Культура древней греции в кратце. Культура греции

Почти все население страны придерживается греко-православного вероисповедания, которое является автокефальным. Религия и греческая православная церковь играет значимую роль в жизни современного общества, на чем, собственно, и базируется культура Греции . И, конечно, это многоликая солнечная культура очень много из огромнейшего пласта мифологического прошлого этого региона.

Религия Греции

В этой стране часто проходят религиозно-культурные фестивали – панигири, в честь святых. Популярны здесь и карнавалы, которые отмечаются в соответствии с датами православного календаря, но несут при этом языческий оттенок. Греция считается одним из центров монастырской жизни, ведь основная религия Греции - православие. Такие культовые места, как Афон и Метеора известны далеко за пределами страны, а сами монастыри представляют не только часть религии, но и архитектурное наследие.

Экономика Греции

После Второй мировой войны Греция пережила настоящий экономический подъем. В 2001 году Греция получила статус самого развитого государства, но после мирового кризиса в 2013 году его потеряла. Экономика Греции складывается из нескольких отраслей: сферы услуг, в частности туризма, текстильной и химической промышленности, машиностроения и приборостроения. В Греции используется единая европейская валюта – евро. Туристам рекомендуется иметь при себе запас монет или мелких купюр. (Хотя бы для оплаты такси или на другой транспорт Греции ) При совершении покупок в магазинах системы Tax-free можно вернуть себе уплаченный НДС.

Наука Греции

После обретения Грецией независимости в стране получили развитие технические и естественные науки. Наука Греции планомерно развиваетсяв известных институтах и университетах страны проводятся многочисленные исследования по математики, физики, электроники, что благоприятно сказывается на уровне развития науки. Большое внимание в стране отдается археологии.

Искусство Греции

Культура в Греции сформировалась еще до нашей эры, но продолжает развиваться и в настоящее время. Искусство Греции , словно губка впитывает в себя все новое, при этом страна сохраняет основные традиции, главная из которых – античная. Греки отдают предпочтение народным формам искусства , активно используют древние музыкальные инструменты, например бузуки, лютры, лиры и мандолины. А национальный костюм обязательный атрибут многих праздников.

Кухня Греции

Национальная кухня Греции – это сочетание средиземноморской и балканской кухни. Главные отличия греческой кухни - большое количество специй и оливкового масла. В Греции производят различные сыры, более 50 видов, самый популярный из них – фета. Из мясных блюд самые популярные – мусака и пастицио.

Обычаи и традиции Греции

Для греков характерна привязанность к своим корням, своей семье и району. Часто все поколения семьи участвуют в жизни друг друга. Огромная семейная привязанность и связанное с этим гостеприимство определяют обычаи и традиции Греции .

Спорт Греции

Как известно, этот регион исторически является родиной Олимпийских игр, поэтому спорт Греции – просто не может быть не популярен. Для проведения в 2004 году Олимпийских игр в Греции построены новые спортивные сооружения. Самые популярные виды спорта – плавание, баскетбол и, конечно же, футбол.

Античная культура Древней Греции складывалась на протяжении нескольких столетий в условиях особой государственной системы - городов-полисов. Различия между ними носили достаточно выраженный характер - их граждане говорили на разных языковых диалектах, пользовались собственными календарями и монетами, почитали своих богов и героев.

Тем не менее, с VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения и расцвета полисного строя, складываются вполне отчетливые черты греческой архаики.

К ним относятся:

1 интерактивный, синтезирующий характер (интеракция - взаимодействие) древнегреческой культуры: она синтезировала достижения разнотипных древних культур, избегая слепого подражания;

2 космологизм, означавший, что Космос являлся абсолютом культуры: он воплощал в себе Мир, Вселенную, порядок, противостоящий Хаосу;

3 каноничность, с водившаяся к соблюдению канонов (правил, ориентированных на достижение идеала) в философии, искусстве, строительстве, в пропорциях гармонической человеческой фигуры;

4 состязательность как одна из черт, которая характеризовала различные сферы жизни греческого общества - художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э.;

5 диалектичность, выражавшаяся в единстве противоположностей (первоначально термин «диалектика» означал умение вести беседу).

Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в области производительной деятельности народов Древней Греции - в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, флота.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, которая, тем не менее, сохранила свои основные достижения, дав толчок развитию европейской культуры в целом.

Мифология. Греческая мифология сложилась во II тыс. до н. э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога - Зевса, «отца людей и богов». Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина - богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес - бог торговли; Артемида - богиня охоты; Афродита - богиня любви к красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Человекоподобные изображения богов стали основной формой развития античного искусства Древней Греции.
Религия. Огромное значение в древнегреческой религии имели представления о загробном мире. Властелином царства мертвых являлся Аид, у ног которого находится пес Цербер. Самая мрачная часть Аида - Тартар - пропасть, где томятся души особо провинившихся людей. Представлений о греховности человека перед богом у греков не было.

Философия. Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Именно Древняя Греция явилась той ступенью социокультурного развития, на которой родилась философия. Ее зарождение, связанное с разложением мифа, основывалось на осмыслении и обобщении научных знаний, характерных для того времени, и анализе мира повседневности. В результате сформировался отличительный признак философии - стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. В Древней Греции сформировались известные философские школы: милетская (VI в. до н.э.) и элейская (VI - V вв. до н. э.). В историю философской мысли вошли имена древнегреческих философов - Сократа, Платона, Аристотеля и др. Грандиозные философские системы включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

Наука. В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Они носили характер преднауки, в которой знания еще были включены в предметно-практическую деятельность человека.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание и его отдельные дисциплины. Мир понимался как единое целое.

Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIX в. «Физика» Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

На рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Первым историком античного мира считается «отец истории» Геродот, который посвятил свои произведения описаниям войн. В целом, история, как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Художественная культура. Древнегреческая литература - древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э.) находятся «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому певцу Гомеру. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия.

Высокого уровня развития достигли архитектура (храмы Аполлона, Артемиды, Зевса, Афинский акрополь), скульптура (статуя Зевса, «Дискобол», Афродита Книд- ская), возник театр. Театр Греции - древнейший на территории Европы, достиг своего расцвета в V веке до н.э. Драматургия и театр возникли из сельских праздников в честь бога Диониса, где распевались торжественные и печальные оды, из которых родилась трагедия, а также веселые песни, из которых родилась комедия. Театр был государственным учреждением, поэтому государство брало на себя организацию театральных представлений, на время которых приостанавливались все дела города.

В архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов.

В целом древнегреческая художественная культура и искусство ориентировались на идеалы возвышенного и прекрасного.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре - период эллинизма.


В широком смысле понятие «эллинизм» означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н.э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н.э. - Египет. 27 г. до н.э. - дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческое искусство и литература, философия, наука, архитектура. Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самос- ский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н. Коперник. Яркими являются бессмертные творения - Венера Милосская, «Лаокоон» и др.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек - Александрийская.

Древняя Греция является колыбелью европейской цивилизации, все ее достижения в своей основе связаны с идеями и образами древнегреческой культуры. Культура Древней Греции содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры в области философии, естественных наук, литературы, искусства. Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Античный (от лат. Antigus) обозначает "древний". Античным миром традиционно называют общества древних Греции и Рима с ІХ до н э до Х в н э. В наше время понятие античности включает в себя также крыто-микенскую эпоху (ІІІ-ІІ тыс. До н э). Таким образом, история античности охватывает период формирование и расцвета и гибели рабовладельческих государств Средиземноморья с 3 тыс. До н э до середины 5 в н э, когда перестала существовать Западная Римская империя.

Античная цивилизация соседовала с древними цивилизациями Востока - Египтом, Финикией, Персией поддерживали с ними торговый и культурные контакты.

Греция

В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды: эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. До н э), героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н э), архаический (УІІІ-УІ вв до н э), классическиц (У-ІУ до н э), эллипистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта носит название эллинистического (последняя третина ІУ-І в до н э).

В 12-13 вв до н э в Греции состоялся распад первобытного строя и появилось патриархальное рабовладельчество, которое в 8-6 вв до н э стало основой экономической и политической жизни общества. Возникло товарно-денежное хозяйство, которое сосредоточилось в рабовладельческих городах-государствах (полисах). Ключевую роль в это время сыграли два города-государства - Афины и Спарта. Борьба между ними за власть окончилась победой Спарты в Пеллопонейской войне (431-404 до н э). В 146 г до н э територия Греции была включена в состав Римской империи.

В Древнегреческих полисах сформировалась могучая духовная культура, которая произвела большое влияние на развитие цивилизации многих стран мира. Сегодня мы используем слова, понятия, названия, имена, выражения которые дошли до нас именно из культуры Древней Греции.

Основой общественной жизни в античных государствах был полис, то есть город-государство который объединял город и окружающие земли с селами.

Полис был самостоятельной политической, хозяйственной и культурной единицей, объединение свободных граждан. С 6 в до н э у большинства полисов установилась демократическая форма правления, которая охраняла права всех граждан, делала их сознательными и активными участниками политической жизни.

Почти все граждане полисов были грамотными. Городами-государствами управляли коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовладельческая демократия, она воспитала у греков особенное мировосприятие, потому что общественным идеалом стал свободный и политически активный человек.

Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры.

Герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, герой же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.

Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской. Высота фигуры соответствует росту средней гречанки-девушки, в ней нет никакой помпезности и показного величия, но зато столько поднесенного спокойствия, красоты женского тела, выражено в мраморе.

За Гераклитом, в греческой культуре человек рассматривается как смертный БОГ, а БОГ - как бессмертный человек (антропоморфизм).

Такая черта пронизывает не только искусство, но и философию, науку, мифологию, все мировоззрение. Уже ранние философские системы Анаксилеандра, Парменида, Пифагора, Демократа, Гераклита, "логосу", диалектики в строении мира. Знаменитое выражение Гераклита о том, что дважды невозможно войти в одну и туже речку, стало со временем исходной точкой розробки диалектики как принципа философского мышления. В древней греческой философии берут начало материалистическая атомистическое учение (Демократ) и идеализм (Сократ и Платон). В Древней Греции возникла новая отрасль знаний - история. "Отец истории" Геродот зачал летописно-описовую форму изучения общества. Аристотель в научной работе "Политика" сформировал первую теорию государства. Греческий ученый Эвклид заложил основы геометрии, Архимед - механики.

Древняя Греция - это родина европейского театра. В конце 5 начало 4 века до н э театры были уже во все больших греческих городах. "Театр" - гр слово, в переводе обозначает "Место для зрелищ".

В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее крупных театров Эллады - на 17 тыс. Зрителей. В греческих театрах была чудесная акустика. Все, что говорилось на сцене было хорошо слышно даже в последних рядах.

Греки очень любили театры. Они устраивали спектакли 2-3 раза в год. Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. Каждый день показывали несколько пьес. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедии Эсхила ("Персы"). Большую популярность имела трагедия Софокла "Антигона". А знаменитым автором комедий в середине 5 в до н э был афинянин Аристофан (пъеса "Птицы").

В Греции 1 раз в 4 года проводились всенародные спортивные соревнование - игры (в г. Олимпии). За легендой, Олимпийские игры основал знаменитый герой Геракл. Первые игры - 776 г до н э. Они проводились с тех пор 1000 лет, к тому времени когда их запретили по требованию христиан (4 в н э). Поновили их в 1896г. С те пор они стали всемирными и проводятся в разных странах по очереди.

    Гомер "Илиада" и "Одиссея" - ХІІІ в до н э.

    Статую Афини Палаады В Парфеноне ("Храм девы") сделал Физиа (11 м высоты) - из слоновой кости и золота.

В архитектуре греки славились колоннами. Они применяли колоны трех типов:

    Дорийские

    ионийские

    коринфские

    простые и суровый с виду, сверху до низу покрыты желобками;

    Стройнее и тоньше (капитель в виде двух завитков);

    Капитель в виде корзинки с листьями.

Часто вместо колон греки использовали каменные статуи которые своими телами поддерживали крышу или карниз. Такие статуи-колоны в виде мужчин называются атлантами, а в виде женщин - кариатидами. Эти виды колон использовались архитекторами всего мира.

Скульптура

Известные греческие скульпторы - Физий, Мирон, Поликлет и др.

Статуи отливали с бронзы или высекали из белого мрамора, которые разрисовывали. Греки никогда не изображали потворных, некрасивых людей, они считали изображать нужно лишь красоту. Самые известные статуи "Дискобоя" Мирона, "Афродита Милосская" неизвестного скульптора, статуя Апполлона Бельведерского и "Геракл с львом" Лиссиппа.

Культура древнего Рима

В 2 в до н э (146 г) Греция оказалась под властью Рима. Но, как писал Гораций "завоеванная (полоненная) Греция победила некультурного победителя". Гордовитый Рим, перед которым дрожали завоевание народы, вынужден был склонить голову перед величием культуры маленькой Эллады. Позже, когда он станет великой империей, создаст свою самобытную культуру, но только тогда, когда наберется опыта в завоевании соседа. Прежде всего Рим позаимствовал весь пантеон греческих богов, сменил их имена на римский лад, скульптуры и художники старательно копировали греческие образцы, поэты и драматурги переписывали сюжеты неповторимой греческой поэзии и драмы. Влияние греческой культуры было настолько сильное, что сначала, после завоевания Эллады, римская наука стала двуязычной. В римских образованных семьях принято было разговаривать наряду с латинским еще и греческим языком. Только со временем римские филологи разработали лексическую и синтаксическую системы латыни настолько, что ей можно было передавать все тонкости всесторонне развитого греческого языка.

В развитии культуры Древнего Рима можно выделить такие основные периоды:

    этрусский УІІІ-ІІ в до н э.

    "царский" УІІІ-УІ в до н э

    Римской республики 510-31 гг до н э

    Римской империи 31 гг до н э - 476 г н э.

В 1-2 вв постепенно расцветает римская культура, в первую очередь гражданское строительство.

В 75-80 гг н э в Риме был построен знаменитый Колизей, который стал известной памяткой староримской архитектуры. За назначением - это большой амфитеатр (высота 48,5 м, в плане - эллипс, оси которого 190 и 156 м) для проведения гладиаторский сражений, цирковых зрелищ.

В первой четверти 2 в н э создана еще одна памятка архитектуры - Пантеон ("храм всем богам". Это большое цилиндрическое сооружение, перекрытое полусферическим куполом, из входом в виде портика. Активно строили и другие сооружения: арки, лазни, термы, форумы, палацы, крепостные стены. Рим обрел солидного и роскошного вида.

Значительного развития обрели санитария, гигиена, право, которые стали гордостью Рима. Расцвели живописное искусство, поэзия, театр.

Для укрепления своей власти римские императоры широко использовали разнообразные массовые зрелища. Цезарь в 46 году приказал выкопать на Марсовом поле штучное озеро, на котором было организовано сражение между сирийским и египетским флотами. В ней брало участие 2000 гребцов и 1000 матросов. А император Клавдий устроил на Фуцинском озере битву Сицилийского и Родосского флотов с участием 19000 человек. Эти зрелища впечатляли своими масштабами и пышностью, убеждая зрителей в могуществе правителей Рима.

В 476 году Рим был захвачен вестготами и вандалами. Так отошла в историю Римская империя и ее культура.


Культура Древнего Рима.

Культура Древней Греции.

Лекция №4.

Тема: Античная культура. (2 часа).

Античная культура - это культура Древней Греции и Древнего Рима. Но в основном это относится только к древнегреческой культуре, т.к. древние римляне во многом подражали греческим образцам. Греция представляет собой горную страну. Горы делят территорию на многочисленные, но не слишком плодородные равнины. Наиболее высокая гора Олимп. Факторы, благоприятствовавшие возникновению древнегреческой культуры:

· Особое географическое положение Греции, благодаря которому она поддерживала обширные связи с другими странами;

· Благоприятный синтез культурных достижений многих народов, в разные времена живших на ее территории;

· Умелое использование греками ценностей чужих культур.

Периоды культуры Древней Греции:

1.Крито-микенский период (до XII в. до н.э.);

2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.);

3. Архаический период(VIII-VI вв. до н.э.);

4. Классический период(V-IV вв. до н.э.);

5. Эллинистический период(IV-I вв. до н.э.).

Рассмотрим каждый этап в отдельности.

1.Крито-микенская культура – это древнейшая цивилизация на территории Греции. Центрами ее были остров Крит и Микены. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. Дворцы выполняли универсальные функции, являясь одновременно религиозным, хозяйственным центром. Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу.

2.Следующий период греческой истории – гомеровский, поскольку он связан с жизнью и деятельностью легендарного слепого певца Гомера и предшествует возникновению полисов (городов-государств). В этот период родовой строй начинает снова постепенно разлагаться. Начинает складываться и характерная древнегреческая религия, которую принято называть олимпийской. Древние греки считали, что их боги живут на заснеженной вершине горы Олимп и во главе стоит бог грома и молнии Зевс. Основные строительные материалы дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура также была деревянной. Наиболее яркие памятники этого периода это вазы, расписанные геометрическим орнаментом и бронзовые статуэтки. В гомеровском периоде не было письменности, в целом этот период был периодом упадка и застоя культуры, поэтому назвали «темным» веком.

3. Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, греческая культура обогатилась элементами культур других народов. В архаический период на ее территории вновь начинают возникать государства, представляющие собой укрепленные поселки и получившие название полисов (городов-государств). Этот период является основой греческой цивилизации.



4. В классический период происходит бурное развитие греческой экономики, основой которой был труд рабов. Тогда же высшего расцвета достигает древнегреческая культура, и многие ее достижения начинают считаться образцовыми. Время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры годы правления Перикла (443 - 429 гг. до н. э. называют «Золотым веком»). Это период наивысшего расцвета древней Греции.

5. Эллинистический период – это время распространения греческой культуры за пределами самой Греции. В эллинистических городах господствующий класс состоял преимущественно из греков. Они определяли и облик культуры. Постепенно начинает ощущаться кризис полисной системы, и возникают относительно прочные и жизнеспособные государства.

Для греческой религии характерен политеизм. Сформировалась религия, связанная с Зевсом и Олимпийскими богами. Богов греки считали бессмертными, всесильными и представляли их похожими на людей. Разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество преданий и мифов. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворяющие силы природы. Философия была жемчужиной всей древнегреческой культуры. Существовали различные философские школы, как школа киников, скептицизма, стоицизма, эпикуреизма. Первый философ мудрец Софит, который учил людей логическому суждению и правильному образу жизни (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель). Все основные научные программы, составляющие основу мировоззрения, появились во временно Пифагора, т.к. ему принадлежит сам термин» философия»

Древним грекам были известны различные виды искусства. Всемирно прославлены их величественные храмы, трудно назвать человека, который бы не восхищался пропорциями в рисунках на греческих вазах. Но особенно было присуще грекам пластическое воплощение чувств. Недосягаемой вершиной воспринимаются творения классических скульпторов – Мирона и Фидия, или прекрасные здания афинского Акрополя. Важным завоеванием древнегреческой культуры была фонетическая письменность. Заслуга создания первой фонетической системы письма принадлежит финикийцам. Греки первыми среди народов Европы переняли финикийский алфавит. Греческий алфавит возник приблизительно в XI в. до н.э. В греческом письме имелось две разновидности – восточная и западная. Восточная разновидность послужила основой для современного греческого алфавита, византийского и славянского письма. От западной разновидности пошли письмо этрусков, древних германцев, и именно она послужила основой латинского алфавита. Уже к VIII в. до н.э. относятся два шедевра древнегреческой литературы – «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Эти величественные поэмы возникли из более ранней эпической традиции. Песни о героических делах, о славных подвигах пели сами цари и воины, но постепенно на смену пению появляются профессиональные сказители – аэды, или рапсоды. Поэмы Гомера повествуют не только об исторических событиях и человеческих характерах, но буквально обо всем на свете. Указания Гомера позволяют узнать все существенное о различных ремеслах, о земледелии, о судопроизводстве, о жизни царей, о мастерстве аэда. Широко известен баснописец Эзоп (VI в. до н.э.). Развивается и лирика, название которой происходит от названия музыкального инструмента - лиры. Обычно стихотворные («лирические») сочинения декларировались нараспев под музыкальное сопровождение лиры. Для драматических представлений строили на склонах холмов обширные амфитеатры. Сначала театр (греч. – «место для зрелищ») был деревянным. Слово «сцена» происходит от греческого слова, означавшего «палатка». Именно там переодевались актеры, а затем этим словом стали обозначать место, где они играли. Места для зрителей и были собственно театром. Все греческие театры располагались под открытым небом, и некоторые из них вмещали до 25 тыс. зрителей. Все актеры были мужчинами, которые исполняли и женские роли. Сочетание различных типов мировоззрения с лирическим началом создало греческую трагедиюнаивысшее достижение античной культуры периода высокой классики. Слово «трагедия» означает «песнь козлов» (tragos – козел, ode - песня).

Греческое изобразительное искусство первоначально находилось под влиянием культурных традиций Древнего Востока, но к концу VI в. до н.э. оно обретает собственное лицо и в некоторых отношениях начинает даже превосходить. Первые греческие храмы были деревянными и имели всего три стены, тогда как четвертая сторона оставалась открытой, и с этой стороны ставились бревна для того, чтобы поддержать крышу. При переходе от дерева к камню в качестве строительного материала бревна были заменены каменными столбами. Таково происхождение колонн.

Культура Древней Греции занимает особое место в мировой истории. Литература, искусство и философия дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы. Поэтому, Древнюю Грецию называют - колыбелью европейской цивилизации.

Дали миру философию, риторику, астрономию и множество наук? Это все результаты развития греческой культуры.

Культура Древней Греции - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

В Древней Греции существовали «научно-исследовательские центры», очень развитые для своего времени: огромные библиотеки (в Пергаме, Александрии и других городах) и инженерные сооружения (например, знаменитый Александрийский морской маяк на острове Фарос).

Античная культура не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры как Древнего Египта, так и народов Востока. Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Современные исследователи иногда усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия и искусство.

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги - прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Масло оливы - символ Древней Греции, разменная монета и предмет гордости, дар Афины. Его употребляли в пищу, им освещали помещения, умывались и натирали тело как средством для увлажнения кожи в сухом климате. Трепетное отношение к оливе и оливковому маслу сохранилось в Греции и поныне.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля : «Человек - животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Знаменитый «греческий профиль» (нос, плавно переходящий в высокий лоб без обозначения переносицы) почти не встречается в реальной жизни и считается художественной условностью, придуманной древнегреческими мастерами.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути. Культура Греции - древняя культура, но как и любая другая культура, она в свое время претерпела изменения. По мере того как развивалось общество, какие проблемы становились на его пути, приходилось перерабатывать и переосмысливать образы и сюжеты мифов и придавать им новое содержание. Например, во времена расцвета греческих государств-полисов представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во времена Гомера.

Так, образ капризного и злоупотребляющего властью Зевса превратился в мудрого, разумного правителя мира. Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в период развития дионисийского и аполлонического культа. Так, например, бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, но полном опасностей мире дикой природы. Греки еще не проводили анализ природы, поэтому мир, в принципе, непонятный человеку, был подвластен богам, и законом в нем являлся произвол богов, символизирующих необъяснимые силы природы.

Одной из популярнейших в Древней Греции игр был «коттаб»: участники пиров выплёскивали остатки вина из своих кубков, стараясь попасть в цель.

Однако этот мир вызывал у греков не только страх, они пытались ощутить счастье от принадлежности к мистическому миру и раствориться в хаосе. Кроме того что Дионис был незаконнорожденным богом, отчего должен был бороться за право пойти в числе олимпийских богов и.за повсеместное установление своего культа, он был ущемлен в правах, подобно человеку, и должен был их отстаивать. Не последней деталью для процветания культа Диониса явилось и то, что орудием этого бога было опьянение, не знающее преград, которое пробуждает душу и открывает ей ту сторону жизни, где нет препон и подчинений.

Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магическим миром добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису. На этих празднествах греки погружались в природу дионисийского мира. Они желали оргий, экстаза, безумия, которые унесут душу во дворец Всепоглощающей Любви, воспринимая ее, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII-VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.

Слово «лауреат», обозначающее победителя конкурса, означает «увенчанный лаврами». Лавровый венок у эллинов был наградой победителю в Пифийских играх, им увенчивали «любимцев Аполлона» - поэтов. Лавру приписывали и пророческий дар: его ели жрецы, чтобы узнать будущее.

Мифология - эта форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII-VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.

В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги - это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди - актёры, а всё вместе (мир и люди) - порождение Космоса.