Как хоронят некрещеных. Отпевание - пропуск в Рай? Святейший Патриарх Кирилл встретился с президентом Евангелистской ассоциации Билли Грэма Ф. Грэмом

− Человек, который пришел на отпевание, должен иметь хотя бы элементарное представление о том, что происходит в храме. Расскажите, пожалуйста, что такое отпевание? Откуда взялось это название?

Отпевание — это специальное молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. И правильнее было бы называть его «последованием мертвенным». В его состав входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. И, поскольку больше половины молитв в нем поется, то в народе это чинопоследование было названо «отпеванием».

Проведение этого чинопоследования свидетельствовало о том, что этот человек был знаком общине и священнику, и люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Сейчас, несмотря на то, что члены общины живут более разобщенно, смысл отпевания все равно должен сохраняться. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хоть иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать. Присутствующие на чинопоследованиии христиане должны молиться и просить у Бога помощи душе отпеваемого.

− Почему обряд отпевания вы называете чинопоследованием?

Не следует считать отпевание всего лишь обрядом. В данном случае обрядом будет само погребение, но не отпевание. Очень часто люди говорят: «Участвовал в обряде Крещения», «Совершили обряд венчания» и т.д. Это не правильно. Ведь обряд – это только внешнее, символическое выражение сути верования. При помощи обряда человек старается облечь невидимое в видимое, чтобы сделать его более понятным. Но за формой всегда стоит нечто большее.

Само слово «обряд» происходит от слова «обряжать», т.е. «приводить в должный вид». Например, мы – русские священнослужители – во время церемоний обряжаемся, в соответствии с церковными правилами, в различные облачения. У греков, или у каких-либо других народов, эти облачения могут отличаться по форме, но суть чинопоследования, в котором они принимают участие, не изменится.

Или, например, священник при проведении Таинства Венчания на словах «славой и честью венчай их» поднимает руки – это церемониальная, обрядовая сторона. Если он по ошибке или немощи не поднимет, а опустит руки, то ничего не изменится. Т.е внешняя форма совершения может случайно измениться, но суть, которая именуется таинством, останется той же.

То же самое можно сказать и о других обрядах, которые могут отличаться друг от друга по форме, но при этом будут иметь абсолютно идентичное содержание.

− Какая разница между отпеванием и панихидой? Их часто путают…

Панихида — это просто заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.

− А что такое лития?

Лития – завершающая часть панихиды. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление. Кстати, лития за близкого может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и простым мирянином.

− А что такое гражданская панихида?

Гражданской панихиды не бывает. «Гражданская панихида» – это бессмысленное, нелепое нагромождение слов. Это примерно то же самое, что и «гражданский военный». Возникает вопрос, так он гражданский или военный? Ведь гражданских военных не бывает. В безбожные годы слово «панихида» украли из церковного словаря и приспособили под гражданские нужды.

На самом деле такое мероприятие было бы логичнее называть церемонией светского прощания. Или светской церемонией прощания с покойным.

− Где может происходить отпевание?

Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтырь.

− Расскажите вкратце о чинопоследовании: как оно проходит, какие существуют правила и ограничения?

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.

Важно отметить, что в первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

− А для чего на лоб кладут венчик? Что он означает?

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

− Во сколько обойдется родственникам умершего проведение отпевания?

Это очень скользкий вопрос. Вообще в церкви никаких ценников быть не должно. Примерные суммы пожертвований да, для удобства тех, кто хочет пожертвовать. Но тарифов быть не должно. К искоренению этой постсоветской традиции постоянно призывает священноначалие.

В нашем храме все требы, Таинства, поминания совершаются за счет пожертвований. Понятия «цены» или «стоимости» у нас вообще нет. Но у нас есть понятие «величина пожертвования» — это то, сколько человек готов пожертвовать. И эта величина определяется не нами, а степенью усердия или возможностью самого человека. Кстати, даже все требы на выезде в пределах района нашего храма тоже бесплатны. У нас в храме отменены также «тарелочные» сборы. Я не понимаю ситуации, когда люди ходят по храму с тарелками и собирают во время Литургии и Всенощной пожертвования. Иногда это напоминает обычное вымогательство. Человек же не может молиться!

− В среде не понимающих сути религии людей распространено мнение, что отпевание — это, своего рода, «пропуск в рай». Многие считают, что, если усопшего отпели, то его похоронили «по-людски», и «душа теперь в раю, грехи прощены»! А если не отпели, то душа в рай не пошла, потому что ее туда не пустили.

Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит.

Причина такого невежественного отношения к отпеванию заключается том, что очень часто родственники не имеют представления о том, Кто такой Бог, и для чего Церковь напутствует умерших. В то же время они верят в то, что если душу не отпеть, то она будет не погребена, или как они еще иногда говорят «не запечатана». То есть, по их представлению душу умершего непременно нужно «запечатать». Видимо, их больное, воспаленное воображение рисует такую картину: душа вылезает наружу, мечется, бедная, не хочет оставаться в новом мире, и ее нужно обязательно запечатать, чтобы она не вылезла! Закрыть ее где-то там, в темницах, в подземелье, на том свете, чтоб она тут не мешала и не портила нам жизнь! Вот уж, на самом деле яркий пример совершенно дикого, языческого, немилосердного представления о человеческой душе.

Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее.

Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений.

Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит суд именно Он, а не мы.

И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди , после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.

− При каких обстоятельствах священник может отказать в отпевании?

Он может отказать тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его. В этом случае священник, конечно, не будет этого делать.

Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его.

Или, еще пример: покойный выражал при жизни желание, чтобы его, в соответствии с его воинствующими антихристианскими убеждениями, не отпевали, не вызывали священника и т.д. Но вот близкие и родственники, желая сделать лучше, по ложному «благочестию», могут прийти к собственному выводу о том, что заблуждавшегося при жизни покойного все-таки надо отпеть. Они считают, что душа этого бедного человека потом оценит эту «заботу» о ней.

Эту дикую медвежью услугу душе усопшего оказывают не только т.н. «полуверующие», которые ходят в храм только свечки ставить, да на Пасху куличи святить, но иногда даже и те, которые сами участвуют в таинствах, и вроде бы должны понимать внутреннюю сущность религии.

− Батюшка, а почему нельзя отпевать таких людей? Можно же на всякий случай отпеть, а там уж Бог разберется… Я, например, знаю несколько случаев, когда родственники пытались отпеть некрещеных…

Тем, кто совершает подобное кощунство, хорошо бы понять, что Бог, который есть Любовь, всегда готов принять и простить любого грешника и разбойника, как это было на кресте. Но дело в том, что один разбойник кается и сам просит у Господа: «Помяни меня, Господи», а второй продолжает хулить и не признавать Его. Вспомните, как другой разбойник с издевкой говорил: «Если ты Бог, то сойди с креста». Этот преступник отвергал Бога, и это был его собственный ужасный выбор. То же самое происходит с душой неверующего, который при жизни смеялся над верой и отрицал Бога.

И, только представьте, что происходит с душой человека, которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше!

Вообразите, что вы насильно вталкиваете в кабинет президента человека, который знать не хочет о существовании главы государства. Но вы не считаетесь с его мнением, и навязываете своему родственнику общение с президентом, пытаетесь заставить его обсудить с ним важные вопросы… Вы представляете себе последствия такой «медвежьей» услуги? А если это не президент, а Бог, власть которого в миллионы раз превышает власть любого главы государства?

Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни. Не следует делать себя вершителем, равным Богу.

− Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и самоубийц?

Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно. В эту категорию не входят люди, покончившие жизнь самоубийством. Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

− А как должны поступать родственники самоубийц? Нередко они пытаются любым путем доказать, что суицидиент был сумасшедшим (хотя на самом деле тот был психически абсолютно здоров), чтобы получить разрешение на отпевание в епархиальном управлении.

Отпевать самоубийцу — нелепо и глупо. Смысла в этом нет никакого. Можно ввести в заблуждение епархиальное управление или батюшку, но никто не в состоянии обмануть Бога. Если вернуться к нашей метафоре, то представьте, каким глупцом будет выглядеть тот, кто втолкнет в кабинет президента случайного человека (который при этом ненавидит президента или не признает его власти) и представит его министром. Очевидно, что пользы от этого не будет ни лжеминистру, ни человеку, который его втолкнул… То же самое произойдет и в случае, когда мы пытаемся навязать Богу человека, который отрицал Его или не признавал Его власти и могущества.

Так что, стремление отпеть самоубийцу или неверующего любой ценой – безумие. Пусть Господь убережет их от такого кощунства.

− Но ведь среди неверующих встречаются неплохие люди… И многие из них уж точно лучше алкоголиков и наркоманов…

Дело не в том, кто лучше. Просто в отпевании неверующего нет никакого смысла. Что касается пьяниц, бандитов и наркоманов, то они могли быть слабыми или испорченными пороками людьми, но при этом в их душе могла жить надежда на исправление, на примирение с Богом. Да, страсти их бушевали, да, они во многом виноваты, но они признавали Бога. И Он сам решит о дальнейшую судьбу этих людей…

Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным.

− А если человек был неверующим, но открыто не оскорблял Бога, не выступал против Него? Он просто не верил в Него в душе.

Нет, пассивных безбожников не бывает. Бог участвует в жизни каждого человека. Он стучит в каждую душу. Бог был бы не справедлив, если бы не давал каждому из нас возможность прийти к Нему. В жизни любого человека бывают моменты, когда ему дано почувствовать заботу и любовь Бога. Например, один человек тяжело болел в детстве, но потом чудом выздоровел. Другой обязательно должен был бы погибнуть в катастрофе, но выжил. Существует великое множество примеров таких чудесных исцелений и спасений, не вписывающихся в средние значения теории вероятности.

Давайте подумаем, сколько раз за всю жизнь каждый из нас мог погибнуть и умереть? Трагические случайности могут произойти где и когда угодно. Каждый день, каждая машина, каждый человек, идущий навстречу нам, теоретически могут принести смерть. Но она проходит мимо. Но разве атеист, лежащий сейчас перед нами в гробу, когда-нибудь задумывался об этом? А если задумывался, то почему он не обратился за помощью к Тому, кто управляет всеми случайностями? Нет! Ему показалось это не нужным, не выгодным. Признание Бога нарушило бы его планы, разбило бы желания, лишило бы некоторых возможностей (обычно не хороших). И он решил проигнорировать Бога, закрыть глаза и пройти мимо Него.

А совесть? Это ведь тоже голос Божий! Разве она не стучала в его сердце и не говорила ему, когда он осудил, оклеветал, обманул, предал, оскорбил? Конечно, она постоянно спрашивала: «Человек, зачем ты это делаешь? Покайся!». И что? Разве он захотел прислушаться к этому голосу?

Именно это и называется оскорблением Божиего величия.

Довольно часто я слышу от людей, которые отрицают Бога, такие рассуждения: «Нет, ну я знаю, есть некая сила, которая много раз меня спасала, и которая печется обо мне, стремится меня сделать лучше, укоряет мою душу за непотребства, но это просто сила, а не Бог». Вот как человеку тяжело признать Бога. Удивительно, не правда ли! Силу он ощущал, но признать Обладателя этой силы он не может! А не может он сделать этого потому, что не хочет менять свою жизнь.

− Вы сказали, что в отпевании того, кто не верит в Бога, смысла нет. И призвать к вере того, кто уже ушел в мир иной, тоже нельзя. Душа усопшего тоже сама уже не может изменить отношения к Богу… Что же делать родным и близким, которые хотят помочь своим неверующим умершим? Они же могут впасть в отчаяние?

В отчаяние впадать не надо. Мы, конечно же, можем попытаться помочь душе близкого человека. Давайте еще раз возвратимся к метафоре с президентом. Посмотрим на происходящее в несколько утрированном виде. Мы выяснили, что в заталкивании случайного человека в кабинет главы государства нет смысла. Врать президенту о том, что наш человек — министр или руководитель его аппарата, тоже бессмысленно. Что же еще можно сделать для близкого? В этой ситуации надо просто приложить все силы для того, чтобы лично познакомится с президентом, заинтересовать его, показать свои достоинства, а потом попросить его за того, кому мы хотим помочь.

Чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу и познакомиться с Ним. Мы должны жить по Его заповедям, делать то, что Он нам заповедал, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости (в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь). Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что президент не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

− Что надо делать тем, кто присутствует на отпевании, чтобы помочь душе усопшего?

Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом.

Обычно люди думают, что любят своих близких. Но эта любовь очень редко подтверждается делами…

Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе –– это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе.

Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы надо не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь.

По возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, будет настоящим показателем нашей любви к умершему.

− Многие считают, что на отпевании главное – заплатить и постоять… И очень часто люди в храме на самом деле скучают, смотрят по сторонам…

Да, картина, к сожалению, не редкая. Когда человек приходит в храм, он должен помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминки нужны для молитвы. А искренне молятся обычно не малознакомые люди, и не давние соседи, а те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди. Я считаю, что на отпевание должны приходить только те люди, которые переживают за душу умершего. Обычно это дети, сестры, братья, родители, супруги, самые близкие родственники и друзья. Эти люди обязательно должны любить покойного и молиться. И совершенно бессмысленно приглашать просто знакомых и даже малознакомых – то есть тех, кто будет просто томиться и скучать. Важна не пышность и «статусность» отпевания, а исполнение того, чего желает сам усопший. А он желает одного – искренности, теплоты любви и молитвы. Всего того же, чего обычно люди желают и при земной жизни.

Во- вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и следили за тем, что поет хор. Если нет текста, то можно просто внимательно слушать. А что он поет? В некоторых местах он поет от лица того, кто пропеть сам уже не может – т.е. самого умершего. От лица новопреставленного зачитываются древние стихиры потрясающего содержания: «Помолитесь обо мне!» …«Придите, дайте мне последнее целование».

Во время чинопоследования постарайтесь представить, как сейчас нужна душе молитва, как она хочет, чтобы все за нее помолились. Для нее открылся новый мир, ей нужна поддержка, а она сама не может молиться за себя. И душа обращается к нам, просит молитв, но мы ее не слышим! Вместо этого мы смотрим по сторонам… Созерцая своих невнимательных близких, усопший может вспомнить, что тоже десятки раз бывал на отпеваниях и… тоже не молился, потому что не мог представить себя на месте усопшего, не мог поверить, что в свое время и он окажется на этом мероприятии в главной роли…

Но если мы немного соберемся и сосредоточимся, хотя бы на мгновение прислушаемся к песнопениям, то поймем, о чем там идет речь. И понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

Ну а в-третьих, осмысленное присутствие на этом чинопоследовании приносит огромную пользу человеку, который пришел на отпевание.

− Какую именно?

Человек задумывается о своей жизни, о ее смысле, о ее финале. Это крайне важный момент. Ведь мы все живем в суете, и стараемся на эти темы не думать. А между тем эти темы крайне важны для любого человека. Участие в отпевании позволяет остановиться на несколько минут и посмотреть внутрь себя. Ведь в этот момент перед нами не только близкий человек, душа которого отошла к Богу, но и образ нашего собственного будущего, нашей смерти. И вот тут человек, присутствующий на отпевании может понять, что жизнь надо ценить, надо расти духовно, надо думать о том, что ждет нас за этой чертой, после отпевания.

− Однако на отпевании далеко не все задумываются о своей смертности. Почему так происходит?

Сознание неверующего человека устроено таким парадоксальным образом, что смерть других ему кажется хоть и прискорбным, но совершенно последовательным фактом, логичной закономерностью. При этом он не допускает мысли о том, что то же самое может произойти и с ним. А если и допускает, то старается не обращать на это внимание, не пропускает эту мысль через себя. Сознание безбожника становится таким потому, что оно вне Бога, оно не может видеть даже настоящего, а тем более видеть такое «ужасное» будущее. Страх и ложное ощущение исключительности блокируют у таких людей понимание конечности своего бытия в этом мире.

− В наше время люди часто стараются скрыть тело усопшего, как можно быстрее провести похороны и забыть о них. То есть как можно скорее избавиться от воспоминаний о смерти…

Это традиция проникла к нам с Запада, где пытаются убрать или замаскировать все, что портит жизнь, мешает получать удовольствие от нее. В Европе и в Америке сейчас принято сразу избавляться от мертвых тел, скрывая их в моргах. И даже традиции поминок и панихид постепенно отходят там в прошлое. Люди, стоящие за моделированием безбожного и безнравственного общества потребления, смогли навязать населению западных стран ложную мысль, что весь этот, как они его называют, «негатив», деструктивно влияет на сознание человека. И человек не знает, что такое смерть, не думает о ней, не готовится к ней. То есть, человек живет в мире с искаженной реальностью, где ему навязывают иллюзию отсутствия смерти. Но реальность такова, что человек все равно сталкивается со смертью. И он совершенно к ней не подготовлен. Эта трагедия потрясает все его представления о жизни и вводит в состояние горя. А ведь, если разбираться, то ничего особенного не случилось. Просто разбились эти навязанные обществом потребления розовые очки.

− А зачем потребительскому обществу навязывают иллюзию бессмертия? Почему оно так боится упоминания о смертности человека?

Причин у этого много. Одна из них очевидна. Карусель из сменяющих друг друга моделей бытовой техники, машин, дач, других материальных ценностей выгодна только тем, кто их производит. Производители пытаются любыми способами продать свою продукцию и ради этого пытаются подсадить своих потенциальных жертв на иглу бесконечного потребления. С этой же целью они разрушают традиционные ценности, навязывая людям т.н. либеральные ценности. Это их главная задача! А понимание того, что человек смертен, очень им мешает в этом. Если человек задумается о своей смертности, то он рано или поздно слезет с этой иглы, откажется от безумного потребления. Какой смысл копить и покупать, если ты ничего из этой жизни не унесешь? Вот этого-то они и боятся.

− Некоторые психологи утверждают, что вид мертвого тела вредит детской психике. Поэтому многие родители пытаются оградить детей от похорон и поминок.

Да это бездари, а не психологи. Эти горе-специалисты забывают, что на протяжении столетий дети ВСЕГДА присутствовали на похоронах родственников, друзей, односельчан. Раньше люди жили общинно, большими селами. И покойников хоронили всем миром. А похороны в больших деревнях случались очень часто. И дети не боялись, а понимали, что смерть — это часть жизни. И с психикой у них было все в порядке. Они потом всю жизнь трудились, воспитывали уже своих детей, не увлекались наркотиками, не сидели в тюрьме, не становились дегенератами, типа нынешних скинхедов, эмо, готов и пр. И психика у них, в отличие от современных детей, была куда более крепкой. И психологов тогда тоже не знали, люди сами прекрасно справлялись с проблемами.

Ужасно, что смерть стали прятать от детей. Во-первых, они пугаются, потому что чувствуют, что от них скрывают что-то важное. Когда взрослые мямлят что-то типа «дедушки больше нет, и видеть тебе этого не надо», а сами при этом рыдают, для ребенка понятие «смерть» становится ужасом. И, конечно, он не воспринимает ее как часть жизни или рождение в Вечность. Он начинает воспринимать смерть как катастрофу. А ведь ему придется в жизни много раз с ней столкнуться, и не только с чужой, но и с подготовкой к собственной смерти. И те ложные представления, которые навязали ему в детстве родители, когда скрывали от него покойных, очень плохо отразятся на его психическом состоянии.

Подобный случай прекрасно описал митрополит Антоний Сурожский:

В небольшом английском городке после долгих лет страдания скончалась старушка. Ее сын и невестка были моими друзьями, и я приехал к ним сразу же, как только узнал об этом. И вот вижу: все сидят в гостиной, а внуков нет.

— Где же дети?

— Мы их услали из дома. Как же им быть в одном доме с мертвой бабушкой? Ведь это может потрясти на всю жизнь, они будут душевно больны!

После долгих споров я все-таки добился, чтобы детей вернули домой… Я взял их (мальчику было лет пять, девочке — семь); мы вошли в комнату бабушки; в комнате царила та торжественная тишина, которая окружает усопшего. Девочка посмотрела в лицо своей бабушки, которую годами видела в страдании: морщины расправились, лицо светлое, спокойное, удивительно красивое, — сказала: «Так, значит, это смерть!..». А мальчик прибавил: «Как прекрасно!». Разве это не более здоровое начало в восприятии того, что такое смерть, чем ужас?.. И ведь если бы я не показал им бабушку, лежащую в дивном покое, они всю жизнь думали бы, что смерть — это неизъяснимый ужас растерзанного тела, измученного, изуродованного*.

Еще раз подчеркну, что ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.

− Батюшка, а существует ли заочное отпевание?

Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия и другие обстоятельства, при которых люди погибали, но их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается не оправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень вести покойного в храм, или на худой конец батюшку привезти на место погребения или домой. Если человек любит своего близкого и хочет по- христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам церкви.

− Что делать родственникам в тех случаях, когда они точно не знают – отпевался покойный или нет? Например, родственник умер давно, и его близкие не не имеют точных сведений о том, отпели его или нет. Как быть в таком случае? Оправдано ли заочное отпевание?

Я, например, тоже точно не знаю, все ли мои предки до десятого колена отпеты! И что же, если я не знаю, то неужели теперь должен их всех подряд отпевать? Это будет не только очень долго, но и смешно. Смысла в этом нет никакого. Ведь, как мы уже знаем, само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Христианин обязан молиться за всех своих предков – это его долг. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.

− Иногда люди, присутствующие на отпевании, бывают смущены тем, что священник отпевал формально — без чувства, невнятно. А зачастую и стремительно быстро, без молитвенной сосредоточенности. Некоторые считают, что Бог не слышит таких молитв…

Это глупости. Бог слышит любые молитвы. И, как я уже говорил, молитвы священника являются важными, но далеко не определяющими. Пусть присутствующие в храме люди, вместо того чтобы осуждать священника, сосредоточатся на своей молитве. Таким образом они компенсируют его «формализм». Кроме того, в этих случаях хорошо бы еще и помолиться за самого священника.

Вместе с этим стоит помнить и о том, что быстрое отпевание не всегда говорит о бездушии или невнимательности священника. Иногда он просто не может уделить больше времени на проведение этого чинопоследования. Однажды со мной случилось такое. Отпевание было назначено на 11 часов утра, но родственники покойного по каким-то причинам задержались и не приехали вовремя. И тут мне звонит плачущая мама одного умирающего больного и буквально умоляет приехать и причастить его перед смертью. Я беру Дары, выхожу из алтаря… и вижу, что опоздавшие вошли в храм, уже поставили гроб на табуретки и ждут. В общем, в тот раз мне пришлось отпевать умершего очень быстро. Потом я обратился к родственникам с пятиминутной проповедью, затем попросил у них извинения и сказал, что срочно бегу причащать того, кто сейчас стоит пред вратами Вечности. К больному я успел как раз вовремя: причастил и исповедовал его, а через несколько минут он отошел в другой мир. Мне становится страшно, когда я думаю о том, что мог бы и не успеть…

Так что, надо с пониманием к ситуации, в которой оказывается священник, и не придавать форме совершения чинопоследования такого большого значения. Лучше сконцентрироваться на сути молитвы. И, конечно, необходимо ясно понимать, что краткость, формальное отношение, отсутствие молитвенного чувства на отпевании не делает само чинопоследование недействительным. Отпевание свершается в любом случае, и Бог принимает его.

− Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными? В народе считается, что «индивидуальное отпевание» приносит гораздо больше пользы душе умершего.

Это все ложные суеверия. Никакой разницы нет. В первую мировую войну священники отпевали у братской могилы тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Все это чушь и домыслы невежественных людей. Нам надо помнить о том, что Господь всегда слышит наши молитвы. И, значит, самое важное в отпевании – это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем. Так что, лучше смотреть в свое сердце, а не думать о нелепых суевериях.

− Итак, мы выяснили, что отпевание не является пропуском в рай. А может ли душа попасть на Небеса без отпевания?

Давайте вспомним о том, что в первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно тогда жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом.

А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И там было не до отпеваний. Давайте вспомним и новомучеников прошлого века, которых расстреливали сотнями. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.

− На отпевании священники облачаются в праздничные одежды, которые одевают только по большим праздникам. Получается довольно большой контраст между черными траурными одеяниями родных и близких и белыми ризами священников…

В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.

Отмечу, что само чинопоследование отпевания также носит не скорбный, а трогательный и торжественный характер. Отпевание не допускает разрывающего отчаяния и безнадежной скорби. Вера, Надежда и Любовь - вот основа отпевания.

Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. Вспомните, что на отпевании люди держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет - символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом…

Прежде чем настраиваться на безутешную скорбь по усопшему, давайте вспомним о моменте, когда Христос стоял перед лицом Своей смерти. Он сказал ученикам: «Если бы вы Меня по-настоящему любили, то радовались бы за Меня, ибо Я отхожу к Отцу Своему…».

Представляете? Когда Бог покидает этот мир, Он говорит о радости, которую люди должны испытывать за Него! Может быть, нам стоит попытаться понять эти слова? Может быть, нам стоит не только услышать, но и понять сердцем следующее высказывание: «Не хочу, чтобы вы были в неведении и чтобы как неимущие веры вы убивались горем…» (Ср.: 1 Фес. 4, 13.) Почему апостол призывает нас «не убиваться горем»? Потому что перед нами не смерть, а начало Вечной Жизни. И об этом мы очень часто забываем во время похорон и отпевания.

В заключение процитирую еще раз митрополита Антония Сурожского, который сказал:

Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, - жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека, и он приходит домой**.

− Спасибо за интервью, батюшка!

Спаси Господи!

* Митрополит Сурожский Антоний. Проповедь о красоте погребального обряда в России

** Митрополит Сурожский Антоний. «Православие и Западный мир» (радиобеседа, прозвучавшая в русской религиозной программе Би-би-си)

Утрата близкого - это боль и скорбь. Мы отчаянно думаем, как мало сделали для умершего. Хочется возвратить время и исправить ошибки, уделить больше внимания тому, кого рядом уже нет. Не удивительно, что мы стараемся позаботиться о мёртвом и на том свете.

В православной церкви устоялась традиция отпевать покойных. Но что делать, если умер некрещёный человек? Разве можно оставить его без этой, казалось бы, обязательной процедуры?

И даже если некрещеного по своей воле нельзя отпевать, то как быть с умершими младенцами? Они-то выбора не имели.

Тут же всплывает вопрос о похоронах: как поступать с ними, нужен ли крест? А молиться за некрещёного можно?

Всё это обобщим так: допускает ли православная церковь обряды для умерших некрещёных? Начнём разбираться по порядку.

Некрещёных детей хоронят без православного ритуала, у Бога с ними свои отношения

Русская православная церковь строго подходит к вопросу того, как хоронить некрещёного человека, даже маленького. Их не хоронят по православному обряду. Никаких исключений нет. Случается, что ребёнок умирает в утробе или едва родившись. Его просто не успели или физически не могли окрестить.

Некоторые верующие спрашивают, мол, разве ребёнок виноват, что не успел пройти таинство крещения. Разве справедливо лишать его стандартных для православия похоронных процедур?

Справедливо, ведь он - не из членов церкви. Не успел в неё вступить. Но Бог всё видит и знает. Он справедлив и не станет лишать посмертных благ некрещёных младенцев. Раз они умерли так рано, значит, на то у Всевышнего имелись причины. И уж точно таким не нужен какой-то «пропуск» с земли в Царство Божье.

Не нужно искать обходные пути, чтобы задним числом окрестить ребёнка. Это не только бесполезно, но и бессмысленно. Достаточно провести обычные похороны - с омовением, прощанием, но без привлечения священника, свечей, чтения молитв и прочего.

Просто гроб и люди, которые хотят проститься. Ничего пагубного для души ребёнка в этом нет.

до этого срока похоронами младенцев занимается медицинское учреждение

Также стоит оговориться, что часто похороны некрещёных младенцев не нужны. Речь об умерших внутри утробы. Если срок не достиг 28 недель, то телами занимается медицинское учреждение. Ну а душой займётся Господь.

Взрослым некрещёным устраивают обычные похороны, но без православных молитв и атрибутов

Взрослого некрещёного человека точно так же не отпевают и не поминают. Об этом сказано в церковном уставе. Но с мирской точки зрения ничего катастрофического не происходит. Такой же гроб, та же могила, венки - обычные похороны. Просто без православной атрибутики.

Не нужно воспринимать это как трагедию. Если человек при жизни не тянулся в церковь, не захотел быть к ней приобщённым, то нет смысла имитировать его религиозность после смерти.

Отпевание без крещения невозможно, потому что над некрещёными нельзя проводить православные обряды

Отпевание без крещения не делается. Но это не потому, что некрещёные люди как-то противны православию. Не нужно это воспринимать так, что, мол, умер человек без веры, значит, поделом ему, не будем отпевать.

Русская православная церковь просто не имеет права проводить какие-либо обряды над некрещенным человеком.

Ведь не только отпевание, но другие обряды и таинства с некрещёными проводить не разрешено. Крестясь, человек вверяет себя церкви, говорит, что отныне она ответственна за его душу.

Разумеется, когда крестят в младенчестве, ни о каком сознательном выборе речь не идёт. Но это делают, чтобы заблаговременно взять душу человека под опеку. Он волен принять этот дар, либо отказаться в будущем. Но в раннем возрасте полезно иметь нечто, что тебя бережёт.


Человек, который не вступил в церковь через крещение, не дал ей полномочий что-то делать для спасения своей души. А ведь один из главных даров Господа - свобода выбора. И кто мы, если захотим это право оспорить? Так можно ли отпевать некрещёного человека, коль он сам сторонился церкви? Нет, это поступок против воли, а значит - и против Бога.

Отпевание

это просьба к Всевышнему простить грехи умершему

Этот обряд должен произойти после жизни каждого человека, который крещён и не отказался от православия. Церковь выполняет функцию посредника. Крещение - своего рода доверенность ей. Оттого и слово - «вера».

А если человек такого права не признал, то у него уже свои, личные взаимоотношения с Богом. Это всё будет решаться на другом уровне и не церковью. Так что отпевание становится бессмысленным и даже оскорбительным для Господа ритуалом. Мы в таком случае будто говорим: «Ну и что, что умерший не разрешил нам просить за себя. Мы всё равно сейчас за него всё решим».

И, конечно, совсем уже абсурдом выглядит просьба некоторых прихожан к священникам: «Вы нашего покойного сперва окрестите, а потом отпойте». Так не бывает.

Крест на могиле некрещёных ставить бессмысленно, этот атрибут никак не поможет на том свете

Немного иная ситуация с вопросом, можно ли ставить крест на могиле некрещёного человека. Если православный священник должен отказать в просьбе отпеть, то повлиять на оформление надгробия он никак не в силах. Так что вопрос вряд ли должен звучать как: «можно ли».

«Всё мне можно, да не всё полезно», - гласит христианская истина.

Скорее, стоит спросить, есть ли в этом смысл.

Если родственники умершего думают, что таким образом некрещеному помогут на том свете, то не стоит даже пытаться. Господу решительно всё равно, хоть золотой крест над могилой возвести. На посмертной участи это никак не отразится. Высшие силы не подчиняются свечам, крестам и молитвам. Ими нельзя манипулировать через обряды.

Для многих крест - это обязательный атрибут могилы. Иначе она выглядит какой-то незавершённой. Традиция как-никак. Это бездумный подход, но запретить его церковь не может.

Однако некоторые священники предлагают альтернативу. Всё же крест - символ священный. Более корректно было бы не использовать его, а изобразить гравировкой. Вроде и «традиция» сохранена, но в то же время это не сам крест, не то, что ставят на могилу православных.

Да и если человек не принял при жизни православие, будет ли он благодарен за крест? Ведь это против его воли.

В действительности крест часто не то, что некрещёным, но даже крещённым не полагается. Мало пройти первое таинство, чтобы стать православным христианином. Для этого нужно ещё и что-то делать. А формальности не приближают человека к Богу. Если всё, что сделал духовного, - это крестился, поставил три свечки и закончил всё под крестом, то это пустое в глазах Господа.

Молиться о некрещёных можно только дома, но не в храме

Если человек не крещён, то молитва в церкви на его участь никак не повлияет.

Митрополит Макарий (Булгаков) писал:

Макарий (Булгаков)

Митрополит

«Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, т.е. в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову»

Блаженный Августин ещё более категоричен:

Блаженный Августин

Древнеримский богослов

«Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, - но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным.

Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев.

Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал»

И всё же молиться за некрещёного можно, но не в храме. Допустимо, чтобы родные читали молитвы дома, ставили свечи, - но не более. Никаких проскомидий, панихид и т.д.

Новомученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковров­ский, в труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» пишет:

Афанасий (Сахаров)

Епископ Ковровский

«На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении». «Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных»

При этом в православии нет единодушия в отношении того, можно ли поминать усопших какой-то церковной молитвой. Например, преподобный старец Лев Оптинский предлагал следующую:

Лев Оптинский

Российский монах

«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Сегодня часто предлагают молиться за некрещеного мученику Уару. Это вызывает много споров. В христианской среде есть как сторонники, так и критики этой идеи. Возможно, в будущем у церкви сформируется более чёткая позиция.

На эту молитву стоит рать благословение у священника. Если благословит - смело читайте. А вот без благословения молиться за умершего мученику Уару не рекомендуют. Лучше тогда придумать свою молитву.

Тропарь, глас 4-й

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

Молитва

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Представители других религий, даже католики, не поминаются и не отпеваются православной церковью

В отношении католиков, протестантов и других представителей различных христианских конфессий действует то же самое правило - поминать в православии их нельзя. Да, католик - христианин. Но он - не православный христианин.

Соответственно, православная церковь не имеет никаких полномочий в отношении его души. Поэтому на атеистов, мусульман, католиков и представителей всех возможных религий действуют ровно те же правила, что и в отношении других некрещёных в православии людей.

Обязательное богослужение или отпевание усопшего заключается в последовательном сочетании молитв с песнопениями, которые четко оговариваются в порядках Православной церкви. Они могут проводиться как в Святом храме, так и в доме, где проживал покойный или на кладбище, непосредственно перед захоронением.

У всех людей, принявших Таинство Крещения при жизни, неважно произошло ли это в младенчестве или в зрелом возрасте, имеется право на проведение чина погребения. Если же человек не сподобился быть крещеным, то он такого права лишен.

Кого и когда нельзя отпевать

К каждому верующему христианину Православная церковь относится лояльно, и тут нет никаких исключений. Не возбраняется совершение чина погребения над православными, совершившими убийство, ведущими аморальный образ жизни или замеченных в совершении неправомерных действий. Но имеются категории людей кому церковь отказывает в отпевании.

В их число входят:

  • Люди, прервавшие линию своей жизни посредством самоубийства.
  • Людей, не познавших Таинства Крещения.
  • Людей, придерживающихся учений других вер.

Для человека совершившего суицид в состоянии обострения психического заболевания отпевание проводится. Если смерть человека наступила в результате несчастного случая, то и ему положен чин погребения в соответствии с канонами Православной церкви.

Церковными правилами допускается проведение и заочного отпевания. Это возможно или в том случае, когда похороны уже прошли, а также если тело покойного не может присутствовать на службе. Речь тут идет о людях, пропавших без вести, смерть которых доказать смогли, а найти тело не получилось по каким-то причинам.

Правила погребения Православия не могут быть применены к взрослому человеку, который отрицал свою принадлежность к христианскому вероисповеданию, отказывался посещать церковь и не считал необходимым проведения Таинства Крещения. Людей, которые уже покинули наш бренный мир крестить не позволяется, так как данный выбор должен делаться сознательно и при наличии доброй воли.

Еще в 1984 году Московская Патриархия издала «Чин погребения не православного усопшего». Однако он не нашел практического применения так как официальными представителями Православной церкви было принято решение о несоответствии данного служения канонам веры.

Родственникам покойного, который не был крещен при жизни, предлагается в домашних условиях обратится с молитвой к мученику Уару, перечитывая соответствующий канон. За упокой души усопшего можно ставить свечи. Человек, который заказывает отпевание, будучи в курсе что покойный не сподобился принадлежать к Православной церкви, совершает очень большой грех. На могиле умершего некрещенным не допускается установка символа христианской веры в виде креста. Если родственники это все-таки сделали, то их поступок считается богохульным.

Почему недопустимо отпевание некрещенных младенцев

Если плод погиб внутри утробы матери, произошел выкидыш или беременность прервалась самопроизвольно, то не положено совершать богослужение отпеванием или православный чин погребения. В таких случаях ребенок становится в один ряд с людьми, не принадлежащим к православной вере и не имеющих принадлежности к церкви.

Однако вопрос о возможности отпевания не прошедших обряд крещения младенцев нельзя считать окончательно решеным. Мнения священнослужителей по этому вопросу расходятся. Единственно реальной возможностью решить эту проблему сегодня является проведение таинства крещения в пределах больницы невзирая на угрозу жизни ребенка.

Если смерть наступила в утробе матери, то еще нерожденный плод не может стать объектом проведения обряда. Исключены также заказ панихиды, литургии и молитвы у служителей церкви. На могиле усопшего младенца нельзя ставить крест, ведь он еще не был обращен в православную веру.

Родители в таком случае должны поступать следующим образом:

  • Дома самостоятельно вознести молитву за упокоение души умершего ребенка.
  • Обратиться за помощью к святому мученику Уару.
  • В храме поставить свечку за упокой души.

Каждый младенец, чья жизнь оборвалась преждевременно, безусловно безгрешны. А значит у родителей есть возможность найти утешение в обращении к Богу с искренними молитвами.

Последовательное сочетание молитв и песнопений, четко установленных порядками Православной церкви действий, является обязательным богослужением или отпеванием усопшего. Может проводиться, как в пределах Святого храма, так и в помещении, где жил покойный, на кладбище.

Все, кто принял Таинство Крещения при жизни, со младенчества и до зрелого возраста имеют право на проведение чина погребения. Некрещеные же такой возможности лишены.

Когда и кого нельзя отпевать

Православная церковь лояльно относится ко всем без исключения верующим христианам. Чин погребения совершается над убийцами, лицами, совершающими неправомерные действия, ведущими греховный образ жизни. Когда же не отпевают умершего человека, и по какой причине:

  • самоубийц;
  • некрещеных;
  • представителей другой веры.

Что касается людей, совершивших суицид не по своей воле, а на фоне психических заболеваний, отпевание проводится. Жертвы несчастных доказанных случаев тоже могут рассчитывать на чин погребения православной церкви.

Возможно и заочное отпевание, без присутствия тела покойного на службе или после проведения похорон. Пропавшие без вести люди, смерть которых доказана, но тела отсутствуют, представителями церкви отпеваются.

Что делать, если умер некрещеный

Взрослый человек, который не принадлежал к христианскому вероисповеданию, не посещал церковь и отказывался совершать Таинство Крещения, не может быть погребен по правилам Православия. Умершего же человека крестить нельзя, так как этот выбор должен совершаться осознанно и по собственной воле.

Существует «Чин погребения неправославного усопшего», который был издан Московской Патриархией еще в 1984 году. Но на практике он не применяется и отвергается представителями Православной Церкви, как несоответствующее вере служение.

Семье умершего некрещеного предлагают дома обращаться к Святому мученику Уару, перечитывать соответствующий канон, разрешается ставить свечи за упокой души усопшего. Заказывать отпевание, заведомо зная об отсутствии принадлежности покойного к Православной Церкви, считается большим грехом.

Устанавливать символ христианской веры в виде креста запрещено. Такой поступок приравнивается к богохульству со стороны родственников и близких покойного.

Почему нельзя отпевать некрещеных младенцев

В случае внутриутробной гибели плода, самопроизвольного прерывания беременности, выкидыша, смерти грудничка православный чин погребения или богослужение отпеванием не совершается. В этом случае ребенок приравнивается к остальным категориям людей, которые не принадлежат к православной вере и не имеют принадлежности к церкви.

Вопрос об отпевании некрещеных младенцев до сих пор остается открытым. Нет единого мнения на этот счет среди служителей церкви. Единственный выход - провести таинство крещения детей с угрозой для жизни в пределах больницы. При смерти в утробе матери над еще не рождённым плодом обряд не совершается.

Заказывать литургию, панихиду, молитвы у служителей церкви запрещено. Крест на могиле некрещеного ставить нельзя, так как он не имеет отношения к православной вере. Такой поступок является греховным для родителей. Что делать, если умер некрещеный младенец:

  • самостоятельно дома разрешается прочитать молитвы об упокоении души усопшего ребенка;
  • обратиться к Святому мученику Уару;
  • поставить свечи в церкви за упокой души.

Все без исключения младенцы, которые преждевременно умирают, считаются безгрешными. Поэтому родителям остается единственное утешение - обращаться к Богу с искренними молитвами.

Православная церковь установила порядок действий из которого состоит обязательное богослужение или отпевание усопшего. Речь тут идет о последовательном сочетании молитв и песнопений, которые могут быть проведены как в Святом храме, так и в доме, где жил усопший или на кладбище.

Каждому принявшему Таинство Крещения на любом этапе жизни начиная с младенчества и заканчивая преклонным возрастом, получает право, чтобы над ним, после его смерти, провели чин погребения. Для некрещенных такая возможность исключена.

Кого принято отпевать, а кого нет

У православной церкви лояльное отношение к каждому верующему христианину. Совершение чина погребения не возбраняется над убийцами, ведущими неправедный образ жизни и постоянно совершающих при жизни неправомерные действия. Но есть и такие кому отказывают в отпевании:

  • Самоубийцам.
  • Некрещенным.
  • Принадлежащим к другой вере.

Православные христиане убеждены в том, что физическая смерть является переходом души из земной оболочки в Царствие Небесное, чтобы там возродиться для вечности. Поэтому покойников священники называют усопшими, то есть теми, кто спит. Основой для главного догмата христианства является будущая жизнь и всеобщее воскрешение людей.

У большинства похоронных обрядов много общего с христианским обрядом Крещения. По утверждению священнослужителей именно процесс крещения возрождает человека от жизни полной греха к той, что богоугодна и свята. А смерть позволяет душе возродиться для лучшей, вечной и новой жизни с Христом.

Обряд погребения был описан еще в Евангелии, и он включает в себя:

  • Омовение тела.
  • Его облачение.
  • Размещение в гробу.

Но как поступать если приходится хоронить человека не познавшего таинства Крещения? А если он совершенно сознательно сам отказался прикоснуться к таинству? В современном мире с такими вопросами приходится сталкивать все большему количеству людей.

  • Безусловно каждому хочется сделать так, чтобы были произведены все необходимые обряды. Ведь иначе очень сложно будет спасти его душу. Однако у церкви на этот случай имеются жесткие установления, преодоление которых порой становится просто невозможным.
  • Производить отпевание некрещенного человека нельзя. Если ему не хватило жизни для того, чтобы сделать нужный выбор и прийти в лоно церкви, то и отпевание ему уже не поможет.
  • Родственникам остается найти канон «Святому Мученику Уару» и читать его дома, поставив свечи. А молится в церкви как за истинного сына церкви, подавать проскомидии, вынимать частицы, проводить панихиды за него нельзя. В Храме молитвы возносятся исключительно за членов церкви, перешедших в вечную жизнь.
  • Правда иногда родственники подходят к священнослужителям и говорят, что покойный собирался крестится, но обстоятельства помешали ему это сделать. Они получают ответ, согласно которому молится можно даже за некрещенных, но делать это надо вне храма и знать какие молитвы должны быть произнесены.

Как следует хоронить некрещенных младенцев

В тех случаях, когда роды ребенка произошли преждевременно, когда плоду не исполнилось двадцати восьми недель, то вопросы его захоронения или утилизации являются компетенцией медицинского учреждения.

А если рождение младенца имело место после озвученного выше срока, и он умер либо в процессе родов, либо сразу после них, то тело забирают родители и хоронят как обыкновенного человека. И все проблемы ложатся именно на их плечи.

С учетом того, что этим малышам не дано было познать таинства Крещения, то их нельзя поминать в церкви. Православной церковью утверждается, что таким малышам не будет дано прославится и их не настигнет наказание праведного Судьи. Следовательно, для их душ будет отведено место в некой промежуточной сфере.