Фрида Кало. Испытание болью. Сюрреализм Фриды Кало (Kahlo Frida)

В статье представлены картины Фриды Кало с названиями и никому не нужные разглагольствования автора статьи краткое обсуждение истоков творчества мексиканской художницы.

Правда, вкусить плодов своего успеха, как Сальвадорычу, Фриде толком не удалось. Творчество Фриды Кало — плод страданий, боли, печали и неудач.

В чем же феномен популярности Фриды? Почему, казалось бы столь неоднозначная и сложная для понимания художница стала столь популярна у ?

Картина «Мое рождение»

Картины Фриды Кало. В чем секрет популярности художницы?

Картины Фриды Кало в большинстве своем довольно жуткие, в анатомии она тоже явно не всегда была сильна. Ее работы можно назвать скорее наивными, чем технически сильными. Взять ту же — она явно лучше рисовала, да и картинки у нее милее. Вряд ли у кого возникнет желание повесить картину Фриды возле кроватки, разве только если он не чокнутый с синдромом поиска глубинного смысла.

И, все же, мало кто из сюрреалистов (не считая Сальвадора Дали) добился такой известности. А среди женщин сюрреалистов так и вовсе Фрида Кало, пожалуй, единственная.

Дружеские объятия Вселенной. В этой картине Фрида Кало как бы не иллюзорно намекает нам на крайнюю инфантильность своего мужа Диего.

Так в чем же сила, брат? Думаю, секрет успеха Фриды в том, что несмотря на свою явную наивность и пугающие образы (а скорее благодаря), творчество художницы производит весьма сильное впечатление. Фундамент любого творчества — по сути, сила эмоций, которые оно вызывает, не важно — приятные или нет.

Когда смотришь на картины мексиканской художницы, как будто кожей ощущаешь всю ту боль, которую она перенесла. Искренность ее работ поражает. И некоторая наивность в этом случае только усиливает впечатление. Сила Фриды Кало в том, что она никогда не шла на поводу у толпы, а попросту выплескивала на холст все то, что у нее скопилось на сердце, без оглядки насколько это будет шокирующим. Казалось бы парадокс — иметь успех у толпы не следуя на поводу у толпы.


Олененок или раненый олень.

Творчество Фриды Кало как отражение жизни художницы.

Думаю, еще дело в том, что Фрида Кало прожила весьма интересную, пусть и несчастную жизнь. Ее жизнь была полна драм, трагедий, несчастий, предательств и острых эмоций. Не удивительно, что такая сочная история заинтересовала режиссеров. А конкретно Джули Тэймор, которая в 2002 году выпустила на свет хороший, годный фильм «Фрида» по мотивам жизни .

Ведь именно это мы и любим, верно? — посмотреть на чужие драмы, лежа в мягких постелях, чтобы пощекотать себе нервы. Фильм, кстати, если еще не смотрели, рекомендую — очень. Правда слишком уж грустный. Автор рыдал, как *цензура* даже пустил скупую мужскую слезу.

Короче, рецепт от Фриды, как стать известным художником после смерти (ну и совсем немножко до).

  • Попадаешь в аварию и всю жизнь мучаешься от боли в переломанных костях.
  • Хочешь нормальной семейной жизни и поэтому выбираешь самого заядлого бабника в своей стране (Диего Ривера), к тому же толстого и страшного.
  • Всю жизнь хочешь завести детей, но не можешь из-за проблем со здоровьем.
  • Говоришь людям то, что ты о них думаешь в лицо. Всегда. Всем.
  • Заглушаешь свою боль алкоголем и табаком.
  • Выплескиваешь все это на холст.

Ладно, это все глупый черный юмор. То с какой стойкостью эта хрупкая женщина переносила все невзгоды только добавляет трагичности. А судьба, как будто специально, чтобы испытать на прочность посылала одно несчастье за другим.


Сломанная колонна — тут как бы все понятно. В этой картине Фрида изображает свои страдания из-за болезни.

Смешение различных стилей живописи в картинах Фриды Кало.

Фрида на самом деле очень глубокая и интересная художница и до сих пор поражает своей внутренней силой и харизмой. В отличие от того же Сальвадора Дали или Магритта образы Фриды отличаются большей прямотой, что отнюдь не умаляет их глубины.

В картинах Фриды Кало явно видно влияние мексиканского мурализма или мексиканской монументальной живописи. Наиболее ярким и известным представителем этого направления является, внезапно, муж Фриды — Диего Ривера. Мексиканский мурализм — это такая причудливая смесь совка соц. реализма с элементами кубизма и символизма, приправленная мексиканским колоритом.

Вообще, в творчестве мексиканской художницы намешано много разного и всякого — тут и сюрреализм, и мурализм, и символизм, а кое где и элементы народного творчества — всякие мексиканские цветуечки и узоры.

Оно то в общем и не удивительно, ибо Фрида Кало рисовала от сердца и никогда особо не заморачивалась принадлежностью к какому-либо течению живописи. Например, Фрида никогда не ассоциировала себя с сюрреализмом. По сути Фриду можно отнести категории художников, которые «что вижу / чувствую, то пою».

Картины Фриды Кало с названиями.

Ну и собственно то, зачем вы все сюда пришли. Чтобы посмотреть название картины надо навести на изображение. Ну вордпресс галерея так работает, а мне лень что-то менять. Наводибельно и кликабельно.

Моисей. Тут висит мое платье. Солнце и жизнь. Сломанная колонна. Самоубийство Дороти Хейл. Олененок. Натюрморт с попугаем и флагом.

Кало Фрида (Kahlo Frida), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма. Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Мать - испанка, рождённая в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Кало попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. Она начала с автопортретов. Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего.

В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера.

В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда - врозь. Их связывали отношения - страстные, одержимые и порой мучительные. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно. Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась трибуном русской революции, тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют. Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь - и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она могла развлекаться от души и широко кутить. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске.

В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду Голубого дома (дома-музея). Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес - Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели - Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.

Для большинства из нас Фрида Кало не является открытием, многие смотрели фильм-биографию "Фрида", другие видели картины, читали биографию by Хайден Эррера и т.д. Но я думаю, не будет лишним еще раз упомянуть об этой ярчайшей женщине...

Да и согласитесь, не так-то просто в сфере искусства выделить женщин, добившихся значительного успеха. В свое время, еще Шопенгауэр писал о том, что самые великие произведения искусства созданы мужчинами (ну, вроде как у женщин предназначение другое!).
Так вот, Фрида Кало для меня - это образец не_женской стойкости характера, силы воли, пылкого нрава в сочетании с абсолютно самобытной красотой, обольстительностью и трагической судьбой...что и нашло прямое отражение в ее картинах, на которых и хотелось бы остановится поподробнее.


Я не буду акцентировать внимание на любовных связях Фриды и Диего, хотя многим это может показаться самым интересным... Затрону только факты и события, помогающие понять сущность некоторых ее картин и достижения художницы.

Как известно, родилась Фрида Кало в 1907 году, в Мексике, г. Койоакан. В 6 лет заболела полиомиелитом, после чего на всю жизнь осталась хромота, а правая ступня остановилась в росте. Когда Фриде было 18 лет, она попала в тяжёлую аварию , получив перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, сломанный таз, 11 переломов в правой ноге, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, живот и матка были проколоты металлической перилой. Год она была прикована к кровати , а проблемы со здоровьем сопровождали ее всю жизнь. После этой трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа, к кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла себя видеть. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что я сама ‒ это тот предмет, который известен мне лучше всего ».

Автопортреты Фриды Кало помогли ей сформировать представление о себе, найти путь к самопознанию. Лицо художницы почти всегда одинаково уподоблено маске, не показывает чувства и настроение. Ее произведения следует рассматривать как метафорические конспекты конкретных переживаний. Она черпает приемы из мексиканского народного искусства, доколумбовой культуры, местных ретабло.

В 1928 г. она показывает свои работы . Картины произвели на него большое впечатление: «Они передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей ».

А в следующем году они поженились. Диего получил заказы на работу в США, где, в общей сложности, они провели 4 года, а Фрида перенесла несколько неудачных беременностей.

После второго выкидыша она пишет картину "Больница Генри Форда", 1932 .


Мы видим, как Фрида лежит на больничной койке. Белая простыня залита кровью. Над животом, еще округлым от беременности, она держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка. Это символ медленного течения неудавшейся беременности. Розовая анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша - поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка в утробе. Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего.
Хотя мотивы картины изображены тщательно и детально, композиция в целом избегает реалистического жизнеподобия. Предметы извлекаются из обычного окружения и включаются в новые сочетания. Для Фриды оказывается гораздо важнее воспроизвести эмоциональное состояние, нежели запечатлеть с фотографической точностью реальную ситуацию. Она изображала реальность не такой, какой она ее видела, но какой она ее чувствовала.

В "Автопортрете на границе между Мексикой и США", 1932 Фрида выразила свои взгляды и размышления того периода, отношение к Америке, показала свою оторванность от родины.


Она стоит, подобно статуе, на пьедестале, на границе между двумя разными мирами. В левой части предстает пейзаж древней Мексики, где правят силы природы и естественные жизненные циклы. Справа мы видим пейзаж Северной Америки, где властвует технология. В одной руке Фрида держит мексиканский флаг, а в другой – сигарету. Облака в мексиканском небе перекликаются с клубами дыма, вырывающимися из труб заводов Форда, а пышная растительность слева уступает место образцам электрического оборудования справа, чьи провода превращаются в корни, высасывающие энергию из земли. И Фрида разрывается между этими двумя противоположностями.

Когда в следующем году они с Диего вернулись в Мексику, Фрида была готова броситься в живопись, но проблемы со здоровьем вынудили ее снова оказаться в больнице, а еще через год пришлось прерывать очередную беременность.

В 1938 г. Фрида отправилась в США для подготовки своей выставки , организованной Андре Бретоном , в галерее Жюльена Леви. Несмотря на экономическую депрессию, охватившую США, половина выставленных работ были проданы. Клер Бут Льюс, издательница журнала «Vanity Fair», заказала у Фриды портрет своей подруги, актрисы Дороти Хейл, которая незадолго до открытия выставки выбросилась из окна апартаментов.

Подобно покадровой съемке, Фрида фиксирует разные стадии падения, а само тело располагает внизу на переднем плане. В надписи внизу кроваво-красными буквами изложена история события. Когда Клер Бут Льюс получила картину, она хотела уничтожить ее. «Я всегда буду помнить потрясение, которое я испытала, когда вытащила картину из ящика. Мне стало действительно физически плохо. Что я должна была делать с этим отвратительным изображением разбившегося тела моей подруги? Я бы не заказала изобразить таким окровавленным даже заклятого врага, а тем более свою несчастную подругу ».

В следующем году Андре Бретон решил устроить выставку работ Фриды в Париже, с организацией помогал Марсель Дюшан . Выставка прошла в известной галерее Рену и Колле., но под приближающейся угрозой войны финансового успеха не имела. Из-за этого Фрида отменила следующую выставку в галерее Гуггенхайма в Лондоне. Тем не менее картина Фриды Кало Автопортрет "Рама", 1937 стала первым произведением мексиканской художницы ХХ в., приобретенным Лувром .

В том же году Фрида и Диего разводятся, свои переживания она воспроизводит в автопортрете "Две Фриды", 1939 , составленном из двух разных индивидуальностей.


Та часть ее существа, которую уважал и любил Диего Ривера, – мексиканская Фрида в теуанском платье, – держит в руках медальон с портретом мужа в детстве. Рядом сидит ее alter ego, европейская Фрида в кружевном белом платье. Сердца двух женщин выставлены напоказ, их соединяет лишь одна тонкая артерия. Вместе с потерей своего возлюбленного европейская Фрида утратила часть самой себя. Кровь капает из только что перерезанной артерии, ее удерживает лишь хирургический зажим. Есть опасность, что отвергнутая Фрида может истечь кровью до смерти.

В этот период Фрида бросилась в работу. Она старалась обеспечить собственную жизнь, занимаясь живописью. В следующие годы появляется ряд автопортретов, различных исключительно атрибутами, фоном, цветовой гаммой, через которые выражено настроение.

В 1940 г. она повторно вступает в брак с Диего Риверой.

С 1943 г. Фрида начала преподавать в Школе живописи и скульптуры, но через несколько месяцев из-за плохого состояния здоровья Фрида была вынуждена вести преподавание на дому. Ей пришлось носить стальной корсет, который появляется в ее автопортрете "Сломанная колонна", 1944 .

Ремешки корсета кажутся единственным, что удерживает в вертикальном положении части треснувшего пополам тела. Ионическая колонна, разломанная на несколько частей, занимает место поврежденного позвоночника. С зияющей в теле трещиной перекликается безжизненный растрескавшийся ландшафт, который становится символом ее боли и одиночества. Гвозди, воткнутые в лицо и тело, взывают к образам мученичества св. Себастьяна, пронзенного стрелами. Белая ткань, обернутая вокруг бедер, перекликается с Плащаницей Христа. Она заимствует элементы христианской иконографии, чтобы придать особенно драматическое выражение своей боли и страданию.

В 1946 г. Фрида переносит операцию на спине, в том же году получает гос. премию от Министерства просвещения за картину "Моисей, или Ядро творения", 1945 .


В конце 1940-х гг. наступило серьезное ухудшение здоровья Фриды. В 1950 г. она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике. После 1951 г. она испытывала такие невыносимые боли , что больше не могла работать без болеутоляющих средств. Ее живопись начинает характеризоваться слабой, торопливой, почти небрежной работой кисти, что является следствием приема сильных препаратов. Желание художницы включить в работы политическое измерение, чтобы «послужить Партии» и «принести пользу Революции», становится особенно явственным в картинах 1954 года "Марксизм даст здоровье больным" , "Фрида и Сталин" и в незаконченном портрете Сталина.

(исп. Frida Kahlo de Rivera, 6 июля 1907, Койоакан, Мексика — 13 июля 1954, Койоакан, Мексика ) — мексиканская художница, прославившаяся благодаря своим сюрреалистическим картинам. В юности Фрида попала в автокатастрофу, которая наложила отпечаток на всю ее жизнь и сказалась на творчестве. Писать Кало начала, будучи прикованной к постели. Художница прославилась в Европе(в частности, благодаря своему мужу Диего Ривере), но всегда мечтала о признании на родине. Первая персональная выставка Фриды в Мексике состоялась в 1953 году, незадолго до ее смерти.

Особенности творчества художницы Фриды Кало: по большей части в своих символических работах Фрида рассказывает о себе — своих переживаниях, физической и душевной боли. Внушительную часть ее картин составляют автопортреты, на которых ее обычно окружают растения и животные. Кроме того, Фрида часто обращается к теме болезни и смерти.

Известные картины Фриды Кало: «Сломанная колонна », «Две Фриды », «Всего-то несколько царапин! », «Сон(Кровать) », «Фрида и Диего Ривера », «Госпиталь Генри Форда », «Раненый олень ».

Мексиканцы — странный народ, уж очень необычный. Они раскрашивают свою одежду, свои дома и всю свою жизнь в небесные и солнечные цвета, разговаривают на каком-то собственном, особенно певучем испанском, а песнями и вовсе вынимают душу. Они поклоняются Санта Муэрте(«Святой Смерти»), а главный национальный праздник — День мертвых — превращают в настоящее торжество жизни. Где же еще, если не здесь, могла родиться такая личность, как Фрида Кало?

Фрида — один из тех редких случаев в мире искусства, когда популярность художника обусловлена по большей части его трагической личной историей, оттесняющей на второй план талантливые работы. Всю жизнь она будто бы бежала наперегонки со смертью, то отставая, то выбиваясь вперед, то отчаянно цепляясь за жизнь, то мечтая« уйти и никогда не возвращаться». Как бы парадоксально это ни звучало, смерть оказалась самой верной спутницей Кало на всем ее жизненном пути.

Переломный момент

Начать историю Фриды Кало стоит с ее родителей. Ведь именно они, задолго до ее рождения, начали этот танец со смертью — каждый под собственную музыку.

Вильгельм Кало, приехав в Мексику из Германии, сменил имя на испанское Гильермо и отказался от иудаизма. Первая жена родила ему трех девочек, но средняя дочь умерла вскоре после появления на свет, а сама женщина не пережила третьих родов. Гильермо остался один с двумя детьми и очень быстро женился снова — на Матильде Кальдерон-и-Гонсалес. Девушка на тот момент тоже успела пережить личную трагедию: жених Матильды покончил с собой на ее глазах. Позже Фрида писала в своем дневнике, что мать так и не смогла полностью оправиться от этой страшной потери и полюбить мужа.

Матильда родила Гильермо четырех девочек(Матильду, Адриану, Фриду и Кристину), а их единственный сын умер от пневмонии через несколько дней после рождения. Магдалена Кармен Фрида Кальдерон появилась на свет 6 июля 1907 года. Спустя много лет эта дата покажется Фриде недостаточно значительной, и она« подгонит» день своего рождения под начало Мексиканской Революции — 7 июля 1910 года.

Когда девочке было шесть лет, у нее начали болеть мышцы правой ноги. Несмотря на старания врачей и Гильермо Кало, серьезно занявшегося физическим развитием дочери, полиомиелит иссушил ногу девочки, на всю жизнь обеспечив ее хромотой. Но настоящая трагедия была впереди. Девочка еще успеет вырасти, поступить в престижную немецкую школу, обзавестись« бандой» верных друзей, впервые влюбиться и начать строить планы о медицинской карьере.

Все рухнуло 17 сентября 1925 года, когда трамвай врезался в автобус, в котором Фрида ехала из школы. Врачи сомневались в том, что девушка выживет, не говоря уже о том, чтобы снова начать ходить: раздробленные тазовые кости, сломанный позвоночник и множество других повреждений на долгие месяцы приковали Фриду к постели и всю жизнь напоминали о себе постоянной болью. В этот момент смерть впервые обратила на нее внимание, подошла поближе, чтобы присмотреться, и все время держалась поблизости. В этот момент жизнь Фриды закончилась. И началась совсем другая.

Танец со смертью

Одна из особенностей картин Кало заключается в том, что все они написаны крошечными мазками. Это серьезная нагрузка на руки и позвоночник, поэтому можно только догадываться, как тяжело приходилось Фриде, когда она только начала рисовать. До аварии единственным ее опытом в этой области были несколько уроков, взятых у гравера Фернандо Фернандеса. Первые кисти и краски купил девушке отец, зарабатывавший на жизнь фотографией. А мать заказала подрамник, при помощи которого Фрида могла рисовать лежа. В это время ее работы — это по большей части натюрморты и автопортреты. Спустя годы Кало скажет, что пишет так много автопортретов, потому что собственное лицо — это то, что она знает лучше всего. Но в те месяцы, когда Фрида восстанавливалась после аварии, она боялась, что умрет, и память о ней быстро исчезнет, поэтому старалась оставить как можно больше напоминаний о себе. Первой такой работой стал« Автопортрет в бархатном платье »(1926).

Еще одна вещь, отличающая картины Фриды, — их глубокая эмоциональность. Все, что она не может выразить словами, все, о чем вынуждена молчать, Кало переносит на холст. Она показывает зрителю кровь, боль, человеческие внутренности, неприглядную правду жизни. Фрида делится переживаниями из-за постоянных измен мужа — знаменитого художника Диего Риверы («Всего-то несколько царапин!», 1935), страданиями из-за очередной потери ребенка(«Госпиталь Генри Форда», 1932) и непрекращающейся болью после травм, болезней и бесчисленных операций(«Сломанная колонна», 1944, «Без надежды », 1945, «Раненый олень», 1946). И всю жизнь Кало безжалостно вскрывает свою душу, как доктора снова и снова вскрывали ее измученное тело, и демонстрирует зрителю собственное открытое сердце, чувствительное и беззащитное(«Две Фриды», 1939).

И, наконец, Фрида не была бы Фридой, если бы не унаследовала мексиканское отношение к смерти — безусловно, с уважением, но при этом и с изрядной долей юмора. Неотъемлемой частью мексиканской культуры являются так называемые« ретабло», примитивные картинки на маленьких металлических пластинах, которые рисовались в благодарность святым(Диего и Фрида собрали огромную коллекцию таких изображений). В частности, именно с ретабло смерть в разных ипостасях и обличиях перекочевала на картины Кало. Она стоит, выпрямившись в полный рост на площади в Койоакане неподалеку от дома Фриды(«Жители Мехико », 1938), таращится пустыми глазницами маски, венчающей тело маленькой девочки в розовом платье(«Девочка с маской Смерти », 1938) и с улыбкой ждет своего часа над постелью спящей Фриды(«Сон(Кровать)», 1940). Только так художница спасается от страха, который внушает ей это постоянное незримое присутствие.

Viva la vida!

Фриде пришлось долго добиваться популярности в родной Мексике, несмотря на то, что еще в 1938 году она наделала много шума в Нью-Йорке, где проходила ее первая персональная выставка в галерее Джулиана Леви. Критики, поначалу отнесшиеся к «миссис Ривере» скептически, были очарованы ею и самобытностью ее картин.
Вскоре после этого Кало отправляется в Париж по приглашению Андре Бретона, пообещавшего художнице устроить ее персональную выставку. Они познакомились во время визита Бретона и его супруги Жаклин Ламба в Мексику. Поэт и художник был поражен работами Фриды, в частности, незавершенной на тот момент картиной« Что мне дала вода »(1938), и сообщил художнице, что она пишет в стиле сюрреализма, чем немало ее удивил. Однако, несмотря на обещания, организацией выставки Бретон так и не занялся. Фрида узнала об этом только после приезда в Париж, очень разозлилась на Бретона и стала называть парижских сюрреалистов« чокнутыми сукиными детьми».

Фрида очень неуютно чувствовала себя вдалеке от родной Мексики. Ни Нью-Йорк, ни Париж ее не впечатлили, она рвалась назад, в свой Голубой дом, где она родилась и прожила почти всю жизнь, к своему Диего. Они уезжали и возвращались, ссорились и мирились, разводились и женились вновь, жили в разных домах, соединенных тонким мостиком. А тем временем рассыпающееся на части тело Фриды пытались собрать воедино при помощи металлических корсетов, многочисленных операций и лекарств.

Первая персональная выставка Фриды Кало в Мексике состоялась только в 1953 году. К тому моменту художница уже была прикована к постели и постоянно находилась под действием сильных болеутоляющих и алкоголя. Но такое важное событие в своей жизни она пропустить никак не могла. Во время открытия выставки Фриду внесли в Галерею современного искусства на носилках и уложили на кровать в центре зала.

В последние годы Кало становилось все тяжелее рисовать. Она вернулась к тому, с чего начинала — писала натюрморты, лежа в постели. Последней работой Фриды считается картина« Viva la vida! Арбузы »(1954), однако, судя по четким линиям и уверенным мазкам, она была написана задолго до этого. Финальным штрихом стала лишь надпись кроваво-красной краской, словно вырезанная на спелой мякоти арбуза. «Viva la vida!» — «Да здравствует жизнь!» Что же еще, как не этот дерзкий вызов, могла написать Фрида Кало, уже заглядывая в глаза смерти?