Гоголь фразы из произведений. Николай Гоголь. Цитаты, высказывания, размышления. О смысле жизни

  • А женщине, сами знаете, легче поцеловаться с чертом, не во гнев будь сказано, нежели назвать кого красавицею.
  • Архитектура - тоже летопись мира, она говорит тогда, когда молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.
  • Без носа человек - черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни в окошко!
  • Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
  • Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным
  • Везде во все горести чего наша жизнь была соткана, некоторые сияющей радости будет весело вспышка прошлого.
  • В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт.
  • В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.
  • В них всё есть - издевка, насмешка, попрек, словом - всё шевелящее и задирающее за живое.
  • Всякому кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол.
  • Где женщина, там сам черт.
  • Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемляет и мутит его.
  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
  • Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить
  • Если даже тебе случится рассердиться на кого бы то ни было, рассердись в то же время и на себя самого хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.
  • Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится.
  • Если светит солнце, значит пора найти нового героя. Если пасмурно начинай писать произведение.
  • Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.
  • Есть еще порох в пороховницах.
  • Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.
  • Женщине легче поцеловаться с чертом, чем назвать кого-то красавицей
  • Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда, утомлённые дневными трудами и заботами, парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем.
  • И оказалось ясно, какого рода созданье человек: мудр, умен и толков он бывает во всем, что касается других, а не себя; какими осмотрительными, твердыми советами снабдит он в трудных случаях жизни! «Экая расторопная голова! - кричит толпа. - Какой неколебимый характер!» А нанесись на эту расторопную голову какая-нибудь беда и доведись ему самому быть поставлену в трудные случаи жизни, куды делся характер, весь растерялся неколебимый муж, и вышел из него жалкий трусишка, ничтожный, слабый ребенок, или просто фетюк.
  • Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека
  • Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неравной борьбе с ним?
  • Когда человек влюбится, то он все равно, что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми, согни - она и согнется.
  • Кто уже кулак, тому не разогнуться в ладонь
  • Мои мысли, моё имя, мои труды будут принадлежать России.
  • Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.
  • На свете нет ничего долговременного, а потому и радость в следующую минуту за первою уже не так жива, в третью минуту она становится ещё слабее и наконец незаметно сливается с обыкновенным положением души.
  • Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится.
  • Нашего человека надо благодарить уже за намерение.
  • Несчастье умягчает человека; природа его тогда становится более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и вседневном положении.
  • Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всем самому себе.
  • Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
  • Никогда не стоит хвастаться будущим.
  • Но прежде всего нужно бросить взгляд на географическое положение этой страны, что непременно должно предшествовать всему, ибо от вида земли зависит образ жизни и даже характер народа. Многое в истории разрешает география. Эта земля, получившая после название Украины, простирающаяся на север не далее 50° широты, более ровна, нежели гориста.
  • Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.
  • Родник поэзии есть красота.
  • Обращаться со словами нужно честно.
  • Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего.
  • Пишут не потому, чтоб тягаться с кем бы то ни было, но потому, что душа жаждет излиться ощущениями.
  • Поверьте, что Бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит. Нужно только хорошо осмотреться вокруг себя.
  • Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит.
  • Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.
  • Сила влияния нравственного выше всяких сил.
  • Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу.
  • Сколько волка не корми, всех лосей заповедника на него не спишешь.
  • Смотрите на то, любите ли вы других, а не на то - любят ли вас другие.
  • Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой.
  • Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.
  • Страх прилипчивее чумы.
  • Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
  • Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слезы.
  • Человек такое дивное существо, что никогда не можно исчислить вдруг всех его достоинств, и чем более в него всматриваться, тем более является новых особенностей.
  • Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят.
  • Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!
  • Я видел его глазами души.
  • Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа.
  • Я разгадывал науку веселой и счастливой жизни, удивлялся, как люди, жадные счастья, немедленно убегают от него, встретившись с ним…

Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. Обратимся к народным образам поэмы - различным персонажам эпической части «Мертвых душ». Это двое мужиков, встречающихся нам в самом начале поэмы, которые, увидевши бричку Чичикова, начинают рассуждать, доедет ли она до Рязани или Москвы. По сути, это вопрос «быть или не быть», рассматриваемый на примитивном, бытовом уровне. И что же? Это лакей Чичикова Петрушка, «имевший страсть к чтению» и все без разбора: от букваря до любовных романов, и кучер Селифан, которому все равно, высечет его или нет: «высечь оно можно».

Русский народ - это и дворовая девка Пелагея, которая «не знает, где право, где лево», дядя Митяй и дядя Миняй, безрезультатно пытавшиеся сдвинуть опрокинувшуюся повозку Чичикова.

Все эти люди изображены Гоголем не в идеальном, а в сатирическом свете. Писатель обличает в крестьянах примитивность, духовную нищету, безразличие к жизни и покорность своему барину, однако их ли беда в том, что задавлены жизнью, духовно обеднены?.. В поэме Гоголь показывает, что во всей помещичьей и чиновно-бюрократической России никому нет дела до простых людей. Помещики заставляют крестьян работать как можно больше, не заботясь при этом о жизни крепостных и желая получить прибыли со своего хозяйства. Чиновники, вместо того чтобы решать государственные проблемы и трудиться на благо России, думают только о том, как бы продвинуться по социальной лестнице, то есть радеют исключительно о своих выгодах.

В «Повести о капитане Копейкине» особенно ярко изображено, как в чиновных кругах, где царят взяточничество, казнокрадство, обман, никому нет дела до простого солдата, проливавшего кровь за родину.

Таким образом, народ оказывается подавлен системой управления в России, но Гоголь, будучи знатоком русского характера, чувствует истинную силу простых людей, красоту их души, их лучшие качества. В лирической части «Мертвых душ» воссоздан идеальный образ народа - воплощение гоголевской концепции русского национального характера. Писатель показывает широту натуры русского человека, вольнолюбие народа в образе Абакума Фырова, беглого крестьянина, который «гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами «. Гоголя восхищает и трудолюбие русского человека, такое, как у Степана Пробки, «богатыря, исходившего все губернии с топором за поясом»; стойкость и выносливость, «способность привыкать ко всему и ко всякому климату», «живость ума, бойкого сам самородка, что не лезет за словом в карман...». Трудно не восхищаться качествами русских людей!

Однако тема России у Гоголя связана не только с изображением образа народа. По словам великого Белинского, «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном». Гоголь «глядит глазами всего народа», «чувствует и говорит так», как истинно русский человек. Дело в том, что в процессе работы над поэмой писатель неоднократно обращался к фольклорным материалам, ибо он разделял точку зрения о том, что народный дух наиболее полно проявляется в фольклоре. Поэтому Гоголь использовал в «Мертвых душах» пословицы, поговорки, образы из русских народных сказок, заключающие в себе многовековую мудрость русского народа. Например, при описании Манилова писатель называет его «ни в городе Богдан, ни в селе Се-лифан», Собакевича сравнивает с медведем, а Коробочку с курицей, ибо образ домашней птицы в русском фольклоре - символ глупости.

Гоголь восхищается русским словом («вышедшим из глубины Руси») и русской песней, в которой, по мнению писателя, отражаются красота и сила русского духа, творческие способности народа.

Нужно также сказать, что проблемы, рассматриваемые Гоголем в «Мертвых душах», не общечеловеческие, а общерусские. В частности, это вопрос о судьбе России, о ее будущем. Гоголь предугадывает будущность Руси, чувствуя ее внутренние силы, возможности и сравнивая с «птицей-тройкой», что «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета», что «все обгоняет, оставляя позади». Но писатель, обличая социальные проблемы России, критикуя чиновничье-бюрократическую систему, показывая произвол, творящийся в поместьях, и тяжкое положение народа, не знает путей достижения прекрасного будущего. Поэтому финал «Мертвых душ» открыт, Гоголь задает вопрос: «Куда несется Русь?» и не может ответить на него... Да и должен ли писатель решать эту проблему? Это дело государственных деятелей, политиков, чиновников, которые, как показывает Гоголь, не желают думать о благе своей страны...

Аксаков назвал «Мертвые души» произведением универсальным, общенародным, в то время как Белинский писал, что «Гоголь - великий русский поэт, не более; и «Мертвые души» тоже только для России и в России могут иметь бесконечно великое значение». Нельзя не согласиться, ибо «Мертвые души» - произведение чисто русское, в котором Гоголь показывает, с одной стороны, бедственное положение людей, произвол в современной ему России, но, с другой стороны, воплощает богатство духовного наследия, национальных традиций и внутренних, скрытых сил русского народа; писатель говорит о потенциальной возможности России, «вдохновенной Богом», стать сильнейшим из государств...

Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. «Какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем», - писал Гоголь.

В прежних своих произведениях Гоголь предпочитал изображать какое-нибудь небольшое место (Диканьку, город-призрак Петербург, «уездный город» в «Ревизоре») как особый мир, живущий по своим законам и населенный характерными жителями; в этом мире, конечно, угадывалась и русские характеры. Например, «Ревизор» сам Гоголь назвал «русским анекдотом» и писал по поводу этой комедии: «Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и разом посмеяться над всем». Тот же принцип остается и в поэме «Мертвые души», но здесь Гоголь дает своему выдуманному миру имя «Россия». Это сказочное, мифологизированное место действия, где происходят диковинные события и действуют «странные герои» (выражение Гоголя).

Обратим внимание, что все предметы, люди, ситуации в поэме охарактеризованы как «русские», «частые на Руси». Например, «два русских мужика» в самом начале поэмы. То, что они русские, разумеется само собой, но Гоголь повторяет это слово и делает это регулярно, чтобы придать всем предметам и лицам фольклорно-мифологический, условно-общерусский характер. Говоря о Чичикове, Манилове, Коробочке и других, он непременно вставляет характеристику-рассуждение о типичности, «русскости» этого героя. Вспомним хотя бы знаменитое: «Какой же русский не любит быстрой езды» - это говорится о Чичикове. Собакевич ассоциируется с «богатырем» (персонажем национального эпоса), но это карикатурный богатырь, показанный в «кривом зеркале». О Коробочке тоже говорится, что таких людей много на Руси.

Как известно, прослушав первый том поэмы, Пушкин воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия!» Мы знаем это высказывание только из письма Гоголя в «Выбранных местах...» И там же Гоголь спорит с Пушкиным, объясняя, что изобразил не Россию, а лишь болезненную фантазию своего грешного ума, или Россию, но только в отрицательной ипостаси, в «кривом зеркале» сатиры. Поэма должна была строиться как «Божественная комедия» Данте, по принципу «Ад - Чистилище - Рай». Во втором и третьем томах Россия и русский человек (Чичиков?) сказочно преобразились бы, появились бы «русские движения», «доселе небранные струны», «чудная русская девица, вся сотканная из высокого стремления и самоотвержения», «доблестный русский муж» и другие достойные, положительные герои. Но сам Гоголь в «Выбранных местах...» признается, что любит и предпочитает изображать порок, и герои всегда выходят смешные и безобразные, зато уж это получается лучше, чем у кого-либо другого из русских писателей.

Написан был только первый том, сатирический. Русские помещики, крестьяне, чиновники показаны здесь с самой отрицательной стороны, гротескно-сатирически. Они наделены смешными именами и прозвищами (например, чиновник Кувшинное рыло, принимающий от Чичикова взятку). К ним можно было бы отнести странное гоголевское определение - «Мертвые души», давшее название поэме. Это не люди, а «призраки», как выражался Белинский, добавляя, что сама тогдашняя русская жизнь была «призрачной», гротескной, абсурдной.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » А что же Гоголь? Какой видел Россию? . И в закладках появилось готовое сочинение.

Высказывания, цитаты и афоризмы Гоголя Н. В.


· Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить.

· Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

· Обращаться со словами нужно честно.

· Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это — огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его.

· Несчастье умягчает человека, природа его тогда становится более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и вседневном положении.

· Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.

· Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.

· Родник поэзии есть красота.

· Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.

· Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру.

· Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неравной борьбе с ним?

· Когда человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни — она и согнется.

· Кто уже кулак, тому не разогнуться в ладонь.

· Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.

· Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят.

· Чему смеетесь? Над собою смеетесь!

· Есть еще порох в пороховницах.

· Женщине легче поцеловаться с чертом, чем назвать кого-то красавицей.

· Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?

· Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.

· Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным.

· В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.

· Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.

Биография - ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1809-1852)


Гоголь Николай Васильевич, русский писатель, родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатых помещиков. Учился в Полтавском уездном училище, затем брал частные уроки, а с 1821 по 1828 г. состоял в Нежинской гимназии высших наук на Чернигов-щине. К этому времени относятся первые литературные опыты Гоголя как в прозе, так и в поэзии. В декабре 1828 г. переехал в Петербург, где вскоре опубликовал свое первое произведение — «Ганс Кюхельгартен». В 1831 г. познакомился с А. С. Пушкиным, что положительно сказалось на дальнейшем творчестве Гоголя. В 1831—1832 гг. Гоголь пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки» и становится знаменитым. Прочтя «Миргород» (1835) и «Арабески» (1835), В.Г.Белинский назвал Гоголя «главою литературы, главою поэтов». В 1836 г. в Александрийском театре состоялась премьера «Ревизора», однако эта постановка разочаровала Гоголя, поскольку из острой социальной комедии пьеса превратилась в водевиль. Летом 1836 г. Гоголь уезжает в Рим, где начинает работу над романом «Мертвые души». Вскоре вышло четырехтомное собрание сочинений Гоголя, сюда входила и повесть «Шинель», вскрывающая проблему униженности «маленького человека». Летом 1845 г., находясь в тяжелом душевном состоянии, Гоголь сжег рукопись второго тома «Мертвых душ. Весной 1848 г. окончательно вернулся в Россию и продолжил работу над вторым томом «Мертвых душ». В начале 1852 г. новая редакция романа была практически готова, однако 12 февраля 1852 г., в связи с болезнью и глубоким душевным кризисом, писатель сжег и этот труд. Умер 21 февраля 1852 г.

О жизни

Вывести несколько прекрасных характеров, обнаруживающих высокое благородство нашей породы, ни к чему не поведёт. Оно возбудит только одну пустую гордость и хвастовство. Многие у нас уже и теперь, особенно между молодежью, стали хвастаться не в меру русскими доблестями и думают вовсе не о том, чтобы их углубить и воспитать в себе, но чтобы выставить их напоказ и сказать Европе: «Смотрите, немцы: мы лучше вас!» Это хвастовство - губитель всего. Оно раздражает других и наносит вред самому хвастуну. Наилучшее дело можно превратить в грязь, если только им похвалишься и похвастаешь. А у нас, ещё не сделавши дела, им хвастаются! Хвастаются будущим! Нет, по мне, уже лучше временное уныние и тоска от самого себя, чем самонадеянность в себе. В первом случае человек, по крайней мере, увидит свою презренность, подлое ничтожество своё и вспомнит невольно о Боге, возносящем и выводящем всё из глубины ничтожества; в последнем же случае он убежит от самого себя прямо в руки к чёрту, отцу самонадеянности.
***
Нет, бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже всё поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого.
***
Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слёзы.
***
Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.
***
Что есть жизнь? Это разрушение мечты действительностью…
***
Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум.
***
Молодость счастлива тем, что у ней есть будущее.
***
Господи боже! Какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием!
***

О человеке

Я знаю, что есть иные из нас, которые от души готовы посмеяться над кривым носом человека и не имеют духа посмеяться над кривою душою человека.
***
Несчастье умягчает человека; природа его тогда становится более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и вседневном положении.
***
Кто увлечен красотами, тот не видит недостатков и прощает всё; но кто озлоблен, тот постарается выкопать в нас всю дрянь и выставить её так ярко внаружу, что поневоле её увидишь.
***
В глубине холодного смеха могут отыскаться горячие искры вечной могучей любви.
***

***
Теперь всякая чуть вылезшая козявка уже думает, что он аристократ.
***
Над кем смеетесь — над собой смеетесь!
***
Все мы имеем маленькую слабость немножко пощадить себя, а постараемся лучше приискать какого-нибудь ближнего, на ком бы выместить свою досаду.
***
Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.
***
Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
***
Нет человека, который бы за собою не имел каких- нибудь грехов.
***
… как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…
***
Поди ты сладь с человеком! не верит в бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет.
***

О смысле жизни

Если тебе случится рассердится на кого бы то ни было, рассердись в то же время на самого себя, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.
***
Поверьте, что Бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит. Нужно только хорошо осмотреться вокруг себя.
***
Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всем самому себе
***
Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.
***
Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса.
***

О женщине

Если уж один бессмысленный каприз красавицы бывал причиной переворотов всемирных и заставлял делать глупости умнейших людей, что же было бы тогда, если бы этот каприз был осмыслен и направлен к добру.
***
…женщине легче поцеловаться с чертом, нежели назвать кого красавицею…
***
Видно, правду говорят люди, что у девушек сидит чёрт, подстрекающий их любопытство.
***
… женщины, это такой предмет… просто и говорить нечего… Одни глаза их такое бесконечное государство, в которое заехал человек - и поминай как звали! Уж его оттуда ни крючком, ничем не вытащишь.
***

О творчестве

Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?
***
Пишут не потому, чтоб тягаться с кем бы то ни было, но потому, что душа жаждет излиться ощущениями.
***
Родник поэзии есть красота.
***
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
***
Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку.
***
«Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.»
***

О Руси

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.
***
Какая странная мода теперь завелась на Руси! Сам человек лежит на боку, к делу настоящему ленив, а другого торопит, точно как будто непременно другой должен изо всех сил тянуть от радости, что его приятель лежит на боку. Чуть заметят, что хотя один человек занялся серьёзно каким-нибудь делом, уж его торопят со всех сторон, и потом его же выбранят, если сделает глупо, - скажут: «Зачем поторопился?»
***
Поблагодарите Бога за то, что вы русский. Для русского теперь открывается путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России.
***
Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; предпочитая одну крупицу всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни…
***
Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.
***
В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного соображения, чтобы составить животрепещущее слово, которое пронимает насквозь природу русского человека, задирая за всё её живое.
***
Если у русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится.
***
Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!
***
Но Россия такая чудная земля, что если скажешь об одном коллежском асессоре, то все коллежские асессоры, от Риги до Камчатки, непременно примут на свой счет. То же разумей и о всех званиях и чинах.
***
Народ наш умен: он растолкует, не ломая головы, даже то, что приводит в тупик умников.
***
Нет, братцы, так любить, как русская душа,- любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может!
***
Так уж на святой Руси всё заражено подражанием, всякой дразнит и корчит своего начальника.
***
К чести нашей народной гордости надобно заметить, что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетенного.
***
Быть в мире и ничем не обозначить своего существования - это кажется мне ужасным.
***
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Не было образца, не было предшественников ни в русской, ни в иностранных литературах. Все теории, все предания литературные были против него, потому что он был против них. Чтобы понять его, надо было вовсе выкинуть их из головы, забыть об их существовании, - а это для многих значило бы переродиться, умереть и вновь воскреснуть», - писал Виссарион Белинский. Лучше него и не скажешь об удивительном даре этого гения.

Классик французской литературы XX века Анри Труайя так высказывался о Николае Васильевиче: «В глазах западного читателя двумя столпами русской литературы являются Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой ; в глазах российского читателя оба они находятся в тени невысокого роста человека с длинным носом, птичьим взглядом и саркастической улыбкой. Этот человек является, возможно, самым экстраординарным, гением-самородком, которого когда-либо знал мир. Среди писателей своего времени он предстает как уникальный феномен, который, очень быстро избавившись от влияния других, увлекает своих почитателей в мир фантасмагорий, в котором сосуществуют смешное и ужасное».

Мы отобрали 20 цитат из произведений Николая Гоголя:

Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? «Ревизор »

Я тебя женю так, что и не услышишь. «Женитьба »

Подымите мне веки: не вижу! «Вий »

Я тебя породил, я тебя и убью! «Тарас Бульба »

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека. «Мертвые души »

Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. «Ревизор »

Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью! «Мертвые души »

Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякой частный человек считает в лице своем оскорбленным всё общество. «Шинель »

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! «Майская ночь, или Утопленница »

Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты. «Тарас Бульба »

Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. «Шинель »

Газета может потерять репутацию. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то... И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. «Нос »

Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья. «Мертвые души »

Какого горя не уносит время? «Старосветские помещики »

Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку. «Выбранные места из переписки с друзьями»

Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. «Тарас Бульба »

Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. «Невский проспект »

Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень. Письмо К. С. Аксакову, март 1841, Рим