Влияние музыки на физическое развитие детей. Из опыта работы «Музыка — как одно из средств эффективности физического развития дошкольников

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

Музыка - средство эстетического воспитания ребенка

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?
Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер , настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «Дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека.
Второй признак музыкальности — способность вслушиваться , сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.
Третий признак музыкальности — проявление творческого отношения к музыке . Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих пионеров, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т. д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.
С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Музыка - средство формирования морального облика ребенка

Музыка, непосредственно воздействуя па чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.
Песни о Ленине, о кремлевских курантах, о Москве пробуждают чувство любви к нашей Советской Родине. Хороводы песни танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пенис, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает.хорошему звучанию, исполнению, и это воспринимается всеми как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного успешное выступление других детей служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные способности.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Музыка - средство активизации умственных способностей

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы воспитателя, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.
Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями. Слушая, например, песню «Это наша Родина» Е. Тиличеевой, они чувствуют торжественность, подъем, ликование народа, прославляющего нашу Советскую Родину! Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение.
Когда взрослый ставит перед ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям.
В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.

Музыка - средство физического воспитания

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребенка.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.

В лияние музыки на ребенка в утробе матери.

По данным ряда исследований, еще до рождения ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще всего в виде толчков. В некоторых исследованиях обнаружено, что дети, даже находясь в утробе матери, имеют свои собственные предпочтения в музыке. Если вы слушаете лирическую классическую музыку, скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары ногами. А музыка в стиле рок или металл может спровоцировать настоящие танцы в животе матери.

Ученые, занимающиеся научными исследованиями о влиянии музыки на физическое развитие детей, считают, что прослушивание Моцарта способствует развитию умственной деятельности детей. Ученые называют это явление "эффектом Моцарта". Чтобы ощутить благотворное влияние музыки на ребенка, врачи часто советуют матерям слушать чаще лирическую музыку (особенно классическую). Музыка рассматривается как часть природы человека, которая медленно, но эффективно восстанавливает гармонию в жизни и способствует дальнейшему физическому развитию ребенка.

Влияние музыки на новорожденных.

В связи с успокаивающим воздействием музыки многие ученые считают, что она ускоряет развитие недоношенных детей. Музыка положительно влияет на нормализацию дыхания и частоты сердечных сокращений, уменьшает боль и ускоряет рост новорожденных. Израильские ученые утверждают, что "эффект Моцарта" нормализует обмен веществ недоношенных детей, который помогает быстро достичь необходимого веса.

Влияние музыки на детей более старшего возраста.

Давно замечено, что дети хорошо засыпают под колыбельные песни или чтение книги. Звуки, особенно те, которые мелодичны, успокаивают и усыпляют детей. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А детям школьного возраста помогает быстрее изучать иностранные языки. Ведь известно, что даже маленькие дети легко запоминают песни на другом языке, даже не зная смысла слов. Но это их первый шаг на пути изучения этого языка. Дети намного более легко запоминают и воспроизводят песни, а не отдельные слова и тексты. Так как петь детям легче, чем говорить, музыка считается эффективным средством лечения заикания у детей. Музыка помогает улучшить речь, и то, что дети не могут сказать, легко могут спеть.

Музыкальная терапия.

По словам исследователей из США, целительная сила музыки нужна для нормализации артериального давления, помогает активировать деятельность мозга и укрепляет иммунную систему. Ритмичная и энергичная музыка в стиле марша тонизирует многие мышцы, что крайне полезно для физического развития детей. Поэтому многие делают зарядку под бравурную музыку. Для некоторых детей музыка является средством фокусировки. Она делает детей целенаправленными, помогает сосредоточить мышление на определенной теме, одновременно снимает стресс и усталость. Если ваш ребенок засыпает и просыпается с музыкой, он будет намного более счастливым и здоровым.

Однако, вместо того, чтобы слушать музыку, гораздо полезнее петь самому. Австралийские врачи даже практикуют в лечебных целях сеансы пения. Достаточно напевать самую простую мелодию, чтобы вы почувствовали себя лучше. Поэтому занятия пением или музыкой очень полезны для физического развития детей. Она учит любви к жизни. Поэтому дети, которые увлечены музыкой, становятся более образованными, внимательными, честными в своих отношениях с другими людьми, излучают спокойствие и позитивное настроение. "Музыкальные" дети развиваются в интеллектуальном развитии быстрее, чем их сверстники. Музыка развивает творческие способности детей, эстетику, культуру поведения, помогает строить доверительные отношения и заводить новых друзей.

Музыка может выражаться не только через музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие устройства. Музыка закодирована в звуках природы - шум волн и шелест листьев на ветру, пение птиц и сверчков, шелест дождя и так далее. Поэтому чаще бывайте за городом, на природе. Найдите именно ту музыку, которая больше всего нравится вашему ребенку, и старайтесь слушать ее как можно чаще.

Оксана Кудашова
Из опыта работы «Музыка - как одно из средств эффективности физического развития дошкольников»

Из опыта работы

музыкального руководителя МДОУ детский сад№ 4 «Радуга» п. Уразово Валуйского района Белгородской области Кудашовой Оксаны Геннадьевны

«Музыка - как одно из средств повышения эффективности физического

развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

Приобщение детей к музыкальному искусству начинается с раннего детства и поэтому развитие детского музыкально -художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение в самовыражении мы находим в одной из образовательных областей : «Художественно-эстетическое развитие » . Которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыки , его восприятия и связи с другими видами деятельности.

Пение развивает голосовой аппарат , укрепляет голосовые связки, улучшает речь, (врачи-логопеды используют пение при заикании, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза при пении регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения , улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывает четкость ходьбы и лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно - сосудистой, мышечной, двигательной, дыхательной систем организма.

При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается вентиляция лёгких, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности (эмоциональной отзывчивости, слуха) .

Дети учатся воспринимать музыку , двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности .

Задачи физического развития тесно связаны со всеми разделами воспитания в детском саду. Образовательная программа детского сада предусматривает работу над развитием движений и в музыкальном развитии .

Музыкальные игры и пляски построены, главным образом, на основных движениях : ходьбе, беге, прыжках, подскоках.

Их совершенствование идет как в музыкально -художественной деятельности, так и в двигательной деятельности.

Например, передача движениями бодрого характера музыки способствует выработке правильной осанки , координации движений рук и ног, легкости шага, а обучение правильному шагу и бегу на нод по физической культуре , укрепляет мышцы ног и тем самым способствует более легкому освоению танцевальных движений.

В основе движений лежит определенный ритм, соотносимый с ритмичностью музыкального звучания . Музыка повышает интерес к играм и упражнениям, придавая им особую эмоциональность. Между музыкой и движением при их одновременном исполнении устанавливаются тесные связи.

Определяющую роль играет музыка . Сопутствуя музыке , движения выражают ее образное содержание.

Акценты, несложные ритмические рисунки легко воспроизводятся в беге, шагах, хлопках, изменения темпа, динамики музыкального произведения влекут за собой изменения в скорости, и степени напряженности выполнения движения. Между музыкой и движениями легко устанавливаются нужные взаимосвязи : движения заставляют интенсивнее, полнее воспринимать музыкальное произвёдение , а музыка управляет ритмом движений, придает им особую выразительность, облегчает их выполнение.

Музыка помогает детям одновременно начать и закончить то или иное движение или всё упражнение, выполнять его в определенном темпе. Хорошо сочетаются с музыкой ходьба , бег на носках в колонне, по одному на месте , бег врассыпную и некоторые подвижные игры, в основном хороводного построения , где музыкальное сопровождение - смена тем, частей - обусловливает переход к другому действию, начало или окончание определенной последовательности действий. Например : в игре «Кто скорей» дети бегают по залу под звучание музыки , а по ее окончании быстро садятся на стулья.

В организации работы по физическому развитию я принимаю активное участие. Совместно с инструктором по физической культуре мы проводим различные упражнения : в ходьбе, беге, построениях и перестроениях, что обеспечивает быстроту и четкость их выполнения.

Не сопровождаются музыкой такие упражнения : лазание, прыжки в длину и высоту с места и с разбега, метание, подвижные игры, содержащие соревновательные элементы. Каждый ребенок выполняет их в своём индивидуальном темпе.

В непосредственно -образовательной деятельности я использую музыку в комплексе упражнений, ранее разученных без музыкального сопровождения .

В работе по развитию движений большое место занимает утренняя гимнастика. Основное ее значение - оздоровительное : укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать детский коллектив.

Важная задача гимнастики с музыкой - создание у детей бодрого настроения, что способствует их активности в труде, играх, занятиях. Музыка вызывает у детей по-ложительные эмоции и тем самым облегчает выполнение движений.

Используемое во время гимнастики музыкальное произведение , нельзя искажать - подчеркивать отдельные ритмические фигуры, делать произвольные паузы, чтобы приспособить его для более удобного выполнения того или иного движения.

Немаловажное значение имеет и гимнастика после дневного сна. В спальной комнате дети под музыку выполняют произвольные музыкально -ритмические упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями. В течение года мы используем различные варианты гимнастики.

В непосредственно -организованной деятельности физическая культура музыка звучит эпизодически : во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений . Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки , однако отдельные подвижные игры включают музыкальное сопровождение .

Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. После показа упражнения даётся характеристика. Например : Светлана Александровна инструктор по физкультуре показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» С. Асафьева, затем говорит : «Музыка спокойная , певучая, негромкая и движения должны быть лёгкими, неторопливыми, плавными».

Разучивание отдельных элементов движения проводим без музыки , так как её восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению.

В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений использую народную, классическую музыку , сочинения современных композиторов. Упражнения сопровождаю музыкой тогда , когда они заранее разучены с инструктором по физкультуре.

Наша задача как музыкальных руководителей научить воспитателей показывать все движения упражнений в соответствии с характером, средствами выразительности и формой музыкального произведения .

Разучивание упражнения следует начать с объяснения воспитателем правил выполнения и первые один-два раза провести его без музыки .

Знакомые упражнения сразу исполняем с музыкальным сопровождением . Воспитатель должен следить за четким соотношением музыки и движений . Функция музыки не сводится лишь к аккомпанементу или фону выполнения движений, она, прежде всего, должна помочь детям эмоционально осознать свои движения.

Мы совместно с инструктором по физической культуре планируем работу пo развитию движений , стараясь избежать слишком большого разнообразия материала, установить известную последовательность в его прохождении. Это способствует взаимодействию музыкального и физического развития дошкольников .

Воспитывая ребенка средствами музыки , мы должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей.

Особенности музыкальной работы с детьми дошкольного возраста.

В наше время вокальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в Муниципальных бюджетных дошкольных общеобразовательных учреждениях. Очень интересно то, что детское пение также способствует исследованиям для медицины, психологии, акустики, педагогики и т. д. Так возникает теория и система музыкального воспитания детей. Проблема эстетического воспитания средствами искусства, требует углубленного изучения вопросов, связанных с музыкальным воспитанием и развитием дошкольников. Несмотря на все сложности и перипетии в России нынешнего времени, детское пение не теряет своей актуальности.. Оно выдерживало соперничество со средствами массовой информации, где в настоящие время зарождаются новые виды творчества. И хотя никто не отрицает значения воспитательной роли искусства, но никто и не отслеживает воздействия поп-культуры. Не ставит барьер против низкосортной художественной продукции в области культуры, в области эстетического образования . Таким образом понятия художественной (позитивной) и антихудожественной (негативной) не входят в нормативы художественно-эстетического воспитания.

Известно, что совместное хоровое пение имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии дошкольников. Музыкальные занятия в дошкольном учреждении влияют на формирование гармонически развитой личности воспитанника.

Формируются такие качества как:

Эмоциональность

Коммуникабельность

Инициативность

Ответственность

Организованность

Коллективизм

Трудолюбие

Креативность

Развиваются познавательные процессы:

Ощущение, восприятие

Внимание, память

Воображение, мышление

Развиваются специальные умения и навыки:

Сценическая культура

Эстетический вкус

Творческие способности

Певческие навыки

Речевое фонематическое произношение

На первых этапах обучения воспитанник пользуется методом копирования «Пой, как я», но постепенно нужно добиваться осознанного отношения к выполнению вокальных упражнений. Начальный период организации навыков. Память, как и все другие психические процессы успешно тренируется во время занятий музыкальных занятий.. Мышечная память - хорошо развивается на специальных технических упражнениях, что способствует выработке механической памяти. Смысловая память необходима и в распевании, и при освоении технических приемов пения. Групповое пение - лучший способ развития памяти во всех ее видах. Словесно - логическая память проявляется при работе с поэтическими текстами. В вопросе воспитания памяти важную роль играет внимание и сосредоточенность, а сосредоточенное внимание стимулирует память. Поэтому получасовая работа на музыкальном занятии с максимальной концентрацией внимания может принести больше пользы, чем несколько часов полупассивных, невнимательных занятий. Во время занятий пением активно развивается сосредоточенное внимание, без которого невозможен творческий процесс. Сосредоточенное внимание закрепляется в систематических занятиях. Развитие внимания неразрывно связанно с волей. На фоне сосредоточенного внимания развивается воображение, особенность которого состоит в том, что оно соединяет различные впечатления в образы и картины, преобразовывая действительность. Вдохновение, по-моему мнению, это особое состояние, выражающееся в полном сосредоточении всех умственных сил, способностей и чувств на предмете творчества.

Важная сторона в певческом процессе - мышление. Во время пения мыслительный процесс развивается интенсивно через освоение логики литературных текстов. Поэтому – групповое пение - это соединение мысли и чувства, рассудка и вдохновения, сознания и творческой интуиции. Наиболее непосредственно пение влияет на те сферы психики, которые связаны с образной и эмоциональной восприимчивостью. Поэтому, музыкальные занятия, связанные с вокальной работой - являются школой восприятия, воображения и чувств. Речь и пение - две удивительные функции голосового аппарата человека, которыми его наградила природа. Музыкальные занятия тесно взаимосвязаны с другими интегративными областями.

Пение - психофизиологический процесс, а потому управлять своим голосом дети учатся на основе осознанных мышечных ощущений. Эффективность звукообразования напрямую зависит от знаний анатомического строения дыхательной системы, голосового аппарата человека и пр. при пении необходимо учитывать акустические законы звуковой волны для нахождения лучшего звучания певческого голоса. При знакомстве с музыкальными произведением необходимо учитывать исторический период, в котором оно было написано.

Эпоха, стиль -важно для интерпретации музыкального произведения. Все это, вместе взятое, ведет к формированию художественно - эстетического вкуса. Проследив межличностные отношения между воспитанниками и музыкальным руководителем, следует сказать, что подобная интеграция должна сказываться благотворно только на качественных сторонах личности воспитанников, но и непременно влиять на повышении общей музыкальности индивидуума в целом. Выявления отношения детей к музыкально-эстетическому развитию происходит через применения различных диагностических методов. Групповые музыкальные занятия имеют особое значение т. к. являются коллективными формами занятия. Благодаря коллективному труду и личному общению детей получается разностороннее выражение: формируется позиция субъекта общения, в котором утверждается свое «я», открывается мир социальных отношений, регулируются психическая жизнь детей. Коллективная форма творчества выступает важной стороной и в духовном и в нравственном воспитании дошкольников.

Детские голоса имеют свою особенность. Детские голоса «светлые» по тембру, узкий диапазон. У детей специфичный голосовой аппарат, короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие. Свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость тембра, но нет тембральной насыщенности.

Для детских голосов 3-4 –х летнего свойственно фальцетное звукообразование, небольшая сила звука от рр-mf. И причём нет существенного различия между мальчиками и девочками. В таком начальном этапе закладывается умение коллективного пения. В 5-ти летнем возрасте закладывается умение интонирование, ладово-метрические навыки и ансамблевое пение. В 6-7-ми летнем возрасте можно выявить индивидуальные особенности тембра начальные навыки вокальной техники. Интерес к фонематическому образованию звука.

Организация репетиционного процесса на музыкальных занятиях.

Выбрав произведение, музыкальный руководитель прежде всего должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места. Подбор музыкального материала очень важный процесс.

Приведем основные принципы подбора репертуара:

Доступность восприятия в исполнении;

Направлен на формирование нравственных качеств личности, учет возрастных особенностей;

Направлен на формирование музыкально –певческих навыков;

Разнообразен по тематике, жанрам, стилистическим особенностям, средствам музыкального языка;

От простого к сложному;

Прежде чем приступить к разучиванию музыкального материала руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста. Формы ознакомления различны. Лучше его организовать прослушиванием (аудиозапись и д. р.) в исполнение высококвалифицированного хорового коллектива. Если нет возможности прослушать запись, то музыкальный руководитель сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это поможет воспитанникам освоить музыкальную фактуру и даст возможность услышать гармоническое окружение мелодии. Это способствует музыкальному развитию детей, и вносит в процесс активность и сознательность. Очень полезно разучивать произведения a capella, так как это дает возможность развивать самостоятельность в творчестве. Можно отметить, что высокопрофессиональное владение инструментом ориентируют детей в правильном ощущении музыкальной формы, стиле, содержания. Если произведение вызывает сложность в разучивании, то его лучше разделить на отдельные фразы, которые можно отрабатывать повторяя несколько раз.

Таким образом, можно утверждать, что процесс работы музыкального руководителя с дошкольниками нельзя строго ограничивать фазами с чётко очерченными кругом технических или художественных задач для каждой из фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те или иные методы работы.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста(5-7лет)

Детей старшего дошкольного возраста отличает более богатый по сравнению с младшего дошкольниками жизненный и музыкальный опыт. Они с интересом слушают музыку, эмоционально ярко реагируют на нее.

При определении общего характера, настроения музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два или несколько средств музыкальной выразительности(темп и тембр, темп и динамику, темп, тембр и динамику одновременно)

Восприятие музыкального образа становится более адекватным, что связано с достаточно высоким уровнем развития системы музыкальных способностей, мышления, воображения.

Дети усваивают понятие «жанр»-ключевое понятие как музыкального, так и любого другого

искусства(инструментальная и вокальная музыка, марш, песня, танец, «русская плясовая»,

вальс...) . Обобщаются представления о форме музыкального произведения(одно-, двух-, трехчастная форма) . Легче всего дети определяют ее, занимаясь музыкальным движением и играя в оркестре.

Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и разнообразный опыт музыкального выразительного движения. Они слышат в музыке и могут передать в движении не только ее общее настроение, но и темп, динамику, яркий ритмический рисунок,форму.

Сюжеты, которые доступны детям для воспроизведения в музыкальных этюдах, становятся

более сложными. В них присутствуют не только изобразительные моменты, но и выразительное начало, отражение определенного настроения(«Обидели», «Цветок распускается») . Дети уже владеют главными видами основных движений: шага, бега, прыжков- и могут выполнить их достаточно координированно, ритмично и выразительно.

Однако им недостает легкости, пружинности, ловкости, не отработана техника некоторых

основных движений (поскоки) и танцевальных движений.

На 6-7 году жизни детям доступны более сложные танцы и достаточно развернутые творческие композиции.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться певческий аппарат гортани- появляются вокальные связки и голос приобретает новые, но пока еще скромные возможности. Все более чистым становится интонирование мелодии голосом. Большинство

детей на 6-м году жизни может воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии, а часть из них на этом фоне чисто интонируют ее отдельные отрезки.

На 7-м году жизни примерно треть детей чисто интонирует мелодию в целом с аккомпонементом и лишь отдельные дети чисто поют ее без него. Дети начинают петь звонко, полетно, легко и выразительно.

Дети к 5- ти годам овладевают приемами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах,что дает им возможность ярко проявить себя в элементарном музицировании.

Старший дошкольный возраст- возраст расцвета сюжетно-ролевой и режиссерской игры.

Старшие дети уже достаточно самостоятельны, любознательны и творчески активны.

По теме:

Возрастные особенности музыкального развития ребёнка - ДОУ "Детский сад №232 "Жемчужинка"

Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятель-ности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней - задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии.

Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребёнок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое более младший легко выполняет.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

  • слуховое ощущение, музыкальный слух;
  • качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
  • простейшие навыки,действия в певческом и музыкально-ритмическом испол-нительстве.

Отметим общие тенденции возрастного развития.

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ .

Психологи отмечают,что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А Люблинской, у малыша на 10-12-й день жизни возникают реак-ции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки.

В 4-5 месяцев отмечается склон-ность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребёнок начинает реагировать на источник,откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонаци-ям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребёнок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается.

К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ :

При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое, оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференциро-ванны: ребёнок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску /играет металлофон или барабан/. Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни.

Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

ТРЕТИЙ И ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ.

У детей повышается чувствительность, возможность более точного различе-ния свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.

Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.

К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволя-ют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Характеризуются активной любознательностью детей. Это период вопросов: "почему?», "отчего?». Ребёнок начинает осмысливать связь между явлени-ями и событиями, может сделать простейшие обобщения.

Он наблюдателен, способен определить: музыка весёлая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части /одна быстрая, а другая медленная/, на каком инструменте играют мелодию /рояль, скрипка, баян/. Ребёнку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокой-ном хороводе и как в подвижной пляске. .

Освоение основных видов движения - ходьбы, бега, прыжков - даёт воз-можность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль /напри-мер,в сюжетной игре/. Другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ

Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впе-чатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоя-тельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения.

Методические пособия, разработанные, опробированные и изданные МБДОУ ЦРР детским садом № 232

Дорогие друзья!

Предлагаем вам принять участие в независимой оценке деятельности и качества образования нашего детского сада.

Подробней на сайте xn--73-6kcteboqpm7d5b.xn--p1ai

Предварительный просмотр:

Дети 3-4 лет

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для правильной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:

Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания) ;

Чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность) ;

Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера) ;

Ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию) ;

Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность) ;

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

Дети 4-5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Однако внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Дети 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления) , что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возраста более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет ещё требует очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети шестого года жизни:

Начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

Могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

Могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;

Могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;

Начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд) , передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

Выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами) ;

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.

Дети 6-7 лет

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.

В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор.

Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Использование интегративного подхода на музыкальных занятиях с детьми данного возраста позволяют достигнуть следующих результатов. Дети 6-7 лет:

Могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

Могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

У детей сформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и вырапзительно, передавая смысл исполняемых произведений;

Могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

Способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

По теме:

Источник nsportal.ru

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

Характеристика музыкальности детей 5-6 лет

К важнейшим показателям музыкального развития, интенсивно проявляющимся в старшем дошкольном возрасте, относятся:

Развитая музыкальная память, возросший уровень запоминания, произвольность внимания;

Умение оперировать музыкальными представлениями;

Умение произвольно управлять музыкальной деятельностью;

*качественные отличия детского исполнительства, появляющиеся на основе осознанной цели;

Возросшая творческая активность в ее индивидуальных проявлениях.

В этом возрасте ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве, эмоционально осознанное восприятие.

Происходит дальнейшее развитие слуховых ощущений для восприятия, различения, запоминания и воспроизведения музыкальных звуков различной высоты, тембровой окраски, организованных во временном и ладовом отношении.

Мелодический слух шестилетних детей проявляется в точном воспроизведении сложных интонационных оборотов мелодии (восходящая секста, малая и большая секунды, квинтовые интонации) , различении и воспроизведении интервалов от секунды до октавы. Певческая интонация становится более точной. Дети этого возраста способны к различению устойчивых и неустойчивых звуков лада, к запоминанию и различению тоники, что свидетельствует о восприятии ладовых тяготений.

Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.

Воспитательные задачи

Следует предоставить детям возможность для самостоятельного восприятия музыки и проникновения в ее образную сущность, поощрять организацию музыкальных игр, театрализацию игр и сказок. При этом важно поддерживать стремление детей к проявлению скромности и естественности, потребность в сотрудничестве.

Как и в предыдущих возрастных группах, первостепенное значение в работе с детьми шестого года жизни придается воспитанию средствами музыки таких качеств, как доброта, честность, сострадание, развитию внимания.

Необходимо удовлетворять детскую любознательность при слушании музыкальных произведений (знакомство с нашей страной, ее историей, современными событиями, музыкальными традициями своего и других народов) . Важно обратить внимание детей на то, что музыка является языком межнационального общения,- это поможет решению задач интернационального воспитания.

Музыкальная деятельность дошкольников и ее задачи

Слушание - восприятие

Продолжать приобщение к музыкальному искусству во всех его разновидностях, формировать устойчивый интерес к слушанию народной и классической музыки. (Большой запас музыкальных впечатлений, хорошая память позволяют детям называть любимые произведения.)

Учить детей давать развернутые характеристики эмоционально-образного содержания произведений различных жанров («Какие чувства передает музыка?») , выделять программность и изобразительность в музыке («О чем рассказывает музыка?») , давать характеристику средствам музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?») .

Раскрывать детям причинно-следственные связи между музыкальными явлениями: мелодия быстрая (звуки короткие, отрывистые) , музыка тревожная (подвижный темп, низкий регистр) . Обсуждать с детьми разные варианты исполнительской интерпретации музыкального произведения.

Музыкально-образовательная деятельность

Стараться побуждать ребенка к поиску новых знаний о мире прекрасного: показать связь музыки и художественной литературы, музыки и кино, музыки и театра, музыки и живописи.

Дать детям устойчивые знания о композиторах (зарубежные, отечественные) . Расширить представления о музыке вокальной - песня, романс; инструментальной- сольная, ансамблевая, оркестровая. Дети должны знать и называть танцы (полька, вальс; народные - хоровод, камаринская, кадриль, гопак и др.) , музыкальные жанры (пьеса, опера, балет, песня, сюита) .

Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики музыкальным образам: веселая, радостная, игривая, резвая и т.д., пользоваться музыкальными терминами: темп (медленный, подвижный) , характер воспроизведения мелодии (напевно, отрывисто, протяжно) , динамика звучания (громко, тихо, постепенно усиливая, замедляя) .

Певческая деятельность

Распевание. Учить детей выпевать гласные (а, о, у, э, и) , четко, но естественно произносить согласные (д, т, п, р) . Учить распределять дыхание при пении протяжных фраз. Выразительно передавать в певческой интонации поэтический смысл текста.

Разучивание и исполнение песен. Добиваться от детей исполнения песен с эмоциональным настроем: петь с любовью, гордостью, радостно, с сожалением и т. д. Закреплять навыки выразительного исполнения.

Формировать у детей навыки слухового самоконтроля. Приучать детей к условным дирижерским жестам - начало и окончание песни, движение руки, соответствующее движению звуков мелодии.

Приучать ребенка к оценке качества собственного пения и пения других детей.

Песенное творчество. Учить способам песенных импровизаций: подражание разнообразным звукам; ответы на музыкальные вопросы, передача выразительных интонаций (просительные, жалобные, сердитые, требовательные) ; пение импровизаций на заданный текст.

Музыкально-ритмическая деятельность

Упражнения. Закреплять умение детей в передаче музыкальных основ средствами выразительных движений: передавать характерные образы, ритмический рисунок, темп и динамику произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкальной формой.

Танцы, пляски, хороводы. Разнообразить лексику танцевальных движений: хороводный шаг разного характера, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, боковой галоп, переменный шаг.

Учить детей овладевать танцами (русские и других народов) , вводить элементы балетного и современного массового танца. Разнообразить традиционные движения: качания с различными изобразительными движениями рук, полуприседания с открыванием и закрыванием рук.

Танцевально-игровое творчество. Поощрять стремление детей к самостоятельным импровизациям в свободных плясках. Учить пластическому выражению театрально-игровых образов.

Продолжать формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику.

Учить отражать в плясовых импровизациях изменения в музыкальном образе.

Приобщение к игре на музыкальных инструментах

Развивать интерес детей к музицированию на инструментах - как детских, так и на фортепиано.

Научить детей правилам обращения с инструментами (духовыми) . Стимулировать разнообразные приемы образной игры - глиссандо, точным и сильным движением кисти.

Учить исполнению песен и попевок, творческим импровизациям (индивидуально и в ансамбле) на инструментах, используя удобную аппликатуру.

Организация и проведение музыкальных занятий

Организация занятий музыкой и ритмикой сохраняется по структуре и типу, но заметно усложняется по содержанию. Формирование музыкальных способностей на занятиях развивающего типа с детьми пятого года жизни основывалось на материале музыкально-дидактических игр и упражнений. Музыкальное развитие детей шестого года жизни позволяет существенно усложнить содержание и методику организации развивающих занятий.

Главная задача занятий в первом полугодии учебного года (сентябрь - декабрь) - ознакомление со средствами музыкальной выразительности через практическое музицирование.

Из средств музыкальной выразительности детьми наиболее легко выделяется и усваивается ритм, что подтверждается учеными (В. Бехтерев, Б. Теплов, К. Тарасова) . Вот почему для работы с дошкольниками рекомендуется использовать инструменты ударной группы, имеющие народное происхождение,- деревянные ложки, коробочки, бубен, рубель. Они обычно исполняют пульс, акцент, слабые и сильные доли, начало и окончание фраз, ритмоформулы, переклички.

Метрическая пульсация, или пульс, преподносится детям как ровные, мерные шаги, которые слышны в музыке. Метрическую пульсацию дети начинают осознавать с того момента, как научатся маршировать под музыку,

в такт музыке хлопать в ладоши, притопывать ногой. В зависимости от характера музыки пульс может исполняться на ложках (в русской песне) , барабане (в марше) , маракасах (в современном танце) .

Акцент в музыке -это силовое или смысловое выделение отдельного звука в музыкальном материале. Педагогу следует доступно объяснить это детям: провести аналогию с ударениями на отдельные слова в разговорной речи, с выделением отдельного слова в фразе, подобрать яркие художественные примеры.

В зависимости от характера произведения акцент может прозвучать на различных ударных инструментах, но это должен быть инструмент, отличающийся по тембру от того, на котором исполняется пульс. Например, в пляске пульс исполняют ложки, а акцент - бубен, тарелки или треугольник.

Ритмический рисунок (ритм в узком смысле слова) - это соотношение длительностей последовательного ряда звуков, т. е. ритмическая основа мелодии. Объясняя, что такое ритмический рисунок мелодии, можно провести аналогию с контуром рисунка в живописи. Изменение линии контура изменяет рисунок - точно так же в музыке изменение ритма изменяет мелодию. Педагогу следует обратить внимание на то, что в ритмическом рисунке мы слышим короткие и долгие звуки. (Полезно длительности показать на фланелеграфе.)

В партитуре ритмический рисунок может исполняться одновременно с пульсом, акцентом и другими метроритмическими средствами, но обязательно на другом инструменте. Ритмический рисунок будет звучать в оркестре четко и чисто в пьесах неторопливого характера, негромкого звучания. Воспроизводиться он должен в течение небольшого отрезка времени.

При знакомстве с сильными и слабыми долями педагог обращает внимание детей на то, что, когда они двигаются под марш, шаги получаются разные - сначала тяжелый, сильный шаг (сильная доля) , затем легкий, слабый (слабая доля) . При объяснении сильную долю такта можно обозначить хлопками в ладоши, слабую - пальцем о палец.

Особое внимание следует уделить остинантному рисунку. Остинантный рисунок представляет собой одну и ту же ритмическую последовательность, постоянно или в течение длительного времени повторяющуюся в музыкальном произведении.

В отличие от остальных элементов ритмической фактуры, которые являются обязательными в ткани музыкального материала, остинантный рисунок создается в процессе творческого исполнения. Для воспроизведения остинантного ритма можно использовать две группы инструментов, которые поочередно (в виде переклички) исполняют ритмический рисунок.

Ритмические переклички используются в виде эха, зова кукушки и других изобразительных и подражательных средств. При этом лучше использовать разные по тембру инструменты: коробочка - треугольник, бубен - ложки.

Фраза - это более или менее законченное по содержанию мелодическое построение. Вначале дети осознают контраст между отдельными частями музыкального произведения, затем между фразами и, наконец, различают фразы не только по контрасту, но и по сходству.

При знакомстве дошкольников с ритмом как средством музыкальной выразительности педагог должен учитывать индивидуальные музыкальные способности ребенка, подбирать задания дифференцированно. Следует учесть, что любой элемент ритмических соотношений в музыке, объясненный детям, но не закрепленный в инструментальном музицировании, не будет в достаточной степени понят и осознан ими.

Мы описали содержание работы педагога-музыканта на занятиях развивающего типа.Усложняется содержание доминантных занятий. Если для детей 4-5 лет доминирующим видом деятельности выступала исполнительская деятельность (певческая) , двигательная, то в старшем дошкольном возрасте это слушание. Остальные виды художественной деятельности помогают его активизации, однако при этом они подбираются для каждого занятия не случайно, а с точки зрения педагогической целесообразности.

Занятия комплексного типа сохраняют свою привлекательность для старших дошкольников. Приобретенный ранее художественный опыт помогает им создать выразительный образ (музыкальный, поэтический, пластический, изобразительный) . Совместные действия педагога и детей, общение со сверстниками создают на комплексных занятиях необходимые условия для творчества, для формирования нравственно-эстетических чувств.

Ведущее направление в работе с шестилетними детьми - воспитание средствами музыки нравственных качеств личности ребенка. На первый взгляд жизненные и музыкальные эмоции очень похожи и одинаково сильно переживаются индивидом.

Но на самом деле чувства, воплощенные в музыке, не всегда тождественны жизненным. Они всегда «опосредованы художественным идеалом, системой ценностных представлений, связаны не со случайным, а с устойчивым общественно-значимым, социально-историческим содержанием» (В.

Медушевский) . Переживания эстетического характера обогащают опыт ребенка, в том числе развивают способность эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется безразличным к радости и горю других людей, проявит в соответствующих случаях сострадание, жалость, сочувствие или, наоборот, негодование, осуждение.

В перспективном плане (см. далее) предложен музыкальный репертуар, по своей художественной значимости способный решить задачи нравственно-эстетического воспитания. План «эмоционального вживания» в пьесу А. Хачатуряна «Сегодня запрещено гулять» направлен на формирование эмоционального содействия (жалеть не себя в другом, а другого, как себя) .

Музыкальное развитие детей шестого года жизни должно быть ориентировано на преемственность со школой. Система музыкального воспитания в школе, разработанная Д. Кабалевским, основана на принципе тематизма.

Педагог-музыкант в основу тем закладывает само музыкальное искусство в своеобразии его содержания и формы. Выдвигая одну за другой темы, он приобщает детей к музыке в определенной последовательности. В группах старшего дошкольного возраста вполне удается осуществить основной принцип развития детей с помощью музыки и музыкальной деятельности: показать, что музыка отражает жизненное содержание и выражает его музыкальными средствами.

Перспективный план поэтапного разучивания материала по музыке, ритмике, танцу поможет в реализации принципа тематизма:

«Какие чувства передает музыка?», «Что выражает музыка?»;

«О чем рассказывает музыка?»;

«Как (какими средствами) рассказывает музыка?».

Примерное распределение музыкального материала

Исследователи в области психологии внесли заметный вклад в изучение возрастных изменений человеческой психики, особенно психики детей дошкольного возраста. Идеи фундаментальных исследований А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. А. Маркосяна, В. В. Давыдова и других ученых лежат в основе организации учебного и воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях. Физиолог А.А. Маркосян, например, разработал подробную возрастную классификацию, включающую одиннадцать возрастных периодов. По мнению исследователя именно они создают лишь предпосылку для тех или иных изменений психической организации ребёнка; эти изменения находятся под влиянием социальных факторов, выявить которые уже нельзя с помощью одной только психофизиологии.

Таким образом, возраст - понятие не только физиологическое, но и социальное. Это толкование содержится и в самом наименовании некоторых возрастных периодов: «дошкольный», «школьный» и др. С каждым возрастом в обществе связываются определенные функции, за возрастными группами закрепляется тот или иной статус. Социально-психологический смысл возрастного деления нельзя упускать из виду, когда речь идет о возрастных особенностях, проявляющихся в сфере контакта человека с искусством. Поэтому, говоря о наилучшем возрасте для развития музыкальности, мы имеем в виду многие условия.

Надо назвать еще одну существенную закономерность - психические функции развиваются неравномерно. Эта мысль высказана Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович. Так, Л. С. Выготский отмечает: «...развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте». Развивая эту мысль, Л. И. Божович указывает, что границы возраста могут сдвигаться в зависимости от деятельности ребенка и конкретных условий, в которых он находится.

Структура может стать практическим, руководством, если ее использовать с учетом музыкального развития детей различных возрастов и их индивидуальности.

Но для этого необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей. Знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста дает возможность педагогу находить более эффективные способы управления психическими процессами ребенка, в том числе и его музыкальным развитием.

Понятия «возраст» и «возрастная стадия развития» трактуются по-разному. Одни рассматривают возрастную стадию только как естественный биологический процесс. Отсюда вывод о неизменности этих стадий. Другие вообще отвергают понятие «возраст» и считают, что на любом этапе развития ребенка можно научить чему угодно. Отсюда полное игнорирование учета возрастных возможностей.

Ранние и яркие успехи детей в исполнительской музыкальной деятельности каждый раз позволяют думать, что мы имеем дело с явлением редкостным, исключительным. Но есть основания предполагать, что способность к восприятию музыкального произведения также не всегда находится в прямой зависимости от возраста.

Мнение о том, что между музыкальными способностями и возрастом нет прямой причиной связи, имеет две стороны: негативную и позитивную. Негативная его сторона заключается в том, что отрицается правомерность развития музыкальных способностей по мере взросления человека. Иными словами, ребенок может расти, а его способности к музыкальной деятельности не прогрессировать (может даже напротив -- регрессировать), если не обеспечивать оптимальные возможности для ее развития. Позитивная -- заключается в том, что уже в раннем возрасте у ребенка может быть развита музыкальная восприимчивость.

Идея существования наилучшего возрастного периода для развития музыкальных способностей перекликается с положением Л. С. Выготского о ведущих видах деятельности для детей различных возрастов. Но в области музыкального восприятия такой период еще предстоит найти. Говоря «наилучший», мы имеем в виду не столько то, что он единственный (например, возраст до трех лет является единственным, когда человек может научиться речи), сколько то, что, упустив этот возраст, мы создаем дополнительные трудности в деле музыкального развития.

Следует подчеркнуть, что хотя возраст в огромной мере характеризует становление индивида, но его нервно-психическое созревание определяется в основном всем его жизненным опытом. Человек на любом этапе своего развития обладает совершенно неповторимым, единичным свойством. В этом смысле индивидуальные свойства как бы перекрывают его возрастные особенности, что делает возрастные границы восприятия крайне неустойчивыми, динамичными, переменчивыми и вместе с тем очень дифференцированными, подверженными внешним воздействиям.

Что же кладется в основу при установлении границ возрастных стадий развития детей?

Советские психологи считают, что эти границы определяют отношение ребенка к окружающему миру, его интересы, потребности к определенным видам деятельности. И в соответствии с этим можно отметить следующие возрастные этапы всего дошкольного периода:

младенчество (первый год жизни);

раннее детство (от 1 года до 3 лет);

дошкольное детство (от 3 до 7 лет).

Сроки начала музыкального развития и воспитания надо искать в предпосылках возникновения определенного отношения к музыке, появления эмоциональной и слуховой отзывчивости.

В советской психологии и педагогике получены данные о ранних сроках проявления музыкальности. По данным А. А. Люблинской, у малышей на 10--12-й день жизни возникают реакции на звуки.

В начале первых месяцев жизни (первый возрастной этап - младенчеств о) музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая реакцию оживления или покоя. Так, дети, спокойно сидящие в манеже, при неожиданных звуках фортепиано поворачиваются, радуются и начинают ползти по направлению к звучащему источнику.

Это подтверждает необходимость раннего музыкального воспитания, и в первую очередь развития восприятия, так как дети еще не готовы к другим видам музыкальной деятельности. В соответствии с этим и строится программа музыкального воспитания в дошкольных учреждениях, которая намечает определенные задачи музыкального развития детей, начиная с двух месяцев жизни. Постепенно с возрастом и по мере целенаправленного воспитания дети начинают воспринимать музыку соответственно эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимают выразительность образа.

Следующий возрастной этап - раннее детство (1-3 года). В этот период у ребенка наиболее ярко проявляется потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Он овладевает ориентировочными действиями с окружающими предметами. У ребенка возникает стремление к музыкальной деятельности, малыш испытывает интерес к движению под музыку, к пению. Все это выступает как предпосылка к музыкальной деятельности.

При восприятии музыки дети проявляют эмоциональную отзывчивость: радуются или спокойно слушают музыку. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание, наиболее контрастные тембры детских музыкальных инструментов. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности, что позволяет некоторым малышам точно воспроизвести несложную и короткую мелодию.

Появляются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации. И если на втором году жизни ребенок, подпевая взрослому, повторяет окончания музыкальных фраз, то к концу третьего он может сам воспроизвести мелодию небольшой попевки (с помощью воспитателя). В этот период дети часто по собственному желанию напевают, импровизируя какие-то понравившиеся им интонации. Они охотно двигаются под музыку: хлопают, притопывают, кружатся. У ребенка заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат, и движение под музыку помогает ему выразить свое настроение.

Следующий возрастной этап - собственно дошкольное детство (3-7 лет). Ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности (если для этого созданы необходимые педагогические условия). У детей появляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах - игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию. Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде - от раннего к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные предыдущему возрасту. Но уже происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения и к четырем годам могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

Дети среднего дошкольного возраста проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, "не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.

Голосовой аппарат ребенка среднего дошкольного возраста укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Дети 5-6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. Так, после прослушивания двух маршей С. С. Прокофьева и Э. Парлова детям предложили сказать, какой из маршей им нравится и почему. Большинство детей выбрали «Марш» С. С. Прокофьева. Но их мотивировки были весьма своеобразными: «Строгая музыка», «Этот марш лучше, там смелые такие солдаты», «У музыки характер есть». О марше Э. Парлова мальчик сказал: «Мне больше понравился, мы знаем его, он мягче». В этих высказываниях проявилось стремление найти жизненные прообразы, выраженные музыкальными средствами, оценить общий его характер («строгая музыка», «у музыки характер есть», «он мягче»), видна попытка сопоставить со своим опытом («мы знаем его»). В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки - до, ре - второй октавы.

Дети 5--6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разностороннего музыкального развития детей.

Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6-7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказывает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функцию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс - плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки). Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т.д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихонемного грустно (о колыбельной).

Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Если одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности.

Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи). Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы-до второй). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В певческом диапазоне детей данного возраста отклонения значительны. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно, хотя мастера-педагоги, занимаясь с детьми этого возраста, добиваются хороших успехов.

Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах (индивидуально и в ансамбле). Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.), струнных (цитры), духовых (триола, Мелодия-26); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания.

Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить, подчеркнув их характерные черты.

Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом важно выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей.

Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности в соответствии с содержанием программы. (Однако музыкальная информация, получаемая ребенком дома, шире намеченного в программе.)

Главное, и это подчеркнуто в программе музыкального воспитания, дети получают опыт слушания.

Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей. Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склонностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как] возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

В целом можно сформулировать уровень развития музыкальности, к которому должны стремиться в практике музыкального воспитания в детском саду.

Приведем примеры желательного уровня музыкального развития ребенка средней, старшей и подготовительной школе групп.

В средней группе дети должны:

эмоционально откликаться на музыку, узнавать все, знакомые произведения, отмечать любимые, узнавать мелодию, высказываться о произведениях, различать контрастный характер музыки, звуки по высоте в пределах сексты;

определять различные динамические оттенки: форте [f] -I громко, меццо-форте - умеренно громко, пиано [p] - тихое: звучание;

петь простейшие песни без сопровождения и с сопровождением;

двигаться под незнакомую музыку, передавая ее основное настроение, точно и с удовольствием выполнять плясовые движения, чисто воспринимать простой ритмический рисунок на ударных инструментах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выявление предположительно имеющихся музыкальных способностей детей дошкольного возраста возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень.