Как называется хор исполняющий в народной манере. Значение слова «хор

Хор - это коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно - выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении.

Типы хоров:

В хоре существуют партии голосов. Они группируются по характеру звучания и диапазону голосов. Высокие женские голоса - сопрано; низкие женские голоса - альты; высокие мужские - тенора; низкие мужские - басы; высокие детские голоса - сопрано (дисканты).

Характеристика хоровых партий:

СОПРАНО характеризуется высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Чаще всего этой партии поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Диапазон: до первой октавы - ре второй октавы.

АЛЬТЫ отличаются более низким, плотным, насыщенным звуком. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют ведущую роль, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: ля малой октавы - ре второй октавы.

ТЕНОРА: присуще подвижное, лёгкое, но в то же время твёрдое, сильное звучание. В смешанном хоре это средний голос, но иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: до малой октавы - ля второй октавы.

БАСЫ: обычно - фундамент, основа хора. Характеризуется силой, мощью. В то же время присуща лёгкость звучания. В мужском двухголосном хоре - роль второго голоса, но иногда исполняют главную мелодию произведения. Диапазон: фа, соль большой октавы - ре малой октавы.

Количественный состав хора.

Количество певцов в каждой партии должно быть примерно одинаковым. Самое меньшое число голосов в партии равняется трём. Минимальный состав смешанного хора нужно считать 12 человек.

С.3 + А.3 + Т.3+Б.3=12; С.3 + А.3=6; Т.3 + Б.3=6

Вокальные ансамбли

С.6 + А.6 + Т.6 + Б.6=24 - малый хор.

Элементы хорового исполнения:

Ансамбль (ритмический ансамбль). Способность всех певцов петь, произносить слова, брать дыхание, начинать, кончать песню одновременно.

Строй (чистая интонация каждого певца).

Нюансы (разное звучание различных мест произведения).

Дикция (произнесение певцами текста четко, ясно).

Расстановка хора

Для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий. Существуют различные способы расстановки. Целесообразнее расположить хор в виде полукруга, т. к. при этом создается наиболее концентрированное звучание. (см. приложение 1)

В музыковедческой литературе при характеристике испол­нительства принято вычленять три его составляющих: ком­позитора, исполнителя и слушателя. Остается без внимания еще один важный элемент исполнительского акта - музы­кальный инструмент, с помощью которого исполнитель реа­лизует замысел автора, воссоздавая его в живом звучании. Объясняется это тем, что в большинстве видов музыкального исполнительства музыкант не имеет непосредственного отно­шения к качеству инструмента. Другое дело хор, который представляет собой живой организм, сформированный в соот­ветствии с художественными вкусами и критериями хормей­стера - мастера, его создавшего. Этот организм может быть гибким и неповоротливым, понимающим и непонятливым, доброжелательным и агрессивным, увлеченным и безразлич­ным. Одухотворенность хорового инструмента требует к нему особого отношения, поскольку эта его особенность делает его одновременно и самым умным и восприимчивым, и самым нестабильным и изменчивым. Последнее обстоятельство свя­зано с тем, что основные его качественные параметры (яркость и красота звука, чистота интонирования, слитность ансамб­ля, тембровое богатство, громкость, общий вокальный диапа­зон, артикуляционный «механизм») не могут быть зафикси­рованы надолго, а воссоздаются и обновляются на каждой репетиции дирижером-хормейстером, который в хоровом жан­ре является не только исполнителем, но и автором инструмен­та (подобно скрипичному мастеру) и его настройщиком (по­добно настройщику фортепиано).


52

В истории отечественного хороведения давалось много оп­ределений понятия «хор»: от «собрания поющих» до «ансамб­ля поющих унисонов». Вот некоторые из них:

«Хор - это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы» (П.Г. Чесноков) 1 .

«Хором называется более или менее многочисленная группа "певцов, исполняющая вокальное произведение» (А.С. Егоров) 2 .

«Хором называется коллектив певцов, организованный для совместного исполнения. В хоре должно быть соблюдено коли­чественное и качественное соотношение голосов, обеспечиваю­щее владение всеми элементами хоровой звучности, необходи­мое для осуществления стоящих перед ним исполнительских задач» (Г.А. Дмитревский) 3 .

«Хор - это организованный коллектив певцов... В пони­мании советского слушателя хор - творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого - идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс» (К.К. Пигров) 4 .

«Хором называется такой коллектив, который в достаточ­ной мере владеет техническими и художественно-выразитель­ными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые за­ложены в произведении» (Вл.Г. Соколов) 5 .


«Хор - певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку с инструментальным сопровождением или а капелла» (Н.В. Романовский) 6 .

«Хор - это большой вокально-исполнительский коллек-тив, который средствами своего искусства правдиво, художе­ственно полноценно раскрывает содержание и форму испол­няемых произведений и своей творческой деятельностью способствует идейно-художественному воспитанию народных масс. Как музыкально-исполнительский "инструмент" хор

1 Чесноков П.Г. Хор и управление им. - М., 1961. - С. 25-26. 2 Егоров А.С. Теория и практика управления хором. - Л.; М., 1951. - С. 13.

3 Дмитревский ГЛ. Хороведение и управление хором. - М., 1957. - С. 3.

4 Пигров К.К. Руководство хором. - М., 1964. - С.21.

6 Соколов Вл. Работа с хором. - 2-е изд.-М., 1983. - С. 5.

6 Романовский Н.В. Хоровой словарь. - М., 1980. - С. 124.


Понятие о хоре

представляет собой ансамбль вокальных унисонов» (В.И. Крас-нощеков) 1 .

Как видим, в каждом из этих определений акцент делает­ся либо на структурную организацию, либо на технические и художественные параметры, либо на цели и задачи. Связав во­едино разнообразные сущностные признаки, вкладываемые разными авторами в понятие «хор» и критически оценив их, автор данной книги считает возможным предложить следу­ющую обобщающую формулировку: хор - это вокально организованный исполнительский коллектив, основу ко­торого составляет ансамбль интонационно, динамичес­ки и темброво слитных групп, обладающих художествен­но-техническими навыками, необходимыми для воплощения в живом звучании музыкально-поэтического текста произведения. Данное определение, пожалуй, дос­таточно точно устанавливает отличительные признаки поня­тия, его содержание и границы.

По составу голосов хор бывает однородным (мужским, жен­ским, детским) и смешанным (т.е. состоящим из мужских и женских или из мужских и детских голосов). Еще одна кате­гория - хоры мальчиков - требует уточнения, поскольку ее может представлять и однородный хор (если в нем поют толь­ко мальчики) и смешанный (если вместе с мальчиками в нем поют юноши, исполняющие мужские партии).

Нормальный полный смешанный хор состоит из четырех партий: сопрановой, альтовой, теноровой и басовой. Но иног­да в смешанном хоре отсутствует одна или даже две хоровые партии из разнородных групп голосов (например, партия аль-тов или теноров). Такой состав обычно именуют неполным сме­шанным хором. В профессиональном хоровом исполнитель­стве этот тип хора, как правило, не встречается. Среди любительских же хоров он достаточно распространен. Особен­но часто неполный смешанный состав встречается в заводской и клубной самодеятельности, в школах, училищах и вузах. Так, например, достаточно типичной является ситуация, ког­да в хоре, насчитывающем 40 участников, поют лишь 5-6 мужчин. В этом случае чаще всего тенора и басы объединяют­ся в одну хоровую партию.

1 Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. - М., 1969. - С. 81-82.


54 Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный институт культуры»

Кафедра: Дирижирование академическим хором

Реферат

По дисциплине: «Хороведение и методика работы с хором»

На тему: «Хоровой коллектив. Структура хора. Количественный и качественный состав»

Выполнила: студентка 3 курса, группы 46

Тарасенко Ольга Петровна

Проверила: профессор

Шабалина Ольга Ивановна

Москва 2015 г.

Введение

1. Характеристика понятия «хоровой коллектив» и его особенности

2. Особенности структуры хорового коллектива

3. Количественный и качественный состав хорового коллектива

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Хоровое пение - одна из самых древних и богатых областей музыкального искусства. Оно, очевидно, существовало еще в первобытных общинах, как это позволяют предположить сохранившиеся памятники той эпохи. Постепенно хоровое пение не только сопутствовало трудовым процессам, но и становилось важным элементом народных игр, плясок, обрядов. Возникали жанровые разновидности песен с их отличительными признаками (трудовые, бытовые, военные, любовные и другие напевы), обогащались выразительные средства, возникали приемы чередования сольного и хорового пения, на празднествах и при отправлении обрядов к хору присоединялись инструменты. Появлялись ранние формы многоголосия.

В системе массового музыкального образования огромную
роль играют различные формы хорового искусства.

Хороведение освещает вопросы истории, теории и практики хорового исполнительского искусства, его место в духовно-нравственном, художественном воспитании народа, содержание вокально-хорового образования, принципы управления художественными коллективами, конкретные методические системы работы с хорами различных типов, видов, составов.

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства Г.А. Струве, выявило ряд «узких мест» в процессе функционирования типового самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение.

С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С другой стороны -- недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.

Современный репертуар хоровых коллективов охватывает наибольшее количество исторических эпох по сравнению с другими видами музыкального исполнительства.

Целью данной работы является обобщение знаний о хоровом коллективе, его структуре и составе.

Для достижения поставленной цели в работе был решен ряд задач :

1. Дать характеристику понятия «хоровой коллектив»;

2. Раскрыть особенности структуры хора;

3. Описать количественный и качественный состав хорового коллектива.

1. Характеристика понятия «хоровой коллектив» и его особенности

Хор -- это организованный коллектив певцов. Такое определение охватывает собой всевозможные певческие коллективы самых разнообразных квалификаций, исполнительской манеры, репертуарной направленности, способов формирования и комплектования. В понимании отечественного слушателя хор -- творческий коллектив, основная цель исполнительской деятельности которого идейно-художественное и эстетическое воспитание народных масс.

Материалом для создания всякого хорового коллектива служит певческий голос человека. Певческие голоса можно разделить на три большие группы: мужские, женские, детские. Эти три рода голосов и будут представлять собой материал, из которого можно организовать хор того или иного состава. Хоровые коллективы, укомплектованные только из мужчин, только из женщин или же из детей, называются однородными хорами, потому что состав их действительно однороден (хор из одних женщин -- женский, хор из одних мужчин -- мужской, из одних детей -- детский). Соединение мужского хора с женским или детским образует смешанный состав хора.

Таким образом, хоровой коллектив объединяет в себе разные группы голосов. Голоса одной группы, исполняющие в унисон свою мелодию, называются хоровой партией. Хоровые партии комплектуются из певцов, обладающих примерно одинаковым диапазоном голоса и сходностью тембрового звучания.

Классический вариант смешанного хора представляет собой коллектив певцов с высокими и низкими женскими и мужскими голосами. Низкие мужские голоса называются басами, низкие женские - альтами, высокие мужские - тенорами, высокие женские голоса - сопрано.

В детском хоре аналогично женскому голоса делятся на высокие сопрано и низкие альты. В хоре мальчиков высокие голоса называются дискантами. В свою очередь каждая партия нередко делится на два голоса - первый и второй. В партитуре смешанного хора часто встречается сочетание сопрано I и сопрано II, альтов I и альтов II, теноров I и теноров II, баритонов и басов.

Нотная запись мелодий всех партий хора называется хоровой партитурой. Существуют два основных принципа оформления хоровой партитуры. Первый, наиболее употребительный, заключается в том, что мелодия каждого голоса выписывается на отдельной нотной строке. Таким способом излагаются партии хоровых произведений преимущественно полифонического склада, что позволяет певцам отчетливо проследить за развитием каждой отдельной темы, каждой мелодической линии.

В хоровом исполнительстве различают две манеры пения - академическая и народная, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.

Академический хор опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы - академическую манеру пения.

В зависимости от профиля деятельности академические хоровые коллективы именуются капеллы, ансамбли песни и танца, оперными хорами, учебными хорами и т.д.

Название капелла - хор получил от места, где размещались певчие, хоровой коллектив. В средние века капелла - католическая часовня и придел в церкви, где размещался хор. Первоначально капеллы были только вокальными, без участия инструментов. С тех пор многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения, в котором основное внимание обращалось на певучесть и самостоятельность голосов, на гармоничность общего звучания, стали называть пением а сарреllа. В настоящее время капеллой называют некоторые профессиональные, а также любительские хоровые коллективы (например, Петербургская академическая капелла им. М. Глинки, Республиканская русская хоровая капелла им. А. Юрлова...). Капеллами также называют хоры мальчиков (Нижегородская капелла мальчиков).

Народный хор - вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе.

Исполнение произведения на концерте - конечная цель и результат всей предварительной работы любого музыканта, в которой подбор репертуара является начальной точкой отсчета длинного творческого пути.

Подбор репертуара для хорового коллектива - это не одномоментный акт, а сложный процесс: с одной стороны, в нем фокусируются музыкально-эстетический вкус и культура хорового дирижера, с другой стороны, подбор произведений и репертуар хора имеет педагогический характер, так как он обусловлен индивидуальными особенностями исполнителей и репетиционными условиями.

Вместе с тем, существуют традиционные критерии, в соответствии с которыми составляется концертный репертуар хоровых коллективов:

1) разнообразие по историческим эпохам, стилям, жанрам, характерам и т.д.;

2) соответствие с определенным исполнительским направлением, так, например, репертуар академического хора составляют духовные и светские хоровые произведения, западноевропейских и русских композиторов-классиков, обработки и переложения народных песен, современные сочинения;

3) наличие достаточного количества произведений а сарреllа (без сопровождения), освоение которых позволяет наиболее интенсивно формировать хоровое мастерство.

Достижения отечественного хорового искусства исторически основывались на органичной связи композиторского творчества и хорового исполнительства. Огромное хоровое наследие, накопленное в результате многовековой певческой практики в России, является сокровищницей хоровой культуры, способствующей дальнейшему ее развитию.

2. Особенности структуры хорового коллектива

Понятие состава хора неоднозначно, оно предполагает различные аспекты. При характеристике состава хора, необходимого для исполнения данного произведения, учитываются: его структура, общее число участников (количественный состав), определенные качественные признаки (качественный состав).

Как уже отмечалось, творческий хоровой коллектив может отличаться по своей структуре. Это может быть фольклорный ансамбль, студия эстрадной песни, хор мальчиков и так далее. Но наиболее практичным и реально достижимым является создание хора академического плана: репертуар его охватывает большой круг вокальных жанров - от произведений композиторов-классиков, песен различных народов до произведений современных авторов. хоровой партитура певческий ансамбль

Структура хора определяется, прежде всего, его типом и видом. Первое указывает на то, какие хоровые партии входят в состав хора. По этому признаку все хоры делятся на однородные (детские, женские или мужские) и смешанные -- состоящие из женских или детских (или тех и других вместе) и мужских голосов (хоровых партий).

Вид хора свидетельствует о количестве хоровых партии («голосов»), входящих в его состав. Исходя из этого, хоры бывают одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырехголосные и т. д.

Каждому типу соответствуют определенные виды хора. Однородные хоры имеют в своем составе две основные партии: верхние голоса (дисканты в детском хоре, сопрано -- в женском, тенора -- в мужском) и нижние голоса (альты в детском и женском хоре, басы -- в мужском). Следовательно, элементарный вид однородного хора -- это двухголосие: Д+А (в детском хоре), С+А (в женском), Т + Б (в мужском).

Смешанный хор состоит из четырех основных партий: сопрано (или дисканты), альты, тенора, басы. Его наиболее характерный вид -- четырехголосие: С (Д)+А +Т+Б.

Увеличение голосов происходит в результате разделения партий. Разделения могут быть постоянные и временные. При постоянном разделении каждая часть по существу становится самостоятельной хоровой партией: СІ + СІІ + А (трехголосный женский хор), ТІ + ТІІ + БІ + БІІ (четырехголосный мужской хор), СІ + СІІ + АІ + АІІ + ТІ + ТІІ + БІ + БІІ (восьмиголосный смешанный хор).

При временных разделениях «дивизи» партии делятся эпизодически. Непостоянный характер разделений создает изменчивость хорового состава. Нередки случаи, когда полный состав хора фактически ни разу не звучит в произведении одновременно, и установление вида хора (количества голосов) становится в значительной степени условным. Хоровой состав без разделений партий или с разделениями, имеющими постоянный характер, может быть назван стабильным, а состав при разделениях типа дивизи нестабильным.

Различаются 2 основных типа хоровых коллективов: однородные и смешанные. Данная типология обусловлена 3-типной классификацией певческих голосов: детские, женские, мужские.

Разновидностью неполного смешанного типа являются юношеские хоры, формирующиеся из женских (сопрано и альты) голосов и одной унисонной мужской партии. Название юношеские они получили потому, что чаще всего их комплектуют из юношей и девушек 15-17 лет. Ввиду ограниченных певческих возможностей, связанных с активным процессом мутации, юноши объединяются в единую хоровую партию и исполняют мелодию в унисон.

3. Количественный и качественный состав хорового коллектива

Хоровые коллективы традиционно делятся на хоры малых (камерных), средних и больших составов. Исходя из количественного состава, определяется и численность каждой хоровой партии. Для оптимального звучания, достижения чистого строя и слаженного ансамбля, по определению П. Чеснокова, число певцов внутри хоровой партии должно равняться трем. Наличие в партии трех человек позволяет использовать приемы цепного (непрерывного) дыхания.

Как однородный, так и смешанный хор может быть полного и неполного состава. Хор полного состава включает все хоровые партии, характерные для данного типа хора. Хор неполного состава состоит из части характерных для данного хора партий. Неполный однородный хор (т. е. когда все исполнение поручается лишь одной хоровой партии) используется сравнительно редко, неполный смешанный хор -- значительно чаще, для него наиболее характерно сочетание близко расположенных по диапазону партий: С+А+Т, А+Т+Б.

Существуют также многохорные составы, когда в исполнении одновременно участвует несколько хоров (два, три, четыре и более). Такие составы особенно часто встречаются в оперной музыке. В концертной практике они используются реже и, как правило, включают не больше двух-трех хоров. Если участвующие в исполнении коллективы имеют одинаковую структуру и число участников, то такие многохорные составы называются, соответственно, двойными, тройными и т. д.

Количественный состав хора определяется общим числом участников коллектива, необходимым для исполнения данного произведения. Существуют следующие основные разновидности применительно к полному смешанному хору: малый состав или камерный (16-24 чел.); средний состав (24-60 чел.); большой состав (60-80 и более чел.).

От характера и строя музыки, ее сложности зависит качественный состав хора, необходимый для исполнения данного произведения.

Характер произведения предъявляет требования к тембровому составу хора. Камерные образы предполагают преимущественное использование лирических тембров. Такой состав характерен для значительной части хоровой музыки а capella. В противоположность ему можно говорить о «драматическом составе хора», обладающем совершенно иным звуком -- плотным и крепким. Имея в виду сложность произведения, определяющую необходимый уровень вокально-хоровой техники коллектива (его профессиональную подготовку), можно условно выделить начинающий, опытный, самодеятельный и профессиональный состав хора.

Необходимость в хоровой партии присутствия от трех и более певцов подтверждается также акустическими законами. Во время исполнения унисонных мелодий пение как минимум трех участников препятствует расщеплению звука, интервал отклонения от абсолютного унисона в пении первого и второго хориста заполняются звучанием третьего голоса. Таким образом создается эффект звучания слитного унисона. Этот закон распространяется и на тембральную слитность голосов.

Как указывал П. Чесноков, наименьшее количество певцов смешанного хора, исходя из наименьшего состава одной хоровой партии, составляет 12 человек (3 сопрано + 3 альта + 3 тенора + 3 баса). Подобные нормы распространяются и на однородные хоры. Хоры с подобным минимальным составом могут исполнять только те произведения, где нет разделения голосов в партиях. Данные коллективы чаще всего используются в практике культового пения, сопровождая проведение церковных служб. В настоящее время хоровой коллектив, состоящий от 12 до 20 человек, принято называть вокальным ансамблем.

К среднему составу относятся такие коллективы, где каждая хоровая партия может разделиться (численно удвоиться) на две (БІ, БІІ). Количественный состав хора, таким образом, увеличивается до 24 человек. У П.Г. Чеснокова средний состав смешанного хора насчитывал 27 человек, дополнительно включая еще 3 баса - октависта.

В настоящее время коллективы с числом певцов от 25 до 30 человек получили название камерных хоров. Диапазон исполнительских возможностей данного коллектива достаточно обширен, но наиболее интересно в его исполнении звучат тонкие и изящные хоровые акапельные миниатюры, в исполнении которых хоры достигают высокого мастерства и совершенства.

В современной практике хорами средних составов принято считать коллективы от 30 до 60 человек. Средний по численности коллектив получил наибольшее распространение в художественной самодеятельности. Средний состав хора широко представлен в виде учебных, женских, мужских, юношеских, смешанных хоров профессионального и самодеятельного направления. Данные хоровые коллективы существуют в общеобразовательных и музыкальных школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Исполнительские возможности средних по составу хоров довольно значительны. Благодаря подвижности, мобильности и гибкости звучания они могут исполнять хоровые произведения разной степени сложности. В репертуар данных коллективов могут быть включены образцы зарубежной, отечественной хоровой литературы, обработки народных песен, хоровые произведения различных жанров и стилистического направления.

В современных условиях к большим хоровым коллективам относятся коллективы численностью от 80 до 100 (120) человек. Большинство профессиональных хоровых коллективов таковыми и являются. Большой состав профессиональных хоров обусловлен возможностью исполнения произведений крупных форм, включающих оркестровое сопровождение, а также сложных многоголосных многохорных акапельных хоровых сочинений полифонического склада изложения.

Дальнейшее увеличение постоянного состава хора нецелесообразно, так как не способствует улучшению его исполнительских качеств: утрачивается гибкость, подвижность, ритмическая четкость. Хоровой ансамбль становится расплывчатым, тембрально малоинтересным.

Однако в хоровой практике встречаются случаи существования так называемых сводных хоров, численность которых иногда достигает нескольких десятков тысяч человек. Такие коллективы организуются, как правило, по особым торжественным праздничным событиям. Для сводных хоров обычно подбираются не очень сложные, «броские» и яркие по художественному образу произведения, торжественного, гимнического характера, предварительно выученные каждым хором самостоятельно.

Успешная работа коллектива во многом обеспечивается правильной расстановкой певцов во время репетиции и концертных выступлений.

Решение этого вопроса подтверждается выработанной длительной певческой практикой. Хор на сцене и во время репетиции должен располагаться по хоровым партиям. При этом родственные партии в смешанном хоре, как правило, объединяются: высокие женские голоса (сопрано) с высокими мужскими (тенорами), нижние женские (альты) с низкими мужскими (басами). Хоровые коллективы на сцене располагаются чаще всего в виде полукруга, обеспечивая при этом лучший способ концентрации звучания.

Таким образом, точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре - основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде.

Заключение

Хор - понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор - вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора.

Хор - это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии - унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения - звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор - это ансамбль вокальных унисонов. Хоровое исполнительство выражено двумя формами музицирования - пение без сопровождения (a cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования - в натуральном или темперированном строе - повышается роль интонации.

В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств - музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художестванно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.

Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии.

Список использованной литературы

1. Богданова, Т.С. Основы хороведения / Т.С. Богданова. - М: БГПУ, 2009. - 132 с.

2. Козинская, Ю.Ю., Фадеева М. А. Хороведение и хоровая аранжировка / Ю.Ю. Козинская. М.А. Фадеева. - Саратов, 2011. - 88 с.

3. Левандо, П.П. Хоровая фактура / П.П. Левандо. - Л: Музыка, 1984. -- 123 с.

4. Пигров, К.К. Руководство хором / К.К. Пигров. - Москва: Музыка, 1964. - 220 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы развития хоровой музыки. Общая характеристика хорового коллектива: типология и количественный состав. Основы вокально-хоровой техники, средства музыкальной выразительности. Функции хормейстера. Требования к отбору репертуара в начальных классах.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2012

    Методические принципы педагогической и учебно-воспитательной работы с хором. Понятие о хоре, характеристика хоровых партий и составляющих их голосов. Основные элементы хоровой звучности, типы голосов, понятие ансамбля, значение поддерживания строя.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Взаимосвязь дикции хора и орфоэпии при донесении до слушателей поэтического текста. Специфические особенности хоровой дикции. Правила и приёмы артикуляции при вокально-хоровой дикции. Условия для создания дикционного ансамбля. Соотношение слова и музыки.

    доклад , добавлен 27.09.2011

    Музыкальная обработка А. Юрьяна древней латышской свадебной песни "Вей, ветерок". Мелодическая линия, динамика, аккордово-гармоническая фактура произведения. Диапазоны хоровых партий: гармонический строй, метроритмический, дикционный, тембровый ансамбль.

    реферат , добавлен 18.01.2017

    Хоровые самодеятельные коллективы: задачи и специфические черты. Виды хоровой самодеятельности. Художественно-исполнительские направления: народный и академический хор, ансамбль песни и танца, театрализованное и симфоническое хоровое исполнительство.

    лекция , добавлен 03.01.2011

    Развитие светской хоровой культуры. Бесплатная музыкальная школа. Хор Московского университета. Расцвет творчества Кастальского и композиторов Нового направления. Повышение качества образования хоровых дирижеров. Массовое обучение детей хоровому пению.

    реферат , добавлен 21.09.2011

    Первые русские оркестровые дирижеры. Классификация дирижеров по характеру воздействия на коллектив исполнителей. Управление оркестром с помощью баттуты. Основные отличия хора от вокального ансамбля. Строение голосового аппарата. Виды хоровых коллективов.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Общие сведения о произведении, его композиция и главные элементы. Жанр и форма хорового произведения. Характеристика фактуры, динамика и фразировка. Гармонический анализ и ладотональные особенности, вокально-хоровой анализ, главные диапазоны партий.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2015

    Оперно-хоровое творчество М.И. Глинки. Творческий портрет композитора. Литературная основа оперы "Руслан и Людмила", роль инструментального сопровождения в ней. Анализ партитуры в вокально-хоровом отношении. Исполнительский план данного произведения.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2015

    Общие сведения о хоровой миниатюре Г. Светлова "Заметает пурга белый путь". Музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения - характеристика мелодии, темп, тональный план. Степень вокальной загруженности хора, приемы хорового изложения.

Понятие типа хора как определённого состава и как конкретного сочинения хоровой музыки. Типы хоров. Характеристика их вокально–технических и исполнительских возможностей. Примеры.

Виды хора. Определение вида хора и хоровой партитуры. Определение понятия «хоровая партия». Комплектация хоровых партий соответствующими сольными певческими голосами. Количественный состав хоров и связанные с этим исполнительские возможности. Примеры хоровых сочинения различных видов.

Различные варианты расположения хорового коллектива.

Терминология по теме:

Однородный хор – хор, состоящий из однотипных голосов (мужских, женских или детских).

Детский хор– однородный. Существуют хоры младшего, среднего и старшего возраста, в целом от 6 до 15 лет.

Неполный хор – смешанный хор, в котором отсутствует какая-либо партия.

Смешанный хор – хор, состоящий из 4-х партий: Сопрано, Альт, Тенор и Бас.

Партия – часть хора, поющая одинаковыми голосами.

Дивизи (divisi) – музыкальный термин, обозначающий в партитуре хора разделение одной партии на две или более.

7. Строй в хоре.

Определение понятия «музыкальный строй». Исторический аспект возникновения и видоизменения различных музыкальных систем, именуемых музыкальными строями.

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности.

Раскрытие понятия «зонный строй». Подтверждение основных выводов П.Г.Чеснокова в научных исследованиях и трудах академика Н.А.Гарбузова о зонной природе вокального строя.

Мелодический (горизонтальный) и гармонический (вертикальный) строй. Мелодический строй как достижение унисона в звучании хоровой партии посредством осознания ладовых тяготений и законов зонного интонирования ступеней и интервалов. Гармонический строй и его взаимосвязь с мелодическим строем. Интонирование аккордов. Развитие слуховых данных у певцов. Активная природа вокального слуха и его взаимосвязь с мышечными ощущениями. Взаимосвязь дыхания и строя, вокала и строя. Зависимость достижения строя от музыкально–выразительных средств партитуры, темпа, динамики и др. Трудности достижения строя, связанные с условиями работы и др. внешними факторами.

Терминология по теме:

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности, определяющий интонационную чистоту пения.

Интонирование – осознанное воспроизведение муз. звука голосом или на инструменте. Точное интонирование опирается на ладовые связи.

Камертон – прибор источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы 440 Гц.

Ансамбль в хоре.

Понятие ансамбля в различных его значениях, в том числе структурно-организационный. Ансамбль как один из главных элементов хоровой звучности. Психологическая основа ансамбля. Ансамбль частный и общий. Технологические виды ансамбля: по качеству звука (вокальный), по силе (динамический), во времени (ритмический, темповый). Зависимость ансамбля и строя. Вокальный ансамбль как единство вокальной позиции, артикуляционной формы и тембра. Динамический ансамбль включает в себя: ансамбль естественный и искусственный, ансамбль в условиях различной фактуры, ансамбль солиста и хора, ансамбль хора и инструментального сопровождения. Ритмический ансамбль, его зависимость от метроритма, темпа, фактуры и др. Темповый ансамбль. Художественный ансамбль, его влияние на технологический ансамбль.

Терминология по теме:

Ансамбль хора (ансамбль - вместе) –один из основных компонентов хоровой звучности.

Динамика в музыке – сила звучания, громкость и их изменения.

Темп – скорость чередования метрических долей в музыке. Темп тесно связан с характером, стилем, жанром, а также индивидуальностью исполнителя.

Метр – порядок чередования сильных и слабых долей в музыке.

Метроном – прибор для определения темпа музыкального произведения.

Ритм – временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.

Синкопа – несовпадение метрического и ритмического ударений.

Аккомпанемент – сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора).

Фактура – склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, то, из чего она складывается: мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура бывает очень разнообразной: гомофонной, гармонической, полифонической и др.

Основные вопросы.

I .1) Определение хора видными мастерами хорового искусства.

2) Направления в хоровом исполнительстве.

3) Вид хора.

4) Численность состава хоров.

II . Типы хора.

III . Расстановка хорового коллектива.

Цель: Определить значение расстановки хорового коллектива для наиболее благоприятного звучания хорового произведения, в связи с типом и видом хора.

Определение хора видными мастерами хорового искусства

А. А. Егоров («Теория и практика работы с хором»): «Хором называется более или менее многочисленная группа певцов, исполняющих вокально-хоровое произведение. При этом каждая партия поется несколькими однородными голосами. Этим хоровой коллектив, как вокальная организация, значительно отличается от камерного вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета и т.д.), в котором каждая отдельная партия всегда поручается только одному исполнителю. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a cappella, т.е.коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Другой вид хорового коллектива – хоровой коллектив с сопровождением фортепиано, ансамбля инструментов или же оркестра – является уже не вполне самостоятельным: он делит свои исполнительские задачи с инструментальным сопровождением.

Хоровой коллектив a cappella - это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза звука и слова передает своими богатыми красками художественные образы музыкального произведения».

В. Г. Соколов («Работа с хором»): «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении».

П. Г. Чесноков («Хор и управление им»): «Хор a cappella представляет собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении. Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенной ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы».

Заметим, что Чесноков относит нюансы к элементам хоровой звучности, трактуя это понятие шире, чем подвижная динамическая шкала. Нюансы, по Чеснокову, охватывают средства музыкально-хоровой выразительности – особенности ритма, темпа, агогики, дикции и д.р., в связи с их динамическими изменениями.

Хор – понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор – вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора. Хор – это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии – унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения – звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор – это ансамбль вокальных унисонов. Хоровое исполнительство выражении двумя формами музицирования – пение без сопровождения (a cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования – в натуральном или темперированном строе – повышается роль интонации. Точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре – основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде. Строй в хоре зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, а также от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта. Строй в хоре всегда сопряжен с выполнением множества различных взаимосвязанных задач – от организации певческо-хорового процесса и воспитания (обучения) певцов до встраивания собственно хоровой звучности с выявлением проблем ансамблирования и строя. При этом важные задачи в процессе выстраивания хора – создание ансамбля вокальных унисонов, высотное единообразие исполняемых звуков, тембровое их единство – решаются при условии правильно организованной вокально-хоровой работы с певцами. В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств – музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художестванно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.

Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии.

Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело статус профессионального искусства. Отсюда происходят две основные формы хоровой деятельности – профессиональная и любительская, отсюда и собственные названия – хор профессиональный и хор любительский (народный, самодеятельный). Под первым понимают хор, состоящий из специально обученных певцов, под вторым – хор, в котором принимают участие все желающие в нем петь. Занятия в любительских хорах не столь регламентированы, как в профессиональных.

В хоровом исполнительстве различают два основных направления – академическое и народное, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.

Академический хор (или капелла) опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы – академическую манеру пения. В рассмотрении проблематики вокально-хорового пения мы будем отталкиваться от понятия академической манеры пения.

Народный хор – вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе.

Хоровые произведения могут быть охарактеризованы по количеству самостоятельных хоровых партий в них, что определяется понятием вид хора. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трех-, четырех- и более. Принципы применения divisi (разделения) в хоровых партиях связаны с высотными соотношениями певческих голосов, а также с их гармоническими и темброво-колористическими сочетаниями. Известно, что divisi гармонически насыщает хоровое изложение, но в то же время заметно ослабляет силу звучания хоровых голосов.

Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия, представляющая собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в общих своих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Именно с хоровой партии (группа певцов) начинается строительство хоровой звучности во множестве аспектов: хоровая партия представляет собой начальный объект работы дирижера в установлении ансамбля и строй, в художественной отделке произведения. В связи с этим обнаруживается проблема наименьшего количества певцов (голосов) в хоровой партии – 3-4 певца, а также их тембровое и динамическое равновесие.

Теоретически, согласно определению П. Г. Чеснокова, однородный двухголосный детский, женский или мужской хор может составлять как минимум 6 певцов, например 3 сопрано (дисканта) + 3 альта, 3 тенора + 3 баса. Однако в современной исполнительской практике подобный по численности хор называют вокальным ансамблем. Более полнозвучным считается удвоенный состав хора, где каждая партия насчитывает два минимальных состава: 6 первых сопрано + 6 вторых сопрано + 6 первых альтов + 6 вторых альтов, в сумме получается 24 певца. Здесь также возможно деление (divisi) каждой партии на две группы.

Численность певцов в партиях хора должна быть одинакова. Недопустимо, чтобы женский или детский коллектив певцов в 30 человек состоял, например, из 11 первых сопрано, 9 вторых сопрано, 6 первых альтов и 4 вторых альтов. Рекомендуется несколько увеличивать численность певцов в партиях первых сопрано и вторых альтов в женском (детском) четырехголосном хоре, что связано как с динамическим выделением хоровой партии, исполняющей верхний мелодический голос (С I), так и с более компактным звучанием основы аккорда (А II), например:

сопрано первые – 8 чел.;

сопрано вторые – 7 чел.;

альты первые – 7 чел.;

альты вторые – 8 чел.

Всего: 30 чел.

Плотность звучания унисонов партий камерного хора, количество которых не превышает 10 певцов, несоизмерима со звучанием хоровых партий большого хора, где численность поющих в хоровых партиях составляет 20-25 певцов.

В теории хороведения принято количественные составы хоров классифицировать на три основных вида – малый (камерный), средний и большой хоры. В современной исполнительской практике камерный хор с примерным числом поющих – 20-30 человек. Средний смешанный хор, насчитывающий до 40 человек, предполагает разделение каждой хоровой партии на две. Численность большого смешанного хора обычно колеблется в пределах 80-120 человек (изредка больше).

При благоприятных условиях могут быть созданы массовые и сводные хоры в несколько сот и даже тысяч человек. В хоровой литературе имеются примеры многохорных композиций, в целом насчитывающих свыше полутора десятков самостоятельных хоровых партий.

Существующее понятие двойной хор означает хор, разделенный на две чести, каждая из которых относительно самостоятельна; обе части двойного хор могут представлять собой как смешанный (полный и неполный), так и однородный состав. Тройной хор соответственно состоит из трех частей.

Для любого исполнительского состава хоров существует специальная хоровая литература, которая, безусловно, учитывает тембро-котолистические особенности и численность состава хора. Так, произведения, написанные для камерного хора, следовательно ориентированные на малочисленный коллектив, густо и тяжело будут звучать в большом хоре, насчитывающем около 100 певцов. И наоборот, партитура для большого хора с divisi в разных голосах в звучании хора малого состава теряет образную красочность.

Типы хора

Состав исполнительского коллектива по группам характеризуется термином тип хора. Певческие голоса делятся на три группы: женские, мужские и детские. Хор, состоящий из голосов одной группы, называется однородным, а хор, состоящий из женских (или детских) и мужских голосов или из певческих голосов всех трех групп, называется смешанным. В настоящее время встречается четыре типа хоров: женский, мужской, детский и смешанный.

Смешанный хор (полный состав)

Диапазон смешанного хора более 4-ех октав соль-ля контр октавы до 3 октавы. Смешанный хор обладает большой динамикой силы звука от еле слышного рр до ff, способного соперничать с симфоническим оркестром.

Мужской хор

Диапазон ля контр октавы – до 2 октавы. Мужской хор обладает большой динамичностью звучания, яркими тембровыми красками. Партия теноров является ведущим мелодическим голосом и поет более плотным грудным звуком.

Женский хор

Диапазон от фа талой октавы до до 3 октавы. Крайние звуки встречаются редко. Наиболее часто встречается смешанное и тесное расположение голосов. Много оригинальных сочинений и обработок народных песен для женского хора создали русские и зарубежные композиторы.

Детский хор

Выразительные и технические возможности детского хора тесно связаны с возрастными особенностями состава.

Детскому голосу характерны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Звучание детского хора отличается непосредственностью, искренностью исполнения. Детский хор обладает большими исполнительскими возможностями.

Расстановка хорового коллектива

Расстановка хора – эта определенная система расположения певцов с целью их совместной исполнительской деятельности. Отечественная хоровая культура накопила богатый опыт по вопросу расстановки хора. Теоретическое осмысление данного опыта нашло отражение в работах П.Г.Чеснокова, Г.А.Дмитревского, А.А.Егорова, С.В.Попова, К.К. Пирогова, В.Г.Соколова и др. Так, В.Г.Соколов отмечает, что «для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий во время репетиций и концертного выступления, привычная как для руководителя, так и для певцов».

Одним из самых важных в этом вопросе является художественно-исполнительский аспект. Известно, что расстановка должна обеспечить певцам партий максимально выгодные условия для ансамблирования. В связи с этим А.А.Егоров пишет: «Последовательно переставляя голоса внутри группы и тщательно подбирая один голос к другому по признаку однородности и тембров, можно установить полное слияние и мет самым положить начало хоровой партии».

Правильная расстановка должна обеспечивать возможность слухового контакта и между певцами различных хоровых парий, ибо «хорошая взаимослышимость хоровых партий создает наиболее благоприятные условия для возникновения ансамбля и строя, что является основой слаженности хора».

Обычно в размещении хора ни эстраде руководствуются устоявшимися традициями. Родственные партии стоят в одной группе. Голоса каждой партии соответствуют друг другу по тембру, звуковому диапазону и т.д. Хоровой коллектив располагается с таким расчетом, чтобы по левую руку от дирижера находились высокие голоса, по правую – низкие. В смешанном хоре слева от дирижера размещаются сопрано, за ними тенора; справа – альты, за ними басы.

Среди многих вариантов расположения однородных хоров популярен такой, где каждая партия расположена группой, подобно сектору. В женском или детском хоре (слева направо): вторые сопрано, первые сопрано, альты первые, альты вторые. В мужском хоре: вторые тенора, первые тенора, басы вторые, басы первые, октависты находятся в центре. Считается, что помещение первых высоких голосов (I сопрано или I теноров) в середину хора улучшает звучность, а расположение вторых высоких голосов (II сопрано или II теноров) в некоторой степени «прикрывает» звучание первых.

Женский (детский) хор

Мужской хор

Октависты

Тенора II

Тенора II

Тенора II

Тенора II

Такой расстановкой хора пользуются обычно при звукозаписи. В этом случае перед каждой хоровой парией ставится отдельный микрофон. Размещение смешанного хора при записи звука происходит с учетом направленности звучания каждой хоровой партии на отдельно выставленный микрофон.

Кроме указанной, применяются и другие варианты расстановки групп хорового коллектива, например:

Женский (детский) хор

Сопрано I

Сопрано II

На репетициях хор следует располагать так же, как и во время выступления. Не рекомендуется размещать хоровой коллектив в одной горизонтальной плоскости, так как при этом теряется должный визуальный контакт певцов с дирижером. Кроме того, участники хора будут вынуждены петь «в спину» впереди стоящих хористов. В смешанном хоре принято мужские партии располагать несколько выше женских.

Квартетная расстановка хора создает наилучшие условия для слухового самоконтроля певцов, учитывает индивидуальнвые певческие возможности каждого участника коллектива и используется в камерных хорах.

Размещение хорового коллектива на сцене зависит от акустических свойств ревербации. Ревербация – это акустическое свойство помещения благодаря отражательной способности их внутренних поверхностей увеличивать силу и продолжительность звуков (эффект «эхо»). При недостаточной ревербации звучание становится «сухим», при чрезмерном – исполнение будет «неразборчивым, грязным». Исходя из этого, в настоящее время в Петербургской государственной певческой капелле им. М.И.Глинки (рук. В.А.Чернушенко) применяется расстановка хора, при которой женские голоса составляют третий и четвертый ряды, а мужские голоса занимают первый и второй ряды. При этом руководитель данного коллектива использует широкую расстановку хора.

Располагать хоровой коллектив лучше в виде небольшого полукруга (веерообразно) или же в крайнем случае по прямой линии с небольшими закруглениями на краях. Расположение хора исключительно по прямой линии менее целесообразно.

При исполнении хоровых произведений с сопровождением фортепиано инструмент ставится перед хором по центру или справа (от дирижера); при исполнении с оркестром или ансамблевым сопровождением оркестр или ансамбль помещается впереди, а хор ставится небольшим полукругом за ним. Например, при исполнении «Трех русских песен» С.Рахманинова, написанных для неполного смешанного хора (альтов и басов) и оркестра, хоровые голоса обычно располагаются слева (альты) и справа (басы) от дирижера за оркестром на специальном возвышении (хоровых станках). В этом случае звучность каждой отдельной партии становится более компактной и монолитной. Длительное по времени использование одной хоровой партии, как, например, в указанном произведении, позволяет характеризовать хоровую партию весьма редким термином – хор альтов или же хор басов.

Проведенные современные научные исследования о влиянии акустических закономерностей и расположения певцов позволили внести коррективы в расстановку хора и разработать ряд практических рекомендаций, направленных на обеспечение надлежащих условий слухового самоконтроля певцов:

    не ставить в соседстве сильные и слабые голоса;

    использовать смешанный вариант широкой расстановки с чередованием родственных и разнородных голосов.

Представленный вариант расстановки имеет следующие преимущества:

    Создает условия для достижения художественного ансамблирования не на основе нивелировки тембров, а путем выявления природных тембровых возможностей каждого голоса, что отражает тенденцию прогрессивной вокально-хоровой методики и способствует успешному развитию и совершенствованию певческих способностей.

    Создает более эффективные условия для организации хора как сообщества индивидуальностей (ансамбль солистов).

    Способствует формированию у каждого певца более высокой степени ответственности за качество своей «вокальной продукции». Музицирование в такой расстановке требует от певца максимального проявления инициативы и самостоятельности.

    Способствует выявлению индивидуальных тембровых особенностей каждого голоса и таким образом оказывает весьма существенное влияние на качество звучания хора, которое становится более богатым по тембру, более насыщенным и объемным.

К л ю ч е в ы е с л о в а

Хор; тип; вид; численность; хоровые партии; женский; мужской; смешанный; детский; расстановка; исполнение; тембры.

Короткие выводы

Вокально-методический аспект расстановки хора затронут в работах по детскому музыкальному воспитанию. Так, М.Ф.Заринская отмечает значение расстановки певцов для организации влияния одних голосов на другие в процессе вокального воспитания в хоре. Она рекомендует размещать в последнем ряду и по краям хора «поющих наиболее красивым тембром и естественно, также опытных хористов, впереди – детей, поющих более тускло или имеющих те или иные недостатки в пении».

Контрольные вопросы

1.Что такое хор?

2.Дайте характеристику смешанного хора.

3.Какие вы знаете варианты расстановки хора?

4.Какие факторы влияют на расположение певцов хора на сцене?

Литература

    Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М. 2003

    Кеериг О. П. Хороведение - С.-П. 2004

    Соколов Вл. Работа с хором - М., «Музыка» 1983г.