Герой нашего времени характеристика произведения. Главный и второстепенные герои в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Роман под названием «Герой нашего времени» стал одним из самых популярных произведений своей эпохи. Он был написан в 30-х годах XIX века. Посредством описания одной личности Лермонтову удалось представить собирательный образ человека своего времени. В разных главах автор сталкивает своего основного персонажа с разными героями. Однако он все-таки остается одиноким. Между ним и людьми, с которым он встречается, возникают сложные взаимоотношения.

Печорин и его отношения к женщинам

Григорий Печорин - главный персонаж произведения «Герой нашего времени». Описание героя следует начать с его непростых отношений с женщинами. Он сразу предупреждает о том, что не готов ни к каким серьезным связям. Печорин - это молодой офицер, который легко покоряет сердца юных аристократок. Большая часть его возлюбленных - это женщины из светских кругов. Исключение составляет только черкешенка по имени Бэла, настоящая дикарка, истинная жительница Кавказа. В Петербурге он знакомится с замужней Верой, взаимоотношения с которой заканчиваются разрывом.

Неудачи в любви Печорина

В описание Печорина в романе «Герой нашего времени» стоит включить и рассказ о других его встречах с женщинами. Далее он встречает «Ундину» в Тамани, и та оказывается контрабандисткой. Она делает попытку его утопить и в ту же ночь пытается сбежать со своим любимым - тоже контрабандистом. В Пятигорске герой решает «волочиться» за юной красавицей Мери, чтобы избавиться от скуки. Печорин одновременно ухаживает и за Мери, и за Верой. Мери влюбляется, но Печорин ее бросает. Затем Печорин поступает на службу в крепость N, где знакомится с Бэлой. Он ворует ее, и в течение четырех месяцев они живут хорошо, пока чувства героя к черкешенке не остывают. Бэлу похищает разбойник Казбич, ранит ее, и она погибает.

Противоречивый образ

Печорин - это умный и образованный молодой человек. В себе самом он ощущает большие силы, которые, однако, потрачены зря. Вступая в жизнь, говорит Печорин, он чувствует, будто бы читает тусклую пародию на давно известную ему книгу. Описание Печорина в «Герое нашего времени» содержит также и его физические характеристики, через которые проявляются душевные качества персонажа. Он аристократичен, что проявляется через худобу его рук. При ходьбе он никогда не станет размахивать руками - так Лермонтов стремился подчеркнуть скрытность его натуры. Когда Печорин смеется, его глаза остаются пустыми и грустными, а это является признаком того, что он постоянно переживает душевную драму.

Сам Лермонтов так говорит о своем персонаже: «Он точно является портретом… Однако не одного человека, а целого поколения. Печорин составлен из его пороков во всем их развитии». При этом нельзя назвать полностью положительным или отрицательным основного персонажа произведения «Герой нашего времени». Описание героя должно содержать в себе все те характеристики, которыми наделяет его Лермонтов. Противоречивость героя состоит в том, что он, хотя и любит женщин, не хочет жениться. Счастья его любовь не приносит ни ему, ни его возлюбленным.

Вера

Также необходимо упомянуть и о Вере - полюбовнице Печорина в «Герое нашего времени». Описание героев этого произведения будет интересно каждому читателю, серьезно заинтересовавшемуся этим произведением. Вера является женщиной, к которой Печорин когда-то испытывал чувства. Она - дальняя родственница Мери и княгини Лиговской. Лермонтов пишет о внешнем виде Веры, что она «хорошенькая, но очень, кажется, больная». На ее лице выражается чувство глубокой грусти. Но отдыхая на Кавказе, Вера понемногу поправляется. У нее есть сын от первого брака. Вера любит Печорина искренне и принимает все его недостатки, при этом жертвуя собой. С Печориным она встречается втайне от своего первого супруга, а затем и от второго.

Мери

Лермонтов на страницах своего романа постепенно знакомит читателя с новыми персонажами «Героя нашего времени». Описание героев, которое рассматривается в этой статье, продолжаем характеристикой еще одного женского персонажа - Мери. Образ этой героини практически неотделим от ее взаимоотношений с Печориным. Именно главный герой вовлек ее в ту историю, которой она, возможно, могла бы избежать, если бы обладала другими чертами характера.

Или эти события могли бы произойти, но с гораздо менее печальными последствиями. Мери любит любовные истории, овеянные романтическим флером. Лермонтов отмечает, что она увлекается Грушницким как обладателем «серой солдатской шинели». Мери сочла, что его разжаловали за дуэль - и именно этот факт возбуждает в ней романтические чувства. Как человек он ей безразличен. Узнав же, что Грушницкий - обычный юнкер, она начинает избегать его. Но точно так же возникает и ее интерес к Печорину.

Опытность главного героя, проявленная во взаимодействии с Мери

Мери не сомневается в своей привлекательности. Печорин говорит о ней как о «прехорошенькой» княжне, но сразу же замечает ее внутреннюю пустоту. Несмотря на то что Мери читает по-английски и знает математику, это является не ее природной склонностью, а лишь попыткой соответствовать моде. Печорин не спешит лестно отзываться о Мери, и это ее задевает. Определив ее слабое место, он начинает бить в эту точку, не спеша с ней знакомиться. Печорин пугает ее своей дерзкой выходкой, старается вызвать к себе ненависть. Но затем стоит ему проявить к ней внимание, как она ощутит себя победительницей. Все это уже знает наизусть главный герой произведения «Герой нашего времени». Описание героев, рассматриваемое в этой статье, дает их краткую характеристику и помогает составить впечатление об основных действующих лицах повести.

Бэла

Молодая черкешенка и дочь князя, Бэла сразу же привлекает Печорина своей красотой. Поначалу она дичится своего поклонника, не хочет принимать подарки. Но главный герой не оставляет своих попыток и, наконец, достигает цели. Описание Бэлы в «Герое нашего времени» таково: Бэле всего лишь 16 лет, у нее красивые глаза и черные волосы. По своему вероисповеданию девушка является мусульманкой. Она практически не говорит по-русски, хоть и занимается изучением языка. Она малообразованная, хотя хорошо рукодельничает. Она отвечает Печорину взаимностью, однако, как было указано, вскоре его страсть охладевает. Бэла начинает чахнуть. Ее ворует разбойник, и она трагически погибает.

Описание Грушницкого в романе «Герой нашего времени»

Этот персонаж, как описывает его Лермонтов, посредственен, однако очень любит пафос. На любую ситуацию у него найдутся пышные фразы. Грушницкий - это молодой военный и небогатый дворянин. Его возраст - порядка 20 лет. О его внешности известно только то, что он хорош собой, и у него выразительные черты лица. Грушницкий любит производить эффект, он является своеобразной пародией на главного героя - именно поэтому он так ненавистен Печорину. Сходя с ума от ревности, когда Мери влюбляется в главного героя, Грушницкий становится опасен.

Культовый роман «Герой нашего времени», описание героев и его сюжетная линия вошли в историю отечественной литературы как неумирающая классика. Каждый персонаж прописан так, что у читателя невольно возникает ощущение присутствия в разворачивающихся действиях романа.

История создания произведения

Михаил Лермонтов, очевидно, и не предполагал, что действующие лица его повести о небезызвестном прапорщике Печорине навсегда войдут в историю и станут восприниматься современниками как герои нашего времени. Описание героев не оставляет сомнений, что автор приложил немало усилий, чтобы превратить отдельно существующие рассказы в цельный роман. Лермонтов писал его три года, издавая по отдельности каждую главу в журнале «Отечественные записки».

Развитие событий в романе обусловлено пребыванием писателя в ссылке на Кавказе. Литературоведы не до конца установили хронологическую последовательность написания отдельных глав произведения, но нашли немало фактов, указывающих на сходство персонажей с некоторыми личностями, с которыми в ссылке контактировал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Литературные приемы автора для передачи образа персонажей

Описание «Герой нашего времени» не может быть достоверным, если не указать, что это один из первых в истории российской литературы роман, написанный в стиле социально-психологического реализма. Нельзя не отметить, что на написание произведения повлияли царившие в те времена глобальные перемены на литературном поприще, когда романисты перешли на принципиально новый уровень описания своих персонажей.

Михаилу Лермонтову первому удалось представить вниманию читателей образ главного действующего лица с позиции нескольких сторон. Основными действующими лицами выступают прапорщик Печорин, княжна Мэри, княжеская дочь Бэла, Казбич, штабс-капитан, сын князя Азамат, юнкер Грушницкий. Историю переплетения их судеб в романе раскрывают три рассказчика. Автор специально использовал этот прием, чтобы перед читателями максимально точно предстали «герои нашего времени». Описание героев благодаря этому вышло завершенным и символичным. Дело в том, что Михаил Юрьевич не только хорошо придумал с описанием событий с позиции трех разных личностей, но и прибегнул к психологическому трюку, где в роли повествующих выступили три типа людей: центральный персонаж событий, сторонний наблюдатель и, наконец, человек, непричастный к событиям.

Особый прием, с которым автор мастерски справился с поставленной перед ним задачей - осветить все тонкости души Печорина - нарушение хронологической последовательности в главах. Лермонтов, решивший соединить отдельные повести в роман, задумал накалить атмосферу и заставить читателя трепетать в ожидании развязки.

"Герои нашего времени" (описание героев) - это квинтэссенция видения автора заблудших душ, оскверненных противоречивостью, мечущихся в мрачной среде бытия того времени. Основная роль отведена Печорину, который и стал связующим звеном между всеми самостоятельными фрагментами романа. Остальные персонажи нужны для того, чтобы через призму их взаимодействия выявить дополнительные грани личности прапорщика.

в романе «Герой нашего времени». Описание героев Бэлы, Казбича и Азамата

Чрезвычайно емкий образ молодого прапорщика стал отображением типичного молодого юноши 30-х годов 19 века. Будучи наделенным красивой внешностью, богатством и возможностями этот герой не ощущал удовлетворения от жизни, не мог насладиться всеми окружающими его благами. Однако, вопреки укоренившемуся стереотипу, что персонаж с таким душевным содержанием должен был течь по течению, Лермонтов приписывает Печорину страстное желание обрести смысл жизни путем постоянного «спора» с судьбой.

Роман «Герои нашего времени», описание героев и событий с абсолютной точностью отображают всю душевную порочность поколения Лермонтова. Автор с абсолютной точностью описывает не только характеры персонажей, но и их внешние облики, чтобы читатель мог лучше понять, как «никогда не смеющиеся глаза Печорина» могут выглядеть в определенной ситуации.

Немаловажную роль в произведении играют противоречивые и емкие характеры Бэлы, Казбича и Азамата. Лермонтов наделяет каждого из этих персонажей уникальной ограниченностью души при кажущейся органичности. Автор намекает в романе на то, что сила традиций и обычаев оказывает сильное влияние на человеческое поведение, но это вовсе не указывает на развитость личности.

Основной акцент в образе Казбича Лермонтов делает на описании цельности его натуры. Возможно, с этой целью писатель старается ограничиться простыми словами, повествуя о внешних чертах героя. Казбич предстает перед читателем волевым и решительным мужчиной, который больше всего ценит свободу и подвиги - истинный горец. Лермонтов не старается сделать из него этакого романтического воина, а указывает на сильную связь с устоявшимися традициями горного народа, для которого превыше всего ценится долг и честь.

Азамат выглядит не менее традиционно, с точки зрения описания горцев. Он словно юный прототип Казбича, который пока еще не утратил озорство и удаль, но через годы превратится в своего брата.

Бэла благодаря усилиям Лермонтова предстает перед читателем страстной натурой, способной на любовь из самого сердца. В ней см самого начала читается личность, желающая достойного к ней обращения. Она не лишена ее дух не сломить дорогими подарками или сладострастными ухаживаниями. Ей достались скупые реплики в романе. По всей видимости, автор хотел, чтобы читатель сам догадывался о бушующих страстях в сердце девушки, анализируя ее поступки.

Социальный смысл романа

Описание романа «Герой нашего времени» демонстрирует, что Лермонтов первый, кому среди своих современников удалось в центр развития сюжетной линии поставить не сами события, а центрального персонажа. Он смог описать душевные поиски Печорина как непрекращающийся процесс, а не статическое состояние. Добиться этого эффекта писателю удалось благодаря литературному трюку с нарушением хронологических событий в повести, из-за чего читателю невозможно сконцентрироваться на событиях, он вынужден направить свое внимание на единственный знакомый ему объект, объединяющий все главы, - Печорина.

Лермонтову удалось настолько органично описать души персонажей, что они навсегда укоренились в сознании читателей как герои нашего времени.

Уже при первом знакомстве с романом Лермонтова «Герой нашего времени» характеристика героев, анализ их образов становятся необходимыми для понимания произведения.

Печорин – центральный образ романа

Главный герой романа – Григорий Печорин , личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.

Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать людей, разрушает их жизни, но есть в нем сила притяжения, заставляющая окружающих подчиняться его воле, искренне любить его и сострадать отсутствию в его жизни цели и смысла.

Каждая часть романа – отдельная история из жизни Печорина, в каждой – свои персонажи, и все они с той или иной стороны приоткрывают тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто же те действующие лица, которые помогают нам увидеть «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии»?

Максим Максимыч

Максим Максимыч , «человек, достойный уважения», как говорит о нем молодой офицер-рассказчик, открытый, добрый, во многом наивный, довольный жизнью. Мы слушаем его рассказ об истории Бэлы, наблюдаем за тем, как стремится он встретиться Григорием, которого считает старым приятелем и к которому искренне привязан, ясно видим, из-за чего он вдруг «сделался упрямым, сварливым». Сочувствуя штабс-капитану, невольно начинаем неприязненно относиться к Печорину.

Вместе с тем при всем своем простодушном обаянии Максим Максимыч – человек ограниченный, ему невдомек, что движет молодым офицером, да он об этом и не задумывается. Непонятным будет для штабс-капитана и холодность его приятеля при последней встрече, обидевшая до глубины души. «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара». У героев совершенно разные характеры, взгляды на жизнь, мировоззрение, они люди разных эпох и разного происхождения.

Как и другие главные герои произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, образ Максим Максимыча подталкивает нас к размышлению о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Грушницкий и Вернер

Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники».

Совсем юный юнкер Грушницкий обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление. Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение». Это двойник-антипод главного героя. Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, – в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени. Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость. В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин.

Доктор Вернер кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так. Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.

Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.

Характер героев этих – как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.

Женские образы романа

На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.

Бэла

Черкешенка Бэла , «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях. Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности. Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу. Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».

Мери

Образ Мери Лиговской , княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном. И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения. Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок. Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви.

Вера

О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями». «Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина. Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.

Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, – в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.

Заключение

В разных повестях романа «Герой нашего времени» персонажи не только помогают понять нам самые разные черты Печорина и в результате позволяют проникнуть в замысел автора, проследить за «историей души человеческой», увидеть «портрет героя времени». Главные действующие лица произведения Лермонтова представляют разные типы человеческих характеров и потому рисуют облик времени, создавшего Григория Печорина.

Тест по произведению

Повесть «Бэла»

Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят:

Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства.

На смену любви приходит разочарование и охлаждение.

На смену дружескому расположению - раздражение и усталость от постоянной опеки.

Как складываются взаимоотношения героев:

Бэла Печорин
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне... и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления»), а с другой - она не может его полюбить, так как он иноверец. Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто?
Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой.

Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле - это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.

Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин - человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Повесть «Максим Максимыч»

1. Отношение к прошлому, которое связывало героев

Отношение к прошлому
Печорина Максима Максимовича
Все прошедшее мучительно. Все прошедшее мило.
Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой. Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы. Воспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.
Чем заканчивается последняя встреча героев
Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги... я их таскаю с собой... Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите...»
Отказ от продолжения встречи и разговора: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч...Однако прощайте, мне пора... я спешу...благодарю, что не забыли...»
«Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все... поздравляю вас с находкою... Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!..»
Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге...»

2. Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

Различия между героями
Печорин Максим Максимович
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, своего характера. Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.
Всегда старается преодолевать обстоятельства. Покорен обстоятельствам.
Встреча Максима Максимыча с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, Максим Максимыч,... у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так».

Повесть «Тамань»

Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать.

Отношение Печорина к персонажам повести:

В начале повести В конце повести
Слепой мальчик «Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство - как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен. «Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго... Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина.
Ундина «Странное существо... На лице ее не было никаких признаков безумия, напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью...Она была далеко не красавица... В ней было много породы... Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное...» «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости... сверхъестественным усилием повалила меня на борт...»
Предчувствие Печорина оправдапось: ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с таки¬ми качествами, как коварство и притворство.
Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

Повесть «Княжна Мери»

1. Водяное общество - для Печорина социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт.
Из чего складывается конфликт?
Примитивность представителей «водяного» общества Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить»
Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман. Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов - вот что я называю жизнью».
Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей.
2. Грушницкий - карикатура на Печорина
. Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».
. «...Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».
. Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект-его наслаждение».
. В его душе нет «ни на грош поэзии».
. Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).
. «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
. Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.
. Грушницкий все время пытается кому-то подражать.
. Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.
3. Вернер - приятель и «двойник» Печорина
. По определению Печорина - это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».
. Он «скептик и материалист».
. Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.
. У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).
. Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»
4. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным
Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.
. Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь).
. Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.
. Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.
. Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.
. В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»
. Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.
5. Вера - единственная женщина, которую любит Печорин.
«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?»
. Печорин приносит Вере много страданий.
. Вера для Печорина - ангел-хранитель.
. Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.
. Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе.
. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».
. «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Вера - единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.
Вера о Печорине: «... в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Повесть «Фаталист»

Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»
Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?..»
Верит в судьбу, предопределение Не верит в судьбу, предопределение
Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута». Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».
«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»
Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...»

В произведении Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» присутствует несколько главных героев, которые достойны более подробного рассмотрения. Каждый из них обладает особыми чертами характера, которые влияют на их жизненный путь и развитие личности.

Григорий Печорин

Григорий Печорин – офицер императорской армии. Он молод, красив, поэтому притягивает женские взгляды. Главной особенностью героя являются противоречивость самому себе и отрицание устоявшихся норм общества. Григорий обладает индивидуальным видением дружбы, любви, взаимоотношений между людьми. Его трудно понять окружающим людям. Поэтому, зачастую, Григория принимают за отталкивающего человека. Он непривязчив к людям, независим от чужого мнения. Его действия могут быть жестоки по отношению к чувствам других, и Григорий этого не скрывает. Печорин приносит немало страданий людям, но в нем есть некая сила, притягивающая к нему окружающих, которые готовы до последнего закрывать глаза на его черствость и безразличие. Но с каждой частью романа, читателю предстоит убеждаться в том, что у Григория все же есть чувства и душа.

Максим Максимыч

Максим Максимыч – уважаемый штабс-капитан, который замечает в жизни только положительные вещи, несмотря на свой возраст. Он всегда готов прийти на помощь человеку в беде, не ожидая благодарности взамен. Максим Максимыч смог подружиться даже с самым грубым и черствым героем романа – Григорием Печориным. Штабс-капитан сохранил простоту, позитивный настрой, который выручает его в жизни. Но отзывчивый характер, мягкость души все же причинят Максиму Максимычу боль во время последней встречи с Печориным, который будет холоден к штабс-капитану, открытому и искреннему человеку. Максим Максимыч стал примером доброжелательности, человека, который живет по законам нравственности. В романе он присутствует для видимых различий характеров с главным героем – Печориным.

Грушницкий

Юнкер Грушницкий – молодой человек, который хочет привлекать внимание окружающих. Все его действия несут собой цель предрасположить себе людей. Поступки Грушницкого неискренны и фальшивы, но это не мешает ему считать их лучшей стратегией возвыситься в глазах общества. Юнкер самовлюбленный человек, который искренне считает себя лучше всех, поэтому всегда перебивает собеседников и не реагирует на несогласия с его мнением. Помимо фальшивости, Грушницкий обладает более негативной стороной – подлостью. Это доказывается тем, что перед дуэлью с Печориным, он намеренно оставляет оружие соперника незаряженным.

Вернер

Доктор Вернер – товарищ Григория Печорина. Он хорошо разбирается в людях, поэтому абсолютно беспристрастен к ним. Вернер знает психологию общества, видит его уязвимости, слабости, из-за этого он и возвел стену безразличия и скептицизма вокруг себя. Доктора Вернера часто сравнивают с Григорием Печориным, при прочтении романа, но есть одно различие, которое делает их непохожими друг на друга – это сила воли, смелость Григория. Доктор Вернер не готов отстаивать свои жизненные позиции до конца, если это требует больших жертв взамен.

Бэла

Бэла – дочка черкесского князя. Юная, невероятно красивая девушка, которая была традиционно воспитана, привлекает внимание Григория Печорина, во время встречи на свадьбе своей сестры. Она гордая, самоуверенная девушка, считающая себя полноценной личностью, поэтому ей чуждо кокетничать с кем-либо. После похищения Печориным, Бэла показала Григорию, что она никому не подвластна, ее невозможно заставить идти против воли. Поэтому, когда отчаявшийся Печорин дал волю Бэле – она раскрылась, как личность и показала себя настоящую, искреннюю. Девушка смогла по-настоящему полюбить офицера, вскоре пожалев об этом.

Княжна Мери Лиговская

Мери Лиговская – молодая княжна и привлекательная девушка. Она достаточно образованная, начитанная личность, но этим Мери обязана лишь требованиям в обществе, потому что особо она никогда не питала интереса к знаниям. Мери также талантлива в творчестве, она умеет играть на фортепиано и красиво петь. Но даже без всех знаний и умений Мери будет выглядеть привлекательно в глазах окружающих. Она романтичная, сентиментальная натура, именно это и мешает ей отличить искренние слова от красивой лжи.

Вера

Вера – единственная женщина, которая смогла понять натуру Григория Печорина и по-настоящему полюбить его. Вера выглядит немного болезненно, что нисколько не портит ее. Она также остается белокурой красавицей, с правильными чертами лица. Вера несколько раз выходила замуж, но настоящей любовью оставался только Григорий. Ему никогда не приходилось меняться, будучи рядом с Верой, потому что она умела любить даже самые острые недостатки души Григория. Главный герой поймет, насколько Вера была искренне любящей натурой только когда потеряет ее.

Несколько интересных сочинений

    Мой самый любимый человек – мама. Она у меня строгая и красивая. В молодости у мамы была коса до пояса, но потом она её обрезала и сделала короткую стрижку. Мама носит очки, и я и мои братья тоже носим очки.

  • Образ и характеристика Андрея Соколова в рассказе Судьба человека Шолохова сочинение

    Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был опубликован впервые в 1956 году. Сюжет произведения основан на реальных фактах. История, услышанная автором от бывшего фронтовика

  • Люблю я много чего! Родителей, конечно, а ещё брата с сестрой. Кошку нашу люблю. И это нормально. Ещё очень люблю хорошую погоду. Когда просыпаешься, а сквозь ещё закрытые веки солнечные лучи

  • Сочинение Война Мужество Доблесть Честь 8 класс

    Война – как много в этом слове. Такое, казалось бы, короткое и простое слово, но, сколько горести, печали и боли в нем. Когда я слышу это слово, на глаза невольно наворачиваются слезы, а в горле сжимается удушающий ком

  • Характеристика и образ Лизаветы Прокофьевны в рассказе Достоевского Идиот сочинение

    Еще в ранней юности Лизавета вышла замуж за Ивана Епанчина. Он был обычным военным в звании поручик, Лиза простая девушка, ее фамилия была такой же, как у известного в их округе графа Мышкина.