Фернандо Ботеро: «Знаменитый Создатель Пузанов. Фернандо Ботеро Ангуло — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Современный этап творчества

Колумбиец Фернандо Ботеро и не скрывает своего пристрастия к полным людям, Ботеро изображает исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки. Влиятельная арт-критикесса Роберта Смит пренебрежительно назвала их «резиновыми надутыми куклами».

"Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность," - оправдывается художник, - подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику

Тучность стала для него мерой красоты, идеалом, его творческим кредо. Произведения Ботеро, будь то живопись, скульптура или графика, легко узнаваемы, и, если уж один раз их увидел, то никогда не забудешь.

Живопись и скульптуру Ботеро в мире признают слишком уж серьезно, как говорится, «за большие деньги». Автор этим пользуется, выпуская в тираж огромное количество работ, все время возвращаясь к одним и тем же сюжетам и темам. От этого в его картинах не виден «рост мастера», если не знать годы создания многих работ, то картины, написанные с разницей в 10-15 лет, смотрятся, как работы, сделанные в один год.

Колумбийский художник, мастер живописи гротескно-традиционалистского направления, близкого «наивному искусству». На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом и колониальным барокко.


Фернандо Ботеро Автопортрет с флагом

Родился Фернандо Ботеро в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов.
Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).


Ф.Ботеро Схватка 1988 г.


Ф.Ботеро Четыре тореро-карлика 1988 г.


Ф.Ботеро Торреро 1991 г.
Ф.Ботеро Пикадор 2002 г.



Ф.Ботеро Коррида 1991 г.



Ф.Ботеро Пика 1997 г.

Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.

Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках новых знаний.
Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи.
В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.


Ф.Ботеро Автопортрет в костюме Веласкеса 1986 г. галерея Байелер, Цюрих

Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953-1954) у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения.
Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.
В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.

Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему. Мандолину я не нашел, поэтому представляю такую же, но гитару и еще один натюрморт.



Ф.Ботеро Гитара На стуле
Ф.Ботеро Натюрморт с арбузом

Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма, составили в творчестве Ботеро причудливый сплав.
Предметы и фигуры предстают в его живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.


Ф.Ботеро Влюбленные 1968 г.


Ф.Ботеро Мужская модель в студии 1972 г.
Ф.Ботеро Девица 1974 г.

ЦИКЛ "УЛИЦА"


Ф.Ботеро Улица 1965 г.
Ф.Ботеро Улица 1979 г.


Ф.Ботеро Улица 2000 г.

Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.


Ф.Ботеро Письмо 1976 г.



Ф.Ботеро Пляж


Ф.Ботеро Сидящая женщина 1976 г.
Ф.Ботеро В спальне 1984 г.


Ф.Ботеро Купальщица
Ф.Ботеро В ванной 1989 г.


Ф.Ботеро У окна 1990 г.
Ф.Ботеро Сидящая женщина 1997 г.

Несмотря на то, что Ботеро чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов и издевательств.
Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой - антиклерикальной, например, Мертвые епископы (1965, Галерея современного искусства, Мюнхен) либо нацеленной на латиноамериканские военные диктатуры, типа Официальный портрет военной хунты (1971, частное собрание, Нью-Йорк). Указанные картины не нашел, но представляемые ниже репродукции отражают заданную тему.


Ф.Ботеро Я гуляю по холмам 1977 г.
Ф.Ботеро Кардинал 1998 г.

ИЗ ЦИКЛОВ "ВОЕННАЯ ДИКТАТУРА" И "МАФИЯ"


Ф.Ботеро Без названия 1978 г.


Ф.Ботеро Смерть Пабло Эскобара

В конце 90-х Ботеро написал серию картин, адресующих беспощадность и жестокость враждующих между собой группировок, продающих наркотики (вспомним, что Колумбия - это страна, где даже вход в галантерейный магазин охраняет мощный пятнистый красавец с ружьем).

ИЗ СЕРИИ "МАФИЯ"


Ф.Ботеро Бойня невинных 1999 г.



Ф.Ботеро Резня в Колумбии 2000 г.


Ф.Ботеро Охотник 1999 г.
Ф.Ботеро Вдова 1997 г.


Ф.Ботеро Демонстрация 2000 г.
Ф.Ботеро Утешение 2000 г.

Не обошел стороной Ботеро и высшую власть Колумбии, обращаясь к этой теме трижды. Мне лично интересна судьба этих полотен и мнение портретируемых о работе художника.


Ф.Ботеро Президент 1987 г.
Ф.Ботеро Первая леди 2000 г.


Ф.Ботеро Президент 1989 г.
Ф.Ботеро Первая леди 1989 г.

Ботеро всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб». Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Ниже представлены несколько работ из этой серии.

Но вернемся к биографии художника!
В 1964 г. Ботеро женился на Глорие Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. Здесь уместно поместить произведения художника, посвященные любви и семье.


Ф.Ботеро Любовь 1982 г.



Ф.Ботеро Дремота 1982 г.


Ф.Ботеро Семья 1989 г.
Ф.Ботеро Пара 1995 г.


Ф.Ботеро Семья 1996 г.
Ф.Ботеро Колумбийская семья 1999 г.



Ф.Ботеро Пикник 1999 г.


Ф.Ботеро Любовная пара

За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк, иногда наезжая в Париж. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляли желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой "европейский" опыт и стал, как и тогда, переписывать великие произведения, которые потом продавал посетителям музеев и галерей.
Отдельные его работы более свободны по манере письма, но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер. Я специально помещаю с картинами Ботеро оригиналы, чтобы вы почувствовали разницу.


Ф.Ботеро Мона Лиза 1977 г.
Леонардо да Винчи Мона Лиза 1503-05 г.г.


Ф.Ботеро Мадмуазель Ривьер Энгра 1979 г.
Жан Доминик Энгр Мадмуазель Каролина Ривьер 1805 г.


Ф.Ботеро Подражание Пьеро делла Франческа 1988 г.
Пьеро дела Франческа Портрет Федериго да Монтефельтро вторая половина 15 века


Ф.Ботеро Подсолнухи 1977 г.
Винсент ван Гог Подсолнухи 1888 г.

Одновременно Ботеро работал над собственными произведениями, добиваясь того, чтобы быть принятым в Галерею Мальбро, что и произошло в 1970 г., где художник и предстал для всего мира. Вскоре Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным. С 1983 года жил в тосканском городке Пьетрасанта.
Вот какими были его темы и сюжеты в 80-е годы.


Ф.Ботеро Бал в Колумбии 1980 г.



Ф.Ботеро Мужчина, пьющий апельсиновый сок 1987 г.


Ф.Ботеро Английский посол 1987 г.
Ф.Ботеро В парке


Ф.Ботеро Адам 1989 г.
Ф.Ботеро Ева 1989 г.


Ф.Ботеро Меланхолия 1989 г.
Ф.Ботеро Балерина у станка

Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже пишет большие полотна, в Тоскане (Италия) проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает свои громадные скульптуры,
на Лазурном берегу Монте-Карло, создает свои самые маленькие произведения акварелью и тушью, в Нью-Йорке пишет более большие картины пастель и акварели.
Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило Мастера Фернандо Ботеро в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира.
В 1992 г. Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, во время кампаний по облагораживанию Парижа выбрал именно Ботеро, даже не француза, для составления эксклюзивной выставки на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один художник.
С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы при показе его произведений придать большего размаха своим празднованиям. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции и многих других. Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, а другие стоят в очереди.
С другой стороны, как, если не карикатурами, в лучшем случае - дружескими шаржами, можно назвать его портреты известных художников?


Ф.Ботеро Пикассо. Париж. 1930й год. 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет П.Пикассо 1999 г.


Ф.Ботеро Портрет Ж.Энгра 1999 г.
Ф.Ботеро Портрет Э.Делакруа 1998 г.


Ф.Ботеро Портрет Г.Курбе 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет Дж.Джакометти 1998 г.

Его произведения котируются, как одни из самых дорогих в мире, как например картина "Завтрак на траве". Это парафраз знаменитейшего одноименного полотна родоначальника импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо Ботеро в 1969 году. Только если у Мане одетые мужчины оказались в компании обнаженных женщин, у Ботеро монументальная дама одета, а мужчина разлегся голышом на траве и покуривает папироску. На Sotheby`s картина была продана за один млн. долл. США.


Ф.Ботеро Завтрак на траве 1969 г.

На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей.
В России есть его произведение "Натюрморт с арбузом" (1976-1977), подаренное автором государственному музею "Эрмитаж" и выставленное в Зале Искусства Европы и Америки ХХ века.
О щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств Боготы, он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в 60 миллионов долларов. В дар родному городу Меделлину художник передал 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал "Семана" в десятке самых популярных личностей назвал и Фернандо Ботеро.

Четыре вечера, "проведенные" с живописью Ботеро, как-то примирили меня с творчеством художника. То ли оттого, что в некоторых героях Ботеро я узнал себя, то ли оттого, что картин было так много, что они уже не вызывали удивления и непонимания. Точно так в свое время я не полюбил, но умом принял квадратных женщин Пикассо. И закончить пост мне хотелось бы собранной у Ботеро же "серией" двойных картин, о которых я упомянул в начале.


Ф.Ботеро Кот на крыше 1976 г.
Ф.Ботеро Вор 1980 г.


Ф.Ботеро Мужчина на лошади
Ф.Ботеро Мужчина на лошади 1998 г.


Ф.Ботеро Похищение Европы 1995 г.
Ф.Ботеро Похищение Европы 1998 г.

В 2014 году на месте бывшего опытно-экспериментального завода "Грейфер" построили комплекс зданий бизнес-центра "Порт-Плаза". А в 2016 году у его корпусов появились оригинальные скульптуры - фигуры коня и барышни, лежащей на спине быка. Их необычность - в их формах, которые кажутся неестественно раздутыми и округлыми.

Это копии работ известного скульптора колумбийского происхождения Фернандо Ботеро. Он прославился своими произведениями, на которых буквально всё (от людей и животных до обычных предметов) гипертрофированно раздутое. Это касается как картин, так и скульптурных изображений.

Интересно, что до середины 50-х годов Ботеро работал в обычной манере: люди как люди, звери как звери. Резкий поворот произошел совершенно случайно, когда художник создавал "Натюрморт с мандолиной". Он обратил внимание, что музыкальный инструмент получился чересчур раздутым. Поначалу это показалось просто забавным и смешным, но в результате переродилось в фирменный и неповторимый стиль Ботеро.

Картины Ботеро входят в коллекции многих музеев мира, а его скульптуры установлены во многих городах. "Конь" и "Похищение Европы" в Москве - это копии известных скульптур, причем не единственные. Поэтому сейчас сложно сказать - где именно находятся оригиналы.

Кстати...

Ботеро не стесняется писать в своем стиле не только свои, оригинальные работы, но и создает "копии" известных картин. Даже на своих автопортретах он изображает себя в своей уникальной манере. В качестве примера привожу один из автопортретов и копию знаменитой "Моны Лизы".

Фернандо Ботеро Ангуло (исп. Fernando Botero Angulo , р. 1932) – современный колумбийский художник.

Биография, творчество

Фернандо Ботеро Ангуло родился 19 апреля 1932 года в г. Медельин (Колумбия). Его отец был продавцом и умер от сердечного приступа, когда мальчику было всего четыре года. Мать будущего художника работала швеей и воспитывала троих сыновей. Семье помогал дядя Фернандо, но денег все равно не хватало. Кроме того, воспитание детей основывалось на католических традициях и тяжелом труде, результатом чего можно считать тот факт, что Ботеро не посещал музеи и не был знаком с основными тенденциями в современном искусстве, но зато часто бывал в католических церквях, где имел возможность познакомиться с работами средневековых мастеров.

Образование Фернандо Ботеро получал сначала в школе иезуитов, а затем в школе корриды, куда поступил по настоянию дяди. Впрочем, карьера матадора юного Ботеро оборвалась буквально в первые же дни, когда мальчик получил травму на одном из тренировочных боев. На протяжении следующих двух лет он уже рисовал акварели, хотя и продолжал учиться на матадора – влияние дяди было все еще велико. В 1946 году Фернандо бросил школу, а в 1948 году вместе с некоторыми другими колумбийскими художниками впервые выставил на суд публики свои работы.

Среднее образование Ботеро продолжил получать уже в третьей школе, параллельно работая иллюстратором в газете «Эль Колумбиано» (исп. «El Colombiano») и иногда публикуя статьи о других художниках, в том числе о Пикассо. Находя отклик среди молодежи, Боготе настроил против себя консервативные круги, что привело к тому, что его вновь исключили из школы и образование он получил в результате в лицей Университета Антиокии, на оплату обучения в котором потратил все свои заработанные деньги. В 1951 году Ботеро переехал в Боготу, где в том же году состолась его первая персональная выставка. Становясь все более и более известным в арт-кругах тогдашней Колумбии, он в 1952 вместе с группой художников совершил турне по Испании, посетив Мадрид и задержавшись в Барселоне.

Испания произвела на Фернандо Ботеро впечатление и в том же 1952 году он поступил в художественную школу Сан-Фернандо в Мадриде. Вскоре, впрочем, художник переехал во Флоренцию, где обучался у профессора Бернарда Беренсона в Академии Св. Марка (1953-1954). Там он продолжил изучать классическую живопись и познакомился с искусством итальянского Возрождения и с техникой создания фресок. Позже, вернувшись на некоторое время в Колумбию, Ботеро организовал свой первый персональный вернисаж в галерее Лео Матиса. Вспоминая свою жизнь в Европе в тот период Ботеро говорил: «я тратил последние деньги на музеи и художественные альбомы, забывая про еду. Восхищение великими итальянскими мастерами в одночасье изменило мою жизнь».

Одновременно со всем этим, в 1952 году, художник участвовал в конкурсе Национального художественного салона Колумбии, предложив на суд жюри свою картину «У моря» и заняв в итоге второе место. Работы Ботеро того периода крайне разнородны, художник еще не нашел своего стиля и продолжал эксперементировать с формами. Кроме того, сложно выделить нескольких мастеров, оказавших на него влияние. В число своих учителей он может включить и живописцев эпохи Возрождения, и своих современников. Арт-критик Роберта Смит, критикуя фигуративизм Ботеро (про более поздние его работы она писала, что это "надутые резиновые куклы"), в раннем творчестве художника видела сплошные заимствования, без какой-либо структуры, подражательство всем, от Поля Гогена до Диего Риверы и Хосе Ороско. Надо сказать, что, знакомясь с картинами новых художников, она в качестве метода использует следующий подход: она пытается понять, работы каких классиков напоминает ей новая работа и в чем именно это воплощается. Затем она мысленно «удаляет» все заимствованное и пытается анализировать остаток, т.е. то, что теоретически является новым и, следовательно, представляет определенную «арт-ценность». В случае с ранним Ботеро «нового» найти почти не удалось, зато количество заимствований и детерминант было аномально высоко.

В 1955 году случилось знаковое событие в жизни Фернандо Ботеро. Во время работы над очередной картиной («Натюрморт с мандолиной» ), он несколько видоизменил форму изображаемого предмета, сделав объект нарочито большим. Эта «ошибка», впрочем, стала отправной точкой для формирования авторского стиля художника и положила начало его бесконечным «объемным» фигурам, которые и принесли ему всемирную славу.

В том же 1955 году Борето женился на Глории Сеа (англ. Gloria Zea, в последствии она занимала должности директора Музея современного искусства в Боготе (Museo de Arte Moderno de Bogota, El MAMBO) и министра культуры Колумбии). В 1958 году художник выйграл главный приз на SALON DE Artistas Colombianos в г. Богота, после чего его карьера резко пошла в гору. Вскоре он сам начал называть себя «самым колумбийским из колумбийских художников», что нашло поддержку (особенно за пределами Колумбии), а его выставки начали проводиться в Европе и США.

Несмотря на то, что в браке с Сеа появилось трое детей (Фернандо, Лина и Хуан Карлос), в 1960 году пара распалась и после развода сам Фернандо перебрался в Нью-Йорк, где жил следующие 14 лет. В первые годы денег не хватало, к тому же художник плохо знал английский, что только добавляло проблем. В определенный момент времени Борето обнаружил, что существует спрос на картины «в стиле старых мастеров» и адаптировал свою манеру письма под западноевропейскую «классическую» школу.

В 1964 году Ботеро начал жить с Сесилией Самбрано (англ. Cecilia Zambrano). В 1974 году у них родился сын Педро, но уже в 1975 они расстались. В 1979 году Ботеро попал в автомобильную катастрофу, когда его сын был в машине. Т.о. в возрасте пяти лет мальчик погиб, что стало серьезным ударом для художника.

В 1970 году Фернандо Ботеро удалось добиться того, что часть его картин была выставлена в Галерее Мальборо. Работы эти в очень короткий срок стали крайне популярными и когда Ботеро вновь вернулся в Европу, то обнаружил, что является очень успешным художником. Надо сказать, что тематика работ Ботеро различна. Многие из его картин так или иначе посвящены Колумбии. Он изображает как обычных людей ("Девица", 1974), так и политиков ("Президент", 1987), мафиози ("Смерть Пабло Эскобара", 1999) и т.д. Бросаются также в глаза его антиклириканские работы ("Я гуляю по холмам",1977). Во второй половине 70-х годов Ботеро создал свои версии некоторых классических картин ("Мадмуазель Ривьер Энгра", "Мона Лиза", "Подсолнухи").

В конце 90-х Ботеро создал ряд картин, посвященных проблемам преступности в Колумбии ("Бойня невинных", "Резня в Колумбии"). «Самый колумбийский художник» поднимает темы, которые актуальны, а потому интересны и понятны обывателю. Такой же «гражданской» тематикой наполнена и серия картин об издевательствах военных над заключенными в печально известной тюрьме «Абу-Грейб» .

Фернандо Ботеро также отметился и как скульптор, выполнив несколько своих «объемных» фигур в бронзе («Кот» в Барселоне). Стилистически данные работы можно считать сульптурными изображениями типичных образов мастера. Одна из них ("Натюрморт с арбузом", 1976-1977) была подарена художником Эрмитажу и в настоящее время выставлена в Зале искусства Европы и Америки ХХ века.

В 1992 году тогдашний мэр Парижа Жак Ширак разрешил Ботеро устроить персональную выставку непосредственно на Елисейских Полях. Надо отметить, что ни один иностранный художник до того момента такой чести не удостаивался.

В настоящее время самые разные города приглашают Фернандо Ботеро для создания работ под определенные городские праздники. Художник работал таким образом в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции ит.д. Кроме того, его картины и скульптуры пользуются огромной популярностью и покупаются за достаточно большие деньги («Завтрак на траве» был продан за миллион долларов).

Последней женой Ботеро стала французско-греческая художница София Вари (англ. Sophia Vari). В настоящее время пара живет в Италии. Интересно также отметить, что в своей личной жизни Ботеро предпочитает вовсе не полных женщин. В одном из интервью мастер заявил, что «любил трех женщин, и все они были худыми». Кроме того, художник всегда отрицал, что изображает «толстяков», утверждая, что просто «рисует объемно».

Несмотря на большой спрос, Борето часто дарит свои произведения. В Колумбии это принесло ему славу и любовь многих сограждан. Влиятельный колумбийский журнал «Семана» даже включал его в десятку самых популярных личностей страны. Известно, что, например, музею изобразительных искусств в г. Богота он подарил коллекцию картин примерной стоимостью в 60 миллионов долларов (это была личная коллекция Ботеро, которая содержала в себе работы художников XIX-XX веков), а в дар своему родному городу Медельин Ботеро отдал 18 скульптур и почти сотню картин, положивших начало экспозиции Площади Искусств.

Творческое наследие Фернандо Ботеро огромно. Он создал около 3000 картин и более 200 скульптур. Кроме того, ему принадлежит огромное количество разнообразных набросков, рисунков и акварелий. Работы данного художника иногда называют китчем , но, разумеется, вопросы жанровой классификации остаются открытыми. Следует отметить, что творчество Ботеро почти невозможно рассматривать в контексте развития западноевропейского искусства второй половины XX века, т.к. сам художник даже в Нью-Йорке действовал обособленно, почти не реагируя на вызовы и ответы, характерные для этого самого современного искусства.

Пока обложки современных гламурных журналов пестреют фотографиями костлявых манекенщиц, колумбийский Фернандо Ботеро воспевает красоту пышных форм. С картин известного современного мастера на нас взирают пухлые красавицы, которые совсем не стыдятся своего излишнего веса и, надо заметить, с легкой кисти художника, полнота им действительно к лицу.

Колумбийский художник и скульптор Фернандо Ботеро работает в технике фигуративизма, основой которой является сохранение сходства с реальными объектами и, в частности, с телом человека. И картины, и скульптуры оригинального современного художника отличаются тем, что изображают людей и животных исключительно округлых форм. Даже обычные предметы быта и еда в работах Ботеро имеют весьма массивные размеры.

Известный современный художник Фернандо Ботеро родился в колумбийском городе Медельин. Ботеро было шестнадцать лет, когда он опубликовал свои первые работы в газете El Colombiano. Полученный гонорар он использовал для оплаты обучения в лицее де Маринийя Антьокия.

Первая персональная выставка Ботеро состоялась в 1952-м году в Боготе. Тогда же его картина «У моря» заняла второе место в конкурсе Художников Колумбии Salón de Artistas Colombianos. Мировую известность колумбийскому художнику принесла состоявшаяся в 1970-м году выставка в Галерее Мальборо.

Обширное творческое наследие Ботеро составляют около трех тысяч картин, более 200 скульптур, множество рисунков и акварелей. Работы колумбийского художника можно увидеть в лучших галереях всего мира. Его произведения считаются одними из самых значимых и дорогостоящих.

В 1976-м году свою скульптурную композицию «Натюрморт с арбузом» Ботеро подарил Эрмитажу. Сейчас она выставляется в Зале искусства Европы и Америки 20-го века.

В Барселоне можно увидеть оригинальную скульптуру под названием . Толстый котяра весом в две тонны стал одной из популярных достопримечательностей этого испанского города.

В честь знаменитого уроженца в Медельине был создан «город Ботеро». На его площади в 30 тысяч кв/метров были размещены парк скульптур, картинные галереи, художественные студии и зона отдыха.

Фернандо Ботеро Ангуло (род. 19 апреля 1932) - колумбийский художник, скульптор, работающий в технике фигуративизма, называющий себя «самым колумбийским из колумбийских художников», стал известен после того, как выиграл первый приз на «Выставке колумбийских художников» в 1959 году.

Для того чтобы отметить свой 80-летний юбилей, колумбийский художник Фернандо Ботеро избрал тихий итальянский городок Пьетрасанта на северо-западе Тосканы, в предгорьях Апуанских Альп, где организовал выставку своих работ. Обычно мастер каждый год проводит в этих местах летние каникулы со своей семьей. Здесь его знают и любят, поэтому посмотреть скульптуры Фернандо в импровизированной галерее под открытым небом пришло довольно много народа. Шесть монументальных работ мастера на площади Duomo выглядели настоящими гигантами; с десяток работ поменьше украсили пространство вокруг церкви Сан-Агостино, рядом с которой в специальном помещении выставлялся и цикл акварелей, созданный художником к своему юбилею.

Трудно сказать, элитарно или демократично искусство Ботеро. Ясно одно: его работы говорят об исключительном своеобразии мышления и творческого почерка, напоминающего фантастические мультфильмы . По фамилии художника у него на родине эти картины так и называют - «ботерос», учитывая их неповторимый индивидуальный стиль. И скульптуры, и живопись в равной степени требуют пристального рассматривания, осмысления, вживания.

Фернандо Ботеро Ангуло - таково его полное имя. Колумбийского мастера называют классиком фигуративного искусства гротескно-традиционалистского направления, близкого «наиву». На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом и колониальным барокко. Фернандо не скрывает своего пристрастия к большим формам, да и трудно было бы это скрыть; тучное у него все - люди, лошади, собаки, деревья. мебель, даже яблоки. Вместе с тем, внушительные образы не лишены утонченности и словно бы парят в невесомом пространстве, неподвластном закону тяготения.

В целом, на праздновании юбилея мастера в Пьетрасанте были представлены ровно 100 созданных в разное время работ. Юбилейные бенефисы Фернандо прошли и в других местах: в городах Ассизи, Бильбао, Сан-Паоло, Мехико, а также на родине мастера - в колумбийском Медельине. Почему же форпостом юбилейных празднеств стала именно Италия?

«Я без ума от Тосканы, - говорит художник. - Люблю итальянскую культуру, народ. Я не только встретил здесь много добрых, хороших друзей, но и нашел своих учителей, великих мастеров прошлого. И если в Париже, к примеру, я предпочитаю создавать живопись, то в Тоскане - работать над скульптурами».

В Италию, во Флоренцию, он впервые приехал еще в 1951 году, чтобы изучить технику фрески. Тогда у него совсем не было денег, но это компенсировалось избытком огня в душе. «Я склонен был тратить деньги скорее на музеи и художественные альбомы, нежели на рестораны и еду, - вспоминает художник. - Любовь к великим итальянским мастерам в одночасье переменила мою жизнь».

Родился Фернандо Ботеро в семье коммерсанта. Очень скоро его семья потеряла все свое состояние, а отец умер, когда будущий художник был еще очень юным. Ботеро отдали в школу, где преподавали священники ордена иезуитов. Строгая, жесткая дисциплина наложила свой отпечаток на детскую психику. Не имея возможности развлекаться и предаваться обычным мальчишеским забавам, Фернандо стал рисовать, чтобы как-то скрасить себе жизнь и дать волю буйной фантазии. Еще у него была мечта - стать тореадором. В 1944 году он действительно некоторое время посещал школу матадоров, зафиксировав свои впечатления в первых рисунках, посвященных корриде.

В 15 лет он удивил своих родных известием о том, что намеревается стать художником, - это совершенно не вписывалось в правила консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу, он знакомится с местными авангардистами - художниками разной степени таланта. В качестве иллюстратора Фернандо устраивается в газету «Эль-Коломбиано», но работает на этой должности недолго, в поисках новых знаний и впечатлений отправившись в путешествие по Европе.

Эта была его первая поездка за пределы родины. Ло Испании он добрался на корабле, а в Мадриде, потрясенный живописью и , записался в художественную школу Сан-Фернандо. Потом была Флоренция, ставшая ему вторым домом. Здесь Ботеро обучался в Академии св. Марка у профессора Бернарда Беренсона.

В 1952 году вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Уже тогда - и впоследствии - колорит его работ оставался преимущественно светлым. Первой его работой, в которой были использованы характерные для его манеры гипертрофированные формы, стала картина 1955 года «Натюрморт с мандолиной», где инструмент вдруг приобрел невиданные размеры. Считается, что именно с этого момента Ботеро обрел свой стиль - причудливый сплав барокко, фольклорного искусства, наива и китча.

Отдельные его работы более свободны по манере письма, но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер.
Предметы и фигуры предстают в его е живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот волшебный транс временами напоминает магическую атмосферу, почерпнутую из рассказов Борхеса и романов Маркеса. Несмотря на то, что Фернандо чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов. Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой - антиклерикальной или социальной. И ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Постепенно художник обретает популярность, в том числе за пределами родины. Музей современного искусства в Нью-Йорке приобретает первое полотно колумбийца. Это была картина «Мона Лиза в 12 лет». В Вашингтоне и Нью-Йорке с большим успехом проходит несколько персональных выставок Ботеро. Он творит в разных странах мира: в Париже пишет большие полотна, в Тоскане проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает громадные скульптуры, на Лазурном берегу Монте-Карло работает акварелью и тушью, в Нью-Йорке увлекается монументальной живописью и пастелью...

Художник оказался бы гораздо менее известным, не выбери в 1992 году Жак Ширак, в то время мэр Парижа, в качестве основного фигуранта эксклюзивной выставки на Елисейских полях колумбийца Фернандо Ботеро. Такой чести не удостаивался доселе ни один живописец (если только он не был, конечно, французского происхождения). С тех пор разные города мира приглашают Фернандо, чтобы с помощью его произведений придать больший размах и колорит своим празднованиям. Вместе с тем, художник достигает, если можно так выразиться, «полноты стиля». Его картины котируются как одни из самых дорогих в мире. Например, «Завтрак на траве» - парафраз знаменитого одноименного полотна родоначальника импрессионизма , написанный Фернандо в 1969 году, - был продан на Sotheby"s за $1 млн.

Творческое наследие Ботеро огромно - почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей. При этом колумбийский гигант отнюдь не является коммерсантом от искусства, только и ставящим ценники на свои работы. Напротив! О щедрости художника ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств Боготы он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в $60 млн. В дар родному городу художник передал 18 скульптур и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. Недаром согласно влиятельному в Колумбии журналу «Семана» в десятку самых популярных личностей вошел и Фернандо Ботеро. Нашелся у художника подарок и для славянской души - «Натюрморт с арбузом» (1976-1977) он подарил Санкт-Петербургскому Эрмитажу, где картина демонстрируется в Зале искусства Европы и Америки XX века.

Кто знает, может быть, душевная щедрость художника и определила его творческую манеру, особое отношение к искусству, где мир представлен во всем довольстве, избытке сил и пышности м, цветущий и восторженный.