Как нарисовать натюрморт начинающему художнику. Рисование натюрморта в начальной школе поэтапно

На сегодняшний день, всем без исключения знакомы акварельные краски из раннего детства. Каждый рисовал ими хотя бы раз в жизни. Уже с садика дети учатся обращаться с краской и кисточкой, наносить мазки, создавать простейшие рисунки. Но не так давно, до 19-ого столетия, акварель не была очень популярна среди художников. Считается, что родина этой краски Китай. В этой стране была создана бумага, на которой мастера изображали свои творения используя этот тип краски.

Постепенно, акварель добилась места под солнцем и нашла свое применение у многих художников со всего мира. Техника рисования такими красками позволяет достичь особый эффект некого мистицизма, иллюзорности, прозрачности и легкости композиции на созданной картине. Только на первый взгляд этот метод рисования кажется тяжелым. На самом же деле, тут нет абсолютно ничего тяжелого. Вы сможете легко освоиться, воспользовавшись нашим пошаговым уроком.

В сегодняшней статье вы узнаете как нарисовать натюрморт акварельными красками. Натюрморт этой осени может привлечь почти всех. Изначально надо выбрать, что хотим воспроизвести на изображение. Чтобы натюрморт казался ярким и красивым, фрукты и овощи должны быть разными. Они должны различаться цветом, формой и размером. Мы возьмём овощи, а именно баклажан, огурец и морковку. Овощи, выбранные нами, полностью соответствуют требованиям, они различаются от друг друга в каждом аспекте. Теперь подготовим материалы и инструменты.

Понадобится самый простой и обычный набор:

  • Белый лист бумаги для акварели
  • Кисти для рисования
  • Ёмкость с водой
  • Простой карандаш
  • Ластик
  • Палитра

Прежде чем вы начнете работать над натюрмортом, стоит слегка смочить акварельные краски, которые нам понадобятся.

Шаг 1

Надо набросить рисунок простым карандашом. Нужны простые и мягкие, почти незаметные линии, набросить контуры овощей. На этой стадии мы решаем, с какой стороны будет падать свет. Чтобы было легче ориентироваться, мы набросали солнце на эскизе, которое будет стёрто позже ластиком. Также, надо обратить внимание на линию тени, которую мы изобразим позже.

Шаг 2

Когда эскиз готов, вы можете начать работать акварелью. Чтобы сделать это, мы выбираем один элемент рисунка и смачиваем его влажной кистью. На нашем рисунке, огурец стал этим первым элементом покраски. Теперь мы выбираем очень светлую зеленую краску и наносим её кистью на огурец.

Помните, мы не будем использовать растворы чистых цветов. Чтобы получить тот или иной цвет, нужно смешать цвета друг с другом на палитре, которую мы подготовили. Тем временем, пока поверхность огурца влажная, мы затемним её чуть-чуть. Только не забудьте оставить небольшое отражение на овоще.

Шаг 3


Оставьте огурец и дайте краске на нём высохнуть, и перейдем ко второму элементу. Теперь мы украсим морковку. Мы сделаем это так же, как и в первом случае с огурцом.


Фигуру мы изображаем постепенно, двигаясь от светлых к темным оттенкам. Когда рисуете акварелью, необходимо настроить тон.

Шаг 4


У нас остался еще один не нарисованный овощ. Это баклажан. Мы его нарисуем так же, как и в прошлых двух случаях, следуя тем же принципам.


Не стоит также забывать про солнечные блики. В случае с бликами, все зависит от того, насколько блестящая поверхность самого объекта. Чем больше он блестит, тем виднее и ярче будет луч. Размер такого блика на прямую зависит от размера овоща, а его цвет от гладкости поверхности. В нашем случае, блика совсем нет на морковке, а на баклажане самый большой, из-за гладкой поверхности. И на нём блик самый яркий.

Шаг 5

Давайте вернемся к начальной стадии работы рисования огурца. Темный оттенок как раз напомнит реальный овощ, а также подчеркнет его форму.

Шаг 6


Мы совершим те же действия с другими овощами. В этом случае, надо правильно передать черты каждого из объектов: цвет, размер, структуру, форму. Помните, каждая ямка имеет более темный оттенок. Чем глубже ямка, тем темнее её цвет.


Особенности каждого элемента должны быть подчеркнуты в соответствие с натуральными овощами.

Шаг 7

Смотря на рисунок, кажется, что всё весит в воздухе, надо добавить тени падающие от овощей. Самые темные тени будут возле и под овощами.


Надо дорисовать зелёную верхушку баклажану.

Шаг 8

Так как морковка получилась слегка бледной, надо это исправить и добавить ей натурального цвета. Для этого мы берём насыщенную оранжевую краску и наносим её на морковку. Если цвет всё еще недостаточно насыщен, повторяем процедуру еще раз.


Огурцу мы добавим тёмно-зеленные бороздки, а также прыщики характерные этому овощу. А на морковке добавим выемку темнее, чем главный цвет. Теперь перейдем к баклажану. Сторону, на которую не падает свет, мы сделаем темнее. Для этого возьмем более насыщенный оттенок. В палитре должно быть достаточное количество цветов, или даже по три оттенка каждого цвета. Теперь мы должны дать рисунку высохнуть. Потом мы внимательно смотрим на все детали. Если что-то не нравится, есть возможность это исправить и добавить другие оттенки, которые темнее тех, которые уже есть на изображении. Если же вас все устраивает, и вы довольны тем, что видите на рисунке, работу можно считать законченной.


В работе с этими фигурами главный принцип - рисовать по влажному. Также, не менее важное смешивание цветов для получения правильного оттенка. Главное пробовать работать с разными цветами и оттенками, а не только использовать обычные цвета.

Натюрморты художники любили рисовать всегда. На своих полотнах они изображали роскошные букеты цветов, экзотические фрукты, дичь, свежие овощи и весьма замысловатую посуду. Сейчас натюрморты по-прежнему популярны, но рисовать их не так уж просто. Лучше всего начинать с изображения простых композиций, состоящих из трех-четырех различных объектов.

Вначале надо подготовить:

Лист бумаги;
- карандаш;
- ластик;
- яркие цветные карандаши. Например, хорошо подойдут акварельные.

После этого можно приступать к работе над натюрмортом:

1. Карандашом наметьте край стола, а затем изобразите очертания двух яблок, груши и кружки;

2. Прорисуйте фрукты более детально. Нарисуйте веточку земляники, стоящую в кружке;

5. Наложите на яблоко еще один слой штриховки, постепенно делая его цвет более насыщенным и выразительным. Помните, что на яблоке, как и на груше, должен быть блик, ведь свет на предметы в данном случае падает с одной стороны. Теневые участки дополнительно затемните коричневым и болотно-зеленым цветом;

Натюрморт полностью готов. Постепенно можно усложнять композицию, добавляя все новые предметы. Раскрашивать натюрморт можно не только цветными карандашами, но и масляными, акриловыми либо акварельными красками.

1 рис. Итак, на этом мастер-классе вы поменяете отношение к цветным карандашам вовсе! Цветные карандаши - очень удобный в использовании материал, ведь в вашем распоряжении может быть очень большое количество оттенков, включая и те, которые появятся посредством наложения цветов друг на друга. Но используя карандаши, надо знать их особенности, например, не следует давить на карандаш вначале работы, иначе и не сотрешь и не перекроешь другим цветом. С этим материалом надо пользоваться принципом - от светлого к темному. Но сначала давайте закомпонуем натюрморт. Начнем с линии горизонта. Затем при помощи линии геометрических фигур наметим примерную форму наших предметов композиции. Начнем с блюда.

2 рис. Вы молодцы! А теперь нам важно построить блюдо под фрукты правильной формы. Находим центральную ось, она должна быть прямой и ровной, на ней находим точку на уровне предполагаемой горловины блюда и проводим через точку горизонтальную линию, то же проделываем у основания ножки блюда. Очень хорошо! Берем линейку и отмеряем равные части от оси по горизонталям. Делаем эллипсы и соединяем линии. Смотрите рисунок. Стираем вспомогательные линии и обводим блюдо.

3 рис. Найдите направление фруктов, используя, при этом диагональную ось и уточните формы и детали яблока, груши и сливы. А виноград начните рисовать с кисти, после его по форме, сверху вниз добавляя овальные виноградины, некоторые из них для реалистичности заходят друг за друга. Пририсуйте хвостики.

4 рис. Прежде чем приступить к работе с цветом, напомню это не раскраска и вы должны накладывать штрих, а не раскрашивать! На этом этапе на карандаши надо давить в полсилы. Штриховать надо только по форме предмета. Берем карандаши и наносим основные оттенки предметов, смотрите на рисунок.

5 рис. На этом этапе вы должны добавить предметам натюрморта плотности, посредством внесения новых оттенков. Ваш штрих теперь имеет большее значение, так как важно сделать натюрморт более реальным. Надо углубить тени, используя синий, фиолетовый, зеленый и коричневый цвет. Покажите падающую тень от предметов и стол штрихами. Поработайте над деталями.


Рис. 1

Этот урок будет полезен начинающим художникам, которые хотят нарисовать натюрморт гуашью. Новички узнают некоторые секреты рисования поверхностей и фактур, позволят увидеть на практике главные правила живописи.

Что потребуется:

1. Бумага (формат А3). Идеально подходит ватман.

2. Кисти. Необходимо приготовить три плоских синтетических кисти (маленькую, среднюю и большую), а также среднюю щетинную.

3. Художественная гуашь. Для живописи не подходит плакатная гуашь – они быстро сохнет и образует разводы. Гуашь должна быть хорошего качества, поэтому приобретать краски лучше всего в специализированных художественных магазинах.

1 этап

Вначале создается построение композиции простым карандашом с мягким грифелем. Начинать лучше с обозначения плоскости стола горизонтальной линии. При определении высоты рекомендуется ориентироваться на рис. 1. Справа слегка заметен дальний угол стола – его нужно наметить диагональной линией. Затем с соблюдением правил построения на столе намечаются объекты. Легкими линиями обозначается ткань и ее складки. При этом важно соблюдать форму предметов и их местонахождение относительно друг друга.

Когда карандашный набросок будет готов, можно начинать его раскрашивать. Лучше начать с общего фона – нанести первый слой краски, делая короткие мазки большой плоской кистью. После набрасываются основные тона на кувшин.

Важно! Не нужно стремиться к тому, чтобы полностью и «на отлично» раскрасить весь фон или другой предмет. Главная ошибка, которую допускают новички, заключается в том, что они сначала пытаются зарисовать весь фон, оставляя на картине белые места, в которых будут находиться предметы. После этого они поочередно закрашивают все предметы, причем целиком. Или наоборот, сначала раскрашивают предметы, а потом уже фон. Так делать не следует – завершенная картина будет выглядеть таким образом, как будто на лист были наклеены предметы, вырезанные из журналов. Удачной композиции в итоге не получится. Любую картину нужно рисовать всю сразу, постепенно. Опытные художники попеременно возвращаются то к одному, то к другому предмету, чтобы сделать иной раз всего пару мазков – и так до тех пор, пока картина не будет закончена.


Рис. 2

2 этап

Теперь можно приступить к кувшину – его нужно прорисовывать поверх уже нанесенного слоя краски, не забывая о плавных переходах между оттенками. С помощью гуаши можно сделать многое, но важно не усердствовать, чтобы не создать видимость грязи на картине. Во время этой работы используется средняя плоская кисть.

Рисование предметов нужно выполнять с учетом светоразделов: света, полутени, тени и рефлекса. На рис. 3 показана схема – она сделана в виде сетки для облегчения понимания. Самым сложным является понимание рефлекса. На самой светлой части предмета должны быть белые блики – на глянцевой поверхности они заметнее и ярче.


Рис. 3

3 этап

После проработки кувшина на столешницу накладываются основные цветовые оттенки. Не стоит забывать о том, что плоскости стола (вертикальный бортик и горизонтальная поверхность) должны отличаться друг от друга насыщенностью тона. Вертикальную плоскость нужно сделать более темной, чем горизонтальную, которая лучше освещается.


Рис. 4

4 этап

Теперь можно приступать к изображению стеклянной бутылки, покрыв ее тем же тоном, что и основной фон. Она будет прозрачной, через нее можно увидеть заднюю стену, которая выступает фоном. По этой причине главным оттенком бутылки будет тон фона. Но нужно помнить, что бутылка все же остается видимой, она обладает размером и объемом. Это можно передать на картине, выделив светлой краской края бутылки. После на бутылку добавляется немного холодных тонов, с помощью которых получится на бумаге передать стекло. Чтобы придать объем, прорисовывается рефлекс. В завершение этой работы создаются блики. На одной бутылке присутствуют различные блики: некоторые бледные, смягченные по краям, другие – яркие и заметные. Прежде чем приступать к созданию бликов, рекомендуется внимательно рассмотреть, как они выглядят на авторской картине. Вообще, понять, как рисовать натюрморт гуашью, помогут представленные рисунки.


Рис. 5

5 этап

Теперь подошла очередь кастрюли. Сначала стоит вспомнить сетку светораздела, а для этого придется вернуться к рис. 3. Не забывая про данный принцип, наносится краска на кастрюлю. Сначала используются темно-серые и светлые тона, а самая темная краска оставляется для подчеркивания фактуры старого, выщербленного и истертого металла.

Подробнее о том, как передать на картине старый потертый металл. Для выполнения подобной текстуры потребуется грубая щетинистая кисть, причем сухая. К этому моменту уже должен быть готов серый фон кастрюли со светотенями. Сухая кисть слегка обмакивается в гуашь, не нужно брать много краски. Согласно рисунку 6, делаются прямые длинные мазки по направлению сверху вниз по затемненному боку кастрюли. Мазки должны быть шероховатыми и дырявыми, еще во время мазка краска на кисти должна заканчиваться. Перед этим лучше потренироваться делать подобные мазки на отдельном листе, чтобы не испортить картину.


Рис. 6

6 этап

Теперь нужно закончить кастрюлю. Пустые места покрываются краской основного тона при помощи маленькой кисти. По боку кастрюли рисуется рефлекс, непосредственно поверх черной фактуры. Рисуются ручки, обозначается контур кастрюли. Сильно детализировать предмет не нужно, чтобы отдельные части картины не выпадали из общей стилистики. Нельзя забывать о взаимосвязи предметов.


Рис. 7

7 этап

Теперь нужно заняться драпировкой вокруг кастрюли, закрасив ее краской полностью. Делать это лучше всего большой плоской кистью. Важно помнить, что ткань освещается неравномерно, она выглядит светлее с одной стороны. На рисунке разнонаправленные плоскости должны друг от друга отличаться тоном: вертикальная плоскость делается темнее, чем горизонтальная. Это относится и к ткани на столе.


Рис. 8

8 этап

Наступила очередь блюдце, главный оттенок у него белый. Объем ему придается при помощи голубовато-серой и серой краски. Затем синим пигментом очерчивается каемка блюдца – слишком темной она быть не должна. Нижнюю часть блюдца не нужно делать чересчур светлой, так как она находится в тени.


Рис. 9

9 этап

Когда пространство картины практически все покрыто краской, рисунки детализуются и уточняются. Сначала прорабатываются складки на ткани (сделать это несложно даже новичкам). Рекомендуется использовать больше легких тонов на ткани, чтобы придать изображению натуральный вид.

От посуды на столе отбрасываются тени. Рядом с каждым из предметов нужно нарисовать отбрасываемую от него тень с помощью холодных оттенков. Тени не должны быть яркими и резкими, а наоборот, выглядеть рассеянными.

10 этап

Теперь можно перейти к последнему предмету – яблоку. Оно рисуется соответственно принципу светораздела, как и другие уже нарисованные предметы.

От яблока отбрасывается цветной отсвет на ближайшие предметы и поверхности. На блюдце добавляется розоватый оттенок совместно с тенью от яблока.

Важно помнить, что через цвет происходит взаимодействие всех предметов на картине. Предметы передают друг другу часть своего цвета. По аналогии с яблоком отображаются взаимоотношения остальных предметов и поверхностей.


Рис. 10

11 этап

После того, как картина была выполнена в общих чертах, нужно уделить внимание тем деталям, которые были оставлены без внимания. Если набросок, сделанный карандашом, уже стерся или стал незаметным под краской, то можно прорисовать контуры еще раз. Потом они будут закрашены, ведь гуашь – густая и непрозрачная краска.


Рис. 11

12 этап

Чтобы картина приобрела глубину, объем и монолитность, нужно воспользоваться одним художественным приемом – в конце работы едва заметно размыть контуры предметов, чтобы смягчить линию соприкосновения объектов и среды.

Знаете ли вы, что процесс рисования не только воспитывает в человеке чувство прекрасного, но и помогает справиться со стрессовыми ситуациями, успокаивая нервы и рождая в душе умиротворение? В виду этого рекомендуется уделять данному занятию хотя бы немного своего свободного времени. Давайте изучим, как нарисовать натюрморт с фруктами карандашом.

Общие сведения

Чтобы научиться изображать натюрморт с фруктами, необходимо изначально понять, что означает сам термин. Кроме того, нужно знать, какие атрибуты для создания собственного шедевра должен подготовить будущий художник. Картина с изображением неодушевленных предметов (не суть важно, одного или нескольких) носит название натюрморта. В переводе с французского языка этот термин звучит как "мертвая природа". В зависимости от полета фантазии в картинах можно использовать цветы, предметы домашнего обихода, фрукты и овощи. В натюрморте часто присутствует такой элемент, как ткань (любого цвета и фактуры).

Необходимые атрибуты

Чтобы справиться с предстоящей работой и освоить все нюансы, требуется заранее подготовить необходимые инструменты. Вам понадобится:

Лист бумаги или холст (здесь все зависит от того, какого размера вы хотите создать свой первый шедевр);

Простой карандаш;

Ткань и предметы, которые вы будете использовать в качестве натуры;

Хорошее освещение.

Если предполагается раскрасить картину, то, кроме всего, вы должны определиться, какой вид красок будете использовать (акварель или масляные) и в соответствии с этим подобрать кисти и палитру. И, конечно же, не забудьте про воду.

Техника графики

Чтобы ваша картина получилась наиболее похожей на выбранную композицию, необходимо первоначально освоить технику. Следует научиться передавать блики, тени и фактуру. Натюрморт с фруктами карандашом начинают создавать с эскиза. Его изображают на отдельном листе. Здесь просто фиксируют расстановку предметов, не прорисовывая их полностью. Когда же эскиз будет готов, можно приступать к изображению элементов на основном полотне. Во время рисования не стоит слишком сильно надавливать на карандаш. В противном случае при удалении неправильно нарисованной линии на бумаге останутся следы. Создавая очертания предметов, не стоит прорисовывать каждую линию, наносите эскиз хаотичными движениями. Следует знать, что художники для отдельных линий используют карандаши различной мягкости. В процессе изображения набор позволяет создавать различные эффекты на бумаге. Именно поэтому, если вы хотите сделать все правильно и изобразить красивый натюрморт с фруктами, подходите к выбору "инструмента" с большой ответственностью.

Создание эскиза

Как все понимают, чтобы начать работать, первоначально необходимо создать композицию. Вы должны определиться с основным фоном вашей картины, а также с тем, какие элементы будут на ней присутствовать - будете ли вы изображать один предмет или решите использовать несколько. К примеру, вы можете нарисовать натюрморт с фруктами и овощами или же разнообразить вашу картину букетом. В качестве фона желательно использовать однотонные ткани. Далее на ватмане определите центр композиции и набросайте эскиз будущей картины. Первое, что следует прорисовывать, это простые элементы: овал или круг. К примеру, обычное яблоко изображается с помощью круга, для зарисовки винограда используют детали в виде небольших шариков. Главное, следите за тем, что предметы располагались на своих местах, то есть соблюдайте пропорциональность.

Изображаем предметы

Когда вам удалось правильно расположить все объекты на листе, пора переходить к их прорисовке. Для этого в изображенные фигуры впишите фрукты с помощью более четких линий. Сделайте четкими все детали, контуры и удалите вспомогательные линии. Для создания правильного образа не забудьте с помощью карандаша правильно расположить тени. Это действие выполняют с помощью штриховки, изначально затемняя самые темные места с постепенным переходом к более светлым. Прорисовываются тени крайне острым карандашом при нанесении слоя за слоем. Заключительный этап состоит в проверке изображения всех предметов, особое внимание следует уделить тоновому раскладу.

Натюрморт с фруктами - поэтапно

Давайте изучим, как создать картину на примере апельсина, винограда и киви. С этой целью лучше использовать реальные предметы, поэтому заранее их приобретите. Поверьте, для приобретения умений и тренировки лучше рисовать с натуры. Чтобы вам было легче создать свой первый шедевр, строго следуйте нашим указаниям.

Прорисовка деталей

Для начала намечаем расположение фруктов на бумаге. Для изображения половинок киви и апельсина следует провести наклонные линии и только после этого нарисовать овалы. Теперь можно приступать к непосредственной прорисовке фруктов. Начнем с апельсина. Для этого разделяем его эскиз с помощью вспомогательной линии на две части. После чего в каждой половине прорисовываем дольки, изображая их треугольными секторами.

Участок, где должен располагаться виноград, заполняем кружочками, а у киви рисуем только сердцевину. Штриховку эскиза целесообразно начать с винограда. Для этого с помощью самого мягкого карандаша (8 "М") круговыми движениями прорисовывайте каждый кружочек. Учтите, что самым светлым местом в виноградинках должна быть середина, а также края. Это делается для того чтобы ягоды не сливались между собой. Теперь перейдем к прорисовке апельсина. Для начала заштрихуем кожуру. Для этого с помощью карандаша "Т" наложим штриховку по форме фрукта. После чего нанесем пятнышки и точки. Это делается карандашом "ТМ". Так вы сможете передать фактуру апельсина.

Дольки фрукта прорисовываем карандашом "Т". Продвигаемся при этом от центра к краям. Чтобы более точно передать изображение фрукта, карандашом "ТМ" изображаем "перышки". Для придания рисунку большего сходства с оригиналом при помощи ластика делаем углы более круглыми и в центре вытираем небольшой кружочек. Пришло время изобразить киви. С этой целью карандашом "ТМ" наносим на его поверхность штрихи (без нажима). А чтобы придать фрукту большую реалистичность, сделаем на поверхности меленькие линии с более сильным нажимом. Теперь изобразим сердцевину. В центре киви карандашом "ТМ" прорисуем лучики (несколько слоев). Так передадим фактуру настоящего фрукта. Мягким карандашом рисуем семечки, затем при помощи ластика делаем середину более светлой.

Виноградный лист

Если у вас на рабочем поле осталось свободное место, можно добавить в натюрморт такой элемент, как виноградный лист. Для этого изобразим форму листа в виде лопаточки. После чего создадим прожилки, которые обязательно должны выходить из одной точки (это характерная черта виноградного листика). Делаем более точный эскиз формы листа. Теперь можно дополнить прожилки более мелкими ответвлениями и создать уголки данного элемента. Приступаем к штриховке. Карандашом "Т" от точки схождения прожилок наносим штриховые линии к концам элемента. Далее придадим объем.

Для этого карандашом "ТМ" наносим дополнительный слой. Но сделать его нужно только у краев и верхней части листа. Заключительный этап рисования включает в себя нанесение теней и более четкое изображение прожилок листа. Ваша картина готова. Многие полагают, что рисовать натюрморт с фруктами значительно легче, чем изобразить, к примеру, натюрморт с букетом. В принципе, большого отличия между данными картинами нет. При создании и того, и другого рисунка необходимо изображать каждую деталь. Единственное отличие заключается в том, что натюрморты с фруктами и цветами имеют больше элементов.