые системы, в которых знак представляет единство общения и обобщения и которые являются условием существования и формой выражения сознания (напр., язык), и вторичные знаковые системы, возникающие на базе первичных и невозможные без них. Большинство из них при восприятии сообщений переводится в исходную форму первичную (напр., азбука Морзе), др. непереводимы, но невозможны без первичных (напр., системы обозначений географической карты).

    С. как наука о средствах общения и др. специализированных средствах, опосредствующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения.

    Семиотика

    Словообразование. Происходит от греч. sema - знак.

    Специфика. Посвящена изучению знаковых систем.

    Подразделы:

    Семантика, занимающаяся исследованием соотношения знака и обозначаемого;

    Синтаксис как исследование закономерностей сочетания знаков в сообщении;

    Прагматика, посвященная исследованию употреблению знаков в общении.

    СЕМИОТИКА

    Согласно одному из ее ведущих исследователей, Томасу Себеоку, это исследование "моделей коммуникаций во всех модальностях", и, следовательно, ее предмет варьируется от эволюционно примитивной коммуникации животных до сложных лингвистических систем. Обычно выделяет две формы: (а) антропосемиотические системы, которые являются в значительной степени лингвистическими и специфическими для Homo sapiens, и (б) зоосемиотические системы, которые являются невербальными и паралингвистическими и характерны для всех видов.

    Раздел 1. Введение


    1. Семиотика как наука. Объект и предмет семиотики. Ключевые семиотические понятия.

    2. Основные проблемы семиотики. Проблема знака с точки зрения разных областей научного знания. Факты, которые изучает семиотика.

    Ключевые слова

    Семиотика, объект и предмет семиотики, знак, знаковые системы, естественные знаковые системы, линейные знаковые системы, открытые знаковые системы, закрытые знаковые системы, стихийно созданные знаковые системы, операционные знаковые системы, семиотический код, семиотическая модель, знаковая ситуация.

    Требования к компетентности:

    - знать и понимать объект и предмет семиотики, уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности;

    - уметь системно представлять ключевые понятия семиотики;

    - знать, как решается проблема знака с точек зрения разных областей науки.

    § 1

    Когда мы встречаем название какой-либо науки, то обычно оно о чем-то нам говорит. Что же говорит нам слово “семиотика”?

    Приступая к изучению семиотики, нужно иметь в виду, что этот термин обладает несколькими смыслами.

    Семиотика (от греч. sēmėion - знак, признак):

    1) наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры), природе (комуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и пр.);

    2) наука о симптомах в медицине.

    Фердинанд де Соссюр назвал эту науку “семиология”. Этот термин длительное время существовал во франкоязычных странах как параллельный семиотике, однако с 70-х гг. ХХ в. Ролан Барт предложил разграничить эти понятия.

    Чтобы доказать самостоятельность или несамостоятельность научной дисциплины, необходимо рассмотреть объект и предмет ее изучения.

    Объект семиотики – знаки и системы знаков: например, естественные и искусственные языки, метаязыки (языки науки), протоязыки (языки животных), вторичные языки (языки культуры, искусства), «язык тела» (язык жестов, мимики), язык цветов, язык татуировок и т.д.

    Предметом изучения семиотики являются закономерности, тенденции, особенности возникновения и функционирования знаков и знаковых систем в знаковом поведении (т.е. использующем знаки) и знаковой коммуникации.

    Ключевые понятия семиотики: знак, знаковая система, семиотический код, семиотическая модель, знаковая ситуация.

    Знак это материальный объект, используемый для передачи информации.

    Иначе говоря, всё, при помощи чего мы можем и хотим что-то сообщить друг другу, есть знак . Например, дым над печной трубой свидетельствует о том, топится печь или камин. В то же время дым, вырывающийся из окна, является следом пожара.

    Для того чтобы предмет (или событие) получил функцию знака, стал что-то обозначать, человеку нужно предварительно договориться с другим человеком, получателем этого знака. Иначе адресат может просто не понять, что перед ним знак. К примеру, цветок на окне может быть или просто элементом декора (это не знак), или сигналом “явка провалена” (это уже знак).

    По мнению А. Соломоника, знак кто-то или что-то, свидетельствующее о чем-то ином, отличном от него самого. Знак является признаком, изображает, обозначает, фиксирует или кодирует это нечто (свой референт или обозначаемое) в человеческом сознании (интерпретаторе). Знак не просто обозначает свой референт, но еще и описывает (характеризует) его, а также выступает вместо него как постоянный его представитель при обработке в различных знаковых системах.

    Под обозначаемым (референтом ) понимается - то, что обозначается знаком.

    Интерпретатор - человек, воспринимающий знаки и знаковые системы. Для понимания содержания знака, соотнесения его с референтом и обработки по правилам системы требуется именно человеческое сознание. Любое событие или предмет можно воспринять как знак, но для этого требуется интерпретатор.

    Выбор формы знака зачастую определяется намерениями передающего сообщение и имеющимися в его распоряжении возможностями. Кодируя сообщение, его автор вынужден руководствоваться правилами, предоставляемыми ему системой знаков, в рамках которой он действует. Заявить о своей любви человек может словами, но может устроить для своей избранницы концерт под окнами, послать ей цветы либо найти иной вариант знаковых возможностей. Если человек пользуется азбукой Морзе, то он использует знаки этой азбуки, учитывая все их параметры: принятую форму знака, его место среди других знаков системы, все его синтаксические и иерархические характеристики и пр. Так, первая буква нового слова должна быть отделена от переданного раньше слова, что показывается соответствующей паузой и знаком, а в обычном письме - интервалом между словами. Начальная буква русского предложения всегда заглавная, абзац пишется с новой строки и выделяется с помощью отступа и т. д. Все это влияет на форму используемого знака и должно быть принято к исполнению для правильного составления и передачи сообщения.

    Тем, чтo он обозначает (его референтом из реального мира);

    Его отражением в мозгу индивидуума, использующего этот знак;

    Его отражением в копилке человеческого опыта и местом в соответствующей знаковой системе.

    В содержании знака следует различать два слагаемых: денотацию и коннотацию (от английских слов to denote - "отображать", "показывать" и connote - "передавать", "означать"). В каждом знаке имеется информация о том, что за референт изображен в знаке (денотационная часть знака) и каковы характеристики этого референта (коннотационная слагаемая знака). Эти две части по-разному присутствуют в знаках разного уровня абстракции, отличны и связи этих двух частей в знаках разного уровня.

    Под знаковой системой понимают совокупность знаков, объединенных между собой различными видами связей. Знаковая система создается для обработки входящих в нее знаков по определенным алгоритмам, указанным в метаязыке системы.

    В зависимости от основания классификации знаковые системы можно разделить следующим образом (по А. Соломонику):

    1) по степени абстрактности знака:

    Естественные;

    Образные;

    Языковые;

    Системы записи;

    Формализованные системы с фиксированными символами;

    Формализованные системы с переменными символами;

    2) по способу построения:

    Построенные линейно (последовательно);

    Разбитые на периодически повторяющиеся ряды;

    Складывающиеся из различных групп знаков со специальными алгоритмами их обработки;

    3) по открытости (закрытости):

    Открытые;

    Закрытые;

    4) по способу создания:

    Знаковые системы, возникшие стихийно;

    Созданные по заранее задуманному плану;

    5) по объему применения:

    Принятые в качестве языков для обработки данных (текстовые коды);

    Системы, созданные для данного конкретного случая.

    Так, естественные знаковые системы – системы, базисным знаком которых являются сами феномены или их части. Пример таких систем – правила дорожного движения; симптомы того или иного заболевания и пр.

    Периодически построенные знаковые системы - системы, имеющие матричную структуру. При построении таких систем используются по крайней мере два структурных параметра, как в периодической таблице химических элементов. Наряду с периодическими, существуют линейно построенные знаковые системы и системы, собирающие в едином поле разнообразные группы знаков, каждая из которых обрабатывается по своим алгоритмам.

    Линейные знаковые системы – единый последовательный набор знаков, например, алфавит, справочник и др.

    Открытые знаковые системы – системы, изначально предрасположенные для добавления или сокращения знаков. Например, телефонный справочник всегда может быть дополнен или сокращен.

    Закрытые знаковые системы – системы, имеющие строго определенное количество знаков. К примеру, в современном русском алфавите только 33 буквы.

    Стихийно созданные знаковые системы - системы, возникшие спонтанно, стихийно, а не по заранее продуманному плану. В задачу ученых, занимающихся упорядочением таких систем, входит приведение их в соответствие с возникающим позднее метаязыком системы.

    Операционные знаковые системы - системы, созданные для конкретного случая. Примерами могут служить ярлыки на товарах, инструкции по осуществлению бизнес-операций и др. Их алгоритмы зависят как от конкретной онтологической ситуации, так и от знаков, в них используемых.

    Алгоритм в семиотике - система правил, определяющая содержание и последовательность действий для обработки знаков (групп знаков), кодирующих родственные предметы или явления. В системе может быть несколько алгоритмов для разных групп знаков, как в Правилах дорожного движения. Одна из основных характеристик алгоритма - степень его ригидности: чем более абстрактна система, тем строже становятся кодировки правил обработки знаков. В системах самой высокой степени абстрактности алгоритмы принимают вид формул.

    Семиотический код имеет три значения:

    1) Любая семиотическая система, представляющая собой текстовый код (языковой код, математический код и т.д.).

    2) Только математическая система-код, то есть система самой высокой степени абстрактности.

    3) Системы секретных шифров, которые специально обслуживаются непонятными для непосвященных знаками.

    Модель знака - наглядное представление знака в его различных связях и отношениях. Существуют три основных типа моделей знака:

    1) модель индивидуального знака показывает его связи с обозначаемым и с отражением последнего в сознании интерпретатора;

    2) модель знака в знаковой системе включает соотношение знаков между собой в контексте составляемой из них системы;

    3) модель знака в семиотической реальности отражает место знака и знаковой системы в общей копилке семиотических результатов, полученных на всем протяжении человеческой истории.

    Ситуация использования знака называется знаковой ситуацией . Обозначение знаками (семиозис) - процесс, в результате которого возникает знак. Этот процесс связан, с одной стороны, с онтологической реальностью, а с другой - с идеальным миром нашего сознания. В результате появляется семиотическая реальность.

    § 2

    Основные проблемы семиотики: семиотика исследует не конкретные знаки в конкретных знаковых ситуациях. Она определяет понятие знака вообще, устанавливает виды знаков, описывает типичные знаковые ситуации, наиболее общие способы использования знаков и т.п. Семиотику интересует общая проблема знака как всеобъемлющего понятия по отношению к отдельным подклассам знаков.

    С одной стороны, без строгих понятий знака, языка и т.п., создаваемых семиотикой, невозможен глубокий анализ конкретных фактов, относящихся к области отдельной науки. А с другой – учитывая данные разных конкретных наук, семиотика на их основе формулирует общие законы, относящиеся к знакам. Семиотика не суммирует, а обобщает.

    Семиотическая реальность - реальность, существующая в виде знаков и знаковых систем. Изучается семиотикой на базе достижений всех других наук. Столь же материальна, как и онтологическая реальность, и противостоит идеальным, мыслительным конструкциям нашего сознания (понятиям).

    Знаки играют в жизни животных и человека первостепенную роль. Без использования знаков не были бы возможны ни различные формы поведения животных, ни практическая и теоретическая деятельность человека. Когда мы приветствуем кого-либо, мы говорим “здравствуйте”, киваем головой, протягиваем руку для пожатия. Пчела-разведчик, найдя поле с цветущими растениями, по возвращении описывет восьмёрки перед своими сородичами: количество восьмерок, их вытянутость укажут и направление, и расстояние до поля. Всем известны знаки доброжелательности собак и котов.

    Деятельность же компьютеров и другой ЭВМ всецело сводится к преобразованию одной группы знаков в другую согласно заданной программе. Не удивительно поэтому, что знаки составляют предмет анализа во многих науках: лингвистике, психологии, логике, патопсихологии, биологии, кибернетике, социологии и т.п.

    Однако каждая из наук рассматривает знак и его использование с какой-то определенной стороны.

    Лингвистика интересуется в основном языковыми знаками.

    Психология выясняет особенности функционирования знаков у животных, прослеживает возникновение и развитие знаковых ситуаций у ребенка, ставит вопрос о взаимосвязи знаковой деятельности с другими психическими функциями.

    Математическая логика принимает во внимание лишь роль знаков при построении особых систем, с помощью которых она исследует логические законы.

    Ни одна из наук не охватывает проблему знака в целом.

    Кроме того, в пределах каждой отрасли научного знания возможны свои интерпретации знаковости. Как отмечает Г. Ветров: «Поражает пестрота предлагаемых определений. Например, всякому изучающему языкознание бросается в глаза множество определений языка у разных лингвистов. Для одних язык есть система понятий о языковой деятельности, знание, наука; для других, наоборот, не знание, а совокупность языковых навыков, в соответствии с которыми мы используем и создаем языковые продукты; для третьих – совокупность актов речевой деятельности; для четвертых – совокупность высказываний, множество предложений (конечное или бесконечное). При этом в конкретных определениях, реализующих то или иное понимание природы языка, указываются самые разнообразные признаки. Так, К. Бюлер определяет язык посредством четырех особенностей (многосторонность языка как органона, многоступенчатость его как совокупности знаков и т. д.), К. Пайк прибегает к понятию системы морфем, А. Мартине – к понятию монемы и фонемы, Л. Ельмслев – к понятию структуры, В. Пизани – к понятию системы изоглосс, А. Шлейхер и другие кладут в основу определения языка его отношение к мысли, Гартунг и Фатер – его коммуникативную функцию, С. Поттер, а также Б. Блок и Дж. Треджер ссылаются на понятия коммуникативной функции и произвольных вокальных символов, П. Эринга – на понятия классов знаков и классов значений, Л. Завадовский – на понятие грамматической и универсальной семантической системы, Пос, Г. Стерн и другие используют понятия системы слов и правил их объединения и т. д. и т. п.»

    Семиотика как раз и призвана ликвидировать существующий разнобой в понятиях. Обобщая данные многих наук, она должна выработать точные, однозначные определения, которыми в равной мере мог бы пользоваться и языковед, и психолог, и логик, т.е. представитель любой науки.

    Она появилась в начале XX в. и с самого начала была метанаукой, особого рода надстройка над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию, общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое.

    Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч. Пирс (1839-1914 гг.), который и предложил ее название. Ч. Пирс дал определение знака, классификацию знаков (индексы, иконы, символы), становил задачи и рамки новой науки.

    Эта классификация основана на типологии соотношения формы содержания.

    Так, иконами (или иконическими знаками) называются шеи, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно.

    Индексами (или индексальными знаками) называются знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени.

    Символами (или ) называют знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака.

    Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках , представления о ее сущности значительно различались; мер, Ч. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру знаний», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке, всего, над гуманитарными науками.

    Читайте также: Эмпирическое исследование.

    Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику .

    Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

    Другое ключевое понятие семиотики — знаковый процесс , или семиозис . Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение и код Д.

    Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию.

    Читайте также: Христианство - древнейший бренд

    Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение. Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода — естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель — слушающим, или также адресатом, а знаки - языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

    Фактически, знак имеет две стороны, которые невозможно отделить друг от друга. Одна сторона — это то, что знак обозначает (означаемое, содержание), а вторая — это то, чем он обозначен (означающее, форма). Товар также является знаком. Его форма — это то, что может быть воспринято органами чувств (вкус, цвет, запах, размер, вес и т.п.), а к содержанию относятся все те признаки (сигнификаты), которые важны для данного товара (функция, назначение, цена, свидетельства качества, впечатление от товара и т.п.).

    Тема 24. Сімейне право – 8 годин

    Тема 23. Спадкове право – 8 годин

    Тема 22. Недоговірні зобов’язання – 4 години

    Тема 21. Спільна діяльність – 2 години

    Загальна характеристика зобов"язань про спільну діяльність

    Види зобов"язань про спільну діяльність та підстави їх виникнення

    Поняття та сторони договору простого товариства

    Зобов"язання, що виникають з публічної обіцянки винаго­роди

    Зобов"язання із вчинення дій в майнових інтересах іншої особи без її доручення

    Зобов"язання, що виникають внаслідок рятування та створення загрози здоров"ю та життю фізичної особи, майну фізичної або юридичної особи

    Зобов’язання із відшкодування шкоди

    Зобов"язання з набуття, збереження майна без достатньої правової підстави

    Поняття та види спадкування

    Склад спадщини

    Відкриття спадщини

    Право на спадкування

    Спеціальні правила спадкування окремих видів майна, прав та обов’язків

    Поняття та зміст заповіту

    Особливі форми заповідальних розпоряджень

    Обов’язкова частка у спадщині

    Форма заповіту

    Спадкування за законом

    Прийняття спадщини та відмова від спадщини

    Спадкова трансмісія

    Відумерлість спадщини

    Поняття та ознаки спадкового договору

    Зміст спадкового договору

    Розірвання спадкового договору

    Історія сімейного права

    Предмет сімейного права

    Суб’єкти сімейного права

    Поняття сім’ї та право особи на сім’ю

    Принципи сімейного права

    Здійснення та захист сімейних прав

    Поняття та ознаки шлюбу

    Умови укладення шлюбу. Обставини, що перешкоджають укладенню шлюбу

    Недійсність шлюбу. Види недійсного шлюбу

    Особиста приватна власність дружини, чоловіка

    Право спільної сумісної власності подружжя

    Шлюбний договір

    Підстави припинення шлюбу

    Розірвання шлюбу в органах РАЦС

    Розірвання шлюбу за рішенням суду

    СЕМИОТИКА - наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.

    Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.



    В основе семиотики лежит понятие знака , понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом “означающего” являются термины “форма” и “план выражения”, а в качестве синонимов “означаемого” используются также термины “содержание”, “план содержания”, “значение” и иногда “смысл”.

    Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс , или семиозис . Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

    Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или также адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

    Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику . Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

    Результаты семиотических исследований демонстрируют параллелизм семантики языка и других знаковых систем. Однако, поскольку естественный язык является наиболее сложной, мощной и универсальной знаковой системой, непосредственное перенесение семиотических методов в лингвистику малоэффективно. Скорее наоборот, методы лингвистики, и в том числе лингвистической семантики, активно влияли и влияют на развитие семиотики. Можно сказать, что логически семиотика по отношению к лингвистике является объемлющей дисциплиной, но исторически она сформировалась как результат обобщения знаний об устройстве и организационировании естественного языка на знаковые системы произвольной природы. Тем не менее в лингвистике 20 в. семиотический подход в целом и основные семиотические понятия, такие, как “знак”, “коммуникация” и “семиозис”, сыграли огромную роль.

    Соотношение понятий «знак» и «значение»

    Проблема значения принадлежит к наиболее важным, интересным и спорным в современной философской литературе. Это объясняется ее значительной сложностью и неразработанностью. Изучение структуры значения в национальных языках и их исследование в искусственных знаковых системах сомкнулись воедино, во-первых, через семиотику, во-вторых, через теорию познания.
    В теории познания анализ значения сконцентрировался вокруг вопросов о соотношении значения и знания (результата познавательного отражения), значения и понятия, значения и практической деятельности (операций) На все эти вопросы проливает свет выяснение структуры значения и знаковой ситуации. Вопрос о соотношении знака и значения остаётся открытым. Специалисты считают, что значение не отделимо от знака, но в тоже время оно не тождественно знаку в целом, знак же не может существовать без значения, т.к. только в значении коренится то, что делает знак знаком. С другой стороны, значение отличается от знака, поскольку знак- это “союз” значения и его носителя (основы знака).
    Рассматривая категорию абстрактного тождества, Гегель утверждал, что между двумя данными объектами имеется и не имеется отношение тождества и в связи с этим сделал тезис о наличии между знаком и значением диалектического единства.
    Существующий же функциональный подход к анализу знака и значения снимает трудности, связанные с вопросом о двусторонней сущности знака. Этот подход заключается в том, что значение представляет собой функциональное свойство знака, неотделимое от него самого и поэтому вопрос о том пребывает ли значение “внутри” или “вне” знака отпадает.
    При решении проблемы взаимоотношения понятия и значения было выявлено три точки зрения.
    1)Термины имеют лексическое значение, но оно не сводится только к обозначаемому понятию (Л.С. Ковтун, Д.Н. Горский, К.А..Левковская,В.А.Татаринов).
    2) Термины имеют лексическое значение, которое и есть понятие (Е.М. Галкина-Федорук, П.С. Попов, А. Шафф, В.М. Солнцев).
    3) Термины совпадают понятием и не имеют лексического значения (В.А. Звегинцев, А. А. Реформатский, Л. А. Капанадзе).
    Исследование знаковой природы слова показало, что закон обращения планов в общей форме иллюстрируется треугольником Г. Фреге, любая вершина которого теоретически может быть принята за исходную точку при установлении направленных отношений. Закон обращения планов имеет силу для любой ступени знаковости. Поскольку здесь рассматривается этот закон применительно к знаковым системам человека, ему придают более узкую и более определенную формулировку. “Обращение планов (план содержания становится планом выражения, план выражения- планом содержания) имеет место тогда, когда от мыслительного содержания, смысла знака, мы идём к самому знаку”/Степанов Ю.С.,1971,130/.
    Учитывая различия между общеязыковой и терминологической номинациями (и лексики вообще) треугольник Г. Фреге, при наложении его на семантическую структуру термина, трансформируется в отрезок знак-денотат, где денотат равен понятию, а соответственно и значению (т.к. под значением понимается сложное семантическое образование, центром которого является отражение устанавливаемого дефиницией понятия).