Тип общества традиционное характерные черты. Каковы характерные черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества были выделены в концепциях, основанных на технологическом детерминизме. Данные концепции разрабатывались французским социологом Рай-моном Ароном (1905 - 1983), американскими социологами Дэниелом Беллом,(род. 1919) и Алвином Тоффлером (род. 1928).

Под технологическим детерминизмом понимают совокупность представлений, объединённых постулатом об определяющей роли техники в общественном развитии. Технологический детерминизм предполагает не только то, что техника - особый, независимый от человека мир, что она беспредельно развивается по своим законам, но и то, что она господствует над человеком и обществом, диктуя им свою волю и определяя их перспективы.

Традиционное общество - это докапиталистическое общество аграрного типа. Экономику данного общества характеризует ручной труд с относительно простым и устойчивым разделением труда, которое сначала основывается на естественных половозрастных различиях, различиях естественных условий труда (скотоводство, земледелие и т.п.), а затем на всё более дифференцированных общественных функциях (торговля, управление, армия и т.д.). Человек, как основная производительная сила в этом обществе, имел доступ к земле только через род, общину или феодальную иерархию владетелей, что исключало формирование свободной личности, т.е. личности, свободно распоряжающейся своим трудом и собственностью по законам рынка.

Способ социокультурной регуляции традиционного общества основан на традициях, т.е. на передаваемых из поколения в поколение культурных образцах, обычаях, способах действий, нормах поведения, которые широко проникали во все сферы жизни общества и обусловливали его структурную устойчивость и малоподвижность (кастовость, сословность).

По мнению разработчиков рассматриваемых концепций, самые значительные исторические изменения в современном мире связаны с переходом от традиционных аграрных обществ к индустриальным. Индустриальное общество (промышленное) возникает на базе машинного производства, фабричной организации и дисциплины труда, национальной! системы хозяйства со свободной торговлей и общим рынком. С точки зрения теоретиков индустриального общества, капитализм - это ранняя форма данного общества. Для неё характерно то, что индустриальное производство находится в частных руках, где предприниматель сразу и собственник, и главный субъект управления трудовым процессом и работниками. С ростом масштабов индустрии собственность на капитал не гарантирует контроля над системами власти и авторитета на предприятиях. Постепенно возрастает роль менеджеров - администраторов.

Трансформация социальной структуры сопровождается утверждением гражданского общества, плюралистической демократии, порождает процессы разнообразных социальных перемещений. Если на ранних фа: зах своего развитии индустриальное общество характеризуется острыми классовыми конфликтами, то впоследствии, через становление общепринятых форм трудовых соглашений, коллективные договоры, они сглаживаются. В целом устанавливается консенсус (от лат. consensus - согласие, единодушие) по поводу базовых ценностей социального порядка. На первый план выходят технике - рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки. Чем выше индустриализированы общества, тем больше они тяготеют к единообразию индустриального порядка. В индустриальном обществе господствует массовое производство и потребление.

Развитием системы идей индустриального общества стали теории постиндустриального общества. Постиндустриальное общество, по мнению вышеупомянутых социологов, формируется в развитых странах во второй половине XX века. Оно характеризуется преобладанием так называемого третичного сектора. Большая часть экономической деятельности перемещается из первичного (сельское хозяйство) и вторичного (промышленность) секторов в третичный (услуги, транспорт, банки, страховое дело, свободные профессии и т.п.). С прогрессом технологии и автоматики типичным работником постиндустриального общества становится "белый", а не "синий воротничок (англ, white collar- blue collar - "термины, используемые в рамках теории социальной стратификации, для обозначения работников соответственно интеллектуального, нефизического труда - и труда, непосредственно связанного с обслуживанием техники, оказанием услуг, а также физического труда).

В условиях постиндустриального общества беспрецедентно расширяется система обучения (более продолжительный.срок обучения, непрерывное образование и т.п.) Наука, образование, информация сыграли решающую роль в трансформации индустриального в постиндустриальное общество. Постиндустриальная технология производит коренные изменения в социальной структуре общества. Собственность не исчезает, однако, как основа разделения людей на классы, слои, собственность теряет своё значение. Классовая структура заменяется профессиональной структурой.

Перспективой развития постиндустриального общества является информационная цивилизация. Интеллектуальные технологические системы ведут к принципиально новому состоянию общества - к глобальному гиперинтеллекту (индустрии данных и знаний). Информатика и владение компьютером становятся второй грамотностью. Технологический детерминизм трансформируется в концепции технократии: центральной в них является идея о возможности власти, основанной на знании, компетентности, о возможности замены политического решения рациональным техническим решением.

Разработчики концепции постиндустриального общества отмечали, что в его условиях происходят качественные сдвиги в потребностях, мотивациях социального поведения и ценностях. Для человека всё более приоритетными будут рассматриваться такие ценности, как автономность и самовыражение личности, свободное время и досуг. Вместе с тем, по мере развития научно - технической революции, прогнозировались и серьёзные конфликты, которые будут иметь место в данном обществе: между знанием и некомпетентностью, между управляющими и управляемыми и другие социальные противоречия.

Понятие традиционного общества

В процессе исторического развития примитивное общество преобразуется в традиционное общество. Толчком к его возникновению и развитию послужила аграрная революция и возникшие в связи с ней социальные изменения в обществе.

Определение 1

Традиционное общество можно определить как общество с аграрным укладом, основанное на четком соблюдении традиций. Поведение членов данного общества строго регламентировано обычаями и нормами характерными для данного общества, важнейшими устойчивыми социальными институтами, такими как семья, община.

Особенности традиционного общества

Рассмотрим особенности развития традиционного общества с помощью характеристики его основных параметров. Особенности характера общественного устройства в традиционном обществе обусловлены появлением избыточного и прибавочного продуктов, что в свою очередь обозначает возникновение оснований для образования новой формы социального устройства – государства.

Формы правления в традиционных государствах, в основе своей носят авторитарный характер – это власть одного правителя или узкого круга элиты – диктатура, монархия или олигархия.

В соответствии с формой правления существовал и определенных характер участия членов общества в управлении его делами. Само возникновение института государства и права обусловливает необходимость возникновения политики и развитие политической сферы жизнедеятельности общества. В данный период развития общества наблюдается повышение активности граждан в процессе участия их в политической жизни государства.

Еще одним параметром развития традиционного общества является господствующий характер экономических отношений. В связи с появлением прибавочного продукта неизбежно возникает частная собственность и товарный обмен. Частная собственность оставалась господствующей на протяжении всего периода развития традиционного общества, менялся лишь ее объект в различные периоды его развития – рабы, земля, капитал.

В отличие от примитивного общества в традиционном обществе значительно усложнилась структура занятости его членов. Появляется несколько секторов занятости – земледелие, ремесло, торговля, все профессии связанные с накоплением и передачей информации. Таким образом, можно говорить о возникновении большего разнообразия сфер занятости членов традиционного общества.

Изменился и характер поселений. Возник принципиально новый тип поселений – город, который стал центром проживания для членов общества, занимающихся ремеслом и торговлей. Именно в городах сосредоточена политическая, промышленная и интеллектуальная жизнь традиционного общества.

Ко времени функционирования традиционной эпохи относится формирование нового отношения к образованию, как к особому социальному институту и характеру развития научных знаний. Появление письменности обуславливает возможность формирования научного знания. Именно в момент существования и развития традиционного общества были совершены открытия в различных научных сферах и заложен фундамент во многих отраслях научного знания.

Замечание 1

Очевидным минусом развития научных знаний в данный период развития общества являлось независимое развитие науки и техники от производства. Данный факт и служил причиной достаточно медленного накопления научных знаний и их последующего распространения. Процесс приращения научных знаний имел линейных характер и требовал значительного количества времени для накопления достаточного количества объема знаний. Люди, занимающиеся наукой, чаще всего делали это ради собственного удовольствия, их научные изыскания не подкреплялись потребностями общества.

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.

В научной литературе, например, в социологических словарях и учебниках, встречаются различные определения понятия традиционного общества. Проанализировав их, можно выделить основополагающие и определяющие факторы при выделении типа традиционного общества. Такими факторами являются: главенствующее место сельского хозяйств в обществе, не подверженность динамичным изменениям, наличие общественных укладов разных ступеней развития, не обладающих зрелым индустриальным комплексом, противопоставление современному , господство в нем сельского хозяйства и низкие темпы развития.

Черты традиционного общества

Традиционное общество – это общество аграрного типа, поэтому для него характерны ручной труд, разделение труда по условиям труда и общественным функциям, регулирование общественной жизни, основанное на традициях.

Единой и точной концепции о традиционном обществе в социологической науке не существует в силу того, что широкие трактовки термина « » позволяют отнести к данному типу общественные уклады, которые по своим характеристикам значительно отличаются друг от друга, например, племенное и феодальное общество.

Согласно американскому социологу Даниелу Беллу, для традиционного общества характерно отсутствие государственности, преобладание традиционных ценностей и патриархальный уклад жизни. Традиционное общество является первым по времени образования и возникает с возникновением общества вообще. В периодизации истории человечества такой занимает самый большой временной отрезок. В нем выделяются несколько типов обществ согласно историческим эпохам: первобытное общество, рабовладельческое античное общество и средневековое феодальное общество.

В традиционном обществе, в противовес индустриальному и постиндустриальному обществам, человек всецело зависит от сил природы. Промышленное производство в таком обществе отсутствует или занимает минимальную долю, потому что традиционное общество не нацелено на произведение товаров массового потребления и в нем существуют религиозные запреты на загрязнение природы. Главное в традиционном обществе – поддержание существование человека как вида. Развитие такого общества связано с экстенсивным распространением человечества и сбором природных богатств с больших территорий. Основные отношения в таком обществе складываются между человеком и природой.

История стран Азии и Африки в средние века представляет собой неотъемлемою часть всемирно-исторического процесса. Если древняя история охватывает первобытно-общинный и рабовладельческий строй, а новая - эпоху капитализма, то средневековая соответствует в основном времени существования феодализма. Однако существует проблема хронологии восточного средневековья, так как временные рамки весьма условны и до сих пор выбор критериев периодизации вызывает спор в научной среде. По мнению одних феодальные отношения в странах Востока исчерпали себя в течении XVI-XVIII вв., поэтому конечным рубежом их средневековья следует считать Великую Франц. Революцию, конца VIII в. Другие же полагают, что средневековье закончилось с падением Константинополя в 1453 г. Существует так же точка зрения, что Среднев. На Востоке существовало с начала нашей эры и до VII-XIX вв.

Некот. Ученые считают XI в как пик средневековья на Востоке. Уровень цивилизации соотносился с Европой как 1:25. Характерными чертами этого периода являлись

    Более высокая степень урбанизации (в городах Китая 20%, в мусульманских странах – 15-20%, в Европе – 13%)

    Высокая производит. Труда и уровень производства

    Развитие международной торговли, высокие прибыли. Восток торговал торговыми изделиями (ткань, оружие, бумага, фарфор), Европа специализ. на сырье.

    Опережал Восток и по уровню грамотности и образования

    Высокая продолжительность жизни (в Европе – 23-50 лет, на Востоке 50 лет были нормой)

Таким образом, можно сказать, что в средние века Восток продолжал развиваться по спирали. В этот период происходит значительные поступательные движения – движения вперед в производственной и интеллектуальной сфере.

2. Особенности перехода стран Востока от Древности к Средневековью

Историки выделяют следующие этапы в развитии Среднев. на Востоке:

    I- IV вв. – зарождение феодальных отношений

    VII-X вв. – перемещение населения в деревню, упадок городов, становление феодальных отношений.

    XI-XII вв. – домонгольский период, расцвет феодализма, гос. структур и культурный взлет.

    XIII в. – время монгольских завоеваний.

    XIV-XVI вв. – послемонгольский этап, замедленное развитие, консервация деспотизма.

    XVII-XIX вв. – колониальные захваты.

По совокупности качественных параметров переход от древности к средневек.

происходил следующим образом:

Ближний Восток (Египет, Двуречье, Персия) в 4 в д.н.э. начался период с завоеваний Александра Македонского. Происходила романизация и христианизация населения вплоть до арабских завоеваний 7 века.

Индия (весь Индостан, Пакистан, Бангладеш). Пик развития настал только в 15-17 вв.

Китай и Дальний Восток. Еще во втором веке д.н.э. начали зарождаться феодальные отношения. Под влиянием Китая получили толчок к развитию такие страны как Япония, Корея, Вьетнам.

Однако, не смотря на интенсивное развитие стран Востока, существовал фактор торможения. Он выражался в:

Длительном сохранении пережитков первобытного общества – рабовладении (отменено только в 1911 г., в некоторых и того позже – в Эфиопии в 1942 г. а в Саудовской Аравии в 1962 г.)

Устойчивые общинные формы в социальной структуре, сдерживание дифференциации христианства

Преобладание гос. собственности и власти гос. над частной собственностью

Власть феодалов над городом.

Активные миграции населения так же осложняли поступательное развитие восточного общества.

Неоднородность природной среды, региональное различие в культуре, экономике породили огромное многообразие особенностей закономерности развития стран Востока.

3. Основные черты развития традиционного общества.

Чтобы выявить основные черты традиционного общества, следует рассмотреть их в сравнении в техногенным обществом, а так же затронуть только некоторые, наиболее важные аспекты, такие как отношение общества к природе. Систему ценностей, экономику, отношение к человеку

Традиционное общество

Техногенное общество

Отношение к природе

Высокая степень зависимости от природы. Человек встраивается в природу. Возможности географической среды определяют уровень развития государства и общества. Природный max – долины великих рек, Природный min – таежный Урал, пустыни Африки.

Человек порывает с природой и использует ее в своих интересах и превращает в технологическую среду обитания, несущую угрозу жизни человека.

Ценности

Земля оценивается по урожайности.

Женщина – по количеству сыновей.

Человек ценится по образу жизни, умственным способностям, профессионализму.

экономика

Производительная сфера, переработка сельскохозяйственной продукции. Такая экономическая система определяет политический характер власти – деспотизм

Присутствует либерально-рыночная модель экономики, ее основой является частная собственность. Наличие рынка и конкуренции.

Жесткое иерархичн. общество. Человек всегда принадлежит к какому-либо социуму (общине, сословию, цеху, касте), который определяет возможности человека.

Индивид автономен от социума и сам определяет свои возможности.

Групповой человек с роевым сознанием, вышедший из цивилизации «рисового поля».

Человек воспринимается как личность. В процессе своего развития человек отказывается от диктаторства церкви, государства, хозяина, отказывается от дружбы и любви. Человек ассоциируется с чувством одиночества.

Теперь, зная особенности традиционного общества, мы можем объяснить и причины замкнутого развития, и деспотичность власти и многие другие факторы, определяющие развитие целых цивилизаций.

4. Геополитическая ситуация на рубеже Древности и Средневековья

На рубеже древности и средневековья политическим лидером становиться Иран. Они появляются на территории Переднего Востока. Многие историки считают, что они спустились с Кавказа либо из Средней Азии. Они активно начинают ассимилировать с местным населением.

И уже примерно с 7 века начинают складываться 2 новых этноса – на севере – мидяне и на юге – персы. Мидяне развиваются более активно, так как они постоянно были втянуты в войны с Ассирией и Урарту. На юге же процесс шел медленнее, а решающую роль в развитии персов сыграл Кир II, правивший с 558 г. д. н. э – 530 г.д.н.э. (прославился за счет крушения Вавилона, основатель династии Ахеменидов).

Так же одной из важнейших фигур был Дарий I, который заложил основу иранской государственности.

После этого территория Передней Азии на 500 лет оказалась под властью греков (дела рук Александра Македонского).Эстафету захвата перехватил Сасанидский Иран, основу которого заложили Персы. Они были выходцами из тех мест, которые по праву считались ядром державы Парс (Персида) и были наиболее культурным и развитым этносом.