Фамусова горе от ума. Образ Фамусова в комедии «Горе от ума. Отрицательные качества личности

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» является воплощением представителей самодержавия, реакционно ополченного чиновничества. В начале XIX века таких людей было очень много, о них говорили друзья Грибоедова, Пушкин, декабристы. Барская среда негативно относилась ко всему новому, яро защищала старые порядки. Фамусов - это не один человек, а целое сословие невеж, для которых в жизни нет ничего важнее денег.

Характеристика барина

Приверженность богачей старому режиму и их сопротивление новизне во всех проявлениях жизни показано в комедии «Горе от ума». Фамусов - крупный чиновник, очень уважаемый в обществе человек, он близко общается со знатными дворянами, титулованные особы посещают его дом. Павел Афанасьевич по своим взглядам является старовером, приверженцем крепостнического дворянства.

Грибоедов образ Фамусова в комедии «Горе от ума» раскрыл со всех сторон. Для тех, кого он считает себе равным, барин радушный и гостеприимный хозяин, дом которого всегда открыт. Павел Афанасьевич находчивый и остроумный рассказчик, добродушный, не лишенный житейского ума человек. Это любящий отец, готовый как пожурить, так и приласкать свою дочку. К слугам он относится грубо, ворчлив, вспыльчив. Как начальник - строг и требователен.

Культурный уровень помещика

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» воплощает в себе полупросвещение барского сословия. Павел Афанасьевич хвастает тем, что московские девицы два слова не могут связать воедино, что у него в канцелярии полно ничего не делающей родни. Речь Фамусова говорит сама за себя, у него богатый словарный запас, в котором преобладают народные выражения, попадаются и иноязычные слова.

Но барин не в состоянии выразить сложные душевные переживания или поговорить о науке, что указывает на его низкий культурный уровень. Это обычный русский помещик, предпочитающий общаться на житейском языке.

Манера общения

Правила поведения в обществе также затрагиваются в комедии «Горе от ума». Образ Фамусова является воплощением всех русских помещиков, привыкших унижать и оскорблять слабых и бедных, льститься перед теми, кого они побаиваются или кто им выгоден. С мелким чиновником Павел Афанасьевич общается на «ты» и только высокомерным тоном. С влиятельными людьми он говорит заискивающе, прибавляет к словам частицу «с». Определенная речевая манера делает образ Фамусова в комедии «Горе от ума» реалистичным и правдивым, ведь именно так разговаривало все московское дворянство.

Грибоедов поставил себе цель разоблачить крепостническое общество, показать, куда их господство ведет Россию, и это у него получилось. Современники писателя, прочитав комедию, узнали события и факты, происходившие прямо на их глазах. Грибоедов ничего не приукрашивал, а реалистично изобразил дворянство начала XIX века. Фамусов и ему подобные активно выступали против просвещения и культуры, отказываясь от духовного и Подобная элита для России - это шаг назад. Это отлично понимал как Грибоедов, так и его современники.

Одним из главных персонажей сатирической стихотворной комедии А.С. Грибоедова стал Павел Афанасьевич Фамусов. Это представитель московского дворянства средней руки. Когда-то был женат, но жена умерла при родах, оставив ему дочь Софью. И теперь необходимо внимательнее рассмотреть характер этого героя, чтобы полнее раскрыть тему «Фамусов: отношение к службе».

Характеристика Фамусова

Себя он характеризует образцовым отцом, бодрым, свежим, дожившим до седин человеком с поведением, похожим на монашеское. Но окружающие Фамусова люди говорят по-другому. Дочка Софья отзывается о своем единственном родителе очень нелестно: он скор, неугомонен и брюзглив. А его навязчивое желание близости со служанкой Лизой перечеркивает «аскетическое» поведение. В к его мнению прислушиваются и даже дорожат ним. В общем, Фамусов - человек не злой, но сейчас самым главным и важным вопросом для него стали поиски выгодной партии для Софьи.

Чины и ранги

На самом деле очень - Фамусов. Отношение к службе, однако, у него особое. Как и подобает настоящему дворянину, он находится на Но свою работу выполняет просто механически, абсолютно не интересуясь ее смыслом. Лучшим подтверждением этого являются его слова, в которых высказывает желание, чтобы много дел не копилось. Поэтому частенько подписывает бумаги, не читая. Как он сам же говорит: «Подписано, так с плеч долой».

Для Фамусова служба не является какой-то полезной лично для него деятельностью, и даже не средством заработка денег, и уж тем более он не руководствуется желанием служить Отечеству. Служба для него - главный атрибут настоящего дворянина. К чинам и табели о рангах он относится с огромным пиететом, по ним он и оценивает людей.

Фамусов. Отношение к службе. "Горе от ума"

Фамусов, в случае общения с важной особой, обязательно укажет на родственные связи. «Позвольте нам своими счесться, хоть дальними, - наследства не делить».

При раскрытии темы «Отношение к службе Фамусова» цитаты говорят сами за себя. Герой любит окружать себя дальними родственниками и по службе старается всячески их продвигать. Его не интересует, может человек выполнять эту работу или нет. Вот пример, цитата: «Нет! Я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу ее на дне морском». Лиза про отца Софьи говорит, что он хотел бы иметь зятя с чинами и звездами - и не меньше. Фамусов считает ученость человека чумой, от которой вечные проблемы, он также считает, что и книги вредны, и совсем не нужны, лучше бы их и вовсе сжечь.

Чацкий и Фамусов

Когда внезапно в доме Фамусова появляется Чацкий, нарушается размеренная и упорядоченная жизнь всего семейства, выбивается из привычной колеи хозяин. Для собственного успокоения Фамусов занимается составлением календаря. Там делаются отметки, когда будут крестины, похороны или званый ужин на форель, куда непременно прибудет Фамусов. - совсем иное. Он стал олицетворением появления нового, современного, образованного и прогрессивного человека, который выступает против старых устоев, поклонения чинам, крепостного права и самодержавия.

Однако Фамусов не так ограничен, как его окружение вроде полковника Скалозуба или многоликого секретаря Молчалина, как, впрочем, и все остальные гости, приглашенные на вечер. У него имеется своя точка зрения на происходящие процессы в обществе, и он старается последовательно ее защищать. Он - убежденный крепостник, и всегда готов за любые прегрешения отправить нарушителя порядка на каторгу, в Сибирь.

Вот в этом весь Фамусов. Отношение к службе Чацкого совсем иное, он ушел с государственной службы и заявляет, что служить и рад бы, да прислуживаться тошно. Фамусов в ответ: "...Все вы гордецы! Спросили ли бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя...".

Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума” может похвастаться своими неповторимыми образами. Одним из центральных образов произведения является образ Фамусова.

Павел Афанасьевич Фамусов - человек в возрасте, похоронил жену, мать своей дочери, Софьи, которую воспитывает с помощью гувернанток, но бесконечно любит. Он живет в Москве и, несмотря на свой возраст, Павел достаточно энергичный, служит управляющим на государственном предприятии, куда устроил работать почти всех своих родственников. Он регулярно выдает им награды, чины, почти все предприятие занимают исключительно родственники Фамусова.

Павел Афанасьевич взял к себе на воспитание Чацкого, когда его родители умерли. Ему важно, что о нем говорят, он зависим от чужого мнения, любит разносить слухи. Фамусов лицемерен, часто суетиться, остроумен и находчив, любит льстить людям, оценивает людей по чину (чинопочитание). Он ничего не замечает вокруг, любит ставить себя выше всех, всегда отстаивает свою точку зрения, из-за чего много говорит, часто всех перебивает, часто сердиться, любит ругаться по поводу и без на свою прислугу. Также автор отмечает громкий голос Павла.

Фамусов считает образование ненужной тратой времени. Также он считает себя гостеприимный и придает важность походам в гости. Его нередко можно заметить на всех важных событиях города, на балах, крестинах и так далее. Павел Афанасьевич считает, что Чацкий не может жениться на его дочери Софье, потому что у него нет денег, а отец требовал исключительно богатого жениха, несмотря на свое небедное материальное положение, он был не прочь породниться с молодым полковником Скалозубом. Плюс ко всему, по мнению Фамусова, от Чацкого можно было ждать только неприятностей и нарушения порядка. Павел и Чацкий были противоположностями друг друга, во время спора каждый отстаивает свою точку зрения, они не слышат друг друга.

В лице Фамусова Грибоедов выражает типичного русского дворянина, а в лице его свиты и друзей - типичное русское общество. Все развлекаются, но под этим скрывается корыстные цели: найти выгодную партию, завязать новые знакомства, найти покровительство. Всех гостей Фамусова и его самого объединяет поиск личной выгоды, лицемерие. В таком обществе искренность считается дурным тоном или безумием, где все пытаются произвести друг на друга хорошее впечатление, позабыв о своем внутреннем мире.

Сочинение про Фамусова

Из произведения “Горе от ума” мы узнаём о ситуации, царившей в России на тот момент, подробно описывая людей, и их мысли и переживания.

Автор знакомит нас с множеством колоритных персонажей, которые затягивают читателя в повествование. Из поколения старого мы знакомимся с Фамусовым, человеком преклонных лет, который имеет своё положение в обществе, и очень дорожит им. Он является человеком, который всегда задумывается о том, что думают о нём окружающие, человеком который консерватором, отвергающим всё новое и инновационное. Являясь консерватором по натуре, этот человек старается отвергать науку и просвещение, порицая за чтение свою дочь, якобы оно развращает молодой ум девушки, однако в произведении мы видим, что и Фамусов отнюдь не святой, ведь он частенько флиртует со своей служанкой Лизой.

Из всего вышеописанного мы видим, что Фамусов является человеком, закрытым в своём коконе стабильности, не желающим ничего нового, и даже побаиваясь нового, так как он переживает, что это новое, может забрать его старую жизнь, к которой он так привык и не хочет терять. Отчасти Фамусова можно понять, он человек другого поколения, и всё то, что для нового поколения норма, для него дикость и полнейшая бестактность. Так было и будет всегда, так что осуждать его за это, будет очень глупо. Грибоедов показывает нам данный образ, чтобы показать ту борьбу старого с новым и инновационным. То нежелания старого мира отходить на второй план, в связи с его нежеланием терять власть.

Также через Фамусова видно, что автор сделал его олицетворением консерватизма, нежелающего впустить в этот мир ничего нового, способного привести к изменениям, так как сам Фамусов боится изменений, опасаясь потерять свою старую жизнь, которую он так полюбил, и к которой так привык.

В девятнадцатом веке в России произошло множество событий, о которых мы можем узнать из произведений русских классиков. Многие из них описывали различные события, так или иначе повлиявшие на состояние нашей родины, и определенно повлиявшие на людей того времени.

Многие произведения такого автора как Грибоедов можно назвать произведениями, провоцирующими людей на изменения, и возможно на сопротивление. Поэтому его произведения часто подвергались к цензуре, и часто его произведения не допускали к печати. Одним из таких произведений стало его провокационная комедия “Горе от ума”.

3 вариант

Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” поднимает множество остросоциальных вопросов, обострившихся после Заграничных походов русской армии. Все персонажи данного произведения олицетворяют представителей российского общества того периода. В большей степени автор делает акцент на дворян и высокопоставленных личностей. Все, за исключением Чацкого, выступают в роли негативных героев. Особняком среди них стоит Павел Афанасьевич Фамусов. Каков же образ данного персонажа?

Фамусов – помещик, предводитель так называемого “Фамусовского общества”, отличающегося консервативными взглядами на жизнь. Павел Афанасьевич довольно пожилой человек, о чём свидетельствует его выступающая седина. Несмотря на свой достопочтенный возраст, он очень активен и бодр. Фамусов занимает высокое положение в обществе, работая на должности управляющего в казённом доме. Практически все коллеги по работе приходятся ему родственниками, которые получили свои места благодаря кумовству. Фамусов был женат, но его супруга умерла. От брака у вдовца осталась дочка София, которую он воспитывает самостоятельно, стараясь привить ей свои собственные порядки.

Отношение Павла Афанасьевича к жизни выражает мнение всех дворянских кругов того времени. Фамусов презирает образование и просвещение, потому что это может нанести вред его благосостоянию. Он крайне не одобряет обучение своей дочери, которая изучает науки и искусство при помощи профессиональных учителей из европейских стран. Сам же Фамусов является необразованным человеком, который предпочитает вести роскошный образ жизни.

Несмотря на большое количество рабочих обязанностей, он уделяет много времени развлечениям, в особенности походам в рестораны. В доме у Павла Афанасьевича практически всегда можно встретить гостей. К их приходу Фамусов готовится основательно. Он дорожит своей репутацией и пытается произвести впечатление на знакомых людей, боясь осуждения или критики со стороны общества. Тем не менее его отношение к собеседнику зависит от служебного положения человека. Благодаря своему умению льстить, данный персонаж быстро поднялся по карьерной лестнице.

В образе Фамусова Грибоедов хотел продемонстрировать все пороки и недостатки консервативного общества дворян. Павел Афанасьевич олицетворяет негативные качества человеческой души, что проявляется в его отношении к различным вопросам и его подходу к решению задач. Автор призывает людей, похожих на Фамусова, изменяться и становиться представителями передовой прослойки тогдашнего дворянства, которое находилось в меньшинстве и не могло кардинально изменить устаревшие ценности.

Образец 4

Произведение Грибоедова "Горе от ума" показывает основные проблемы в обществе 19 века и проблема, которая остаётся вечной, конфликт поколений. Автор разделяет два поколения на "минувший век" и "век нынешний". У каждого века есть свой представитель, который отражает всю суть того времени.

Один из главных героев Павел Афанасьевич Фамусов относится к минувшему веку. Занимает почетное место в Москве, дворянин. Фамусов управляющий в казенном доме. Фамусов не одинок, он имеет семью, состоящую только из дочери. Дочь София в возрасте семнадцати лет. Фамусов воспитывает ее один, жены нет, она умерла.

Фамусов отрицательно относится к каким либо переменам в жизни. Им движет страх и неизвестность. Будет ли хорошо после перемен или же стоило ничего не трогать и оставить на своих местах? Именно такие мысли Фамусова передает нам автор.

С первых строк произведения отчётливо виден образ главного героя. Не стоит забывать, что Фамусов представлен, как целое поколение, относящиеся к минувшему веку.

Перемены в жизни это не единственное что отрицает Павел Афанасьевич. Так же он против просвещения. Он считает это злом. Он называет свою дочь распущенной, когда видит Софью с Молчалиным. Оправдывает эту распущенность тем, что Софья читает много книг. Именно от них весь вред и все беды. Сам же Фамусов ведёт себя как монах и считает себя примером для дочери. Хотя каждый, кто не слеп, видит обратное, Фамусов не ведёт свою жизнь как монах. Незадолго до разговора с дочерью, Павел Афанасьевич флиртовал со служанкой Лизой.

Фамусов очень зависим. А именно зависим от общественного мнения, ему важно то что о нем подумают и что скажут. Он переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе. Павел Афанасьевич всегда думает, какое впечатление он произведёт на окружающих. Правду говорят "не суди книгу по обложке". Но Фамусов делает всё в точности да наоборот. Ему важен внешний вид, а не те качества и достоинства, которые внутри человека и собственно то из чего он состоит.

Кто-то стыдиться выслужиться и унижаться перед людьми, а Фамусов думает совершенно иначе. Он считает это нормой. На первом месте в его жизни стоит чин и состояние.

Черты характера явно просматриваются в общение с другими людьми. В общение со всеми он ищет только выгоду. Люди, которые ничего не могут дать Фамусову это совершенно бесполезные личности.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Вакулы в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение 5 класс

    В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» присутствуют самые разные персонажи, как сказочные, так и реальные. Одним из таких персонажей является Вакула, обычный деревенский кузнец.

    Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым.

/ / / Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Смелое для своей эпохи произведение – комедия Александра Сергеевича Грибоедова прошла нелегкий путь, прежде чем стала известна широкому кругу читателей. Цензура сначала не пропустила его ни в печать, ни на сцену.

Острые проблемы, назревшие в обществе, а на первом месте – раскол в среде дворянства – легли в основу .

Грибоедов отразил в своем произведении и главное противоречие 19 века – конфликт старых укладов и новых взглядов. На защите идей «минувшего века» стоит один из главных героев Павел Афанасьевич Фамусов.

Это не просто рядовой дворянин, он занимает высокое положение в Москве и имеет влияние. Должность Фамусова – управляющий в казенном доме. Его семья – семнадцатилетняя дочь , которую он воспитывает один, так как жена умерла.

Фамусов настроен против перемен, даже правильнее было бы сказать, что он их попросту боится, ведь непонятно как они обернутся и повлияют на устроенную и приятную жизнь, которая есть на данный момент.

Образ Фамусова не сложен и легко прорисовывается с первых же явлений комедии «Горе от ума». Следует подчеркнуть тот важный момент, что мнение этого героя – это обобщенное представление всех дворян того времени.

Что касается образования, то Павел Афанасьевич категорически против просвещения. Для него это зло. Распущенность дочери (отец застает Софью наедине с Молчалиным) он списывает на влияние книг, которые девушка постоянно читает. От них все беды, лучше брать пример с отца, который ведет себя, как монах. Хотя мы, читатели, прекрасно видим, что это не так. За несколько минут до разговора с дочерью Фамусов откровенно флиртует со служанкой .

Павел Афанасьевич очень зависим от общественного мнения, он переживает, что в обществе будут плохо о нем говорить. Фамусов переживает, какое впечатление он производит. Его заботит картинка, внешний лоск, а не внутренние человеческие качества и достоинства. Но это все и не удивительно. Такие подходы и взгляды характерны для всего дворянского сословия Москвы того времени.

Павел Афанасьевич не осуждает, а, наоборот, поддерживает способность выслуживаться, не видит в этом ничего зазорного. Для него на первом месте чин и состояние, остальное же – вещи второстепенные, которые играют незначительную роль. – противник таких взглядов - называет это положение дел в обществе – покорностью и постоянным страхом за то, чтобы не потерять статус и за то, что скажет окружение.

Легко представить характер главного героя – Петра Афанасьевича Фамусова – можно через его отношение к другим людям. Уважает и считается он с мнением тех, кто имеет хоть какой-то вес в обществе. В общении с другими он исходит только из выгоды. А если же ее нет, то такой человек вовсе и не нужен. Личность совершенно утрачивает свое значение.

Фамусов – типичный представитель дворянства того времени, когда конфликт между старыми убеждениями и новыми веяниями еще только назревает, когда «минувшее» еще имеет силу, но уже потихоньку отдает свои позиции и неизбежно канет в лету.

Фамусов - один из главных героев пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума".

Наиболее яркой и типичной фигурой в группе московского дворянства, изображенного в комедии, является Павел Афанасьевич Фамусов.

Перед нами - важный московский барин. Мы видим Фамусова в разные часы дня, в разной обстановке, видим его взаимоотношения с различными людьми, и характер его раскрывается перед нами со всей полнотой.

Фамусов - вдовец, отец взрослой дочери. Он по-своему любит единственную дочь и заботится о ней, считает сам, что для воспитания сделал все; он подыскивает для Софьи подходящего жениха и не прочь выдать ее за богатого и чиновного Сергея Сергеича Скалозуба. Фамусов дожил до седин, "однако бодр и свеж" и сохранил неугомонность нрава.

Утром его хозяйственный голос слышится в комнатах дочери, на которую он ворчит за ночное чтение романов. Затем мы видим его в гостиной, в послеобеденный час. Удобно раскинувшись в креслах, он глубокомысленно "философствует", удивляясь, как это "ешь три часа, а в три дня не сварится". Он озабоченно записывает дела на неделю. Нужно везде успеть, ничего не перепутать, никого не обидеть. А вечером широко раскрываются двери его особняка, и Фамусов встречает гостей. Перед нами - гостеприимный, добродушный хозяин.

Фамусов гордится своей принадлежностью к кругу знатных московских дворян. Он поклонник старины, ее обычаев, дворянских традиций и уклада жизни. Он сторонник старых крепостных порядков и сам типичный барин-крепостник. Обладать и распоряжаться по своему усмотрению крепостными крестьянами представляется ему законным, вполне справедливым, и чем большим количеством крепостных душ владеет помещик, те, по его мнению, лучше. Фамусов часто груб со своими крепостными слугами, ругает их, не стесняясь в выражениях, ослами, чурбанами, называет их не иначе, как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь ни с возрастом, ни с достоинством человека. Крепостные слуги для Фамусова - не люди, достойные уважения за труд, а низшие существа, которых он имеет право продать, купить, наказать, сослать.

Будучи барином-помещиком, Фамусов, однако, живет не в деревне, не в имении, а в Москве и занимает видную должность по службе. Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Как типичного бюрократа, Фамусова не интересует содержание этих бумаг, он смертельно боится только оного - "чтоб множество не накоплялось их". Фамусов окружил себя на службе родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Самое важное для Фамусова как чиновника - это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким путем выслужиться.

Фамусов самодоволен. Он не только не чувствует в своих взглядах, в своем поведении ничего плохого, но наоборот, считает себя примером для всех, образцом для подражания и поэтому любит всех поучать.

Его речь - типичная речь барина той Москвы, в которой, по выражению Чацкого, господствует "смешенье языков французского с нижегородским". По составу словарь Фамусова самый разнообразный. В его речи встречаются и народные слова и выражения: зелье, невзначай, откудова и т.п.; фразеологизмы: бьют баклуши, в ус никого не дуют и т.п. Но в речи Фамусова нет слов, выражающих философские, научные понятия, что указывает на его невысокий культурный уровень.